Научная статья на тему 'Студенческие объединения: предпринимательство в вузе'

Студенческие объединения: предпринимательство в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / STUDENT ASSOCIATIONS / ИНИЦИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INITIATIVE ACTIVITIES / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / КОНКУРСЫ / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Евгений Евгеньевич, Лебедева Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена вопросам функционирования и развития студенческих объединений, их роли в развитии личности студента. Авторами проводится анализ проводимой Мининским университетом апробации проектной работы вуза по формированию, управлению активностью и реализации студенческих инициатив. Анализируются научные исследования по изучению деятельности студенческих объединений при функционировании студенческих сообществ. В работе описывается практический опыт работы со студентами в рамках деятельности студенческих молодежных объединений Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Рассмотрен процесс организации и функционирования студенческом объединении «Предприниматель новой формации», кроме этого, авторами анализируется опыт, приводятся мероприятия в рамках функционирования данного студенческого сообщества. Подробно рассмотрен Конкурс студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация» этапы проведения; его результативность. Представлен электронный курс поддержки конкурса студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация». Проведенное авторами исследование позволило установить, что большинство студентов (более 60 %) положительно относятся к предпринимательству, 78 % опрошенных видят участие в студенческом объединении хорошим стартапом для собственного бизнеса и около 64 % студентов хотелось бы участвовать в молодежных бизнес-форумах при поддержке вуза, где можно заявить о себе. Выявлены ключевые аспекты поддержки студенческого предпринимательства со стороны вуза. Авторы приходят к выводу об эффективности мероприятий, проведенных с привлечением студенческих объединений. Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости развития предпринимательских компетенций в рамках студенческих объединений: создание сети студенческих объединений; реализация модели развития студенческих объединений в области предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Евгений Евгеньевич, Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student associations: entrepreneurship in the university

The article is devoted to the issues of functioning and development of student associations, their role in the development of the personality of the student. The authors carry out an analysis of the University's design work carried out by the Minin University try to form, manage activity and implement student initiatives. Analyzed are research studies on the study of student associations in the functioning of student communities. The paper describes the practical experience of working with students in the framework of the student youth associations of the Minin University. The process of organization and functioning of the student association "Entrepreneur of a new formation" is considered, besides, the authors analyze the experience, the activities within the framework of the functioning of this student community are given. The competition of student entrepreneurial projects "Business provocation" is described in detail; its effectiveness. An electronic course of support for the competition of student entrepreneurial projects "Business provocation" is presented. The research conducted by the authors made it possible to establish that a majority of students (over 60 %) are positive about entrepreneurship, 78 % of respondents see participation in the student association as a good start-up for their own business and about 64 % of students would like to participate in youth business forums with the support of the university, where you can make yourself known. The key aspects of support of student entrepreneurship on the part of the university are revealed. The authors come to the conclusion about the effectiveness of the events conducted with the involvement of student associations. The results of the research allow us to draw conclusions about the need to develop entrepreneurial competencies within student associations: the creation of a network of student associations; realization of the model of development of student associations in the field of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Студенческие объединения: предпринимательство в вузе»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/90PDMN218.pdf

Статья поступила в редакцию 18.03.2018; опубликована 10.05.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Студенческие объединения: предпринимательство в вузе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Egorov E.E., Lebedeva T.E. (2018). Student associations: entrepreneurship in the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN218.pdf (in Russian)

УДК 378.1 ГРНТИ 14.35.07

Егоров Евгений Евгеньевич

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Зав. кафедрой «Инновационных технологий менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: eeegorov@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=206447

Лебедева Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: taty-lebed@mail.ru РИНЦ: https://elibrary. ru/author_profile.asp?id=3 65916

