Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СТАРТАП КАК ДИПЛОМ" В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СТАРТАП КАК ДИПЛОМ" В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / СТАРТАП КАК ДИПЛОМ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюков Вячеслав Григорьевич, Галицын Сергей Викторович, Чилигин Дмитрий Владимирович, Иванов Андрей Викторович, Кошелев Артем Андреевич

Считается, что необходимой предпосылкой для существования экономически сильного государства, является наличие в нем большого числа граждан, реализующих свое право на участие в предпринимательстве. В связи с этим, в среде вузовской общественности, ныне идет активное об суждение вопросов касающихся формирования у обучающихся предпринимательских компетенций через внедрение в образовательную практику проекта с названием «Стартап как диплом». Данный формат итоговой государственной аттестации подразумевает под собой замену, для отдельных студентов, защиты традиционной выпускной квалификационной работы (ВКР) защитой бизнес-проекта. Такая практика ныне уже реализуется в ряде вузов страны: ДВФУ, Томский Политех (НИТПУ), РЭУ им. Г.В. Плеханова, МФТИ, РАНХиГС, университет ИТМО и др. Обобщению данных о проблемах реализации этой образовательной практики в вузах страны и рассмотрению возможности ее внедрения в содержание образования вуза физической культуры и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тютюков Вячеслав Григорьевич, Галицын Сергей Викторович, Чилигин Дмитрий Владимирович, Иванов Андрей Викторович, Кошелев Артем Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROJECT "STARTUP AS A DIPLOMA" IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

It is believed that the necessary precondition for the existence of the environmentally strong state is the presence in it of a large number of citizens, who exercise their right to participate in entrepreneurship. In this regard, among the university community, there is now an active discussion of issues related to the implementation of educational practice of the project with the name "Startup as a Diploma". This format of the final state certification implies the replacement for individual students, the defense of the traditional final qualifying work (FQW) by the defense of the business project. This practice is already being implemented in a number of universities in the country: FEFU, Tomsk Polytechnic (NITPU), RUE named after G.V. Plekhanov, Moscow Institute of Physics and Technology, RANEPA, ITMO University, etc. This article is devoted to the generalization of data on the problems of implementing this educational practice in the country's universities and considering the possibility of its implementation into the content of an educational university of physical culture.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "СТАРТАП КАК ДИПЛОМ" В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

2. Belyakova, E.G. and Zakharova, I.G. (2010), "Sociocultural information space of education in the context of the problem of personal formation", Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, No. 5, pp. 11-18.

3. Vitun, E.V., Bakuradze, N.S. and Nurmatova, T.V (2017), "The use of information and computer technologies in physical education classes at higher education institutions", News of higher education institutions. The Volga region. Humanities, Vol. 44, No. 4, pp. 168-179.

4. Zakharova, I.G. (2003), Formation of the information educational environment of a higher education institution, dissertation, Tyumen.

5. Koksharov, A.V. (2019), "Study of proportionality of the development of physical qualities of university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 156-159.

6. Koksharov, A.V. (2019), "Justification of model level of development of physical qualities of technical university students using percential scales", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 162-166.

7. Koksharov, A.V. and Segizbaev, A.M. (2019), Monitoring of the lagging physical qualities of students: a certificate of state registration ofprograms for computer No. 2019619508. Russian Federation.

8. Manzheley, I.V. and Chernyakova, S.N. (2017), "Information and educational resources in the physical education of students", Physical culture and sports in the life of student youth: materials of the 3rd International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 320-326.

9. Saveleva, O.V. and Ivanova, L.A. (2015), "Analysis of information technologies in the field of physical culture and sports", Scientific and methodical electronic magazine "Concept", available at: http://e-koncept.ru/2015/15273.htm.

10. Samsonenko, I.V. and Tokar, E.V. (2015), "Computer Program "Assessment of the physical condition of students. Recommendations for the organization of wellness training": characteristics, features of work with the program, results of implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 178-182.

11. Trescheva, O.L. and Koksharov, A.V. (2019), "Building students' interest in the process of fitness using a mobile app", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 35.

12. Lai, C.L. and Hwang G.J. (2015), "An interactive peer-assessment criteria development approach to improving students' art design performance using handheld devices", Computers and Education, Vol. 85, pp. 149-159.

13. Reinen, I.J. and Plomp, T. (1997), "Information technology and gender equality: a contradiction in terminis?", Computers and Education, Vol. 28, No. 2, pp. 65-78.

14. Sung, Y.T., Change, K.E. and Liu, T.C. (2016), "The effects of integrating mobile devices with teaching and learning on students' learning performance: a meta-analysis and research synthesis", Computer and Education, Vol. 94, pp. 252-275.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.02.2021

УДК 796.011

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СТАРТАП КАК ДИПЛОМ» В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Владимирович Чилигин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Викторович Иванов, аспирант, Артем Андреевич Кошелев, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет,

г. Хабаровск

Аннотация

Считается, что необходимой предпосылкой для существования экономически сильного государства, является наличие в нем большого числа граждан, реализующих свое право на участие в предпринимательстве. В связи с этим, в среде вузовской общественности, ныне идет активное об-

суждение вопросов касающихся формирования у обучающихся предпринимательских компетенций через внедрение в образовательную практику проекта с названием «Стартап как диплом». Данный формат итоговой государственной аттестации подразумевает под собой замену, для отдельных студентов, защиты традиционной выпускной квалификационной работы (ВКР) защитой бизнес-проекта. Такая практика ныне уже реализуется в ряде вузов страны: ДВФУ, Томский Политех (НИТПУ), РЭУ им. Г.В. Плеханова, МФТИ, РАНХиГС, университет ИТМО и др. Обобщению данных о проблемах реализации этой образовательной практики в вузах страны и рассмотрению возможности ее внедрения в содержание образования вуза физической культуры и посвящена данная статья.

