Научная статья на тему 'Игра детей на блокфлейте как средство нивелирования нарушений слуха и речи'

Игра детей на блокфлейте как средство нивелирования нарушений слуха и речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ИГРА НА БЛОКФЛЕЙТЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ И ПЕВЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / CHILDREN WITH HEARING LOSS / GAME ON BLOCK FLUTE / THE RESULTS INSTRUMENTAL AND SINGING REHAB THE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Иван Григорьевич

Рассмотрена одна из некоторых компенсаторных возможностей решения проблемы звукового восприятия и речевого воспроизведения детей с нарушением слуха. Игра на блокфлейте позволяет детям воспринимать звук как колеблющийся столб воздуха в инструменте в связи с телесной костно-тканевой проводимостью, согласно тезису академика В.П. Морозова. По грантовому проекту «Обновленный слух» проводилось экспериментальное исследование, подтвердившее значимость игры на блокфлейте в аспекте успешности нивелирования нарушений слуха и речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Иван Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY OF CHILDREN ON THE BLOCK FLUTE AS MEANS OF TREATMENT OF HEARING LOSS AND SPEECH DISORDER

Some compensatory resources addressing problem sound perception and speech playback of children with hearing impairment are considered. A game on the block flute allows kids to perceive the sound as oscillating air column in the instrument in connection with bodily bone tissue conductivity, according to the thesis of Academician V.P. Morozova. The grant project “Updated hearing” of a pilot study, which confirmed the importance a game on the block flute in terms of success improvement hearing and speech impaired children.

Текст научной работы на тему «Игра детей на блокфлейте как средство нивелирования нарушений слуха и речи»

УДК 376.33

ИГРА ДЕТЕЙ НА БЛОКФЛЕЙТЕ КАК СРЕДСТВО НИВЕЛИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА И РЕЧИ

© Иван Г ригорьевич ЛАПТЕВ

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и предметных технологий, отличник народного образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, e-mail: ivgrigl@mail.ru

Рассмотрена одна из некоторых компенсаторных возможностей решения проблемы звукового восприятия и речевого воспроизведения детей с нарушением слуха. Игра на блокфлейте позволяет детям воспринимать звук как колеблющийся столб воздуха в инструменте в связи с телесной костнотканевой проводимостью, согласно тезису академика В.П. Морозова. По грантовому проекту «Обновленный слух» проводилось экспериментальное исследование, подтвердившее значимость игры на блокфлейте в аспекте успешности нивелирования нарушений слуха и речи детей.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха; игра на блокфлейте; результаты инструментальной и певческой реабилитационной работы.

Проблема патологии детского развития в период бурного роста технологических процессов и угрожающего загрязнения окружающей среды приобретает все более острое значение. Становится очевидным, что многие, даже частные проблемы педагогики, медицины, социологии невозможно разрешить без человеческого фактора, без успешного приспособления к изменяющейся экологической ситуации, без исследования, изучения и поиска оптимального выхода из негатива окружающей жизни.

В данном случае речь идет о неуклонно увеличивающемся числе детей с нарушениями слуха, а значит и речи.

В отечественной сурдопедагогике накоплен социально значимый творческий опыт коррекционной работы с такими детьми (Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, ИГ. Багрова, ИВ. Королева, Н.Д. Шматко, ТВ. Пелым-ская, Э.И. Леонгард, Г.И. Яшунская, Е.З. Ях-нина и др.) [1-3].

Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося

слухового восприятия звуков устной речи, как отмечают Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко, «формируются навыки речевой коммуникации» [3, с. 5].

Реакция организма на звуки выражается подсознательными и сознательными нервными актами, совокупность которых российский физиолог И.П. Павлов обозначил как «слуховой анализатор» [4, с. 312].

Общеизвестно, что раздражителем слуха являются колебания, имеющие определенную периодичность и амплитуду (камертон, свисток Гальтона) или комбинации из таких колебаний (тембровые звуки инструментов или голосов). Выходящие за пределы нормальной звуковой зоны инфразвуки и ультразвуки могут вызывать определенную реакцию организма, однако, не отражающую нормы звуковой физиологии человека.

