Научная статья на тему 'ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФАКТОРЫ РОСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюков Вячеслав Григорьевич, Тютюков Константин Максимович, Небураковский Александр Александрович, Волненко Юрий Владимирович, Бородин Петр Владимирович

В данной статье авторами предпринята попытка акцентировать внимание читателей на том, что выпускники вузов должны обладать не только компетенциями, установленными ФГОС, но и освоить определенную творческую компоненту (надпрофессиональные компетенции) в результате активного позиционирования в специально организованном пространстве вуза (олимпиадное движение). Обладание таким видом компетентности позволит ряду обучающихся не только мотивировать других студентов на качественные овладения профессией, но и в последующем своих коллег по работе, что будет способствовать повышению инновационного потенциала организаций. Кроме того, в статье проведен анализ наиболее популярных мероприятий олимпиадного характера в которые включено российское студенчество, приведены данные опроса студентов и преподавателей отдельных вузов г. Хабаровска по определению факторов, которые могут выступить драйверами роста качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD MOVEMENT IN THE CONTENT OF EDUCATIONAL TRAINING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

In this article, the authors made an attempt to focus on the fact that university graduates must possess not only the competencies established by the Federal State Educational Standard, but also master the certain creative component (over-professional competencies) as a result of active positioning in the university space (Olympiad movement). Possession of this type of competence will allow a number of students not only to motivate other students to master the profession at high quality level, but also subsequently to their colleagues at work, which will help to increase the innovative potential of organizations. In addition, the article analyzes the most popular Olympiad events, in which Russian students are included, it provides data from the survey of the students and teachers of the universities in Khabarovsk to determine the factors that can act as drivers of growth in the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

4. Тухфатуллин, А.Н. Психологическое состояние курсанта во время стрельбы из автомата Калашникова / А.Н. Тухфатуллин, М.А. Ивахно // Актуальные проблемы совершенствования навыков обращения с автоматом (карабином) у сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов Международного научно-практического семинара, проводимого в рамках XIII ежегодного турнира имени М. Т. Калашникова по стрельбе из автомата (карабина). - Рязань, 2019. - С. 30-32.

REFERENCES

1. Gilev, A.M. and Komoukhov, M.E. (2019), "Special exercises in training bullet shooting", Scientific and practical seminar held within the framework of the VIII annual open tournament in memory of N.F. Makarov on pistol shooting, Ryazan, pp. 36-40.

2. Itkis, M.A. (1982), Special training of a shooter-athlete, publishing house DOSAAF, Moscow.

3. Zolotarev, I. (2012), Bullet shooting. Teaching aid, Russian Rifle Union, Moscow.

4. Tukhfatullin, A.N. and Ivakhno, M.A. (2019), "The psychological state of a cadet during firing from a Kalashnikov assault rifle", International Scientific and Practical Seminar, held in the framework of the XIII Annual MT Kalashnikov Tournament in shooting from a machine gun (carbine), Ryazan, pp. 30-32.

Контактная информация: casperstr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.11.2020

УДК 796.093.584

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Константин Максимович Тютюков, студент, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Владимирович Волненко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск, Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Аннотация

В данной статье авторами предпринята попытка акцентировать внимание читателей на том, что выпускники вузов должны обладать не только компетенциями, установленными ФГОС, но и освоить определенную творческую компоненту (надпрофессиональные компетенции) в результате активного позиционирования в специально организованном пространстве вуза (олимпиадное движение). Обладание таким видом компетентности позволит ряду обучающихся не только мотивировать других студентов на качественные овладения профессией, но и в последующем своих коллег по работе, что будет способствовать повышению инновационного потенциала организаций. Кроме того, в статье проведен анализ наиболее популярных мероприятий олимпиадного характера в которые включено российское студенчество, приведены данные опроса студентов и преподавателей отдельных вузов г. Хабаровска по определению факторов, которые могут выступить драйверами роста качества высшего образования.

