Научная статья на тему 'Проблемы развития молодежного предпринимательства'

Проблемы развития молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1098
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРИЧИНЫ СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майоров Александр Сергеевич

Включение в предпринимательскую деятельность является для моло дого поколения одним из решений проблемы трудовой занятости. В ста тье основное внимание уделено изучению проблем развития бизнеса в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Problems of Development of Youth Entrepreneurship

Involvement in entrepreneurial activities is one of the ways of overcoming the employment problem of young generation. The paper deals with the main aspects of development of business in youth environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития молодежного предпринимательства»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

УДК 316.42 04.21.61

Проблемы развития молодежного предпринимательства

Майоров А.С.

Аспирант кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета

Включение в предпринимательскую деятельность является для молодого поколения одним из решений проблемы трудовой занятости. В статье основное внимание уделено изучению проблем развития бизнеса в молодежной среде.

Ключевые слова: развитие молодежного предпринимательства, причины сдерживающие развитие малого бизнеса.

Тенденции развития современного предпринимательства характеризуются активным включением молодежи. От наличия в обществе молодежного предпринимательского потенциала и уровня его использования непосредственно зависят темпы экономического роста, динамики и масштабов инвестиций, нововведений. Вместе с тем значительно обострились проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, трудоустройством и социальной защищенностью молодежи.

О низкой эффективности программ поддержки малого предпринимательства свидетельствует тот факт, что в течение периода их реализации наблюдался либо очень незначительный рост числа субъектов малого предпринимательства, либо его абсолютное сокращение [1, с. 55].

О тенденциях развития малого предпринимательства в Приволжском федеральном округе можно судить по данным табл. 1, в которой приведена информация о количестве малых предприятий в общей численности предприятий и организаций (на 100 тыс. жителей).

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что лишь в некоторых регионах ПФО, таких как Республики Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика,

Самарская и Ульяновская области, наблюдается рост числа предприятий малого бизнеса.

Что же, по мнению молодых людей, мешает им заниматься бизнесом, каковы основные проблемы, которые необходимо сегодня решить для развития молодежного предпринимательства, чем и как власти могут содействовать этому? С этой целью нами

Таблица 1

Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 апреля 2009 г. и 1 апреля 2010 г. по ПФО РФ [2]

Субъект РФ Количество МП на 100 тыс. жителей

на 1 апреля 2009 г, ед. на 1 апреля 2010 г, ед. изменение с 01.04.2009 по 01.04.2010

Российская Федерация 160,4 154,7 -5,6

Нижегородская область 213,6 186,2 -27,4

Пензенская область 177,8 170,9 -6,9

Пермский край 162,9 155,3 -7,6

Республика Башкортостан 138,9 143,4 4,5

Республика Марий Эл 141,1 131,6 -9,5

Республика Мордовия 145,4 165,6 20,3

Республика Татарстан 152,9 167,5 14,6

Самарская область 161,4 180,7 19,3

Саратовская область 104,2 98,9 -5,4

Удмуртская Республика 173,7 171,3 -2,4

Ульяновская область 130,2 159,3 29,1

Чувашская Республика 133,0 144,6 11,7

84

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

был проведен опрос молодых людей, не занимающихся малым предпринимательством. Целью опроса стало выяснение причин, по которым молодежь не желает заниматься бизнесом. Общий объем выборки составил 1000 человек. Количество молодежи 18-20 лет - 811 человек. Объектом исследования выступает молодежь в возрасте 18-25 лет (учащиеся факультетов экономического и/или управленческого профиля).

Предметом исследования явилось отношение молодежи к малому бизнесу и возможности региональных и государственных программ поддержки малого бизнеса по развитию и поддержке молодежных предпринимательских инициатив.

Сбор социологических данных проводился в 2 татарстанских городах (Казани, Набережных Челнах). Анкетный опрос молодежи проходили на базе факультетов экономического профиля в ВУЗах этих городов. Опрос проводился таким образом, чтобы получить наиболее равномерное распределение респондентов по полу. Более подробно распределение респондентов по городам, и полу представлено в табл. 2.

Таблица 2

Распределение респондентов по городам проведения опроса и полу

Город Всего

пол Казань 500

мужской 242

женский 260

пол Набережные Челны 500

мужской 230

женский 268

пол Итого (по всем городам) 1000

мужской 472

женский 528

Целью опроса являлось изучение мнения молодых людей о желании заниматься предпринимательской деятельностью и привлекательности для молодежи малого бизнеса, а также выяснить причины, по которым молодежь не желает заниматься бизнесом. Было принято решение использовать в работе метод социологического анкетирования, который заключается в разработке и использовании анкеты, рассчитанной на самозапись. Такая методика, с нашей точки зрения, предполагает разработку анкеты максимально четкой и понятной для опрашиваемых.

В чем же заключается привлекательность малого предпринимательства для молодежи? Большинство респондентов (87 %) в ходе опроса отметили, что положительно относятся к людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью. 12 % респондентов заявили, что относятся к предпринимателям нейтрально, и только 1 % опрошенных выразили негативное отношение к предпринимателям. Таким образом, большинство опрошенных положительно относятся к людям, которые занимаются малым предпринимательством. Образ успешного предпринимателя в представлении молодежи

связан, прежде всего, с достижением высокого уровня профессионализма (68 % опрошенных). Богатство, материальное благополучие и воплощение своей мечты также являются важными признаками успешного предпринимателя, однако, в глазах студентов наиболее успешными представителями малого бизнеса являются люди, которые добились высокого уровня профессионализма в своем деле.