Студенческие объединения: предпринимательство в вузе

Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования и развития студенческих объединений, их роли в развитии личности студента. Авторами проводится анализ проводимой Мининским университетом апробации проектной работы вуза по формированию, управлению активностью и реализации студенческих инициатив. Анализируются научные исследования по изучению деятельности студенческих объединений при функционировании студенческих сообществ. В работе описывается практический опыт работы со студентами в рамках деятельности студенческих молодежных объединений Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Рассмотрен процесс организации и функционирования студенческом объединении «Предприниматель новой формации», кроме этого, авторами анализируется опыт, приводятся мероприятия в рамках функционирования данного студенческого сообщества. Подробно рассмотрен Конкурс студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация» этапы проведения; его результативность. Представлен электронный курс поддержки конкурса студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация». Проведенное авторами исследование позволило установить, что большинство студентов (более 60 %) положительно относятся к предпринимательству, 78 % опрошенных видят участие в студенческом объединении хорошим стартапом для собственного бизнеса и около 64 % студентов хотелось бы участвовать в молодежных бизнес-форумах при поддержке вуза, где можно заявить о себе. Выявлены ключевые аспекты поддержки студенческого предпринимательства со стороны вуза. Авторы приходят к выводу об эффективности мероприятий, проведенных с привлечением студенческих объединений. Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости развития предпринимательских компетенций в рамках студенческих объединений: создание сети

https://mir-nauki.com

студенческих объединений; реализация модели развития студенческих объединений в области предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: высшее образования; обучающиеся; студенческие объединения; инициативная деятельность; студенческое предпринимательство; проектирование; конкурсы

В настоящее время в мире идет активный поиск новых форм и содержания подготовки профессионалов в системе высшего образования. Такой поиск вызван объективными причинами быстроменяющегося мира, появлению новых общественно-политических и социально-экономических условий существования и развития разных стран и народов мира. Поиск этот идет по разным направлениям и с различной степенью успеха. Какие-то относительно открытые национальные или открытые международные системы высшего образования и вузы достигают определенных успехов на этом поприще. Однако далеко невозможно утверждать, что найден какой-либо универсальный подход к изменению и развитию высшего образования.

Следует отметить, что в этих глобальных и нарастающих изменениях, система образования вообще и высшее образование в частности, занимают особое место. Так как именно образовательные организации в последние десятилетия становятся зачастую лидерами или интеграторами этих изменений. И можно смело утверждать, что именно им принадлежит существенная роль в создании будущего нашей планеты.

По мнению Волкова А.Е. "...для встраивания в международную повестку развития высшего образования и претензий на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10-30 лет России необходимо пересмотреть содержание профессионального образования и выйти за пределы трансляции предметно-ориентированного знания" [1].

Подтверждая эти слова, в мире параллельно ведутся различные исследования, которые определяют новую роль вузов и указывают на измененное содержание и технологии подготовки профессионалов грядущего будущего. Так, Генри Ицковиц предлагает модель «предпринимательского университета» как ответ на вызовы экономики знаний и необходимость диверсификации доходов вуза. В рамках этой модели, университет становится центром производства и применения практичного знания и активно вовлекается в процесс социально-экономического развития региона, а выпускники становятся не только профессионалами в специализированных областях, но и предпринимателями, создающими новые рабочие места [2].

В данных исследованиях и созданных апробируемых моделях, можно выделить одну значимую и устойчивую тенденцию. Смысл этой тенденции заключается в том, что студенты перестают быть объектом педагогического воздействия и становятся активными субъектами образовательного процесса. Что возможно только через активизацию самосознания, развитие собственной инициативы, повышения ответственности и реализации потенциала самих студентов. Достижение таких результатов происходит через различные формы студенческих объединений, где студенты получают первый опыт командного взаимодействия, совместной мыследеятельности, распределения ролей и т. п. [3, 4].

Одним из направлений развития студенческих объединений становится развитие молодежного предпринимательства, как концентрированного воплощения общественной, социально-экономической и личной активности, ответственности и профессиональной компетентности молодых людей [5]. Именно о развитии студенческих объединений, в том числе и в сфере предпринимательства пойдет речь далее.

https://mir-nauki.com

Для зарубежных университетов, студенческое предпринимательство является естественным процессом [6, 7]. В Кембридже, Оксфорде, Массачусетском технологическом институте - предпринимательство - наиболее привлекательное направление для карьерного роста будущих специалистов [8, 9].

Во Франции - специальные объединения, обеспечивающие трехэтапное обучение студентов в области организации собственных предприятий, начиная от создания виртуальных проектов и поддержки и заканчивая сопровождением реальных предприятий [10, 11].

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития Российских вузов. Однако существует риск, что политика, стимулирующая предпринимательскую деятельность в университете, может упустить ключевые научные идеи.

За последние годы появилось достаточно большое количество литературы [12, 13, 14] по студенческому предпринимательству различной направленности, что усложняет для российских вузов процесс разработки эффективной политики поддержки.

Поэтому организация студенческих объединений (СО), позволяющих раскрыть потенциал обучающихся в области предпринимательства, является неоспоримым доказательством того, что студенты приобретают реальные предпринимательские навыки во время обучения в университете [15, 16, 17].

