Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗРАБОТКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ СТАРТАПА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗРАБОТКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ СТАРТАПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СТАРТАП / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуванов Игорь Борисович, Шуванова Виктория Петровна, Круглова Марина Сергеевна, Круглова Лорина Эрмондовна

Введение. В современной академической среде вузов России всё более отчетливо прослеживается тенденция к активизации инновационного потенциала студенчества. В настоящее время в стране реализуется федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на рост количества молодежных стартапов, их разработку и запуск при университетах. При этом механизмы массового вовлечения студенческой аудитории в стартап-проекты остаются в стадии формирования, в связи с чем анализ данной проблематики призван дополнить теоретическую основу организации студенческого стартап-проектирования. Материалы и методы. Авторами проведен анализ мнений обучающихся вуза о программе «Стартап как диплом». Проведенное социологическое исследование было направлено на отработку гипотезы о влиянии университетской проектной деятельности на формирование готовности к созданию стартапов. Методологической основой выступает корреляционный анализ готовности студентов к осуществлению подготовки «ВКР-Стартап». Важным аспектом в исследовании выступает самооценка готовности к разработке выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа. Результаты исследования. Приведены результаты опроса обучающихся, целью которого явилось выявление как факторов, положительно влияющих на заинтересованность студентов в разработке стартапа в рамках учебного процесса, так и барьеров, сдерживающих развитие интереса к участию в программе «ВКР-Стартап». Статья содержит обоснование взаимосвязи проектной деятельности студентов и их последующего выбора написания ВКР в виде стартап-проекта. Обсуждение и заключения. Сделана попытка выявления значимости опыта создания студенческих стартапов как формы выполнения выпускной работы. В результате, выявлена статистически значимая корреляционная связь между уровнем активности в проектной деятельности и уровнем готовности к выполнению «ВКР-Стартап». На основе выводов исследования авторами предлагаются рекомендации по вовлечению студентов в проектно-инновационную деятельность вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуванов Игорь Борисович, Шуванова Виктория Петровна, Круглова Марина Сергеевна, Круглова Лорина Эрмондовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF STUDENTS’ READINESS TO CREATE A GRADUATION QUALIFICATION THESIS AS A START-UP

Introduction.In the modern academic environment of Russian universities, there is an increasingly clear trend towards the activation of the innovative potential of students. Currently, the country is implementing the federal project «Platform of University Technological Entrepreneurship», aimed at increasing the number of youth startups, their development and launch at universities. At the same time, the mechanisms for mass involvement of the student audience in start-up projects remain at the stage of formation, and therefore the analysis of this issue is intended to complement the theoretical basis for the organization of student start-up design. Materials and methods. The authors analyzed the opinions of university students about the program «Startup as a Diploma». The conducted sociological study was aimed at testing the hypothesis about the impact of university project activities on the formation of readiness to create start-ups. The methodological basis is a correlation analysis of students’ readiness to carry out the preparation of «Thesis-Startup». An important aspect in the study is self-assessment of readiness to develop a bachelor’s final qualification work in the form of a startup. Research results. The results of a survey of students are presented, the purpose of which was to identify both the factors that positively affect the interest of students in the development of a startup as part of the educational process, and the barriers that hinder the development of interest in participating in the «Thesis-Startup» program. The article contains a substantiation of the relationship between the project activities of students and their subsequent choice of writing thesis in the form of a start-up project. Discussion and conclusions. An attempt was made to identify the significance of the experience of creating student startups as a form of graduation work. As a result, a statistically significant correlation was found between the level of activity in the project activity and the level of readiness for the implementation of the «Thesis-Startup». Based on the findings of the study, the authors offer recommendations for involving students in the design and innovation activities of the university.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗРАБОТКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ СТАРТАПА»

USA. New York: ACM .

41. Stolovitch, H.D. (1981), Technology of simulation gaming for education and training. NonprofitManagementLeadership, 20: 24-28. https://doi.org/10.1002/ pfi.4150201012.

42. Summers, G. J. (2004). Today's business simulation industry. In Simulation & Gaming (pp. 208-241). SAGE Publications.

43. Thiagarajan, S., & Stolovitch, H. D. (1978). Instructional Simulation Games. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, pp.60.

