Shumik Ekaterina Georgievna, Sarycheva Margarita Alekseevna, Suvorova Svetlana Konstantinovna YOUNG ENTREPRENEURSHIP KEY FACTOR OF THE DEVELOPMENT ...
economic sceinces
УДК 330.101.54
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© 2017
Шумик Екатерина Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управления» Сарычева Маргарита Алексеевна, студент кафедры «Экономика» Суворова Светлана Константиновна, студент кафедры «Управления» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
(690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: sveta-suvorova@mail.ru)
Аннотация. Авторы раскрывают актуальную на данный момент тему молодежного предпринимательства. Развитие данного направления имеет свои особенности, которое определяет перспективу экономического роста как в стране, так и в регионах. Кроме того, данное направление способно решить ряд социальных и экономических проблем, в том числе повысить уровень трудоустройства среди выпускников ВУЗов и СУЗов. В статье представлен обзор российских авторов, которые имеют свое видение на данную тему. Вместе с тем проведен анализ факторов, влияющих на молодых людей при принятии ими решений о необходимости открытия собственного бизнеса. Выявлены проблемы развития предпринимательства среди молодого поколения и пути их нивелирования. Современная российская экономика характеризуется программно-целевым методом управления, именно поэтому авторами представлен анализ нормативной базы, регулирующей молодежное предпринимательства. Так же рассмотрен опыт развитие молодежных предпринимательских инициатив в американских вузах. Вузы по своей могут быть проводниками для молодых людей и как следствие играть существенную роль в усилении предпринимательской активности населения в стране. В заключении представлен сравнительный анализ зарубежной и Российской практики поддержки молодых людей в создании и развитии бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, Российская практика, зарубежная практика, социально-экономическое развитие, экономика, малый бизнес, средний бизнес, проблемы, меры поддержки.
YOUNG ENTREPRENEURSHIP KEY FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION
© 2017
Shumik Ekaterina Georgievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management» Sarycheva Margarita Alekseevna, a student of the department «Economics» Suvorova Svetlana Konstantinovna, student of the department of «Management» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, e-mail: sveta-suvorova@mail.ru)
Abstract. The authors disclose the actual topic of youth entrepreneurship at the moment. The development of this direction has its own characteristics, which determines the prospect of economic growth both in the country and in the regions. In addition, this direction is able to solve a number of social and economic problems, including increasing the level of employment among graduates of higher education institutions and CPSs. The article presents an overview of Russian authors who have their own vision on this topic. At the same time, an analysis of the factors affecting young people in their decision-making about the need to open their own business was carried out. The problems of development of entrepreneur-ship among the younger generation and ways of their leveling are revealed. The modern Russian economy is characterized by a program-target management method, which is why the authors present an analysis of the regulatory framework governing youth entrepreneurship. The experience of developing youth entrepreneurial initiatives in American universities is also considered. Higher schools in their own way can be conductors for young people and as a consequence play a significant role in strengthening the entrepreneurial activity of the population in the country. In conclusion, a comparative analysis of the foreign and Russian practice of supporting young people in the creation and development of business is presented.
Keywords: entrepreneurship, youth entrepreneurship, state regulation, state support, Russian practice, foreign practice, social and economic development, economy, small business, medium business, problems, support measures.
В странах с рыночной экономикой предпринимательство необходимо для нормального функционирования экономики страны и развития регионов. Молодежное предпринимательство является важнейшим стратегическим ресурсом для развития малого и среднего бизнеса. Также предпринимательская активность среди молодежи способна решить одну из проблем занятости граждан до 25 лет и безработицы в целом.
На сегодняшнем этапе социально-экономического развития Российской Федерации актуальность проблемы развития молодежного предпринимательства напрямую связана с теми задачами, которые были поставлены перед российским обществом еще в 2008 году в «Стратегии развития России до 2020 года». Согласно Стратегии, к 2020 году «минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения должен быть уровень не менее 60-70 процентов» [1].
