УДК 338.22
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Сагынтай Медет Телегенулы, магистрант, Научный руководитель: Тлеппаев Арсен Молдагалиевич, PhD, доцент; Казахстанско-Немецкий Университет, Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: Данная статья представляет собой попытку изучить текущее состояние, условия и перспективы1 развития молодежного предпринимательства в Казахстане. Статья подробно раскрывает содержание понятия молодежного предпринимательства. Кроме того, в статье рассматривается и обосновывается роль предпринимательской активности среди молодежи в развитии экономики Казахстана. Проведен детальный анализ уровня развития молодежного предпринимательства. В частности, рассмотрены1 существующие программы1 поддержки развития молодежного предпринимательства, а также организации и проекы способствующие развитию предпринимательской деятельности среди казахстанской молодежи Вместе с тем проведен опрос среди действующих молодых предпринимателей с целью выявления их мнений о существующих условиях создания и ведения бизнеса, а также о существующих проблемах и перспективах развития молодежного предпринимательства в стране. В результате исслдеования вышвлены1 условия, необходимые для дальнейшего развития предпринимательской активности среди молодежи.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство; начинающий предприниматель; программмы1 развития молодежного предпринимательства; господдержка; малый и средний бизнес; молодой предприниматель.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP
IN KAZAKHSTAN
Sagyntay Medet Tolegenuly, master's degree, Scientific adviser: Tleppayev Arsen Moldagalievich, PhD, Associate Professor; Kazakh-German University, Almaty, The Republic of Kazakhstan
Abstract: This article attempts to study the current state and conditions of the prospects for the development of youth entrepreneurship in Kazakhstan. The article reveals the concept of youth entrepreneurship. In addition, the article examines the role of entrepreneurial activity among youth in the development of the economy of Kazakhstan. A detailed analysis of the level of development of youth entrepreneurship is carried out. In particular, the existing programs to support the development of youth entrepreneurship, as well as organizations and projects that contribute to the development of entrepreneurship among Kazakhstan's youth were considered. At the same time, a questionnaire survey among active young entrepreneurs was conducted for the purpose of identifying their opinions on the existing conditions for establishing and running a business, as well as on the existing problems and prospects for the development of youth entrepreneurship in the country. As a result of the research, the conditions necessary for the further development of entrepreneurial activity among youth were identified.
Keywords: youth entrepreneurship; burgeoning entrepreneur; youth entrepreneurship development programs; state support; small and medium business; young entrepreneur.
Для цитирования: Сагынтай, М. Т. Современное состояние и перспективы развития молодежного предпринимательства в Казахстане / М. Т. Сагынтай. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. -№ 5 (57). - С. 85-94. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-5-57-2021/5-57-2021/
For citation: Sagyntay M.T. Current state and prospects of development of youth entrepreneurship in Kazakhstan // Scince without borders, 2021, no. 5 (57), pp. 85-94.
Молодежное предпринимательство является одним из ключевых сегментов малого и среднего предпринимательства (МСП). Сегодняшнее молодое поколение представляет собой важное звено в предпринимательской среде, поскольку уже завтра они станут характеризовать образ нашего государства. От формирования и развития сегодняшнего молодежного предпринимательства во многом будут зависеть темпы экономического роста, социальная стабильность в стране и будущее развитие государства в целом.
В настоящее время в Казахстане молодежное предпринимательство не выделяется как обособленное направление государственной политики, тем не менее, в стране существуют определенные меры поддержки для молодых предпринимателей. Однако этого еще не достаточно для развития такого важного сегмента МСП, как молодежное предпринимательство. Молодежное предпринимательство играет важную роль в развитии большинства стран мира, в частности и нашей страны. Однако, существует определенные проблемы и барьеры, препятствующие развитию предпринимательской деятельности среди молодых казах-станцев. Поэтому сегодня возникает насущная необходимость и интерес исследования текущего состояния, а также проблем и путей решения и дальнейшего развития молодежного предпринимательства в Казахстане, и рассмотрения данного феномена в качестве рычага развития экономики нашего государства, что обуславлива-
ет актуальность данного исследования.