Ключевые слова: студенты вузов, студенческие предметные олимпиады, олимпиадное движение, факторы роста образовательной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p273-282

OLYMPIAD MOVEMENT IN THE CONTENT OF EDUCATIONAL TRAINING OF

HIGHER SCHOOL STUDENTS

Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Konstantin Maksimovich Tyutyukov, the student, Alexander Alexandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Vladimirovich Volnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khaba-

rovsk, Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk

Abstract

In this article, the authors made an attempt to focus on the fact that university graduates must possess not only the competencies established by the Federal State Educational Standard, but also master the certain creative component (over-professional competencies) as a result of active positioning in the university space (Olympiad movement). Possession of this type of competence will allow a number of students not only to motivate other students to master the profession at high quality level, but also subsequently to their colleagues at work, which will help to increase the innovative potential of organizations. In addition, the article analyzes the most popular Olympiad events, in which Russian students are included, it provides data from the survey of the students and teachers of the universities in Khabarovsk to determine the factors that can act as drivers of growth in the quality of higher education.

Keywords: university students, student subject Olympiads, Olympiad movement (review), growth factors of pre-competitive training.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом предпринятого исследования явилось олимпиадное предметное студенческое движение, с некоторым акцентом на его представленность в содержании высшего физкультурного образования. В качестве предмета исследования был определен перечень свойств и качеств (компетенций) обретаемых студентами, участвующими в данном виде внеаудиторной учебной деятельности. Исходные материалы, послужившие основанием для написания данной статьи, были получены методом анализа специально подобранных информационных источников, а также методом экспресс-опроса обучающихся выпускных курсов (студенты, курсанты, n=300) и преподавателей (n=191) трех разнопрофильных вузов города Хабаровска: ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»; ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» и ФГБОУ ВО «Дальневосточный институт управления РАНХ и ГС». Дополнительно были обобщены данные опроса 80 первокурсников Дальневосточной государственной академии физической культуры набора 2020 года, выявившего у них наличие школьного опыта участия в предметном олимпиадном движении.

Исследование было проведено по личной инициативе авторов, заинтересованных в росте эффективных методических подходов, обеспечивающих решение задачи дальнейшего роста качества отечественного высшего образования. Сбор материалов для статьи и ее написание выполнено в период с сентября по декабрь 2020 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В докладе, подготовленном аналитической группой Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики для обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года, с названием «Двенадцать решений нового образования», отмечается особая важность в современных условиях глобальной конкуренции, инвестиций в развитие человеческого капитала, который в первую очередь формирует система образования [1]. Данной отечественной системе сегодня свойственны образовательная неуспешность и недостаточный масштаб поддержки талантов. На взгляд авторов данной статьи, во многом это касается и системы высшего образования. При этом обществе достаточно глубоко осознается факт того, что современное студенчество, выступающее в роли резерва трудовых ресурсов, должно быть готово к работе в условиях неопределенности, владеть приемами деятельности, которым свойственно наличие собственно авторской (творческой) составляющей и обладать весьма развитыми познавательно-поисковыми способностями. Именно поэтому современный учебный процесс, организуемый в вузах должен предполагать наличие в нем широкого перечня конкурсных мероприятий и предметных олимпиад, фестивалей, студенческих

научно-практический конференций.

Отлаженная система подобных мероприятий придает учебной деятельности студентов творческий характер, способствует обретению продвинутых познаний в изучаемой предметной или межпредметной области, повышает их познавательную активность. Доцентом Поповым А.И. из Тамбовского государственного технического университета уже разработана концепция формирования кластера профессионально важных творческих компетенций у будущего специалиста, посредством его участия в олимпиадном движении [4]. Именно этот вид учебной деятельности позволяет формировать такой вид компетентности выпускника, которая будет позволять выйти за очерченные рамки стереотипов профессионального поведения, предложить новое инновационное знание в качестве авторского продукта или технологии. При всей значимости затрагиваемой проблемы превращения учебного процесса в систему совместного (студенты и преподаватели) творческого поиска истины, все это пока еще не стало нормой вузовской жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с ныне действующим порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, образовательные организации должны обеспечить развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств [5]. Анализ ФГОС ВО уровня бакалавриата по направлению «Физическая культура», также свидетельствует о том, что реализуемые вузами основные профессионально-образовательные программы должны обеспечивать формирование у обучающихся универсальных компетенций, связанных с развитием способностей ориентированных на поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения разнообразных и профессиональных задач, четкое определение круга задач в рамках поставленных целей, с выбором оптимальных способов их решения [6].