44. Thomas, R. (2001). Interactivity & simulations in e-learning. MultiVerse Publications, pp 3-10

45. Wilkinson, D. L. (2004). The intersection of learning architecture and instructional design in e-learning. In Proceedings of the 2002 ECI Conference on e-Technologies in Engineering Education: Learning Outcomes Providing Future Possibilities, рр.214 .

46. Winn, William & Hoffman, Hunter & Hollander, Ari & Osberg, Kimberley & Rose, Howard. (1997). The Effect of Student Construction of Virtual Environments on the Performance of High- The Effect of Student Construction of Virtual Environments on the Performance of High-and Low-Ability Students .

47. Withers, D. (2005). Authoring tools for educational simulations. Retrieved February 20, 2009, from http://www.sfu.ca/~dwithers/articles/publications/ WithersEdSimReport.pdf .

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗРАБОТКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ СТАРТАПА

Шуванов Игорь Борисович

Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]

Шуванова Виктория Петровна

Старший преподаватель, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]

Круглова Марина Сергеевна

Кандидат экономических наук, старший преподаватель, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]

Круглова Лорина Эрмондовна

Кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-22-34

Аннотация:

Введение. В современной академической среде вузов России всё более отчетливо прослеживается тенденция к активизации инновационного потенциала студенчества. В настоящее время в стране реализуется федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на рост количества молодежных стартапов, их разработку и запуск при университетах. При этом механизмы массового вовлечения студенческой аудитории в стартап-проекты остаются в стадии формирования, в связи с чем анализ данной проблематики призван дополнить теоретическую основу организации студенческого стартап-проектирования.

Материалы и методы. Авторами проведен анализ мнений обучающихся вуза о программе «Стартап как диплом». Проведенное социологическое исследование было направлено на отработку гипотезы о влиянии университетской проектной деятельности на формирование готовности к созданию стартапов. Методологической основой выступает корреляционный анализ готовности студентов к осуществлению подготовки «ВКР-Стартап». Важным аспектом в исследовании выступает самооценка готовности к разработке выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа.

Результаты исследования. Приведены результаты опроса обучающихся, целью которого явилось выявление как факторов, положительно влияющих на заинтересованность студентов в разработке стартапа в рамках учебного процесса, так и барьеров, сдерживающих развитие интереса к участию в программе «ВКР-Стартап». Статья содержит обоснование взаимосвязи проектной деятельности студентов и их последующего выбора написания ВКР в виде стартап-проекта.

Обсуждение и заключения. Сделана попытка выявления значимости опыта создания студенческих стартапов как формы выполнения выпускной работы. В результате, выявлена статистически значимая корреляционная связь между уровнем активности в проектной деятельности и уровнем готовности к выполнению «ВКР-Стартап». На основе выводов исследования авторами предлагаются рекомендации по вовлечению студентов в проектно-инновационную деятельность вуза.

Ключевые слова: проект, стартап, проектная деятельность, инновационная деятельность, высшее образование, вуз, выпускная квалификационная работа.

RESEARCH OF STUDENTS' READINESS TO CREATE A GRADUATION QUALIFICATION THESIS AS A START-UP

Shuvanov Igor Borisovich

PhD in Psychology, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: schu-vanov@rambler. ru

Shuvanova Victoria Petrovna

Senior Lecturer, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] Kruglova Marina Sergeevna

PhD in Economic Sciences, Senior Lecturer, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected]

Kruglova Lorina Ermondovna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-22-34

Abstract:

Introduction.In the modern academic environment of Russian universities, there is an increasingly clear trend towards the activation of the innovative potential of students. Currently, the country is implementing the federal project «Platform of University Technological Entrepreneurship», aimed at increasing the number of youth startups, their development and launch at universities. At the same time, the mechanisms for mass involvement of the student audience in start-up projects remain at the stage of formation, and therefore the analysis of this issue is intended to complement the theoretical basis for the organization of student start-up design.

Materials and methods. The authors analyzed the opinions of university students about the program «Startup as a Diploma». The conducted sociological study was aimed at testing the hypothesis about the impact of university project activities on the formation of readiness to create start-ups. The methodological basis is a correlation analysis of students' readiness to carry out the preparation of «Thesis-Startup». An important aspect in the study is self-assessment of readiness to develop a bachelor's final qualification work in the form of a startup.