Кроме того, студенческие объединения содействуют региональному экономическому развитию, коммерциализации знаний, помогают вузам достичь своей основной миссии.

Далее, на примере одного из российских вузов - Мининского университета, мы подробно рассмотрим опыт работы студенческих объединений, в том числе в сфере развития студенческого предпринимательства. Но прежде, несколько слов о самом вузе и о предпосылках, складывающихся при развитии данного направления деятельности. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (далее - Мининский университет).

Мининский университет реализует амбициозный проект: создает открытое педагогическое образование будущего, необходимое каждому человеку, который желает сохранять традиции, создавать новое, порождать в своей деятельности такие события, которые меняют мир и делают его другим, более совершенным, менее опасным и очень интересным.

Проанализировав глобальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается система образования, а именно глобализация, быстрая модернизация профессий, стремительное развитие технологий, негативная демографическая ситуация и др., Мининский университет оказался единственным в регионе предложившим конкретные шаги по устранению образовавшегося разрыва. Вузом было разработано 12 стратегических инициатив как ответ на глобальные вызовы1.

Одной из таких стратегических инициатив, которая существенно расширяет содержание и формы образования студентов в вузе, стала проектная линия «Вуз социальных инициатив». Проблема, которую решает данная инициатива, это низкая социально-образовательная инициативность студентов и их включенность в деятельность студенческого самоуправления в вузе и регионе. Целью данного проекта является создание и внедрение модели развития

1 https://www.mininuniver.ru/images/napr-deyatelnisty/12-strategiy/vuz-sy.pdf.

[18, с. 5; 19].

инициативной деятельности студенческих объединений как элемента реализации стратегии развития вуза, регионального развития и собственного развития студентов.

Создание и реализация данной инициативы позволили не просто по-иному взглянуть на качество обучения, но и разработать и запустить в действие результативную модель управления самостоятельной внеучебной деятельностью студентов университета. В основе данной модели лежит идея о максимальном привлечении студентов к самостоятельному управлению своей деятельностью в рамках личного и профессионального развития через механизм создания студенческих объединений под контролем кураторов из числа научно-педагогических работников и специализированных подразделений университета.

Организационная работа по воплощению данной модели легла на проректора по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству и Отдел по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству, находящийся в прямом подчинении указанного проректора. Остальные подразделения университета подключаются к реализации данной модели по мере необходимости с согласованием отдела по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству. В структуру отдела входят помимо руководителя, специалисты и педагоги-организаторы, на которых лежит ответственность за запуск, поддержание и контроль работы студенческих объединений.

Следует оговориться, что у каждого студенческого объединения, есть закрепленный за ним куратор из числа научно-педагогических работников вуза или специалистов соответствующих отделов. На плечи куратора, помимо организационных и контролирующих функций, ложится обязанность разрешать проблемы, которые неизбежно возникают при реализации активности студентов и не могут быть разрешены на их уровне.

Всего в Мининском университете действует порядка сорока студенческих объединений, сгруппированных по различным направлениям деятельности. Структура направлений деятельности студенческих объединений представлена на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Основные направления деятельности студенческих объединений Мининского университета (составлено авторами)

Каждое из указанных выше направлений молодежной активности включает от 2 до 12 студенческих объединений. Как и у любого живого организма, структура и состав студенческих объединений находится в постоянном движении и меняется от года к году, в зависимости от распределения студенческого интереса, потребностей общества, различных социально-экономических факторов.

В качестве примера совокупности молодежных инициатив можно привести направление «Наука и инновации», в которое входят следующие студенческие объединения:

1. Научное студенческое общество при кафедре всеобщей истории, классических дисциплин и права.

2. Коворкинг-центр - ресурсная база для фрилансеров.

3. Научное студенческое общество «Роза ветров».

4. Научно-исследовательское студенческое объединение «Изучение и охрана биологического разнообразия».

5. Управленческие и экономические инновации (про данное студенческое объединение более подробно будет рассказано ниже).

6. Студенческий научно-практический клуб «Пеликановский спецназ».

7. The Financical Sci^e.

8. Молодежный клуб русского географического общества Нижегородского регионального отделения.

9. Студенческий научно-исследовательский клуб «БИОС».