И здесь мы подходим к феномену костно-тканевой проводимости, имеющей родство с вибрационным чувством - паллестезией, вызывающей в слуховом органе адекватную реакцию на раздражение. Например, широкое применение такая проводимость находит в сфере авиации у летного состава.

Отправным моментом в использовании игры на блокфлейте детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными нарушениями слуха и речи как способа нивелирования, сглаживания, реабилитации или ослабления таких нарущений явился экспериментально подтвержденный тезис акаде-

мика В.П. Морозова о том, что «костнотканевая звукопроводимость в слуховых восприятиях играет большую роль» [5, с. 130].

Теоретические и практические предпосылки свидетельствуют о возможности адекватного звукового восприятия высоты тона детьми с нарушениями слуха «в процессе игры на блокфлейтах, где звуковоспроизводящим компонентом является колеблющийся столб воздуха, звуковысотность которого активно воспринимается детьми в процессе телесной костно-тканевой проводимости» [6, с. 34].

Исследования проводились в специализированном коррекционном детском саду «Верботон». Дошкольники на первом этапе были ознакомлены с принципами игры на блокфлейте. Системность и систематичность работы с детьми не без помощи специали-стов-сурдопедагогов позволила формировать эмоционально-ценностное отношение к воспринимаемым остаточным слухом звукам колеблющегося столба воздуха инструмента блокфлейты [7].

Исполнение отдельных звуков в различных несложных ритмах, заданных хлопками педагога, позволило не только усвоить навыки игры, т. е. аккуратного перекрытия отверстий пальчиками, но и способствовало творческим ритмическим проявлениям. А примарная (удобная для пения) зона нижних звуков блокфлейты позволила постепенно интонационно точно повторять голосом инструментальные звуки на протяженные слоги «Ло», «Ле», «Фа», «Та», «Бо», «Ни».

То есть, согласно теории академика П.К. Анохина, определенные нервные клетки продолжают свои реакции на внешние раздражения и после прекращения действия непосредственного раздражителя, оставляя определенный «след».

Постепенно все пять дошкольников с ограниченным слухом научились, например, на вопрос педагога: «Что это?» медленно, распевно, но четко отвечать: «Блокфлейта».

Костно-тканевая проводимость, т. е. восприятие звуков челюстно-лицевым аппаратом, как показывает практический опыт, совершенствует сенсорику остаточного слуха ребенка. Далее, после точного повторения ряда слогов, их успешное произношение позволило начать работу над русской народной песней «На зеленом лугу».

Специалисты университета подготовили компьютерную программу с изображением блокфлейты и определенными последовательностями перекрытия отверстий блокфлейты по звукам песенной мелодии для инструментального исполнения. Постоянная индивидуальная работа с детьми дала определенные положительные результаты. Унисонный инструментальный ансамбль ритмически, мелодически и темпово верно исполнил мелодико-ритмический рисунок песни, что позволило закрепить музыкально-слуховые представления детей. Одновременно шла работа над текстом первого куплета с целью инициирования речевой активности. В плане наглядности помогали и воспитатели группы. На листе ватмана был нарисован красивый ярко-зеленый фрагмент луга («на зеленом лугу...») и, согласно тексту песни «...раз нашел я дуду», на него клали блокфлейту, что приводило всех детей в необычайный восторг. Для облегчения мелодического рисунка квинтовый тон мелодии был заменен на звук второй ступени. Слова песни разъяснялись, повторялись и закреплялись в правильном произношении.

С детьми проводились краткодиалоговые беседы об окружающей жизни, о музыкальной культуре. Надо заметить, что кропотливая работа по совершенствованию музыкальности и песенно-речевой деятельности на основе игры на блокфлейте и пения куплетов песни проводилась только с шестью слабослышащими дошкольниками. Согласно медицинским требованиям, пять блокфлейт были индивидуально закреплены за дошкольниками, участвующими в реализации проекта. Другие дети были не только активными наблюдателями, но и, по возможности, исполнителями слов и мелодии песни.

Далее в различных инструментальновокальных сочетаниях одни дети, участвующие в эксперименте, играли на блокфлейте, другие дети одновременно пели интонационно достаточно точно несложную мелодию песни со словами всего двух куплетов.

