УДК 316.334.23
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ОЦЕНКА, ГОТОВНОСТЬ, ПРОГНОЗЫ
А.В. Иноземцева
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: a.v.inozemceva@nsuem.ru
В статье рассматривается отношение студенческой молодежи к развитию предпринимательства в городе Новосибирске. Представлен анализ эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, проведенного в 2014 г.: приведена оценка студенчеством развития малого бизнеса, раскрыты причины, тормозящие его развитие. Изучена готовность студентов к предпринимательской деятельности, потребность в обучении основам ведения малого бизнеса, также выявлены приоритетные сферы для открытия собственного дела и необходимые студентам виды поддержки. Особое внимание уделено выявлению причин нежелания создания собственного дела и необходимым мерам для привлечения студенческой молодежи к развитию малого бизнеса в городе. Кроме того, рассмотрены перспективы развития предпринимательства в Новосибирске по мнению студентов. Результаты исследования подтверждают необходимость решения проблем развития молодежного предпринимательства, как на уровне региона, так и страны в целом.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство, малый бизнес, студенческая молодежь, готовность к предпринимательству, проблемы развития предпринимательства.
ATTITUDE OF STUDENTSHIP TO BUSINESS: ASSESSMENT, READINESS, FORECASTS
A.V. Inozemtseva
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: a.v.inozemceva@nsuem.ru
The article considers the attitude of students to development of business in Novosibirsk. The analysis of the empirical data, obtained during the sociological research conducted in 2014, is presented: the assessment of development of small business is given by students, the reasons, which are slowing down its development, are revealed. Readiness of students for business activity, the need for essential training in conducting small business is studied, the priority spheres for setting-up of own business and types of support necessary for students are also revealed. The special attention is paid to identification of the reasons of unwillingness of setting-up of own business and necessary measures for attraction of students to the development of small business in the city. Besides, the prospects of development of business in Novosibirsk according to students are considered. The results of research confirm the need of the solution of the issues of development of youth business, both at the level of the region, and the country in general.
Keywords: entrepreneurship, small business, youth entrepreneurship, students, readiness to start own business, problems of business development.
К рыночной модели экономики Россия перешла в начале 90-х гг. XX в., это, в свою очередь, повлекло за собой ряд последствий. Среди них одним из наиболее позитивных является возрождение предпринимательства как
© Иноземцева А.В., 2016
способа деятельности [6, 7] и как следствие развитие новейшего социального слоя в структуре современного общества - слоя «предпринимателей». Сегодня в развитых странах мира важнейшим сектором экономки является малое и среднее предпринимательство поскольку в этой отрасли, по разным данным, трудоустроено от 46 до 78 % экономически активного населения. Данные Федеральной службы государственной статистики за 2014 г. свидетельствуют, что доля занятого населения Российской Федерации в малом предпринимательстве составляет 13 % от общей численности занятых [13] - это довольно низкий показатель, который характеризует слабое развитие предпринимательской сферы в сравнении с другими странами мира, где аналогичный показатель составляет: в США - 57 %, Германии, Франции, Италии - от 60 до 70 %, Японии - 80 % [11]. В целом, по результатам социально-экономических исследований, следует сделать вывод, что бизнес в России довольно стабильно прогрессирует, при условиях: если предпринимателям оказывается персонализированная помощь и поддержка, если бизнесу придается не только общественное значение на уровне как региона, так и государства и если в стране разрабатываются и реализуются специальные проекты с целью содействия по его формированию и развитию
[2, 3].
В современных социально-экономических условиях особым направлением развития предпринимательства в России является молодежный малый и средний бизнес, это обусловлено тем, что он может представлять собой наиболее значимый фактор, стимулирующий модернизацию и индустриализацию экономической сферы, особенно в условиях экономического кризиса. Прежде всего, это объясняется тем, что представители молодежной среды выражают потенциальную готовность к риску, способность переносить повышенные нервные и трудовые нагрузки, которые не исключены при организации и ведении собственного дела, а особенно на стадии становления предприятия. Кроме того, молодежь в условиях быстроизме-няющихся запросов производства и рынка способна при необходимости пополнять свои знания, умения и навыки. И более того, немаловажно, что представители молодого поколения представляют довольно высокую инновационную активность по модернизации имеющихся рынков и гибкость при освоении новых [1, с. 14].
В целом молодежь как социальная группа может представлять собой стратегически значимый трудовой потенциал, так как уже сейчас молодежный бизнес вносит особый вклад в решение социально-экономических проблем общества, в частности данное явление способствует реинтеграции незанятого населения в социум [4, 5], прежде всего, путем создания новых рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров [12].
