Научная статья на тему 'Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал'

Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE BUSINESS / UNIVERSITY BUSYNESS-INCUBATOR / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анастасия Владимировна

В условиях развития инновационной экономики одной из важнейших стратегических задач университетов становится развитие студенческого инновационного предпринимательства. В статье автором дается оценка существующих в настоящее время условий для развития студенческого бизнеса на основе анализа политических инициатив, инновационной инфраструктуры и ментальных аспектов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу результатов исследования отношения студентов к предпринимательству в России и Финляндии и выявлению потенциала к развитию малого студенческого бизнеса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT ENTERPRISE IN THE URAL FEDERAL UNIVERSITY: EXPERIENCE AND PERSPECTIVES

The development of the student innovation enterprise is the most important strategy task in the conditions of innovation economic. The authors give the evaluation of contemporary conditions for development of student business on the base of analysis of politic initiatives, innovation infrastructure and mental aspects. Special attention is paid to the comparative analysis of the investigation results of student's attitude to the enterprise in Russia and Finland.

Текст научной работы на тему «Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал»

А. В. Иванова

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ПОТЕНЦИАЛ

В условиях развития инновационной экономики одной из важнейших стратегических задач университетов становится развитие студенческого инновационного предпринимательства. В статье автором дается оценка существующих в настоящее время условий для развития студенческого бизнеса на основе анализа политических инициатив, инновационной инфраструктуры и ментальных аспектов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу результатов исследования отношения студентов к предпринимательству в России и Финляндии и выявлению потенциала к развитию малого студенческого бизнеса в вузе.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, инновационный бизнес, университетский бизнес-инкубатор, инновационная инфраструктура, высшее учебное заведение.

A. V. Ivanova

The development of the student enterprise in the Ural Federal University:

experience and prospects

The development of the student innovation enterprise is the most important strategy task in the conditions of innovation economic. The authors give the evaluation of contemporary conditions for development of student business on the base of analysis of politic initiatives, innovation infrastructure and mental aspects. Special attention is paid to the comparative analysis of the investigation results of student's attitude to the enterprise in Russia and Finland.

Keywords: student entrepreneurship, innovative business, university busyness-incubator, innovative infrastructure, higher education institution.

ировой опыт подготовки специалистов для инновационной сферы в области предпринимательства многообразен и полезен для использования в российской практике. Одна из мировых тенденций по развитию инновационных инфраструктур связана с созданием в ведущих университетах специализированных центров по инновационному предпринимательству и техно-парковых структур. Такие структуры предоставляют многоуровневую подготовку по менеджменту инноваций и консалтинг для предпринимателей в сфере инновационного бизнеса и коммерциализации технологий. Сочетание учебной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, тесная связь учебного процесса с практической деятельностью позволяют этим центрам достигать высокого качества подготовки специалистов.

Сегодня в условиях развития в России инновационной экономики одной из важнейших стратегических задач становится развитие ин-

© Иванова А. В., 2010

новационного предпринимательства на основе интеграции науки и бизнеса. Одно из приоритетных направлений развития университетов — превращение их в центры инновационного развития. Для решения этой задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:

• переход к практико-ориентированным активным методам обучения с привлечением студентов к реальным проектам в составе учебно-научно-производственных комплексов, к проведению исследований фундаментального и прикладного характера;

• подготовка специалистов с высоким уровнем компетенции по инновационным, актуальным в Уральском федеральном округе (УрФО) технологиям;

• создание информационной и технологической основы для перевода университета на инновационную модель образования;

• развитие среды инновационного предпринимательства в университете, интеграция с реаль-

ным сектором экономики, создание эффективной системы трансфера технологий, увеличение внебюджетных доходов вуза;

• реализация масштабной программы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава.

Следует отметить, что актуальность развития студенческого предпринимательства в России в целом и в Уральском федеральном округе в частности является неоспоримой. Понимание того, что реальными драйверами инновационного развития могут стать прежде всего выпускники вузов и студенчество, привело к тому, что сегодня активно внедряется система конкурсов и грантов на развитие молодежных инновационных проектов; совершенствуется законодательство, направленное на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере. Так, значительным шагом вперед на инновационном пути развития России послужило принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2.08.09 г. № 217-ФЗ, дающего право НИИ и вузам создавать хозяйственные общества.

