Научная статья на тему 'Студенческое предпринимательство как способ развития экономики: миф или реальность?'

Студенческое предпринимательство как способ развития экономики: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
студенческое предпринимательство / студенческие проекты / стартапы / предпринимательское образование / student entrepreneurship / student projects / startups / entrepreneurial education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мошкарина Маргарита Антоновна

В настоящее время студентам российских университетов предоставляется все больше возможностей для создания собственного бизнеса. Это в свою очередь является довольно важным элементом в развитии малого и среднего предпринимательства, играющих важную роль в экономике страны. Студенческое предпринимательство является своеобразным катализатором развития и инноваций, поскольку ежегодно создается все больше актуальных идей, которые способствуют развитию различных сфер общественной жизни. В статье рассматривается важность развития студенческого предпринимательства. Автор проводит анализ возможных мер поддержки студентов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, и оценивает роль университетов в поддержке студенческого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student entrepreneurship as a way of economic development: myth or reality?

Currently, students at Russian universities are given more and more opportunities to create their own businesses. This, in turn, is a fairly important element in the development of small and medium-sized businesses, which play an important role in the economy. Student entrepreneurship is a kind of catalyst for development and innovation, since more and more relevant ideas are created every year that contribute to the development of various spheres of public life. The article discusses the importance of developing student entrepreneurship. The author analyzes possible measures to support students involved in entrepreneurial activities and evaluates the role of universities in supporting student entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Студенческое предпринимательство как способ развития экономики: миф или реальность?»

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №1 (32), 2024

УДК 346 ББК 67.404

Маргарита Антоновна Мошкарина

Генеральный директор ООО «КреативПак»

moshkarinam2003@mail.ru

140003, Россия, Московская область, г Люберцы, ул. Лётчика Ларюшина, д. 6, корп. 2

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. В настоящее время студентам российских университетов предоставляется все больше возможностей для создания собственного бизнеса. Это в свою очередь является довольно важным элементом в развитии малого и среднего предпринимательства, играющих важную роль в экономике страны. Студенческое предпринимательство является своеобразным катализатором развития и инноваций, поскольку ежегодно создается все больше актуальных идей, которые способствуют развитию различных сфер общественной жизни.

В статье рассматривается важность развития студенческого предпринимательства.

Автор проводит анализ возможных мер поддержки студентов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, и оценивает роль университетов в поддержке студенческого предпринимательства.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, студенческие проекты, стартапы, предпринимательское образование.

M.A. MOSHKARINA, General manager Creativpack LLC, moshkarinam2003@mail.ru 6/2, Letchik Laryushin str., Lyubertsy, Moscow region, 140003, Russia

STUDENT ENTREPRENEURSHIP AS A WAY OF ECONOMIC DEVELOPMENT: MYTH OR REALITY?

Annotation. Currently, students at Russian universities are given more and more opportunities to create their own businesses. This, in turn, is a fairly important

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №1 (32), 2024

element in the development of small and medium-sized businesses, which play an important role in the economy. Student entrepreneurship is a kind of catalyst for development and innovation, since more and more relevant ideas are created every year that contribute to the development of various spheres of public life. The article discusses the importance of developing student entrepreneurship. The author analyzes possible measures to support students involved in entrepreneurial activities and evaluates the role of universities in supporting student entrepreneurship.

Key words: student entrepreneurship, student projects, startups,

entrepreneurial education.

Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике и обществе. Во-первых, малые формы бизнеса являются основным источником создания новых рабочих мест, способствуют увеличению занятости и сокращению безработицы. Во-вторых, содействуют развитию экономики путем инноваций, увеличения конкуренции и стимулирования инвестиций. Они могут быть центром инноваций и технологического развития. В-третьих, малый бизнес способствует развитию различных регионов и местностей, способствует улучшению качества жизни людей и сокращению социального неравенства.

Основным законодательным актом, регулирующим малое предпринимательство в России, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1.

Государственная политика предусматривает разнообразные формы поддержки малого бизнеса, к которым можно отнести [1]:

1) финансовую — меры по предоставлению финансовой поддержки предпринимателям;

2) имущественную — меры по предоставлению МСП государственного имущества на правах пользования;

3) информационно-консультационную — меры по созданию благоприятной информационной системы, позволяющей предпринимателем совершенствовать знания о бизнесе (Центры «Мой бизнес», проводящие разнообразные тренинги, цифровая платформа «МСП.РФ» и другие);

4) инфраструктурную — меры по предоставлению инфраструктурной помощи МСП для создания условий, позволяющих комфортно вести бизнес, которые также включают в себя организацию бизнес-инкубаторов, инновационных центров и др.

