АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
STATE, MUNICIPAL AND CORPORATE GOVERNANCE IN SERVICES SECTOR: CURRENT ISSUES
УДК 640.41
РО!: 10.24412/1995-042Х-2021-2-66-74
ДЕМЕНЕВ Алексей Владимирович
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат технических наук, доцент; [email protected]
СКАБЕЕВА Лариса Ивановна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат педагогических наук, доцент; [email protected]
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И МУЛЬТИЗАДАЧНОГО КОМПЛЕКСНОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ СТАРТАПА ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
В статье обоснована актуальность процесса формирования компетенций, обучающихся по программам высшего образования, которые основаны на практико-ориенти-рованной проектной деятельности по кейсу реального туристско-гостиничного комплекса с целью внедрения в практическое использование креативных решений, а также разработка тематических концепций в виде стартапа. Такая форма взаимодействия студенческого сообщества ВУЗа и бизнеса совпадает с задачами программы «Стартап как диплом», запущенной Министерством Министерства науки и высшего образования РФ и направленной на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства. В соответствие с паспортом этой программы, которая с 2021 года планируется внедрить практику учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов. Эта программа также направлена на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. В статье определены основные этапы работы над проектом, которые включают не только разработку оригинальных идей для уникальной концепции, но и оценка территории и ее потенциальных туристских ресурсов, разработка архитектурно-планировочных решений, расчет затрат и показателей эффективности проекта и другие проектные решения. Важной особенностью является дополнительные возможности для студентов, которые заключаются приобретении навыков проектной работы в команде на реальных проектах и бизнес-задачах, формирование индивидуального портфолио выпускника с показателями прогресса в проектной деятельности — вместе с отзывами компаний-партнеров.
Ключевые слова: стартап как диплом, туристско-гостиничные комплексы, цифровые технологии, технологическое предпринимательство.
Для цитирования: Деменев А.В., Скабеева Л.И. Предпринимательские компетенции и мультизадачное^ комплексной выпускной квалификационной работы в виде стартапа по созданию и развитию туристско-гостиничных комплексов // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №2. С. 66-74. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-2-66-74.
Дата поступления в редакцию: 16 мая 2021 г. Дата утверждения в печать: 10 июня 2021 г.
ной квалификационной работы в виде стартапа по созданию и развитию ту- -\1У\ /пн I л ристско-гостиничных комплексов /1\-У1 r~l/~\J I
UDC 640.41
DOI: 10.24412/1995-042X-2021-2-66-74
Alexey V. DEMENEV
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Technical Sciences, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Larisa I. SKABEEVA
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Pedagogic, Associate Professor; e-mail: [email protected]
ENTREPRENEURIAL COMPETENCE AND MULTITASKING OF COMPLEX GRADUATE QUALIFICATION WORK IN THE FORM OF A STARTUP FOR THE DEVELOPING TOURIST
AND HOTEL COMPLEXES
Abstract. The article examines the relevance of the process of forming competencies for students of higher education programs. Competencies are based on practice-oriented project activities on the case of a real tourist and hotel complex with the aim of introducing creative solutions into practical use. This form of interaction between the student community of the University and business coincides with the objectives of the Startup as a Diploma program launched by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and aimed at involving talented students in the development of the technological entrepreneurship ecosystem. In accordance with the passport of this program, which from 2021 is planned to introduce the practice of accounting for graduate qualification works in the form of startups. This program also aims to support early stage businesses. The article identifies the main stages of work on the project, which include not only the development of original ideas for a unique concept, but also the assessment of the territory and its potential tourist resources, the development of architectural, planning and technological solutions, the calculation of costs and performance indicators of an innovative project and other design solutions. An important feature is additional opportunities for students, which are the acquisition of project teamwork skills on real projects and business tasks, the formation of an individual graduate portfolio with indicators of progress in project activities - along with the feedback from partner companies.
Keywords: start-up as a diploma, tourist and hotel complexes, digital technologies, technological entrepreneurship.
Citation: Demenev, A. V., & Skabeeva, L. I. (2021). Entrepreneurial competence and multitasking of complex graduate qualification work in the form of a startup for the developing tourist and hotel complexes. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(2), 66-74. doi: 10.24412/1995-042X-2021-2-66-74.
Article History Disclosure statement
Received 16 May 2021 No potential conflict of interest was reported
Accepted 10 June 2021 by the author(s).
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
0 0®
Введение
Программа «Стартап как диплом» направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика»1.