Research results. The results of a survey of students are presented, the purpose of which was to identify both the factors that positively affect the interest of students in the development of a startup as part of the educational process, and the barriers that hinder the development of interest in participating in the «Thesis-Startup» program. The article contains a substantiation of the relationship between the project activities of students and their subsequent choice of writing thesis in the form of a start-up project.

Discussion and conclusions. An attempt was made to identify the significance of the experience of creating student startups as a form of graduation work. As a result, a statistically significant correlation was found between the level of activity in the project activity and the level of readiness for the implementation of the «Thesis-Startup». Based on the findings of the study, the authors offer recommendations for involving students in the design and innovation activities of the university.

Keywords: project, start-up, project activity, innovation activity, higher education, university, final qualifying work.

Стартапы изначально были тесно связаны с университетами: известно, что Стэнфордский университет положил начало «колыбели стартапов» - Кремниевой долине [11]. Тем не менее, в XXI веке далеко не всегда результаты университетских исследований применяются на практике. Изолированность научных и инновационных разработок от производственного сектора, низкий уровень публичности научной и инновационной деятельности считаются актуальными проблемами и последствиями слабой коммуникации отрасли с образовательными организациями [5; 7; 8].

Одним из решений описанной проблематики для российского академического сообщества становится современный тренд на развитие технологического предпринимательства в студенческой среде [16], на базе высших учебных заведений. Многие эксперты определяют вуз как источник молодежного предпринимательства.

Резонансный общественный контекст включил тематические event-ме-роприятия для молодежных стартапов, например, Sochi x Polyana PITCH DAY 2022, где кубанские IT-проекты были представлены потенциальным инвесторам. Повестка дня насыщена информацией о предстоящем создании стартап-студий в университетах при поддержке Минобрнауки России и Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Следует отметить, что открытие на базе вузов малых инновационных предприятий (МИП), благодаря принятию ФЗ-217, — стало механизмом, который способствует выходу вузов на новый уровень поддержки инноваций.

Несмотря на повышенное внимание к вопросам становления технологического предпринимательства в российском высшем образовании, механизмы вовлечения студенческой аудитории в стартап-проекты остаются в стадии формирования [2; 5; 6], в связи с чем анализ избранной темы призван раскрыть теоретические и прикладные аспекты в инициировании студенческого стартап-про-ектирования на бакалавриате.

В связи с вышесказанным, была поставлена цель - исследовать готовность обучающихся к разработке стартапа в качестве выпускной работы. Цель предопределила следующие исследовательские задачи: провести мониторинг релевантных информационных источников и научных публикаций, обобщить современные взгляды на проблему; организовать эмпирическое исследование с применением методов сбора, обработки и анализа первичных данных; изложить итоги исследования и разработать рекомендации для образовательных организаций.

В высшей школе формируется соответствующий понятийно-категориальный аппарат. Проектная деятельность как педагогический феномен определяется как способ стимулирования творческой активности обучающегося, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов при разрешении проблемных (производственных) ситуаций. В свою очередь, проект - это однократная совокупность скоординированных действий, с начальной и конечной датами, в результате которых за определенное время достигаются четко постав-

ленные цели [13].

В настоящее время каждый студент в вузе с первых дней обучения может быть приобщен к интересной для него творческой проектной деятельности [3]. На вузовском уровне проектная деятельность является уже вполне знакомой альтернативой другим видам внеаудиторной деятельности студентов. Она может осуществляться как в рамках изучения дисциплин учебного плана (учебно-проектная деятельность), так и в качестве внеучебной активности, например, участия в работе научного кружка и подачи проектных работ на конкурсы проектов. Проектный метод в обучении применяется под наставничеством педагога и опирается на азы проектного менеджмента, определенные особенности и этапы разработки и реализации проектов [9].