Сегодня, понятие «молодежное предпринимательство» в Казахстане законодательно еще не закреплено. Однако в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285^ «О государственной молодежной политике» под молодежью понимаются «граждане Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет». Кроме того, в Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 года № 968 «Об утверждении Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» используется термин «молодой начинающий предприниматель», определенный как индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию за кредитом менее трех лет. Следовательно, можно полагать, что под молодежным предпринимательством подразумевается предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами Казахстана, возраст которых не превышает 29 лет, и юридическими лицами, учредителями которых являются граждане Казахстана в возрасте до 29 лет.
В 2019 году в казахстанской экономике в общей сложности были заняты 8780,8 тыс. людей, из них молодых в возрасте с 15 до 29 лет - 2045,9 тыс. человек, из которых 1080,9 тыс. человек - мужчины, и 965,0 тыс. человек - жен-
щины [1, с. 16]. Среди занятого населения в возрасте от 15 до 29 лет численность наемных работников составила 1567,7 тыс. человек, или 76,6 %, при этом, численность самостоятельно занятых лиц - 478,2 тыс. человек, или 23,4 %. Если сравнивать данные показатели с показателями 2015 года, то можно заметить снижение числа, как в целом занятого населения в возрасте от 15 до 29 лет, так и самостоятельно занятых молодых людей, на 229,4 тыс. человек и 62,3 тыс. человек соответственно. Также следует добавить, что количество самостоятельно занятых снизилась на 1,5 % больше, нежели общее количество занятых людей среди молодежи, что свидетельствует о снижении предпринимательской активности среди молодежи за последние несколько лет [2, с. 104]. К сведению, в 2019 году, наибольшее число молодежи было занято в таких видах экономической деятельности, как сфера оптовой и розничной торговли (368,1 тыс. человек), сфера сельского, лесного и рыбного хозяйства (250,2 тыс. человек), образования (235 тыс. человек) и промышленности (232,5 тыс. человек). Наименьший уровень занятости наблюдается в таких отраслях, как: операция с недвижимым имуществом (33,1 тыс. человек), искусство, развлечения и отдых (39,8 тыс. человек), а также в сфере информации и связи (43,6 тыс. человек). При этом статистика по уровню молодежной безработицы в 2019 году составила 3,7 %, что на 0,7 % ниже, чем уровень 5-летней давности [2, с. 106].
Нынешняя государственная политика нашей страны адресована на многостороннюю поддержку предпринимательской деятельности, в частности много усилий государством аккумули-
руются в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ). Если говорить об определенных мерах поддержки МСБ, то в целом, начинающий предприниматель вне зависимости от его возраста и отрасли деятельности может рассчитывать на следующие финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки:
- гранты на открытие бизнеса;
- консультации и обучение;
- гарантийная поддержка по кредитам;
- субсидии.
В настоящее время гранты на открытие бизнеса можно получить, приняв участие в специальных конкурсных программах, которые проходят в рамках реализации Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» (ДКБ-2025), которая проводится не менее 2 раз в год при наличии бюджетных средств. Государственный грант на открытие бизнеса в размере от двух до пяти миллионов тенге могут получить субъекты малого предпринимательства, в том числе молодые начинающие предприниматели на безвозмездной основе.
Также, молодые предприниматели могут рассчитывать на поддержку в области обучения основам предпринимательства и консультации ведения бизнеса, обратившись в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (НПП «Атамекен»). Обучение реализуется в рамках Государственной программы продуктивной занятости и массового предпринимательства «Ецбек» на 2017-2021 годы (Программа «Ецбек») с 2017 года на базе проекта «Бастау Бизнес». Участники успешно прошедшие обучение в рамках проекта «Бастау
Бизнес» получают сертификат, наличие которого является обязательным условием для участия в государственных программах льготного кредитования или получения гранта на открытие бизнеса. Согласно данным НПП «Ата-мекен» за последние четыре года по данному проекту было обучено более 150 тысяч человек, которые смогли реализовать около 44 тысяч бизнес-проектов по всему Казахстану [3]. С 2019 года молодые начинающие предприниматели также имеют возможность пройти обучение в НПП «Атамекен» в рамках проекта «Жас кэсшкер». Целевая аудитория проекта - безработная, не имеющая постоянных доходов молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Участие в проекте дает возможность молодежи обучиться основам предпринимательства, найти свою нишу, открыть свой бизнес и получить стартовый капитал в виде разового гранта в размере 200 МРП. Помимо обучения, тренингов и мастер-классов, НПП «Атамекен» проводит на постоянной основе консультации, как для начинающих, так и для действующих бизнесменов. Консультацию можно получить в центре обслуживания предпринимателей по таким вопросам, как бухгалтерский и налоговый учет, маркетинг (в частности разработка бизнес-плана), таможенные процедуры, информационные технологии, юридические услуги и прочее.