Полагаем, что во многом важнейшей составляющей для совершенствования качества подготовки высококомпетентных, творчески мыслящих молодых специалистов, может стать участие студентов в указанных выше учебно-состязательных мероприятиях. Особой яркостью в этом случае обладают именно предметные студенческие олимпиады. Олимпиадная среда позволяет моделировать состязательные, с элементами неопределенности, ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях достаточно жестких ограничений и осознанию высокой меры ответственности за конечный результат, а во многих случаях, формирует и навыки командной работы. Студенческие олимпиады - это состязания носящие преимущественно предметный характер и являющиеся внеаудиторной формой учебной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов обеспечивая им достижение продвинутого уровня обученности, стимулируют углубленное изучение дисциплины или определенного междисциплинарного модуля, формируют активную жизненную позицию. По мнению Е. П, Панфиловой, именно они являются одной из наиболее действенных форм работы по повышению уровня профессиональной подготовки и популяризации той или иной профессии, обеспечивают рост уровня притязаний личности студентов в области своей будущей профессии [3].

История подобных учебных состязаний уже достаточно продолжительная, довольно давно они представлены и в системе высшего образования. Ныне это не только то, что проводится внутри вузов, но и то, что вышло на всероссийский и международный уровень. К примеру, начиная с 1994 года, проводятся (на английском языке) международные студенческие олимпиады по математике IMC (International Mathematics Competition for University Students). Состязательная составляющая данного форума включает в себя задачи из области линейной и абстрактной алгебры, аналитической геометрии, комбинаторики, теории чисел, функционального анализа. Обычно он проходил в болгарском городе

Благоевград, но в 2020 году он впервые прошел в режиме онлайн и в нем приняли участие почти 546 студентов из 96 университетов мира. Студенты «Питерской вышки» (НИУ ВШЭ) выступили на данной олимпиаде довольно успешно, завоевав «золото», два «серебра» и две «бронзы», что в итоге позволило им занять 22 общекомандное место.

Ежегодно с 1977 года проводится (также на английском языке) международная студенческая олимпиада по программированию (ICPC) в котором Россия стала участвовать с 1995 года. В 2020 году этот студенческий командный чемпионат мира проходил в Москве. Каждая команда, участвующая в этих соревнованиях состоит из 3-х человек возрастом не старше 24 лет. Команде выдается компьютер и от 8 до 12 задач, которые решаются в течении установленного времени, а ответы передаются на тестирующий сервер. Побеждает команда, решившая правильно наибольшее число задач. Начиная с 2012 года, российские студенты непрерывно первенствуют на данной олимпиаде, а до этого еще 6 раз в разные годы выигрывали ее.

Экспертами в области образования признается, что, несмотря на свое недостаточно высокое совершенство, международные студенческие олимпиады на сегодня являются единственным доступным инструментарием объективного сравнения конкурентоспособности студентов различных вузов на глобальном уровне. В отличие от школьного образования, в высшем образовании пока не создана глобальная система оценки уровня подготовки студентов, подобных PISA, ILSA или PIRLS. Существующие наукометрические показатели, широко используемые для оценки эффективности деятельности научных работников и преподавателей, слабо применимы для оценки успешности студентов, которые в преимуществе своем, не имеет индексируемых научных публикаций.

