Экономика. Право. Инновации. 2023. № 3. С. 37-52 Economics. Law. Innovation. 2023. No. 3. P. 37-52
Региональная и отраслевая экономика _Regional and branch economics
Научная статья УДК 378.4
doi: 10.17586/2713-1874-2023-3-37-52
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ПО РАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дарья Михайловна Стажарова
Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, dstazharova@itmo.ru, http://orcid.org/0000-0002-0195-0513 Язык статьи - русский
Аннотация: Статья посвящена вопросам оценки деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к феномену студенческого предпринимательства, при этом единого подхода к выделению того, что можно отнести к деятельности университета по развитию предпринимательских компетенций у студентов и поддержке студенческих стартапов не существует, вследствие чего единые методическая и методологическая базы для ее оценки также отсутствуют. В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы международные и российские рейтинги, оценивающие деятельность университетов по развитию студенческого предпринимательства. Предложен авторский метод оценивания деятельности университетов, способствующей созданию и развитию студенческих стартапов, на основе чего сформирован ранжированный список российских национальных исследовательских университетов по ведению предпринимательской деятельности. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения и развития предпринимательского потенциала университетов и оценки их деятельности в данной сфере.
Ключевые слова: деятельность университетов по развитию студенческого предпринимательства, национальные исследовательские университеты, предпринимательское образование, студенческое предпринимательство, студенческие проекты, студенческие стартапы
Исследование выполнено при финансовой поддержке Университета ИТМО, тема НИР № 621280 «Методы проектирования и развития инновационных и предпринимательских систем в условиях изменений трендов, вызовов и бизнес-моделей».
Ссылка для цитирования: Стажарова Д.М. Оценка деятельности российских национальных исследовательских университетов по развитию студенческого предпринимательства // Экономика. Право. Инновации. 2023. № 3. С. 37-52. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2023-3-37-52.
EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF RUSSIAN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENT ENTREPRENEURSHIP
Daria M. Stazharova
ITMO University, Saint Petersburg, Russia, dstazharova@itmo.ru, http://orcid.org/0000-0002-0195-0513 Article in Russian
Abstract: The article is devoted to the evaluation of the activities of universities for the development of student entrepreneurship. The relevance of the study is due to the growing interest in the phenomenon of student entrepreneurship, while there is no single approach to identifying what can be attributed to the university's activities to develop entrepreneurial competencies among students and support student startups, as a result of which there are no uniform methodological and methodological bases for its assessment. As a result, there is also no unified methodological basis for its assessment. During the study, international and Russian rankings evaluating the activities of universities for the development of student entrepreneurship were considered and analyzed. The author's method of evaluating the activities of universities that contribute to the creation and development of student startups is proposed, on the basis of which a ranked list of Russian national research universities on entrepreneurship is formed. The results of the study may be of interest to a wide range of readers interested in studying and developing the entrepreneurial potential of universities and evaluating their activities in the field of student entrepreneurship development.
Keywords: activities of universities to develop student entrepreneurship, entrepreneurial education, national research universities, student entrepreneurship, student projects, student startups
The research was carried out with the financial support of ITMO University, research topic No. 621280 «Methods for the design and development of innovative and entrepreneurial systems in the context of changing trends, challenges and business models».
For citation: Stazharova D.M. Evaluation of the Activities of Russian National Research Universities for the Development of Student Entrepreneurship. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2023. No. 3. pp. 37-52. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2023-3-37-52.
Введение. Современный университет выполняет не только образовательную и научную, но и экономическую миссию, которая включает в себя коммерциализацию технологий через активизацию предпринимательских инициатив студентов, ведущую к повышению инвестиционной привлекательности сферы университетских исследований и разработок. Вследствие чего возникает вопрос выражения и оценки данной функции. Одним из примеров реализации экономической функции университетов является феномен студенческого предпринимательства, связанный с созданием и развитием студенческих проектов.
В настоящее время в Российской Федерации несмотря на популяризацию студенческого предпринимательства, связанную с реализацией Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», отсутствует единая методика оценки всех запланированных мероприятий (проведение тренингов предпринимательских компетенций и акселерационных программ, выдача грантов студентам, открытие предпринимательских точек кипения, бизнес-инкубаторов, технопарков и стартап-студий). Перечисленные факты подтверждают необходимость создания единой методической базы для оценки деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства. Первоочередной задачей для создания такой базы является изучение лучших практик для определения единых критериев оценки предпринимательской деятельности университетов.
Целью исследования является изучение и оценка деятельности российских национальных исследовательских университетов по развитию студенческого предпринимательства путем формирования профессиональных навыков во время освоения образовательных программ, оказания помощи при открытии стартапов и дальнейшей их
поддержке, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, взаимодействии с другими субъектами национальной инновационной системы.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи.
1) Рассмотреть и проанализировать международные и российские рейтинги, оценивающие деятельность университетов по развитию студенческого предпринимательства.
2) Предложить критерии оценки деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства.
