Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 20-24. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 20-24.
Научная статья УДК 316.334.23
https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.2
Молодежное предпринимательство в представлениях и оценках студентов (на материалах социологического исследования во Владивостоке)
Светлана Владимировна Гончарова1, Вадим Петрович Пак2
''Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2320-8501
2Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1836-7903
Аннотация. В статье характеризуется ситуация на Дальнем Востоке России, связанная с уменьшением количества населения, отмечается необходимость работы по закреплению молодежи в регионе. Одним из основных инструментов привлечения молодежи в экономику Дальневосточного федерального округа является поддержка молодежного предпринимательства. Авторы рассматривают подходы к изучению молодежного предпринимательства и анализируют эмпирические данные, полученные в ходе разведывательного социологического исследования мнений студенческой молодежи о развитии предпринимательства в современной России, о готовности студентов к предпринимательству, их знаниях о видах поддержки молодежного предпринимательства в регионе. Отмечаются позитивные оценки студентами условий развития предпринимательства в Приморском крае, факторы, влияющие на успешную предпринимательскую деятельность, а также слабая информированность респондентов о федеральных и региональных мерах поддержки молодежного предпринимательства.
Ключевые слова: Дальний Восток, население, молодежь, молодежное предпринимательство, студенческая молодежь, проблемы развития предпринимательства, поддержка предпринимательства
Для цитирования: Гончарова С.В., Пак В.П. Молодежное предпринимательство в представлениях и оценках студентов (на материалах социологического исследования во Владивостоке) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 20-24. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.2
Original article
Youth entrepreneurship in the views and assessments of students (based on the materials of a sociological study in Vladivostok)
Svetlana V. Goncharova1, Vadim P. Pak2
1Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2320-8501
2Admiral Nevelskoy Maritime State University, Vladivostok, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1836-7903
Abstract. The paper describes the situation in the Russian Far East, associated with a decrease in the population, and notes the need to work to keep young people in the region. One of the main tools for attracting young people to the economy of the Far Eastern Federal District is to support youth entrepreneurship. The authors consider approaches to the study of youth entrepreneurship and analyze empirical data obtained in the course of a sociological study on students' opinions about entrepreneurship development in modern Russia, about the readiness of students for entrepreneurship, their knowledge about the types of regional support for youth entrepreneur-ship. Students' positive assessments of the conditions for the development of entrepreneurship in the Primorsky region, the factors affecting successful entrepreneurial activity, as well as respondents' poor awareness about federal and regional measures to support youth entrepreneurship are noted.
Keywords: Far East, population, youth, youth entrepreneurship, student youth, problems of entrepreneur-ship development, entrepreneurship support
For citation: Goncharova S.V., Pak V.P. Youth entrepreneurship in the views and assessments of students (based on the materials of a sociological study in Vladivostok) // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 20-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.2
Предпринимательство является мощным инструментом развития рыночной экономики. Для России, с начала 1990-х гг. осуществляющей структурную трансформацию экономики в рамках модернизационного проекта, этот вид социально-экономической активности является особенно значимым. Еще американский исследователь М. Портер подчеркивал, что преимущества предпринимательства заключаются в непрерывной модернизации производства и других видов деятельности, использовании инноваций в условиях риска [1].
Особое внимание отечественные исследователи - П.А. Меркулов [2], С.А. Ильиных [3], А.В. Иноземцева [4] и др. - обращают на молодежное предпринимательство, что неудивительно: молодежь, будучи мобильной, характеризуясь склонностью к инновациям и риску, несет в себе огромный потенциал для данного сегмента экономики. Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений молодежной политики российского государства. Проблемы, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства, активно изучаются В.В. Соколовым [5], Т.А. Головиной, П.А. Меркуловым, А.В. Поляниным [6], Е.В. Рукиной [7], А.Н. Газетовым [8], Л.Г. Руденко [9] и другими исследователями.
Наличие многочисленных работ по данной тематике и постоянное появление новых исследований неудивительно: этот вид предпринимательской деятельности принципиально важен; он помогает решать взаимосвязанные вопросы занятости молодых людей, реализации их высоких зарплатных ожиданий, снижения уровня миграционных настроений молодежи, оттока из регионов Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России. Последнее представляет серьезную проблему для Дальневосточного федерального округа (ДФО).