Большой популярностью в студенческой среде пользуется масштабная всероссийская олимпиада «Я профессионал», в которой участвуют молодые люди, обучающиеся в бакалавриате, специалитете или в магистратуре вузов. Цель данного практико-ориентировочного проекта состоит в поддержке талантливой студенческой молодежи. Участникам проекта доступно 72 состязательных направления, начиная с агроинженерии и заканчивая освоением космоса, военной техникой, юриспруденцией и ядерной физикой. Регистрация на четвертый сезон (2020-2021) данной олимпиады завершилась 24 ноября 2020 года, по итогам которой определился лонг-лист с 576012 участниками. Данная олимпиада является одним из флагманских проектов президентской платформы «Россия страна возможностей». Это своеобразный социальный лифт, который помогает студенчеству начинать выстраивать свою профессиональную карьеру. Дипломанты этого профессионально-образовательного проекта имеют льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, смогут пройти стажировку в крупных профильных компаниях, а победители и медалисты также получают премии от 100 до 300 тысяч рублей. По итогам каждого олимпиадного сезона формируется реестр студентов, к которому имеют доступ HR-специалисты ведущих холдингов и компаний, рекрутеры известных агентов.

Самым престижным национальным конкурсным мероприятием для студентов, утвержденным еще в 2014 году, у нас в стране является премия «Студент года». Участниками премии становятся студенты высшей и средней профессиональной школ в возрасте от 16 до 25 лет, показавшие особые успехи в учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни. Данная премия является совместным проектом Российского Союза Молодежи и Автономной некоммерческой организации «Россия страна возможностей». Финал этой премии «Студент года - 2020» состоялся в Москве в конце ноября, начале декабря 2020 года. Итоговые конкурсные мероприятия, проходившие в дистанционном режиме, объединили коло 1000 ярких и амбициозных студентов со всей России. В премии было разыграно 23 номинации: 13 для студентов вузов и 10 для тех, кто обучается в системе среднего профобразования. Индивидуальные номинации данного конкурсного мероприятия были представлены, к примеру, такими как «Интеллект года», «Творческая личность года», «Спортсмен года». Студенческие коллективы состязались в номинациях

«Киберспортивный клуб года», «Студенческое медиа года», «Студенческое сообщество года» и ряде других номинаций, среди которых совершенно новой являлась номинация «Патриотическое объединение года».

Финальные испытания «Студент года» предполагали выполнение (представление) нескольких конкурсных заданий, включающих в себя самопрезентацию, тестирование, мастер-классы, дебаты, решение кейсовых заданий и батлы. Лауреаты и победители этой премии получили памятные призы и «билет» на очную образовательную смену «Студент года», которую планируют провести в 2021 году в Мастерской управления «Сенеж». Последняя, является образовательным центром на базе которого реализуются обучающие программы и мероприятия для чиновников и перспективной молодежи: лидеров общественных организаций, социальных активистов, волонтеров, молодых профессионалов. Помимо обучающих мероприятий в Мастерской управления «Сенеж» проходят очные этапы проектов президентской платформы «Россия страна возможностей» в виде семинаров, стратегических сессий, форумов, дебатов, конференций.

Российский Союз Молодежи в августе 2020 года запатентовал эту национальную премию, которая проводится более чем в 75 субъектах Российской Федерации. Премия «Студент года» на протяжении уже 6 лет развивается и масштабируется, что является очень значимым для ее реализации на федеральном уровне. В 2020 году самыми активными регионами Росси участвующими в этом проекте стали Самарская область, Пермский край и Республика Татарстан. Представители последней вообще установили рекорд, выступив во всех номинациях для студентов вузов и обучающихся СПО. Посчитаем значимым отметить то, что финалистами российского национального проекта «Студент года - 2020» в номинации «Спортсмен года» стали 37 студентов вузов страны, в числе которых был представитель Хабаровского края Семен Буров, курсант ДВЮИ МВД России, победитель первенства Европы по кикбоксингу среди юношей и юниоров и приморчанка Дарья Хохлова, студентка Владивостокского ГУЭС, успешно занимающаяся тайским боксом.