Ключевые слова: высшее образование, бизнес-проект, государственная итоговая аттестация, стартап как диплом, вуз физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p326-337

EDUCATIONAL PROJECT "STARTUP AS A DIPLOMA" IN THE UNIVERSITY OF

PHYSICAL CULTURE

Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Viktorovich Galitsin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Vladimirovich Chiligin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Andrey Viktorovich Ivanov, the post-graduate student, Artem Andreevich Koshelev, the post-graduate student, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, The Far State Medical Eastern Federal University,

Khabarovsk

Abstract

It is believed that the necessary precondition for the existence of the environmentally strong state is the presence in it of a large number of citizens, who exercise their right to participate in entrepreneur-ship. In this regard, among the university community, there is now an active discussion of issues related to the implementation of educational practice of the project with the name "Startup as a Diploma". This format of the final state certification implies the replacement for individual students, the defense of the traditional final qualifying work (FQW) by the defense of the business project. This practice is already being implemented in a number of universities in the country: FEFU, Tomsk Polytechnic (NITPU), RUE named after G.V. Plekhanov, Moscow Institute of Physics and Technology, RANEPA, ITMO University, etc. This article is devoted to the generalization of data on the problems of implementing this educational practice in the country's universities and considering the possibility of its implementation into the content of an educational university of physical culture.

Keywords: higher education, business project, state final certification, start-up as a diploma, physical education institution.

Уже более двух десятилетий система высшего образования России находится в стадии непрерывного реформирования. Однако, и в настоящий период времени для данного образовательного сегмента нет более актуальной проблемы, чем быстрейшее нахождение таких путей, направлений, векторов и траекторий его дальнейшего развития, которые позволили бы ему при сохранении наиболее ценных традиций классической модели отечественной высшей школы, быть конкурентоспособным, отвечать современным запросам работодателей и рынка труда; быть более гибким в перестройке своего содержания, а во многом и работать с опережением. Острая конкуренция на международной арене, стремительный рост числа внедряемых цифровых и иных наукоемких технологий, экономическая нестабильность, диктует необходимость «производить» в недрах системы высшего образования стрессоустойчивых, готовых действовать в условиях неопределенности профессионалов, обладающих креативным мышлением и широким перечнем компетенций, часть из которых может быть отнесена к категории надпрофессиональных. По мнению Ю.Б. Рубина, высказанному еще в 2014 году, чтобы обеспечить страну эффективными, конкурентоспособными специалистами, в системе образования помимо всего

прочего, необходимо создать условия, в которых бы происходило формирование у обучающихся предпринимательских способностей. Именно по такому пути идут образовательные системы всех стран мира [5].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалы, положенные в основу статьи были получены на основе анализа и обобщения информационных источников электронно-ресурсного и печатного происхождения. Данный (теоретический) уровень исследования предполагал возможность необходимо-достаточного проникновения в сущность избранного для изучения образовательного явления, постижение механизмов его развития и функционирования. Кроме того, «сбор» текста статьи потребовал прибегнуть к некоторым элементам формализации и абстрагирования, как методам теоретического уровня исследования позволяющим исключить неоднозначность ее понимания и сконцентрировать внимание на избранных сторонах изучаемого предмета. В статье приведены и данные устного опроса респондентов (преподаватели ДВГАФК (п=40), студенты ДВФУ, работавшие в командах стартапа, (п=10), студенты ДВГАФК (п=60)), содержание ответов, на вопросы которого раскрывало те стороны изучаемой проблемы, которые вызывали интерес у авторов.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИЗЫСКАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Обучение предпринимательству, это не только познания в области извлечения прибыли, но и освоение способов продвижения всего позитивного, полезного и важного не только для предпринимателя, но и для всего общества. Этот вид деятельности, которая будет направлена на создание новых благ и ценностей, производство и продажу товаров, оказание услуг и социальной поддержки определенным слоям общества, создание новых рабочих мест [5]. Первые, на наш взгляд, высказывания, касающиеся возможности реализации образовательного проекта «Стартап как диплом» в вузах страны нами были обнаружены в публикации, относящейся к 2014 году (тезисы докладов международной конференции), автором которой являлся профессор, тогда еще существовавшего Московского университета экономики, статистики и информатики, М.И. Егоров [3]. Для решения проблемы повышения предпринимательской образованности студентов вузов, данный автор уже тогда предлагал внедрить ныне активно обсуждаемый и начавший реализовываться вариант защиты выпускных работ в формате «Стартап как диплом». Перспективность реализации такого подхода виделась данному педагогическому работнику вуза в том, что он применим к большинству направлений и профилей подготовки, существующих в высшем образовании, и в том, что он предоставляет студентам возможность развивать свой собственный бизнес, без ущерба для получения образования по основному профилю, а также, может обеспечить получение дополнительной квалификации «предприниматель». Кроме того, в данной публикации было акцентировано внимание на том, что для успешной реализации таких проектов в вузе необходимо предусмотреть создание интеллектуальной инфраструктуры, ориентированной на поддержку стартап-проектов, технологических площадок, бизнес-инкубаторов, центров прототипирования и обеспечить выстраивание устойчивого партнерства с профильным бизнесом.