Инициативы власти активно реализуются также и в развитии программ поддержки малого бизнеса. Государство определяет основные пути оказания финансовой поддержки создаваемым малым предприятиям. Так, предполагается создание Российской венчурной компанией посевного фонда, деятельность которого будет направлена на реализацию закона № 217-ФЗ. Кроме того, для поддержки малых инновационных предприятий может быть использована программа правительства по поддержке малого и среднего бизнеса «Начни свое дело», а также программа «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в рамках которой формируется специальный раздел по поддержке стартующих хозяйственных обществ (МИПов), учреждаемых в соответствии с законом № 217-ФЗ; поддержку таким предприятиям будет предоставлять и Роснано.

Анализ текущего состояния дел позволяет сделать вывод, что контуры инновационной инфраструктуры, способствующей развитию студенческого предпринимательства, в целом определены и сложились.

Сегодня наиболее важными становятся вопросы, связанные с управлением интеграционными процессами между бизнесом, с одной стороны, и вузами и исследовательскими организациями — с другой. При этом роль интеграторов выполняют университетские бизнес-инкубаторы и технопарки. Университетский бизнес-инкубатор становится новой организационной формой интеграции организаций. Мировой опыт развития университетских бизнес-инкубаторов показывает, что технопарковые структуры играют важнейшую роль в развитии молодежного инновационного бизнеса. Они обеспечивают поддержку малым предприятиям, предоставляя помещения, обеспечивая доступ к сети различных фирм, университетов, бизнес-инкубаторов и повышение квалификации. Университетские бизнес-инкубаторы, как часть сети, так и сами по себе, оказывают заметное положительное влияние на развитие инновационной экономики, они достаточно быстро коммерциализируют новые идеи и результаты исследований, проводимых в стенах университета, и способствуют обмену новыми технологиями, что повышает эффективность производства [3, с. 164]. Следует отметить, что сегодня в условиях глобализации и информатизации, развития интернет-возможностей наиболее важной задачей бизнес-инкубатора становится подготовка и выращивание бизнес-проектов. И в этом состоит одна из возможностей для университетов (особенно российских) вернуть себе позиции лидеров инновационного процесса. Зарубежные исследователи подчеркивают, что университет является одним из семи ключевых элементов развития технологического предпринимательства наряду с новыми технологиями, капиталом, рынком, государством, корпорациями и консультантами [4, с. 27].

К сожалению, в России университетские бизнес-инкубаторы и технологическое предпринимательство находятся на начальном этапе развития. Наибольшая активность в создании университетских бизнес-инкубаторов в России отмечена в 2007 г. в связи с реализацией федеральной программы, в то время как пик активности на мировом уровне пришелся на 2000 г. Динамика создания университетских бизнес-инкубаторов в Европе, Америке и России представлена на рис. 1 и 2.

Следует отметить, что возросший интерес к данной проблематике в России проявляется в активном развитии институциональной среды, способствующей развитию бизнес-инкубаторов. При проведении социологического опроса 55 %

18 16 14 12 10 8 6

О-

ЕЕ

Л

ГО

У

о? ^ в?1 в? о? ^ а!' о) о^ о? с^ с\ч Л

чо,% ^ ^ ^ ^ чо?\<£> ч<£> ^ ^ ^

□ Америка ПЕвропа □ Другие

Рис. 1. Мировой опыт развития университетских бизнес-инкубаторов [4, с. 166]

Рис. 2. Количественный рост университетских бизнес-инкубаторов в РФ1

Составлено автором на основе анализа 30 университетских бизнес-инкубаторов РФ.

вузов оценили потребность в создании технопар-ковых структур [2, с. 284]. Происходит активное развитие предпринимательских структур, законодательной базы и других институтов. Сегодня на территории России создано 219 бизнес-инкубаторов и технопарков различных видов, при этом около 50 технопарковых структур созданы на базе университетов. Достаточный уровень структурной зрелости подкрепляется и новыми трендами субъективного характера.

