ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
(CC) ]
DOI: 10.26794/1999-849Х-2023-16-5-6-15 УДК 334.021(045) JEL А14, М13
Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России
О. С. Осипова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Во всем мире студенческая молодежь считается наиболее креативной и движущей силой инновационного предпринимательства. Существенным инструментом перехода к инновационному развитию экономики является технологическое предпринимательство. Особенно оно востребовано в современных условиях, когда наиболее чувствительный и стратегически значимый удар по России наносится именно в технологической плоскости. Цель статьи - анализ эволюции студенческого предпринимательства в России для обобщения накопленного опыта, выявления перспективных направлений дальнейшего развития молодежных инноваций. На основе значительного историографического анализа, изучения документарной базы, статистических данных и качественного контент-анализа официальных сайтов девяти университетов выделены три основных этапа в развитии молодежного инновационного предпринимательства в России. Первый этап связан с созданием студенческих бизнес-инкубаторов для развития малых инновационных предприятий, второй - с увеличением включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный процесс, когда вузы начинают практиковать защиту выпускных квалификационных работ в качестве стартапов, третий - с началом формирования единой стартап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства в России. Обобщены первые результаты реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», показаны достижения и проблемы. Сделаны выводы о слабом охвате инновационным предпринимательством нетехнических вузов. Особое внимание обращено на новые финансовые инструменты, направленные на коммерциализацию создаваемых в образовательных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности и поддержку студенческих стартапов на более ранних стадиях развития.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия; студенческие стартапы; платформа университетского технологического предпринимательства; молодежное предпринимательство; выпускная квалификационная работа; бизнес-инкубатор
Для цитирования: Осипова О. С. Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(5):6-15. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-5-6-15
BY 4.0
ORiGiNAL PAPER
Evolution of Student innovative Entrepreneurship in Russia
O. S. Osipova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
ALL over the world, students are regarded as the most creative and driving force of innovative entrepreneurship. Technological entrepreneurship is an essential tool for the transition to innovative economic development. It is especially in demand in modern conditions, when the most sensitive and strategically significant blow to Russia is inflicted precisely in the technological plane. The purpose of the article is to analyze the evolution of student entrepreneurship in Russia in order to generalize the accumulated experience, identify promising areas for further development of youth innovations. Based on a significant historiographical analysis, the study of the documentary database, statistical data and qualitative content analysis of the official websites of nine universities, three main stages in the development of youth innovative entrepreneurship in Russia have been identified. The first stage is associated with the creation of student business incubators for the development of small innovative enterprises, the second - with an increase in the involvement of business incubators in the educational process, when universities begin to practice the protection of final qualifying work as startups, the third - with the beginning of
© Осипова О. С., 2023
the formation of a unified startup ecosystem of student technological entrepreneurship in Russia. The first results of the implementation of the federal project "Platform of University Technological Entrepreneurship" are summarized, achievements and problems are shown. Conclusions are drawn about the weak coverage of non-technical universities by innovative entrepreneurship, special attention is paid to new financial instruments aimed at commercializing the results of intellectual activity created in educational institutions and supporting student startups at earlier stages of development.
Keywords: small innovative enterprises; student startups; university technology entrepreneurship platform; youth entrepreneurship; final qualification work; business incubator
For citation: osipova o.s. Evolution of student innovative entrepreneurship in Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(5):6-15. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-5-6-15
ВВЕДЕНИЕ
В принятой распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что одной из важнейших задач системы управления является поддержка стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной и инвестиционной акселерации ввиду того, что стартапы считаются во всем мире наиболее динамичным элементом новой цифровой экономики [1].
Ежегодно в экономике развитых стран до 80% новых рабочих мест создаются компаниями, которым от момента формирования меньше пяти лет1. Правительством РФ поставлена задача увеличения количества технологических стартапов в стране как признанного в глобальном мире инструмента перехода на инновационный путь развития экономики.
Для ускорения сокращения технологического разрыва 8 октября 2021 г. Правительством РФ были приняты 42 инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., призванные повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой2. Была поставлена амбициозная задача создания до 2030 г. 30 тыс. новых
1 Федеральный проект. Презентация «Платформа университетского технологического предпринимательства».
1 июля 2022 г. 57 с. URL: https://univertechpred.ru/files/2206 28_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%BB%D 0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_% D0%A3%D0%A2%D0%9F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0 %D1%8F.pdf .
