УДК 378.14.015.62
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-166-175
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРТАПА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© Полушкина Анна Олеговна
научный сотрудник
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82-84, корп. 9 E-mail: [email protected]
Обоснование привлечения стартапов к подготовке квалификационной работы для магистерских программ в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с изменением структуры образования и возрастающей активностью бизнес-инкубаторов, зачастую расположенных на базе одного из крупных вузов. Стартапы быстро становятся неотъемлемой частью процесса непрерывного образования, а также предметом изучения инвестиционных компаний. Основной контингент старта-пов — молодежь в возрасте от 18 до 34 лет, студенты или выпускники вузов. Часто стартап становится основой для курсовых и выпускных квалификационных работ, которые выполняются студентами в процессе обучения. В данной работе рассматривается один из вариантов использования стартапов как объекта исследования для студенческой работы. Такой формат работы может быть перспективным с точки зрения развития навыков анализа рынка, а также умения пользоваться соответствующим инструментарием. Помимо этого, в ходе работы создается бизнес-план стартапа, который студенты впоследствии могут использовать как основу для своего собственного бизнеса.
Ключевые слова: стартап; образование; повышение квалификации; формирование практических навыков; современное образование; зарубежный опыт; основы предпринимательства; бизнес-инкубаторы; бизнес-акселераторы; исследовательская деятельность; проектирование.
В академическом образовании упор чаще всего делается на приобретение теоретической базы, на которую впоследствии, в процессе получения опыта работы, студент накладывает определенные практические навыки, которые и определяют его квалификацию как специалиста. Однако все большую популярность получают различные программы и методики обучения студентов в тесной связи с производством. Это позволяет обучать специалистов, которым позже потребуется минимальная адаптация к рабочей среде и обязанностям для выполнения определенной работы, не требующей дополнительного обучения. Эта практика применяется в самых различных специальностях в рамках программ совместного обучения, стажировок и наставничества.
Но существуют и другие способы развития молодежи и ее стимулирования к получению практических навыков. Одновременно с развитием инновационных технологий стали активно развиваться различные инструменты по их внедрению в повседневную жизнь. Разработчиками и драйверами этого внедрения стали небольшие, быстро развивающиеся компании — стартапы, вся деятельность которых направлена на создание продуктов для массового использования. Эти ком-
пании тесно связаны со студенческой средой — и основатели и сотрудники стар-тапов часто являются либо студентами, либо недавними выпускниками вузов. Для многих из них площадки по развитию стартапов становятся настоящими учебными программами, которые позволяют приобрести практические навыки по созданию и управлению бизнесом, а также попробовать реализовать собственную бизнес-идею.
Особенности работы проектных команд в стартапе рассматривает в своей работе Брюс Такман [5], описывающий структуру группы и принцип ее формирования. При этом упор делается на небольшие группы и возникающие в них проблемы охвата всех возможных ролей и разделение ответственности.
Стартапы набирают все большую популярность в области инновации и их внедрения в повседневную жизнь общества [2], при этом основным контингентом его участников является молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. Это особенно значимо в вопросе использования стартапов как средств создания новых рабочих мест [3], что делает его популярным среди молодежи и студентов, пробующих себя в роли предпринимателей [4].
В модели зарубежного образования стартап так же предполагает участие студентов и недавних выпускников в развитии нового проекта. При этом роли студентов могут варьироваться от основателей стартапов до привлеченных экспертов и временных специалистов.
В зарубежной практике опыт работы в стартапе — как в качестве основателя, так и члена команды — помогает выпускникам вузов определиться с направлением развития собственной карьеры и представить себя в более выигрышном свете. Разумеется, наличие какого-то опыта работы само по себе благотворно влияет на степень привлекательности для работодателя, но также способствует развитию навыков коммуникации, в том числе с потенциальными инвесторами, пониманию основных бизнес-процессов компании и владению инструментами развития и повышения эффективности бизнеса. Этот набор навыков создает уникальных специалистов, которые могут быть востребованы как молодыми кампаниями, так и динамично развивающимися крупными предприятиями.
