Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело»'

Современные тенденции формирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР И МАГИСТР ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОСТИНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСТИНИЧНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ / СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО" / BACHELOR AND MASTER IN HOSPITALITY / DESIGN OF HOTEL BUSINESS / INTERACT WITH HOTEL COMPANIES / THE STRUCTURE OF COMPREHENSIVE PROGRAM "HOSPITALITY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скабеева Лариса Ивановна, Лагусев Юрий Михайлович

В современных условиях развития туристской и гостиничной отрасли и тенденциями импортозамещения возникает потребность подготовки руководителей гостиничных комплексов. Поставленные условия должны быть учтены при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело». В связи с этим проведено исследование и разработана модель процесса подготовки конкурентоспособного выпускника, в результате которого были выявлены основные направления оптимизации этого процесса: необходимость взаимодействия с государственными структурами и бизнес-сообществом, необходимость включения в основную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров для гостиничной отрасли требования работодателей, отраслевые и внутрикорпоративные стандарты. В статье проведен анализ новых профессиональных стандартов и трудовых функций руководителей гостиниц и руководителей департаментов и отделов гостиниц, который показал, что основные общекультурные и профессиональные компетенции должны быть сформированы по основным направлениям деятельности: управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами; контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. Важная роль в подготовке бакалавров отводится формированию компетенций по межличностному и деловому общению, готовностью соблюдать требования стандартов внешнего вида, стандартов гостеприимства и доброжелательности; способности к клиентоориентированности. В результате анализа была предложена модульная структура ООП подготовки бакалавров «Гостиничное дело», перечень дополнительных общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке. Определены основные направления подготовки магистров, учитывающие необходимость формирования профессиональных компетенций топ-менежджеров, способных не только управлять гостиницей, но и гостиничной сетью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скабеева Лариса Ивановна, Лагусев Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies of formation of the basic educational programmes of bachelor’s and Master’s degrees in «Hospitality»

In modern conditions of development of tourism and hospitality industry and trends of import-substitution there is a need of training of heads of hotel complexes. Set conditions must be taken into account in the preparation of bachelors and masters on the course “Hospitality”. In this regard, the authors study and develop model of the process of preparation of competitive graduates, which identify the main directions of optimization of this process: the necessity of interaction with government agencies and the business community, the need to include in a comprehensive curriculum of preparation of bachelors and masters for the hospitality industry the requirements of employers, industry and corporate standards. In the article there is the analysis of new occupational standards and job functions managers of hotels and heads of departments and divisions of hotels, which show that the main common cultural and professional competences must be formed in the main areas of activities: resource management departments (departments) of the hotel complex; interaction with consumers and stakeholders; monitoring and evaluation of performance of departments (departments) of the hotel complex. Important role in the preparation of bachelors is given to the formation of competences in interpersonal and business communication, willingness to comply with standards of appearance, standards of hospitality and friendliness; ability to customer centricity. In the result of analysis there is proposed modular structure of the comprehensive program of bachelor “Hospitality”, a list of additional common cultural and professional competences, which are necessary to form a competitive graduate who is in demand on the market. The authors determine the main directions of preparation of masters, taking into account the necessity of formation of professional competence of top-managers that cannot only manage the hotel, but also the hotel chain.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 640.41 DOI 10.12737/17730

современные тенденции формирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «гостиничное дело»

Скабеева Лариса Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничное дело, [email protected], ГАОУВО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», Москва, Российская Федерация,

Лагусев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В современных условиях развития туристской и гостиничной отрасли и тенденциями импор-тозамещения возникает потребность подготовки руководителей гостиничных комплексов. Поставленные условия должны быть учтены при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело». В связи с этим проведено исследование и разработана модель процесса подготовки конкурентоспособного выпускника, в результате которого были выявлены основные направления оптимизации этого процесса: необходимость взаимодействия с государственными структурами и бизнес-сообществом, необходимость включения в основную образовательную программу подготовки бакалавров и магистров для гостиничной отрасли требования работодателей, отраслевые и внутрикорпоративные стандарты. В статье проведен анализ новых профессиональных стандартов и трудовых функций руководителей гостиниц и руководителей департаментов и отделов гостиниц, который показал, что основные общекультурные и профессиональные компетенции должны быть сформированы по основным направлениям деятельности: управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами; контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. Важная роль в подготовке бакалавров отводится формированию компетенций по межличностному и деловому общению, готовностью соблюдать требования стандартов внешнего вида, стандартов гостеприимства и доброжелательности; способности к клиентоориентированности. В результате анализа была предложена модульная структура ООП подготовки бакалавров «Гостиничное дело», перечень дополнительных общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке. Определены основные направления подготовки магистров, учитывающие необходимость формирования профессиональных компетенций топ-менежджеров, способных не только управлять гостиницей, но и гостиничной сетью.