Кроме того, молодые предприниматели города Алматы могут пройти обучение и получить консультацию, в том числе по инструментам льготного финансирования и разработки бизнес-планов, а также помощь по сопровождению проектов в финансовые институты в Центре предпринимательства «Qolday» (ЦП). Обучение
в ЦП можно пройти как в формате оффлайн, так и онлайн с помощью различных видеокурсов и других материалов, размещенных на платформе <^оЫау», а также онлайн-тренингов, проводимые ведущими бизнес-тренерами ЦП. Благодаря данной возможности, обучиться можно находясь в любой точке страны. Курсы и тренинги специально разработаны для всех категорий предпринимателей, включая потенциальных, начинающих и действующих [4].
Гарантийная поддержка по кредитам и субсидии являются инструментами государственной финансовой поддержки, в настоящее время предоставляемая в рамках ДКБ-2025 через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (Фонд «Даму»). Данными инструментами предприниматели могут воспользоваться при недостатке собственного залогового обеспечения, а также для частичного погашения банковского вознаграждения, уплачиваемого ими банку или другим финансовым организациям. Однако справедливости ради стоит отметить, что при существующей возможности среди начинающих предпринимателей данные инструменты финансовой поддержки не пользуются большим спросом, поскольку не редко возникают случаи, когда они не могут удовлетворить требования, выдвигаемые банками второго уровня (БВУ), поскольку механизм выдачи кредита по госпрограмме ДКБ-2025 построен через БВУ, куда предприниматели должны обращаться за получением кредита.
Необходимо добавить, что предпринимательство, в частности среди казахстанской молодежи поддерживается не только на государственном
уровне, но и на уровне коммерческих (БВУ, а также компании, оказывающие консалтинговые услуги), неправительственных и общественных организаций (фонды, ассоциации). В подобных организациях можно получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку.
В числе организаций, способствующих развитию предпринимательства в молодежной среде и активно помогающих развитию молодежных стартап-проектов можно отдельно выделить казахстанские бизнес-инкубаторы, среди которых: Бизнес-инкубатор «MOST», Международный технопарк IT-стартапов «Astana Hub», программа бизнес-инкубирования «ABC Incubation», проводимая Nazarbayev University Research and Innovation System (NURIS), Impact Hub, KBTU Startup Incubator и др. К примеру, Бизнес-инкубатор «MOST» ведет свою деятельность с 2015 года, и является первым в стране частным бизнес-инкубатором, который поддерживает начинающих предпринимателей на всех этапах развития бизнеса - от разработки идеи до ее реализации. В 2019 году Бизнес-инкубатор «MOST» совместно с Citi Foundation начал реализацию проекта по развитию молодежного предпринимательства «Jastar Business», цель которого заключалась в подготовке молодых специалистов по вопросам создания предприятий и управленческих навыков и в предоставлении им возможностей выхода на местные и зарубежные рынки.
Не менее важную роль в развитии предпринимательства в молодежной среде играют неправительственные организации, такие как международная некоммерческая организация Enactus, представляющая собой объединение
активных студентов, академических и деловых лидеров, которые смотрят на бизнес как на способ решения социальных проблем. Представительства Enactus работают в 37 странах, в частности и в Казахстане. В Enactus Kazakhstan состоят более 3 тыс. студентов из 50 разных вузов со всего Казахстана, которые работают над более чем 100 различными проектами [5].
Вместе с тем, отдельно можно рассказать о других проектах по развитию молодежного предпринимательства в Казахстане. Одним из таких является совместный проект Международного банка реконструкции и развития и Министерства образования и науки РК - Проект развития молодежного корпуса «ZhasProject». Целью данного проекта является вовлечение молодежи, особенно уязвимых групп, в жизнь сообщества, а также развитие жизненно важных навыков через программу обучения навыкам общественно полезной деятельности на благо сообщества [6]. Вместе с тем, среди других международных проектов на территории нашей страны успешно реализуются проекты Европейского банка реконструкции и развития, а также Программа Bizspark от Microsoft, SES (Службы старших экспертов из Германии) и SABIT (Специальная Американская Программа Деловых Стажировок в США).
