Научная статья на тему 'Роль игры на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников'

Роль игры на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RECORDER / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / MUSICAL ACTIVITY / PROMOTION OF MUSICAL DEVELOPMENT / БЛОКФЛЕЙТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Иван Григорьевич

В статье рассматривается практический опыт игры младших школьников на блокфлейте и успешность этой музыкальной деятельности в процессе активизации музыкального развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role playing English flute in the revitalization process of musical development of younger students

In article practical experience of younger pupils play the recorder and the success of this musical activity in the revitalization process of musical development of children.

Текст научной работы на тему «Роль игры на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников»

Role playing English flute in the revitalization process of musical development of younger students

ориентации старших подростков на основе дополнительных общеразвивающих программ частной образовательной организации в моногороде и критериев ее эффективности;

3. Внедрение организационно-содержательной модели формирования профессиональной ориентации старших подростков в моногороде на основе общеразвивающих программ в частной образовательной организации с включением ресурсов нескольких организаций, в т. ч. международных и сетевой формы реализации и государственно-частного партнерства;

4. Включение в содержание дополнительных обще-развивающих программ частной образовательной организации образовательных модулей по выявлению потенциала способностей личности старшего подростка и уровня его готовности к профессиональному самоопределению;

5. Вовлечение семьи старшего подростка как активного субъекта профориентационной работы на основе общеразвивающих программ частной образовательной организации в моногороде.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

Список литературы:

Белебей//[Электр. ресурс]. - Режим доступа: ЬА:р$://ги.'шк1ре<11а.о^/'шк1/Белебей (Дата обращения: 27.01.2016). Гуров В. Н., Лютова Г. Р. Педагогические условия реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в контексте моногорода//Инновации в образовании. - 2012. - № 12. - С. 33-43. Лютова Г. Р., Гуров В. Н. Инновационный проект: «Государственно-частное партнерство в контексте развития муниципального образовательного комплекса»/В сборнике: Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методология, методические разработки и материалы (гор. округ г. Нефтекамск). - Уфа, 2015. - С. 48-53. Лютова Г. Р., Гуров В. Н. Исследовательский проект «Профильное обучение в общеобразовательных организациях города»/В сборнике: Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методология, методические разработки и материалы (городской округ город Нефтекамск). - Уфа, 2015. - С. 35-44. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Лютова Г. Р. Подготовка управленческих кадров образования в контексте государственно-частного партнерства//Инновации в образовании. - 2015. - № 7. - С. 125-135.

Gurov V., Mazitov R., Lyutova G. Management training education in the context of public-private partnership//Proceed-ings of the 1st International Academic Congress «Fundamental and Applied Studies in the Pacific and Atlantic Oceans Countries». (Japan, Tokyo, 25 October 2014). - Toky o University Press: 2014. - Volume I. - P. 663-668. Gurov V., Mazitov R., Lyutova G. Management training education in the context of public-private partnership//Canadian Journal of Science, Education and Culture. - Toronto Press: 2014, July-Desember. - No. 2(6), Volume III. - P. 389-394.

Laptev Ivan Grigoryevich, candidate of pedagogical Sciences, Professor, Department of preschool and primary education, Astrakhan state University

E-mail: aspu@aspu.ru

Role playing English flute in the revitalization process of musical development of younger students

Abstract: In article practical experience of younger pupils play the recorder and the success of this musical activity in the revitalization process of musical development of children.

Keywords: recorder, primary school children, musical activity, promotion of musical development.

Лаптев Иван Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного и начального образования, Астраханский государственный университет

E-mail: aspu@aspu.ru

Роль игры на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития младших школьников

Аннотация: В статье рассматривается практический опыт игры младших школьников на блокфлейте и успешность этой музыкальной деятельности в процессе активизации музыкального развития детей.

Ключевые слова: блокфлейта, младшие школьники, музыкальная деятельность, активизация музыкального развития.

Бес^оп 4. Рес1адоду

Успешный многолетний практический опыт показывает, что музыкальность младших школьников активно развивается в процессе игры на блокфлейте [1].

Блокфлейта отличается от других инструментов своего семейства наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка, прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель). Звукоряд блокфлейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до полного хроматического. Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Для младших школьников наиболее приемлемым для игры является блокфлейта сопрано «До».