2 Перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года (утв. распоряжением Правительства
РФ от 06.10. 2021 № 2816-р). URL: http://government.ru/ docs/43451/; jwsYsyJKWGOOAaCSMGrd7q82RO5xECo3.pdf (government.ru).
университетских стартапов и 150 тыс. высокотехнологичных рабочих мест3.
Возникает вопрос: почему Правительство РФ особое внимание уделяет развитию именно студенческих стартапов? Студенческие стартапы играют значительную роль в развитии инновационного климата в стране. Именно университеты являются идеальной площадкой для начала бизнеса: здесь сконцентрированы наукоемкая среда, человеческий капитал, обеспечен доступ к лабораторно-техниче-ской инфраструктуре. Однако ряд отечественных ученых считают, что «в отечественной практике недостаточно внимания уделяется развитию студенческого технологического предпринимательства в высшей школе» [2, с. 1].
Поисковая система Google в начале июля 2023 г. на запрос «студенческое инновационное предпринимательство в России» выдала триста тысяч результатов, что свидетельствует о значительном интересе к этой теме со стороны исследователей.
Развитие студенческого инновационного предпринимательства в Российской Федерации имеет свою весьма непростую, порою даже драматичную историю.
Назрела острая необходимость провести аналитическую работу по оценке степени развития студенческого предпринимательства, что позволит не только представить, с какими трудностями столкнулась образовательная система вузов при реализации задачи Правительства РФ по развитию молодежного, в том числе и технологического предпринимательства, но и понять, какой накопленный российскими вузами опыт может быть наиболее востребован в будущем.
Автором настоящей статьи были проанализированы официальные сайты девяти федеральных
3 Сайт «Национальные проекты Российской Федерации». URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai/ news/chernyshenko-rasskazal-o-platforme-universitetskogo-predprinimatelstva.
государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования: Новосибирского государственного технического университета (НГТУ)4, Университета ИТМО5, Дальневосточного федерального университета6, Томского политехнического университета7, Московского физико-технического института8, Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова9, Финансового университета при Правительстве РФ10, НИУ ВШЭ11, Алтайского государственного университета12, а также сайта инновационного центра «Сколково»13.
На основе контент-анализа материалов официальных сайтов перечисленных выше вузов, статистических данных и историографического анализа научных источников рассмотрим, какие этапы прошло в своем развитии инновационное студенческое предпринимательство, с какими трудностями оно столкнулось, какой опыт оно приобрело.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Первый этап — создание студенческих бизнес-инкубаторов для развития малых инновационных предприятий.
4 Истории успеха НГТУ НЭТИ. Выпускная квалификационная работа в виде стартапа. URL: https://www.nstu.ru/ studies/study/wkr_startup.
5 Сайт национального исследовательского университета Санкт-Петербурга (ИТМО). URL: https://ftmi.itmo.ru/ru/ viewnews/26286/diplom-kak-startap.html https://itmo.ru/ru/ viewunit/98431/otdel.htm.
6 Сайт Дальневосточного федерального университета. URL: https://www.dvfu.ru/startup_as_diploma/ https://www. dvfu.ru/news/student_life/innovative_startups_as_protect_the_ diplomas_the_graduates_of_the_university.
7 Сайт Томского политехнического университета. URL: https://news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439; https:// news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439.
8 Сайт Московского физико-технического института. URL: https://mipt.ru/education/chairs/innopharmacy_ biotechnology/startup-studios.php.
9 Сайт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. URL: https://analitica.rea.ru/article/ obrazovanie-i-kadry/diplom-za-startap-kak-pomoch-studentu-stat-biznesmenom.
10 Сайт Финансового университета при Правительстве РФ. URL: http://www.fa.ru/org/div/bi/Pages/startup-dip.aspx.
11 Сайт НИУ ВШЭ. URL: Главная - HSE INC.
12 Сайт Алтайского государственного университета. URL: https://www.asu.ru/structure/org_sci/unor/incubator.
13 Сайт Инновационного центра «Сколково». URL: https://
sk.ru.
Первый университетский инкубатор в России был создан в 2006 г. как самостоятельное структурное подразделение НИУ «Высшая школа экономики» для генерации и развития стартапов14. В августе 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее — Закон № 217-ФЗ), на основе которого во многих российских университетах, в том числе в университетах экономического профиля, начали открываться бизнес-инкубаторы15. Бюджетные научные организации и высшие учебные заведения получили право на создание малых инновационных предприятий (далее — МИПы), а также на внесение в качестве взноса в их уставный капитал результатов своей интеллектуальной деятельности (далее — РИД). МИПы стали, таким образом, хозяйственными обществами, занимающимися практическим внедрением РИД.