Далее более подробно раскроем одно из студенческих объединений Мининского университета. Так, в Мининском университете, создано и успешно функционирует студенческое объединение "Предприниматель новой формации". В рамках объединения осуществляет свою деятельность студенческое консалтинговое агентство и студенческий коворкинг-центр. Данные структурные подразделения студенческого объединения оказывает консультационную поддержку бизнес-планирования; подготовки проектов для участия в бизнес-конкурсах различного уровня, в том числе с целью привлечения инвесторов. Консультации в студенческом объединении «Предприниматель новой формации» оказывают студенты, при поддержке преподавателей-кураторов. Среди студенческих бизнес-инициатив, которые успешно реализованы и функционируют можно выделить студенческое кадровое агентство и ООО «Wood-style NN» (деревянные аксессуары).

Рассмотрим процесс организации и функционирования студенческом объединении «Предприниматель новой формации».

В самом начале нужно сказать, что студенческое объединение следует рассматривать как межфакультетское сообщество - предпринимательские компетенции могут развиваться у обучающихся, вне зависимости от их направления подготовки - с одной стороны, а с другой -горизонтально управляемое сообщество - деятельность студенческого объединения направлена на создание благоприятной инновационной среды, где поощряется творчество, активность и инициатива обучающихся. В связи с этим сообщество должно поддерживать горизонтальные связи между участниками, в том числе между профессорско-преподавательским составом и обучающимися. Не следует забывать и тот факт, что деятельность студенческого объединения дает возможность реализовать непрерывный процесс развития предпринимательских компетенций обучающихся, от младших курсов к старшим. Студенческое объединение способствует вовлечению обучающихся-представителей других объединений, интересующихся темой предпринимательства. Таким образом реализуется идея поиска новых участников, поддерживается «кадровый обмен».

Цель функционирования СО «Предприниматель новой формации» заключается в реализации полного бизнес-цикла от генерации идей студенческих проектов до выхода на стадию бизнеса (рисунок 2).

Рисунок 2. Процесс организации деятельности студенческого объединения "Предприниматель новой формации" Мининского университета (составлено авторами)

Так в прошлом году на базе кафедры инновационных технологий менеджмента Мининского университета прошел Конкурс студенческих предпринимательских проектов "Бизнес-провокация", направленный на побуждение студентов к созданию собственного бизнеса через демонстрацию успешных стартапов и обеспечение потока бизнес-решений.

Конкурс студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация» позволил попробовать свои силы в бизнес-проектировании, приобрести необходимые компетенции, необходимые современному предпринимателю в условиях российской экономики; реализовать свои бизнес-идеи в рамках проектной деятельности; найти ответы на сложные, актуальные и

требующие решения вопросы, которые возникают перед предпринимателем; применить

2

полученные знания в вузе на практике .

Конкурс послужил акселератором развития студенческого объединения (СО) «Управленческие и экономические инновации», являющийся частью СО «Предприниматель новой формации» в части популяризация проектной деятельности и повышение интереса обучающихся к проблемам и перспективам молодежного предпринимательства; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности; формирование ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний.

При участии кураторов проводились консультации по проектной деятельности, оформлению регистрационной документации, финансовым расчетам, маркетинговой деятельности начинающего предпринимателя.

В Конкурсе приняли активное участие представители всех направлений, представленных в СО «Предприниматель новой формации», а именно - образовательные технологии, сервисное обслуживание, экономическая и финансовая деятельность, управленческие инновации.

2 https://www.mininuniver.ru/about/news/final-konkursa-studencheskikh-predprinimatelskikh-proektov-biznes-provokatsiya-so stoyalsya-v-universitete.

Реализация мероприятия предполагала следующий порядок.

1. Прием заявок на участие - необходимо было зарегистрироваться по ссылке https:// goo. gl/form s/xsnsv9 gz30Mapqgq1.

2. Создание курса сопровождения в ЭИОС Moodle Мининского университета https://moodle.mininuniver.ru/course/view.php?id=3009.

3. Выдача заданий для студентов с использованием ЭИОС Moodle Мининского университета.

4. Проведение очной консультационной сессии - Конвейер бизнес-идей.

5. Предоставление готового проекта через ЭИОС Moodle Мининского университета.

6. Экспертиза проектов членами экспертного совета.

7. Объявление результатов 1 этапа конкурса.

Далее 10 команд - победителей были приглашены на очный этап конкурса.

8. Доработка проектов командами-победителями.