Несмотря на меры по модернизации и развитию Дальнего Востока, предпринимаемые уже более двадцати лет органами государственной власти, фиксируется уменьшение количества постоянного населения: с 8 188,6 тыс. чел. в 2018 г. до 8 169,2 тыс. в 2019 г. [10, с. 659]. Также наблюдается тенденция снижения среднегодовой численности занятых: с 4 030,6 тыс. чел. в 2018 г. до 3 954,7 тыс. в 2019 г. [11]. При этом в 2019 г. выбывших в другие регионы России было на 26,1 тыс. чел. больше, чем прибывших (91,1 и 65,0 тыс. соответственно) [12]. И хотя полномочный представитель президента РФ в ДФО Ю.П. Трутнев на онлайн-форуме «ДФО-2020» сообщил, что отток населения с Дальнего Востока сократился (в 2020 г. регион покинули только 10,5 тыс. чел.), преждевременно говорить о сложившейся тенденции уменьшения количества выбывших. На этом же форуме Ю.П. Трутнев подчеркнул, что для закрепления людей на Дальнем Востоке следует обеспечить их делом, создавая рабочие места, улучшить условия жизни [13].
Закрепление молодежи в дальневосточных субъектах РФ имеет принципиальное значение: это поможет реализовать стратегические цели государства по развитию округа и снизить влияние демографического фактора на региональные социально-экономические процессы.
Как уже отмечалось, одним из основных инструментов привлечения молодежи в экономику ДФО является поддержка молодежного предпринимательства. Она осуществляется на основе законодательных актов, программ федерального уровня, в том числе ориентированных на Дальний Восток, например, территория опережающего развития (ТОР), дальневосточный гектар, свободный порт Владивосток (СПВ), дальневосточная ипотека и др. [14]. В 2020 г., несмотря на сложности, обусловленные ситуацией пандемии, государство продолжало оказывать поддержку малому и среднему бизнесу: 11 % перечисленных федеральных средств пришлось на Дальний Восток [15]. Можно утверждать, что в федеральном округе создана инфраструктура для поддержки инновационно ориентированных, желающих открыть свое дело молодых людей [16].
В каждом из субъектов ДФО программы развития молодежного предпринимательства реализуются в разных организационных формах [17]. Так, в Приморском крае функционируют региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей» и региональная молодежная общественная организация «Клуб молодых предпринимателей Приморского края»; реализуется программа «Молодежный бизнес России в Приморском крае»; создан фонд для финансирования предпринимательских проектов; действует пониженная ставка налогов для начинающих предпринимателей; внедряется программа бизнес-наставничества и др.
Следует отметить, что привлечение молодых людей к предпринимательской деятельности имеет существенное значение для Приморского края. В регионе, занимающем первое место по численности населения в ДФО, фиксируется отток молодежи, в том числе студенческой. В 2019 г. численность молодых людей в возрасте 17-30 лет в сравнении с 2017 г. стала меньше на 32 659 чел., студентов - на 3 489 [18]. Миграционные настроения в студенческой среде фиксируются приморскими социологами: лишь 10 % студентов не рассматривают варианты смены местожительства в поисках работы [19]. Социологи Приморского края, учитывая отмеченные тенденции, изучают опыт поддержки предпринимательской деятельности молодежи [20], но при этом уделяется недостаточное внимание специфике студенческой молодежи как потенциала высококвалифицированных кадров для предпринимательства.
Исходя из изложенного выше, нами были сформулированы исследовательские вопросы: каковы представления студентов о состоянии молодежного предпринимательства в крае, как они оценивают собственные возможности включения в этот вид деятельности? Для поиска ответов на поставленные вопросы в апреле 2021 г. проведено разведывательное исследование небольшой по объему выборки студентов Морского государственного университета имени адмирала
Г.И. Невельского (п = 70), из них юноши составили 57 %, девушки - 43 %. Выборка сформирована методом доступных случаев с единицей наблюдения - учебная группа. Она включала представителей специальностей с несомненным предпринимательским потенциалом и весьма востребованных на рынке труда края и макрорегиона (в частности, «Информационно-коммуникационные технологии и системы связи», «Юриспруденция», «Эксплуатация транспортно-технологиче-ских машин и комплексов»). Этот позволило обеспечить репрезентативность для разведывательного плана получения данных.
В целом больше половины опрошенных (59 %) отметили, что развитие предпринимательства в Приморском крае происходит средними темпами, 14 % - высокими, а 18 % сочли, что процесс развития медленный, его необходимо ускорить. Таким образом, обстановка в регионе для организации собственного бизнеса является, по мнению студентов, благоприятной. Неудивительно, что каждый второй опрошенный считает возможным открыть свое дело либо в ближайшее время (13,7 %), либо после окончания университета (35,3 %), а 11,8 % указали, что уже являются действующими предпринимателями. Заметим, что данные результаты достаточно точно отражают намерения студентов. По итогам масштабного опроса, проведенного в 2021 г., российские студенты продемонстрировали высокий уровень заинтересованности в организации собственного дела: 61 % рассматривают такую возможность, а четверть планируют стать предпринимателями в ближайшее время [21]. 39,2 % опрошенных не планируют включаться в предпринимательскую деятельность или затруднились с ответом. Они объяснили свою позицию по-разному: отсутствием идеи для организации своего дела и ожиданием неудачи (по 25 %); неуверенностью в себе (20 %), а также тем, что ведение бизнеса в нашей стране сопряжено с нарушением закона (20 %).