Ключевые слова: бакалавр и магистр гостиничного дела, проектирование гостиничной деятельности, взаимодействие с гостиничными предприятиями, структура основной образовательной программы «Гостиничное дело»

Процесс реализации современных тенденций развития гостиничной индустрии предъявляет к подготовке кадров качественно новые требования. В связи с поставленными на государственном уровне задачами импортозамеще-ния (создание и развитие российских турист-ско-рекреационных зон, туристских продуктов, дальнейшее развитие внутреннего и въездного

туризма и отечественной гостиничной отрасли) возникает потребность подготовки руководителей гостиниц и специалистов, способных создавать собственные гостиничные управляющие компании — аналоги сетевым гостиничным операторам, и менеджеров проектов.

Процесс подготовки бакалавров и магистров можно представить в виде взаимосвязанных

Процесс подготовки кадров для гостиничной отрасли

Рис. 1. Схема процесса подготовки бакалавров и магистров

мероприятий, состоящих из основной образовательной деятельности и вспомогательного обеспечения (рис. 1).

Указанные процессы должны осуществляться во взаимодействии и постоянно совершенствоваться. Например, процесс создания материально-технической базы должен сопровождаться не только обустройством аудиторий, но и так называемыми опытно-экспериментальными лабораториями. Такими в подготовке кадров для индустрии гостеприимства в первую очередь являются гостиничные номера, производственные помещения предприятий питания, залы для обслуживания официантами и др. Решающая роль при этом должна отводиться учебно-тренинго-вым гостиницам.

Для основного процесса подготовки кадров очень важны и необходимы мероприятия поддерживающего процесса. Для оптимизации этого процесса необходимо взаимодействие с государственными структурами и бизнес-сообществом. Например, для разработки и совершенствования образовательных и профессиональных стандартов необходимо учитывать требования работодателей, отраслевые и внутрикорпоративные стандарты. Для совершенствования финансирования необходима не только разработка системы показателей эффективности образовательных учреждений, но и разработка механизма заинтересованности бизнес-сообщества и его участия в финансировании подготовки кадров для своих предприятий. Для

совершенствования управления профессорско-преподавательским составом (ППС) необходимы не только мероприятия по совершенствованию оплаты труда, подготовки и переподготовки, а также необходимых стажировок на гостиничных предприятиях [6]. Процесс учебно-методического обеспечения проведения учебных занятий важно осуществлять при взаимодействии представителей гостиничной отрасли.

При разработке основных образовательных программам (ООП) подготовки бакалавров и магистров по направлению «Гостиничное дело» решающая роль должна отводиться практико-ориентированным ООП, формирующих профессиональные компетенции и учитывающих в том числе требования профессионального сообщества, работодателей и отвечающих требованиям профессиональных стандартов1.

В новых профессиональных стандартах, утвержденных Приказом Минтруда России от 7 мая 2015 г. № 282н. «Об утверждении профессионального стандарта Руководитель/ управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» определено, что на должности руководителей департаментов и отделов гостиниц и иных средств размещения могут претендовать выпускники, получившие среднеспециаль-ное образование, на должность руководителя

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 12, ст. 96.

гостиницы — выпускники бакалавры, а для управления гостиничной сетью необходима подготовка магистра. При этом зафиксированные в профессиональном стандарте трудовые функции руководителей гостиниц и руководителей департаментов и отделов гостиниц и иных средств размещения будут заключаться в управлении текущей деятельностью департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса, представленных в квалификационных стандартах следующими основными составляющими:

1) управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса: оценка и планирование потребностей департаментов (служб, отделов) в материальных ресурсах и персонале; планирование текущей деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; формирование системы бизнес-процессов, регламентов и стандартов гостиничного комплекса; координация и контроль деятельности департаментов (служб, отделов);

2) взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами: проведение встреч, переговоров и презентаций гостиничного продукта потребителям, партнерам и другими заинтересованным сторонам; разрешение проблемных ситуаций потребителей, партнеров, заинтересованных сторон;

3) контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса: определение форм и методов контроля бизнес-процессов департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; организация службы внутреннего контроля; организация контроля за функционированием системы внутреннего распорядка; организация контроля исполнения персоналом принятых решений; организация контроля соблюдения технических и санитарных условий работы структурных подразделений; организация контроля за выполнением сотрудниками стандартов обслуживания и обеспечением качества гостиничного продукта; выявление проблем в системе контроля гостиничного комплекса и определение уровня эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса.

