Научная статья Original article УДК 334
doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_156
ТЕСТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОТОТИПА ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТОВ И УЧАСТНИКОВ В АКСЕЛЕРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ TESTING A DIGITAL PROTOTYPE TO SUPPORT PROJECTS AND PARTICIPANTS
IN THE ACCELERATION PROGRAM
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^jUyPHM
Работа выполнена в рамках научного проекта РУДН № 201377-0-000 «Разработка прототипа цифровой платформы для взаимодействия и обмена данными в молодежной
предпринимательской среде» Литвинова Анжела Геннадьевна, доцент кафедры прикладной экономики Высшей школы промышленной политики и предпринимательства Российского университета дружбы народов, руководитель Акселератора «-0+500» в РУДН, Москва, angellitvinova@inbox. ru
Парм Ольга Яновна, ассистент кафедры прикладной экономики Высшей школы промышленной политики и предпринимательства Российского университета дружбы народов, координатор Акселератора «-0+500» в РУДН, Москва, [email protected] Litvinova Anzhela G., Doctor of Business Administration in Innovation management, Associate Professor, Department of Applied Economics, Higher School of Industrial Policy and Entrepreneurship, Peoples' Friendship University of Russia, Head of the «-0+500» Accelerator at RUDN University, Moscow [email protected]
Parm Olga Ya., Assistant of the Department of Applied Economics of the Higher School of Industrial Policy and Entrepreneurship of the Peoples' Friendship University of Russia, coordinator of the «-0+500» Accelerator at PFUR, Moscow, [email protected] Аннотация. В статье рассматривается процесс инновационного моделирования при работе с проектными командами и студенческими инициативами в рамках федерального проекта. С целью поддержки участников Акселератора «-0+500», организованного в
Российском университете дружбы народов, был разработан цифровой прототип. Тестирование во время запуска первого потока акселерационной программы и обмен данными в молодежной предпринимательской среде показало необходимость доработки и внедрения новых цифровых инструментов поддержки предпринимательских инициатив, как во время акселерации так и в форме постакселерацинной поддержки проектов. Abstract. The article deals with the process of innovative modeling when working with project teams and student initiatives within the framework of a federal project. In order to support the participants of the Accelerator «-0+500», organized at the Peoples' Friendship University of Russia, a digital prototype was developed. Testing during the launch of the first stream of the acceleration program and data exchange in the youth entrepreneurial environment showed the desire to refine and introduce new digital tools to support entrepreneurial initiatives, both during acceleration and in the form of post-acceleration project support.
The work was carried out within the framework of the RUDN scientific project No. 201377-0000 «Development of a prototype digital platform for interaction and data exchange in the youth entrepreneurial environment.»
Ключевые слова: технологическое предпринимательство, инновации, управление инновациями, акселератор, федеральный проект, стартапы
Key words: technological entrepreneurship, innovations, innovation management, accelerator, federal project, start-ups
Предпринимательская деятельность среди молодежи и студентов нуждается в практике и наработке опыта, на развитие которого в России направлено пристальное внимание. Подобно развитию инновационной деятельности и стартапов в развитых странах, проект, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 г. № 1085 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Платформа Национальной технологической инициативы» (далее НТИ), в целях организации акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», стал единой эффективной площадкой для коллаборации студентов с представителями из реального бизнеса, власти, финансовых институтов. С целью повышения опыта, навыков, компетенций в организации качественных бизнес-процессов, науки и инноваций в стране,
в проект вошли созданные при формировании конкурсной документации акселерационные программы, запустившиеся при высших учебных заведениях Российской Федерации. Всего осенью 2022 года в рамках Федерального проекта практически одновременно в разных регионах России стартовали программы в ста пятидесяти одном акселераторе.