Помимо проектной сущности стартапа, следует рассмотреть инновационную составляющую. Под инновациями понимаются новые изобретения, разработки, технологии, способствующие выходу субъектов бизнес-среды на новый уровень развития. Инновационная деятельность понимается как комплекс мероприятий, направленный на разработку, использование и коммерциализацию знаний, технологий, оборудования. Обратимся к трактовке термина «стартап» (от англ. startup - «стартующий») по С. Бланку, которая принимается большинством сообществ и бизнес-школ: стартап — это временная организация, разработанная для поиска репродуцируемой и масштабируемой бизнес-модели [12].

Российский опыт проектно-инновационной деятельности университетов развивается как часть общемировой тенденции, но имеет и свои собственные вехи.

Реализация проектно-инновационного потенциала студенчества способствует формированию в вузе экосистемы инноваций. Поддержка стартапов с участием начинающих предпринимателей из числа студентов, аспирантов и молодых преподавателей проводится в интересах как национальной, так и региональной экономики, в частности - ее инновационной сферы [19]. Успешных кейсов выхода вузовских проектов за пределы кампусов пока немного, однако на государственном уровне уже реализуется федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», в рамках национального проекта «Цифровая экономика» и достижения целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [1]. В Краснодарском крае программу «Стар-тап как диплом» проводит краевой Фонд развития инноваций в рамках проекта «Воронка инновационных стартапов».

Катализатором роста числа стартапов стала программа «Стартап как диплом»: впервые экспериментальная инициатива была внедрена в 2017 году, а с 2020 года опыт вузов-первопроходцев начал тиражироваться в регионах РФ. Обучающиеся получают шанс представлять на защиту в качестве выпускной квалификационной работы не традиционный диплом, а стартап. Особенности и правила подготовки такого проекта определяются внутри вуза регламентом или положением о ВКР в виде стартапа.

Молодежное предпринимательство существовало в вузах и до этого: во

многих вузах функционируют Бизнес-инкубаторы, а при них - студенческие акселераторы - программы интенсивного развития проектов через обучение, менторство, экспертную поддержку, помощь в поиске инвесторов [18]. Как правило, данная деятельность носит более фрагментарный характер с точки зрения охвата общего числа обучающихся различных форм обучения, а программа «Стартап как диплом» создает условия для более массового вовлечения молодежи в стар-тап-проектирование, а также для будущей коммерциализации студенческих исследований и привлечения инвестиций [7; 8].

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что подготовка ВКР в форме стартап-проектов стимулирует развитие одновременно проектной и инновационной деятельности в вузе (рис. 1). Сочетание этих видов деятельности целесообразно в связи с тем, что стартап - это в первую очередь проект, а основы проектной деятельности уже включены в федеральные государственные образовательные стандарты [1].

Презентуемый проект может представлять собой один из четырех видов: стартап как бизнес-проект, предполагающий продажи существующих продуктов или услуг; технологический стартап, основанный на инновационных разработках; стартап в сфере социального предпринимательства; стартап в сфере креативных индустрий. Конкретная тема «ВКР-Стартап» при этом должна быть обоснована в отношении профессиональной области по направлению подготовки. Предлагаемый к защите бизнес-проект, как и классическая ВКР, должен демонстрировать уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, а также отражать сформированность у него компетенций, установленных ФГОС ВО.

Наряду с важностью закрепления требований к разработке ВКР-Стартапа, возникает насущная потребность учебных заведений в отслеживании и повы-

Проектная деятельность

«ВКР-Стартап»

Инновационная деятельность

Учебный процесс

Рисунок 1 - Реализация «ВКР-Стартап» в вузе

шении уровня готовности студентов к такой форме ВКР. Этим обстоятельством обусловлен выбор темы настоящего исследования. Понятие готовности трактуется как активно-действенное состояние субъекта, установка, направленная на выполнение действия, желание содействовать чему-либо. Состояние готовности предполагает наличие у субъекта определенных знаний, умений, навыков для совершения действий [21].

Ряд авторов подчеркивает, что стартап - это не просто проектная идея [7], а идея с эффектом коммерциализации, которая должна монетизироваться. Вместе с тем, сущность стартап-проектирования восходит к базовым понятиям проектной деятельности, и на основе этого сформулирована гипотеза исследования: «обучающиеся с высоким уровнем активности в проектной деятельности могут демонстрировать высокий уровень готовности к подготовке ВКР-Стартапа». Проектная деятельность студентов позволяет развить soft skills, умение работать в команде, лидерские навыки, креативное мышление, а значит способна стать идеальной, питательной средой для воспитания бизнес-лидеров, готовых к запуску стартапов [17].