Выступление Премьер-министра РФ Медведева Д. А. на круглом столе «Малый и средний бизнес — инновационный, конкурентоспособный, социально ориентированный» четко определило, что «развитие среднего класса в стране — это развитие малого бизнеса» [2]. Практика зарубежных стран является ярким тому подтверждением, именно в странах с развитым средним классом преобладает доля малого и среднего бизнеса. Как правило, эти страны имеют высокую конкуренто-
способность государства.
Молодежное предпринимательство, которое является совсем «молодой» отраслью в предпринимательстве, начинает набирать «обороты» в странах с развитой и развивающейся экономикой. Для нашего государства данная тема является новой и вместе с тем весьма актуальной, а также имеет множество внутренних и внешних ограничений, которые мешают развитию данной отрасли бизнеса. Одной из таких проблем является проблема поддержки и государственного регулирования молодежного предпринимательства.
Стоит отметить, что в отечественных работах в основном уделяется внимание таким факторам, сдерживающим предпринимательскую активность как недостаточный образовательный уровень в области предпринимательства, социальный настрой молодых людей и отсутствие необходимого финансирования [3]. В области бизнес-помощи и поддержки молодых предпринимателей имеются следующие недостатки и ограничения: отсутствие деловых связей (бизнес контакты, поставщики, подходящие партнеры), недостаток знаний доступных услуг по поддержке бизнеса, отсутствие подготовленных консультантов и работников в области развития предпринимательской деятельности, способные оказать необходимую помощь [4].
Игнатов В.И. в статье «Молодёжное предпринима-
212
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Шумик Екатерина Георгиевна, Сарычева Маргарита Алексеевна, Суворова Светлана Константиновна МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ...
тельство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки» дает четкое определение молодежного предпринимательства, нуждающегося в государственной поддержке и регулировании: «Молодежное предпринимательство — весьма сложный сектор, который требует серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная целенаправленная поддержка обеспечивает развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту и повышению инвестиционной привлекательности территории» [5].
На самом деле, проблема развития молодежного предпринимательства берет свои «корни» в социальной, политической и даже моральной сфере. Так, Глухова М.Ф., затрагивает важный социальный аспект - сокращение численности молодежи в российских регионах. «Данные обстоятельства обусловлены демографическим спадом, наблюдавшимся в 90-е годы, а также тем, что часть молодых граждан покидает территории для обучения или поиска работы в более крупных регионах» [6].
Нельзя забывать также о влиянии на сознание молодежи средств массовой информации. Малик Е.Н. в статье «Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации» говорит об отсутствии у молодых людей четких нравственных и моральных установок, а также ценности патриотического характера. Автор считает, что это обусловлено «негативным влиянием средств массовой информации на молодежное сознание и факторами, связанными с недостаточной реализацией воспитательных функций семьей, и другими общественными институтами и требует реализации комплекса мер, направленных на формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и семейных ценностей у молодого поколения» [7].
Российские и зарубежные авторы «расширяют» границы и выделяют следующие проблемы молодежного предпринимательства:
- ухудшение состояния физического и психического здоровья молодежи. Среднегодовой темп прироста заболеваемости подростков по Российской Федерации составляет 6,9 %;
- тенденция «потери человеческого капитала» в связи с тем, что молодежь не полностью использует имеющийся у нее потенциал;
- повышение доли молодых людей, официально получающих статус безработного. В 2014 г. около 30 % молодежи были признаны безработными, при этом в субъектах РФ - 37% [8];
Данный список проблем, раскрываемый отечественными экономистами и политологами далеко не исчерпывающий. Поэтому весьма важно разработать меры по поддержки как государственного, так и негосударственного характера для нивелирования имеющихся проблем и поддержки молодежного предпринимательства в целом.
Федеральное и региональное законодательство не дает нам правового определения терминов «молодежь», «молодежное предпринимательство». Стоит отметить, что поддержка и продвижение молодежного предпринимательство только начала набирать «обороты» на региональном уровне. На данный момент, реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014 - 2018 годы, которая осуществляет поддержку начинающим предпринимателям в виде субсидий (в соответствии с постановлением главы города Владивостока № 2673 от 18 сентября 2013 года) [9].