Приведенная выше информация является ярким подтверждением тому, что студенческое олимпиадное движение становится все более популярным, а участие в нем, обеспечивает раскрытие профессионально-личностного и творческого потенциала обучающихся, закрепляет и углубляет знания и умения, полученные на предшествующих этапах обучения, способствует росту престижа образовательных учреждений, определяет возможные пути самореализации наиболее талантливых и одаренных студентов. Все большая часть современного студенчества начинает уже с первых этапов вузовского обучения задумываться о выстраивании своей карьерной траектории, и используют олимпиадно-конкурсные площадки для пробы своих сил и накопления жизненного и профессионального опыта.

Чтобы успешно выступать на олимпиаде студентам приходится углубленно осваивать содержание не только основной учебной литературы, но и знакомиться с экспертными источниками информации, развивать те или иные предметные компетенции, расширять культурный кругозор. Кроме того, участие в студенческой олимпиаде, это возможность приобрести опыт работы в команде, усовершенствовать коммуникативные умения, обрести самостоятельность мышления и деятельности [2]. Именно поэтому, необходимо шире использовать возможности олимпиадного движения как инструмент развивающего обучения, нацеленного, наряду с формированием творческих, надпрофес-сиональных компетенций, на развитие духовно-нравственных личностных составляющих и лидерских качеств у студентов [4]. К большому сожалению, в значительной части российских вузов олимпиадное движение ведется нерегулярно, для этого широкого не используются возможности всевозрастающей по объему самостоятельной учебной деятельности студентов, в рамках создания временных олимпиадных микрогрупп, в том числе и тех, которые формируются в единой электронной информационной сети.

В ДВГАФК пока еще недостаточно активно, но неуклонно идет формирование более масштабной системы конкурсных и предметных олимпиад, которая позволяет выявлять студентов с высоким уровнем творческого потенциала и обеспечить индивидуальное сопровождение их обучения, ориентируя на участие в краевых и республиканских студенческих проектах. В Дальневосточном вузфизкульте уже созданы условия для участия студентов в различных предметных олимпиадах: олимпиады по иностранному языку, ак-меологии физической культуры и спорта, теории и методике физической культуры, дебаты по правоведению «Нас выбирают, мы выбираем» и других учебно-состязательные мероприятиях по дисциплинам реализуемых учебных планов. В среде студентов ДВГАФК популярен краевой конкурс знатоков Олимпизма, в котором они становились неоднократными победителями. Весьма активны первокурсники академии в ходе специально проводимой для них спартакиады, проходящей под девизом «Спорт, здоровье и я, наша дружба навсегда». Предпринимаются успешные попытки привлечения бакалавриатов и магистрантов вуза к международному научно-исследовательскому конкурсу «Лучшая студенческая статья», к международному конкурсу «Искусство фотографии», всероссийскому конкурсу «Мозаика презентаций».

Студенты академии являются постоянными участниками Олимпийской научной сессии молодых ученных и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры: история и современность». В 2020 году после завершения первого (внутреннего) тура данного конкурса две работы были рекомендованы конкурсной комиссией для участия во всероссийском этапе этого проекта. Ежегодно на протяжении уже более десятка лет в ДВГАФК проводится популярный профессионально-ориентированный студенческий конкурс «Путь к мастерству». Конкурс направлен на развитие и демонстрацию творческих способностей студентов, которые обеспечивают обновление содержания неспециального физкультурного образования, на рост их профессионального мастерства, утверждение приоритетов физической культуры личности в обществе, распространение инновационного опыта выпускающих кафедр, при которых обучаются студенты, выявление талантливых студентов их поддержку и поощрение.

Активно в вузе ведет работу «Интерклуб Олимп». В ходе конкурсных мероприятий проводимых этим молодежным объединением создаются условия обеспечивающие студентам удовлетворение интересов и развитие талантов, реализацию возможностей для изучения этнического и культурного многообразия региона, страны и Мира, профессионального самоопределения и проведения организованного досуга, воспитания культуры межнациональных отношений, развития у обучающихся лидерских качеств и способностей, знакомства студентов с опытом международного сотрудничества, прежде всего с деятельностью ООН, ЮНЕСКО, ИИТО и других международных организаций.