Проанализировать проект развития технологического предпринимательства в России. Изучить процесс инновационного моделирования при работе с проектными командами и студенческими инициативами в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Предложить вариант разработки прототипа цифровой платформы для взаимодействия и обмена данными в молодежной предпринимательской среде для удобства использования такового ресурса участниками акселератора в форме проектных команд при взаимодействии со всеми участниками студенческих инициатив в рамках акселерационной активности в целом. Проанализировать результат апробации прототипа на основе первого запуска и сделать выводы о внедрении и возможных доработках предложенного прототипа на основе собранных данных в результате теста.
В 2022 году в рамках Федерального проекта Министерства образования и науки, Платформы университетского технологического предпринимательства, платформы Университета 20.35 и платформы НТИ стартовал первый пул акселерационных программ. Проект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства.
Цель федерального проекта — формирование сообщества предпринимателей, и людей, массово запускающих новые бизнесы. Ключевой показатель федерального проекта — вывести в экономику из университетов 30 тысяч технологических предпринимателей к 2030 году [4].
Целью Акселератора является вовлечение в предпринимательскую и инновационную активность студентов и профессорско-преподавательский состав университетов, желающих создать собственное дело и стартап на основе быстрых навыков, опирающихся на методику «Бережливый стартап» успешно проработанную в мировых бизнес-школах и акселераторах. Кроме методических основ, программа нацелена на привлечение к участию в проекте предпринимательского сообщества, представителей среднего и крупного бизнеса, науки, государства, финансовых институтов и площадок колоборации и нетворка, ориентированого на повышение качества жизни граждан и формирование
среднего класса в стране для эффективного роста экономики. Важным аспектом является создание инновационный и удобных механизмов образования, направленных на грамотность при проявлении бизнес-инициатив и популяризацию успешных бизнес-процессов в России.
Проекты, созданные в процессе акселерации ориентированы на ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ. Формирование в России научно-технологического задела по данным группам, по мнению НТИ и индустриальных партнеров, позволит создать глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы в стране в максимально короткие сроки.
Сто пятьдесят один акселератор на основании конкурса разработали и запустили отличные друг от друга, и опираемые на свои базовые компетенции программы. Основным из показателей, характеризующих программу, является команда акселератора, в состав которой входят профессиональные специалисты из свободного рынка и лица, принимающие решения внутри университетской среды. Команда, сформированная из имеющих опыт трекеров, экспертов, инвесторов и партнеров, провела в процессе акселерации серьезную работу, направленную на совершенствование и оттачивание механизма и технологии успешного позиционирования Акселератора «-0+500», организованного при Российском университете дружбы народов (РУДН), в пространстве российской бизнес-среды. Совместно с кураторами программы и приглашенными экспертами программа предусматривает формулировку и внедрение студентами собственных идей, тесты гипотез, проработку первичных технологических формулировок для построения бизнес-процессов в современном бизнес-пространстве. Высокое качество коммуникаций основано на тренингах в форме защит идей, бизнес-дебатов, участия в групповых разборах проектов на основе представления перед другими участниками акселератора и на встречах с инвесторами.
Для успешной реализации проекта развития технологического студенческого предпринимательства первого этапа Акселератора «-0+500» была разработана программа, направленная на вовлечение, инициативу участников, удержание их активности и формирование качественных проектных команд. Способы разработки и внедрения Акселератора «-0+500» в РУДН на первом потоке были заимствованы из привычных инструментов развития бызнес-образования и акселерации в странах с развитой бизнес-средой. В основе заложены методики мировых сообществ и бизнес-школ в процессе
тестирования которых, участники программы постоянно вовлекались в интерактив и ориентировались на поддержку как в процессе акселерации, так и после ее окончания [3].
