УДК 334.72 Р. Ф. Галиуллин
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВУЗАХ РОССИИ
В статье рассмотрены одна из наиболее актуальных на данный момент форм развития предпринимательства в высших учебных заведениях Российской Федерации - малое инновационное предприятие (далее - МИП), а также вопрос о мерах государственной поддержки предприятий данного формата. Изучен круг проблем на этапе создания малого инновационного предприятия. Превращение высших учебных заведений в центры инновационного развития является одним из приоритетных направлений. Отдельное внимание уделено вопросу о необходимости применения мирового опыта подготовки специалистов в области предпринимательства в российской практике. Предложен комплекс мероприятий, необходимых для решения стратегических задач по развитию предпринимательства на основе интеграции образования и бизнеса. В рамках изучения вопроса современного развития предпринимательства в российских вузах был проведен онлайн-опрос среди студентов университетов г. Москвы и Республики Татарстан. В статье представлены результаты проведенного опроса, предоставляющие нам возможности для анализа современных ожиданий и перспектив развития предпринимательства. По результатам проведенного исследования сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: предпринимательство, малое инновационное предприятие, бизнес-инкубатор, центр развития молодежного предпринимательства, высшие учебные заведения, бизнес.
Во многих зарубежных университетах студенческое предпринимательство является естественным процессом. В ведущих мировых университетах, таких как Кембридж, Оксфорд или Массачусет-ский технологический институт данный процесс хорошо отлажен. В данных учебных заведениях с давних пор сформировано понимание того, что предпринимательство есть одно из наиболее привлекательных направлений для карьерного роста будущих специалистов.
Так, во Франции осуществляют свою деятельность специальные объединения, обеспечивающие трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий, начиная от создания виртуальных проектов и поддержки и заканчивая сопровождением реальных предприятий.
В некоторых странах широко применяется практика привлечения специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с последующей ориентацией на формирование необходимых компетенций.
К сожалению, практика показывает, что развитие предпринимательства для подавляющего большинства вузов в нашей стране пока так и не стало приоритетной задачей. Серьезным препятствием для развития предпринимательства в вузах на данный момент является дефицит квалифицированных преподавателей, имеющих наряду с хорошей теоретической подготовкой также и предпринимательский опыт [1].
В связи с этим целью данной статьи является изучение вопроса современного развития предпринимательства в российских вузах.
Достижение цели потребовало исследования перспектив и современных ожиданий развития предпринимательства. В рамках данного исследования был проведен онлайн-опрос среди студентов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, а также Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.
Анкета онлайн-опроса была размещена в социальных сетях и на сайтах высших учебных заведений.
Малые инновационные предприятия (МИП) как форма развития предпринимательства в вузах
Отметим, что выходом из сложившейся ситуации для российских высших учебных заведений может послужить развитие интеграции вузов и предприятий, предполагающей совместное планирование учебного процесса (когда руководство предприятий активно участвует в формировании учебных программ вузов, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организует производственную практику студентов, привлекается к преподаванию и проведению в вузе исследований и
прикладных разработок), а также развитие на территории университетов бизнес-инкубаторов, оказывающих значительную поддержку малому предпринимательству на разных этапах его становления и развития посредством предоставления комплекса необходимых консалтинговых, юридических и других видов услуг [1].
В последние десятилетия активно ведутся разговоры о необходимости перехода России к инновационной модели экономического развития и роста, что предполагает, во-первых, существенное сокращение «сырьевой» ориентации российского экспорта и, во-вторых, повышение инвестиционной привлекательности России и ее конкурентоспособности на мировой арене, что невозможно без наращивания инновационного потенциала в стране. Низкий уровень научно-технического развития и коммерциализации научных разработок в стране обусловлен действием административных, экономических, политико-правовых и других факторов.
Однако главная проблема заключается в том, что наблюдается значительный отрыв науки от производства. По сей день отсутствует отработанный механизм тесного взаимодействия между раз-работчиками-инноваторами, в роли которых выступают преимущественно научные центры, НИИ, вузы, и конкретными заказчиками.
1. Организационные проблемы на этапе создания малого инновационного предприятия. В настоящее время лишь единицы вузов в нашей стране имеют практику создания МИП и хорошо отлаженный механизм их функционирования; в остальных же вузах вся работа по регистрации предприятий ложится непосредственно на его участников - физических лиц, которые, являясь специалистами в области научных разработок, как правило, не разбираются в вопросах предпринимательства. Как следствие, процедура регистрации предприятия затягивается на несколько месяцев.