В соответствии с инициативой Правительства Российской Федерации [1] в 2014-2015 гг. запущены различные университетские программы по обучению студентов основам предпринимательства и организации стартапов. Специалисты планируют обучать студентов основам создания бизнеса, формирования бизнес-идей и составления бизнес-планов для привлечения инвестиций. При этом в большинстве случаев фактическая помощь по организации стартапа не подразумевается. Студенты лишь получают возможность приобрести набор специализированных знаний по данному вопросу, а по вопросам дальнейшего развития стартапов им придется обращаться в бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы.
Отдельно нужно отметить создание образовательных стартапов. Чаще всего это определение применяется к проектам, тем или иным образом связанным с образовательной отраслью, продукт которого используется в образовательном процессе. Среди них выделяются проекты, разрабатываемые специально для конкретных вузов, формируемые с использованием их ресурсов и финансирования, и подразумевают, что их продукт может внести изменения в учебный процесс. Разработка таких стартапов может быть многоступенчатой и вовлекать как
студентов, так и преподавателей. Тем не менее, его реализация проходит по уже известной модели, но целевой аудиторией в данном случае выступает один или несколько вузов, что создает принципиально иные отношения с пользователями продукта. Тестировщиком может стать любой студент по собственному желанию, высказывая свое мнение по поводу удобства данного продукта, а также своего желания им пользоваться. Иногда результаты работы стартапа внедряются в учебный процесс настолько активно, что становятся обязательными для использования всеми студентами. От привычного стартапа образовательный отличается только рынком продвижения продукта и тем фактом, что главным инвестором и клиентом стартапа в данном случае выступает вуз.
Работа над стартапом мало чем отличается от работы в обычном проекте. Для участников рабочей группы разница будет состоять в том, что они не просто выполняют определенную часть работы, порученную им руководителем проекта, но являются его полноправными участниками, занимаются распределением и исполнением проектных задач. Они должны проявлять собственную инициативу при исследовании различных отраслей применения продукции стартапа и самостоятельно определяют необходимые направления работы и объем информации, используемый для подготовки итоговых или промежуточных документов. В целом, можно сказать, что они производят полноценную исследовательскую работу в определенной области с использованием методического инструментария и применением полученных теоретических знаний. Это гораздо ближе к принципам выпускной квалификационной работы, чем стажировка в более крупных проектных компаниях, где студент зачастую выполняет одну, наименее квалифицированную задачу и не имеет возможности применить большую часть своих знаний.
Оценка этой деятельности может и должна производиться по критериям выпускной квалификационной работы. Для этого вуз выдвигает участникам проекта собственные требования по структуре и содержанию итоговой документации. Администрация вуза принимает на себя функции заказчика проекта, который создает еще один этап согласования итогового результата для его команды. Для этого в требованиях к финальной документации создается определенный набор критериев приемки работ со стороны вуза. Как правило, это означает, что работа должна содержать описание научной, научно-публицистической и учебной литературы и информационно-аналитических материалов, использованных для ее исполнения. Так же в финальном документе должно присутствовать описание процесса работ, отражающее все этапы деятельности рабочей группы и те сложности, с которыми студенты столкнулись в процессе работы.
Студенческая группа обязана выполнить требования вуза как одного из заказчиков проекта к итоговому отчету. Чаще всего в этом случае подразумевается подготовка отдельного документа в форме отчета о работе над стартапом. Этот документ должен включать в себя как документы, представленные заказчику — бизнес-план, стратегию развития, финансовый отчет, маркетинговый анализ и т. п., так и детальное описание всех этапов работы с указанием всех использованных при этом инструментов и источников.
В данном отчете студенты получают возможность не только продемонстрировать итоговый результат проекта, который может не включать значительную
часть проделанной ими работы, но и представить всю работу целиком, включая ошибочные и ложные предположения, технику их исследований и критерии отбора наиболее интересных направлений. К сожалению, отчетные документы большинства проектов не содержат описания промежуточного анализа или результатов использования отдельных методов исследования. При подготовке таких отчетов используются лишь выводы по произведенному анализу, причем лишь по определенной его части.
Студенческая группа должна заранее получить от вуза требования к выпускной квалификационной работе или отчету по результатам проекта, чтобы понимать, что должно быть включено в финальную работу. Чтобы оценить работу, вуз должен будет изучить промежуточную документацию рабочей группы, что может стать весьма длительным процессом, особенно если одновременно работала не одна, а несколько студенческих групп. В любом случае, при оценке отчетной документации проекта будет сложно оценить, насколько студенты подготовлены и как именно применяли полученные знания. Именно поэтому гораздо проще сформировать требования к выпускной квалификационной работе со стороны вуза.