3) Сформировать ранжированный список российских национальных исследовательских университетов по ведению деятельности, содействующей развитию студенческого предпринимательства.
Методы и материалы исследования. Для исследования использовались методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации научных трудов. Информационно-эмпирической базой исследования послужили публикации научного и прикладного характера российских и зарубежных авторов, собственные исследования автора по указанной теме, статистические и аналитические данные, опубликованные в открытом доступе, и глубинные интервью с представителями национальных исследовательских университетов.
Литературный обзор. Анализ имеющихся отечественных и зарубежных исследований показал, что общепринятого подхода к формулировке деятельности университетов, направленной на развитие студенческого предпринимательства, не существует. Сложность в вычленении исключительно анализируемой деятельности связана с тем, что в большинстве случаев ее оценка находит отражение в показателях и индикаторах международных и национальных рейтингах инновационной деятельности учреждений высшего
образования. К инновационной деятельности обычно относят оценку процесса научных исследований с опорой на систему таких наукометрических показателей, как публикационная активность и цитируемость. Деятельность, связанная с развитием предпринимательских компетенций и созданием студенческих стартапов, выступает более узкой категорией инновационной деятельности университетов, при ее оценке рассматриваются производимые инновации, внедрение в экономику новых технологических решений или результаты их коммерциализации, в том числе оценивается количество созданных экономических субъектов - стартапов. В основном, при упоминании деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства больший акцент делается на рассмотрении концепции предпринимательского университета, зародившейся в середине 90-х годов в работах американского ученого Б.Р. Кларка. По мнению ученого, предпринимательский университет активно стремится к инновациям в своей работе, а его отличительной чертой является принятие рисков при освоении новых практик, результат которых неясен [1, с. 20]. Возвращаясь к деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства, на сегодняшний день исследования в российской научной литературе, посвященные данной тематике, можно разделить на следующие категории:
Деятельность университета в процессе посредничества при передаче знаний и технологий между университетом и бизнесом (трансфер технологий) получила свою оценку в трудах Гончаровой Н.А, Кудрявцева А.С. [2], Гулевича Д.П., Прохоренко Р.М. [3], Постникова В.П. [4], Зинова В.Г., Федорова И.С. [5]. При этом Филиппов Г.А. и Репин А.В. отмечают, что для передачи научных достижений из стен университетов в реальную экономику необходимо создание особого микроклимата, существующего и функционирующего за счет соответствующих сетевых структур в университете [6].
Отдельные показатели деятельности элементов университетских инфраструктур (акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков, стартап-студий и др.), которые могут помогать в развитии предпринимательских компетенций и выступать
сервисами поддержки студенческих проектов и стартапов освещены в трудах Морозовой А.В [7], Зиновой В.Г. [8], Старченковой О.Д., Величенковой Д.С. [9], Умарова И.А., Рабцевича А.А. [10], Терпугова А.Е. [11].
Предпринимательская деятельность студентов (выпускников) по открытию стартапов. В данной категории исследований представлен широкий круг вопросов - от того, как зарождается мотивация к предпринимательской деятельности у студентов (работы Гришина К.Е., Богатырева М.Р. [12], Шпенглера А.В., Бобова Р.А. [13], Свиридовой К.А. [14], Сусловой А.В., Сергеевой А.В., [15], Волковой А.С., Кудаевой М.М. [16]), до подведения итогов реализации программ по активизации предпринимательских компетенций и созданию студентами собственных проектов - в большинстве описываются конкретные программы и кейсы отдельных университетов [17-19].
Таким образом, отечественные исследователи работают над широким кругом вопросов, посвященному оценке деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства, однако единого подхода выявлено не было: в его поисках авторы обратились к практикам международных и российских систем рейтингов и показателей, представленных в таблице 1.
Полученные результаты анализа международных и российских рейтингов показали, что как и в научной литературе, единого подхода к оценке деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства на сегодняшний день не существует. Это определяет необходимость обсуждения и предложения новых методических систем оценивания. Во-первых, такая оценка поможет выявить эффективно функционирующие программы и методики, способствующие развитию предпринимательских навыков у студентов. Это позволит университетам обмениваться опытом и создавать эффективные стратегии развития предпринимательской культуры. Во-вторых, оценка университетов будет способствовать созданию новых и усовершенствованию существующих рейтингов, помогающих студентам выбрать наиболее подходящее учебное заведение для раскрытия и развития своего предпринимательского потенциала. При этом автором выдвинуты
следующие причины сложности выведения единой формулы оценки деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства.
1) Государственные/региональные особенности ведения предпринимательской деятельности. В зависимости от государственной политики в области поддержки предпринимательства и юрисдикции страны определяются общие правила игры для запуска и развития стартапов. Например, международное исследование Doing Business оценивает лёгкость ведения бизнеса через сравнение условий простоты предпринимательской деятельности между странами мира, составляемое всемирным банком на основе ежегодных данных. Рейтинг Global Startup Ecosystem Index показывает лучшие города и страны с точки зрения запуска и поддержки стартапов, оценивая общие параметры мировых стартап-экосистем.
