Научная статья на тему 'Стартапы и Высшая школа: проблемы и перспективы'

Стартапы и Высшая школа: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / STARTUP / HIGHER EDUCATION / FINAL QUALIFYING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедиева С. А., Трусов А. Н., Трусова Н. М.

Введение. В статье рассматривается такое достаточно широко обсуждаемое направление бизнеса, как стартап: история, примеры, процесс создания. Основное внимание уделено возможности переноса идеи стартапа на сферу современного высшего образования. Предлагается поддержать применение стартапа в качестве выпускной квалификационной работы. Выделяются возможности и преимущества такой инновации, а также возможные проблемы при ее реализации. Методология. В ходе исследовательской работы использовались общенаучные методы (теоретический анализ и синтез), метод терминологического анализа дефиниции «стартап», анализ публикаций по теме исследования в научно-теоретических и научно-практических изданиях для выявления фактического применения стартапов в процессе работы над выпускной квалификационной работой, метод моделирования для наглядного описания структуры выпускной квалификационной работы в виде стартапа. Результаты заключаются в предложенной структуре выпускной квалификационной работы в виде стартапа, которая будет включать предпроектный маркетинговый анализ; определение конкурентных преимуществ; разработку бизнес-плана; обоснование инвестиционной привлекательности, доходности, сроков окупаемости; определение инвесторов; подготовку запуска стартапа; запуск стартапа. В заключении сделаны выводы, что выпускная квалификационная работа в виде стартапа будет содержать шесть укрупненных этапов, тогда как выпускная квалификационная работа сегодня ограничивается тремя. В соответствии с этим для обучающихся необходимо увеличить время на разработку и внедрение стартапа в реальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTUPS AND HIGHER SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS

Introduction. The article deals with such a widely discussed business area as a startup: history, examples of implementation, the process of creation. The main attention is paid to the possibility of transferring the startup idea to the sphere of modern higher education. It is proposed to support the application of the startup as a graduate qualification work. The possibilities and advantages of such innovation, as well as possible problems of its implementation are highlighted. Methodology. General scientific methods were used in the process of the research (theoretical analysis and synthesis, as well as the method of terminological analysis of the definition of “Startup”; analysis of publications on the topic of research in scientific-theoretical and scientific practical publications to identify the actual use of startups in the process of working on the final qualifying work; modeling method for visual description of the structure of the final qualifying work in the form of a startup). Results. The results consist in the proposed structure of the final qualifying work of a startup, which will include pre-project marketing analysis; determination of competitive advantages; development of a business plan; justification of investment attractiveness, profitability, payback periods; identification of investors; preparation of startup launch; startup launch. Conclusion. It is concluded that the structure of the final qualification work in the form of a startup will contain six enlarged stages, while the final qualification work today is limited to three. In accordance with this, it is necessary for students to increase the time for the development of the startup and in real conditions, the time allotted for research work should be used for the implementation of the startup.

Текст научной работы на тему «Стартапы и Высшая школа: проблемы и перспективы»

УДК/UDC 378.1 С. А. Мухамедиева, А. Н. Трусов, Н. М. Трусова

S. Mukhamedieva, A. Trusov, N. Trusova

СТАРТАПЫ И ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ STARTUPS AND HIGHER SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS

Введение. В статье рассматривается такое достаточно широко обсуждаемое направление бизнеса, как стартап: история, примеры, процесс создания. Основное внимание уделено возможности переноса идеи стартапа на сферу современного высшего образования. Предлагается поддержать применение стартапа в качестве выпускной квалификационной работы. Выделяются возможности и преимущества такой инновации, а также возможные проблемы при ее реализации.

Методология. В ходе исследовательской работы использовались общенаучные методы (теоретический анализ и синтез), метод терминологического анализа дефиниции «стартап», анализ публикаций по теме исследования в научно-теоретических и научно-практических изданиях для выявления фактического применения стартапов в процессе работы над выпускной квалификационной работой, метод моделирования для наглядного описания структуры выпускной квалификационной работы в виде стартапа.

Результаты заключаются в предложенной структуре выпускной квалификационной работы в виде стартапа, которая будет включать предпроектный маркетинговый анализ; определение конкурентных преимуществ; разработку бизнес-плана; обоснование инвестиционной привлекательности, доходности, сроков окупаемости; определение инвесторов; подготовку запуска стартапа; запуск стартапа.

В заключении сделаны выводы, что выпускная квалификационная работа в виде стартапа будет содержать шесть укрупненных этапов, тогда как выпускная квалификационная работа сегодня ограничивается тремя. В соответствии с этим для обучающихся необходимо увеличить время на разработку и внедрение стартапа в реальных условиях.