Достаточная часть студентов вуза вовлечена в систему волонтерского движения. В 2020 году в академии была создана общественная организация «Добровольцы ДВГАФК». Предназначение этого волонтерского объединения состоит в формировании у студенческой молодежи академии активной гражданской позиции, развития таких личностных качеств, как милосердие, сострадание, готовность безвозмездно служить обществу, демонстрируемых по отношению к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, страдают, тяжелыми заболеваниями, оказался одиноким или инвалидом.

Самым значимым состязанием олимпиадного характера для студентов спортивных вузов, в том числе студентов ДВГАФК является всероссийские фестивали студентов вузов физической культуры. Последний из них, являющийся ХХ111-им по счету, проводился с 1 по 5 декабря 2020 года в г. Казани на базе ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Программа данных фестивалей обычно представлена 5-ю видами студенческих соревнований: соревнования по физической подготовке (состязания по видам ГТО и полоса профессиональных препятствий); конкурсом знатоков спорта «Олимпийское наследие»; конкурсом «Научное творчество молодежи»;

конкурсом «Научный доклад на иностранном языке». Также участники соревнуются в рамках специального творческого испытания «Спортивный хит-парад». Указанный фестиваль призван укреплять деловые, научные и спортивные связи между родственными вузами, находящимися в ведении Минспорта РФ, стимулировать развитие творчества студентов связанного с освоением профессии, выявлять у студентов уровень спортивно-двигательной обученности и физической подготовленности, которые являются одной из важных профессиональных составляющих специалиста по физической культуре и спорту, содействовать пропаганде ценностей ФКиС, а также здорового образа жизни. К большому сожалению, в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой студенты ДВГАФК не участвовали в данном очередном фестивале. Победителями этого ХХ111-го фестиваля стали хозяева - студенты Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Второе место заняли студенты Уральского государственного университета физической культуры, а «бронза» досталась представителям Московской государственной академии физической культуры. По признанию всех участников данный фестиваль стал праздником спорта, науки, культуры и искусства, частью большой истории сотрудничества вузов физической культуры России, которая обязательно будет продолжена.

Ведя далее разговор о размахе олимпиадного движения в ДВГАФК, следует указать на то, что студенты не всегда проявляют стремление участвовать в подобных мероприятиях и скорее всего из-за отсутствия опыта в данном виде учебной и, в большей мере, самостоятельной деятельности. Кроме того, у них слабо развита культура ответственного гражданского поведения. Опрос первокурсников ДВГАФК набора 2020 года (п=80) показал, что участниками школьных, краевых (областных) и всероссийских предметных олимпиад в период обучения в школе являлось лишь 13,8% опрошенных. А в олимпиадах, по физической культуре проводимых для школьников, из этого контингента опрошенных участвовало всего лишь 3 человека (3,8%), если не считать тех, кто выступал в соревнованиях среди школьников по видам спорта. Последних среди первокурсников оказалось 63,8%. В содержании данной статьи авторы посчитали необходимость отразить и следующие данные подтверждающие значимость затронутой образовательной проблемы. Результаты проведенного экспресс-опроса, в котором были задействованы студенты и преподаватели трех вузов г. Хабаровск показали (см. таблицу 1 и рисунок 1), что фактор (фактор 3) предусматривающий создание в вузе системы формирования надпрофессио-нальных компетенций и рост массовости студенческого предметно-олимпиадного движения, признается данной категорией респондентов весьма значимым для дальнейшего роста качества высшего образования.