В последующем новый для вузов России формат защиты дипломов в виде старта-пов был впервые реализован в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете, где выпускник школы экономики и менеджмента Е. Перельман презентовал государственной экзаменационной комиссии бизнес-проект по продаже медицинской разработки созданной в Дальневосточном научном центре физиологии и патологии дыхания (г. Благовещенск). Данная разработка представляла собой аппаратно-программный комплекс для комбинированной диагностики холодовой гиперреактивности дыхательных путей. Проект молодого инноватора оказался весьма привлекательным для одного из инвесто-

ров, который готов был вложить в него 10 миллионов рублей. В последующем в этом же ведущем вузе дальневосточного региона страны студенты защищали стартапы, связанные созданием моделей бионических протезов кисти руки и ступни нижней конечности, с разработкой системы управления персональным роботом, проекта саморегуляции для повышения стрессоустойчивости и др.

Подобный формат защиты дипломов открывает для вузов большие возможности в деле формирования инвестиционной среды, начинающейся с создания системы инкубации и предпосевных инвестиций и завершающейся организацией взаимодействия со стратегическими инвесторами. Для обучающихся участие в подобных проектах является увлекательным и потенциально доходным делом. Работа в составе стартап-команды предоставляет широкие возможности для того, чтобы «прокачать» свои soft и hard skills, произвести на свет уникальную технологию или иной инновационный продукт. По мнению В.Г. Тютюкова и П.В. Бородина (2021), в условиях работы над бизнес-проектом создаются прекрасные возможности для продолжения формирования компетенций связанных с умениями работать в команде и принимать решения в ситуациях риска, студенты обучаются четко планировать свою деятельность в условиях дедлайна, они становятся более ответственными и дисциплинированными, приобретают критическое мышление и лидерские качества, учатся противостоять фрустрирующим и стрессогенным воздействиям трудных ситуаций, приобретают навыки пичсессионной и нетворкинговой деятельности [10]. По мнению Т. Головина вуз является идеальным местом для создания стартапов, так как в такой образовательной среде на протяжении основного (бакалавриат и магистратура) срока обучения (4, а то и 6,5 лет) возможно активное взаимодействие большого числа пассионарных и умных людей: сами студенты, остепененные педагогические работники и молодые ученые [2]. Такая среда позволяет экспериментировать, воплощая в реальность появившиеся идеи и приобретать новые знания и опыт. Получив доступ к интеллектуальным ресурсам, и включившись в процесс производства новых технологий и разработок обучающиеся, в теории, будут способны и далее порождать новые стартапы.

Стартапом принято считать бизнес-проект с короткой историей операционной деятельности реализуемой в условиях неопределенности, который находятся в стадии развития и масштабирования предлагаемой перспективной идеи. Кратко и другими словами это реализация новой бизнес-модели с целью получения прибыли. Основное отличие стартапа как диплома от обычной выпускной квалификационной работы состоит в том, что студенты (один или в команде) создают реальный бизнес в областях, профильных осваивавшему образовательному направлению или специальности. В конце обучения они защищают этот проект перед представителями ГЭК и потенциальными инвесторами.

На состоявшемся в середине ноября 2020 года и прошедшем в гибридном формате форума «Сильные идеи для нового времени», в работе которого принимало участие и большое число представителей высшего образования, глава Минобрнауки РФ В. Фальков сообщил, что в 2021 году студенты более 60 вузов страны собираются защищать свои дипломы в виде стартапов. В выступлении министра науки и высшего образования прозвучало и то, что в настоящее время весьма важно развивать молодежное предпринимательство, но при этом защита стартапов не может быть обязательной для всех. Тем не менее, это явление соответствует тем положениям, которой весьма часто высказывает экспертное сообщество и работодатели и которое сводится к тому, что образование должно быть более приближено к жизни [8]. Цель данного форума состояла в том, чтобы сформировать содружество инициативных людей и консолидировать 100 сильных идей, которые могут перезагрузить экономику и социальную сферу, выработать технологическую стратегию развития страны, а также организовать команды, готовые осуществлять реализацию своих идей и проектов и тиражировать практики, способные обеспечивать устойчивое развитие России в новых экономических условиях. Выполнение защит бизнес-проектов вместо ВКР не противоречит существовавшему ныне порядку проведения госу-

дарственной итоговой аттестации выпускников, обучающихся по образовательным программам высшего образования, утвержденному приказом Минобрнауки РФ № 633 от 29.06.2015 года [4]. В соответствии с пунктом 12 и 13 данного порядка, вид выпускной квалификационной работы, выполненной обучающимся (несколькими обучающимися совместно) и демонстрирующей уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, требования к ней, порядок ее выполнения и критерии ее оценки устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Поэтому вузы, приступившие к реализации таких проектов защиты ВКР сами определяют требования, предъявляемые к «стартап-работам», устанавливают критерии их оценивания, решают какие внутренние нормативные документы следует принять или видоизменить.