2) Разнообразие форм университетов и форматов обучения в них. Университеты
можно систематизировать по различным критериям, что увеличивает сложность оценки их деятельности в силу того, что все обладают разными первоначальными условиями. Лидерами по количеству стартаперов среди студентов и выпускников являются американские университеты, где студенческое предпринимательское движение формировалось параллельно с развитием всего глобального стартаперского движения, связанного с созданием и развитием Кремниевой долины.
Результаты исследования. Для изучения лучших практик деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства объектом анализа были выбраны национальные исследовательские университеты (далее - НИУ). В России НИУ появились в 2008 году после издания указа Президента России «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».
Таблица 1
Международные и российские рейтинги, оценивающие деятельность университетов по развитию студенческого предпринимательства
_Источник: составлено автором_
Название рейтинга, аналитического отчета Организация Описание Показатели, группы показателей
Международн ые
GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey) Университет Санкт-Галлена (University of St. Gallen) и Бернский университет (University of Bern), Швейцария Крупный глобальный исследовательский проект о студенческом предпринимательстве Личные мотивы. Университетская среда. Семья. Социально-культурный контекст.
PitchBook Universities: Top 100 colleges ranked by startup founders PitchBook - компания, занимающаяся финансовыми данными и программным обеспечением. Сравнение университетов по количеству предпринимателей-выпускников, которые основали стартапы, поддерживаемые венчурным капиталом. Количество выпускников-основателей. Количество старта-пов. Объем привлеченных стартапами инвестиций.
Продолжение таблицы 1
Название рейтинга, аналитического отчета Организация Описание Показатели, группы показателей
Российские
Эксперт: Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ Издание «Эксперт» российский деловой еженедельник Оценивает российские университеты по количеству предпринимателей-выпускников, которые основали стар-тапы, поддерживаемые венчурным капиталом. Количество старта-пов. Количество выпускников-основателей. Объем привлеченных стартапами инвестиций. Доля поддержанных стартапов.
Интерфакс: Национальный рейтинг университетов - трек «Инновации и предпринимательство) «Интерфакс» - информационное агентство, одно из трёх ведущих агентств России (наряду с государственными ТАСС и РИА Новости) Проект независимой оценки деятельности российских университетов, оценивается уровень технологического предпринимательства П1. Технологическое (инновационное) предпринимательство в университете. П2. Портфель патентов университета. П3. Сотрудничество Университета с высокотехнологичными компаниями; проводимые университетом испытания. П4. Инновационная инфраструктура университета, предприятия университета, социальное предпринимательство. П5. НИОКР университета. П6. Базовые кафедры университета.
Продолжение таблицы 1
Название рейтинга, аналитического отчета Организация Описание Показатели, группы показателей
Интерфакс: Обучение предпринимательству в российских университетах «Интерфакс» — информационное агентство, одно из трёх ведущих агентств России (наряду с государственными ТАСС и РИА Новости) Исследование в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов», оценивающее предпринимательские программы в российских университетах Содержание образовательных программ подготовок по предпринимательству и процесса их реализации, включающие обобщенные критерии качества ОП, предлагаемые европейскими агентствами, специализирующимися в обеспечении качества образования.
На сегодняшний день в Российской Федерации двадцать девять НИУ. Отличительной особенностью данных университетов считается не только способность генерировать
знания, но и возможность обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику, что выделяет их среди других университетов.
Рисунок 1 - Количество и структура организаций высшего образования в Российской Федерации в 2022 году [20]
В основу анализа ведения деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства легли следующие критерии, предложенные автором:
- Образовательные программы, сопряженные с инновациями или предпринимательством.
- Программа «Стартап как диплом».
- Инфраструктура, необходимая для создания и развития студенческих стартапов.
- Малые инновационные предприятия.
- Привлеченные денежные средства университетскими стартапами.
В качестве первого критерия было предложено рассмотрение наличия образовательных программ бакалавриата 27.03.05 и магистратуры 27.04.05 по направлению подготовки «Инноватика». Образовательные программы уровня подготовки бакалавриата реализуются только в 38% исследуемых НИУ, уровня подготовки магистратуры - в 28%.
При этом в некоторых университетах есть программы, сопряженные с инновациями, например, в Высшей школе экономики реализуется программа «Цифровые инновации в управлении предприятием» по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика», а в Новосибирском государственном университете программа «Инновационное предпринимательство и менеджмент» реализуется по направлению подготовки 34.04.02 «Менеджмент».
В целом по стране наблюдается рост интереса университетов к обучению предпринимательству, разработке и развитию образовательных программ по предпринимательству различных уровней - от бакалавриата до программ дополнительного образования взрослых, согласно данным рейтингового исследования «Обучение предпринимательству в российских университетах» от агентства Интерфакс [21].