Методы и инструменты, использованные в ходе работы над проектом, должны быть подробно описаны рабочей группой в отчете для вуза. Для этого потребуется указать список использованных источников — как электронных, так и на бумажных носителях. Вуз, со своей стороны, обязан предоставить студентам доступ к таким источникам, содержащимся в информационной базе учебного заведения. При этом в теоретической части необязательно подробно указывать возможные способы применения этих инструментов в различных проектах или описывать методы исследования, которые используются в аналогичных проектах. Напротив, гораздо эффективнее, если студенты опишут собственные способы применения определенного инструментария — цели и задачи, которые они решали с его помощью, и методы его использования. Здесь не стоит ожидать какого-то неординарного применения известных практик, но описание проделанной работы позволит определить степень овладения студентами данным инструментарием и способность применить его на практике. Часть этих навыков не может быть приобретена в ходе обучения в вузе, некоторые инструменты и методы могут быть изучены ими в процессе работы над проектом и так же должны быть описаны в выпускной квалификационной работе.
Для рабочей группы вуз тоже является неоценимым ресурсом не только в плане доступа к материалам по интересующим их направлениям и тематике, но и как доступный пул экспертов по самым разным вопросам. Они имеют возможность консультироваться с большинством преподавателей, обсуждая возникающие проблемы и находя вместе с ними возможные способы их решения. Возможно, что преподаватели так же станут для них отправной точкой для общения с какими-то специализированными экспертами по отрасли, не относящимися напрямую к сотрудникам вуза и являющимися личными контактами самих преподавателей. В определенных ситуациях это создает студентам огромное количество возможностей, которые важно уметь правильно использовать и применять в необходимых ситуациях.
Тесное взаимодействие с преподавателями самых разных направлений не только стимулирует работу студенческой группы, но и предоставляет им массу возможностей по проведению исследований в рамках своего проекта, а также создает подстраховку со стороны более опытных специалистов, которой у них может не быть при работе с обычным проектом на стажировке. Это позволяет приобрести дополнительные навыки через привычные методы академического обучения и сформировать собственное понимание деятельности самого разного уровня в ходе проекта.
Взаимодействие с вузом фактически является для участников рабочей группы частью обучения и может предоставить им гораздо больше возможностей для приобретения практических и теоретических навыков по работе с проектами, чем любая преддипломная практика или стажировка. Общее руководство в этом случае осуществляет супервайзер проекта, который может привлекать к работе группы других преподавателей, выступать посредником между студентами и сотрудниками вуза, а также способен подсказать студентам, где стоит искать необходимую для работы информацию, какие ресурсы находятся в распоряжении вуза и что из них можно использовать при работе над проектом.
Квалификационная работа — это неотъемлемая часть учебного процесса для любой учебной программы и специальности. Целью выпускной квалификационной работы является оценка полученных теоретических знаний студента, умение их систематизировать и применять к конкретной ситуации. Выпускная квалификационная работа для программ магистратуры имеет также задачу оценить способность студента к сбору и анализу информации, его склонность к научно -исследовательской работе и умению применять выявленную информацию на практике. При этом форма самой выпускной квалификационной работы стандартизирована ГОСТом 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе) [5] и правилами выполнения научно-исследовательских работ, которой она, по сути, и является.
При подготовке выпускной квалификационной работы одним из обязательных этапов является сбор и анализ информации по практическому использованию предмета исследования работы. Для этих целей студенту выделяется определенное время для прохождения практики и анализа применения изучаемых им навыков на практике. В реальности же подготовка выпускной квалификационной работы, особенно для программ бакалавриата и магистратуры, проводится, в основном, на базе собранного студентами теоретического материала. При этом теоретическая часть работы превалирует над практической, несмотря на то, что реальная ее полезность крайне невелика. Студенты не получают шанс на практике использовать те знания, которые были получены ими в процессе обучения в вузе, и часто не понимают, каким образом используются те или иные инструменты в реальной обстановке.