Небезынтересно, что звуки этого инструмента с колеблющимся столбом воздуха воспринимаются не только слуховым анализатором, но и вибрационно, на основе «костно-тканевой проводимости, которая в слуховых восприятиях играет довольно большую роль» [2].

Методика музыкального развития детей, прежде всего, с низким уровнем музыкальных задатков, позволяла осваивать навыки игры на блокфлейте в увлекательной форме. Дети (3-5 учащихся) аккуратно закрывали отверстия на инструменте, при этом поиск верного звука для слухового и визуального контроля сопровождался игрой педагога на блокфлейте. Как только верное звучание было найдено учащимися, весь класс повторял интонационно верно этот звук. Унисонное звучание трансформировалось в инструментальную несложную мелодико-ритмическую модель, сыгранную педагогом на одном звуке. Как музыкально-ритмическое эхо модель повторяли учащиеся — инструменталисты, затем все ученики класса с увлечением пели эти мелодико-ритмические фразы. Далее учащиеся осваивали точность интонационного звучания трёх звуков, что уже позволяло инструментально музицировать с завершением музыкальной фразы. Но это было на последующих уроках музыки.

В дальнейшем, с целью активизации развития музыкально — слуховых представлений, как основного компонента музыкального развития младших школьников, в индивидуальном порядке детям предлагалось сначала мысленно сочинить «свою» мелодию на пяти звуках, а затем сыграть её. Беседы с детьми указывали на адекватность предварительного сочинения и последующего проигрывания музыкально-ритмической модели. В связи с тем, что блокфлейта «сопрано», при последовательном открытии отверстий, имеет диатонический строй в до-мажоре, а при-марная певческая зона детей звучит ровно на октаву ниже, то практически все дети с низким уровнем музыкальных задатков верно повторяли голосом «свой» мелодический рисунок. Это был значительный прогресс в музыкальном

развитии детей. Инструментальная деятельность учеников с низким уровнем музыкальности на уроке составляла не более 5-7 минут, что способствовало успешному усвоению школьного программного материала всеми детьми в классе.

Современные российские требования к общеобразовательной школе по предмету «Музыка» стали более динамичными. В «Стандарт начального общего образования по искусству» как раздел опыта музыкально-творческой деятельности, восполняющим и нивелирующим дисбаланс координации между слухом и голосом, обладающим компенсаторными возможностями, вводится инструментальное музицирование [3].

Опыт инструментального музицирования с детьми указывает на высокие потенциальные возможности игры на блокфлейте как средства активизации музыкального развития младших школьников.

И ещё. В качестве заинтересованности инструментом блокфлейта, «родственником» флейты, младшим школьникам можно рассказать древнюю легенду. А начать можно со строк М. Цветаевой из поэмы «Крысолов»: Сладкие сны, густые чащи... А сердце всё тише, а флейта всё слаще... Не думай, а следуй, не думай, а слушай. А флейта всё слаще, а сердце всё чаще...

И затем возможна свободная транскрипция учителя о музыканте-крысолове из немецкого города Хамельн земли Нижняя Саксония, который в значительной мере известен благодаря легенде о гаммельнском крысолове...

Однажды в городок Гаммельн пришли крысы. Они причиняли жителям города неисчислимые бедствия. И вот явился крысолов, взявшийся избавить город от беды. Магистрат заключил с ним договор, по которому обязался выплатить 1000 талеров, если он сумеет избавить город от крыс. Крысолов заиграл на волшебной флейте и крысы вышли из своих нор, собираясь вокруг него. Когда крысолов убедился, что все грызуны выползли, он двинулся в сторону реки Везер. Вся толпа крыс и мышей последовала за ним, бросилась в воду и утонула. Но жадный магистрат не захотел заплатить Крысолову положенную ему сумму. Тогда Крысолов отплатил жителям Гаммельна: он снова заиграл на своей флейте и все жители города — и взрослые, и дети — всю неделю без отдыха танцевали и пели, а затем навсегда исчезли из Гаммельна. Рассказывают, что где-то далеко в зарослях альпийских лугов живут счастливые люди, не знающие несправедливости, вражды, корысти, и будто эти люди красиво поют, а говорят они на гаммельнском диалекте.

Младшие школьники с восторгом и воодушевлением воспринимают необычный рассказ учителя о музыканте-флейтисте, что, несомненно, способствует желанию лучшего усвоения навыков игры на блокфлейте.