Развитие проектно-инновационной деятельности студентов созвучно с тенденцией ухода от знание-центрической парадигмы обучения к практико-о-риентированному обучению [18]. Из потока студенческих прикладных проектов могут расти стартапы, и их доля в перспективе будет увеличиваться с каждым годом. Согласно прогнозам, в ближайшем будущем эффективность инновационной деятельности студентов во многом будет зависеть от постоянного научно-исследовательского и проектного сотворчества вузовского педагога и обучающихся.

Методология исследования содержит: 1) социологический метод исследования - опрос в форме анкетирования; 2) статистический метод - математическая обработка данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В качестве эмпирического метода было реализовано онлайн-анкетирование, которое позволило обобщить мнения студентов, выявить их представления о стар-тап-проектировании в вузе, отношение к возможности создания стартапа и видение перспективы будущего участия в вузовской программе для старшего курса «ВКР-Стартап».

Социологический опрос проводился в июне 2022 года в режиме on-line с помощью сервиса «Яндекс Формы», что позволило студентам в удобное для них время и с сохранением анонимности ответить на вопросы предложенной анкеты.

Выборка исследования представлена студентами Сочинского государственного университета в количестве 51 человека, что составляет 22,7% от совокупной численности обучающихся очной и заочной формы обучения бакалавриата по направлениям «Реклама и связи с общественностью» (119 человек) и «Психология» (105 человек); доверительный уровень 95%. Из числа ответивших на вопросы анкеты 62 % - студенты-рекламисты, 38 % - студенты-психологи. Среди них - 80% девушек и 20% юношей; средний возраст респондентов составляет 21

Рассмотрим результаты опроса. Анализ ответов показал, что респонденты

связывают отказ от выбора формата «ВКР-Стартап», в первую очередь, с недостаточно большим опытом проектной деятельности (47,1 %). Как видно на рис. 2, отмечаются также такие возможные факторы, как недостаточность понимания методологии создания стартапов (39,2 %) и разработки технологической составляющей проекта (35,3 %), а также сомнения в наличии бизнес-идей для стар-тап-проекта (15,7 %).

Рисунок 2 - Причины отказа от написания ВКР в виде стартапа

В ответах на вопрос «Какие страхи, по Вашему мнению, могут возникнуть у будущего выпускника вуза при выборе формата стартапа для ВКР?» опрошенные отметили: страх неудачи в разработке проекта (60,8 %), страх новизны сочетания форматов ВКР и стартапа (39,2 %), страх оценки результата не только преподавателями университета, но и представителями индустрии (29,4%), страх ответственности за проект (23,5 %), страх совместить работу над стартап-про-ектом и текстом ВКР (11,8 %). На вопрос «Осведомлены ли Вы о ходе реализации программы «Стартап как диплом» в вузах?» больше половины респондентов (60,8%) ответили отрицательно, а 25,5 % опрошенных отметили вариант «Да, но поверхностно». Распределение ответов по вопросу представлено на рис. 3.

При оценке преимуществ ВКР-Стартап в числе приоритетных факторов, по результатам опроса, выделены такие, как новые компетенции (92,3 %), процесс творческой, инновационной деятельности (74,5 %), опыт создания стартапа для будущей предпринимательской деятельности (68, 6 %), заметное достижение для портфолио и резюме (43,1 %) и, наконец, шанс запустить бизнес-проект (25,4 %).

Далее в анкете респондентам было предложено оценить в баллах уровень своей активности в проектной деятельности, по шкале от 1 до 10, где 1 - низкая степень активности, а 10 - высокая степень активности. Также отвечавшим нужно было оценить свою готовность к созданию стартапа в качестве ВКР, по шкале

от 1 до 10, где 1 - низкая степень готовности, а 10 - высокая степень готовности.

На основе полученных данных был проведен корреляционный анализ. Сделана попытка определить силу корреляционной связи с помощью коэффициента Пирсона.