9. Очный этап «Entrepreneur Challenge» - защита проектов и награждение победителей и призеров.

10. Публикация результатов конкурса на сайте Мининского университета.

Приоритетными направлениям конкурса были заявлены: досуг и отдых; производство; малый и средний бизнес; туризм (развитие внутреннего туризма) и спорт;

Результатом проведенных мероприятий стало:

1. Увеличение числа студенческих проектов по молодежному предпринимательству.

2. Вовлечение студентов Мининского университета в предпринимательскую деятельность, освоение ими дополнительных профессиональных компетенций.

3. Развитие студенческих объединений Мининского университета «Предприниматель новой формации», «Управленческие и экономические инновации».

На первом этапе была организована регистрация участников конкурса, было зарегистрировано 150 человек3.

Далее организаторами был разработан курс в ЭИОС Moodle Мининского университета.

3 Там же. Страница 7 из 13

Рисунок 3. Скриншот главной страницы конкурса Бизнес-провокация в ЭИОС Moodle Мининского университета4 (составлено авторами)

В очной консультационной сессии приняло участие 131 обучающихся Мининского университета, в общей сложности было представлено 27 проектов. В ходе консультационной сессии были проведены индивидуальные консультации членами экспертного жюри со всеми участниками конкурса. Обучающиеся смогли получить советы по вопросам организации бизнеса, его маркетинговой, управленческой и финансовой поддержки5.

Ниже на рисунке 4 представлено распределение проектов по основным видам деятельности.

Рисунок 4. Распределение проектов, представленный на Конкурс по основным видам деятельности (составлено авторами)

4 Конкурс Бизнес Провокация [Электронный ресурс]: сетевой электр. учеб.-метод. комплекс / Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е.; Ниж. гос. педаг. ун-т К. Минина: офиц. сайт - Режим доступа: https://moodle.mininuniver.ru/course/view.php?id=3009, для доступа к ресурсу необходима авторизация - Загл. с экрана.

5 https://www.mininuniver.ru/about/news/final-konkursa-studencheskikh-predprinimatelskikh-proektov-biznes-provokatsiya-so stoyalsya-v-universitete.

Жюри были определены 10 лучших проектов, которые были представлены в очном 2 этапе - финале Конкурса.

В финале конкурса состоялась презентация бизнес-проектов и их публичная защита перед экспертным жюри.

По результатам финальной защиты были определены победитель и призеры конкурса студенческих предпринимательских проектов «Бизнес-провокация».

По результату проведения Конкурса для определены перспективы его развития:

1. Ежегодное проведение Конкурса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Привлечение для участия в Конкурсе не только студентов Мининского университета, но и обучающихся других вузов Нижнего Новгорода.

3. Повышение уровня представляемых к участию в Конкурсе проектов в части: расширения сфер предпринимательской деятельности, более четких финансовых отчетов, проведения комплексных маркетинговых исследований рынка.

4. Привлечение действующих молодых предпринимателей к консультированию участников Конкурса и судейству6.

Обучающиеся Мининского университета, участники студенческого объединения «Предприниматель новой формации» ежегодно являются участниками форумных кампаний федерального уровня - iВолга, смена «Ты-предприниматель», форум «Территория смыслов на Клязьме», форум «Итуруп».

Областной конкурс Молодежных инновационных команд «РОСТ: Россия -Ответственность - Стратегия - Технологии» вот уже на протяжении 5 лет подряд среди победителей называет обучающихся Мининского университета. Конкурс проводится Министерством образования Нижегородской области и Нижегородским научно-информационным центром с 2007 года.

Цель конкурса - помочь инициативным молодым людям создать востребованные инновационные проекты и открыть новый бизнес.

Один из победителей конкурса - ООО «Wood-style NN» (деревянные аксессуары), являет собой яркий пример, как от идеи, рожденной в рамках студенческого объединения, ребята смогли дойти до презентации проекта перед инвесторами, а затем открыть свое дело, будучи студентами вуза.

Заинтересованность студентов во включенности в предпринимательскую деятельность и значимой роли вуза в этом процессе подтверждает проведенный кафедрой инновационных технологий менеджмента опрос студентов НГПУ им. К. Минина.

Результаты данного опроса позволили сформировать конструктивные предложения относительно поддержки вузом студенческого предпринимательства.