15 сентября 2009 г. состоялось торжественное открытие Студенческого бизнес-инкубатора МГУ, на котором студенты могли познакомиться не только с командой нового инкубатора МГУ, но и с первыми его резидентами: Webils, Максиген, Introvisión, Idata, Веб-конструктор и др16. Через год согласно данным Минобрнауки России по состоянию на 16 июня 2010 г. в стране были созданы 325 хозяйственных обществ [3].
Проректор по научной работе Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства А. С. Митрофанов, проанализировав в 2010 г. первый опыт реализации Закона № 217-ФЗ в системе высшего образования, одним из первых обратил внимание на существующие проблемы в поставленных законодателем задач. Он попытался объяснить, почему «замечательная» идея предоставить возможность вузам «продавать» свою интеллектуальную собственность через малые
14 Резиденты HSE INC (Стартапы, которые проходят песочницу в настоящее время). URL: https://www.hse.ru/news/ edu/316184838.html.
15 Главная — HSE INC; Бизнес-инкубатор Финансового университета FUBI.
16 Открытие Студенческого бизнес-инкубатора МГУ. URL: https://www.msu.ru/press/press-rel/otkrytie_studencheskogo_ biznes_inkubatora_mgu.html.
инновационные предприятия не могла быть в полной мере реализована в рамках существующего правового и инновационного пространства нашей страны [3].
На страницах научных изданий развернулась дискуссия по вопросам реализации Закона № 217-ФЗ. Несмотря на то, что к декабрю 2012 г. было зарегистрировано 736 МИПов, соответствующих требованиям Закона № 217-ФЗ [4]17, проблемы выполнения положений вышеуказанного нормативного акта в период 2010-2012 гг. стали выноситься на обсуждение научной общественности во многих публикациях, посвященных созданию и развитию студенческих бизнес-инкубаторов [5-7].
В результате Правительством РФ 29 декабря 2012 г. были внесены уточнения в Закон № 217-ФЗ, что дало толчок к появлению новых и развитию существующих студенческих бизнес-инкубаторов. В этот процесс активно включились не только технические вузы, но и классические университеты. Так, в 2012 г. студенческий бизнес-инкубатор был создан в Алтайском государственном университете как площадка для развития и продвижения молодежных инновационных проектов из самых различных отраслей науки и бизнеса18.
Российские университеты и бизнес-структуры накапливали первые опыты организационно-технологического взаимодействия в рамках университетских бизнес-инкубаторов. В основу их сотрудничества была положена Win-win-стратегия, которая предполагает такой результат договоренности партнеров, когда оба выигрывают в рамках принятых условий. В ходе все большего включения классических университетов в процесс создания бизнес-инкубаторов взаимодействие вузов и бизнеса перестало сводиться только к технологическому предпринимательству, а начинало подразумевать выполнение более сложных задач.
Через пять лет после принятия Закона № 217-ФЗ университетские исследователи на основе результатов анализа нового опыта, накопившегося после корректировки этого нормативного акта, убедительно доказали в 2014 г. ограниченность внесенных Правительством РФ дополнений и изменений. Так, О. Р. Чепьюк выделила на основе функционально-
17 Фияксель Э. А., Сидоров Д. В. «Блеск и нищета» Закона № 217-ФЗ. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/blesk-i-nischeta-217-fz.
18 Сайт Алтайского государственного университета. URL:
https://www.asu.ru/structure/org_sci/unor/incubator.
го, процессного и ценностно-ориентированного подходов к проектированию сложных систем основные элементы и бизнес-процессы, без которых работа студенческих бизнес-инкубаторов не могла быть эффективной [8]. Преподаватели кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, в статье ««Блеск и нищета Закона № 217-ФЗ» на основе результатов проведенного ими опроса региональных вузов19 сделали вывод о том, что многие проблемы МИПов и бизнес-инкубаторов по-прежнему не решены, в частности не хватало частных инвестиций в создаваемые при вузах малые наукоемкие предприятия [4].