Introduction. The article deals with such a widely discussed business area as a startup: history, examples of implementation, the process of creation. The main attention is paid to the possibility of transferring the startup idea to the sphere of modern higher education. It is proposed to support the application of the startup as a graduate qualification work. The possibilities and advantages of such innovation, as well as possible problems of its implementation are highlighted.

Methodology. General scientific methods were used in the process of the research (theoretical analysis and synthesis, as well as the method of terminological analysis of the definition of "Startup"; analysis of publications on the topic of research in scientific-theoretical and scientific — practical publications to identify the actual use of startups in the process of working on the final qualifying work; modeling method for visual description of the structure of the final qualifying work in the form of a startup).

Results. The results consist in the proposed structure of the final qualifying work of a startup, which will include pre-project marketing analysis; determination of competitive advantages; development of a business plan; justification of investment attractiveness, profitability, payback periods; identification of investors; preparation of startup launch; startup launch.

Conclusion. It is concluded that the structure of the final qualification work in the form of a startup will contain six enlarged stages, while the final qualification work today is limited to three. In accordance with this, it is necessary for students to increase the time for the development of the startup and in real conditions, the time allotted for research work should be used for the implementation of the startup.

Ключевые слова: стартап, высшее образование, выпускная квалификационная работа.

Keywords: startup, higher education, final qualifying work.

Введение

Стартапы достаточно давно зарекомендовали себя с положительной стороны как перспективное направление бизнеса. Для того чтобы лучше понять какое-либо явление, всегда полезно рассмотреть историю его возникновения.

Студенты Стэндфордского университета Дэвид Паккарди и Уильям Хьюлетт в 1939 г основали «гаражный бизнес» в Пало-Альто (США) и назвали его startup (начинать, запускать). Опыт оказался успешным, и продукция компании Hewlett-Packard (HP) в области информационных технологий окружает нас и сегодня. Следует отметить, что стартап это всегда монополия, так как другого такого же бизнеса быть не может. При этом Питер Тиль, основатель PayPal, характеризует стартапы как инновационные технологии, именно технологии, а не просто идеи. Особыми историческими моментами развития стартапов являются: в 1975 г. — компания, созданная Б. Гейтсом и П. Алленом — Microsoft; в 1976 г. С. Джобс, С. Возняк и примкнувший к ним позже Р. Уэйн основали компанию Apple; в 1998 г. — Л. Пейдж и С. Брин — Google; М. Цукерберг — Facebook; далее «ВКонтакте», «Одноклассники», «Википедия» — это все примеры стартапов. Наглядно история развития стартапов показывает, что колыбель стартапов — IT-технологии.

В процессе развития стартап проходит четыре этапа.

Посевной этап или pre-stage — этап поиска идеи, анализа рынка, написания бизнес-плана. Главное здесь — поиск инвестора.

Запуск — startup-stage. Если инвестор найден, продукт запускается на рынок.

Рост—growth-stage. На этом этапе необходимо выйти на точку безубыточности, и проект начинает приносить прибыль.

Расширение — expansion-stage — достижение целей, описанных в бизнес-плане, когда доходы растут. На этом этапе инвесторы, финансирующие проект, отказываются от своей доли и продают ее более крупным игрокам. Так, например, Apple покупает сотни стартапов в год.

Кто же сейчас является основным поставщиком стартапов? Как показывают различные исследования и опросы, 27 % стартаперов — работники крупных компаний и 24 % — работники, которые имели свой бизнес. Вот студентов всего около 5 %, и это очень мало. Традиционная система образования не предполагает широкое появление стартапов в студенческой среде.

Вместе с тем Минобрнауки РФ дает университетам право самостоятельно определять формы защиты выпускных квалификационных работ (ВКР). Единственное условие — она должна демонстрировать готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. На наш взгляд, создание собственного бизнеса и есть убедительное доказательство этих качеств. Современный университет сегодня просто обязан брать на себя миссию по развитию территории, на которой он находится. Защита ВКР в формате стартапа — один из важных шагов этой миссии.

Следует отметить, что разные направления подготовки имеют и разные перспективы запуска стартапов. Естественно, первое место у направлений подготовки, связанных с IT-технологиями. Но можно выделить еще одно очень перспективное направление подготовки — туризм. Именно это направление требует в первую очередь блестящих идей и слаженной командной работы.

Методология

При подготовке выпускных квалификационных работ бакалавров по направлению подготовки «Туризм» нужно учитывать, что тенденции в развитии туризма связаны с концепцией креативной экономики, которая требует интегративных знаний и умений выпускников, где огромное значение играют разработанные во время обучения стартапы. В результате защиты стартапов демонстрируется уровень сформированности универсальной компетенции категории «разработка и реализация проектов» — УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

В традиционной системе обучения, построенной на предметном подходе, исследовательская деятельность обучающегося над выпускной квалификационной работой связывается с уровнем сформированности знаний, умений и навыков за период обучения. В рамках инновационной образовательной деятельности на основе общенаучных методов исследования и метода моделирования с целью активизации обучающихся к участию в конкурсах студенческих стартапов на различных уровнях на кафедрах должен работать механизм приравнивания портфеля документов студенческого стартапа к выпускной квалификационной работе.