Посчитаем весьма значимым указать на то, что начало студенческого стартапного движения, весьма благоприятно сочетается с главным трендом современной вузовской науки, которым стала ее практикоориентированность, ведущая кооперации со сторонними организациями и учреждениями и обеспечивающая решение задач направленных на повышение качества жизни граждан и экономический рост регионов страны. Не остаются в стороне от внедрения в образовательную практику высшего образования рассматриваемого итогового аттестационного бизнес-проектного явления и вузы физической культуры. В Дальневосточной ГАФК уже видоизменен текст внутривузовского положения о порядке защиты ВКР, в нем появился новый раздел, касающийся требований, предъявляемых к содержанию ВКР представляемых в форме стартапа и порядка их выполнения и защиты. Готовится к переизданию существующее в академии учебное пособие по выполнению ВКР в вузах физической культуры [7]. Разработчиками видоизмененных документов изучен опыт ведущих отечественных вузов уже реализующих подобный формат защиты ВКР. С учетом анализа этого опыта, установлено, что в ДВГАФК выпускная квалификационная работа в форме стартапа (ВКРС) должна представлять собой бизнес-проект самостоятельно разработанной командой «стартаперов» состоящей из нескольких обучающихся в которую входит обучающийся представляющий этот проект. При этом в состав одной команды могут входить обучающие осваивающие разноуровневые программы обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Кроме того, может быть предусмотрена реализация межвузовских бизнес-проектов, которые должны быть завершены предъявлением продукта релевантного запросам сегмента регионального рынка труда и услуг на который «работает» вуз.

Предлагаемый к защите бизнес-проект должен быть готов для инвестиций или являться работающим бизнесом и демонстрировать уровень подготовленности выпускника (выпускников) к самостоятельной профессиональной деятельности, а также отражать сформированность у него (у них) компетенций, установленных ФГОС ВО.

Реализация в академии формата «Стартап как диплом» будет рассматриваться как форма подготовки и защиты бизнес-проектов по разработке и (или) коммерциализации результатов как научно-исследовательской, так и опытно-конструкторской и (или) креативной деятельности. Структура ВКРС во многом будет соответствовать структуре традиционно выполняемых в вузе ВКР. Однако ей будет свойственно наличие определенных особенностей. Отличие ВКРС от обычной (традиционной) ВКР будет состоять в том, что во введении данной квалификационной работы помимо раскрытия актуальности проекта, цели, значимости, постановки проблемы, необходимо будет привести данные, включающие в себя описание бизнес-задачи. Основная часть ВКРС с названием «Концепция стартап - проекта» будет состоять из отдельных разделов.

В этих разделах основной части изначально должна представляться теоретическая часть, в которой будет даваться определение терминам и понятиям, раскрываться факторы эффективности среды (производство, процесс) для которой предназначен проект. В них же, необходимо будет приводить общее описание проекта: описание трендов и рынка (целевая аудитория, конкуренты, аналоги услуги или «продукта»); даваться характеристи-

ка предлагаемых «продукта» или услуги; представляться бизнес-модель, приводится бизнес-план и показываться потенциал масштабирования (продвижения) проекта. В основной части ВКРС обучающимся также весьма рекомендуется (как правило, это 3-й раздел основной части) привести результаты маркетинговых опросов проведенных в среде пользователей или потенциальных потребителей, включая данные интернет-опросов, интервьюирования, анкетирования и другие результаты индивидуальной поисково-исследовательской работы обучающихся, работающих в составе команды стартапа.

В заключении ВКРС рекомендовано приводить обобщение деятельности (анализ опыта) по реализации готового проекта или подготовки его к реализации, представлять предложения по стратегии дальнейшего развития. Если стартап к моменту защиты завершен, следует описать существующие ограничения и риски, связанные с реализацией проекта. Заключение не должно дублировать содержание основной части ВКРС.

ВКР в виде группового бизнес-проекта (стартапа) должна включать в себя общую часть и индивидуальную, в которой раскрывается часть проекта (стартапа) выполненная самостоятельно конкретным членом команды. Общая часть разрабатываемого командой стартапа совместно, может и являться одинаковой для всех ВКРС, выполненных в рамках одного бизнес-проекта.

На основе совместно выполненного бизнес-проекта (стартапа) каждый член команды готовит свою ВКРС, осуществляет ее редактирование и оформление.