Более того, значимость расширения предпринимательства среди молодежи, создание ими предприятий малого бизнеса многократно озвучивалась Правительством РФ и лидерами политических партий. Подчеркивалась важная роль молодежного бизнеса при решении социально-экономических задач, стоящих перед обществом, а в частности: сокращение уровня безработицы путем создания рабочих мест, подготовка новых квалифицированных кадров, ускорение перехода страны к инновационному развитию и т.д. Государство осуществляет поддержку людей, решивших заняться предпри-
нимательством, через созданное Федеральное агентство по делам молодежи и различные министерства.
Необходимо подчеркнуть, что социологические исследования, в свою очередь, позволяют выявить информацию, в соответствии с которой могут разрабатываться и корректироваться с учетом интересов данной социальной группы программы по поддержке предпринимательства. В связи с этим в марте 2014 г. Новосибирским государственным университетом экономики и управления «НИНХ» было инициировано социологическое исследование, по выявлению отношения студенческой молодежи к развитию предпринимательства в г. Новосибирске. К исследованию были привлечены студенты следующих вузов города: Сибирского института управления РАНХиГС, Новосибирского государственного технического университета, Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». Выборочная совокупность была определена в количестве 1273 человек.
С точки зрения студентов были изучены темпы развития малого предпринимательства; причины, тормозящие его развитие; рассмотрены субъекты малого и среднего бизнеса, нуждающиеся в поддержке органов власти в развитии бизнеса; определены необходимые меры поддержки предпринимательства и определена готовность молодежи к предпринимательской деятельности.
Исследование показало, 53,3 % опрошенных считают, что развитие предпринимательства в Новосибирске происходит медленными темпами и его следует форсировать, 26,3 % отмечают высокие темпы роста предпринимательства, а около 20 % полагают, что в развитие предпринимательства не следует вторгаться, «пусть оно идет своим чередом». В целом 54,2 % студентов дали среднюю оценку развития малого предпринимательства в городе.
Среди проранжированных причин, тормозящих развитие предпринимательства респондентами, были названы: во-первых, нехватка финансовых ресурсов (50,4 %); во-вторых, недостатки в системе налогообложения (41,2 %); в-третьих, завышенная плата по аренде (31,6 %). Кроме того, респондентами были отмечены проблемы, связанные с отсутствием помощи государственных органов (27,5 %), наличием бюрократических барьеров (28,3 %), а также коррупцией и юридической незащищенностью бизнеса (20 %). Около 23 % респондентов отмечают нехватку информации и отсутствие консультаций по вопросам организации и ведении предпринимательской деятельности. Проблемы, указанные студенческой молодежью, существуют достаточно давно в России, но своевременно не разрешаются, а наоборот приобретают хронические черты данного процесса [10, с. 1180].
Кому оказывать содействие в предпринимательстве? Мнения студентов по этому поводу распределились следующим образом. 39 % респондентов считают, что местные власти должны оказывать помощь всем людям, изъявившим желание заняться предпринимательством, но при этом 37 % указывают, что особое внимание надо уделить молодежи. Поддержку только незащищенным и малоимущим слоям населения предлагают 10,5 % респондентов, а 13,2 % придерживаются мнения о том, что будущие предпри-
ниматели должны осуществлять свою деятельность самостоятельно без помощи городских властей.
Среди продуктивных мер помощи для молодежи в их предпринимательской деятельности опрошенными отмечены: льготные условия кредитования (48,8 %), наличие субсидий (45,5 %), льготное налогообложение (38,3 %), создание особых условий при аренде помещений (36,8 %). Данная категория граждан нуждается в обучении основам предпринимательства -на это указывают 47,3 % порошенных, однако о необходимости создания технопарков и бизнес-инкубаторов говорят 14,9 %, о важности психологической поддержки окружающих указывают 11,2 %.
Также была изучена готовность студентов к предпринимательской деятельности. Опрос показал, что 66,5 % респондентов выразили готовность посвятить свою будущую трудовую деятельность предпринимательству. При этом они отмечают, что помимо имеющихся общих профессиональных знаний им необходимо обучение основам предпринимательства. Однако только 20 % респондентов представляют, как организовать малый бизнес. В связи с этим становится возможным применять специальные подходы для такого рода обучения, а также использовать российский и зарубежный опыт переобучения [9, с. 106] и развивать у людей необходимые качества. Полученные результаты сопоставимы с результатами других исследований. Так, Т.В. Тереньтева и Е.Г Шумик указывают, что по результатам проведенного в 2014 г. исследования студенческого предпринимательства в Приморском крае «более 65 % опрошенных изъявили желание организовать собственное дело» [8, с. 168].