П \J м
В отличие от традиционной дипломной работы, в которой рассматриваются преимущественно теоретические аспекты изучаемой темы, стартап - это уже готовый бизнес-проект, работа над которым нацелена на развитие у студентов навыков воплощения своих идей в жизнь, их презентации, привлечения инвесторов, в целом - на формирование культуры стартап-деятельности [4].
Стартап (startup - стартующий) - направление бизнеса, основанное на реализации принципиально новой и востребованной идеи (чаще всего в его основе лежат технологические ноу-хау). Естественно, конечной целью любого стартапа является получение прибыли. Однако при этом важно чтобы стартап был не просто единоразово прибыльным, но и масштабируемым, воспроизводимым [1].
В 2021 г. планируется внедрение практики учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов в более чем 40 вузах, в том числе в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Томском политехническом университете, Сибирском федеральном университете, Южном федеральном университете, Юго-Западном государственном университете и других. Впервые в пробном режиме программа стартовала в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете2.
В ноябре 2020 г. на площадке форума состоялось подписание соглашения о
взаимодействии между Минобрнауки России и Агентством стратегических инициатив (АСИ). В рамках соглашения планируется совместная работа по развитию и популяризации молодежного предпринимательства, а также выявление и поддержка проектов и лучших практик в этой области. В ходе совместной работы планируется уделить внимание программе «Стартап как диплом», являющейся одним из ключевых элементов экосистемы студенческого предпринимательства.
Целью настоящей публикации является определение основных этапов работы над проектом, которые включают разработку оригинальных идей для уникальной концепции ВКР в виде стартапа, которыми могут стать проекты инновационных гостиничных предприятий, а также определение процесса формирования компетенций, обучающихся, которые основаны на практико-ориентированной проектной деятельности основой для которых являются предпринимательские компетенции создание концепции тематических комплексных туристско-гостиничных комплексов (ТГК) в регионах РФ. А также обоснование необходимости обеспечения возможности разработки ВКР в виде стартапа, с целью вовлечения молодежи в творческую деятельность и социальную практику, а также повышения гражданской активности, формирования здорового образа жизни и раскрытия потенциала молодежи, а также создания эффективной системы социальных лифтов для самореализации студентов-выпускников.
Разработка тематических комплексных туристско-гостиничных комплексов (ТРГ) как стартап
Разработка ТРГ и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе осуществляется путем создания рекреационной и интерактивной зоны общения на территории ТГК различных сегментов потребителей, родителей с детьми, для отдельно женской и
1 https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25900 (дата обращения: 12.04.2021)
2 https://iz.ru/608136/vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma (дата обращения: 12.04.2021)
ной квалификационной работы в виде стартапа по созданию и развитию ту- -\1У\ /пи д i—P ^ ^ ристско-гостиничных комплексов /1\-У1 r~l/~\J I
мужской аудитории, для людей третьего возраста, по проблемам ЗОЖ, психологии и семье-ведения; развитию культуры, искусства, ремесел и др.
Создание туристско-гостиничных комплексов предполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями, музеями, а также специалистами в той или иной области, например психологами (по сказ-котерапиии, музыкотерапии и т.п.) и др.
Использование инновационных технологий, в том числе цифровых, не только обеспечит выход на принципиально новый уровень культурно-образовательной, туристско-гости-ничной деятельности, но и позволит создавать туристскую территорию принципиально нового типа, перспективным ресурсным источником с практически неограниченными возможностями, а также создания и развития туристского бренда территории.
Процесс подготовки и реализация ВКР в виде стартапа должна включать участие в конкурсах АСИ, Росмолодежь, РСТ или другие грантовые конкурсы. Это важная составляющая для понимания цели проекта и возможность получить экспертную оценку профессионала, действующего предпринимателя с опытом трекинга или наставничества, наглядно продемонстрировать потенциальному работодателю свое креативное мышление и организаторские способности в конкретном и востребованном проекте.
Для участия в конкурсах важно заключить предварительное соглашение с потенциальными инвестиционными компаниями, которые планируют реконструкцию и новое строительство гостиничных комплексов. При этом они активно тренируют навыки коммуникации со специалистами самых разных уровней — от преподавателей и других студентов, выступающих в качестве экспертов, консультантов, или просто тестовых пользователей, до руководителей департаментов и отдельных компаний, которые участвуют в работе над проектом. [7]
Стартап, на основе которого выполняется
ВКР, желательно выполнять при наличии команды проекта - более 2 студентов, по различным направлениям подготовки, например, в РГУТИС это могут быть студенты направления «Гостиничное дело», «Туризм», а также «Сервис», «Дизайн». Такой подход позволит создавать комплексные проекты туристско-гости-ничных комплексов, которые будут в том числе, являться аттрактором и способствовать брендингу территории.