Одновременно авторы публикаций обращали внимание на то, что студенты не получали достаточных знаний по основам предпринимательства. «В настоящее время — отмечал в 2018 г. президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Ю. Б. Рубин, — обучение предпринимательству в России носит преимущественно неформальный характер. Оно включает краткосрочные бизнес-тренинги; разного рода занятия по конструированию инноваций и генерированию бизнес-идей; курсы для молодых предпринимателей по бизнес-планированию, бизнес-моделированию и инвестированию; курсы по учету и налогообложению малого бизнеса, а также более длительные обучающие программы, в том числе при государственном финансировании, ориентированные на стартаперов и участников немногочисленных бизнес-инкубаторов» [9, с. 5]. Он привел перечень развивающихся в тот период форм и методов обучения предпринимательству, подчеркнув несистемный, достаточно эклектичный характер их применения.
Российские ученые активно включились в обсуждение не только вызовов, но и потенциальных возможностей развития предпринимательского образования в российских университетах [10; 11].
Второй этап — разработка и начало реализации концепции «Стартап как диплом» — защита студентами выпускных квалификационных работ в виде стартапов.
19 К опросу были привлечены вузы таких городов, как Санкт-Петербург, Томск, Нижний Новгород, Омск, Белгород, Астрахань. По результатам анализа специалистами Центра исследований и статистики науки Миннауки России было сделано заключение, что в сумме по данным городам было создано порядка 120 малых инновационных предприятий в соответствии с Законом № 217-ФЗ.
Для большей включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный процесс вузы начинают практиковать защиту выпускных квалификационных работ (далее — ВКР) в качестве стартапов. Первый стартап как магистерская диссертация был впервые защищен в 2016 г. в Астрахани, когда студент Института морских технологий Д. Ивашкович в рамках публичной защиты представил инновационную работу на тему «Разработка морской многоцелевой беспилотной платформы для мониторинга акватории Северного Каспия» на основе созданного им интеллектуально-телематического комплекса, осуществляющего удаленную диагностику систем и передачу данных с беспилотника.
Через год новый формат защиты дипломной работы был успешно апробирован на базе Дальневосточного федерального университета выпускником Школы экономики и менеджмента Е. Перельманом в 2017 г.: в качестве дипломной работы ему засчитали созданный им проект. Причем от студента не потребовали подготовить письменную работу с описанием своего стартапа, который привлек инвестиции в размере 10 млн руб.20
Действующая нормативная правовая база не препятствовала учету студенческих стартапов в качестве ВКР студентов21. Пунктами 12 и 13 приказа Минобрнауки РФ от 29.06.2015 № 633, который устанавливал порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников, обучающихся по образовательным программам высшего образования, предусматривалась возможность самостоятельного определения образовательной организацией порядка выполнения ВКР и критериев ее оценки22.
После обобщения накопленного опыта Минобрнауки России предусмотрело с 2019 г. возможность защиты ВКР в форме студенческих стартапов. С этого времени в ведущих российских университетах для развития студенческого предпринимательства стала внедряться практика подготовки ВКР в виде стартапов.
20 Спирин Е. На старт! Внимание! Ап! Стартап заменит диплом в 2019 году URL: https://pravda-nn.ru/news/na-start-vnimanie-ap-startap-zamenit-diplom-v-2019-godu.
21 Минобрнауки: По закону стартапы могут засчи-тываться как выпускные работы. URL: https://na.ria. ru/20190111/1549226186.html.
22 Приказ Минобрнауки России от 29.06. 2015. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа высшего образования — программа бакалавриата, программа спе-циалитета и программам магистратуры. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690.
Установлено, что студенческая ВКР выполняется студентом по своей специальности, однако ее структура отличается от обычной выпускной квалификационной работой тем, что содержит две части:
1) бизнес-план стартапа;
2) теоретико-методологическое обоснование, исследования, практические разработки и рекомендации23. По данным Минобрнауки России на начало 2020 г. более 70 организаций высшего образования предоставляли своим студентам в порядке эксперимента право на осуществление возможности выполнения и защиты ВКР в форме стартапа24.
Российские исследователи оперативно включились в обсуждение преимуществ и недостатков зарождающегося процесса, систематизировали особенности классического диплома и ВКР в виде стартапа [12].
Проведенный качественный контент-анализ официальных сайтов девяти ведущих вузов страны показал, что в технических вузах наиболее четко сформулированы основные алгоритмы организации работы по защите дипломов в виде стартапов. Например, локальные нормативные акты НГТУ НЭТИ, включают:
• Положение о ВКР по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, выполняемым в виде стартапа;
• регламент подготовки выпускной квалификационной работы в виде стартапа от 21.01.2020;
• приказ от 20.10.2020 № 1431 «Об утверждении графика и экспертной комиссии для реализации практики ВКР-С»25.