Нет

Да, но поверхностно

Да

Затрудняюсь ответить

о ю го зо ад 50 м 70 Рисунок 3 - Осведомленность респондентов о «ВКР-Стартап»

Сформулированы следующие гипотезы исследования:

1) Н0 - корреляция между проектной активностью и готовностью к старта-пу не отличается от нуля;

2) Н1 - корреляция между проектной активностью и готовностью к старта-пу статистически значимо отличается от нуля. Произведем необходимые расчеты согласно алгоритму.

Расчет эмпирической величины коэффициента корреляции Пирсона показал значение 0,55. Оценка уровня значимости коэффициента показывает, что связь между проектной активностью студента и готовностью к стартапу статистически значима и является положительной. Корреляционную связь, можно считать достаточно значимой при вероятности 0,50 < г < 0,69. Таким образом, установлена положительная корреляция между двумя параметрами - активностью респондента в проектной деятельности вуза и готовностью респондента к участию в «ВКР-Стартап». Гипотеза Н0 отклоняется; подтверждена заявленная в исследовании гипотеза Н1.

Согласно установленной связи, чем выше уровень активности в проектной деятельности, тем больше готовность к созданию стартапа в качестве выпускной работы. Это позволяет говорить о том, что принципиальную важность приобретает системное управление проектной деятельностью студентов, начиная с младших курсов. Дальнейшие изыскания по изучаемой проблеме следует сфокусировать на организационно-управленческих аспектах вовлечения обучающихся в проектно-инновационную деятельность для формирования готовности к разработке стартап-проектов на 4 или 5 курсе. Первый опыт проектных разработок может быть получен при выполнении курсовых проектов и в рамках практической подготовки обучающихся на базе профильных организаций.

Следует обратить внимание на то, что данные опроса показали довольно

низкую осведомленность обучающихся об особенностях новой образовательной опции «Стартап как диплом», что свидетельствует о потребности высшей школы в информационном сопровождении нововведения, проведении информационно-разъяснительной кампании для основных целевых аудиторий - как самих студентов, так и профессорско-преподавательского состава. Кампании по информированию и вовлечению в проектно-инновационную деятельность предполагают создание и распространение тематических информационных продуктов, ежегодную организацию выставок проектных работ, а также проведение круглых столов для обсуждения проблемных аспектов, исключения возможных барьеров и страхов, выявленных по результатам опроса в ходе настоящего исследования.

Литература

1. Аветисян В.Р., Грабоздин Ю.П., Семенов А.А. Технология использования стартапа в профессиональной подготовке студентов педагогического университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. №83. С. 3-7.

2. Кирьякова А. В., Спешилова Н. В., Гореликова-Китаева О. Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа // Вестник ОГУ 2021. №1 (229). С. 47-55.

3. Круглова М.С. Сопряжение управленческих и креативных аспектов при создании студенческих проектных групп // VII Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования»: сборник материалов конференции. Дубна, 2021. С. 79-86.

4. Круглова М.С., Шуванова В.П., Шуванов И.Б., Шаповалов В.И. Проблемы сопряжения медиаактивности и медиаграмотности молодёжи в условиях информационного шума // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. Т. 5, № 2 (15), 2022. С. 102-111.

5. Кузюкова А. В. Стартапы как инновационная технология подготовки будущих инженеров в современном техническом вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. №1. С. 123-127.

6. Полушкина А. О. Технология использования стартапа в процессе обучения студентов // Вестник БГУ 2017. №7. С. 166-175.

7. Тютюков В. Г., Галицын С. В., Чилигин Д. В., Иванов А. В., Кошелев А. А., Бородин П. В. Образовательный проект «Стартап как диплом» в вузе физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №2 (192). С. 326-336.

8. Унтервальд Ю. В., Козак М. В. Стартап как диплом: новый формат ВКР в высших учебных заведениях // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2021. С. 80-86.

9. Шуванов И.Б., Шаповалов В.И., Шуванова В.П. Проектно-практическая задача как системный объект в профессиональной деятельности педагогов-пси-

хологов // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 53-59.

10. Carey, T., Flanagan, D., Palmer, T. An examination of university student entrepreneurial intentions by type of venture. Journal of Developmental Entrepreneurship (JDE). 15. 2010, pp. 503-517, doi: 10.1142/S1084946710001622.