Рисунок 2 - Реализация образовательных программ, сопряженных с инновациями и предпринимательством в национальных исследовательских университетах
Одним из инструментов привлечения студентов к предпринимательской деятельности, кроме обучения на профильных образовательных программах, является активное применение инноваций в образовательном процессе. Одной из таких новаций можно назвать возможность работы над собственным стартапом в рамках написания и защиты выпускной квалификационной работы (программа «Стартап как диплом»). Ключевыми бенефициарами программы являются студенты, которые в дополнение к основному направлению подготовки получают уникальный предпринимательский опыт во время обучения, используя доступные ресурсы университета (профильные образовательные дисциплины, тематические внеучебные мероприятия, ресурсы и возможности инновационных подразделений - технопарков, бизнес-инкубаторов и акселераторов и др.) для создания инновационных проектов с высоким коммерческим потенциалом. В ходе работы была рассмотрена возможность защиты
выпускных квалификационных работ в форме стартапа в национальных исследова-
тельских университетах - на сегодняшний день программа реализуется только в 45% НИУ. При этом некоторые университеты (Московский государственный строительный университет и Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) заинтересованы в запуске программы. Статистика по реализации программы в Российской Федерации отсутствует, но Минобрнауки РФ говорит о росте популярности программы - с момента запуска программы в 2017 году к ее реализации за пять лет присоединилось более 50 российских вузов, что подтверждает заинтересованность в развитии предпринимательских компетенций у обучающихся.
Следующим важным условием для развития студенческого предпринимательства является инфраструктура, с помощью которой студенты смогут реализовать свои идеи и проекты. Основными подразделениями университетов, которые могут стать базой для
реализации идеи до коммерчески успешного стартапа, были выделены технологические парки, бизнес-инкубаторы, акселераторы, центры трансфера технологий, стартап-сту-дии и другие профильные подразделения. В совокупности они образуют инновационную инфраструктуру вуза, представляющую собой единую, сложную, образовательную, материально-техническую, информационную, цифровую систему, обеспечивающую за счет взаимодействия всех ее элементов, условия,
процесс и результат создания, масштабирования и коммерциализации студенческих проектов и инноваций [22].
Как показало исследование «Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики», доступность площадок, которые можно использовать для реализации своих идей, является одним из главных драйверов появления инновационных проектов в образовании [23].
Таблица 2
Инфраструктура российских национальных исследовательских университетов, обеспечивающих создание, развитие и поддержку студенческих стартапов и инноваций
ТП* А БИ ЦТТ СС ДП
Белгородский государственный НИУ
Иркутский НИТУ
Казанский ГТУ им. А.Н. Туполева
Казанский НИТУ
Мордовский ГУ им. Н.П. Огарева
Московский авиационный институт (ГТУ)
Московский государственный институт электронной техники
Московский государственный строительный университет
Московский ГТУ им. Н.Э. Баумана
Московский инженерно-физический институт
Московский институт стали и сплавов
Московский физико-технический институт
Московский энергетический институт
НИУ «Высшая школа экономики»
продолжение таблицы 2
ТП
А
БИ
ЦТТ
СС
ДП
Нижегородский ГУ им. Н.И. Лобачевского
Новосибирский ГУ
Пермский ГТУ
Пермский ГУ
Российский ГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
Российский НИМУ им. Н.И. Пирогова
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева
Санкт-Петербургский горный университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский НИ Академический университет им. Ж.И. Алфёрова Российской академии наук
Саратовский ГУ им. Н.Г. Чернышевского
Томский ГУ
Томский политехнический университет
Университет ИТМО
Южно-Уральский ГУ
*зеленым цветом выделены существующие элементы инфраструктуры: ТП - технопарк, А -акселератор; БИ - бизнес-инкубатор; ЦТТ - центр трансфера технологий; СС - стартап-студия; ДП - другие подразделения
В ходе анализа удалось выяснить, что самым популярным инновационным подразделением российских НИУ является бизнес-инкубатор (имеется в 48% университетах). Далее чаще всего встречаются акселераторы и центры трансфера технологий (41%), технопарки (38%). Новым видом университетских инновационных подразделений являются
стартап-студии, появившиеся в ходе реализации Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» - планируется, что к 2030 году откроется 50 университетских стартап-сту-дий. Основное отличие стартап-студии от других инновационных подразделений университетов заключается в том, что студент
может прийти в нее с проектом на этапе идеи, а студия возьмет полную ответственность за его реализацию и масштабирование. Также при анализе были выявлены несколько новых видов инновационных подразделений университетов, учтённых в категории «другие» среди таких: инновационно-технологический центр МФТИ, центр инновационного развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, центр поддержки технологий и инноваций ИРНИТУ, центр технологического предпринимательства ИТМО, стартап-центр Самарского государственного аэрокосмического университета. Обращаясь к общему ландшафту, можно сделать вывод о наличии инновационной инфраструктуры в 76% рассматриваемых НИУ - только в 24% не имеется профильных подразделений. При этом, полностью сформиро-
ванными инфраструктурами (имеющими все перечисленные объекты) обладают только 7% НИУ, а частично сформированными являются инфраструктуры у 69% университетов. Отсутствие того или иного инновационного инфраструктурного подразделения может существенно уменьшить количество создаваемых студенческих стартапов в университетах, так как каждый из рассмотренных объектов обладает уникальной специализацией, подходящей для проектов на разных стадиях развития (например, бизнес-инкубаторы ориентированы на проекты ранней стадии, акселераторы - на стартапы с минимальным жизнеспособным продуктом). Поэтому для всестороннего развития студенческих стартапов университетам необходимо либо создание собственных поздравлений, либо межуниверситетская кооперация.