Далее в профессиональном стандарте определено, с помощью каких знаний и умений будут осуществляться трудовые функции управления текущей деятельностью департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса.

Трудовые функции по управлению ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного

комплекса могут осуществляться с помощью следующих сформированных умений: владения стратегическими и тактическими методами анализа потребности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса в материальных ресурсах и персонале; осуществления планирования и организации деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; осуществления координации и контроля, проведения оценки эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; использования наставничества, делегирования, коучинга и других современных форм развития руководящего состава и ключевых сотрудников департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; владения навыками деловых и межличностных коммуникаций, проведения совещаний и собраний в трудовом коллективе; владения английским языком или другим иностранным языком с учетом характеристик постоянных клиентов гостиничного комплекса на уровне, обеспечивающем эффективные профессиональные коммуникации; знаний: законодательства РФ о предоставлении гостиничных услуг; основ организации деятельности гостиниц и иных средств размещения; основ организации, планирования и контроля деятельности подчиненных; теории мотивации персонала и обеспечения лояльности персонала; теории межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии; специализированных программ, используемых в гостиничных комплексах; основ финансового, бухгалтерского и статистического учета в сфере гостиничного сервиса.

Трудовые функции по взаимодействию с потребителями и заинтересованными сторонами могут осуществляться с помощью следующих сформированных умений: владения навыками организации устных и письменных коммуникаций с потребителями, партнерами, заинтересованными сторонами; соблюдение протокола деловых встреч и этикета с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседников; владения английским языком или другим иностранным языком с учетом характеристик постоянных клиентов гостиничного комплекса на уровне, обеспечивающем эффективные профессиональные коммуникации; знаний: законодательства РФ о предоставлении гостиничных услуг; основ организации деятельности гостиниц и иных средств размещения; основ межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии, социально-культурных норм

бизнес-коммуникаций; методов взаимодействия с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами — представителями разных культур; специализированных программ, используемых в письменных коммуникациях, в том числе возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Трудовые функции по контролю и оценке эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса могут осуществляться с помощью следующих сформированных умений: владения методикой создания системы контроля в гостиницах и иных средствах размещения; анализа проблемы в функционировании системы контроля, прогнозирования их последствий и принятия мер по исправлению и недопущению подобных ситуаций в будущем; организации работы по подтверждению соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения; знаний: принципов и методов создания системы контроля работы персонала гостиничного комплекса; способов оценки соответствия качества выполняемых работ разработанным на предприятии регламентам и стандартам; методов оценки эффективности системы контроля деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; методики оценки соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения2.

Анализ большинства существующих основных образовательных программ по направлению подготовки «Гостиничное дело» показал, что они имеют в основном экономическую и технологическую составляющие процессов гостиничного предприятия. При этом в программу обучения бакалавров входят такие важные курсы, как основы создания бизнес-планов гостиничного предприятия, в том числе проектирование новых. Но ни в одной программе не предусмотрен инженерно-экономический подход, предусматривающий ознакомление и изучение технических расчетов, например, по расходу потребления воды или необходимым энергозатратам на освещение или систему вентиляции и кондиционирование помещений, расчетов на эксплуатационные расходы, которые входят в расчет технико-экономического обоснования бизнес-планов проектирования гостиничной деятельности.

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 282н от 7 мая 2015 «Об утверждении профессионального стандарта Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»

По данным Министерства образования и науки РФ о трудоустройстве и зарплатах выпускников отмечено, что наиболее востребованными на рынке труда являются инженерные специальности, при этом почти каждый второй нетрудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование. В последние годы число мест в вузах на эти направления со-кращается3. Поэтому при проектировании новых основных образовательных программ необходимо учитывать существующие тенденции и создавать конкурентоспособные программы обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки «Гостиничное дело».