Опыт работы показывает, что происходила активизация развития слухового восприятия и словесного воспроизведения в процессе индивидуального инструментального музицирования на блокфлейте, специфические звуки которой через остаточную слуховую сенсорику и возможности костно-

тканевой проводимости проникали в центральную нервную систему, фиксировались в сознании, активизируя деятельность сохранных анализаторов и развивая остаточный слух.

Следующим экспериментальным этапом освоения игры на блокфлейте было знакомство с инструментом младших школьников общеобразовательной школы-интерната 1-го вида для детей с нарушениями слуха. Экспериментатор словесно и педагог учащихся второго класса с помощью ручных знаков совместно проводили беседы с детьми о музыке П.И. Чайковского с прослушиванием в записи ряда пьес из цикла П.И. Чайковского «Детский альбом». Затем все дети группы, прислонившись к деке фортепиано, а повторно на некотором расстоянии от инструмента, вслушивались в изумительную мелодию «Старинной французской песенки» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Группа детей в количестве восьми человек, предварительно усвоив навыки игры на блокфлейте, разучила и исполнила несколько звуков, согласующихся с мелодией первой и третьей частей пьесы П.И. Чайковского. Задача для детей была достаточно сложная но, как показал опыт, выполнимая. Необходимо было, играя на блокфлейте, слышать мелодическое движение фортепианной игры, а затем верно вступить после проигрывания средней части, что свидетельствовало о развитии памяти, внимания, музыкально-слуховых представлений, дистинкции (познавательного акта различия, в данном случае между мелодиями фортепиано и блокфлейты), музыкально-логического мышления, эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Ознакомление с английской народной песней «Про котят» позволило заметно стимулировать общее умственное развитие, усилить внимание к речевой и инструментальной деятельности, обогатить духовный мир детей эстетическими переживаниями, расширить их кругозор и представления о музыкально-прекрасном в окружающем мире. Мелодия и текст песни после творческого обсуждения с детьми был несколько сокращен для успешного освоения. А восприятие полного шутливого текста позволило детям добродушно посмеяться над котятами, потерявшими в зимнюю стужу и затем нашедшими свои любимые перчатки. Несомненно,

различные игровые педагогические технологии «ориентированы на эмоциональное развитие слабослышащих школьников» [8, с. 7]. С увлечением дети научились играть несложный мелодический рисунок песни на блокфлейте, и каждый ребенок из инструментальной группы в сопровождении инструментального ансамбля достаточно правильно пропевал разученный текст.

Слуховое восприятие, словесное воспроизведение, индивидуальное музицирование на блокфлейте, специфические звуки которой через рецепторные анализаторы проникали в центральную нервную систему, фиксировались и активизировали развитие остаточного слуха у детей. Освоив технические азы, дети музицировали на двух, на трех, на четырех звуках диатоники, формируя ритмическую структуру, усваивая ладовую основу, совершенствуя законченность формы сочиненной мелодико-ритмической модели.

Итогом инструментального музицирования было проигрывание на блокфлейтах, а затем пропевание под аккомпанемент фортепиано сочиненной детьми попевки «Мы поем, мы поем, мы играем и поем». Результативность реабилитационной музыкальной работы с детьми с нарушениями слуха в процессе освоения игры на блокфлейте превзошла все ожидания. Увлеченность детей игрой на блокфлейте была вызвана несколько неожиданным и радостным для них слышанием на основе костно-тканевой проводимости звуков вибрирующего столба воздуха этого инструмента.

Разучивание на блокфлейтах английской народной песни «Про котят» стало своеобразной формой потребности в расширении кругозора. Детям принесли карту, глобус и после объяснения, что на севере на большом острове располагается Англия (Великобритания), они нашли местоположение этой страны, курирующей проект «Новый день»1.