Основными качествами, которыми следует обладать предпринимателю, по мнению респондентов, являются энергичность, коммуникабельность, исполнительность. Далее следует блок весьма важных качеств: самостоятельность, организованность, активность и уверенность в себе (рис. 1). Интересно, что такие сущностные свойства предпринимательской деятельности, как «...инициативная, непрерывная, рискованная, самостоятельная новаторская деятельность по производству любого вида продукции (либо выполнению работ или услуг), осуществляемая под имущественную ответственность.» [22, с. 84], недостаточно оценены опрошенными: готовность к риску, ответственность, целеустремленность занимают далеко не первые места в их ответах, в отличие от исполнительности.
Рисунок 1 - Оценка качеств, необходимых для предпринимателя в современных условиях (по 5-балльной шкале)
Чуть больше половины респондентов, задумывающихся об открытии бизнеса, не связывают его с получаемой в вузе профессией, но при этом немало тех, кто уверен (6,5 %) или не исключает (38,7 %), что направления подготовки и предпринимательской деятельности будут связаны. Организовывать свое дело в Приморском крае собираются 38,7 % респондентов, в других дальневосточных субъектах РФ - 6,5 %. Также было зафиксировано, что 19,3 % опрошенных связывают свои планы с другими регионами России, а большое количество участников опроса (35,5 %) еще не определились с местом стартапа.
На представления студентов о предпринимательстве влияет их информированность о мерах поддержки этого вида деятельности со стороны государства, иных субъектов социально-экономической сферы, а также мнение о роли вуза в подготовке обучающихся к ведению собственного бизнеса.
Прежде всего, был выявлен крайне низкий уровень осведомленности респондентов о государственных, региональных и муниципальных мерах поддержки предпринимателей, программах развития Дальнего Востока: лишь 11,8 % респондентов знают о наличии таких программ. Осведомленность об организациях, помогающим молодым предпринимателям в Приморском крае, продемонстрировал только один опрошенный. И это удивительно: информация о программах, субъектах поддержки предпринимательства доступна, она представлена на сайтах Правительства Приморского края, упомянутых выше организаций, ассоциаций, портале малого и среднего предпринимательства Приморского края и др.
Низкий уровень информированности студентов делает еще более значимой роль вуза в продвижении сведений о молодежном предпринимательстве, развитии необходимых для этого компетенций. Заметим, что исследователи, анализируя современные вызовы, на которые должно отвечать российское высшее образование, его законодательно-нормативную базу, особо выделяют предпринимательскую функцию, обусловленную необходимостью трансфера знаний в экономику. Реализация этой задачи означает, что в современных условиях выпускник вуза должен владеть навыками инновационной и предпринимательской деятельности, уметь разрабатывать бизнес-план, формировать стратегию развития, определять перспективы и эффективность принимаемых решений. Результаты проведенного опроса показали, что большая часть студентов (74,5 %) считают, что вуз должен готовить их к предпринимательской деятельности. Предпочтительные для опрошенных формы подготовки не являются неожиданными (рис. 2), они используются в той или иной степени во всех российских вузах.
Проведение встреч с представителями органов власти
Введение ОП по основам бизнеса в рамках второго высшего образования
Проведение бизнес-тренингов 21,6
Заключение с работодателями договоров на подготовку специалистов Проведение встреч с успешными предпринимателями
Включение дисциплины «Основы бизнеса» в учебные планы всех специальностей Организация производственной практики на предприятиях малого и среднего бизнеса
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 2 - Представления студентов о формах подготовки к предпринимательской деятельности в вузе, %
В целом, как показали результаты проведенного исследования, большая часть студентов позитивно оценивают развитие предпринимательства в Приморском крае. Многие из них рассматривают вероятность организации собственного бизнеса, в том числе в крае, а десятая часть опрошенных уже являются предпринимателями. Однако большинство молодых людей очень слабо владеют информацией об основах предпринимательской деятельности, федеральных, региональных программах поддержки молодежного предпринимательства, организациях, способных помочь им в такого рода деятельности. В этой ситуации возрастает роль вуза в подготовке молодых людей к предпринимательству, в формировании необходимых профессиональных компетенций [23]. Формы обучения, предлагаемые студентами, не являются инновационными: производственная практика на малых и средних предприятиях, проведение встреч с предпринимателями, организация бизнес-тренингов и др., однако они должны наполниться новым содержанием, позволяющим молодым людям на достаточном уровне овладеть навыками инновационной и предпринимательской деятельности.