Как же в реальности обстоит дело с внедрением стартапов в среде высшего образования?

Сразу отметим, что у высшего образования несколько иная цель: подготовка высококвалифицированных кадров, способных адаптироваться и работать в условиях современного быстро меняющегося бизнеса. Ведь современная дипломная работа не зря называется выпускной квалификационной работой (ВКР). Она призвана именно проверить квалификацию будущего специалиста (бакалавра или магистра) в избранном им направлении деятельности. Поэтому большинство ВКР служит решением достаточно сложной профессиональной задачи по известным методикам. Конечно, тут есть свои проблемы. Чем тщательнее разработаны эти методики, тем меньше там может быть творчества и оригинальности. Достаточно профессионализма и, может быть, педантизма. При этом следует заметить, что это очень хорошие и нужные качества для молодого специалиста.

Мы считаем, что все-таки свое место у стартапов в качестве части выпускной квалификационной работы есть. Именно в молодежной образованной среде и в этом возрасте появляется желание проявить себя, решать нестандартные задачи, попробовать свои силы в практических задачах.

Если проанализировать опыт ведущих компаний и наиболее прогремевших мировых проектов, то можно выделить три ключевых момента успешного запуска стартапов.

Первый ключевой момент — это идея стартапа, которую обычно выдвигает будущий лидер, и от того, насколько она оригинальна, конкурентоспособна, на начальном этапе зависит практическая возможность внедрения стартапа.

Второй ключевой момент — это команда, которая вместе с лидером будет разрабатывать детали проекта, стратегию его продвижения на рынок. Любой проект требует слаженной работы самых разнообразных специалистов: от профессионалов в конкретной области до финансистов, менеджеров, специалистов по налогам, юридическому праву и пр. Сплоченная работоспособная творческая команда на втором этапе может цениться даже больше, чем идея проекта. Насколько успешным может получиться проект на ранних этапах, еще неизвестно, и инвесторы часто вкладывают свои деньги не столько в идею, сколько в команду.

Третий ключевой момент для проекта — это инвестиции, что является проблемной зоной в стартапах. Здесь необходима достаточно сложная организационная схема по поводу привлечения инвестиций. В развитых странах она уже отработана и широко используется на практике, в России пока нет.

Обычно на самых ранних этапах проработки идеи и создания команды в дело вступают так называемые бизнес-ангелы. Это фирмы или организации, специализирующиеся именно на поиске прорывных, высокотехнологичных идей и за определенный процент от будущей прибыли вкладывающие свои деньги в стартап. Если перспективы проекта начинают вырисовываться и получение прибыли становится достаточно реальным, бизнес-ангелы обычно продают свою долю венчурным компаниям, которые теперь инвестируют проект. Таких венчурных компаний может быть целая цепочка, пока проект не дойдет до стадии практической реализации. Тогда обычно появляется генеральный инвестор, который и берет на себя промышленную реализацию и, собственно, получает основную прибыль с проекта. Лидер и команда или продают свой проект, или приглашаются в фирму-инвестор для дальнейшей работы.

Таким образом, стартап — это цепочка «идея — команда — инвестиции». Цель стартапов не просто получение, но и быстрое развитие отраслей.

С помощью метода синтеза обобщим формулу «идея — команда — инвестиции» в высшем образовании. Что касается идеи стартапов, то здесь, скорее всего, проблем быть не должно. Конечно, на первых порах не каждый осмелится выдвигать, а тем более защищать собственные идеи. На наш взгляд, когда появятся примеры успешных стартапов, поток таких идей будет только расти.

Акцент на команду позволяет сделать вывод о том, что, скорее всего, один студент как обычную ВКР стартап не запустит. Здесь понадобится именно команда из студентов различных направлений подготовки. И организация такой команды — это уже проблема межфакультетских и межкафедральных связей. По нашему мнению, юридических проблем тут нет, новых законов не понадобится, но учебно-научную инфраструктуру вузов, построенную сейчас по кафедральному принципу, придется серьезно реорганизовать. Ведь такой команде и консультанты понадобятся по самым разным вопросам. Сейчас же на руководство ВКР, в том числе на консультантов и собственно защиту, выделяется малое количество часов. Возникает проблема: кто собственно будет отвечать за успешный выпуск таких команд?