2. Финансовые проблемы. Данную проблему необходимо рассматривать в первую очередь с позиции источников финансирования текущей деятельности МИП. Потенциальными источниками финансовых средств являются гранты, государственные контракты, субсидии, доходы от собственной предпринимательской деятельности (вследствие реализации научных разработок).
Также следует осторожно подходить к заключению контрактов с предприятиями-заказчиками и грамотно формулировать предмет договора; более того, далеко не каждый научный работник, выступающий в роли начинающего предпринимателя, может выступать в роли менеджера. Поэтому доходы от предпринимательской деятельности не являются основным источником финансирования деятельности, особенно в начальный период работы предприятия.
Несмотря на достаточное многообразие источников финансирования деятельности МИП, на практике все выглядит не так уж и радужно: большинство создаваемых хозяйственных обществ так и не выходят на стадию коммерциализации своих научных разработок, а участвовать в грантах и программах на получение государственной поддержки (субсидий) в наше время становится все труднее ввиду высокой конкуренции со стороны вузов и НИИ [2].
Государственная поддержка малых инновационных предприятий при вузах
В высших учебных заведениях деятельность МИП может охватывать следующие виды взаимоотношений:
1) между отдельными структурами высшего профессионального образования, осуществляющими схожую (или аналогичную) деятельность, подразумевая «превращение» конкурентов в партнеров;
2) между академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами, вовлеченными в процесс создания продуктов и услуг высшей школы [3].
Малые инновационные предприятия первого типа - это фирмы, которые ранее были основаны сотрудниками вузов. Существование при учебных заведениях предоставляет им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду площадей и коммунальные услуги, предоставляет право пользования опытно-экспериментальной базой, наработанными связями вуза с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом.
Самостоятельных же малых инновационных предприятий сегодня значительно меньше. Они продолжают осуществлять свою деятельность лишь благодаря тому, что смогли найти свою нишу на рынке наукоемкой продукции. Однако в настоящий момент малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: законодательство, не адаптированное к инновационным предприятиям, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и прочее [4].
Для преодоления отмеченных выше трудностей малым инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществляться в следующих формах:
• создание площадок предпринимательских коммуникаций - бизнес-инкубаторов;
• создание инвестиционных институтов, готовых инвестировать в инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития;
• внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность МИП [5].
На наш взгляд, несмотря на все перечисленные проблемы, необходимо проведение дальнейшего стимулирования деятельности со стороны государства по созданию хозяйственных обществ при вузах как одного из факторов инновационного роста российской экономики.
Безусловно, применение мирового опыта подготовки специалистов в области предпринимательства разнообразно и полезно для его применения в российской практике. Так, сегодня одна из мировых тенденций по развитию инновационных структур связана с созданием в ведущих университетах специализированных центров предпринимательства и технопарков. Данные структуры предоставляют многоуровневую подготовку по управлению инновациями и консалтинг предпринимателей в сфере инновационного бизнеса и коммерциализации технологий. Сочетание учебной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, тесная взаимосвязь учебного процесса с практической деятельностью позволяют подобным центрам осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.
Поэтому в условиях развития в России инновационной экономики одной из важнейших стратегических задач становится развитие предпринимательства на основе интеграции образования и бизнеса. Одно из приоритетных направлений развития высших учебных заведений - превращение их в центры инновационного развития (кластеры). Для решения данной задачи сегодня необходимо осуществление следующих мероприятий:
1) переход к практико-ориентированным методам, активным методам обучения с привлечением студентов к реальным проектам в составе научно-производственных комплексов, к проведению исследований фундаментального и прикладного характера;
2) подготовка специалистов с высоким уровнем компетенции по инновационным и актуальным технологиям;
3) создание информационной и технологической основы для перехода вузов на инновационные модели развития;
4)развитие среды развития предпринимательства в вузах, интеграция с реальным сектором экономики, эффективного трансферта технологий, увеличение внебюджетных доходов вузов;
5) зачастую необходима так же разработка программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава [6].
Актуальность развития предпринимательства на базе вузов сегодня является неоспоримой. Понимание того, что драйверами инновационного развития прежде всего могут стать студенты и выпускники вузов, приводит к тому, что сегодня активно внедряются различные конкурсы и гранты на развитие проектов; происходит постепенное совершенствование законодательства, направленного на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса.