Таблица 1 - Данные ответа респондентов (в %) на закрытый вопрос: «Какие из приведенных факторов, по вашему мнению, в большей мере могут способствовать росту качества высшего образования?»_

Факторы обеспечения роста качества высшего образования Академия физической культуры Медицинский университет Институт управления X (С) X (П) X Общ. (С+П)

С (п=100) П (п=62) С (п=100) П (п=64) С (п=100) П (п=65)

Фактор 1. Реализация сетевой подготовки с привлечение к учебному процессу «производственников» и ресурсов организации работодателей 44,0 38,7 28,0 23,4 34,0 18,5 35,3 26,9 31,1

Фактор 2. Широкое привлечение обучающихся к формированию содержания программ профподготовки и реализация в ее содержании системы онлайн-курсов транслируемых из ведущих вузов страны 22,0 19,4 14,0 25,0 26,0 15,4 20,7 19,9 20,3

Фактор 3. Создание в вузе системы формирования надпрофессиональных компетен- 28,0 29,0 32,0 31,3 31,0 30,7 30,3 30,3 30,3

ций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, стартап как диплом и т.д.) и рост массовости студенческого предметно-олимпиадного движения

Фактор 4. Дальнейший рост общеобразовательной подготовки абитуриентов и правильная организация работы системы профориентации, внедрение системы сертификации педагогов, гарантирующей рост заработной платы 6,0 12,9 26,0 20,3 9,0 35,4 13,7 22,9 18,3

С - ответы студентов; П - ответы преподавателей

Доля студентов и педагогических работников, указавших на это, в среднем по вузам составила 30,3%. По своей значимости данный фактор из четырех представленных для анализа, занимает вторую позицию, уступая лишь на незначительную долю процентов (0,8%) фактору, предполагающему сетевую кооперацию вузов со сторонними организациями (предприятиями) для решения задач повышения качества высшего образования. Признание наибольшей значимости фактора 3 оказалось свойственно как студенческой, так и преподавательской аудиториям медицинского вуза, где она соответственно составила 32,0% и 31,3%. Среди трех вузов г. Хабаровска, в меньшей мере значимость данного фактора, как развивающего для системы высшего образования, была определена студентами и преподавателями академии физической культуры и составила в среднем 28,5%.

50 44

С (п=100) П (п=62) С (п=100) П (п=64) С (п=100) П (п=65) (С+П)

Академия физической Медицинский Институт управления X (С) X (П) X Общ. культуры университет

Фактор 1 ■ Фактор 2 ■ Фактор 3 ■ Фактор 4

Рисунок 1 - Данные (в %) отражающие предпочтения обучающихся (студенты (курсанты) и преподаватели) разнопрофильных вузов г. Хабаровска в выборе значимости факторов дальнейшего роста качества высшего

образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческое олимпиадное движение являются эффективным средством формирования у обучающихся компетенций необходимых для личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы исполняют функцию мотиваторов личностного и профессионального роста молодежи, содействуют формированию самоопределения, пробуждают желание достичь более высокого уровня образования. Все это в итоге сказывается на качестве профессиональной подготовки. Считается, что предметные олимпиады являются классической формой работы с одаренными студентами, помогающей решать целый ряд важнейших задач по их развитию и воспитанию. Предметные олимпиады и творческие конкурсы способствуют выявлению таких студентов и позволяют их сориентировать на достижение высоких показателей профессионально-образовательной подготовленности.

Руководству вуза и другим ответственным лицам необходимо шире использовать студенческое олимпиадное движение для обеспечения профессионализации свойств психики обучающихся, для повышения их ответственности за успех осуществляемых видов

деятельности. Включенность обучающихся в данный вид учебного самосовершенствования должна стать неотъемлемой частью процесса формирования у студентов готовности к активной, творческой профессиональной деятельности. Молодым людям обучающимися в вузах необходимо создавать условия, позволяющие им полномасштабно использовать имеющийся у них интеллектуальный потенциал, что, через достижение более высокого уровня профессионально-образовательного подготовки, в будущем может способствовать росту социально-экономического развития страны.