Сегодня большинство молодежи задумываются об открытии собственного дела. Но, к сожалению, только немногие в действительности на это решаются. Согласно исследованию Института комплексных стратегических исследований процент молодежи, который хотел бы заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех людей, которые
уже создали и ведут свое дело [7].
В апреле 2021 года было проведено анкетирование среди молодых казахстанских предпринимателей в возрасте до 35 лет, в настоящий время занимающихся ведением и развитием собственного бизнеса. Данный опрос проводился с помощью онлайн-плат-формы в целях выяснить мнение самих представителей молодёжного предпринимательства о существующих в стране условиях организации и ведения бизнеса, а также о существующих проблемах и перспективах развития молодежного предпринимательства в стране, включающих в себя определение факторов, способствующих, по их мнению, дальнейшему развитию предпринимательства среди молодежи.
Среди 45-ти участников опроса, большинство проживают и ведут свое дело в городах Алматы и Нур-Султан (48,9 % и 35,6 % соответственно). Кроме того, в опросе приняли участие предприниматели из городов Актау, Атырау, Сарыагаш и Караганда. Как и ожидалось, самой распространенной сферой деятельности, в которой задействованы респонденты, оказалась сфера торговли (31,1 %). Далее следует сфера услуг, в том числе медицинские, образовательные, финансовые и пр. (28,9 %), общественного питания (15,6 %) и сельского хозяйства (7 %). Кроме того, среди опрошенных бизнесменов есть и те, которые успешно ведут предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий, СМИ, производства и строительства.
В рамках опроса молодым предпринимателям задавалось множество вопросов на различные темы, и в одном из таких вопросов молодых предпри-
нимателей просили оценить нормативно-правовую базу, регулирующую предпринимательскую деятельность в стране. Больше половины молодых предпринимателей (57,8 %) считают, что нынешняя нормативно-правовая база в стране не совсем удобная и создает множество проблем, но вполне решаемых. Среди предпринимателей, считающих нынешнюю нормативно-правовую базу вполне удовлетворительной, оказалось также немало (33,3 %), и только 8,9 % опрошенных предпринимателей считают ее крайне неблагоприятной. Судя по оценкам молодых предпринимателей можно сказать, что сегодняшняя нормативно-правовая база в области предпринимательской деятельности требует доработок, что в свою очередь, может положительно отразиться на развитии молодежного предпринимательства в стране. В этом вопросе, примером может послужить предложение введения в законодательство отдельного статуса молодого начинающего предпринимателя, и на этой основе разрабатывать специальные программы поддержки и развития молодежного предпринимательства.
Вместе с тем, предпринимателям задавался ряд вопросов, касающийся инструментов государственной поддержки, в частности о том, пользовались ли они ими, на что 80 % предпринимателей ответили, что никогда не пользовались, при этом, только два из них ответили, что была попытка воспользоваться. Остальные же предприниматели (20 %) положительно ответили на данный вопрос. Кроме того, любопытно было узнать причины, почему сегодня инструменты господдержки не столь популярны среди молодых предпринимателей. Как
выяснилось, их оказалось несколько, среди основных причин: «не знал о существовании инструментов господдержки МСБ», «процедура получения поддержки очень сложная» (оба варианта отметили по 17 раз или 44,7 % опрошенных) и чуть меньше отметили вариант «отсутствие веры в подобные программы» (14 раз или 36,8 %). Кроме того, молодых предпринимателей просилось оценить уровень эффективности мер господдержки МСБ по шкале от 1 до 5, где результаты сложились не самые высокие. Лишь 11,4 % и 6,8 % предпринимателей дали оценку «5» (отлично) и «4» (хорошо) соответственно. Чуть меньше половины респондентов (46,7 %) дали среднюю оценку («3»), а вот, по мнению, оставшихся молодых предпринимателей (35,1 %), уровень эффективности мер господдержки МСБ является низким. Тем не менее, несмотря на это, большинство опрошенных предпринимателей все же нуждается в тех или иных формах господдержки. Как показывают результаты опроса, 42,2 % из них нуждаются в финансовой поддержке, а в нефинансовой (имущественная, информационная, консультационная) поддержке - 37,8 %. Остальные 20 % предпринимателей не нуждаются в какой-либо форме поддержки со стороны государства. Таким образом, в настоящее время вопрос господдержки среди молодых предпринимателей остается крайне актуальным, несмотря на пессимистическое настроение молодых предпринимателей. Следовательно, отсюда можно предположить, что либо уровень заинтересованности участия в подобных программах у самих молодых предпринимателей низкий, либо уровень эффективности реализации мер господдержки МСБ,
в том числе по распространению информации о программах развития предпринимательства в стране, в частности среди молодежи, крайне низкий, или и то, и другое.