В работе над проектом, должна быть сформирована команда студентов, различных направлений подготовки бакалавров для того, чтобы не только обосновать оригинальную, креативную концепцию гостиничного комплекса с точки зрения туристской привлекательности, но предложить современные решения по инженерным решениям оборудования и оснащения; различным сервисным, цифровым технологиям; дизайнерские решения. При этом проект должен включать инновационную, технологическую и социальную составляющее. Решающим моментом в разработке уникальной концепции является выбор креативных решений, ориентированных на различные сегменты потребителей, использование виртуальной и дополненной реальностей, нанотехнологии, нейропрограммирование, БЭ-технологий и др. [5].
При разработке стартапов важно учитывать зарубежный опыт: например, в период работы над проектом должны назначаться официальные консультанты-преподаватели: экономисты, маркетологи, дизайнеры интерьеров, экстерьеров и графического дизайна, эксперты по инженерно-техническому оснащению и другие специалисты. Таким образом, в работе над выпускной квалификационной работой будут формироваться навыки взаимодействия участников процесса проектирования туристско-гостиничного комплекса или туристской территории.
В результате коллективной работы над ВКР у обучающихся формируются предпринимательские компетенции. Под предпринимательскими компетенциями принято понимать
круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [10].
Для эффективной и целенаправленной подготовки молодого поколения к построению деловой карьеры и успешному ведению предпринимательской деятельности в будущем Л.А. Трусовой была разработана модель общих предпринимательских компетенций учащихся [9]. В эту модель вошли:
- инициатива, использование возможностей, уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, директивность, повышение уровня образованности;
- владение обработка и использование информации, целеустремленность на пути к успеху, ответственность за обязательства, планирование и целенаправленность, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций;
- надежность и честность, признание важности деловых отношений, развитие деловых контактов, имидж;
- стремление к самосовершенствованию, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность.
Гуткевич А.Е., Еремина С.Л. видят перечень основных компетенций предпринимателя так:
- планирование и организация работы команды: умение долговременного планирования работы команды, верно распределять усилия при работе с несколькими членами команды, внятно становить цели на любом рубеже работы команды, анализировать итоги работы на любом этапе реализации, стратегически рассматривать последующие этапы работы коллектива;
- направленность на достижение цели проекта: автономно становить перед собой трудные цели и задачи, каждый день повышать собственную планку эффективности,
напористо преодолевать проблемы, добивается совершенства, прилагать старания для получения высококачественного результата, брать на себя собственную обязанность за получение результата;
- деловая коммуникация: в процессе изложения информации, понятно и поочередно передавать собственные идеи, устанавливать коммуникацию с людьми обладающих разным мнением, мотивированно обосновывать собственную точку зрения, уметь работать с возражениями в корректной деловой форме общения;
- осознание бизнеса: понимать специфику рынка туристско-гостиничных комплексов, использовать в собственной работе информацию о деятельности конкурентов, направлениях рынка и научно-техническом прогрессе, иметь представление о специфике бизнеса, формировать целостное видение профессиональных видов деятельности и предпринимательский план, мыслить категориями извлечения прибыли при экономии ресурсов [2].
Наряду с профессиональными, предпринимательскими компетенциями и личностными (стремление к достижению успеха, инициативность, самостоятельность в постановке целей) значительной важностью обрадуют социальные компетенции. К социальным компетенциям следует отнести умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками команды и другими заинтересованными в результатах проектной работы сторонами.
Разработка проекта концепции создания и развития туристско-гостиничного комплекса - это процесс последовательности следующих этапов: генерирование и выбор идеи гипотезы развития туристско-гостиничного комплекса, тестирование работоспособности концепции, бизнес-анализ и бизнес-моделирование, пробный маркетинг. Для выпускных работ в виде стартапов авторами предлагается следующая модель разработки концепции развития туристско-гостиничного комплекса (рис. 1).