Одним из значительных шагов в данном направлении можно считать принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, дающее право вузам и НИИ создавать хозяйственные общества [7].
Сегодня в условиях развития инновационной экономики России одной из важнейших задач является развитие предпринимательства в высших учебных заведениях. В обществе происходит постепенное изменение отношения к занятию предпринимательской деятельностью в положительную сторону. Так же меняется отношение к предпринимательству и среди молодежи.
Анализ перспектив и современных ожиданий развития предпринимательства в вузах
Для анализа перспектив и современных ожиданий развития предпринимательства (в частности, в вузах) нами был проведен онлайн-опрос1.
1 Анкета проведенного опроса:
https://docs.google.eom/forms/d/1E42wfE7JDzPIY1dWp6nwqEc8VHSy3QnrBqVCYyKHVmw/viewform.
Обратимся более подробно к результатам опроса на тему «Развитие предпринимательства в российских высших учебных заведениях».
Так, одной из основных тенденций, выявленных в результате опроса, является высокая заинтересованность респондентов и их готовность заняться предпринимательской деятельностью (60 % опрошенных).
не вижу перспектив для занятия малым оизнесом в российских условиях (предпочту наемный труд)
предпочту заняться наукой
уже зарегистрировал(ла) свое малое предприятие Н 6%
да, планирую заняться своим делом и открыть собственный бизнес
26%
| 8% | 6%
60%
Рис. 1. Готовность респондентов открыть собственный бизнес
Судя по ответам на вопрос «В чем для вас заключается ценность предпринимательской деятельностью?» основной ценностью для опрошенных является возможность самореализации в выбранной сфере деятельности (29 %); далее следует возможность получения высокого уровня доходов (28 %); независимость и потенциал роста (27 %); свобода в принятии решений (15 %), а также престиж занятия предпринимательской деятельностью (1 %).
возможность самореаиизации в выбранной сфере деятельности
престиж
свобода в принятии решений независимость и потенциал роста высокий уровень доходов
Рис. 2. Ценность занятия предпринимательской деятельностью
Представляет интерес тот факт, что почти 1/4 часть респондентов готова открыть собственный бизнес уже во время обучения в вузе. Тем не менее открытие собственного бизнеса большинство студентов (27 %) планируют не раньше чем через 3-5 лет после окончания вуза; 25 % - не ранее, чем через 1-2 года после выпуска из учебного заведения; а 23 % на данный момент не задумывались об открытии собственного бизнеса. Согласно полученным данным опроса можно предположить, что, получая образование в вузе, студенты зачастую не чувствуют готовности для занятия предпринимательской деятельностью.
Так, в условиях развития государственных программ финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне основной задачей вузов является развитие навыков и знаний студентов в области предпринимательства; развитие организаций, поддерживающих и дающих возможности для занятия студентами предпринимательской деятельностью.
В то же время в результате опроса мы можем наблюдать, что примерно 12 % респондентов не хотят заниматься предпринимательством из-за отсутствия бизнес-идеи и команды единомышленников.
При ответе на вопрос «Какой формат получения дополнительных знаний о предпринимательской деятельности вы бы выбрали?» основная часть опрошенных предпочла бы посещение мастер-классов известных предпринимателей, различных тренингов, спецкурсов, деловых игр. Также стоит отметить, что примерно 15 % предпочло бы продолжить свое обучение на специализированных программах магистратуры наподобие магистерской программы экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Экономика предпринимательства».
Кроме того, были предложены альтернативы: «работа в течение некоторого времени на другого индивидуального предпринимателя» для получения дополнительных навыков и знаний или «прикрепление в формате практики к действующему предпринимателю и наблюдение за его работой».
Основная часть опрошенных посчитала, что им необходимо получение дополнительных знаний по бизнес-планированию (17 %), основам предпринимательства (16 %), стратегическому менеджменту, маркетингу, финансам, бухгалтерскому и управленческому учету. Помимо этого были отмечены неосведомленность об основных способах поиска бизнес-идей, необходимость приобретения навыков работы в команде и в программах типа «1С Бухгалтерия» и т. п.
При ответе на поставленный вопрос «Есть ли в вашем вузе возможности для реализации бизнес-идей или проектов?» мы получили следующие результаты:
1) если в вузе существуют конкретные инструменты и проводится активная работа со студентами, то основным форматом данного взаимодействия являются бизнес-инкубаторы наподобие успешных бизнес-инкубаторов МГУ, ГУ-ВШЭ и ряда других вузов; далее следуют сотрудничество вузов и бизнеса в формате малых инновационных предприятий (МИПов) и центры развития молодежного предпринимательства на примере ЦРМП МФТИ.