В ДВГАФК стартап в рамках выпускной квалификационной работы может представлять собой:

• стартап как бизнес-проект, реализуемый в сфере ФКиС, физкультурного (специального и неспециального) в том числе дополнительного образования и предполагающий продвижение существующих на текущий момент или предлагаемых «продуктов» и (или) услуг;

• технологический стартап - бизнес-проект, основывающийся на технологических инновационных разработках значимых для сферы ФКиС и их коммерциализации;

• стартап в сфере социального предпринимательства - бизнес-проект, направленный на решение физкультурно-оздоровительных, рекреационных, коррекционно-компенсаторных и двигательно-реабилитационных задач социального воздействия, способствующих решению социальных проблем общества;

• стартап в сфере креативной физкультурно-спортивной индустрии - бизнес-проект, связанный с «продуктом» обладающим потенциалом создания, производства и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности. Креативной индустрией применительно к сфере ФКиС является та деятельность, которая связана с областью исполнительских и визуальных искусств: спортивный дизайн, спортивное телевидение, режиссура спортивных театрализованных представлений, режиссура спортивных шоу-программ и художественно-спортивных праздников, компьютерная графика и проекционные технологии в художественно-спортивных представлениях, киберспортивные игровые проекты и др. В ДВГАФК определены следующие критериальные признаки для стар-тапов. Стартап, реализуемый в содержании профессионально образовательной программы бакалавриата, преимущественно должен быть выполнен в составе команды проекта (не менее 2-х человека) состоящей из обучающихся, являющихся резидентами вузовской студенческой проектной мастерской работающей по типу «Workshop» или студенческого бизнес-инкубатора и удовлетворять следующим критериям:

- наличие инновационной технологической, или социальной, или креативной составляющей проекта;

- наличие бизнес-плана (плана монетизации);

- наличие потенциального и (или) реального инвестора;

- наличие договора о намерениях, который должен быть заверен подписями сторон-подписантов и содержать указания на обязательства заключения основного договора

в течение определенного срока;

- наличие решения инвестора (заказчика) по реализации бизнес-модели стартапа.

Стартап реализуемый в содержании профессионально образовательной программы

магистратуры должен быть преимущественно выполненным обучающимся (чаще всего он является руководителем команды «стартаперов») имеющим статус индивидуального предпринимателя или юридического лица и удовлетворять следующим критериям:

- наличие прототипа «продукта»;

- наличие инновационной технологической, или социальной, или креативной составляющей;

- наличие решения инвестора (заказчика) по реализации бизнес-модели стартапа.

- наличие бизнес-плана (плана монетизации);

- подтверждение ведения деятельности по проекту (отчетная финансовая документация, сайт в «Интернете», договоры с заказчиками, акты внедрения);

- получение гранта (субсидии) в размере не менее 100 000 руб. или выручки в таком же размере.

У руководства ДВГАФК и ведущих научно-педагогических работников академии, существует ясное понимание того, что в основу образовательной программы, предусматривающей подготовку студентов к ВКР в форме стартапа, должно быть положено их по-семестровое участие в цикле целого ряда вузовских мероприятий:

- образовательные факультативные программы;

- тренинги, направленные на формирование проектных и предпринимательских компетенций; работа студенческого бизнес-инкубатора;

- поддержка исполнителей при оформлении ими заявок на конкурсы и гранты;

- консультации ведущих экспертов;

- мастер-классы по позиционированию бизнес-продуктов и др.

Для «стартаперов», при необходимости возможен будет перевод на индивидуальный график обучения, вероятнее всего, им необходимо будет оказывать ресурсную поддержку в создании стартапов. На работу с бизнес-проектами скорее всего предстоит переориентировать и часть практик, предусмотренных учебными планами.

Следует отметить и то, что работа над бизнес-проектами оказывается более эффективной, если студенты знакомы с образцами подобными их «стартапной» деятельности. И таковые, безусловно, имеются. В качестве идеального примера, можно обратиться к данным Е. Хрисанфовой, обобщившей итоги завершившегося в декабре 2019 года финала континентального конкурса спортивно-технологических стартапов CSTSC (Continental Sport Tech Startup Challenge) [9]. Организатором данного (впервые проводимого) конкурса выступила группа частных отечественных компаний STIG ( Sport Tech Innovation Group), являющаяся стартап-акселератором, который был создан для поиска и развития инновационных решений в области спорта. Для участия в этом конкурсе было подано 182 заявки из России и стран ближнего зарубежья, представляющие продвинутые стартапы, связанные со спортом. В шорт-лист конкурса вошло 32 стартапа. В списке победителей конкурса оказалось 14 стартапов с такими проектами как:

- «Корпоративная медио-библиотека»;

- «Специальная трекинговая система «Track tennis» для видеозаписи турниров по теннису и отслеживания индивидуальных игровых параметров»;

- «Технология «Heart Zone» для непрерывного мониторинга деятельности сердечно-сосудистой системы через различные составляющие спортивной экипировки»;

- «Платформа «Idchess» для распознавания и аналитики шахматных данных»;

- «Многофункциональная платформа «FNRG» для объединения множества интернет сообществ в единую инфраструктуру для продвижения инновационных проектов в спортивной индустрии»;

- «Платформа «Saas» по доставке еды на стадионы»;

- «Система трекинга «in motion» (треки движений и биометрия) для командных видов спорта»;

- «CRM - система для управления спортивными мероприятиями и сохранения результатов спортсменов»;

- «Платформа «Yo Play Do» по учету данных и статистики деятельности футболистов»;

- «Платформа «S10.run» для дистанционных тренировок по бегу»;

- «Программа «Игровой интеллект» для развития у атлетов-профессионалов вне-игровых навыков» (данные навыки связаны с коммуникацией, формированием личного бренда и репутации, планированием карьеры);

- «Платформа «Sport Rees» для спортивных правообладателей и паблишеров, цель которой состоит в оказании помощи - первым собрать аудиторию, а вторым получить хайлайты и видео в одном месте»;

- Сервис «Ferret video» по созданию разнообразных маркетинговых игр, квестов и опросов на основе видео»;

- «Проект международной киберспортивной компании Ed Tech по отработки и улучшению игровых навыков киберспортсменов».