Именно с целью привлечения студентов к практической деятельности и дать им возможность получить реальный опыт работы по специальности, применить полученные знания и навыки в реальной обстановке, организуется большое количество всевозможных партнерских программ, практик совместного обучения, программ наставничества и стажировки для студентов старших курсов и многое другое.
В разрезе практического обучения студентов работа со стартапом имеет ряд особенностей и преимуществ.
Во-первых, это вовлечение студентов в реальный проект, результаты которого будут зависеть от качества их подготовки, целеустремленности, желания погрузиться как можно глубже в исследуемую область, да и просто интереса к предмету проекта.
Во-вторых, это возможность для каждого из участников рабочей группы пройти через все этапы создания и продвижения проекта, увидеть на практике, каким образом ставятся задачи проекта и как проходит согласование с заказчиком, и самостоятельно поучаствовать в постановке и распределении задач среди участников рабочей группы.
В-третьих, это постепенное и очень мягкое погружение в проектную деятельность для студентов, при котором они не только получают поддержку и помощь со стороны преподавателей вуза, но и возможность лично изучить, какие подводные камни могут быть у проекта, что такое оценка и управление рисками, из чего складывается расчет работ и их стоимость при организации проекта, как поставить сроки выполнения задач и достичь их.
В-четвертых, это возможность лучше изучить отрасли, которые выявятся в процессе работы над проектом. Анализ рынка различной степени погружения, общение со специалистами и экспертами по задействованным отраслям, собственные исследования и изучение флагманов отрасли — все это помогает определить текущую ситуацию на рынке и основные тенденции его развития, а также сформировать собственные точки интереса в данной отрасли для отдельного студента.
В-пятых, это самостоятельная работа в достаточно специфичном проектном коллективе. В описываемой ситуации все участники рабочей группы формально и фактически равны между собой, для них не существует иерархических различий. При этом состав участников крайне ограничен, что дает им возможность участвовать сразу в нескольких направлениях работы проекта и менять свои обязанности на разных его этапах. Сам процесс так же предполагает активное участие и взаимопомощь внутри группы, поскольку успех всего проекта будет зависеть не от кого-то одного, а от их совместной деятельности.
В ходе работы над стартапом будут появляться различные проблемы и аспекты, которые могут быть решены как силами самих участников, так и с привлечением супервайзера и руководителей проекта — как со стороны вуза, так и со стороны заказчика.
Процесс работы над стартапом. Начиная работу со стартапом, нужно четко представлять себе ее конечный результат. С академической точки зрения не слишком важно, рассматривается ли в выпускной квалификационной работе реальный или теоретический проект и насколько положительны результаты его выполнения. Однако в случае работы со стартапом существуют определенные обязательства, которые берет на себя вуз, предоставляя студентам работу над задачами заказчика. При этом сама структура работы над проектом может состоять из нескольких этапов:
- соглашение о выполнении работ по стартапу с привлечением специалистов вуза;
- формирование технического задания к стартапу и определение сроков его исполнения;
- проведение работ над стартапом;
- формирование пакета итоговой документации;
- согласование результата работ с заказчиком;
- защита выпускной квалификационной работы.
Перед началом формирования студенческой группы предстоит провести определенную подготовительную работу, в ходе которой будут определены задачи проекта, объем работ, выполняемых студенческой группой, сроки ее исполнения и итоговый результат. Как правило, участники рабочей группы не принимают участия в данном процессе, поскольку сама группа формируется несколько позже. Данная задача целиком и полностью ложится на плечи руководства вуза и супервайзера проекта, которые должны оговорить технические вопросы прежде, чем формировать задачу для рабочей группы.
По завершении переговоров об участии студентов в работе над стартапом администрация вуза формирует задание проекта и объявляет набор проектной группы. При этом могут быть определены специальные требования к ее участникам, в зависимости от количества доступных проектов и важности их конечного результата.
Работа студенческой группы должна в итоге завершиться отчетом в виде выпускной квалификационной работы, который должен пройти через защиту так же как все остальные работы с привлечением аттестационной комиссии. В результате защиты работа может быть принята, и тогда единая оценка за работу будет выставлена всем участникам команды, либо работа не принимается, и тогда все ее участники не проходят аттестацию.