Рисунок 3 - Распределение инфраструктурных элементов в российских национальных исследовательских университетах
Развитие инновационной инфраструктуры необходимо для создания новых экономических субъектов, одной из форм которых являются малые инновационные предприятия (далее - МИПы), разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия. Во время исследования автором рассмотрено наличие данных субъектов в национальных исследовательских университетах. Проведенный анализ показал, что в 89% национальных исследовательских уни-
верситетах МИПы существуют, а в 11% - нет. Статистика подтверждает, что университеты заинтересованы в коммерциализации своих исследований с помощью создаваемых МИ-Пов. Также наличие МИПов свидетельствует о полном цикле развития студенческих стар-тапов, подтверждающем, что проекты выходят на новый уровень, регистрируя свою деятельность, и переходя с университетского на региональный уровень национальной инновационной системы.
Рисунок 4 - Наличие малых инновационных предприятий в национальных исследовательских университетах
Оценку деятельности университетов по развитию студенческого предпринимательства можно произвести не только по динамике создания МИПов, но и по объему привлеченных денежных средств университетскими стартапами. На сегодняшний день в Российской Федерации сбор таких данных Минобрнауки и Росстатом не проводится, что подтверждается отсутствием в открытом доступе научных публикаций, статистических и аналитических данных. В ходе исследования удалось найти информацию по объему денежных средств, привлеченных стартапами
студентов и выпускников только 17% российских НИУ (таблица 3). Также нами выявлено, что в Федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» не указаны экономические параметры, связанные с созданием и работой поддерживаемых студенческих стар-тапов (общий объем финансирования проекта только в 2022-2024 гг. составит 19,5 млрд рублей), что указывает на рациональность введение контрольного индикатора эффективности использования выделенных средств.
Таблица 3
Объем привлеченных инвестиций стартапами студентов и выпускников российских национальных исследовательских университетов
Университет Объем привлеченных инвестиций
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» более 2,2 млрд рублей
Московский физико-технический институт более 530 млн рублей
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова более 500 млн рублей
Национальный исследовательский университет ИТМО 54 млн рублей
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 51 млн рублей
Данные, представленные в таблице 3, подтверждают, что университетам выгодно инвестировать в развитие студенческого предпринимательства: если 1 из 100 старта-пов сможет привлечь финансирование, он сможет покрыть расходы университета на все 100 проектов (расчет взят исходя из среднего финансирования на 1 студенческий стартап -10000 рублей; возможный объем финансирования при выигрыше конкурса «Студенческий стартап» - 1 млн рублей). Данные значения являются средними и основаны на интервью с экспертами из российских НИУ.
Для оценки текущей предпринимательской активности российских НИУ и выявления лидеров нами предложен собственный метод оценивания на основе рассмотренных выше критериев. Важно учитывать все факторы, которые могут не только помочь в росте уже созданных стартапов, но и «привить» молодому поколению нужные предпринимательские знания и компетенции. Таким образом, при оценке эффективности стартапов для университетов и национальной инновационной системы учитывались следующие показатели.
1) Наличие образовательных программ, сопряженных с инновациями или предпринимательством.
2) Наличие программы «Стартап как диплом».
3) Наличие инфраструктуры для развития студенческого предпринимательства.
4) Наличие малых инновационных предприятий.
Для целей оценивания использовался метод балльной оценки. Выбор данного метода можно обосновать следующими факторами.
Во-первых, балльная оценка позволяет измерить и сравнить различные аспекты развития студенческого предпринимательства в университетах через конкретные числовые показатели, которые основываются на объективных данных. Данный метод позволяет провести сравнение между университетами, определить их достижения и прогресс в деятельности по развитию студенческого предпринимательства, установить тренды в развитии студенческого предпринимательства на территории Российской Федерации и выделить направления развития, требующие дополнительного внимания и улучшений. Во-
вторых, балльная оценка представляет простую и понятную систему, позволяющую выделить и перевести основные достижения и результаты деятельности университетов в конкретные баллы, что, в свою очередь, делает их доступными для широкой аудитории.