Из рассмотрения эмпирической и историографической базы к 2022 г. стало очевидным, что весьма оптимистичные настроения и надежды, которые наблюдались в 2019 г. о возможном быстром рывке в области развития студенческого предпринимательства благодаря большей включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный через процесс защиты ВКР в виде стартапов, не реализовались.
23 Выпускная квалификационная работа в виде стартапа. URL: https://www.nstu.ru/studies/study/wkr_startup.
24 Минобрнауки: по закону стартапы могут засчитываться как выпускные работы. РИА Новости. URL: https://na.ria. ru/20190111/1549226186.html.
25 Истории успеха НГТУ НЭТИ. Выпускная квалификацион-
ная работа в виде стартапа. Официальный сайт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ). URL: https://www. nstu.ru/studies/study/wkr_startup.
Приходит осознание того, что организационные изменения не могут компенсировать отсутствие такого важного фактора развития технологического предпринимательства в вузах России, как посевное финансирование университетских стартапов [13], т.е. вложение высокорисковых инвестиций в новый бизнес на раннем этапе его развития.
Безусловно, были первые успешные проекты, но они были единичными особенно среди нетехнических вузов. Так, в 2019 г. бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ занял первое место в рейтинге лучших университетских акселераторов мира в Катаре на саммите UBI Global по инкубации во многом благодаря тому, что с 2015 г. стал внедрять новые методики развития стартапов прежде всего в виде акселе-рационных програм26. Среди наиболее известных коммерциализированных продуктов бизнес-инкубатора ВШЭ можно назвать такие стартапы, как сеть школ цифрового творчества и программирования Кодабра для детей 7-17 лет, сервис для организации мероприятий TimePad, сервис доставки продуктов GoLama и др.
По результатам сравнения стартап-инфраструк-туры трех вузов (НИУ «Высшая школа экономики», Донского государственного технического университета и Томского политехнического университета), В. Г. Зинов и Н. Г. Куракова отметили, что «критически значимым барьером для широкого внедрения рассмотренных моделей в практику технологического предпринимательства российских вузов является отсутствие источников начального финансирования стартапов» [14].
Третий этап — формирование единой стартап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства в России.
Для преодоления критически низкой вовлеченности студентов в процесс коммерциализации создаваемых в образовательных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации начинается формирование единой стар-тап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства. Ее основы были заложены в блоке принятых 8 октября 2021 г. Правительством РФ инициатив под общим названием «Технологический рывок». Две взаимно дополняющие друг друга инициативы (38-я инициатива: «Взлет — от
26 Резиденты HSE INC (Стартапы, которые проходят песочницу в настоящее время). URL: https://www.hse.ru/news/ edu/316184838.html.
стартапов до IPO» и 40-я инициатива: «Платформа университетского технологического предпринимательства» (далее — Платформа УТП или ПУТП) непосредственно ориентированы на развитие студенческого инновационного предпринимательства27.
Федеральный проект «Платформа УТП» представляет собой комплекс мероприятий по включению представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. Реализация проекта должна привести к масштабному вовлечению студентов в технологическое предпринимательство благодаря формированию эффективной системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности28.
Каким же образом в рамках федерального проекта планируется преодолеть барьер, который кажется непреодолимым препятствиям для многих студенческих стартапов на протяжении последних пятнадцати лет с момента появления в 2006 г. первого студенческого бизнес-инкубатора?
В качестве ответа на этот вопрос можно привести платформу УТП, направленную на развитие стартап-экосистемы и реализуемую по трем направлениям:
1) массовое вовлечение студентов в технологическое предпринимательство и приобретение ими необходимых компетенций, в том числе в рамках массовых тренингов;
2) дальнейшее развитие инфраструктуры для апробации идеи и запуска стартапов (предпринимательские точки кипения и акселерационные программы, оператором которых выступает платформа национальной технологической инициативы (далее — НТИ);
3) создание механизмов привлечения инвестиций в университетские стартап-проекты29.
На последнем направлении, как наиболее сложном в исполнении, считаем необходимым остановиться более подробно.
27 Презентация 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года. 8 октября 2021 г. URL: Новости — Правительство России (government.ru).
28 Платформа университетского технологического предпринимательства. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp.
