Научная статья на тему 'Молодежь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования'

Молодежь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6075
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА / SMALL BUSINESS / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / PROBLEMS OF BUSINESS DEVELOPMENT / STUDENTS / OWN BUSINESS / NATIONAL ISSUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иноземцева Анна Валерьевна

В статье рассматривается роль молодежи в развитии малого предпринимательства. Представлен анализ эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования мнений студенческой молодежи о развитии предпринимательства в городе: о темпах и уровне развития малого бизнеса, причинах, тормозящих его развитие, готовности студентов к предпринимательской деятельности, приоритетных сферах для открытия собственного дела и необходимых студентам видах поддержки. Названы причины нежелания открывать собственное дело. Итоговый вывод: необходимо придать развитию молодежного предпринимательства статус общегосударственной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND SMALL BUSINESS: RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article discusses the role of youth in the development of small business. The author analyzes the empirical data obtained in the course of sociological study, the purpose of which was to investigate students’ views on the entrepreneurship development in Novosibirsk: pace and level of small business development; obstacles hindering its development; willingness of students to engage themselves in the entrepreneurial activity; priority areas for starting a business and necessary support. The reasons for unwillingness of students to start their own business are also considered. It is concluded that there is a need for development of the youth entrepreneurship on the federal level.

Текст научной работы на тему «Молодежь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования»

УДК 316.334.23 Иноземцева Анна Валерьевна

аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»

МОЛОДЕЖЬ И МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Inozemtseva Anna Valeryevna

PhD student, Novosibirsk State University of Economics and Management

YOUTH AND SMALL BUSINESS: RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация:

В статье рассматривается роль молодежи в развитии малого предпринимательства. Представлен анализ эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования мнений студенческой молодежи о развитии предпринимательства в городе: о темпах и уровне развития малого бизнеса, причинах, тормозящих его развитие, готовности студентов к предпринимательской деятельности, приоритетных сферах для открытия собственного дела и необходимых студентам видах поддержки. Названы причины нежелания открывать собственное дело. Итоговый вывод: необходимо придать развитию молодежного предпринимательства статус общегосударственной проблемы.

Ключевые слова:

малое предпринимательство, молодежное предпринимательство, проблемы развития предпринимательства, малый бизнес, студенческая молодежь, собственное дело, общегосударственная проблема.

Summary:

The article discusses the role of youth in the development of small business. The author analyzes the empirical data obtained in the course of sociological study, the purpose of which was to investigate students' views on the entrepreneurship development in Novosibirsk: pace and level of small business development; obstacles hindering its development; willingness of students to engage themselves in the entrepreneurial activity; priority areas for starting a business and necessary support. The reasons for unwillingness of students to start their own business are also considered. It is concluded that there is a need for development of the youth entrepreneurship on the federal level.

Keywords:

small business, youth entrepreneurship, problems of business development, students, own business, national issue.

Переход российской экономики к рынку в начале 90-х гг. прошлого столетия ознаменовал возрождение предпринимательства как способа деятельности и формирование нового слоя «предпринимателей» в социальной структуре общества. Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. В этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78 % трудоспособного населения. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе составляет 13 % от общей численности занятых. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет, например, в США - 57 %, Германии, Франции, Италии - от 60 до 70 %, Японии - 80 % [1]. Исследования ученых показывают, что предпринимательство успешно развивается, когда ему придается общественное значение на уровне государства (региона), разрабатываются специальные программы содействия, осуществляется адресная помощь и поддержка [2, с. 124].

На сегодняшний день одним из самых приоритетных направлений развития предпринимательства в России является молодежное предпринимательство. Именно оно может стать важным фактором, способствующим модернизации российской экономики. Это обусловлено прежде всего тем, что молодые люди не боятся рисковать, потенциально способны выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, которые присутствуют в предпринимательской деятельности, особенно на ее начальном этапе, более того, они способны при необходимости обновлять свои знания и навыки в соответствии с быстроизменяющимися требованиями производства и рынка. Также важно, что молодежь имеет достаточно высокую инновационную активность и мобильность по освоению новых рынков [3, с. 14].

Немаловажным является то, что модернизация всех сфер жизни общества требует новых лидеров, новых идей, эффективных бизнес-моделей и т. д. Поэтому молодежная среда может рассматриваться как стратегически значимый трудовой ресурс общества. Уже сейчас молодежное предпринимательство играет особую роль в решении ряда социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров и ускорение перехода страны к инновационному экономическому развитию государства [4].