ной квалификационной работы в виде стартапа по созданию и развитию ту- -\1У\ /пн I л ристско-гостиничных комплексов /1\-У1 r~l/~\J I
Разработка идеи проекта гостиничного комплекса
Разработка ценностного предложения (value proposition) для потребителей гостиничного
продукта[8]
J
Проектирование организационной структуры гостиничного продукта
Бизнес-модель
Г
Система продвижения гостиничного продукта
Подготовка питча для
инвесторов-заказчиков
стартапа
Разработка паспорта гипотезы концепции, планирование шагов проверки работоспособности гипотезы, проведение исследования работоспособности гипотезы
Анализ рынка. Оценка потенциала рынка
Целевая аудитория Проект гостиничного пространства Брендирование гостиничного продукта
CJM (Customer Journey Map) или карта пути потребителя гостиничных услуг
Моделирование экономики гостиничного продукта по карте бизнес модели
Метрики инвестиционной привлекательности гостиничного продукта
'Инвестиционное обоснование внедренияя идеи проекта
а с к е л п м о к
о г о н ч и н и т с о г
о
к с т с
и р
^
п а
т р
а т С
Рис. 1 - Модель разработки проекта туристско-гостиничного комплекса
Таким образом, основными этапами разработки комплексной выпускной квалификационной работы в виде стартапа по ТГК будет являться [3]:
- оценка туристской территории с точки зрения наличие аутентичных исторических объектов, литературных исторических фактов, традиций, ремесел, харизматичных выдающихся местных деятелей культурной жизни региона. При отсутствии исторических артефактов, в разработке концепции можно использовать любую интересную социальную значимую идею, духовную доктрину,
оздоровительную психофизиологическую методику, гастрономическую особенность, тренды развития общества для которой будет создана тематическая территория с квестами, программами, мастер-классами, арт-терапией и пр. При этом может использоваться концепция «52» - в году 52 недели и каждая неделя - новая тема, которая может привлекать постоянных гостей и новых посетителей;
- выявление социальной значимости проекта и разработка программ и инфраструктуры (зон) для фестивалей историко-культурных реконструкций разного времени, русским
обрядам и играм танцам (хороводам) и хоровому пению (и другое) для целей укрепления традиций и семьи, создания патриотических стимулов;
- создание и дизайн-проектирование тематических пространств (не аттракционов), музеефицированных объектов, малых архитектурных форм, инсталляций (и прочее), действующих на постоянной основе;
- разработка архитектурно-планировочных решений, с учетом требований системы классификации;
- разработка системы «зеленых технологий»: ресурсосберегающие технологии и эко-программы в оснащении зданий, территории, инфраструктуры ТРГ [6];
- оценка материально-технических затрат по проекту;
- разработка моделей использования цифровых технологий в управлении ТГК.
Очень важно в проекте ТГК выделять социальную значимость предложенных в проекте оригинальных разработок и привлекать к участию и взаимодействию стейкхолдеров. Это в первую очередь администрации регионов, которые заинтересованы в брендинге региона, который с успехом может реализовы-ваться за счет создания различных привлекательных и социально-значимых объектов, как для местных жителей, так и для потенциальных посетителей. Также к участию в продвижении и реализации проекта стоит привлекать потенциальных инвесторов, спонсоров на том или ином этапе стартапа. В реализации различных составляющих проекта может быть установлено взаимовыгодное сотрудничество и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями; музеями; с художниками и скульпторами по созданию малых архитектурных форм на территории ТГК; мастерами
прикладного искусства; специалистами оздоровительных программ и ЗОЖ, психофизиологических методик.
Таким образом, концепция «Стартап как диплом», в рамках программы Министерства науки и высшего образования РФ дает обучающимся реальные продуктовые задачи, которые актуальны сейчас для компаний-партнеров представителей гостиничного бизнеса. 3 Для компании— это решение задач, на которые не хватает ресурсов, а также креативные идеи. Для студентов — это опыт, проект с документальным подтверждением внедрения в портфолио, и потенциальная возможность получить стажировку и трудоустройство.
Заключение. В статье изучена актуальность процесса формирования компетенций, обучающихся по программам высшего образования. Компетенции основаны на практико-ориентированной проектной деятельности по кейсу создания и развития реального турист-ско-гостиничного комплекса с целью внедрения в практическое использования креативных решений. В статье определены основные этапы работы над проектом, которые включают не только разработку оригинальных идей для уникальной концепции, но и оценка территории и ее потенциальных туристских ресурсов, разработка архитектурно-планировочных и технологических решений, расчет затрат и показателей эффективности инновационного проекта и другие проектные решения. Важной особенностью является дополнительные возможности для студентов, которые заключаются приобретении навыков проектной работы в команде на реальных проектах и бизнес-задачах, формирование индивидуального портфолио выпускника с показателями прогресса в проектной деятельности - вместе с отзывами компаний-партнеров.