В ходе исследования каждому показателю, при его наличии у университета, присуждалось 25 баллов, а при его отсутствии -0 баллов. Такая система балльной оценки была использована для простоты и наглядности. Элементы инфраструктуры оценивались по наличию в университетах технопарков, акселераторов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, стартап-студий - каждое подразделение оценивалось в 4,9 баллов, а за наличие других подразделений, не входящих в вышеперечисленные, присуждалось 0,5 баллов. Сводные результаты оценивания предпринимательской активности российских НИУ, по выделенными автором показателям, представлены на рисунке 5.
Проведенный анализ помог сформировать ранжированный список российских национальных исследовательских университетов по развитию студенческого предпринимательства - в пятёрку лидеров вошли Университет ИТМО, Томский политехнический университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет и Томский Государственный Университет. Не во всех рассмотренных университетах ведется работа по формированию экосистемы студенческого предпринимательства. Автор связывает это с отраслевой спецификой некоторых НИУ, направленной на фундаментальные исследования.
Выводы, направления дальнейших исследований. Развитию студенческого предпринимательства в РФ сегодня уделяется большое внимание, при этом конкретных исследований, оценивающих данную научно-прикладную область нет. В рамках исследования с помощью авторского метода произведена оценка деятельности университетов статуса национальных исследовательских по развитию студенческого предпринимательства, которая производилась по нескольким показателям, характеризующим различные стороны создания и поддержки студенческих
стартапов - образовательные возможности, инфраструктура, инвестиционная поддержка. При анализе образовательного блока был сделан вывод о позитивной тенденции расширения количества профильных программ, вовлекающих студентов в предпринимательство и дающих базовые знания, несмотря на маленький процент университетов, реализующих на сегодняшний день рассмотренные программы (38% уровня подготовки бакалавриата и 28% - магистратуры). Инфраструктурный анализ показал диспропорциональный характер развития структурных элементов российских НИУ, что напрямую сказывается на развитии студенческих старта-пов, которые не могут найти необходимую поддержку на конкретном этапе своего развития. В данной ситуации важным является масштабирование лучших практик для создания новых, недостающих структурных элементов и поддержка существующих, а также рассмотрение варианта межуниверситетских коопераций. Конкретные показатели деятельности НИУ по развитию студенческого предпринимательства были оценены по наличию
МИПов и по объему привлеченных денежных средств университетскими стартапами студентов и выпускников. Если с МИПами ситуация положительная, показывающая, что студенческие стартапы выходят за границы университетских стен (в 89% НИУ имеются МИПы), то с финансированием (по информации самих университетов) можно увидеть, что студенческие стартапы только 17% российских НИУ смогли привлечь инвестиции.
На данную ситуацию можно посмотреть с разных сторон. С одной, университеты не заинтересованы в отслеживании «выживаемости» студенческих стартапов, что влияет на искажение данных. С другой стороны, объемы привлеченных средств доказывают, что студенческие стартапы могут привлекать инвестиции и функционировать за счет внешнего финансирования. С запуском грантового конкурса «Студенческий стартап» в рамках реализации Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» возможность привлечения инвестиций для студенческих старта-пов кратно увеличилась.
Рисунок 5 - Оценка деятельности российских национальных исследовательских
В дальнейших исследованиях планируется апробация разработанных критериев сначала на федеральных университетах, далее - на всех российских. В случае необходимости будет происходить корректировка
предложенных критериев и добавление новых. Предложенный метод может быть использован университетами при планировании стратегий развития, нацеленных на формирование и раскрытие предпринимательского
потенциала у студентов. Для внешних стейк-холдеров студенческого предпринимательства (индустриальных партнеров, субъектов региональной и национальной экономик, государства) разработанные критерии могут
Список источников
1. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Front Cover. Burton R. Clark. IAU Press, 1998 // Business & Economics. 163 C. (In Eng.).
2. Гончарова Н.А., Кудрявцев А.С. Центр трансфера технологий как фактор развития инноваций в университетах // Наука в инновационном процессе: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 01-02 декабря 2021 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем развития науки Российской академии наук, 2021. - С. 161-164
3. Гулевич Д.П., Прохоренко Р.М. Проблемы создания трансфера технологий в вузах // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики: в 3 т., Красноярск, 11-15 апреля 2022 года. Том 2. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2022. - С. 901-903.
4. Постников В.П. Развитие центров трансфера технологий как элемента инновационной экосистемы // Шумпетеровские чтения. 2022. Т. 1. С. 297-302.
5. Зинов В.Г., Федоров И.С. Трансфер технологий из академического в реальный сектор экономики: барьеры и возможные решения // Экономика науки. 2022. Т. 8. № 3-4. С. 156-173.
6. Филиппов Г.А., Репина А.В. Трансфер образовательных технологий: современный взгляд на предпринимательскую деятельность университетов // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 2. С. 100-108.
7. Морозова А.В. Вузовский бизнес-инкубатор как неотъемлемая часть инновационной экосистемы современного университета: сущность, роль и задачи // Экономические науки. 2021. № 197. С.30-34
8. Зинов В.Г., Куракова Н.Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий // ЭКО. 2022. № 4 (574). С. 57-80.