29 Федеральный проект. Презентация «Платформа университетского технологического предпринимательства». URL: https://univertechpred.ru/files/220628_%D0%9F%D1%80%D0
%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D
0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84% D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%A3%D0%A2%D0%9 F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F.pdf.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований в отношении серийного производства стартапов и разработок в рамках федерального проекта предусмотрена система финансово-экономических мер, включающих инструменты грантовой поддержки, долгосрочные стимулы для перехода инвесторов с поздних стадий инвестирования на самые ранние этапы (предоставление займов инвесторам и кешбэка бизнес-ангелам, развитие университетских стартап-студий).
В процессе реализации блока правительственных инициатив «Технологический рывок» и формирования единой экосистемы студенческого технологического предпринимательства вносятся значительные изменения в систему финансирования студенческих инновационных предприятий. Еще в 2019 г. постановлением Правительства РФ была принята программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам) Фонда «Сколково»30.
Инвестиции должны были составлять не менее 1 млн руб. и могли быть внесены в виде денежного вклада в уставной капитал или имущества; выкупа эмиссий/допэмиссий; конвертируемого займа на срок не менее года. Максимальная сумма возмещения одному инвестору за инвестиции в один стартап составляла 20 млн руб. Предоставленные инвестором средства могли быть израсходованы участником проекта на ведение исследований и их коммерциализацию в соответствии с правилами Фонда «Сколково»31. Это был первый важный шаг на пути решения самого значимого сдерживающего фактора в процессе развития молодежного инновационного предпринимательства, но касался он только резидентов «Сколково». Поэтому такого способа финансовой поддержки студенческого инновационного предпринимательства было явно недостаточно.
В Российской Федерации инвестирование стартапов на ранних стадиях продолжало оставаться критически малым. Инвесторы в основном подключались к поддержке стартапов на более поздних этапах студенческого инновационного предпринимательства — на стадии масштабирования продукта. Заместитель генерального директора Фонда инфраструктурных и образовательных программ (далее — ФИОП) Д. Ко-
30 Возмещение инвестиций бизнес-ангелам. URL: https:// sk.ru/grant-financial-support/investor-compensation.
31 Возмещение инвестиций бизнес-ангелам. URL: https:// sk.ru/grant-financial-support/investor-compensation.
вальчук привел следующую статистику: соотношение грантов к инвестициям в России 10:1. Однако мировой опыт показывает обратную ситуацию32.
В рамках реализации федерального проекта ПУТП для увеличения инвестирования на ранних стадиях развития студенческих стартапов в Российской Федерации был разработан инструмент, который, по мнению Д. Ковальчука, поможет изменить эту ситуацию, — предоставление беспроцентного займа на срок до десяти лет. Для расширения поддержки студенческих университетских стартапов государство создает компании по инвестированию в малый бизнес (далее — КИМБ)33. На их поддержку Фонд инфраструктурных и образовательных программ направит в 2023-2024 гг. более 2 млрд руб. бюджетных средств34. Инвесторы этих программ должны вложить в них собственные средства в соотношении не менее чем один к девяти, т.е. на рубль частных денег государства они должны довнести еще девять рублей. Таким образом, КИМБ призваны помочь стартапам преодолеть так называемую долину смерти — период, когда новая разработка требует затрат, но еще не начала приносить доход. В дополнение к займу можно воспользоваться также действующей программой Фонда «Сколково» по возмещению расходов частным инвесторам, осуществляющим инвестиции в университетские стартапы, которая с 2022 г. снизила порог инвестиций в два раза, но составляет не менее 0,5 млн руб.35
Прошло полтора года с момента принятия правительственной инициативы «Технологический рывок». Подведем первые итоги работы федеральной программы проекта ПУТП.
За первый год реализация федерального проекта ПУТП охватила 72 российских региона. Заработали 19 стартап-студий, более 30 тыс. студентов и сотрудников вузов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 170 тыс. студентов усовершенствовали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и предпринимательских «точек кипения». Стартовала грантовая программа «Студенческий стартап». По
32 Государство поможет стартапам, финансируя компании по инвестированию в малый бизнес М.: ТАСС, 26 мая 2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17851525.
33 Государство поможет стартапам, финансируя компании по инвестированию в малый бизнес М.: ТАСС, 26 мая 2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17851525
34 Платформа университетского технологического предпринимательства. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp.
35 Платформа университетского технологического предпринимательства. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp.
ней в 2022 г. было отобрано 1 тыс. проектов. В 2023 г. планируется поддержать уже 1500 стартапов36.