В 1993 году 3 июня был утвержден Постановлением Верховного Совета РФ документ об «Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации» действующий по сегодняш-
ний день [10]. Данный документ в разделе «Содействие предпринимательской деятельности молодежи» впервые «предложил» установить особый статус молодого предпринимателя, создать льготные условия вхождения на рынок и тем самым раскрыть инновационный потенциал Российской молодежи.
На федеральном уровне нормативно-правового регулирования малого и среднего предпринимательства нет закрепленного понятия «молодежного предпринимательства» и, как следствие, четкого механизма регулирования и поддержки. Поэтому решения существующих проблем предпринимательства в данной возрастной категории невозможно без закрепленного на законодательном уровне понятия.
На региональном и местном уровне все чаще проводятся конференции, круглые столы, принимаются стратегии развития [11], которые существенно улучшают условия для начинающих молодых предпринимателей. Стоит отметить, что существуют организации, занимающие разработкой мер поддержки, регулирования и непосредственного воплощения этих мер и методик в жизнь. К наиболее крупным можно отнести такие организации, как Российский центр содействия молодёжному предпринимательству [12], Международная и Российская Молодёжные Палаты [13] и Федеральное агентство по делам молодежи [14]. Вышеперечисленные организации ежедневно занимаются вопросами реализации и создания комфортного и благоприятного климата для молодых предпринимателей по всей России. Программы, разработанные данными организациями будут давать больший результат лишь при поддержки регионов и местных властей.
На сегодняшний день, был взят курс на бизнес - просвещение молодежи и поддержки со стороны государства. «.. .Нужно создать дополнительные механизмы для того, чтобы молодые и интересные перспективные люди могли бы реализовывать свои идеи и предложения.» [15] - именно такими механизмами можно назвать бизнес - площадки при Высших учебных заведениях.
Одной из задач, поставленных Правительством РФ, было вывести молодежное предпринимательство на приоритетные позиции малого и среднего бизнеса.
Создания благоприятных условий для молодежного предпринимательства способно решить проблемы рабочих мест (особенно в небольших городах и селах), гибкость внутренних коммуникация, улучшения инфраструктуры субъектов РФ, создания более стабильных рыночных отношений, а также реализация собственных идей и способностей молодежи.
На сегодняшний день, основной программой поддержки малого и среднего бизнеса в Приморском крае является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013 - 2020 годы. Данная подпрограмма разработана для поддержки малого и среднего предпринимательства Приморского края до 2020 г.
Для исследования вопроса проблем молодежного предпринимательства нами были проанализированы мероприятия данной программы, для определения направленности решения проблем молодежного предпринимательства.
Анализ данных мероприятий показал, что к 2020 г. количество молодых предпринимателей и качество малого и среднего бизнеса среди молодежи в Приморском крае останется на неизменном уровне. В рамках данной подпрограммы можно говорить о финансовой поддержке малому и среднему бизнесу Приморского края, в том числе и молодым предпринимателем, но не о способности решить специфические проблемы, которые присущи лишь молодежному предпринимательству [16].
Значительный вклад вносят Дальневосточные высшие учебные заведения, которые помогают моло-
Shumik Ekaterina Georgievna, Sarycheva Margarita Alekseevna, Suvorova Svetlana Konstantinovna economic
YOUNG ENTREPRENEURSHIP KEY FACTOR OF THE DEVELOPMENT ... sceinces
дым людям на начальных этапах создания и ведения бизнеса. Так при ВГУЭС успешно функционирует Инновационный Бизнес-инкубатор [17], а при ДВФУ Бизнес - клуб [18]. Данные площадки помогают молодым людям понять и осознать, что стать предпринимателем возможно, если есть идея, желание, а необходимые тренинги, семинары и консультации с преподавателями профильных кафедр организуют данные площадки.
В связи со схожестью климатических и экономических условий Приморского края и штата Аляска, а также наличия опыта обучения в обоих регионах, было принято решение об изучении особенностей поддержки инициативных студентов за рубежом.
Университет Аляски «Анкоридж», являющийся самым большим университетом штата, предлагает следующие программы развития предпринимательства среди студентов: программа «Leadership fellows», неделя стар-тапов и круглогодичная работа национального сообщества лидерства и успеха.
