УДК 387.14 DOI 10.1273717731
о современных практико-ориентированных подходах к разработке образовательных программ подготовки магистров по направлению «гостиничное дело»
Бушуева Ирина Викторовна, доктор экономических наук, профессор, ФГОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», [email protected], Москва, Российская Федерация,
Скабеева Лариса Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничное дело, [email protected], ГАОУВО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», Москва, Российская Федерация
В современных условиях развития туристской и гостиничной отрасли и тенденциями импортоза-мещения возникает потребность подготовки топ-менеджеров, способных возглавить движение по созданию новых туристско-рекреационных территорий, курортных и туристских гостиничных комплексов, их стратегическое управление, строительство или реконструкцию. Важнейшей задачей настоящего этапа является совершенствование высшего образования и адаптация современных тенденций к разработке образовательных программ магистратуры. Исследование позволило выявить основные функции руководителей гостиниц и сетевых гостиничных операторов, которые заключаются не только в управлении персоналом и технологическими процессами, финансовой деятельностью, стратегиями развития, но и перспективной инвестиционной деятельностью, связанной с проектированием как самого гостиничного комплекса, так и всех бизнес-процессов для его запуска и последующей эксплуатации. В статье предложено включить в программу новую дисциплину — «Гостиничный девелопмент», в результате изучения которой должны быть сформированы компетенции, основанные на законодательных, инженерных и экономических знаниях. Это позволит будущим магистрам взаимодействовать с участниками инвестиционного проекта гостиничных и туристско-рекреаци-онных комплексов (проектными организациями, государственными учреждениями и др.), оценивать инвестиционные проекты и концепции гостиничных/ туристско-рекреационных комплексов. Статья базируется на анализе новых профессиональных стандартов, основным результатом которого стала разработка рекомендаций к образовательной программе магистратуры по направлению подготовки «Гостиничное дело», учитывающая требования к необходимым знаниям, умениям и навыкам будущих руководителей гостиничных предприятий. Рекомендации к образовательной программе учитывают также требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС3+), утвержденного 3.07.2015г. к общекультурным и профессиональным компетенциям.
Ключевые слова: магистр, образовательная программа, гостиничное дело, гостиничный оператор, управляющий, гостиничный комплекс, гостиничная сеть, гостиничный девелопмент, профессиональное развитие
В связи с развитием внутреннего туризма и поставленными на государственном уровне задачами импортозамещения создаются и развиваются туристско-рекреационные зоны. В связи с ограничением выездного туризма, обусловленным политико-экономическими факторами, растет спрос на популярные российские курорты и туристские центры, и уже сейчас прогнозируется дефицит гостиничных мест на высокий сезон (новогодние, весенние каникулы и летний период). По оценкам различных аналитиков, на отечественном рынке также всегда отмечался
недостаток в средствах размещения эконом-класса (отелей уровня 2*—3*). Все эти тенденции создают предпосылки для инвестиционной деятельности в гостиничной индустрии.
На мировом гостиничном рынке все ярче проявляются следующие тенденции: собственники все чаще привлекают к управлению профессиональных гостиничных операторов, что отражается на росте международных гостиничных сетей и появлении новых брендов. В этой связи растет популярность гостиничного деве-лопмента среди институциональных и частных
инвесторов, желающих диверсифицировать свои портфели объектов недвижимости [8].
Впервые профессиональное сообщество индустрии туризма и гостеприимства серьезно заговорило об актуальности подготовки руководителей гостиниц и специалистов, способных создавать собственные гостиничные управляющие компании — аналоги сетевым гостиничным операторам, в результате были разработаны и новые профессиональные стандарты, утвержденные Приказом Минтруда России от 7 мая 2015 г № 282н. «Об утверждении профессионального стандарта Руководитель / управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц».
В индустрии гостеприимства контракт на управление гостиницами, как правило, предусматривает передачу владельцем гостиницы прав на осуществление ее эксплуатации и управления другому гостиничному предприятию (гостиничной цепи). При этом подбор владельцем гостиничного оператора или гостиничной цепи начинается с момента проектирования гостиницы на чертежной доске и формирования пакета финансирования проекта [9].
Например, в группе компаний Azimut Hotels была создана специальная компания — «ООО Azimut Hotels УК» и AZIMUT Hotels Development, в которой помимо наличия операционного бизнеса существует и девелоперский бизнес. Управляющая компания также оказывает большой спектр консалтинговых услуг на различных стадиях развития гостиницы: организация и проведение маркетинговых исследований; разработка концепции гостиницы; финансовая оценка проекта, комплексное проектирование; разработка дизайн-проекта; проектирование инженерных систем; строительство и оснащение гостиничных объектов [5].