Сегодня среди молодежи заметно изменилось отношение к предпринимательству. Стереотипы прошлого, когда частный бизнес рассматривался как негативное явление, практически исчерпали свое влияние. Проведенные исследования установок и ожиданий студентов в области предпринимательской деятельности в Финляндии -стране-лидере инновационного развития и крупнейших городах России — Санкт-Петербурге и Екатеринбурге показывают сопоставимость человеческого потенциала и значительную близость мнений и оценок молодежи2.

Обратимся более подробно к результатам анализа анкетирования, проводимого среди студентов Уральского государственного университета в 2009 г., дополняя его по некоторым аспектам сравнительной характеристикой отношения к предпринимательству студентов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Хельсинской школы экономики.

Одна из основных тенденций, выявленных в результате опроса, — это высокий уровень интереса студентов и их готовность к развитию предпринимательства; 84 % студентов УрГУ ответили, что они хотели бы стать предпринимателями на одном из этапов своей карьеры. Студенты СПбГУЭФ также считают предпринимательство очень привлекательной карьерной альтернативой. Более того, российские студенты в большей мере хотят стать предпринимателями, чем финские студенты.

2 Базой для сравнительного анализа отношения студентов к предпринимательству в России и Финляндии послужили результаты анкетирования 204 студентов университетов Санкт-Петербурга, проводимого в 2008 г. в рамках проекта «Развитие предпринимательства», финансируемого программой ТАСИС, партнерами которого выступили Центр малого бизнеса Хельсинской школы экономики и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; а также 660 студентов Уральского государственного университета, проводимого в 2009 г. Центром предпринимательства ИУиП УрГУ. Для анкетирования была адаптирована анкета Центра малого бизнеса Хельсинской школы экономики, уже используемая ранее для анкетирования финских студентов.

Ценность предпринимательства для студентов Уральского региона прежде всего заключается в высоком уровне доходов, что является весьма труднодостижимом результатом на начальном этапе создания студенческого бизнеса (рис. 3). Отвечая на вопрос «В чем заключается для вас ценность предпринимательства?», на второе место студенты поставили независимость и потенциал роста, что говорит о желании студентов развивать свое собственное дело, быть собственниками, а не простыми менеджерами. Другие ценности предпринимательской деятельности у студентов связаны со свободой в принятии решений и престижем.

Высокий уровень доходов является также одним из наиболее значимых мотивационных факторов предпринимательства для финских студентов. Однако в отличие от финских студентов и студентов Уральского региона данный фактор не был оценен как очень важный студентами СПбГУЭФ, поскольку они в большей степени акцентируют внимание на таком факторе предпринимательства, как интересная жизнь, самореализация и «внутреннее вознаграждение».

Представляет интерес тот факт, что 89 % опрошенных студентов УрГУ планируют заняться своим делом и открыть собственный бизнес, а 2 % — уже зарегистрировали свое малое предприятие. Однако создавать свой бизнес большинство студентов планируют не ранее чем через 23 года после окончания университета, что говорит о том, что, получая образование в вузе, студенты не чувствуют своей готовности заниматься реальным бизнесом. И только 14 % опрошенных ответили, что они имеют желание и готовы открыть свой бизнес во время обучения в УрГУ.

К факторам, удерживающим студентов от создания своего бизнеса, прежде всего, относятся отсутствие стартового капитала, недостаток опыта, знаний и навыков. В условиях активного развития программ финансовой поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях, основной задачей вуза является развитие навыков и знаний студентов в области предпринимательства; развитие институтов, занимающихся поддержкой студенческого предпринимательства. Другим важным фактором, удерживающим студентов от создания своего бизнеса, является отсутствие бизнес-идеи. В связи с этим, особое внимание следует уделять коммерциализации существующих в университете объектов интеллектуальной собственности силами студенческих команд (рис. 4).