Важность развития молодежного предпринимательства, инновационных малых и микропредприятий неоднократно подчеркивалась президентом России, председателем правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляют Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Министерство экономического и социального развития РФ и Министерство образования РФ. Для стимулирования и создания благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях разработаны различные программы. Например, программа «Ты - предприниматель» направлена на развитие молодежного предпринимательства в России и реализуется в большинстве регионов страны, в том числе в г. Новосибирске.

Необходимо отметить, что социологические исследования позволяют выявить сферы деятельности, интересующие молодежь, а полученная в исследованиях информация способствует разработке программ в сфере молодежной политики, которые в дальнейшем успешно реализуются, так как соответствуют интересам данной социальной группы. В связи с этим в 2014 г. кафедрой социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявление мнения студенческой молодежи о развитии и проблемах предпринимательства в городе. В исследовании приняли участие студенты 4 крупных вузов города: Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Сибирский институт управления РАНХиГС и Сибирский университет потребительской кооперации. Выборка составила 1273 респондента.

Мнения студентов о развития малого бизнеса в г. Новосибирске представлены в таблице 1, из которой видно, что немногим более половины опрошенных студентов отмечают, что оно идет медленно и данный процесс необходимо ускорить. Примерно четверть респондентов считает, что развитие малого бизнеса идет быстрыми темпами, а пятая часть полагает, что в сферу малого бизнеса не нужно вмешиваться и не надо ни ускорять, ни замедлять его развитие.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос:

«Что вы думаете о развитии малого бизнеса в г. Новосибирске?»

Варианты ответов В % к числу опрошенных

Развитие малого бизнеса идет быстрыми темпами 26,3

Развитие малого бизнеса идет медленно, и этот процесс следует ускорить 53,3

Ничего не надо ускорять или замедлять 18,8

Не следует развивать малый бизнес 1,5

При этом, по мнению студенческой молодежи, «тормозят» развитие малого бизнеса в городе следующие проблемы: недостаток финансовых средств (50,4 %), высокий уровень налогообложения (41,2 %) и высокая арендная плата (31,6 %). Также в качестве отмеченных проблем выступают: отсутствие реальной поддержки со стороны местных органов самоуправления (27,5 %) и бюрократические барьеры (28,3 %). Необходимо также отметить, что пятая часть респондентов видит проблему в вымогательстве со стороны контролирующих и разрешающих органов и считает малый бизнес не защищенным с юридической стороны. Недостаток информационной и консультационной поддержки отмечают 23,3 % респондентов. Проблемы развития предпринимательства, отмеченные студентами, существуют много лет в нашей стране и практически не решаются. Напротив, они превращаются в устойчивые черты и характеристики данного явления [5, с. 1180]. В целом студенческая молодежь (54,2 % опрошенных) оценила уровень развития малого бизнеса в г. Новосибирске как средний.

По мнению студентов, наиболее эффективными методами привлечения их в сферу малого бизнеса являются: встречи успешных предпринимателей в вузах со студенческой молодежью (47,3 %), проведение городских мероприятий по молодежному предпринимательству в целях обмена опытом (44,4 %), создание и поддержка в обществе положительного имиджа молодых предпринимателей (42,5 %), встречи представителей органов местного самоуправления со студенческой молодежью в стенах вузов (43,5 %). Поощрение успешных молодых предпринимателей на уровне города и распространение успешного опыта молодежного предпринимательства через СМИ считаются студентами менее эффективными методами.

Что касается определения субъектов предпринимательства, которым необходима поддержка местных властей в развитии собственного дела, то примерно равное количество студентов имеет мнение, что город должен обеспечивать поддержку всем желающим открыть собственное дело и оказывать особую поддержку молодежи (39 % и 37 % соответственно). За поддержку только незащищенных и малоимущих слоев населения высказались лишь 10,5 % респондентов,

а 13,2 % респондентов отметили, что городские власти не обязаны поддерживать предпринимателей, так как они должны самостоятельно развивать свой бизнес. В качестве наиболее эффективных мер для поддержки молодежного предпринимательства респонденты назвали: льготы на получение кредитов (48,8 %), выделение субсидий (45,5 %), налоговые льготы (38,3 %), предоставление в аренду помещений на льготных условиях (36,8 %) и необходимость борьбы с коррупцией (36,7 %).

Необходимо также отметить, что одной из самых необходимых мер для привлечения молодежи в сферу малого бизнеса студенты назвали обучение предпринимательству (47,3 %), так как, по их мнению, данную сферу сложно освоить без специальной подготовки. В то же время за необходимость организации бизнес-инкубаторов и технопарков высказалось всего 14,9 % респондентов. Психологическая поддержка окружающих необходима 11,2 %.