По данным новосибирского исследования нежелание осуществлять предпринимательскую деятельность выразили всего лишь 16,8 % студентов. С чем это связано? Анализ показал, что основными причинами, по которым респонденты не видят себя в предпринимательстве, являются отсутствие первоначального капитала (54,5 %), низкая оценка собственных возможностей для предпринимательской деятельности (33,2 %), отсутствие идеи для бизнеса (20 %), наличие коррупционной и криминальной составляющей (17 %), а также отсутствие интереса к самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности (16 %).
По результатам исследования были выявлены наиболее приоритетные сферы для открытия собственного дела среди молодежи: сфера обслуживания (ее отметили 35,7 % респондентов), посреднические услуги по купле-продаже (15,8 %), сфера общественного питания, производство промышленной продукции и товаров народного потребления (по 13,1 % респондентов). Наименее привлекательными отраслями для открытия собственного дела являются переработка сельскохозяйственной продукции (3,4 %) и оказание социальных услуг (5,6 %), тогда как в сельской местности молодежь отдает предпочтение именно этим видам деятельности [2, с. 122].
Что касается методов привлечения молодежи к предпринимательской деятельности, то по мнению студентов, наиболее эффективными считаются: организация встреч с успешными предпринимателями (47,3 %), привлечение студентов к участию в городских мероприятиях, связанных с предпринимательством, для приобретения практического опытом (44,4 %), формирование в городском пространстве положительного имиджа успеш-
ных молодых бизнесменов (42,5 %), организация встреч студентов с представителями государственного аппарата (43,5 %). Стимулирование успешных молодых предпринимателей и популяризация их опыта в регионе по средствам СМИ находятся в конце списка среди методов по привлечению к предпринимательству.
Исследование показало, что студенческая молодежь дает позитивный среднесрочный прогноз развития малого предпринимательства в городе. При этом 39,2 % респондентов предполагают рост темпов развития малого бизнеса, 30,5 % - в сфере предпринимательства возможен резкий скачок, 25 % - прогнозируют период застоя в малом бизнесе, а 5 % - настроены пессимистично к развитию данной сферы. При этом основными перспективными ресурсами развития предпринимательства в городе, по мнению студентов, являются интеллектуальный потенциал (50,2 %) и высокотехнологичное и инновационное производство (46 %).
Таким образом, опрос показал, что большая часть студентов заинтересованы и в целом готовы осуществлять предпринимательскую деятельность. Более того, они предполагают ускорение развития данной сферы и прогнозируют его в течение ближайших 5-7 лет.
Большинство представителей данного социального слоя выражают желание опробовать свои силы в малом и среднем предпринимательстве, которое уже сегодня составляет основной трудовой ресурс города. Необходимо усилить работу по вовлечению данной категории в бизнес-структуры города, по средствам формирования позитивного имиджа предпринимателя, организации встреч властных структур и успешных предпринимателей с молодежью и осуществления разнообразных мероприятий, связанных с предпринимательством. Кроме того, финансово-экономический кризис, прогрессирующий сегодня в России, обострил весь спектр проблем российской экономики, в том числе недостаточно высокий компетентности кадров, необходимых для эффективного построения и развития инновационной экономики. В частности, это относится к кадрам предпринимательской сферы, прежде всего потому, что в их составе недостаточно молодежи, обладающей большим инновационным потенциалом. Привлечение молодежи в предпринимательскую сферу сможет способствовать формированию нового витка развития экономики в Российской Федерации. Представители молодежной сферы способны к генерированию и реализации новых идей в бизнес. Только они способны достойно ответить на вызовы современности и преодолеть связанные с этим трудности. Все вышеуказанное обусловливает необходимость предания молодежному предпринимательству особое общегосударственное значение в развитии экономики как городов и регионов, так и страны в целом.
Литература
1. Волкова О., Молодых А., Щипинова О. Молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // Актуальные вопросы использования интеллектуального потенциала молодежи в инновационном развитии Донского региона: сб. мат-лов симпозиума в рамках Окружного молодежного инновационного конвента ЮФО, 10 октября 2013 г. / под ред. А.М. Старостина, Л.Л. Ивановой. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. 96 с.
2. Воловская Н.М. Самостоятельная занятость, теоретико-методологические и эмпирические основания концептуальной модели регионального управления: дис. ... д-ра социол. наук. Новосибирск, 2003. С. 382.
3. Воловская Н.М., ПлюснинаЛ.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Незанятое население и самозанятость в Сибирском регионе // Социологические исследования. 2015. № 5 С. 52-60.
4. Иноземцева А.В. К вопросу о понятиях «интеграция», «дезинтеграция» и «реинтеграция» // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 66-70.