Вместе с тем, в ходе опроса были идентифицированы основные барьеры, препятствующие, по мнению молодых предпринимателей, развитию предпринимательской деятельности, в том числе среди молодежи. Согласно результатом опроса, среди всех барьеров, особо выделяются три фактора: отсутствие стартового капитала и залогового имущества (64,4 %), низкая инициативность самих людей, в том числе молодежи, по таким причинам, как лень, отсутствие стремлений (60 %), и личные барьеры, такие как страхи, отсутствие веры в себя и пр. (57,8 %). Кроме того, по мнению предпринимателей, немаловажными факторами, препятствующими развитию предпринимательской деятельности, могут также являться:
- недостаточность знаний и информации в области предпринимательства (40 %);
- низкая заинтересованность сотрудников госорганов в эффективной работе госпрограмм поддержки предпринимателей (37,8 %);
- неблагоприятные условия ведения бизнеса в стране (высокие ставки по налогам, кредитам и пр.) (31,1 %);
- не нацеленность системы образования Казахстана на взращивание специалистов способных открывать и вести свое дело (26,7 %);
- коррупция (26,7 %), бюрократия (22,2 %), необходимость зарабатывать «здесь и сейчас» (11,1 %), отсутствие поддержки со стороны семьи, близких (6,7 %), высокий процент населения, работающих по найму, и при этом жи-
вущие в комфортных условиях (2,2 %).
На вопрос, касающийся условий для молодежи по созданию и ведению бизнеса в стране, мнение молодых предпринимателей разделилось на два лагеря. Однако все же большинство (53,3 %) считает, что условия сегодня для молодежи создать свой бизнес вполне удовлетворительные, а другая часть (44,4 %) считает неудовлетворительной. Тем не менее, по мнению большинства опрошенных предпринимателей (46,7 %) уровень развития молодежного предпринимательства в стране находится на среднем уровне. Более того, 15,5 % респондентов дали низкую оценку, и только 22,2 % и 15,6 % предпринимателей полагают, что сегодняшний уровень развития предпринимательства среди молодежи на достаточно хорошем и высоком уровнях соответственно.
Возможно, существующие проблемы в вышеприведенных вопросах скрываются в ответах на вопрос, связанный с оценкой опрошенными предпринимателями уровня государственной поддержки молодежного предпринимательства, где мнение большинства предпринимателей сложились на среднем (37,8 %) и низком (31,1 %) уровнях. Хорошую и высокую оценку дали лишь 11,1 % и 13,3 % респондентов соотвественно. Оставшая часть молодых предпринимателей (6,7 %) расценила поддержку, оказываемую государством для молодежи на крайне низком уровне.
В ходе опроса также выяснилось, что абсолютное большинство молодых предпринимателей (свыше 95 %) считают, что в стране необходимо развивать предпринимательскую активность среди молодежи, и что для этого требуются специально разра-
ботанные программы по поддержки молодых начинающих предпринимателей, которые инициировались и реализовывались бы не только государственными, но и коммерческими, а также общественными структурами. Поскольку почти все опрошенные молодые предприниматели (95,6 %) полагают, что развитие предпринимательства среди молодежи может стать одним из рычагов развития экономики страны в целом и вследствие может положительно отразиться на ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Что касается условий развития молодежного предпринимательства, то здесь, по мнению опрошенных предпринимателей, существуют несколько основных факторов, которые могли бы способствовать вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность. Среди всех вариантов ответов молодые предприниматели чаще всего склонялись к мнению, что предоставление льгот по налогообложению, кредитованию (73,3 %), субсидий для поддержки бизнес-проектов (66,7 %), а также проведение бесплатного обучения (курсы, семинары, мастер-классы) по предпринимательству в стенах школ, университетов и других организаций (62,2 %) могут являться основными стимулирующими факторами, способными заинтересовать молодежь начать вести свое собственное дело.