Основатели STIG одержимы тем, чтобы планомерно осуществлять движение к главной своей цели, в качестве которой они определили создание первого в России венчурного фонда в области спортивных технологий.

Несколько ранее рассмотренного выше конкурса, а именно осенью 2018 года, на проходившем в Москве форуме «Sport Innovations» также обсуждались новейшие технологии, которые предложили миру спортивной индустрии российские «стартаперы» [6]. Самыми значимыми из них, по нашему мнению были следующие:

- «Нейротехнология для развития способностей спортсмена на базе нейроинтерфейса с искусственным интеллектом». Этот стартап позволяет реализовать своеобразный вариант идеомоторной тренировки для отработки алгоритма спортивных движений, в котором используется не инвазивный интерфейс. Датчики комплекса считывают информацию о выполняемых движениях, в это время компьютер получает сигнал, идущий от мозга в виде некого кода, а программа может предложить вариант видоизменения этого кода, что может привести к исполнению двигательного акта на уровне близком к идеалу;

- «Генетический тест «Cardio RS»» позволяет на основе любого образца, который содержит человеческую ДНК (кровь, слюна) оценить риск сердечных кризисов и внезапной смерти во время занятий спортом и определить характер переносимости организмом физических нагрузок. Кроме того по данным теста можно определять восприимчивость к травмам связок и сухожилий опорно-двигательного аппарата атлетов;

- «Футбольный стол-тренажер «Teqball» для игры головой и ногами» обеспечивает совершенствование техники игровых действий и психофизических способностей спортсменов;

- «Устройство «Ovao» для определения основных характеристик текущего физического состояния пловцов» представляет собой специальные очки со световой индукцией, которые позволяют пловцу во время тренировки отслеживать функциональные показатели сердечной деятельности.

Менее года назад (с 6 по 10 июля 2020 года) прошел (уже пятый раз) один из числа крупнейших международных конкурсов спортивных стартапов WFS Startcup be GSIC [1]. Цель данного конкурсного мероприятия проводимого под эгидой компании WFS (Всемирный Футбольный Саммит) в поиске лучших sportech-проектов и стартапов основанных на инновационных решениях, которые могут существенно видоизменить спортив-

ную индустрию. Данный конкурс заинтересовал представителей 30 стран, которыми было подано более 90 заявок. По предварительным итогам конкурса было выбрано 8 лучших стартап-команд представивших свои проекты. Команда из США (4D Sight) специализирующаяся на выпуске цифровой рекламы, предложила специальные графические программы, ориентированные на монетизацию киберспорта. Команды из Нидерландов (их было две - Bbox Sports и Beyond Sports BV) которые специализируются в области создания виртуальной реальности, предложили два программных продукта. Первая из команд продемонстрировала приложение по созданию дополненной реальности позволяющей сделать фото с виртуальным игроком любой команды, а также сыграть с ним в любую игру. Во втором случае нидерландцы предложили потребителям возможность посмотреть на игру глазами футболистов, оказавшись в условиях игровой реальности. Медицинский стартап Испанцев (IDOVEN) был направлен на диагностику параметров сердечной деятельности спортсмена, что позволяет управлять тренировочной нагрузкой. Французский «Immersiv.IO» тоже был ориентирован на современный программный тренд, связанный с технологией виртуальной и дополненной реальности, которая позволяют почувствовать себя звездой футбола в окружении переполненных трибун, пройти тренировку вратаря, а также создать модель футбольного поля прямо у себя на столе. Бразильская платформа «ISPORTISTICS» основана на использовании виджетов, которые визуализируют скорость игрока и полета мяча в режиме реального времени. «Sport Buss» из Великобритании создала такое приложение, которое совершено по-иному позволяет отслеживать ход футбольного матча. К примеру, наблюдая за игрой на экране своего смартфона можно одновременно выбирать лучшего игрока, параметры деятельности которого моментально появляются тут же на экране.