Другое 4

Свобода 14

Высокий доход 26

Престиж 10

Рис. 3. Ценность предпринимательства для студентов УрГУ, %

Другое

Отсутствие команды

Отсутствие стартового капитала

Неустойчивый рынок

Недостаток опыта

Недостаток знаний и навыков

Отсутствие бизнес-идеи

0,04

0,06

0,06

0,1

0,05

0,26

0,24

0,24

0,1

0,15

0,2

0,25

0,3

Рис. 4. Факторы, удерживающие студентов УрГУ от создания бизнеса

Потенциал роста 23

Независимость 23

Так^ке студентов сдерживает отсутствие эффективной команды, нестабильная конъюнктура рынка и другие факторы.

В целом социальная незащищенность предпринимательства и чрезмерно сильная зависимость от инвесторов — два фактора, которые российские студенты считают более значительными препятствиями для предпринимательства, чем финские студенты.

Наконец, наши результаты показывают, что российские студенты очень заинтересованы в дополнительном образовании в области предпринимательства. Что касается компонентов образовательной программы, то навыки маркетинга и информация о возможностях финансирования рассматриваются студентами СПбГУЭФ и УрГУ как наиболее важные. В результате опроса было выявлено, что студенты Уральского региона также хотели бы приобрести знания и навыки в области стратегического менеджмента, бизнес-планирования, бухгалтерского, управленческого и финансового учета. Формой получения этих знаний и навыков могли бы стать периодические мастер-классы и тренинги, а также спецкурсы. Студенты желают изучать лучшие мировые и российские практики организации успешного бизнеса в форме ситуационных исследований (case-study), участвовать во встречах с успешными предпринимателями.

Если сравнивать опрос российских студентов с аналогичным опросом финских студентов, то следует отметить, что наибольшее отличие было обнаружено в оценке утверждения о рискованности предпринимательства. Российские студенты считают предпринимательство более рискованным занятием, чем финские. Также в сравнении с финскими студентами, российские студенты имеют более негативное мнение о морали предпринимателей. Напротив, обе группы респондентов сходятся во мнении, что предприниматели и малый бизнес позитивно влияют на развитие экономики и общества и, следовательно, государство должно поддерживать предпринимательство и малый бизнес в большей степени, чем на данный момент.

Таким образом, результаты анализа текущего состояния дел в области развития студенчес-

кого предпринимательства показали, что сегодня политическая среда и инновационная инфраструктура динамично развиваются и способствуют развитию малого инновационного бизнеса среди молодежи. Активно растет интерес к предпринимательству у российских студентов, и потенциал создания студенческих малых предприятий находится на достаточно высоком уровне. Со стороны вузов требуется активная работа по развитию проектов, вовлекающих студентов в предпринимательский процесс и развивающих их знания, навыки и умения в области предпринимательства.

Рассматривая перспективы развития студенческого предпринимательства в Уральском федеральном округе, следует отметить, что одним из ключевых факторов, который сможет повлиять на возможности развития студенческого предпринимательства, является создание интегрированной структуры — Уральского федерального университета, где будет сосредоточена наибольшая часть креативной молодежи, а синергетический эффект от объединения УрГУ и бывшего УГТУ-УПИ позволит объединить и приумножить существующий в вузах опыт развития студенческого бизнеса.

1. Резник Г. А., Пономаренко Ю. С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2.

2. Суховей А. Ф, Голова И. М. Построение региональных инновационных систем в УрФО: проблемы и перспективы. Стратегические приоритеты экономики региона / под общ. ред. А. И. Татаркина ; РАН, УрО, Ин-т экономики. Екатеринбург, 2008. 956 с.

3. Lendner C. University technology transfer through university business incubators and how they help startups // Handbook of Research on techno-entrepreneurship. Northampton (USA), 2007.

4. Karhunen P., Ledyaeva S., Gustafsson-Pesonen A. et al. Russian students' perceptions of entrepreneurship. Results of a survey in three St. Petersburg universities // Entrepreneurship development — project 2 / Helsinki School of Economics. N-83, 2008.

5. Prodan I. A model of technological entrepreneurship // Handbook of Research on techno-entrepreneurship. Northampton (USA), 2007.

¡¡ЬзрШг

Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.