Следует акцентировать внимание и на том, что к олимпиадному движению следует привлекать не только преуспевающих студентов. Необходимо предоставлять шанс всем тем, кто изъявил желание проявить себя в подобных состязательно-развивающих мероприятиях. Подготовка к участию и само участие в олимпиадном движении, значительно расширяет границы усвоения дополнительной, включая новейшую информацию, способствует решению задач опережающего образования и повышения качества образовательной подготовки будущих трудовых ресурсов общества, которые в условиях глобализации будут высокопрофессиональными и творчески активными. Поддержка талантов и гениев в системе образования, является единственным и весьма надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты общества. Многие передовые страны мира сделали данный тренд национальной идеей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. - Москва : НИИ ВШЭ, 2018. - 106 с. - URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 02.12.2020).

2. Студенческие олимпиады - современный вариант высшего профессионального образования / О.Е. Зайцева, А.У. Киньябулатов, Г.М. Биккинина и др. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт - Петербург, декабрь, 2014). - Санкт-Петербург: Молодой ученый. - 2014. - С. 44-45.

3. Панфилова Е.Н. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста / Панфилова Елена Николаевна // Информио : электронный справочник. -20.05.2015. - URL: https://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата обращения: 24.11.2020).

4. Попов, А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения / А.И. Попов. - Тамбов : Изд-во Тамбовского государственного технического университета. - 2011. - 80 с.

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (с изменением и дополнением) : приказ Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. № 301 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения: 24.11.2020).

6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 940 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения: 24.11.2020).

REFERENCES

1. Twelve Solutions for New Education: Report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics, available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.

2. Zaitseva, O.E., Kinyabulatov, A.U. and Bikkinina, G.M. et al (2014), "Student Olympiads - a modern version of higher professional education", Theory and practice of education in the modern world: materials of the VI International scientific conference, St. Petersburg, pp. 44-45.

3. Panfilova, E.N. (2015), "The role of student olympiads and professional competitions in the training of a specialist", available at: www.informio.ru/publications.

4. Popov, A.I. (2011), Theoretical foundations of the formation of a cluster ofprofessionally important creative competencies in the university through the Olympiad movement, Tambov.

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On approval of the Procedure for organizing and carrying out educational activities for higher education programs - bachelor's programs, specialist programs, master's programs (with amendments and additions)", Order of the dated 05.04.2017No. 301, available at: https://base.garant.ru/71721568/.

6. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On the approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's Degree in the direction of preparation 49.03.01 Physical Education", Order of the dated 19.09.2017 N 940, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 378.147

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕХАНИЗМА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В работе проведен анализ образовательной среды вуза: как компонента культуросообразной среды, необходимого для интеграции разного рода культур, и, как педагогическое условие формирования высоконравственной, творческой личности, умеющей интегрировать иные культурные ценности в собственную систему нравственного поведения личности. Разработанная нами модель формирования системы социокультурного механизма нравственного поведения студентов является методологическим ориентиром нашего исследования, определяющим ее стратегию, отображающую структуру ее основных характеристик.

Ключевые слова: культурные ценности, нравственное поведение, студенты, эмпатийные проявления.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p282-287

MODEL OF FORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL MECHANISM OF MORAL BEHAVIOR OF STUDENTS

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The article analyzes the educational environment of the university: as a component of the cultural environment necessary for the integration of various cultures, and as a pedagogical condition for the formation of a highly moral, creative person who can integrate other cultural values into his own system of moral behavior of the individual. The model of formation of the system of socio-cultural mechanism of moral behavior of students, developed by us, is a methodological guideline of our research, which determines its strategy, reflecting the structure of its main characteristics.

Keywords: cultural values, moral behavior, students, empathic manifestations.

Явления, происходившие в нашей стране в конце прошлого века, затронули все сферы деятельности нашего общества. Разрушение идеологии Советского Союза, претворение в жизнь некоторых западных стереотипов отрицательно сказались на гражданском самосознании людей, подмене нравственных ценностных ориентиров. Для нивелирования этих явлений требуются, в первую очередь, соответствующие изменения в образовательном контенте на всех ступенях непрерывного образования страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.