Разработки рассмотренных выше образцов стартапов дело финансово затратное и наукоемкое и маловероятно, что они могут быть видоизменены или усовершенствованы в рамках вузовских студенческих стартапов. Однако их продвижение на рынке спортивной индустрии вполне под силу и студентам вузов физической культуры. В завершении краткого обзора, касающегося перечня реализуемых сегодня в спорте стартапов, следует подчеркнуть, что эта сфера является достаточно перспективной областью для внедрения инновационных технологических решений. Данное утверждение относится как международному спортивному движению, так и к отечественной спортивной индустрии. Признавая проект «Стартап как диплом» ключевым элементом экосистемы студенческого предпринимательства следует указать и на то, что занятие этим делом является весьма и весьма трудоемким. Об этом свидетельствуют данные установленные в ходе беседы со студентами - «стартаперами» одного из авторов данной статьи, работающего в ДВФУ в должности визит-профессора. По мнению данных респондентов, открыть свой стартап является довольно сложной задачей и с ней многие студенты не справляются, возвращаясь к выполнению традиционной ВКР. Для того, чтобы бизнес-проект стал реальностью, необходимо большая подготовительная работа. Необходимо произвести детальный анализ существующего рынка и конкурентов, работающих на нем, далее следует найти уникальное предложение и затем тщательно продумать процесс его монетизации, то есть составить бизнес-план. Далее требуется четко продуманная стыковочная работа с контрагентами, которые смогут помочь в реализации проекта: бизнес-ангелы, заказчики, менторы, фонды поддержки, конкурсы грантов. Масштабирование такого мероприятия в вузе, безусловно, требует организации дополнительной и многосторонней поддержки выпускающих кафедр, замахнувшихся на реализацию таких проектов. Определенные трудности у них будут возникать даже при решении задачи специального подбора лиц способных руководить таким видом деятельности, а в идеале имеющих опыт создания собственных стартапов. Кроме того вуз должен выстроит связи с бизнесом в лице успешных предпринимателей из числа собственных выпускников. Для чтения возможного дисциплинарного (факультативного) курса «Технология предпринимательства» или проведе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния подобных онлайн-факультативов следует привлекать внешних специалистов имеющих опыт чтения курсов для предпринимателей или консультирования бизнеса. В вузе должна быть организована системная работа по популяризации данного формата итоговой государственной аттестации, как в среде студентов, так и преподавателей. Опрос студентов выпускного курса бакалавриата (n=60) ДВГАФК проведенный в ноябре 2020 года показал, что 63,3% опрошенных вообще не знают, что такое стартап, только 8,3% из них задумываются об открытии своего дела (создать собственный бизнес). При этом 26,7 % студентов утвердительно ответили на вопрос с формулировкой «Есть ли среди ваших родственников лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей?». В госсекторе хотят работать 68,3% будущих бакалавров, а остальные еще точно не определились с конкретным местом работы и пойдут туда, где будет более высокой заработная плата. Из 40 опрошенных преподавателей академии, только 8 человек (20%) утвердительно ответили, что в вузе физической культуры может быть реализован проект «Стартап как диплом».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стартап, это не просто проектная идея, а идея с эффектом коммерциализации, идея, которая должна монетизироваться, то есть быть продаваемой. Ожидать широкого масштабирования в вузах формата защиты стартапов, вряд ли стоит. Идея подготовки стартапов должна, безусловно, поддерживаться и приветствоваться и вполне возможно, что им будет свойственен уровень межвузовского и даже межрегионального сотрудничества. На выполнение дипломов-стартапов не должно быть плановых заданий, как их не было, к примеру, на выполнение дипломных работ существовавших в системе гуманитарного образования советской высшей школы, что к тому же освобождало счастливчиков-дипломников от сдачи отдельных государственных экзаменов. В ведущих зарубежных университетах программы подготовки предпринимателей появились гораздо раньше, чем в России. Каждый год по итогам освоения таких программ запускается 10-12 студенческих стартапов. И это в университетах с десятками тысяч студентов, с прекрасной инфраструктурой, с широким и плотным взаимодействием с бизнес-ангелами. Российским вузам, опыт деятельности которых в данном направлении не столь велик, тем более не нужно гнаться за цифрами большого выпуска профильных предпринимателей. Наличие в вузе физической культуры на выпуске двух, трех стартапов, а в целом несколько удачно работающих команд - это уже хорошо. Бизнес-предпринимательство сегодня является важной частью нашего социально-экономического существования. Без понимания того, что это такое, сегодня невозможно работать ни в социальной сфере, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. В вузах должна создаваться максимально комфортная среда для реализации стартапного движения. Реализация этого образовательного формата поможет вузам стать центрами инноваций и создать условия для производства проектов имеющих существенное прикладное значение. Кроме того, выпускникам-«стартаперам» представляется прекрасная возможность запустить свой бизнес, который поможет привлечь стратегических партнеров. Весьма примечательно то, что данная форма проектной деятельности сегодня поддерживается руководителями вузов, ведомствами, являющимися учредителями образовательных организаций и Минобрнауки в целом. Данный вид образовательной деятельности таит в себе большой потенциал конвертации студенческих стартапов в наукоемкий региональный бизнес, а в последующем они, возможно, могут стать локомотивом роста инновационного потенциала той отрасли народного хозяйства страны, на которую работает тот или иной вуз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Восьмерка лучших спортивных стартапов 2020 года (31.07.2020) // СБК : [сайт журнала]. - 31.07.2020. - URL: https://www.s-bc.ru/news/vos-merka-luchshih-sportivnyh-startapov-2020-goda.html (дата обращения: 22.01.2021).

2. Головин Т. Стартап как диплом: как студенты защищают свои проекты вместо выпускных работ / Тимофей Головин // RB. Rusbase : [сайт]. - 10.08.2020. - URL: https://rb.ru/young/startup-as-diploma/ (дата обращения: 14.01.2021).

3. Егоров, М.И. Стартапы как дипломный проект (новая модель высшего образования) / М.И. Егорова // Сборник тезисов докладов международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». -Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 94-98.

4. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа высшего образования - программа бакалавриата, программа специалитета и программам магистратуры : приказ Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/ (дата обращения: 15.01.2021).