3 Шр$://т1поЬгпаик1.§оу.ги/рге$$-сеп1ег/пеш$/?Е1ЕМЕМТ_Ю=29635 (дата обращения: 01.05.2021)
72 1-
ной квалификационной работы в виде стартапа по созданию и развитию ту- -\1У\ /пн I л ристско-гостиничных комплексов /1\-У1 r~l/~\J I
Список источников
1. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. С.13-25.
2. Гуткевич А.Е., Еремина С.Л. Опыт формирования управленческих компетенций // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 24-28
3. Коновалова Е.Е., Деменев А.В., Пышной А.А. Инновационные цифровые технологии управления доходами в гостиничном бизнесе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13. №2. С-86-92.
4. Серяков В.А., Казакова Т.Д. Руководство студенческим дизайн-проектом в виде стартапа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №7. С. 92-95.
5. Скабеева Л.И. Аспекты подготовки выпускных квалификационных работ в виде стартапов бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса». 2017. Т.11. №4. С. 3-12.
6. Назаренко В.А., Бочкова Е.В. Стартапы: сущность и основные составляющие развития // Концепт. 2016. Т. 11. С. 3946-3950.
7. Полушкина А.О. Технология использования стартапа в процессе обучения студентов // Вестник БГУ. 2017. №7. С.167-175.
8. Остервальдер А. Разработка ценностных предложений: как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. М.: Альпина Паблишер, 2015. 312 с.
9. Трусова Л.А. Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. С. 145-153.
10. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2 (ч. 1). С. 514524.
References
1. Bondarenko, T. G., & Isaeva, E. A. (2015). Startapy v Rossii: aktual'nye voprosy razvitija [Startups in Russia: actual questions of development]. Naukovedenie [Science Study], 7(5), 13-25. (In Russ.).
2. Gutkevich, A. E., & Eremina, S. L. (2011). Opyt formirovanija upravlencheskih kompetencij [Expe-
rience in the formation of managerial competencies]. Izvestija Tomskogo politehnicheskogo uni-versiteta [Proceedings of the Tomsk Polytechnic University], 319(6), 24-28. (In Russ.).
3. Konovalova, E. E., Demenev, A. V., & Pyshnoy, A. A. (2019). Innovacionnye cifrovye tehnologii upravlenija dohodami v gostinichnom biznese [Innovative digital technologies of income management in the hotel business]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service], 13(2), 86-92. (In Russ.).
4. Seryakov, V. A., & Kazakova, T. D. (2018). Rukovodstvo studencheskim dizajn-proektom v vide startapa [Management of a student design project in the form of a startup]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 7, 92-95. (In Russ.).
5. Skabeeva, L. I. (2017). Aspekty podgotovki vypusknyh kvalifikacionnyh rabot v vide startapov ba-
kalavrov «Gostinichnoe delo» i «Turizm» [Aspects of preparation of final qualification works in the form of bachelor startups "Hotel business" and "Tourism"]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service], 11(4), 3-12. (In Russ.).
6. Nazarenko, V. A., & Bochkova, E. V. (2016). Startapy: sushhnost' i osnovnye sostavljajushhie razvitija [Startups: the essence and main components of development]. Koncept [Concept], 11, 3946-3950. (In Russ.).
7. Polushkina, A. O. (2017). Tehnologija ispol'zovanija startapa v processe obuchenija studentov [Technology of using a startup in the process of teaching students]. Vestnik BGU [Bulletin of BSU], 7, 167-175. (In Russ.).
8. Osterwalder, A. (2015). Razrabotka cennostnyh predlozhenij: Kak sozdavat' tovary i uslugi, ko-torye zahotjat kupit' potrebiteli [Development of value propositions: How to create goods and services that consumers will want to buy]. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).
9. Trusova, L. A. (2012). Osobennosti formirovanija predprinimatel'skih kompetencij shkol'nikov v
uslovijah social'nogo partnerstva [Features of the formation of entrepreneurial competencies of schoolchildren in the conditions of social partnership]. Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija [Modern problems of science and education], 2, 145-153. (In Russ.).
10. Revin, I. A., & Tsybulevskaya, D. L. (2015). Razvitie predprinimatel'skih kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza [Development of entrepreneurial competencies among students of a technical university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2(1),514-524. (In Russ.).