«Leadership fellows» - это полугодовая программа для выпускников и студентов старших курсов, которые стремятся к личному и профессиональному росту, но не могут найти ответы на свои вопросы в общем учебном курсе. Главная идея заключается в поиске менторов, успешных предпринимателей, которые на протяжении семестра 1 раз в неделю будут вести дискуссии на интересные студентам и им темы в неформальной обстановке. Программа бесплатная. Однако стоит отметить, конкурс высокий и поэтому далеко не каждый может примкнуть к желаемому кругу [19].
Коротким, но насыщенным мероприятием является неделя стартапов, затрагивающая все секторы экономики и позиционирующая себя как одно из самых важных событий года. Исходя из содержания брошюры, участники развивают практические навыки, приобретая опыт в бизнес-планировании, узнают о льготных налоговых режимах для венчурных видов бизнеса, изучают особенности производства на северных территориях и обмениваются идеями. Главной особенностью события является привлечение инвесторов, предпринимателей, представителей больших компаний, студентов с их проектными выступлениями и волонтеров. В совокупности это мероприятие открывает возможности для всех перечисленных категорий людей, позволяя им заявить о себе и найти продвижение.
Последним из основных событий, призванных поддерживать новаторство среди потенциальных предпринимателей на постоянной основе является работа национального сообщества лидерства и успеха.
Участники делятся на команды и ищут достойную идею, которая уже через полгода будет частью их университетской действительностью. Зачастую студенты ставят перед собой задачи о сокращении затрат ВУЗа, поиске новых источников дохода и его применении. Оценивать результаты работ приезжают специалисты со всей страны и награждают лучшие финансовые решения.
Университет «Аляска Пасифик» также не уступает в количестве и качестве факультативных программ подготовки будущих управленцев. Из множества образовательных платформ стоит выделить следующие мероприятия: предпринимательский курс скоростного коучинга, программа «Job shadowing» и «Бизнес микс».
Основная идея предпринимательского курса скоростного коучинга [20] заключается в ускоренном усвоении нестандартных методик ведения бизнеса. Известные предприниматели и руководители больших компаний выступают экспертами. При этом консультанты представляют совершенно разные сферы деятельности: юриспруденция, бухгалтерский учет, менеджмент, веб дизайн, программирование и информационные технологии, реклама, финансы, страхование и прочее. В последующие дни проходят лекции, мастер-классы, дискуссии, видео-трансляции и многое 214
Другой популярной возможностью является программа «Job shadowing». Она позволяет студентам, интересующимся определенной отраслью познать ее глазами топ-менеджера.
Программа «Бизнес микс» заключается в том, что в большой комнате находится большое количество людей, как студентов, так и их наставников. Заранее участников не представляют. Задание для обеих сторон -познакомится, с как можно большим количеством людей и узнать о их сфере деятельности. Информация фиксируется на листиках при неформальном общении, затем ведущий задает вопросы и определяют победителей. Призом является вечер на двоих в лучшем ресторане города. Далее общение продолжается более непринужденно, и студенты могут узнать все то, что их интересует о бизнесе. Исходя из слов участников, можно сделать вывод, что минимум 3 предпринимателя из 20 дают свои визитки, приглашают на ланч, приглашают на практику в их компании. Также предприниматели готовы помочь с реализацией бизнес-плана студента или даже проинве-стировать их проект.
При подробном изучении проектов по поддержке молодежного предпринимательства на Дальнем Востоке и на Аляске были выявлены отличия в способах привлечения студентов на данные программы, пути подачи информации в течение учебных сессий и культурные особенности коммуникации.
В первую очередь, хочется отметить, что практически все программы для студентов в России бесплатны и открыты для всех желающих, в то время как в США студенты зачастую вынуждены платить за дополнительные знания. С одной стороны, когда знания доступны, они имеют широкий диапазон распространения. С другой стороны, небольшой финансовый барьер оставляет только действительно заинтересованную аудиторию и позволяет покрыть затраты на привлечение достойных спикеров, в том числе оплачивая их приезд из центральной части страны.