9. Старченкова О.Д., Величенкова Д.С. Проблемы развития региональных студенческих бизнес-инкубаторов // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, эконо-
быть использованы при оценке потенциального партнера в лице университета с целью заключения договоров о сотрудничестве для развития и поддержки студенческого предпринимательства.
References
1. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Front Cover. Burton R. Clark. IAU Press, 1998. Business & Economics. 163 p.
2. Goncharova N.A., Kudryavcev A.S. Technology Transfer Center as a Factor in the Development of Innovations in Universities. Nauka v innovacionnom processe: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, Moskva, 01-02 dekabrya 2021 goda. Moskva: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut problem razvitiya nauki Rossijskoj akademii nauk, 2021. pp. 161-164 (In Russ.).
3. Gulevich D.P., Prohorenko R.M. Problems of Creating Technology Transfer in Universities. Ak-
tual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu kos-monavtiki: v 3 t., Krasnoyarsk, 11-15 aprelya 2022 goda. Volume 2. Krasnoyarsk: Federal'noe gosudar-stvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sibirskij gosudarstvennyj universitet nauki i tekhnologij imeni akademika M.F. Reshetneva», 2022. pp. 901-903 (In Russ.).
4. Postnikov V.P. Development of Technology Transfer Centers as an Element of the Innovation Ecosystem. Shumpeterovskie chteniya. 2022. Vol. 1. pp. 297-302 (In Russ.).
5. Zinov V.G., Fedorov I.S. Transfer of Technologies from the Academic to the Real Sector of the Economy: Barriers and Possible Solutions. Ekonomika nauki. 2022. Vol. 8. No. 3-4. pp. 156-173 (In Russ.).
6. Filippov G.A., Repina A.V. Transfer of Educational Technologies: a Modern Perspective on Entrepreneurial Activities of Universities. Russian Economic Bulletin. 2022. Vol. 5. No .2. pp. 100-108 (In Russ).
7. Morozova A.V. University Business Incubator as an Integral Part of the Modern University Innovation Ecosystem: Essence, Role and Tasks. Ekonomiches-kie nauki. 2021. No. 197. pp. 30-34. (In Russ.).
8. Zinov V.G., Kurakova N.G. University Startup Studios as a New Model for Technology Transfer. EKO. 2022. No. 4 (574). pp. 57-80. (In Russ.).
9. Starchenkova O.D., Velichenkova D.S. Problems of Development of Regional Student Business Incubators. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v oblasti upravleniya, ekonomiki i torgovli: sbornik
мики и торговли: сборник трудов всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, Санкт-Петербург, 30 мая - 02 июня 2022 года. Том 1. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2022. - С. 167-171.
10. Умаров И.А., Рабцевич А.А. Концептуальные подходы к построению инновационной инфраструктуры в формате технопарка // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 5 (161). С. 91-98.
11. Терпугов А.Е. Бизнес-инкубаторы как необходимое условие развития предпринимательства в университетах // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2021. № 2 (28). С. 41-50.
12. Гришин К.Е., Богатырева М.Р. О некоторых аспектах отношения студентов к предпринимательской деятельности // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 5 (167). С. 78-83.
13. Шпенглер А.В., Бобов Р.А. Выявление предпринимательской активности и компетентности у студентов // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 7. С. 366-370.
14. Свиридов К.А. Предпринимательская активность студентов как феномен социальной самореализации // Регион глазами студентов: Межвузовский сборник научных работ студентов / Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Том 21. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. - С. 99-102.
15. Суслова А.В., Сергеева А.В. Заинтересованность студентов в предпринимательской деятельности: результаты опроса // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 1. С.117-124.
16. Волкова А.С., Кудаева М.М. Мотивация молодежного предпринимательства и стимулирование ее формирования // Экономика труда. 2021. Том 8. № 11. С. 1331-1342.
17. Капырин П.А. Работа университетского технопарка на примере проекта московского государственного университета пищевых производств // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2021. № 2. С.140-150.
18. Фоминых Н.Ю., Аббасова Л.И., Бубенчикова А.В. Результаты апробации Массового открытого онлайн-курса для магистров «Start your Startup» // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 101-106.
19. Панычев А.Ю., Покровская О.Д., Дроздова М.А. Создание и развитие Школы инженерного предпринимательства: опыт отраслевого
trudov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj i uchebno-metodicheskoj konferencii, Sankt-Peter-burg, 30 maya - 02 iyunya 2022 goda. Volume 1. -Sankt-Peterburg: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskijpolitekhnicheskij universitet Petra Velikogo». 2022. pp. 167-171. (In Russ.).
10. Umarov I.A., Rabcevich A.A. Conceptual Approaches to Building an Innovative Infrastructure in the Format of a Technology Park. Ekonomika i up-ravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2021. No. 5 (161). pp. 91-98. (In Russ.).