1 Международная программа «Новый день» стала своеобразным импульсом для создания инновационного проекта «Обновленный слух» по корректировке слуха и голоса в процессе игры на блокфлейте детей с различными нарушениями слуха. В 2007 г. действие Международной программы «Новый день» распространилось на всю территорию России. По Южному федеральному округу в грантовом VII конкурсе приняли участие 53 организации из 10 окружных регионов. Грантообладателями стали 11 проектов, в т. ч. Астраханский государственный университет, с подготовлен-

Не без помощи сурдопедагога дети узнали, что в Англии существует Общество исполнителей на блокфлейте, что династия английской семьи Долмеч уже не одно столетие поддерживает традиции игры на инструменте. По инициативе этой семьи было организовано производство блокфлейт в Англии и в других странах, например, в Германии, где произведены блокфлейты, на которых с увлечением играли дети интерната.

Общение способствовало обогащению духовной культуры детей, накоплению знаний об окружающей жизни, побуждение к активизации инструментальной деятельности. Дети выступали с мини-концертом перед родителями в зале школы-интерната, а также в зале Астраханского государственного университета.

В процессе исследования определились особые образовательные потребности в сфере социального развития данной категории детей, обусловливающие содержание и методику нивелирования нарушений слуха и речи в процессе игры на блокфлейте.

В плане воспитательного воздействия зафиксированы следующие результаты. Произошла заметная положительная динамика в социальном развитии детей. У дошкольников были сформированы такие социальные умения, как взаимодействие со сверстниками, доброжелательное принятие помощи взрослого. Младшие школьники стали использовать больше конструктивных способов решения задач в различных видах деятельности, стали уважительнее относится друг к другу. Значительно большее количество детей стали организовывать совместные со сверстниками музыкально-дидактические

игры с исполнением коротких творческих мелодий на блокфлейте, сочинения к ним слов и их пения под аккомпанемент блокфлейты.

Повысился уровень культурологической квалификации педагогов, усилилось внимание педагогов как к социальному, так и культурному воспитанию детей. Увеличилось число родителей, умеющих вступать в контакт со своими детьми, проявляющих заинтересованность в состоянии внутреннего мира своего ребенка, имеющего структуру слухового и речевого нарушений.

ным на конкурс специальным проектом «Обновленный слух», грантовый номер проекта N07 БЕБ 036.

Некоторые родители посчитали полезным приобрести своему ребенку блокфлейту с учетом их интереса к музыкальному инструменту и возможности как проигрывать несложные мелодические рисунки песен, так и с увлечением проговаривать и пропевать несложные тексты.

Несомненно, условием успешной коррекционной работы в аспекте восприятия звуков и воспроизведения устной речи является «опора на сохранные анализаторы и инициирование инструментально-певческой активности детей с нарушениями слуха» [9, с. 311].

1. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. М., 2011.

2. Янн П., Королева И.В. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов. М., 2011.

3. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М., 2008.

4. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1954.

5. Руководство по фониатрии / под ред. В.П. Морозова. М., 1970.

6. Лаптев И.Г. Музыкальное и речевое развитие детей с нарушением слуха в процессе инструментального музицирования на блокфлейте: актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Астрахань, 2008. С. 33-37.

7. Лаптев И. Г. Инструментальное музицирование как условие повышения музыкальности // Интеграционные процессы в системе воспитания и образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2005. С. 97-102.

8. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. М., 2008.

9. Лаптев И.Г. Игра на блокфлейте как средство развития музыкальности слабослышащих детей: организация содержания образования детей с нарушениями развития // Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2008. С. 307-311.

Поступила в редакцию 19.03.2013 г.

UDC 376.33

PLAY OF CHILDREN ON THE BLOCK FLUTE AS MEANS OF TREATMENT OF HEARING LOSS AND SPEECH DISORDER

Ivan Grigoryevich LAPTEV, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of Pedagogy and Subject Technology Department, High Achiever of Public Education, Honored Worker of High Professional Education of Russian Federation, e-mail: ivgrigl@mail.ru

Some compensatory resources addressing problem sound perception and speech playback of children with hearing impairment are considered. A game on the block flute allows kids to perceive the sound as oscillating air column in the instrument in connection with bodily bone tissue conductivity, according to the thesis of Academician V.P. Morozova. The grant project “Updated hearing” of a pilot study, which confirmed the importance a game on the block flute in terms of success improvement hearing and speech impaired children.

Key words: children with hearing loss; game on block flute; the results instrumental and singing rehab the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.