■ бизнес-инкубаторы
□ центры развития молодежного предпринимательства
■ сотрудничество бизнеса и вузов в формате МИПов
■ друтое
Рис. 3. Существующие форматы для реализации бизнес-идей и проектов в вузах
■ бизнес-инкубаторы
□ центры развития молодежного предпринимательства
■ сотрудничество бизнеса и вузов в формате МИПов
■ не знаю
Рис. 4. Наиболее актуальные институты развития предпринимательства в вузах
2) если же в вузах вовсе отсутствует данный формат работы, то в результате опроса мы можем прийти к выводу, что наиболее эффективным институтом, по мнению опрошенных, для реализации бизнес-идей в вузе может быть создание как бизнес-инкубаторов, так и центров развития молодежного (студенческого) предпринимательства.
Со стороны вузов сегодня требуется проведение активной работы по развитию тех или иных проектов, способных привлечь заинтересованных студентов в предпринимательский процесс и развивающих их навыки и умения в области предпринимательства.
В рамках данной статьи мы попытались рассмотреть одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем развития инновационной экономики России - предпринимательство в высших учебных заведениях.
В результате проведенного исследования можно прийти к следующему выводу: отсутствие стартового капитала, недостаток опыта и знаний предпринимательской деятельности, а также социальная незащищенность предпринимателя в условиях российской экономики являются основными факторами, удерживающими студентов и молодежь от создания собственного бизнеса.
Не стоит забывать о том, что современное развитие студенческого предпринимательства зачастую зависит не только от роли самого высшего учебного заведения, но и от целого ряда проблем, которые должны решаться государственными структурами. По результатам опроса можно прийти к выводу о том, что это прежде всего проблемы, связанные с отсутствием специальных мер государственной поддержки, административные барьеры, отсутствие эффективных механизмов финансово-кредитной поддержки, а так же несовершенная система налогообложения.
Таким образом, можно говорить о том, что на развитие студенческого предпринимательства большое влияние оказывает политическая среда. Сегодня мы можем наблюдать рост интереса в студенческой среде к занятию предпринимательской деятельностью, тем не менее большинство студентов готово организовать собственное дело только после окончания высшего учебного заведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3303 (дата обращения: 11.04.2015).
2. Карпенков А.С., Малинникова М.Е. Малые инновационные предприятия при вузах: проблемы и перспективы развития. URL: http://9000innovations.ru/files/contests/works/tekst.pdf (дата обращения: 11.04.2015).
3. Байкова О.М., Сухомлинова М.А. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие эффективного развития экономики России // Электронный вестник «Государственное управление». 2010. № 23.
4. Грудцына Л.Ю. Организационно-правовые формы инновационных предприятий // Новый юридический журнал. 2012. № 4. С. 124-132.
5. Белецкая А.А. Особенности государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 267-269.
6. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов// Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 43-52.
7. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
Поступила в редакцию 16.03.15
R.F. Galiullin
ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIAN UNIVERSITIES
The article describes one of the most popular ways of entrepreneurship development in Russian higher educational institutions - a small innovative enterprise. It also deals with the question of government support of such enterprises. A range of problems at the stage of creation of a small innovative enterprise is investigated. The transformation of higher educational institutions to the centers of innovation development is one of the preferred directions. A special attention is paid to the necessity of applying international experience of training specialists in the field of entrepreneurship to the Russian practice. The author proposes a set of activities required to address the strategic objectives for the development
of entrepreneurship through the integration of education and business. As part of studying the question of modern business development in Russian universities the online survey was conducted among university students in Moscow and the Republic of Tatarstan. The article presents the results of this survey, providing us the opportunity to analyze the modern expectations and prospects for the development of entrepreneurship. Some conclusions are made on the implemented research.
Keywords: entrepreneurship, small innovative enterprise, business incubator, youth entrepreneurship development center, higher educational institutions, business.
Галиуллин Руслан Фердинандович, магистр
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 3-й новый учебный корпус, Экономический факультет E-mail: [email protected]
Galiullin R.F., Master of Economics Moscow State University,
Faculty of Economics MSU, Faculty of Economics, 119991, Russia, Moscow, GSP-1, 1-46 Leninskiye Gory E-mail: [email protected]