Представление о проделанной за это время работы дает рейтинг Топ-1000 стартапов37, который формируется в рамках реализации федерального проекта «Платформа УТП» и дает представление о наиболее перспективных университетских старт-апах.
Рейтинг определяется по семи наиболее важным технологическим направлениям. На середину июня 2023 г. каждый третий студенческий стартап относился к цифровым технологиям, каждый четвертый посвящен новым приборам и интеллектуальным производственным технологиям. Примерно в равной степени представлены стартапы в сфере креативной индустрии (11,7%), новых материалов и химических технологий (10,3%), медицины и технологий здравоохранения (9,3%)38. Университеты технического и естественно-научного профиля активно включились в процесс молодежного технологического предпринимательства как перспективной формы развития прорывных технологий. Сложнее обстоят дела в вузах нетехнического профиля [15].
Анализ материалов официальных сайтов экономических вузов показал, что возник целый комплекс новых проблем, в том числе методологического характера, которые требуют оперативного решения.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ позволил выделить три основных этапа в развитии молодежного инновационного предпринимательства в России. Первый этап связан с созданием студенческих
36 Государство поможет стартапам, финансируя компании по инвестированию в малый бизнес М.: ТАСС, 26 мая 2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17851525.
37 Рейтинг топ-1000 стартапов. URL: https://top1000. univertechpred.ru.
38 Рейтинг топ-1000 стартапов. URL: https://top1000. univertechpred.ru.
бизнес-инкубаторов для развития малых инновационных предприятий, второй — с усилением включенности работы бизнес-инкубаторов в учебный процесс, когда вузы начинают практиковать защиту ВКР в качестве стартапов, третий — с началом формирования единой стартап-экосистемы студенческого технологического предпринимательства в России. Каждый последующий этап являлся органичным продолжением предыдущего этапа, дополняя ранее появившиеся и хорошо себя зарекомендовавшие элементы системы инновационного предпринимательства, делая, таким образом, систему более устойчивой и эффективной.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который активно реализуется в настоящее время, расширяет участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации через повышение предпринимательского потенциала регионов в процессе активизации студенческого инновационного предпринимательства. Анализ первых результатов работы Платформы УТП, показал, что работа по развитию студенческого предпринимательства приобрела более системный характер, возросла транспарентность финансирования студенческих стартапов, позволяя не только увеличивать коммерциализацию МИП, создаваемых в учреждениях высшего образования, но и совершенствовать поддержку студенческих стартапов на более ранних этапах их становления, создавать более устойчивую среду для развития молодежных инициатив. События, последовавшие после начала специальной военной операции, такие как релока-ция молодых специалистов и ограничение доступа России к прорывным технологиям, подтвердили своевременность принимаемых Правительством РФ мер, направленных на развитие студенческого инновационного предпринимательства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Полозков М. Г., Андреев Е. В., Жарницкий В. Я., Баюк О. А. Технологическое предпринимательство как инструмент перехода на инновационный тип развития экономики. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):67-77. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-5-67-77
2. Зунтова И. С., Трошин А. С. Инструменты стимулирования инновационной активности студенческого технологического предпринимательства. Beneficium. 2022;45(4):11-17. DOI: 10.34680/ BENEFICIUM.2022.4(45)
3. Митрофанов А. С. Малые инновационные предприятия при вузах — первые результаты действия Федерального закона № 217-ФЗ. Инновации. 2010;143(9):28-33.
4. Фияксель Э. А., Сидоров Д. В. «Блеск и нищета» Закона № 217ФЗ. Инновации. 2014;185(3):6—11.
5. Киселев М. В. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при КГТУ. Журнал «ВестникКГТУ». 2012;29(2);3-9.
6. Рупосов В. Л., Чернышенко М. С. Опыт, проблемы и перспективы создания малых инновационных предприятий при НИ ИрГТУ в рамках Федерального закона № 217-ФЗ. ВестникИрГТУ. 2011;56(9):208-213.
7. Скворцова И. В. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах. Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012;(4):230-235.
8. Чепьюк О. Р. Студенческий бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета. Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014;2(1):326-331.
9. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы. Высшее образование в России. 2018;(11):5-17.
10. Зобнина М., Коротков А., Рожков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах. Форсайт. 2019;13(4):69-81. DOI: 10.17323/25002597.2019.4.69.81
11. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):79-93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021
12. Кирьякова А. В., Спешилова Н. В., Гореликова-Китаева О. Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа. Вестник Оренбургского государственного университета. 2021;229(1):47-55.