Опрос проводился в апреле 2017 года с помощью Google-форм среди студентов очной формы обучения. Выборка составила 300 человек. Студенты 1 курса - 24 %, 2 курса - 26,7 %, 3 курса - 25,3 %, 4 курса - 16 % и 5 курса - 8 %. Возраст опрашиваемых 54,7 % до 20 лет, 45,3 % старше 21 года.

6 Конкурс Бизнес Провокация [Электронный ресурс]: сетевой электр. учеб.-метод. комплекс / Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е.; Ниж. гос. педаг. ун-т К. Минина: офиц. сайт - Режим доступа: https://moodle.mininuniver.ru/course/view.php?id=3009, для доступа к ресурсу необходима авторизация - Загл. с экрана.

Большинство студентов (60 %) положительно относятся к предпринимательству, 37,3 % - нейтрально и только 2,7 % - отрицательно, что показывает важность проводимого опроса по данной теме. Нужно отметить, что 40,6 % из 76 % студентов обучаясь по очной форме стремятся найти постоянную работу, при этом большинство рассматривает себя в качестве предпринимателя, а 35 % подработку (почасовую, временную, на неполный рабочий день, с удобным графиком работы, чтобы сочетать с учебой в вузе).

Ответы на один из вопросов анкеты «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать предприниматель?» распределились следующим образом: предпринимательский талант - 25 %, организованность - 17 %, гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности - 17 %. Это говорит о том, что студенты осознают важность наличия у предпринимателя креативности и способности формировать инновационные идеи.

Большинство студентов (77,3 %) считают, что вуз должен участвовать в поддержке их бизнес-инициатив, затруднились с ответом 17,3 % и дали отрицательный ответ - 5,3 %. Студентам необходима поддержка со стороны вуза в следующих вопросах:

1) обучение основам предпринимательской деятельности, тренинги, курсы доп. образования (62,7 %);

2) консультации по исследованию отраслевого рынка и проверка экономического обоснование бизнес-проекта (52 %);

3) консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета (49,3 %);

4) помощь кураторов в оформлении заявки на участие в конкурсе (44 %);

5) создание портала по проводимым региональным бизнес-конкурсам (ссылки на актуальную информацию для молодых предпринимателей по разным вопросам бизнеса) (38,7 %);

6) создание студенческого бизнес-инкубатора (32 %);

7) консалтинговая деятельность (сопровождение открытия бизнеса) - (30,7 %);

8) подготовка комплекта инвестиционных / кредитных документов (21,3 %);

9) создание личного кабинета молодого предпринимателя на сайте вуза или в соцсети вуза (18,7 %).

Около 78 % опрошенных видят участие в студенческом объединении хорошим стартапом для собственного бизнеса. Около 64 % студентов хотелось бы участвовать в молодежных бизнес-форумах при поддержке вуза, где можно заявить о себе.

Итак, подведем итог рассмотрению российского и авторского опыта организации студенческих объединений в сфере предпринимательства:

1. Формирование иного, нового качества подготовки профессионала в высшем образовании сегодня невозможно представить без активизации, развития и широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной результативной общественно-полезной деятельности студента.

2. Организация такой деятельности возможна через создание системы студенческих объединений вуза, где молодые люди самостоятельно реализуют свои идеи, творческий и интеллектуальный потенциал.

3. Создание сети студенческих объединений должно проходить при активном содействии и кураторской помощи администрации и научно-педагогических работников университета. Желательно при этом наличие специализированной

структуры (подразделения) в вузе, которая возьмет на себя значительный объем первичной организационной работы и дальнейшей поддержки деятельности студенческих объединений.

4. Одним из самых актуальных на сегодняшний день направлений деятельности студенческих объединений является развитие предпринимательских инициатив студентов не только в коммерческом виде, но и в плане социального предпринимательства. Это объясняется тем, что предпринимательство во многом является квинтэссенцией гражданской активности в любом обществе.

5. Реализация модели развития студенческих объединений в области предпринимательской деятельности раскрывает для студентов новые перспективы в проявлении личной активности и реализации экономических, социальных и творческих идей, обеспечивает устойчивое овладение навыками командной и проектной работы, дает ощущение ответственности за проект и команду в ситуациях неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А.Е., Ливанов Д.В. Университет будущего: Ставка на новое содержание / Д.В. Ливанов, А.Е. Волков // Ведомости. - 2012. - № 165 (3179).

2. Etzkowitz H. (2008) The Triple Helix. University - Industry - Government. Innovationin Action. New York and London, Routledge.

3. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Лебедева Т.Е. Студенческое предпринимательство и студенческие объединения: опыт Европы В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 260-264.

5. Современные проблемы менеджмента: моногр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: Инфра-М. 2014. - 243 с. (Черницов А.Е. Гл. 4.5) «Управление развитием молодежного предпринимательства». С. 228-237.

6. Егоров Е.Е. Опыт формирования молодежной политики: европейское измерение. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 251-254.

7. Лебедева Т.Е. Опыт Европейского Союза в развитии молодежного предпринимательства. В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 33-35.

8. Geir Heierstad (2017) Caste, Entrepreneurship and the Illusions of Tradition. Branding the Potters of Kolkata: Anthem Press.

https://mir-nauki.com

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. 19.

Henrekson, M., & Sanandaji, T. (2011). The interaction of entrepreneurship and institutions. Journal of Institutional Economics, 7(1), 47-75. doi: 10.1017/S1744137410000342.

Maas, G. (Ed), Jones, P. (Ed) (2017) Entrepreneurship Centres: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-319-47892-0.

Moraima De Hoyos-Ruperto, Cristina Pomales-García, Agnes Padovani, O. Marcelo Suárez (2017) An Entrepreneurship Education Co-Curricular Program to Stimulate Entrepreneurial Mindset in Engineering Students. Journal: MRS Advances, 2 (31-32), pp. 1673-1679. doi: 10.1557/adv.2017.109.

Klein, P., & Bullock, J. (2006). Can Entrepreneurship Be Taught? Journal of Agricultural and Applied Economics, 38(2), 429-439. doi: 10.1017/S 107407080002246X.

Parker, S. (2009). Wealth and entrepreneurship. In The Economics of Entrepreneurship (pp. 263-290). Cambridge: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CB09780511817441.010.

Tolentino, A. (1998) Training and Development of Entrepreneurs-managers of Small Enterprises: pointers and lessons learned. Geneva: International Labour Organization

Tony Jackson (2015) Entrepreneurship training in tertiary education: Its development and transfer. Journal of Local Economy: The Journal of the Local Economy Policy Unit, 30 (5), pp: 484-502. doi: 10.1177/0269094215589143.

Tui McKeown (2017) From entrepreneurship to small-to-medium enterprises: Exploring the challenge and the opportunities. Journal: Journal of Management & Organization, 23 (2), pp. 165-166. doi: 10.1017/jmo.2017.4.

Карпенков А.С., Малинникова М.Е. Малые инновационные предприятия при вузах: проблемы и перспективы развития. URL:

http://9000innovations.ru/files/contests/works/tekst.pdf (дата обращения: 18.04.2018).

От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015 / сост. В.А. Житкова, Е.П. Седых, А.В. Чанчина, под общей редакцией проф. А.А. Федорова. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. С. 15.

Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В., Волкова И.В., Михалюк О.С. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/

210/211.

Egorov Evgeniy Evgenievich

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: eeegorov@mail.ru

Lebedeva Tatyana Evgenievna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: taty-lebed@mail.ru

Student associations: entrepreneurship in the university

Abstract. The article is devoted to the issues of functioning and development of student associations, their role in the development of the personality of the student. The authors carry out an analysis of the University's design work carried out by the Minin University - try to form, manage activity and implement student initiatives. Analyzed are research studies on the study of student associations in the functioning of student communities. The paper describes the practical experience of working with students in the framework of the student youth associations of the Minin University. The process of organization and functioning of the student association "Entrepreneur of a new formation" is considered, besides, the authors analyze the experience, the activities within the framework of the functioning of this student community are given. The competition of student entrepreneurial projects "Business provocation" is described in detail; its effectiveness. An electronic course of support for the competition of student entrepreneurial projects "Business provocation" is presented. The research conducted by the authors made it possible to establish that a majority of students (over 60 %) are positive about entrepreneurship, 78 % of respondents see participation in the student association as a good start-up for their own business and about 64 % of students would like to participate in youth business forums with the support of the university, where you can make yourself known. The key aspects of support of student entrepreneurship on the part of the university are revealed. The authors come to the conclusion about the effectiveness of the events conducted with the involvement of student associations. The results of the research allow us to draw conclusions about the need to develop entrepreneurial competencies within student associations: the creation of a network of student associations; realization of the model of development of student associations in the field of entrepreneurial activity.

Keywords: higher education; students; student associations; initiative activities; student entrepreneurship; design; competitions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.