Научная статья на тему 'Руководство студенческим дизайн-проектом в виде стартапа'

Руководство студенческим дизайн-проектом в виде стартапа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН / INDUSTRIAL DESIGN / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / DESIGN PROJECT / СТАРТАП / STARTUP / БИЗНЕС-КОМПЕТЕНЦИИ / BUSINESS COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серяков В.А., Казакова Т.Д.

Статья посвящена рассмотрению функций преподавателя и студента в процессе выполнения учебного дизайн-проекта в виде стартапа новой формы презентации результатов научно-исследовательской деятельности выпускников вуза. Рассматриваются характеристики стартапа, описываются особенности реализации дизайн-проекта в форме стартапа. Характеризуется состав команды дизайнерского стартапа, этапы его разработки. Сделан вывод о вкладе стартап-деятельности в развитие компетенций будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ADVISING OF STUDENT DESIGN PROJECT IN THE FORM OF STARTUP

The article is devoted to the functions of a teacher and a student in the process of implementation of the educational design project in the form of a startup a new form of presentation of the results of research activities of graduates. The authors consider the characteristics of a startup, describe the features of the design project in the form of a startup, and characterize the composition of the design startup team and the stages of startup development. The article contains the conclusion about the contribution of startup activities to the development of the competencies of future designers.

Текст научной работы на тему «Руководство студенческим дизайн-проектом в виде стартапа»

РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ В ВИДЕ

СТАРТАПА

В.А. Серяков, канд. тех. наук, доцент Т.Д. Казакова, магистрант

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Россия, г. Томск)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению функций преподавателя и студента в процессе выполнения учебного дизайн-проекта в виде стартапа - новой формы презентации результатов научно-исследовательской деятельности выпускников вуза. Рассматриваются характеристики стартапа, описываются особенности реализации дизайн-проекта в форме стартапа. Характеризуется состав команды дизайнерского стартапа, этапы его разработки. Сделан вывод о вкладе стартап-деятельности в развитие компетенций будущих дизайнеров.

Ключевые слова: промышленный дизайн, дизайн-образование, дизайн-проект, стартап, бизнес-компетенции.

Введение. Одной из актуальных тенденций современного высшего образования является направленность на развитие у студентов экономико-правовой культуры, совершенствование бизнес-компетенций, формирование инновационной личности [1; 2], что позволит выпускникам вузов быть более успешными и востребованными в любой профессиональной деятельности и вносить вклад в развитие экономики страны. Для реализации данной задачи в 2017 г. в России в рамках программы «Цифровая экономика» на государственном уровне принято решение о том, что итоговые работы выпускников вузов (ВКР) могут быть выполнены в виде студенческого стартапа. Данное решение призвано объединить прорывные научно-исследовательские компетенции и предпринимательскую практику; оно нацелено на развитие у студентов навыков воплощения своих идей в жизнь, их презентации, привлечения инвесторов, в целом - на формирование культуры стартап-деятельности [3].

Важную роль бизнес-компетенции играют в профессиональной деятельности дизайнера, т. к. от него требуются умение организовать свой труд (навыки самоорганизации), навыки осуществления творческо-поисковой деятельности, владение опытом организационно-коммуникативной деятельности. Дизайнер должен понимать структуру произ-

водства, знать правила составления технологической и конструкторской документации, основы экономических расчетов и маркетинговых исследований; а также уметь организовать деятельность исполнителей и принимать управленческие решения.

Целью настоящей публикации является рассмотрение функций преподавателя и студента в процессе выполнения студенческого дизайн-проекта в виде стартапа.

Особенности стартапа. Понятие стартапа является одним из модных понятий современности. Оно было введено в 1976 г. в значении «компания с короткой историей операционной деятельности» [4]. С 1990 х. гг. данное понятие распространилось во все сферы экономики, стартап рассматривается как компания, созданная для поиска многократно продаваемой бизнес-модели (в основе которой лежат различные технологические ноу-хау) с возможностью постоянного роста. В качестве такого стартапа может быть выполнен студенческий дизайн-проект (ВКР дизайнера), итогом которого будет являться продукт, готовый к выходу на рынок товаров и услуг.