5. Иноземцева А.В. К вопросу о формах реинтеграции незанятого населения в социум // Эволюция современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. А.А. Сукиасян. уфа, 2015. С. 317-321.
6. Иноземцева А.В. К экспликации понятия «предпринимательство» // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. РН. Шайбаков. М., 2015. С. 225-227
7 Иноземцева А.В. Ретроспектива трактовок базовых понятий самозанятости // Наука и современность: Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 180-184.
8. Терентьева Т.В., Шумик Е.Г. Особенности развития студенческого предпринимательства в Приморском крае // Институты развития демографической системы общества: V Уральский демографический форум: сб. мат-лов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. С. 166-170.
9. Шукшина З.А. Социальный феномен обучения взрослых: зарубежный и российский опыт // Вестник Брестского государственного технического университета. 2014. № 6 (90). С. 104-107
10. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V. Self-employment as a form of reintegration of unemployed citizens into society // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 8. С. 1175-1186.
11. Доклад «Опыт Великобритании, Германии, США, Японии, Польши и Венгрии в развитии малого предпринимательства». URL: http://www.giac.ru/content/ document_r_564FE1FC-14A2-42CB-AA00-34179DD4DFF3.html. (дата обращения: 03.06.2015).
12. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 02.06.2015).
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.06.2015).
Bibliography
1. Volkova O., Molodyh A., Shhipinova O. Molodezhnoe predprinimatel'stvo: problemy i perspektivy razvitija // Aktual'nye voprosy ispol'zovanija intellektual'nogo potenciala molodezhi v innovacionnom razvitii Donskogo regiona: cb. mat-lov simpoziuma v ramkah Okruzhnogo molodezhnogo innovacionnogo konventa JuFO, 10 oktjabrja 2013 g. / pod red. A.M. Starostina, L.L. Ivanovoj. Rostov n/D: Izd-vo JuRIF RANHiGS, 2013. 96 p.
2. Volovskaja N.M. Samostojatel'naja zanjatost', teoretiko-metodologicheskie i jempi-richeskie osnovanija konceptual'noj modeli regional'nogo upravlenija: dis. ... d-ra sociol. nauk. Novosibirsk, 2003. P 382.
3. Volovskaja N.M., Pljusnina L.K., Rusina A.V, Inozemceva A.V Nezanjatoe naselenie i samozanjatost' v Sibirskom regione // Sociologicheskie issledovanija . 2015. № 5. P. 52-60.
4. Inozemceva A.V. K voprosu o ponjatijah «integracija», «dezintegracija» i «reintegra-cija» // Aktual'nye voprosy v nauchnoj rabote i obrazovatel'noj dejatel'nosti: sb. nauch. tr. po mat-lam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v 10 tomah. Tambov, 2015. P 66-70.
5. Inozemceva A.V. K voprosu o formah reintegracii nezanjatogo naselenija v socium // Jevoljucija sovremennoj nauki: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.; otv. red. A.A. Sukiasjan. Ufa, 2015. P 317-321.
6. Inozemceva A.V. K jeksplikacii ponjatija «predprinimatel'stvo» // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovanija: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf.; otv. red. R.N. Shajbakov. M., 2015. P 225-227
7 Inozemceva A.V. Retrospektiva traktovok bazovyh ponjatij samozanjatosti // Nauka i sovremennost': Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. A.A. Sukiasjan. Ufa, 2015. P 180-184.
8. Terent'eva T.V., Shumik E.G. Osobennosti razvitija studencheskogo predprinimatel'-stva v Primorskom krae // Instituty razvitija demograficheskoj sistemy obshhestva: V Ural'skij demograficheskij forum: sb. mat-lov. Ekaterinburg: Institut jekonomiki UrO RAN, 2014. P. 166-170.
9. Shukshina Z.A. Social'nyj fenomen obuchenija vzroslyh: zarubezhnyj i rossijskij opyt // Vestnik Brestskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014. № 6 (90). P 104-107.
10. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V Self-employment as a form of reintegration of unemployed citizens into society // Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2013. T. 6. № 8. P 1175-1186.
11. Doklad «Opyt Velikobritanii, Germanii, SShA, Japonii, Pol'shi i Vengrii v razvitii malogo predprinimatel'stva». URL: http://www.giac.ru/content/document_r_564FE1FC-14A2-42CB-AA00-34179DD4DFF3.html. (data obrashhenija: 03.06.2015).
12. Karpunina M.A., Savinova S.Ju., Shubnjakova N.G. Formirovanie molodezhnogo predprinimatel'skogo soobshhestva kak instrument povyshenija predprinimatel'skoj aktivnosti v Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12360 (data obrashhenija: 02.06.2015).
13. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki / URL: http://www.gks.ru (data obrashhenija: 03.06.2015).