13. Куракова Н. Г., Цветкова Л. А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения. Экономика науки. 2021;(7):170-187. DOI: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187
14. Зинов В. Г., Куракова Н. Г. Университетские стартап-студии как новая модель трансфера технологий. ЭКО. 2022;(4):57-80. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-4-57-80
15. Тютюков В. Г., Галицын С. В., Чилигин Д. В., Иванов А. В., Кошелев А. А., Бородин П. В. Образовательный проект «стартап как диплом» в вузе физической культуры. Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2021;192(2):326-337.
16. Молчанов И. Н. Образование как социальный институт: предпринимательский вектор. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):38-46. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-38-46
REFERENCES
1. Polozkov M. G., Andreev E. V., Zharnickij V. Ja., Bajuk O. A. Technological entrepreneurship as a tool for the transition to an innovative type of economic development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):67-77. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-5-67-77
2. Zuntova I. S., Troshin A. S. Tools for stimulating innovative activity of student technological entrepreneurship. Beneficium. 2022;(4):45:11-17. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45)
3. Mitrofanov A. S. Small innovative enterprises at universities — the first results of the Federal Law No. 217-FZ № 217-FZ. Innovacii = Innovations. 2010;(9):143:28-33. (In Russ.).
4. Fijaksel' Je. A., Sidorov D. V. "Splendor and poverty" 217-FZ. Innovacii = Innovations. 2014;185(3):6-11. (In Russ.).
5. Kiselev M. V. Problems and prospects of development of small innovative enterprises at KSTU. Zhurnal «Vestnik KGTU» = Bulletin of Kostroma State Technological University. 2012;29(2):3-9. (In Russ.).
6. Ruposov V. L., Chernyshenko M. S. Experience, problems and prospects of creation of small innovative enterprises at Irkutsk National Research Technical University within the framework of Federal Law No. 217-FZ. Vestnik IrGTU = Bulletin of Irkutsk State Technical University. 2011;56(9):208-213. (In Russ.).
7. Skvorcova I. V. Problems and prospects of development of small innovative enterprises at universities. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU = Scientific and technical bulletin of St. Petersburg Polytechnic University. 2012;(4):230-235. (In Russ.).
8. Chep'juk O. R. Student Business Incubator as part of the University's innovation system. Ekonomika i finansy Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo = Economics and Finance Bulletin of the Lobachevsky Nizhny Novgorod University. 2014;2(1):326-331. (In Russ.).
9. Rubin Ju. B. Higher entrepreneurial education in Russia: diagnostics of the problem. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2018;(11):5-17. (In Russ.).
10. Zobnina M., Korotkov A., Rozhkov A. Structure, challenges and opportunities for the development of entrepreneurial education in Russian universities. Forsajt. 2019;13(4):69-81. (In Russ.). DOI: 10.17323/25002597.2019.4.69.81
11. Shafranskaja I. N. Is it possible to teach entrepreneurship: factors of formation of students' entrepreneurial intentions. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2019;23(3):79-93. (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021
12. Kir'jakova A. V., Speshilova N. V., Gorelikova-Kitaeva O. G. Problems and advantages of defending a final qualifying work in the form of a startup. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Orenburg State University. 2021;229(1):47-55. (In Russ.).
13. Kurakova N. G., Cvetkova L. A. Technological entrepreneurship at regional universities in Russia: deterrence and acceleration factors. Jekonomika nauki. 2021;(7):170-187. (In Russ.). DOI: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187
14. Zinov V. G., Kurakova N. G. University startup studios as a new technology transfer model. EKO. 2022;(4):57-80. (In Russ.). DOI: 10.30680/ETO0131-7652-2022-4-57-80
15. Tjutjukov V. G., Galicyn S. V., Chiligin D. V., Ivanov A. V., Koshelev A. A., Borodin P. V. Educational project «startup as a diploma» at the University of Physical Culture. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2021;192(2):326-337. (In Russ.).
16. Molchanov I. N. Education as a social institution: an entrepreneurial vector. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):38-46. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-5-38-46
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Ольга Степановна Осипова — доктор социологических наук, доцент, профессор департамента социологии, Финансовый университет, Москва, Россия
Olga S. Osipova — Dr. Sci. (Soc.), Prof. of the Department of Sociology, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-4111-0391
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 15.06.2023; принята к публикации 10.09.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 15.06.2023; accepted for publication 10.09.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.