Список источников:
1. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. 896 с.
2. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 3. С 42-52. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2017-12-3-42-52.
3. Ильиных С.А. Молодежное предпринимательство: эндогенные и экзогенные факторы // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2, № 4 (26). С. 87-95. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2015-4.2-87-95.
25,5
3
37,2
4. Иноземцева А.В. Молодежь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 34-37.
5. Соколов В.В. Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики: состояние и механизмы поддержки // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 4. С. 48-55. https://doi.org/10.22394/2071 -2367-2017-12-4-48-55.
6. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12, № 5. С. 42-61. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-5-03.
7. Рукина Е.В. Развитие молодежного предпринимательства как одного из направлений государственной молодежной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 148-155.
8. Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 49-61. https://doi.org/10.12737/art_2018_12_5.
9. Руденко Л.Г. Формирование системы поддержки развития малого молодежного предпринимательства // Вестник университета. 2019. № 3. С. 107-113. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-3-107-113.
10. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2020: стат. сб. / Росстат. М., 2020. 766 с.
11. Там же. C. 659.
12. Там же. С. 661.
13. Цит. по: Тихонов С. Отток стал более дальним. С Дальнего Востока уехало заметно меньше людей [Электронный ресурс] // Российская газета. 22.12.2020. URL: https://rg.ru/2020/12/22/reg-dfo/trutnev-zaiavil-o-silnom-sokrashchenii-ot-toka-naseleniia-iz-dfo.html (дата обращения: 16.06.2021).
14. Андрюшина Е.В., Опарина Н.Н., Панова Е.А. Дальневосточный регион в стратегии развития Российского государства // Государственное управление. 2016. № 56. С. 89-113; Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 2. С. 569585. https://doi.org/10.17059/2016-2-21; Леонов С.Н. Инструменты реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока России // Пространственная экономика. 2017. № 2. С. 41-67. https://doi.org/10.14530/se.2017.2.041-067; Мартышенко С.Н. Анализ факторов, влияющих на социальное самочувствие студенческой молодежи в Приморском крае // Социодинамика. 2018. № 11. С. 59-71. https://doi .org/10.25136/2409-7144.2018.11.27351.
15. Тихонов С. Указ. соч.
16. Власть и бизнес ДФО обсудили взаимодействие с молодыми предпринимателями [Электронный ресурс] // Порт Амур. 18.03.2021. URL: https://portamur.ru/neighbours/vlast-i-biznes-dfo-obsudili-vzaimodeystvie-s-molodyimi-predprini-matelyami// (дата обращения: 16.06.2021).
17. Казимов Г.Ю., Казимова Л.Л. Поддержка молодежного предпринимательства как фактор экономического развития России // Вестник социально-педагогического института. 2014. № 4 (12). С. 28-32.
18. Возрастно-половой состав населения Приморского края [Электронный ресурс] // Приморскстат. URL: http://prim-stat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 11.05.2021); Высшее образование: Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». Сведения за 2017 г. [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/ (дата обращения: 11.05.2021); Высшее образование: Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». Сведения за 2019 г. [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activ-ity/stat/highed/ (дата обращения: 11.05.2021).
19. Мартышенко С.Н. Указ. соч.
20. Голобоков А.С., Немцова Д.В. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в Приморском крае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-5. С. 925-928; Романцова Д.В., Денисевич Е.И. Проблемы развития молодежного предпринимательства // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 614-618; Рукина Е.В. Указ. соч.
21. Агранович М. Более 60 % российских студентов планируют стать предпринимателями [Электронный ресурс] // Российская газета. 25.01.2021. URL: https://rg.ru/2021/01/25/bolee-60-rossijskih-studentov-planiruiut-stat-predprinimateli-ami.html (дата обращения: 16.06.2021).
22. Грахов А.А., Грахова Е.А. Сущность, формы и сферы предпринимательства в России XXI века // Вестник науки Сибири. 2017. № 2 (25). С. 80-93.
23. Резник Г.А., Курдова М.А. Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 441-458. https://doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.441-458.
Информация об авторах С.В. Гончарова - кандидат социологических наук, доцент, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=745708
В.П. Пак - студент факультета управления морским транспортом и экономики Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток, Россия.
Information about the authors S.V. Goncharova - PhD in Social Science, Associate Professor, Social Sciences Department, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=745708
V.P. Pak - Student, Faculty of Sea Transport Management and Economics, Admiral Nevelskoy Maritime State University, Vladivostok, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.05.2021;
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.06.2021;
Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.