Информационная поддержка участников во время акселерации сфокусирована на формировании инновационной культуры и экосистемного взаимодействия между несколькими цифровыми ресурсами и инструментами, как коммуникационными источниками, между всеми участниками Акселератора «-0+500». Как показала практика тридцать процентов команд от всего итогового количества в акселераторе (всего по итогу программы в портфеле Акселератора «-0+500» 103 команды), создано за счет взаимодействия между собой и постоянной поддержки участников профессиональной командой Акселератора. Критические и рисковые точки во время набора участников проработаны за счет взаимодействия с бизнес-партнерами и с применением практик брейнстрома, что подтверждает необходимость общения на стартовом этапе среди участников и внешним бизнес-контуром. Грамотно сформированные команды и сообщество на старте, прогнозируют минимизацию оттока участников и отсутствие распадающихся команд. Практика Акселератора «-0+500» показала всего 1% оттока за весь период акселерации, что подтверждает прекрасный и устойчивый показатель метрики LTV (Lifetime Value - жизненная ценность клиента) в акселерационной программе, как в самостоятельном проекте. С разработки удобной экосистемы, формирующей культуру, самоорганизованность и удержание участников в проекте Акселератора «-0+500» организован канал @accelerator_rudn_0500. Для качественного взаимодействия и обмена данными в молодежной предпринимательской среде и удержания участников в проекте в форме проектных команд предложен прототип автоматизированного цифрового многофункционального помощника — Бот-помощник в навигации по программе для участников Акселератора @Accelerator_0500_bot. В его функции встроены проработанные заранее сценарии, ориентированные на показ информации пользователям, сбор обратной связи и навигация по экосистеме акселератора. Прототип цифрового помощника протестирован в процессе первой акселерационной программы и продемонстрировал высокое качество на основе показателей проектов, дошедших до стадии MVP — Minimal Viable Product (минимальный жизнеспособный продукт) и стадии «работающий продукт» (что составляет более 55% от всех проектов первого потока Акселератора «-0+500»).
На основании положительного опыта апробации прототипа на основе первого запуска и сделан вывод о необходимости доработки прототипа в более совершенный цифровой
продукт в следующих потоках программ Акселератора «-0+500» не только в Российском университете дружбы народов, но и в других образовательных учреждениях.
Список источников
1. Руководство по анализу затрат и результатов инвестиционных проектов. Инструмент экономической оценки Политики сплочения на 2014-2020 гг.
2. Токарев Ю.А., Литвинова А.Г. Анализ влияния и перспективы инновационного развития в России. Европейские труды социальных и поведенческих наук EpSBS. GCPMED Глобальные вызовы и перспективы современного экономического развития. электронный ISSN: 2357-1330
3. Литвинова А.Г. Разработка инновационной стратегии и факторов успеха компании «Инновационные системы управления» (IMS) с применением Stage-Gate процесса// Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. -№ 6 (часть 1) — С. 74-83.
4. Официальный сайт ПУТП. URL: https ://univertechpred. ru/ Дата обращения 20.03.2023 г
5. Литвинова А.Г. Разработка показателей инновационной активности компании. Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. -№ 611 (часть 2) — С. 244-250.
Referents
1. Guide to Cost-Benefit Analysis of Investment Projects. Economic appraisal tool for Cohesion Policy 2014-2020
2. A. Tokarev, A.G. Litvinova. «Impact analysis and prospects for Innovation Development in Russia». European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. GCPMED 2020. Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development. e-ISSN: 2357-1330
3. Литвинова А.Г. Разработка инновационной стратегии и результатов успеха компании «Инновационные системы управления» (IMS) с применением процесса Stage-Gate// Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 6 (часть 1) — С. 74-83.
4. Официальный сайт ПУТП. URL: https://univertechpred.ru/ Дата обращения 20.03.2023 г.
5. Литвинова А.Г. Разработка результатов инновационной деятельности компании. Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 611 (часть 2) — С. 244-250 Для цитирования: Литвинова А.Г. Парм О.Я. Тестирование цифрового прототипа поддержки проектов и участников в акселерационной программе // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-4-2023 -15/
© Литвинова А.Г. Парм О.Я. , 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.