Следует заметить, что основными являются два важных навыка — точное перекрытие отверстий блокфлейты и верная без напряжения подача воздуха в мундштук.

Если на уроках музыки игре на блокфлейте и повторению голосом всем классом небольших музыкально-

Fundamentality of curriculums content in the professional training journalists while obtaining the "Bachelor's" degree.

ритмических моделей и мелодий уделялось несколько минут, то во внеклассной работе музыкальная деятельность младших школьников в процессе инструментального музицирования приобретала поистине широкий характер. Дети изучали нотную грамоту и осваивали при игре на блокфлете немецкую аппликатурную систему.

Был организован ансамбль блокфлейтистов, который выступал не только в школе на родительских собраниях, но и на торжественных мероприятиях города Астрахани. В репертуаре ансамбля, играющего без сопровождения и сопровождаемого игрой на фортепиано, были народные песни и музыкальные пьесы классического характера. Например, любимыми произведениями ансамблистов были русские народные песни «Со вьюном я хожу», которая исполнялась трехголосным каноном и песня «Во кузнице», где звуки первых двух слогов исполнял солист и далее мелодию подхватывал весь инструментальный ансамбль.

Из музыкальной классики чаще всего исполнялись пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского [5] — № 4 «Мама», № 5 «Марш деревянных солдатиков», № 16 «Старинная французская песенка» и № 17 «Немецкая песенка», в которой важным приёмом легкого стоккатирова-ния, являлось выполнение навыка подачи звука в мундштук как бы слогом «ту».

Из зарубежной музыки дети исполняли в унисон лишь фрагменты пьесы «Снег танцует» из сюиты для фортепиано Клода Дебюсси «Детский уголок» и тоже унисонные

фрагменты пьесы «Кукла (Колыбельная песня)» из цикла пьес для фортепиано в 4 руки «Детские игры» Жоржа Бизе.

С увлечение дети разучивали и исполняли аранжированные для ансамбля блокфлейт в сопровождении фортепиано песни различных народов. Это — итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок» с вокальным исполнением, австрийская «Ах мой милый Августин» с удобным для пальцев тональным отклонением, греческая «Колечко» с первоклассницей-солисткой, английские «Покажи, как играет флейта» и «Наш оркестр» с хоровым исполнением этих песен.

Достаточно широкий диапазон исполняемых на блок-флейтах в процессе классной и внеклассной музыкальной деятельности пусть небольших, но значимых в мировой музыкальной литературе музыкальных произведений расширял музыкальный кругозор учащихся, способствовал развитию музыкальных способностей, давал повод для прослушивания дома с родителями, не без помощи интернета, других музыкальных произведений из этих же циклов. Более того, в семейном кругу инициировалось создание семейных музыкальных ансамблей, о чем с гордостью сообщали дети.

Таким образом, практика подтвердила гипотезу о принципиальной важности игры младших школьников на блокфлейте в процессе активизации музыкального развития.

Список литературы:

1. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М., 2000. - С. 45.

2. Руководство по фониатрии/под ред. В. П. Морозова. - Л., 1970. - C. 130.

3. Стандарт начального общего образования по искусству//Начальная школа. - 2004. - № 10. - C. 7.

4. Laptev I. Innovative aspect of musical abilities of younger schoolboys. - «Global Science and Innovation»: A global perspective on science, technology and innovation conference. 17-18 December 2013. - USA, Chicago, 2013. -Р. 259-261.

5. Laptev I. Instrumental music - arrangements plays «Children's album» P. Tchaikovsky. - Lap Lambert Academic Publishing, Deutschland, Saarbrucken, 2015. - 149 p.

Fruktova Yana Stanislavovna, the Borys Grinchenko Kyiv University, associate professor, Department of Journalism and New Media E-mail: yana.fruktova@gmail.com

Fundamentality of curriculums content in the professional training journalists while obtaining the "Bachelor's" degree on the basis of competence approach

Abstract: This article presents the theoretical justification of fundamentality of journalists professional training curriculums while obtaining the "Bachelor's" degree on the basis of competence approach. The general professional competencies which define the content of invariant core of futureprofessionals knowledge are enumerated in this research.

Keywords: j ournalism, education content, curriculums, professional training, competence approach, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.