В процессе работы над стартапом существуют различные типы взаимодействия между участниками проекта, которые формируют следующие связки:
- взаимодействие между рабочей группой и супервайзером;
- взаимодействие рабочей группы и заказчика проекта;
- взаимодействие рабочей группы с внешними экспертами;
- взаимодействие рабочей группы с вузом или администрацией программы по работе со стартапами.
Применение в стартапе теоретических навыков. Важным аспектом работы со стартапом является активное использование полученных ранее в процессе учебы теоретических навыков. Как и более привычное прохождение производственной практики или стажировка на предприятии, работа над проектом стартапа преследует цель обучения студента применению своих знаний на практике. Практические навыки формируются только в тесной связи с рабочей деятельностью, поэтому логично предположить, что для трансформации теоретических знаний в профессиональные компетенции студент должен будет получить достаточно обширную практику их применения.
Безусловно, любая из отмеченных выше форм деятельности направлена именно на получение практического опыта. Однако работа со стартапом имеет ряд аспектов, выходящих за рамки привычной производственной практики.
В процессе работы над стартапом могут возникать различные ситуации, требующие применения не только изученных ранее инструментов и методик, но и обучения новому, ранее неизвестному для участников рабочей группы. Это связано с тем, что в большинстве случаев при работе над стартапом студенты вовлекаются в непривычную деятельность в незнакомой им отрасли, которая так же требует наличия специальных знаний и навыков. При этом направление деятельности стартапа может и не иметь прямого отношения к получаемой ими специальности.
Технологии стартапа, как и предполагаемые продукты и услуги, как правило, незнакомы студентам, вовлеченным в проект, в связи с чем для них возникает необходимость в изучении данной предметной области. В этот процесс входит изучение как технологий и продуктов самого стартапа, так и предполагаемых отраслей их применения. Для этого могут использоваться уже известные им из курса обучения инструменты, а также новые, ранее не изученные. При этом студенты должны использовать всю доступную им информацию для освоения нового материала на уровне, достаточном для понимания специфики продуктов стартапа, их сильных и слабых сторон, возможных отраслей применения и др.
При работе над стартапом часто может возникнуть необходимость использовать инструменты, ранее не известные студентам, или лишь упомянутые в рамках курса обучения. В этом случае студенты не обладают навыками работы с конкретным инструментарием и довольно слабо представляют себе возможности его использования. Супервайзер должен оказывать им помощь, выполняя свою роль как научного руководителя проекта. При этом он может дать студентам рекомендации по использованию конкретного инструмента или предоставить им необходимые материалы для его изучения. Сам процесс изучения новых инструментов и методик остается индивидуальным, а в данном случае еще и полностью самостоятельным — поскольку он не является обязательной частью учебной программы, его изучение не может оцениваться традиционными способами, но определенно упростит студентам работу над данным проектом.
В рамках одной статьи невозможно подробно описать осуществление коммуникации, распределение задач, подготовку отчетной документации и другие аспекты работы со стартапом, поэтому мы изложили лишь основы данной технологии, имеющей большие возможности в профессиональной подготовке современных специалистов в вузе.
В заключение можно сказать, что работа со стартапом в качестве внешних специалистов помогает студентам развить компетенции, необходимые для дальнейшей работы, связанной с аналитикой, развитием проекта и консалтингом. При этом они не просто получают практические навыки работы в крупной компании, но фактически имеют возможность изучить перспективы той или иной модели на отраслевом рынке, самостоятельно провести анализ, пользуясь существующим инструментарием, и дать рекомендации по дальнейшему развитию бизнеса. При этом они активно тренируют навыки коммуникации со специалистами самых разных уровней — от преподавателей и других студентов, выступающих в качестве экспертов, консультантов, или просто тестовых пользователей, до руководителей департаментов и отдельных компаний, которые участвуют в работе над проектом. Этот опыт в дальнейшем будет востребован при проведении перегово-
ров и организации семинаров в любой отрасли, в том числе и в крупных консалтинговых компаниях.