11. Davis, D. The Ventured Student: Impacts of University Startup Culture (May 5, 2018). Available at: https://ssrn.com/abstract=3174128 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3174128 (accessed 23.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Decker-Lange, C., Lange, K., Dhaliwal, S., Walmsley, A. Exploring Entrepreneurship Education Effectiveness at British Universities - An Application of the World Café Method. Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2022, 5(1):113-136, doi: 10.1177/2515127420935391.

13. Guo, P., Saab, N., Post, L., Admiraal, W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research, vol. 102, 2020. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101586.

14. Maritz, A., Nguyen, Q., Hsieh, H-M. Exploring the Strategic Intent and Practices of University Accelerators: A Case of Australia. Sustainability. 2021, 13(19):10769, doi: 10.3390/su131910769.

15. Metcalf, L.E., Katona, T.M., York, J.L. University Startup Accelerators: Startup Launchpads or Vehicles for Entrepreneurial Learning? Journal of Marketing. 2021, 4(4):93-107, doi:10.1177/002224298805200108.

16. Moritz, А., Naulin, T., Lutz, E. Accelerators as drivers of coopetition among early-stage startups. Technovation, vol. 111, 2022, doi: 10.1016/j. technovation.2021.102378.

17. Santoso, R.T.P.B., Junaedi, I.W.R., Priyanto, S.H. et al. Creating a startup at a university by using Shane's theory and the entrepreneurial learning model: a narrative method. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 10, 21, 2021, doi: 10.1186/ s13731-021-00162-8.

18. Saveliev, M., Lytvynov V. The model of IT-startup that grows in university ecosystem and approach to assess its maturity. International Journal «Information Models and Analyses», vol. 5, No. 3, 2016, pp. 236-245.

19. Souto, J. E., Rodríguez-López, Á. Entrepreneurial learning in an experiential and competences training context: A business plan in Bachelor thesis. The International Journal of Management Education, 2021, vol. 19, no. 3, doi: 10.1016/j. ijme.2021.100513.

20. Peeters, M.-C., Londers, E., Van der Hoeven, W. Design of an integrated team project as bachelor thesis in bioscience engineering. European Journal of Engineering Education, 2014, vol. 39, no. 6, pp. 636-647, doi: 10.1080/03043797.2014.899322.

21. Vetitnev, A., Shuvanova, V., Shuvanov, I., Kruglova, M. Volunteer Internships as a Factor of Formation of Students' Professional Competence for the Educational Program "Advertising and Public Relations". Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). July 2019. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 298, pp. 200204, doi: 10.2991/essd-19.2019.45.

References

1. Avetisyan V.R., Grabozdin Yu.P., Semenov A.A. Tekhnologiya ispol'zovaniya startapa v professional'noj podgotovke studentov pedagogicheskogo universiteta [The technology of using a startup in the professional training of students of the Pedagogical University] // Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological sciences. 2022. No. 83, pp. 3-7.

2. Kiryakova A. V., Speshilova N. V., Gorelikova-Kitaeva O. G. Problemy i preimushchestva zashchity vypusknoj kvalifikacionnoj raboty v forme startapa [Problems and advantages of defending the final qualification work in the form of a start-up] // Vestnik OSU. 2021. No. 1 (229), pp. 47-55.

3. Kruglova M.S. Sopryazhenie upravlencheskih i kreativnyh aspektov pri sozdanii studencheskih proektnyh grupp [Conjugation of managerial and creative aspects in the creation of student project groups] // VII International Scientific and Practical Conference «Problems of Education»: a collection of conference materials. Dubna, 2021, pp. 79-86.

4. Kruglova M.S., Shuvanova V.P., Shuvanov I.B., Shapovalov V.I. Problemy sopryazheniya mediaaktivnosti i mediagramotnosti molodyozhi v usloviyah informacionnogo shuma [Problems of conjugation of media activity and media literacy of youth in the conditions of information noise] // Bulletin of the Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical Sciences. V. 5, No. 2 (15), 2022. Pp. 102-111.

5. Kuzyukova A. V. Startapy kak innovacionnaya tekhnologiya podgotovki budushchih inzhenerov v sovremennom tekhnicheskom vuze [Startups as an innovative technology for training future engineers in a modern technical university] // Human Science: Humanities Research. 2020. №1, pp. 123-127.