Для комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки «Гостиничное дело» необходимо учитывать опыт западных школ по гостиничному бизнесу, так как на практике часто наблюдается разрыв между образовательными программами по подготовке кадров для сферы гостеприимства и ее реальными потребностями. При изучении любой дисциплины необходимо использовать балльно-рейтинговую аттестацию, включающую критерии оценки не только академических знаний, но и таких важных качеств для гостеприимства, как коммуникабельность, доброжелательность, клиентоориентированность, деловой стиль, а также практический навык работы в команде. В то же время должны вырабатываться такие навыки, как выносливость, стрессоустойчи-вость, гибкость, мобильность и др. Развитие этих компетенций возможно при комплексном подходе к подготовке студентов за счет накопления практического опыта, погружения в реальные ситуации, использования проектного метода и др.

Проведенный анализ показал, что для формирования профессиональных компетенций бакалавра в разработку ООП должен быть положен именно практикоориентированный принцип, т.е. при освоении дисциплины должны быть изучены методы организации того или иного процесса, методы расчетов и оценок и т.д. Рассмотрены конкретные примеры и реальные ситуации и разработаны методические рекомендации к практическим занятиям. Это означает, что каждый параграф учебного пособия должен заканчиваться практическим примером, т.е. быть практикоориентированным, и в написании учебных и учебно-методических пособий

3 Российская газета № 6781 от 18 сентября 2015 г. URL: http://www.rg.ru/2015/09/18/rabota.html (дата обращения: 03.10.2015)

Рис. 2. Структура ООП «Гостиничное дело» подготовки бакалавров

должны принимать участие практики гостиничного бизнеса.

Для работодателя это взаимодействие ведет к более точной настройке программ обучения под требования рынка труда и позволяет существенно сократить издержки обновления персонала, а также ведет к повышению эффективности гостиничного продукта. Таким образом, взаимодействие бизнес-сообщества и профессорско-преподавательского состава является взаимовыгодным и взаимообогащающим процессом, который осуществляется на паритетных началах в форме некоммерческого квазипартнерства [4].

В этой связи решающая роль отводится новым образовательным программам подготовки бакалавров по направлению «Гостиничное дело», формирующим профессиональные компетенции, учитывающие в том числе требования профессионального сообщества, работодателей.

Для формирования профессиональных компетенций и конкурентных преимуществ предлагается следующая структура ООП «Гостиничное дело» подготовки бакалавров и обобщенный перечень дисциплин профессионального образовательного цикла, основанный на требованиях профессиональных стандартов и представленный модулями [8]:

Модуль 1. Нормативно-правовые основы предоставления гостиничных услуг;

Модуль 2. Основы организации деятельности гостиниц и иных средств размещения;

Модуль 3. Теория межличностного и делового общения;

Модуль 4. Специализированные программы автоматизации гостиничного комплекса и возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

Модуль 5. Основы проектирования гостиничной деятельности (рис. 2).

Приведенная на рис. 2 структура ООП основана на модулях, которые могут увеличиваться или сокращаться в зависимости от желания обучающегося. При этом, например, модуль 3. «Теория межличностного и делового общения» позволит сформировать дополнительные общекультурные компетенции: готовность соблюдать требования стандартов внешнего вида, стандартов гостеприимства и доброжелательности; способность к клиентоориентированности. Модуль 5. «Проектирование гостиничной деятельности» позволит сформировать дополнительные профессиональные компетенции: готовность к созданию концепции гостиниц и иных средств размещения; готовность проводить технико-экономическое обоснование проектов гостиничных предприятий; способность эффективно взаимодействовать со всеми участниками проек-тно-строительного процесса; способность работы в команде.

Для повышения качества обучения и конкурентоспособности выпускников и в связи с необходимостью развития гостиничной отрасли РФ в перечень проектируемых результатов освоения ООП необходимо включить следующие требования:

в результате изучения обучающийся должен знать:

- содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа [1];

- основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;

- состав и технику разработки заданий на проектирование зданий и иных средств размещения;

- основы разработки технических заданий на оснащение гостиничных предприятий;

- порядок рассмотрения и согласования про-ектно-сметной документации;

- базовые принципы проектирования систем инженерного обеспечения, в т.ч. водопровод, канализацию, вертикальный транспорт, средства связи, а также устройства безопасности и систем пожаротушения;

- принципы разработки энерго- и ресурсо-эффективных, экологически обоснованных, комфортных и безопасных решений при проектировании зданий и иных средств размещения;

уметь:

- собирать, анализировать исходную информацию для технического задания на проектирование и реконструкцию здания гостиниц и иных средств размещения;

- анализировать проектно-сметную документацию.