Подводя итоги можно сделать вывод, что сегодня, предпринимательство в Казахстане, в том числе среди молодежи, развивается, пусть и небольшими шагами. Согласно результатам проведенного исследования, дальнейшее развитие предпринимательства в стране необходимо рассматривать с учетом возможностей и осо-
бенностей такой категории людей, как молодые начинающие предприниматели. Вместе с тем, по мнению экспертов в области развития предпринимательства, перспектива развития молодежного предпринимательства представляется возможной только по достижению результатов совместными усилиями, и первую очередь необходима поддержка на государственном уровне путем совершенствования
законодательной базы, развития соответствующей инфраструктуры и поддержки отечественных товаропроизводителей на международном рынке. При этом в данном направлении очень важно проявление инициативы от самих представителей бизнес-сообществ, в том числе и от молодежи, которая всегда отличаются предприимчивостью, смелостью и инноваци-онностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдапкелов, Н. С. Занятость в Казахстане 2015-2019: Статистический сборник / Н. С. Айдапкелов. - Текст: электронный // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан: [сайт]. - URL: https://stat.gov.kz/official/industry/25/publication (дата обращения: 10.05.2021).
2. Айдапкелов, Н. С. Молодежь Казахстана 2015-2019: Статистический сборник / Н. С. Айдапкелов. - Текст: электронный // БНС АСПиР РК: [сайт]. - URL: https://stat. gov.kz/official/industry/61/publication (дата обращения: 10.05.2021).
3. НПП «Атамекен»: официальный сайт. - Текст: электронный. - URL: https://atameken. kz/ru/news/41114-bastau-biznes-gotovitsya-k-startu-v-0-godu (дата обращения: 05.05.2021).
4. Центр предпринимательства «Qolday»: официальный сайт. - Текст: электронный. -URL: https://edu.qolday.kz/ (дата обращения: 14.05.2021).
5. Enactus Kazakhstan: официальный сайт. - Текст: электронный. - URL: https://enactus. kz (дата обращения: 14.05.2021).
6. ZhasProject: официальный сайт. - Текст: электронный. - URL: https://zhasproject.kz/ ru (дата обращения: 14.05.2021).
7. Власов, Г. Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе / Г. Ю. Власов. - Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. -2011. - № 10 (2). - С. 11-16.
REFERENCES
1. Zaniatost' v Kazakhstane 2015-2019: Statisticheskii sbornik [Employment in Kazakhstan 2015-2019: Statistical book]. Ed. N.S. Aidapkelov. Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. Available at: https://stat.gov.kz/official/industry/25/publication (accessed 10 May 2021).
2. Molodezh' Kazakhstana 2015-2019: Statisticheskii sbornik [Youth of Kazakhstan 20152019: Statistical book]. Ed. N.S. Aidapkelov. BNS ASPR RK. Available at: https://stat.gov. kz/official/industry/61/publication (accessed 10 May 2021).
3. The NCE of the Republic of Kazakhstan «Atameken». Available at: https://atameken.kz/ ru/news/41114-bastau-biznes-gotovitsya-k-startu-v-0-godu (accessed 05 May 2021)
4. «Qolday» online platform, «Qolday» Entrepreneurship Center. Available at: https://edu. qolday.kz/ (accessed 14 May 2021)
5. Enactus Kazakhstan. Available at: https://enactus.kz/ (accessed 14 May 2021)
6. ZhasProject. Available at: https://zhasproject.kz/ru (accessed 14 May 2021)
7. Vlasov G.Iu. Razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva na sovremennom etape [Development of youth entrepreneurship at the present stage]. Rossiiskoe predprinimatelstvo, 2011, no. 10-2, pp. 11-16.
Материал поступил в редакцию 20.05.2021
© Сагынтай М.Т., 2021