Рассматривая непосредственный процесс проведения мероприятий несложно заметить, что российские организаторы относительно традиционны в выборе видов познавательной деятельности. Чаще всего проводятся лекции, по процедуре схожие с лекциями в университете, с поправкой на темы обсуждения.
В американской же практике мы видим, что главным смыслом любого события, как для ментора, так и для его подопечных является получение удовольствия от процесса общения, обмена опытом и информации. По этой причине, занятия нередко проходят в игровом форме и лишь спустя некоторое время переходят на более серьезный лад.
Как результат, сложно оценивать эффективность той или иной методики, т.к. их применение носит индивидуальный характер и зависит от личных особенностей человека и его профессии.
На наш взгляд, для реального развития молодежного предпринимательства в регионе и в стране в целом, необходимо усовершенствовать нормативную базу. Закрепление статуса молодого предпринимателя и создание механизма государственного регулирования способно «активировать» региональные, местные программы и стратегии в новом качестве. Отсутствие основополагающего Федерального закона о молодых предпринимателях «тормозит» всю имеющуюся систему, которую выстраивают специализированные организации. Также немаловажным остается вопрос просвещения молодежи о бизнесе на уровне высшего и среднего образования, в том числе и о частичном заимствовании американской практики вовлечения молодых людей в бизнес-среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Шумик Екатерина Георгиевна, Сарычева Маргарита Алексеевна, Суворова Светлана Константиновна МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ...
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
2. Выступление Медведева Д. А. на круглом столе «Малый и средний бизнес — инновационный, конкурентоспособный, социально ориентированный» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tpstrogino.
m/smi/163
3. Модельный закон «О государственной молодежной политике». Принят на тридцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (Постановление от 23 ноября 2012 года № 38-10).
4. Молодежное предпринимательство: определение, трудности и перспективы развития. Боднар Э.Л., Долгих Д.А. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25104392
5. Игнатов В. И. Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки // Молодой ученый. 2015. №24. С. 443-447.
6. Глухова, М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии [Текст] / М.Ф. Глухова // Регионология. - 2011. - Т.75. -№2. - С. 22-31.
7. Малик, Е.Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации [Текст] / Е.Н. Малик. - Орел, 2007. -216 с.
8. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений [Текст]: монография / под общ. ред. В.А. Лукова. М. : Изд-во МГУ, 2013. 718 с.
9. Постановление администрации г. Владивостока от 18.09.2013 N 2673 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке" на 2014 - 2018 годы" // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW 020&n=65231&dst=102586#0
10. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2138#0
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7 f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
12. Центр услуг РЦСМП // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rcsmp.ru/российский-центр-содействия-молодеж/
13. Молодежная общественная палата // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. molpalata.ru
14. Росмолодежь. Федеральное агентство по делам молодежи // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fadm.gov.ru
15. Роль молодых бизнесменов в популяризации предпринимательского дела // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://deloros.ru/rol-molodyh-biznesmenov-v-populyarizacii-predprinimatelskogo-dela. html
16. Оценка влияния региональных факторов на развитие малого инновационного предпринимательства в ДВФО / Смицких К.В., Коврижко П.С., Кравченко Н.Р. // В сборнике: Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием материалы Всероссийской c международным участием научно-практической конференции. 2014. С. 301-305.
17. Официальный сайт Инновационного бизнес-инкубатора Владивостокского государственного университета экономики и сервиса // [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ibi.vvsu.ru/about
18. Официальный сайт бизнес-инкубатора Дальневосточного федерального университета // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dvfU.biz/
19. Информация о программе «Leadership Fellows» в университете Аляска, Анкоридж в сети Интернет [Электронный ресурс] // Официальный сайт университета Аляски, Анкоридж - Режим доступа: https://business. uaa.alaska.edu/leadership-fellows/
20. Статья «Alaska Pacific University is alive with entrepreneurs!» от 27 февраля 2013г. в сети Интернет [Электронный ресурс] // Официальный сайт университета «Аляска Пасифик» - Режим доступа: https://www. alaskapacific.edu/alaska-pacific-university-is-alive-with-entrepreneurs/
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 17-32-01080 «Модель динамичного развития предпринимательства»
Статья поступила в редакцию 11.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017