Таким образом, предложенная структура ООП поможет сформировать профессиональные компетенции, которые необходимы выпускникам бакалаврам и в дальнейшем будущему магистру, который может претендовать на должность руководителя гостиничной сети.

В свою очередь профессиональная подготовка магистров по направлению «Гостиничное дело» также должна формировать компетенции, дающие возможность карьерного роста и мобильности будущих выпускников, их конкурентоспособности. При этом сами выпускники становятся носителями информации об эффективности самого вуза, реализующего магистерскую общеобразовательную программу. Соответственно, образовательная программа магистров по направлению подготовки «Гостиничное дело», кроме стандартного содержания дисциплин, таких как «Организационное проектирование», «Управление проектами» и др., должна включать актуальные и инновационные вопросы развития гостиничной отрасли, таких как: гостиничный девелопмент, экологический менеджмент, энергосберегающие технологии, подготовка гостиницы к запуску («startup»), технологии взаимодействия гостиничного предприятия с государственными структурами и с проек-тно-строительными организациям и пр.

Для формирования профессиональных компетенций в программу подготовки магистра необходимо включить модуль «Девелопмент в индустрии гостеприимства», который поможет подготовить специалистов, способных взаимодействовать с участниками инвестиционного проектирования гостиничных объектов [3]. В изучение модуля должны быть включены следующие вопросы: основные характеристики инвестиционно-строительной деятельности (разработка технического задания; технико-экономическое обоснование); опыт зарубежного девелопмента; экспертиза проектов и оценка рисков; разрешительная документация гостиничного проекта и административные риски; формирование концепции гостиничного проекта: определение конкурентных преимуществ; целевая аудитория проекта и рыночное позиционирование, брендинг проекта; формирование финансовой модели гостиницы; этапы гостиничного девелопмента: проектная команда и функции основных сотрудников/ участников и партнеров каждого этапа строительства отеля;

проектирование различных технологических и организационно-управленческих процессов; startup проекта [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для дальнейшего совершенствования подготовки кадров в сфере гостеприимства необходимо формирование профессиональных компетенций выпускника, такие как способность проектировать различные технологические и организационно-управленческие процессы,

разрабатывать концепцию гостиницы и участвовать в инвестиционном проектировании. При этом общеобразовательные программы должны предусматривать современные тенденции гостиничной индустрии и развивать новые направления и профили подготовки бакалавров и магистров, а также быть практикоориентиро-ванными и учитывать требования профессионального сообщества и новых профессиональных стандартов.

Литература

1. Гаранина Е.Н. Концепция строится на идее http://www.accordmg.ru/publikatsii/kontseptsiya-stroitsya-na-idee.html/ (дата обращения: 03.08.2015).

2. Зайцева Н.А. Управление человеческими ресурсами в организации индустрии туризма и гостеприимства // Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг». М., 2012.

3. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. М.: ИНФРА — М, 2009. 446 с. (Национальные проекты).

4. Лизунова Е.А. Организационный механизм управления гостиницами на стадии запуска. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2009.

5. Повышение качества предоставления услуг в гостиничном хозяйстве города Москвы через взаимодействие гостиничного бизнес-сообщества и системы подготовки кадров в сфере индустрии гостеприимства. Информационно-методическое пособие. М., 2012.

6. Полевая М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма. Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2011.

7. Сахарчук Е.С., Харитонова Т.В. Илькевич С.В., Штремберг П. Современные подходы к оптимизации основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/6478/ (дата обращения: 23.09.2015).

8. Серия специальных информационных и нормативно-методических приложений к отраслевому городскому информационному и методическому ежемесячному журналу гостиничного дела «Пять звезд» «Рекомендации при начале запуска гостиницы: кадровые и организационные процессы». М., 2010.