1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 30.07.2007. — № 31. — ст. 4006.

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №1 (32), 2024

Однако помимо вышеперечисленного многие авторы в своих научных работах отмечают важность приобщения молодого поколения к реализации бизнес-проектов и активизации их предпринимательских инициатив. По мнению А.С. Майрова «от наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений» [2].

Важно отметить, что ежегодно в стране в сфере малого и среднего бизнеса увеличивается процент молодых предпринимателей (диаграмма 1).

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

Количество человек, млн.чел

2021 2022 2023

Диаграмма 1. Динамика роста количества молодых предпринимателей

В настоящее время одним из наиболее популярных возможностей создания малого бизнеса является именно студенческое предпринимательство. Это связано с активной государственной поддержкой, направленной на популяризацию данного вида экономической деятельности [4]. Например, в настоящее время активно реализуется Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который является комплексом мероприятий по включению представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., и направлен на повышение предпринимательского потенциала страны, а также обеспечение участия образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне действует большое количество мер поддержки студенческого предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №1 (32), 2024

Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, а также Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Стоит также отметить, что поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи как одного из ключевых направлений молодёжной политики закреплена в Федеральном законе от «О молодёжной политике в Российской Федерации»1. Именно поэтому создание бизнеса становится привлекательным направлением развития для студентов. Рассмотрим некоторые меры, реализуемые, к примеру, Фондом содействия инновациям:

1. Грант «Студенческий стартап», который предоставляется с целью разработки новых товаров, изделий, технологий или услуг.

2. Программа «ИнноШкольник».

3. Программа «УМНИК».

Данные программы позволяют получить грантовую поддержку на реализацию бизнес-идеи, что решает проблему, с которой зачастую сталкиваются владельцы малого бизнеса, а именно проблему финансирования и реализации разработанной стратегии. Кроме того, для решения проблемы финансирования созданы микрозаймы «Старт» и «Свое дело», которые предоставляют денежные средства на выгодных для предпринимателей условиях. Соответствующие меры государственной поддержки действительно предоставляют уникальную возможность студентам самостоятельно создать свое дело, которое в последующем будет приносить прибыль [5].

Другим инструментом привлечения студентов в сферу предпринимательства является применение инноваций и в образовательном процессе, реализуемый Министерством образования Российской Федерации. Речь в данном случае идет о программе «Стартап как диплом», которая пользуется популярностью среди студентов российских университетов. Безусловно данная программа дает большой предпринимательский опыт в процессе обучения и позволяет провести детальный анализ собственного стартап-проекта для его успешной реализации в будущем.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что необходимость развития студенческого предпринимательства на государственном уровне обусловлена множеством факторов. Во-первых, студенческое предпринимательство способствует развитию экономики страны. Молодые предприниматели, благодаря развитию своих проектов с помощью мер государственной поддержки создают новые рабочие места, инновационные

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 04.01.2021. — № 1 (часть I). — ст. 28.

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №1 (32), 2024

продукты, способствующие развитию различных сфер жизни общества и эффективности бизнеса в целом. Государство, путем предоставления дополнительных мер поддержки студенческого и молодежного предпринимательства, обеспечивает стабильное развитие малого бизнеса и популяризирует предпринимательство. Во-вторых. бизнес-проекты студентов привлекают внимание общественности к проблемам, существующим в обществе, и предлагают эффективные и инновационные меры по их решению. В-третьих, активное развитие студенческого предпринимательства в учреждениях высшего образования путем проведения разнообразных образовательных программ и тренингов способствует улучшению качества образования студентов, поскольку модели и методы обучения предпринимательству помогают студентам развивать практические навыки и знания, которые могут быть применены в их будущей предпринимательской деятельности.

Таким образом, вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность способствует формированию инновационной экономики, поскольку молодые предприниматели способны генерировать идеи, необходимые в настоящий момент для экономического и социального развития страны.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Левченко, К.А., Епанчинцев, В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2018. — № 1(12). — С. 13.

2. Майров, А.С. Инновационные технологии в регулировании молодежного предпринимательства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2011. — № 26. — С. 149-150.

3. Рыжова, А.Н. К вопросу о развитии и актуальных проблемах молодежного предпринимательства в России / А. Н. Рыжова // Правовой альманах. - 2023. - № 7(29). - С. 50-55.

4. Давыдова, А.В. Молодежное предпринимательство, как новый вектор развития экономики / А. В. Давыдова // Legal Bulletin. - 2019. - Т. 4, № 1. - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.