Целью стартапов является упрощение для пользователей любых действий в их жизни, решение проблем с помощью достижений технического прогресса. Главная задача организации

стартапа заключается в его продаже крупной корпорации или в продолжении деятельности в качестве самостоятельной компании.

Жизненный цикл стартапа включает пять этапов. 1. Pre-Seed stage (посевной этап), заключающийся в поиске идеи, в разработке способов ее воплощения. На данном этапе анализируется рынок, составляется бизнес-план, формулируется техническое задание. Затем создается прототип продукта, тестируется его версия, изучается спрос, осуществляется поиск инвесторов. 2. Startup Stage (запуск). На данном этапе осуществляется выпуск продукта на рынок.

3. Growth Stage (рост). Этап направлен на максимальное увеличение прибыли.

4. Expansion Stage (расширение) - расширение бизнеса, выход на новые рынки. 5. Exit Stage (выход). Этап перехода на уровень стабильной, узнаваемой самостоятельной компании [5].

Студенческий дизайн-проект как стартап. Основная работа, в процессе выполнения которой выпускник применяет полученные в течение всего обучения знания, умения и навыки, происходит на первом этапе жизненного цикла стартапа. На этапе Pre-Seed stage дизайнер анализирует рынок конкурентов, рассматривает существующие аналоги, выявляя их сильные и слабые стороны с целью создания уникального продукта. Далее создается концепция дизайн-продукта: продумываются его художественная и техническая составляющие, создаются эскизы, оформляется 3Б-модель, подготавливается техническая документация (чертежи). Имея готовую концепцию, дизайнер продумывает ее реализацию: выбирает способ и технологию изготовления (в том числе предприятие-изготовитель), рассчитывает смету затрат на изготовление прототипа и партии товара для мелкосерийного производства.

Команду дизайнерского стартапа составляют разработчик-дизайнер (студент), научный консультант (преподаватель, научный руководитель), консультант по дизайну, партнер(ы).

Задача разработчика - спроектировать качественный продукт, подготовить документацию для дальнейшей работы потребителя; оформить конструкторскую документацию для изготовления продукта; разработать пробные образцы; на финальной стадии оформить продукт, разработать упаковку и на последнем этапе работы вывести в промышленное производство и разработать план внедрения продукта в специализированные учреждения и магазины для доступной продажи.

Консультант по науке помогает изучить теоретический материал для определения верных задач при разработке продукта. С помощью полученных от консультанта теоретических знаний разработчик получает возможность создать инновационный объект промышленности, который будет приносить максимальную пользу в соответствующей области.

Консультант по дизайну участвует в разработке внешнего вида продукта: его формообразовании, цветовом и конструкционном решении. Консультирует при разработке упаковки по эргономическим, экономическим и экологическим критериям.

В качестве партнеров для дизайнерского стартапа могут привлекаться группы по закупке материалов, обеспечивающие разработчика качественными материалами по оптовым ценам; производственные предприятия и мастерские, обрабатывающие материалы по чертежам, разработанным студентом-дизайнером и консультантом по дизайну; компании, которые, при необходимости, обеспечивают разработчика возможностью проведения тестов своего продукта.

Важным элементом стартапа является инвестиционный план - стратегия достижения целей. Составляющие инвестиционного плана определяют возможность достижения целей, определение срока работ и размеры инвестиций для получения необходимых результатов. Инвестиционный план дизайнерского стартапа обычно включает два этапа. Первый этап состоит из изучения

теоретического материала; разработки концепции продукта; выбора конструктивных, эргономических, функциональных и эстетических решений; разработки пробного промышленного образца. Второй этап состоит из апробации пробного образца; выявления его недостатков; внесения корректировок в конструкцию; организации производства; оформления продукта (документация, разработка упаковки и т.д.); внедрения продукта.

