Научная статья на тему 'Создание условий для развития малого бизнеса'

Создание условий для развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Сергеевич

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства. Речь идет о расширении возможностей молодых людей реализовать свои предпринимательские инициативы в создании собственного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating Conditions for the Development of Small Business

One of the priorities of youth policy in Russia must be creation of favourable conditions for the development of youth business activities. The author's main concern is extension of opportunities for young people to implement their business initiatives into their own business.

Текст научной работы на тему «Создание условий для развития малого бизнеса»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

УДК 316.42 04.21.61

Создание условий для развития малого бизнеса

Майоров А.С.

Аспирант кафедры государственного,

муниципального управления и социологии

Казанского государственного технологического университета

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства. Речь идет о расширении возможностей молодых людей реализовать свои предпринимательские инициативы в создании собственного дела.

Ключевые слова: молодежь, малый бизнес, молодежное предпринимательство.

В развитых странах малый бизнес составляет основу рыночной инфраструктуры - на ее долю там приходится 50-70 % общего объема производимых товаров и услуг. В России доля малого бизнеса в ВВП составляет только по неофициальным данным около 17 % [1, с. 52]. В тоже время малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, которое оказывает огромное воздействие на все стороны жизни российского общества.

Экономический прорыв в российской экономике невозможен без участия молодых специалистов и предпринимателей, которые разрабатывают новые идей и проекты. Важность развития молодежи, малого и среднего предпринимательства, инновационных малых и микропредприятий неоднократно подчеркивалась Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями.

На уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются программы поддержки молодежного предпринимательства, целью которых является создание экономических возможностей для молодежи, стимулирование развития малого бизнеса. Уже реализованы такие проекты, как Школа молодежного предпринимательства, Молодежный образовательный форум «Селигер», Молодежный инновационный конвент, Молодежные телестудии («Белый свет»). Все это дает возможность «подготовить для страны целое поколение молодых предпринимателей, создать пример эффективной жизненной стратегии для тысяч молодых россиян,

50

сделать ведение собственного бизнеса для них делом жизни» [цит. по: 2].

Для обеспечения развития молодежного предпринимательства, как основы малого и среднего бизнеса в будущем, требуется комплексное регулирование и дополнительная поддержка, с учетом важности и специфики вопроса, по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.

Данные опроса (ФОМ, март 2009 г., «Георейтинг», исследование среди молодых предпринимателей 1830 лет) показывают, что «новое поколение бизнесменов отличается от старшего поколения (тех, кому за 30) большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения» [3, с. 39].

Мировой и отечественный опыт развития экономики демонстрирует возрастающее значение предпринимательства. В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяется их функциями и реальным вкладом в общественное развитие.

Интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и роста благосостояния граждан в условиях рыночной экономики. Кроме того, в развитых странах малый бизнес уже давно играет важнейшую роль в части создания новых рабочих мест и - как следствие -сокращения безработицы. Также малый бизнес особенно привлекателен для молодежи, поскольку дает возможность развивать и реализовывать свои идеи и инициативы.

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

Однако исследователи отмечают ряд причин, препятствующих процессу развития молодежного предпринимательства, в их числе: отсутствие свободных финансовых средств, отсутствие необходимых навыков и опыта, несформированность обычаев деловой среды, различные административные, правовые и финансовые барьеры.

А.А. Миронов, отмечая проблемы развития молодежного предпринимательства, выделяет также такую проблему как разрозненность ведомств, занимающихся регулированием предпринимательской деятельности. «Каждый орган занимается регулированием исключительно в своей сфере, в то время как вопрос молодежного предпринимательства (в том числе инновационного) является комплексным. Аналогичной является ситуация и в регионах» [2].

Все это говорит о необходимости принятия действенных комплексных мер по исправлению сложившейся ситуации. На федеральном уровне уже предпринят целый ряд шагов по развитию малого бизнеса: принят Федеральный Закон о развитии малого и среднего предпринимательства, разработан пакет законов, направленных на снижение административных барьеров. Однако пока эти меры носят фрагментарный характер, тогда как нужна целостная социально-ориентированная система поддержки молодежного бизнеса. Это особенно актуально сегодня - в период негативного влияния глобального экономического кризиса.

Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства, в предоставлении возможностей для молодых людей реализовать свои предпринимательские инициативы в создании собственного дела.

В целях развития предпринимательской инициативы молодежи и активизации самостоятельной деятельности в сфере бизнеса молодых граждан республики разработаны программы «Бизнес-школа» и «Бизнес-старт», занятия в которых проводятся с участием специалистов Агентства по развитию предпринимательства, инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, инновационно-производственного технопарка «Идея».

Также для практического знакомства с предпринимательской деятельностью в рамках программы «Дети Татарстана» совместно с общественной организацией «Достижения молодых» ежегодно проводится Республиканский конкурс по основам предпринимательской деятельности «Слет школьных бизнес-компаний». За это время были проведены конкурсы по компьютерным программам «Моделирование экономики и менеджмента» и «Банки в действии».

Для развития студенческой активности, интереса к научной и инновационной деятельности в

Республике Татарстан были учреждены стипендии и премии: премии и гранты молодым учёным Республики Татарстан, специальная государственная стипендия РТ, именная стипендия руководителей муниципальных образований РТ, гранты конкурса Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан» и другие.

Кроме того, в конце 2010 г. в республике принято решение по созданию Комитета по развитию молодежного предпринимательства. «Комитет будет заниматься созданием неформального сообщества молодых предпринимателей и вовлекать молодежь в предпринимательство. В планах сделать Комитет площадкой для эффективных коммуникаций между молодыми предпринимателями и поддержкой их инициатив. Комитет развития молодежного предпринимательства РТ должен вобрать в себя наиболее успешный опыт и команду общественных организаций, которые уже сейчас работают со школьниками и студентами для их вовлечения в предпринимательство» [4]. Все эти мероприятия нацелены на стимулирование активности молодежи Татарстана в сфере предпринимательства.

Подводя итог выше сказанного, хотелось бы отметить, что молодежь - основной ресурс региона. В ряде регионов России разработаны программы поддержки малого предпринимательства, однако все они направлены на несколько «размытую» группу малых предпринимателей, представляющих т.н. «средний» класс, и уже в силу этого меньшая доля внимания уделяется молодежному бизнесу. Из-за недостатка практического опыта и информации молодежь оказывается не готовой к самостоятельному осуществлению предпринимательской деятельности.

Мероприятия направленные на поддержку молодежи занятой в сфере предпринимательства, координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту их интересов, помощь по повышению уровня и качества их образования, позволят увеличить трудовой и творческий потенциал молодых специалистов, что в конечном итоге благоприятно отразится на социально-экономическом развитии региона. Основой социальной региональной политики в этом направлении должно стать повышение авторитета бизнеса среди молодежи, престижа и высокой значимости различных видов предпринимательства, основными мероприятиями в первую очередь должны стать те, которые будут способствовать созданию инфраструктуры, которая будет соответствовать потребностям молодых предпринимателям.

51

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Экономика

Литература:

1. Котляр С. Развитие малого бизнеса в контексте регулирования рынка труда //Человек и труд - 2002. - № 3. - С. 50-54.

2. Миронов А.А. Меры государственной поддержки и правовое регулирование молодежного предпринимательства. - URL: http://www.kapital rus. m/artides/artide/177455

3. Молодежная политика в РФ. - М.: Госсовет РФ, 2009. - 143 с. - URL: http://www.vsesvoi.ru/data/ addons/doklad_molpolitika.pdf

4. Портал молодых предпринимателей. - URL: http://mbkn.ru/zvasil/tpprt.

Creating Conditions for the Development of Small Business

A. Mayorov

The Kazan State Technological University

One of the priorities of youth policy in Russia must be creation of favourable conditions for the development of youth business activities. The author's main concern is extension of opportunities for young people to implement their business initiatives into their own business.

Key words: youth, small business, youth business activities.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.