В целом стоит отметить, что студенты в большей степени склонны к позитивному среднесрочному прогнозу развития малого бизнеса в городе. Так, 39,2 % опрошенных считают, что темпы его развития будут расти. Примерно треть респондентов (30,5 %) предполагает, что в предпринимательской сфере будет осуществлен прорыв. Четверть ответивших указывает, что ситуация не будет меняться и развитие малого бизнеса будет продолжаться в тех же темпах. Негативные тенденции развития предвидят лишь 5 % респондентов.

Готовы ли студенты к предпринимательской деятельности и предполагают ли они ей заниматься? Данные ответов студентов представлены в таблице 2, из которой видно, что в целом готовы начать заниматься малым бизнесом 66,5 % опрошенных, но большая часть из них (41,7 %) не знает, как это делать, и им, помимо знаний, полученных в вузе, необходимо обучение основам предпринимательства. Лишь примерно пятая часть студентов, помимо готовности к данной деятельности, имеет представление о том, как организовать собственное дело. В целом не хотят заниматься предпринимательской деятельностью 16,8 % опрошенных, а остальные респонденты еще не определились или не готовы.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос:

«Готовы ли вы заняться малым бизнесом после окончания вуза?»

Варианты ответов В % к числу опрошенных

Готов и знаю, как это делать 18,2

Готов, но не умею 41,7

Готов, но не хочу 6,6

Не хочу 10,2

Не определился 19,8

Нет, не готов 3,5

Почему респонденты не хотят открывать собственное дело? Исследование показало, что основная причина, названная респондентами, не желающими открывать свое дело (54,5 %), заключается в отсутствии первоначального капитала. У 33,2 % студентов есть психологическая неуверенность в успехе своего дела. У пятой части опрошенных отсутствует идея. Около 17 % опрошенных отталкивает от предпринимательской деятельности необходимость давать взятки, обходить законы. Отсутствие интереса к предпринимательской деятельности прослеживается только у 16 % опрошенных, не желающих открывать собственное дело.

Исследование показало, что наиболее приоритетной сферой для открытия собственного дела среди молодежи является сфера обслуживания (35,7 % опрошенных), далее идут посреднические услуги по купле-продаже (15,8 %), сфера общественного питания и производство промышленной продукции и товаров народного потребления (по 13,1 % респондентов). Наименее привлекательными отраслями для открытия собственного дела среди студенческой молодежи являются: переработка сельскохозяйственной продукции (3,4 %) и оказание социальных услуг (5,6 %), тогда как в сельской местности молодежь отдает предпочтение именно этим видам деятельности [6, с. 122].

Таким образом, результаты исследования показали заинтересованность и готовность студентов заниматься предпринимательской деятельностью. Они видят необходимость в ускорении ее развития и ожидают, что это произойдет в ближайшие 5-7 лет. Многие хотели бы попробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Поэтому, учитывая, что молодежь в будущем будет составлять основные трудовые ресурсы города, необходимо активнее вовлекать данную категорию в предпринимательство, создавая в обществе положительный имидж молодого бизнесмена, организовывая встречи представителей органов местного самоуправления и успешных предпринимателей со студенческой молодежью, проводя различные городские мероприятия по молодежному предпринимательству в целях обмена опытом. Вовлечение молодых сил в сферу малого

бизнеса даст толчок развитию экономики страны. Молодежь умеет привносить новые идеи и ре-ализовывать их. Именно она отвечает на вызовы своего времени и способна справиться с ними. Поэтому бизнесу, который создают молодые предприниматели, необходимо придать особое общегосударственное значение в развитии экономики городов и регионов.

Ссылки:

1. Доклад «Опыт Великобритании, Германии, США, Японии, Польши и Венгрии в развитии малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.giac.ru/content/document_r_564FE1FC-14A2-42CB-AA00-34179DD4DFF3.html (дата обращения: 08.11.2014).

2. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Концептуальные вопросы управления самозанятостью безработных граждан в регионе // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 4. С. 120-129.

3. Волкова О., Молодых А., Щипинова О. Молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // Актуальные вопросы использования интеллектуального потенциала молодежи в инновационном развитии донского региона : сборник материалов симпозиума в рамках Окружного молодежного инновационного конвента ЮФО, 10 октября 2013 г. / под ред. А.М. Старостина, Л.Л. Ивановой. Ростов н/Д., 2013. 96 с.

4. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/116-12360 (дата обращения: 08.11.2014).

5. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V. Self-employment as a form of reintegration of unemployed citizens into society // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 8. С. 1175-1186.

6. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Активизация занятости отдельных социально-демографических групп населения на рынке труда. Новосибирск, 2004. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.