Роль преподавателя в руководстве студенческим дизайн-проектом в виде стартапа. С одной стороны, работа преподавателя, руководящего дизайн-проектом в виде стартапа, должна быть практически незаметной, чтобы в процессе подготовки стартапа студент в наибольшей степени получил опыт самостоятельной инновационной деятельности в сфере своей будущей профессии; с другой стороны, от руководителя требуется постоянное взаимодействие со студентом для того, чтобы стартап-деятельность играла для него обучающую роль.

В процессе руководства студенческой работой в виде стартапа преподаватель выполняет все функции педагога: обучающую, воспитывающую, организующую и исследовательскую [6]. Обучающая роль связана с консультированием студента по основным вопросам разработки дизайн-проекта (художественный образ, цветовое решение, конструкторская документация, воплощение проекта, оформление проекта), а также по экономическим вопросам (составление смет и планов, поиск выгодных предложений по закупке сырья для производства, выбор ресурсоэффектив-ного и экономически выгодного способа изготовления). Организуя деятель-

ность студентов, преподаватель стимулирует их к самостоятельности и творчеству, а также, контролируя намеченные сроки выполнения работ, - к развитию навыков тайм-менеджмента.

В течение совместной работы руководитель должен создать благоприятный социально-психологический климат, благодаря которому студент, выполняя задачи профессиональной деятельности и добиваясь в ней успехов, сможет повысить свой интерес к будущей профессии. В этом заключается воспитывающая функция преподавателя, под руководством которого студент, благодаря положительному профессиональному опыту, должен улучшить свое «социальное самочувствие» [7].

Немаловажной является исследовательская роль преподавателя, руководящего научной работой студента в виде стартапа: для того чтобы стартап не стал только бизнес-проектом и в нем сохранилась научно-исследовательская составляющая, преподаватель контролирует наличие в проекте научной новизны и теоретической значимости, принимая участие в научно-исследовательской работе студента в качестве его соавтора и научного руководителя, стимулируя его публикационную активность.

Заключение. Таким образом, в процессе выполнения дизайн-проекта в виде стартапа студент совершенствует навыки как научно-исследовательской, так и маркетинговой и экономической деятельности; развивает общекультурные и профессиональные компетенции; приобретает опыт самостоятельной профессиональной деятельности. Задача преподавателя - руководителя проекта - выступить в роли консультанта, тьютора, соавтора, партнера.

Библиографический список

1. Росенко Н. И. К вопросу теоретико-методологического основания системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 1 (29). - С. 90-95.

2. Сергеев А. С. Формирование компетенций, обеспечивающих развитие экономики // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2016. - № 15. -С. 127-133.

3. Зыков В. Стартап вместо диплома // Известия. 20.06.2017. - URL: https://iz.ru/608136/vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma (дата обращения: 08.04.2018).

4. Алтынбаев Р., Султанов Н. Основы инноватики и управления проектами автоматизации производства: учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 300 с.

5. Что такое стартап // Temabiz.com. 2013-2018. - URL: http://www.temabiz.com/terminy/chto-takoe-startap.html (дата обращения: 04.03.2018).

6. Азимова Н.Э. Роль профессионального педагога в подготовке гармонично развитой личности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2018. - № 5. - Т. 1. - С. 30-32.

7. ПигалеваИ.Р., Науменко В.А., Анисимова М.Г. Условия развития творческих способностей будущих специалистов в системе высшего профессионального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5. - Т. 1. - С. 83-86.

ACADEMIC ADVISING OF STUDENT DESIGN PROJECT IN THE FORM OF

STARTUP

V.A. Seryakov, candidate of technical sciences, associate professor T.D. Kazakova, graduate student National research tomsk polytechnic university (Russia, Tomsk)

Abstract. The article is devoted to the functions of a teacher and a student in the process of implementation of the educational design project in the form of a startup - a new form ofpresentation of the results of research activities of graduates. The authors consider the characteristics of a startup, describe the features of the design project in the form of a startup, and characterize the composition of the design startup team and the stages of startup development. The article contains the conclusion about the contribution of startup activities to the development of the competencies of future designers.

Keywords: industrial design, design education, design project, startup, business competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.