MODERN TENDENCIES OF FORMATiON OF THE BASiC EDUCATIONAL PROGRAMMES OF BACHELOR'S AND MASTER'S DEGREES IN «HOSPITALITY»

Skabeeva Larisa Ivanovna, PhD (Cand. Sc) in Pedagogic, associate Professor of the department of hospitality, [email protected], Moscow State Institute for Tourism Industry n.a. Yury Senkevich, Moscow, Russian Federation,

Lagusev Yurii Mikhailovich, PhD (Dr. Sc) in Pedagogic, Professor, head of the Department of business technologies in tourism and hospitality, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In modern conditions of development of tourism and hospitality industry and trends of import-substitution there is a need of training of heads of hotel complexes. Set conditions must be taken into account in the preparation of bachelors and masters on the course "Hospitality". In this regard, the authors study and develop model of the process of preparation of competitive graduates, which identify the main directions of optimization of this process: the necessity of interaction with government agencies and the business community, the need to include in a comprehensive curriculum of preparation of bachelors and masters for the hospitality industry the requirements of employers, industry and corporate standards. In the article there is the analysis of new occupational standards and job functions managers of hotels and heads of departments and divisions of hotels, which show that the main com-

mon cultural and professional competences must be formed in the main areas of activities: resource management departments (departments) of the hotel complex; interaction with consumers and stakeholders; monitoring and evaluation of performance of departments (departments) of the hotel complex. Important role in the preparation of bachelors is given to the formation of competences in interpersonal and business communication, willingness to comply with standards of appearance, standards of hospitality and friendliness; ability to customer centricity. In the result of analysis there is proposed modular structure of the comprehensive program of bachelor "Hospitality ", a list of additional common cultural and professional competences, which are necessary to form a competitive graduate who is in demand on the market. The authors determine the main directions of preparation of masters, taking into account the necessity of formation of professional competence of top-managers that cannot only manage the hotel, but also the hotel chain.

Keywords: bachelor and master in hospitality, design of hotel business, interact with hotel companies, the structure of comprehensive program "Hospitality"

References

1. Garanina E.N. Kontseptsiya stroitsya na idee [Concept is built on the idea] http://www.accordmg.ru/publikatsii/kont-septsiya-stroitsya-na-idee.html/ (Acceded on August 03, 2015).

2. Zaitseva N.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organizatsii industrii turizma i gostepriimstva [Human resource management in organizations of tourism and hospitality] //Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Professional'noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povysheniya kachestva turistskikh uslug» [international scientific-practical conference "Professional education in tourism sphere as a condition for increasing the quality of tourist services"]. M., 2012.

3. Ivanov V.V., Khan O.K. Upravlenie nedvizhimost'yu [Real estate management]. M.: INFRA - M, 2009. 446 p.

4. LizunovaE.A. Organizatsionnyi mekhanizm upravleniya gostinitsami na stadii zapuska. Dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 [Organizational mechanism of management of hotels in the launching stage. Candidate of Economics' thesis]. M.: RGB, 2009.

5. Povyshenie kachestva predostavleniya uslug v gostinichnom khozyaistve goroda Moskvy cherez vzaimodeistvie gostinich-nogo biznes-soobshchestva i sistemy podgotovki kadrov v sfere industrii gostepriimstva. Informatsionno-metodicheskoe posobie [Improving the quality of service provision in the hotel industry of Moscow through the interaction of the business community and the training system in the hospitality industry. Information-methodical manual]. M., 2012.

6. PolevayaM.V. Modernizatsiya sistemy podgotovki kadrov dlya industrii turizma. Dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.05 [Modernization of the personnel training system for the tourism industry. Doctor of Economics' thesis]. M.: RGB, 2011.

7. Sakharchuk E.S., Kharitonova T.V. Il'kevich S.V., Shtremberg P. Sovremennye podkhody k optimizatsii osnovnykh obrazovatel'nykh programm akademicheskogo bakalavriata v oblasti turizma [Modern approaches to optimization of basic educational programmes of academic bachelor in the field of tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 8. 2014. № 4. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/ view/6478/ (Acceded on September 23, 2015).

8. Seriya spetsial'nykh informatsionnykh i normativno-metodicheskikh prilozhenii k otraslevomu gorodskomu informatsi-onnomu i metodicheskomu ezhemesyachnomu zhurnalu gostinichnogo dela «Pyat' zvezd» «Rekomendatsii pri nachale zapuska gostinitsy: kadrovye i organizatsionnye protsessy» [A series of special information and guidance annexes to sectoral urban informational and educational monthly magazine for the hotel industry "Five star" "Recommendations for the early launch of: HR and organizational processes"]. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.