6. Polushkina A. O. Tekhnologiya ispol'zovaniya startapa v processe obucheniya studentov [The technology of using a startup in the process of teaching students] // Bulletin of the Belarusian State University. 2017. No. 7, pp. 166-175.

7. Tyutyukov V. G., Galitsyn S. V., Chiligin D. V., Ivanov A. V., Koshelev A. A., Borodin P. V. Obrazovatel'nyj proekt «Startap kak diplom» v vuze fizicheskoj kul'tury [Educational project "Startup as a diploma" at the university of physical culture] // Scientific notes of the University of Lesgaft. 2021. No. 2 (192), pp. 326-336.

8. Unterwald Yu. V., Kozak M. V. Startap kak diplom: novyj format VKR v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Startup as a Thesis: New Format of Graduate Qualification work in Higher Education Institutions] // Pedagogical Science and Education in Dialogue with Time: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. Astrakhan, 2021, pp. 80-86.

9. Shuvanov I.B., Shapovalov V.I., Shuvanova V.P. Proektno-prakticheskaya zadacha kak sistemnyj ob»ekt v professional'noj deyatel'nosti pedagogov-psihologov [Project-practical task as a system object in the professional activity of educational psychologists] // Humanization of education. 2018. No. 2. Pp. 53-59.

10. Carey, T., Flanagan, D., Palmer, T. An examination of university

student entrepreneurial intentions by type of venture. Journal of Developmental Entrepreneurship (JDE). 15. 2010, pp. 503-517, doi: 10.1142/S1084946710001622.

11. Davis, D. The Ventured Student: Impacts of University Startup Culture (May 5, 2018). Available at: https://ssrn.com/abstract=3174128 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3174128 (accessed 23.07.2022).

12. Decker-Lange, C., Lange, K., Dhaliwal, S., Walmsley, A. Exploring Entrepreneurship Education Effectiveness at British Universities - An Application of the World Café Method. Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2022, 5(1):113-136, doi: 10.1177/2515127420935391.

13. Guo, P., Saab, N., Post, L., Admiraal, W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research, vol. 102, 2020. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101586.

14. Maritz, A., Nguyen, Q., Hsieh, H-M. Exploring the Strategic Intent and Practices of University Accelerators: A Case of Australia. Sustainability. 2021, 13(19):10769, doi: 10.3390/su131910769.

15. Metcalf, L.E., Katona, T.M., York, J.L. University Startup Accelerators: Startup Launchpads or Vehicles for Entrepreneurial Learning? Journal of Marketing. 2021, 4(4):93-107, doi:10.1177/002224298805200108.

16. Moritz, A., Naulin, T., Lutz, E. Accelerators as drivers of coopetition among early-stage startups. Technovation, vol. 111, 2022, doi: 10.1016/j. technovation.2021.102378.

17. Santoso, R.T.P.B., Junaedi, I.W.R., Priyanto, S.H. et al. Creating a startup at a university by using Shane's theory and the entrepreneurial learning model: a narrative method. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 10, 21, 2021, doi: 10.1186/ s13731-021-00162-8.

18. Saveliev, M., Lytvynov V. The model of IT-startup that grows in university ecosystem and approach to assess its maturity. International Journal «Information Models and Analyses», vol. 5, No. 3, 2016, pp. 236-245.

19. Souto, J. E., Rodríguez-López, Á. Entrepreneurial learning in an experiential and competences training context: A business plan in Bachelor thesis. The International Journal of Management Education, 2021, vol. 19, no. 3, doi: 10.1016/j. ijme.2021.100513.

20. Peeters, M.-C., Londers, E., Van der Hoeven, W. Design of an integrated team project as bachelor thesis in bioscience engineering. European Journal of Engineering Education, 2014, vol. 39, no. 6, pp. 636-647, doi: 10.1080/03043797.2014.899322.

21. Vetitnev, A., Shuvanova, V., Shuvanov, I., Kruglova, M. Volunteer Internships as a Factor of Formation of Students' Professional Competence for the Educational Program "Advertising and Public Relations". Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). July 2019. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 298, pp. 200204, doi: 10.2991/essd-19.2019.45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.