Использование стартапа в качестве дипломного проекта требует большой работы по формализации взаимоотношений между студентами и вузом при написании выпускной квалификационной работы. Потребуется значительная активность научного руководителя, который должен помимо учебной функции выполнять еще и обязанности руководителя проекта, и создавать сеть взаимоотношений между остальными участниками проекта. При этом вся ответственность за своевременное, а главное — качественное выполнение работ также ложится на него, что создает дополнительную нагрузку помимо основной деятельности. Су-первайзеры студенческих проектов должны уметь руководить проектной группой и отслеживать процесс работы над проектом, направляя студентов в нужном направлении.
Выбор проекта и создание рабочей группы должны основываться на возможностях вузов и уровне квалификации его студентов. Участие в технических проектах невозможно без соответствующих навыков и знаний, что создает необходимость дополнительной подготовки для студентов экономических и управленческих специальностей, и это далеко не всегда возможно решить средствами вуза, поэтому работа с ними влечет за собой большие риски. В связи с этим, в учебных целях проще использовать проекты, не требующие основательных технических навыков, целью которых является проведение исследования по определенной тематике. Такие проекты позволяют сформировать рабочую группу аналитиков, которые способны выполнить анализ в соответствии с полученными ими теоретическими навыками. Критерии отбора студентов в группы зависят от требований вуза, но при этом необходимо учитывать особенности формирования групп, а также сроки проведения проекта.
Результаты студенческого проекта в дальнейшем могут быть использованы как заказчиком, в целях дальнейшего развития собственного бизнеса, так и самими студентами. При этом работа может стать основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности и планом нового бизнес-проекта. Вуз также получает возможность использовать материалы по исследованию рынка и компании заказчика в учебных целях, формируя учебные кейсы и задачи.
Итогом студенческого проекта должна стать обширная работа, включающая в себя все этапы проведения исследования, общения с участниками проекта и сформированный бизнес-план как результат практического применения этих данных.
Литература
1. ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе) [Текст]. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. 12 с.
2. Кейн Т. [Kane Tim] The Importance of Startups in Job Création and Job Destruction [Электронный ресурс] URL: // Kauffman Foundation Research Series: Firm Formation and Economic Growth, июль 2010 года URL: http://www.kauffman.org/~/media/kauffman_org/ research%20reports%20and%20covers/2010/07/firm_formation_importance_of_startups.pdf (дата обращения: 15.09.2015).
3. Мармер М. [Marmer Max] The Startup Revolution Series — Part 3: The Rise of the Startup [Электронный ресур^ URL: // Compass blog 14 февраля 2015 URL:
http://blog.startupcompass.co/the-startup-revolution-series-part-3-the-rise-of-the-startup (дата обращения: 15.09.2015).
4. Сан К. [Sun Kevin]. In and Around Language: What's Up with "Startup"? [Электронный ресурс] URL: // The Harvard Crimson, 17 ноября 2011 URL: http://www.thecrimson.com/article/2011/11/17/startup-language-idea/ (дата обращения: 15.09.2015).
5. Такман Б. [Tuckman Bruce] Developmental sequence in small groups / Bruce Tuckman — Psychological Bulletin 63 (6): 384-99. doi: 10.1037/h0022100. PMID 14314073
6. Федеральный закон "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года" [Электронный источник] / Правительство России, 1 ноября 2013 года. URL: http://government.ru/docs/8024/ (дата обращения: 15.09.2015).
7. Polushkina A. O. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia
TECHNOLOGY OF USING START-UP IN THE PROCESS OF TRAINING STUDENTS
Anna O. Polushkina Researcher,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 84 Vernadskogo Prospect, Moscow 119571, Russia E-mail: [email protected]
The rationale for attracting start-ups to preparation of research projects for Master's programs is now acquiring special significance. This is due to a change in the structure of education and the growing activity of business-incubators, often based on one of the largest universities. Start-ups are rapidly becoming an integral part of continuing education, as well as a subject of research for investment companies. The main contingent of start-ups are young people aged from 18 to 34 — students or graduates of universities. Often start-ups become the basis for course and final qualification research projects of students. In this article, we consider using start-ups as an object of study for research project. This form of learning can be promising in terms of development of market analysis skills, as well as the ability to use the appropriate tools. In addition, during the work a business plan of start-up is created, and then students can use it as a basis for their own business. Keywords: start-up; education; advanced training, practical skills development; modern education; foreign experience; fundamentals of entrepreneurship; business incubators; business-accelerators; research activities, design.