Потенциал предпринимательства у казанской молодежи - 21 %, чуть выше у челнинской - 25 %. Видимо, в средних городах условия трудоустройства хуже, чем в крупных, а уровень притязаний молодежи находится на одном уровне, и поэтому она в большей степени ориентирована на предпринимательскую деятельность. Потенциальные предприниматели чаще встречаются среди юношей, чем среди девушек (15 % против 8 %) и среди работающей молодежи, чем не работающей (16 % против 7 %).

Одним из преимуществ занятия малым бизнесом считается наличие более широких возможностей по самореализации, большей степени свободы по сравнению с работой по найму. Как показали результаты опроса, большинство респондентов (78 % опрошенных) разделяет эту точку зрения. При этом значительная часть опрошенных студентов (60 %) отметили, что занятие малым бизнесом обеспечивает более высокий уровень дохода, чем работа по найму. Результаты опроса позволяют сделать вывод, что в малом предпринимательстве молодежь привлекает не только большая степень свободы, но также ожидания более высокого уровня доходов.

На вопрос «Хотели бы Вы открыть свое дело?» положительно ответили 61,3 % опрошенных. При опросе молодых людей распределение их интересов по отраслям экономики выглядит следующим образом (рис. 1).

25

Рис. 1. Если Вы хотите (или просто думаете об этом) создать собственное дело, то в какой сфере хотели бы это сделать?, %

Анализ показал, что молодые люди имеют многообразие установок на привлекающую и интересующую их трудовую деятельность. Интересно и то, что довольно большой процент молодых людей привлекает сельское хозяйство и информационные технологии.

85

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

В то же время в ходе опроса только 11 % респондентов заявили, что они на данный момент обладают необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью. 32 % опрошенных заявили, что таким навыками не обладают. Большинство респондентов (53 %) указали, что только отчасти обладают необходимыми знаниями и навыками.

Важной информацией, способствующей лучше понять факторы, препятствующие развитию бизнеса среди молодых людей, является определение главных причин, по которым молодежь не желает заниматься предпринимательством.

Следует отметить, что в различных социологических исследованиях, рассмотренных нами [3-5], долгое время в число основных причин, отторгающих людей от предпринимательства называют отсутствие стартового капитала, бюрократические преграды при регистрации бизнеса и ведении дела. Как видно из результатов опроса, эти проблемы волнуют и современную молодежь (рис. 2). Также обращает на себя внимание и тот факт, что среди причин названы и административные барьеры, тормозящие желание молодых людей вливаться в малый бизнес.

отсутствие отсутствие или административные нет призвания е

стартового слабость знании барьеры врв хеляння

капитала, высокие по бизнесу, регистрации

проценты за экономике, бизнеса в ведении

кредит бухгалтерии в тл. дела

Рис. 2. Если Вы не хотите заниматься бизнесом, то, прежде всего, по каким причинам?, %

В числе основных проблем, стоящих на пути развития малого бизнеса в России, респонденты называли, в первую очередь, «внешние» факторы (бюрократизм, произвол чиновников, ограниченные возможности для получения кредита, недостаточная поддержка со стороны властей) и только затем так называемые «внутренние», связанные с низкой компетенцией людей.

Респонденты в ходе опроса также отмечали недостаточность усилий государства, направленных на стимулирование развития малого бизнеса в России. Такое мнение высказали 64 % респондентов. И только 15 % опрошенных, отвечая на вопрос о государственной поддержке, указали, что государство предпринимает достаточно усилий для того, чтобы способствовать развитию малого бизнеса в стране.

Характерным примером недостаточности усилий государства в плане поддержки малого бизнеса являются ответы респондентов на вопрос о том, знают ли они о существовании в их городе каких-либо организаций, оказывающих содействие молодежному малому предпринимательству. Как показали результаты опроса, знают о существовании таких организаций только 18 % респондентов. Большинство же опрошенных (69 %) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе таких организаций.

Следует отметить, что в число основных причин, отторгающих молодежь от предпринимательства входят такие как отсутствие стартового капитала, бюрократические преграды при регистрации бизнеса и ведении дела. Таким образом, можно предположить, что для вовлечения молодых людей в малый бизнес, необходимо создание благоприятной среды для ведения бизнеса, поддержка на начальной стадии становления в бизнесе.

Литература:

1. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских предприятиях // Вопросы экономики. - 2001. - № 7. - С. 55-60.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 396 с.

3. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: дисс. ... канд. соц. наук. - Уфа, 2008. - 228 с.

4. Молодежь мечтает о собственном бизнесе. Проект Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». - URL: www.gosklub.ru

5. Шамхалов Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России: учеб. пособие. - М.: Экономика, 1997. - 158 с.

Main Problems of Development of Youth Entrepreneurship

A. Mayorov

Kazan National Research Technological University

Involvement in entrepreneurial activities is one of the ways of overcoming the employment problem of young generation. The paper deals with the main aspects ofdevelopment of business in youth environment.

Key words: development of youth entrepreneurship, reasons for hindering development of small businesses.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.