11. Terpugov A.E. Business Incubators as a Necessary Condition for the Development of Entrepreneur-ship in Universities. Vestnik MGPU. Seriya: Ekonomika. 2021. No. 2 (28). pp. 41-50. (In Russ.).
12. Grishin K.E., Bogatyreva M.R. On Some Aspects of Students' Attitude to Entrepreneurial Activity. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2022. No. 5 (167). pp. 78-83. (In Russ.).
13. Shpengler A.V., Bobov R.A. Identification of Entrepreneurial Activity and Competence Among Students. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2022. No. 7. pp. 366-370. (In Russ.).
14. Sviridov K.A. Entrepreneurial Activity of Students as a Phenomenon of Social Self-Realization. Region glazami studentov: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh rabot studentov / Saratovskij gosudar-stvennyj universitet imeni N.G. CHernyshevskogo. Volume 21. Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij isto-chnik», 2021. pp. 99-102. (In Russ.).
15. Suslova A.V., Sergeeva A.V. Student Interest in Entrepreneurship: Survey Results. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. V. 31. No. 1. pp. 117-124. (In Russ.).
16. Volkova A.S., Kudaeva M.M. Motivation of Youth Entrepreneurship and Stimulation of Its Formation. Ekonomika truda. 2021. Vol. 8. No. 11. pp. 1331-1342. (In Russ.).
17. Kapyrin P.A. The Work of the University Technopark on the Example of the Project of the Moscow State University of Food Production. Vestnik Mos-kovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta MFYUA. 2021. No. 2. pp. 140-150. (In Russ.).
18. Fominyh N.Yu., Abbasova L.I., Bubenchikova A.V. Mass Open Online Course for Masters «Start Your Startup». Sovremennoepedagogicheskoe obra-zovanie. 2022. No. 9. pp. 101-106. (In Russ.).
19. Panychev A.Yu., Pokrovskaya O.D., Drozdova M.A. Creation and Development of the School of Engineering Entrepreneurship: the Experience of a
университета // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 2. С. 7-33.
20. Рейтинг лучших университетов России 2022 // Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //education .forbes. ru/authors/rating-vuzov-2022
21. «Интерфакс» представил рейтинг лучших образовательных программ по предпринимательству вузов России // Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academia.inter-fax.ru/ru/news/articles/6430/
22. Стажарова Д.М., Будрина Е.В. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры ВУЗа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 3. С. 3-12
23. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с.
24. Бизнес-инкубатор ВШЭ // Сайт бизнес-инкубатора ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inc.hse.ru/
25. Бизнес-акселератор «Физтех.Старт» проводит Demo day своих проектов // МФТИ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mipt.ru/events/biznes-akselerator_-fiz-tekh-start-_provodit_demo_day_svoikh_proektov
26. Бизнес-инкубатор МГУ // Сайт бизнес-инкубатора МГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inmsu.ru/ru/
27. Технопарк ИТМО // Сайт Технопарка ИТМО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //technopark. itmo. ru/
28. Межвузовский бизнес-инкубатор «Дружба» ТУСУР // Межвузовского бизнес-инкубатора «Дружба» ТУСУР. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //sbi .tusur. ru/
Branch University. Byulleten' rezul'tatov nauchnyh issledovanij. 2022. No. 2. pp. 7-33. (In Russ.).
20. Ranking of the Best Universities in Russia 2022. Forbes. Available at: https://education.forbes.ru/au-thors/rating-vuzov-2022 (In Russ.).
21. Interfax Presented the Rating of the Best Educational Programs on Entrepreneurship of Russian Universities // Interfax. Available at: https://academia.in-terfax.ru/ru/news/articles/6430/ (In Russ.).
22. Stazharova D.M., Budrina E.V. Dynamics of Development of Student Startups Based on the Innovative Infrastructure of the University. Nauchnyj zhur-nal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. 2022. No. 3. pp. 3-12. (In Russ.).
23. Koroleva D.O., Naushirvanov T.O. Ecosystem for the Development of Innovations in Russian Education: Infrastructural Characteristics. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moscow, NIU VSHE, 2020. 32 p. (In Russ.).
24. HSE Business Incubator. Website of the HSE Business Incubator. Available at: https://inc.hse.ru/ (In Russ.).
25. Phystech. Start business accelerator holds Demo day of its projects. MIPT website. Available at: https://mipt.ru/events/biznes-akselerator_-fiztekh-start-_provodit_demo_day_svoikh_proektov (In Russ).
26. MSU Business Incubator. Website of MSUBusi-ness Incubator. Available at: http://www.inmsu.ru/ru/ (In Russ.).
27. ITMO Technopark. ITMO Technopark website. Available at: https://technopark.itmo.ru/ (In Russ.).
28. Interuniversity Business Incubator «Druzhba» TUSUR. Website of the Interuniversity business incubator «Druzhba» TUSUR. Available at: https://sbi.tusur.ru/ (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 24.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 24.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.