Что же касается инвестиций, то это видимо самый проблемный вопрос. Очень немногие университеты и институты страны могут себе позволить как-то дополнительно финансировать такие выпускные квалификационные работы в форме стартапов. Значит, без привлечения бизнеса не обойтись. Следует заметить, что такие успешные примеры сотрудничества бизнес-сообщества и вузов в нашей стране есть, но их не так много. Это означает, что внедрение стартапов в качестве ВКР не должно превращаться в очередную кампанию, в введение очередных аккредитационных показателей и пр. По нашему мнению, доля стартапов в общем объеме ВКР не должна превышать 10-15 %, иначе можно просто дискредитировать саму идею.

Необходимость привлечения инвестиций под стартапы вызывает изменения образовательной траектории студентов. Это связано с проявлением нового этапа, который должен быть в конце третьего курса, то есть на шестом семестре. Начало седьмого семестра должно сопровождаться уже оформлением инвесторов и разработкой проекта. Если смотреть на реализацию проекта, то она должна быть не позже завершения обучения в вузе. Таким образом, работа в системе стар-тапа — это работа через весь процесс обучения. Предложения по стартапам можно выводить студентам на втором курсе. В учебном заведении должна появиться специальная служба, которая будет активно собирать проблемы от бизнес-сообщества, информировать о них преподавателей и студентов соответствующих направлений подготовки. При появлении лидера и, соответственно, идеи эта служба (по примеру посевного отдела компании «Майкрософт») будет формировать портфель заказов для написания ВКР в виде стартапов.

Результаты

Описаний существующих стартапов много. Для образовательного процесса выполнение ВКР в виде стартапа очень перспективное направление, так как создает условия для студентов начать работать по выбранному направлению сразу после окончания вуза.

Можно рассмотреть некоторые примеры возможных ВКР — стартапов по направлению подготовки 43.03.03 «Туризм», таких как сервис удаленных путешествий с помощью аватара, аренда дома с неизвестным местоположением, детские фэнтези — номера в отеле, беговые экскурсии по ключевым точкам, отель с поддержкой фитнес-программ и т. д.

Предлагаем следующую универсальную структуру выпускной квалификационной работы в виде стартапа:

Первая глава должна быть посвящена теоретическим аспектам, касающимся предмета исследования. Во второй главе провести предпроектный маркетинговый анализ с обоснованием выбора, оценку потенциала, анализ рынка. В третьей главе представить портфель стартапа на основе определения его конкурентных преимуществ и обосновать инвестиционную привлекательность, доходность. К защите выпускной квалификационной работе готовится пакет документов, подтверждающих подготовку к запуску стартапа.

Таким образом, работа над выпускной квалификационной работой в виде стартапа, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом.

1. Теоретическая часть.

2. Предпроектный маркетинговый анализ: обоснование выбора; оценка потенциала; анализ рынка.

3. Определение конкурентных преимуществ.

4. Разработка бизнес-плана, обоснование инвестиционной привлекательности, доходности, сроков окупаемости.

5. Определение инвесторов.

6. Подготовка запуска стартапа.

7. Запуск стартапа.

По нашему мнению, подготовка специалистов для сферы туризма с привлечением формата стартапов позволит университетам помогать бизнесу с реализацией различных проектов и одновременно решать задачу самореализации выпускников и закрепления талантливой молодежи на территории региона.

Заключение

В результате исследования сформулирован вывод, что работа над выпускной квалификационной работой в форме стартапов содержит семь укрупненных этапов, тогда как существующий

вид ВКР ограничивается тремя. Следовательно, и время на стартап должно быть увеличено относительно ВКР.

Как видим, стартап — это не просто ВКР в виде стартапа, а внесение многих изменений в организацию учебного процесса при внедрении этой формы ВКР.

Литература

1. Бондаренко Т. Г., Исаева Е. А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития [Электронный ресурс] // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2015. Т. 7, № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN515.pdf.

2. Зыков В. Стартап вместо диплома [Электронный ресурс] // Известия «МИЦ». 2017. 20 июня. URL: https://iz.ru/608136/ vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma.

3. Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Стартапы: сущность и основные составляющие развития [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 11. С. 3946-3950. URL: http://e-koncept.ru/2016/86828.htm.

References

1. Bondarenko T. G., Isaeva E. A. Startapy v Rossii: aktual'nye voprosy razvitiya [Startups in Russia: actual issues of development]. SCIENCE, 2015, vol. 7, no. 5. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN515.pdf. (In Russian).

2. Zykov V. Startap vmesto diploma [Startup instead of diploma]. Izvestia MIZ, 2017, June 20. Available at: https://iz.ru/608136/ vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma. (In Russian).

3. Nazarenko V. A., Bochkova E. V. Startapy: sushchnost' i osnovnye sostavlyayushchie razvitiya [Startups: essence and main components of development]. Concept, 2016, vol. 11, pp. 3946-3950. Available at: URL: http://e-koncept.ru/2016/86828. htm. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.