Вестник Университетам 10, 2014
O.B. Вильчинская А.В. Чагина
УДК 352 (075)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье обозначены проблемы развития предпринимательства в молодежной среде. На основе анализа проведенного социологического опроса и данных статистики выделены основные тенденции иусловия, способствующие развитию и реализации предпринимательского потенциала молодежи.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, молодежь, молодежное предпринимательство, потенциал.
Olga Vilchinskaya Anna Chagina
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP AMONG YOUNG PEOPLE
Annotation. The article outlines the development of entrepreneurship among young people. On the basis of the analysis conducted by the sociological survey, and statistics highlighted major trends and conditions conducive to the development and realization of the entrepreneurial potential of young people.
Keywords: entrepreneurship, small and medium business, youth, youth entrepreneurship, potential.
На сегодняшний день молодежное предпринимательство должно являться одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Практика развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес является ключевой «точкой роста» экономики государства. Молодежь уже сегодня в сфере услуг и предпринимательства составляет значительный процент работающих. При реализации эффективной государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства среди молодежи создается благоприятная среда, способствующая активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест.
Кроме того, предпринимательство является мощным инструментом борьбы с безработицей, предоставляющим широкие возможности для самозанятости населения. А предприниматели являются особым классом общества, который ориентирован на формирование системы общественного кон -троля и стабильности государства. Современная российская действительность усложняется тем, что несколько поколений, живших и учившихся в Советском Союзе, где предпринимательство воспринималось как жульничество и мошенничество, не воспринимает предпринимательскую деятельность серьезно. С учетом этой специфики Россия должна делать ставку именно на молодых людей, которые выросли в условиях новых экономических реформ. Вследствие данных реформ молодежь на сегодняшний день обрела большую меру свободы: экономическую, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений. Именно эти свободны будут являться фундаментом, основой для плодотворной деятельности молодежи в сфере предпринимательства [5, с. 71].
Получается, что именно молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, молодежь играет главную роль в решении социально-экономических проблем, а главное -молодежь воспринимает предпринимательскую деятельность, как основу материального благополучия и профессионального роста. Но на законодательном уровне категории «молодежь» и «молодежное предпринимательство» в Росси пока не определены. Федеральные законы не выделяют молодых предпринимателей в отдельную категорию, предоставляя им поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства. В России не существует четко сформулированной политики, определяющей цели и задачи молодежного предпринимательства; отсутствует межведомственное взаимодействие, позволяющее комплексно формировать молодежное предпринимательство
© Вильчинская О.В., Чагина A.B., 2014
как со стороны структур, курирующих молодежную политику, так и со стороны предпринимателей и бизнесменов [1, с. 121].
Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд проблем:
- ежегодный отток активной молодежи из России;
- слабо развита система государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовые элементы;
- сильное налоговое бремя;
- недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности;
- отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде.
Проанализируем некоторые данные статистики в сфере предпринимательства на территории муниципального образования город Новороссийск: в сфере малого предпринимательства осуществ-ляют хозяйственную деятельность 4474 субъекта малого и среднего бизнеса и 13 285 предпринимателей. Малое предпринимательство формирует до 80 % оборота розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Ежегодно количество малых предприятий и предпринимателей в городе увеличивается на 3-5 %. Город Новороссийск занимает второе место по Краснодар -скому краю после г. Краснодара по величине объемов производства продукции и услуг. Численность занятых в малом и среднем бизнесе составляет около 80 % от общей численности населения, занятого в экономике. В городе наблюдается улучшение количественных и качественных показателей деятельности малых предприятий и предпринимателей.
В настоящее время по количеству субъектов малого предпринимательства город Новорос-сийск входит в четверку лидеров по Краснодарскому краю и продолжает занимать лидирующие позиции по основным показателям: количеству малых предприятий, численности работающих и объему реализации продукции. На сегодняшний день муниципальное образование обладает устойчивой положительной тенденцией экономического и социального развития, а при эффективной государственной и муниципальной поддержке малого предпринимательства сможет выйти на новый качественный уровень [2, с. 50].
В целях изучения основных тенденций среди молодежи в сфере малого предпринимательства на территории муниципального образования проведен социологический опрос. Цель исследования -выявить тенденции и условия, которые будут способствовать реализации предпринимательского потенциала молодежи. В социальном опросе анализировались следующие важные моменты: отношение молодежи к предпринимателям, мнение о качествах, которыми долен обладать российский предприниматель, каков, по представлению молодежи, образ успешного предпринимателя, что необходимо для достижения успеха в бизнесе.
Анализ, проведенный по данным опроса, показал, что молодежь в целом положительно относится к предпринимательской деятельности. Также в малом предпринимательстве молодежь привлекает не только большая степень свободы, но и ожидания более высокого уровня доходов. На сегодняшний день в представлениях молодежи занятие малым бизнесом является привлекательным видом деятельности, и большинство респондентов заявляет о своих планах открыть свое дело. В то же время собственную предпринимательскую деятельность в настоящее время ведут только 3 % опрошенных, что является достаточно низким показателем. Таким образом, выявлен существенный разрыв между текущим положением дел и ожиданиями респондентов: молодежь, с одной стороны, признает привлекательность (в том числе финансовую) занятия малым бизнесом, но с другой стороны не спешит приступать к активным действиям по организации своего дела.