5. Рубин, Ю.Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству / Ю.Б. Рубин // Сборник тезисов докладов международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». - Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 5-14.

6. Комаров И. Технология рекордов: пять российских стартаперов в индустрии спорта / Игорь Комаров // Kiozk : [сайт]. - URL: https://kiozk.ru/article/tehnologii-rekordov-pat-rossijskih-startapov-v-industrii-sporta (дата обращения: 22.01.2021).

7. Тютюков, В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе: учебное пособие / В.Г. Тютюков, В.П. Бирюков, В.Е. Могилев. - Хабаровск : Изд-во ДВГАФК, 2009.

- 212 с.

8. Форум «Сильные идеи для нового времени» // Росконгресс : [сайт фонда]. - 31.12.2020.

- URL: https://roscongress.org/events/forum-silnye-idei-dlya-novogo-vremeni/ (дата обращения: 12.01.2021).

9. Хрисанфова Е. Объявлены лучшие спортивно-технологические стартапы / Евгения Хрисанфова // RB. Rusbase : [сайт]. - 17 дек. 2019. - URL: https://rb.ru/news/sport-tech/ (дата обращения: 21.12.2020).

10. Tyutyukov, V.G. Teaching students of entrepreneurship through the implementation of the educational project "Starting a business as a diploma"/ V.G. Tyutyukov, P.V. Borodin // Science. Education. Practice: proceedings of the International University Science Forum (Canada, Toronto). - February 10, 2021. - Part 2. - Infinity Publishing. - pp. 38-45.

REFERENCES

1. Top 8 sports startups of 2020 (07.31.2020), available at: https://www.s-bc.ru/news/vos-merka-luchshih-sportivnyh-startapov-2020-goda.html.

2. Golovin, T. (08.10.2020), Startup as a diploma: how students defend their projects instead of graduation theses, available at: https://rb.ru/young/startup-as-diploma/.

3. Egorov, M.I. (2014), "Startups as a graduation project (new model of higher education)", Collection of abstracts of the international conference "Formation ofprofessional entrepreneurial competencies of youth in the process of teaching entrepreneurship", Moscow, pp. 94-98.

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 29.07.2015 N. 636 "On approval of the procedure for conducting state final certification for educational programs of higher education - bachelor's program, specialist program and master's programs", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/.

5. Rubin, Yu.B. (2014), "Competence approach in teaching Russian youth entrepreneurship", Collection of abstracts of the international conference "Formation ofprofessional entrepreneurial competencies of youth in the process of teaching entrepreneurship", Moscow, pp. 5-14.

6. Technology of records: five Russian startups in the sports industry, available at: https://kiozk.ru/article/tehnologii-rekordov-pat-rossijskih-startapov-v-industrii-sporta.

7. Tyutyukov, V.G., Biryukov, V.P. and Mogilev, V.E. (2009), Graduation qualification work in a higher school of physical culture, Khabarovsk.

8. Forum "Strong Ideas for the New Time" (31.12.2020), available at: https://roscongress.org/events/forum-silnye-idei-dlya-novogo-vremeni/.

9. Khrisanfova, E. (2019), The best sports and technology startups announced, available at: https://rb.ru/news/sport-tech/.

10. Tyutyukov, V.G. and Borodin, P.V. (2021), "Training students in entrepreneurship through the implementation of the educational project "Startup as a diploma"", Science. Education. Practice :proceedings of the International University Science Forum, (Canada, Toronto), February 10, 2021, Part 2, Infinity Publishing, pp. 38-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.02.2021

УДК 796.01

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нур Бимаганович Уразалин, кандидат юридических наук, Владимир Павлович Демеш,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Ирина Игоревна Ки-прушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Вячеслав Георгиевич Кри-вощеков, старший преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии МТО им. Генерала армии А.В. Хрулева

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Сфера физической культуры и спорта содержательно и полно регулируется действующим законодательством. Однако исследователи и ученые полагают, что большое количество действующих нормативно-правовых актов в сфере регулирования физической культуры несет за собой лишнюю бюрократизацию данной сферы. Решением данной проблемы является создание специализированного кодекса Российской Федерации - Спортивного кодекса.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, правовое регулирование, Российская Федерация, нормативное регулирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p337-342

LEGAL REGULATION AND STATE SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nur Bimaganovich Urazalin, the candidate of legal sciences, Vladimir Pavlovich Demesh, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, St. Petersburg V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy; Irina Igorevna Kiprushina, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Vyacheslav Georgievich Krivoshchekov, the senior teacher, Military Institute (Engineering and Technical) of the Military Academy of Logistics General of the Army A.V.

Khruleva

Abstract

The purpose of the research is to consider the issues of legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation. The sphere of physical culture and sports is fully regulated by the current legislation. However, researchers and scientists believe that a large number of existing legal acts in the field of regulation of physical culture is unnecessary bureaucratization of this area. The solution to this problem is to create a specialized code of the Russian Federation - the Sports code. Keywords: sports, physical culture, legal regulation, Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

В XX веке изменился подход к восприятию физической культуры (ФК) и спорта в нашей стране. Ученые смогли доказать, что занятие спортом помогает улучить здоровье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.