Вестник Университета№ 10, 2014
Одно из объяснений расхождения ожиданий молодежи с их реальными поступками заключается в ответах на вопрос о субъективной оценке респондентами своих знаний и навыков, необходимых для того, чтобы заняться малым предпринимательством [4, с. 15]. Наличие знаний и навыков, необходимых предпринимателю, и роль высшего образования в развитии таких знаний и навыков -актуальные темы для современной молодежи. Проблема в том, что большинство молодых людей не уверены в своей способности организовать и самостоятельно вести малый бизнес, по крайней мере, на настоящий момент.
Что касается высшего образования, по мнению большинства респондентов, оно улучшает, прежде всего, нетворческие качества, такие как ответственность, умение находить информацию, а также навыки общения работы в команде, коммуникабельность. При этом наименьшее внимание в процессе получения высшего образования уделяется развитию таких навыков, как креативность и организаторские способности [3, с. 40]. В результате опроса выявлено конкретное несоответствие между качествами, которыми, по мнению респондентов, должен обладать современный предприниматель, и качествами, которым на данный момент уделяется основное внимание в процессе получения высшего образования. Таким образом, влияние образовательных программ на развитие предпринимательского потенциала молодежи до сих пор остается дискуссионным вопросом. Несмотря на происходящую в последние годы трансформацию образовательных программ, существуют разные точки зрения на то, способствуют ли такие образовательные программы развитию молодежного предпринимательства, и в какой степени они должны быть направлены на развитие молодежного предпринимательского потенциала.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что на территории муниципального образования г. Новороссийск поддержка молодежных предпринимательских инициатив находится на начальном уровне развития. В целях формирования и развития механизма поддержки малого предпринимательства в молодежной среде обозначим ряд конкретных направлений по совершенствованию механизма поддержки и содействия развитию молодежных предпринимательских инициатив.
Первое направление. Информирование молодежи о существующих механизмах поддержки молодых предпринимателей. Для распространения информации организациям инфраструктуры поддержки необходимо:
- задействовать максимальное количество информационных каналов, прежде всего интернет-ресурсы;
- сформировать при участии всех организаций поддержки предпринимателей единое информационное поле на базе специализированного интернет-портала, чтобы в доступной и удобной форме сообщать всем заинтересованным сторонам о существующих возможностях поддержки моло -дежных предпринимательских инициатив;
- проводить целенаправленную информационную работу с образовательными учреждениями и молодежными общественными организациями.
Второе направление. Формирование положительного образа предпринимателя. По оценке экспертов, одним из эффективных механизмов повышения привлекательности предпринимательской деятельности среди молодежи является поиск и продвижение конкретных молодых предпринимателей-лидеров, которые могли бы донести до молодежи собственные успешные истории создания малого бизнеса.
Третье направление. Создание и продвижение специализированных образовательных программ. Необходимо разрабатывать учебные курсы и программы в области предпринимательства в учебных заведениях, начиная от школы и заканчивая университетом. Такие курсы должны отвечать следующим требованиям:
- быть адаптированными под специфику аудитории (по возрасту, по специальностям);
— быть практически ориентированными, задействовать активные методы обучения (кейсы, деловые игры, групповые проекты) и включать в себя прохождение практики на конкретных предприятиях;
- проводиться специально подготовленными преподавателями (тренерами) или с привлечением специалистов-практиков, имеющих опыт работы в предпринимательской среде и преподавательские способности.
Четвертое направление. Создание и развитие механизма менторства. Рекомендуется развивать механизм наставничества в сфере малого предпринимательства. Как показал проведенный анализ, большинству молодых людей сложно начать собственное дело самостоятельно, без поддержки более опытного предпринимателя. Необходимо выявлять предпринимателей, готовых поделиться своим опытом с молодежью, и создавать механизмы, обеспечивающие их сотрудничество с молодыми людьми.
Пятое направление. Формирование команд для реализации бизнес-проектов. Многие респонденты отмечали, что молодым людям проще начинать свое дело не в одиночку, а в составе команды.
Таким образом, предлагаемые направления поддержки и содействия развития молодежных предпринимательских инициатив на территории муниципального образования г. Новороссийск являются перспективными, так как большинство молодых людей, желающих открыть собственный бизнес, просто не знают с чего начать, не знают о существовании организаций и программ поддержки предпринимательских инициатив. Поддержка и развитие предпринимательства должно быть одной из основных, если не самой главной, задачей на всех уровнях власти, поскольку от уровня развития малого бизнеса зависит наполняемость соответствующих бюджетов, а значит, выполнение социальных задач. Эффективная государственная и муниципальная поддержка малого предпринимательства муниципального образования г. Новороссийск позволит выйти на новый качественный уровень развития и занять лидирующие позиции на территории Краснодарского края.
Предложенный механизм поддержки малого предпринимательства в молодежной среде не является общим, так как учитываются возрастные особенности молодежи, тогда как для поддержки малого предпринимательства в целом применяются несколько другие инструменты, которые могут использоваться наравне с предложенными. Использование предлагаемых мероприятий необходимо внедрять планомерно. Их реализация на практике позволит упростить сложные преграды развития и поддержки молодежного предпринимательства.
Библиографический список
1. Российское обозрение малых и средних предприятий. - М., 2009. - 409 с.
2. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. - М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2012. - 62 с.
3. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы // Аналитический сборник. -М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2011. - 160 с.
4. Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства // Центр экономических и финансовых исследований и разработок. Раунд 1. - М., 2010.
5. Вильчинская О.В., Чагина A.B. О некоторых аспектах государственной и муниципальной поддержки развития предпринимательства в молодежной среде // Муниципальная власть. - 2010. - № 1. - С. 71-74.