В процессе запуска новой гостиницы, как правило, принимают участие управляющие команды, которые представляют собой крупные консалтинговые компании, специализирующиеся на сфере управления гостиницами, это профессиональные гостиничные операторы, или девелоперы, предлагающие всестороннюю профессиональную поддержку инвесторам на всех этапах строительства, запуска и т.д. [3].
По мнению президента GVA Sawyer, для облегчения процесса девелопмента гостиницы или гостиничного комплекса «никогда нельзя принимать решение о пригодности площадки под строительство отеля без участия гостиничного оператора. Лучше всего заранее знать все
требования гостиничного оператора к площадке, где отель будет построен. Девелопер и гостиничный оператор заключают договор на гостиничное обслуживание. Без него нельзя также выбирать формат будущей гостиницы, необходимо заранее договориться о «звездности» отеля и сразу подписать два соглашения с гостиничным оператором — «Об управлении проектом» и «О техническом сопровождении»1.
Будущие руководители гостиничных комплексов / гостиничных сетей должны иметь представление об основных принципах современного архитектурного проектирования и строительства, а также режиме взаимодействия заказчика с проектировщиками и строителями на разных уровнях жизненного цикла гостиниц; знать базовые принципы функционирования инженерного оборудования гостиничных и ресторанных комплексов (водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения, вентиляции, пожаротушения, сигнализации и проч.). Безусловно, объем необходимых знаний не предполагает подготовки будущих специалистов в области гостиничного бизнеса до уровня архитекторов и строителей-проектировщиков, однако у них должен быть сформирован базис, позволяющий ориентироваться в нормативной литературе и грамотно вести общение с проектировщиками и строительными компаниями [4].
Для дальнейшего совершенствования подготовки кадров необходимо учитывать актуальные потребности индустрии гостеприимства: создание гостиниц на принципах экологического менеджмента и «зеленых» технологий; создания инновационных тематических парк-отелей; подготовки персонала для этноцентров и анимационных услуг мини-клубов гостиничных комплексов; технологии создания и организации приема туристов на особо охраняемых территориях; создание и проектирование необычных отелей; подготовки персонала для отелей-казино; использования информационных технологий в индустрии развлечений; применения инновационных и креативных методов продвижения и др. [1].
Таким образом, современная подготовка топ-менеджера в индустрии гостеприимства должна базироваться на стыке гуманитарных, психологических, юридических наук, с одной стороны, и экономических, инженерных — с другой.
1 URL: http://www.frontdesk.ru/article/development-oteley-glavnoe-nachinka (дата обращения: 02.12.2015)
Рис. 1. Модель основных функций гостиничного оператора
В итоге профессиональная подготовка магистров по направлению «Гостиничное дело» должна формировать компетенции, дающие возможность карьерного роста и мобильности будущих выпускников, их конкурентоспособности и возможности управления гостиничными предприятиями и сетями.
Проведенный анализ позволил выявить основные функции гостиничного оператора независимой гостиницей или гостиничной сети (или управляющего гостиничным комплексом,
независимой гостиницей), представленной в виде модели на рис. 1.
В этой связи решающая роль отводится новым образовательным программам подготовки магистров по направлению «Гостиничное дело», формирующим профессиональные компетенции, учитывающим в том числе требования профессионального сообщества и отвечающим требованиям профессиональных стандартов. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в ст. 96 (глава 12) особая роль отводится профес-
1. Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций
2. Современные подходы к организационно-управленческой деятельности
3. Управление доходами
4. Стратегический и бенч - маркетинг
5. Стратегии развития гостиничных комплексов и гостиничной сети
6. Стандарты гостеприимства
7. Управление проектами
18. Профессиональное pa3BHTne(profe development)"
9. Оптимизация бизнес-процессов
10. Гостиничной девелопмент
Рис. 2. Перечень дисциплин образовательной программы 43.04.03Гостиничное дело
сионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, которая «представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля».2
Таким образом, на основе проведенного анализа тенденций развития гостиничного рынка и введенных в действие в 2015 г. профессиональных стандартов и основных функций гостиничного оператора предлагается следующий перечень дисциплин образовательной программы подготовки магистров «Гостиничное дело» (ориентированной на практикоориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности), рис. 23.
В образовательную программу магистратуры предлагается включить представленные ниже ожидаемые результаты реализации образовательного процесса подготовки выпускников (ожидаемые результаты сформированы на основании
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», гл. 12, ст. 96.
3 За основу взят действующий учебный план ФГБОУ ВО «РГУТИС» подготовки магистров по направлению 43.04.03 Гостиничное дело.
компетенций, приведенных во ФГОС ВО по направлению 43.04.03 Гостиничное дело4[1] и трудовых функций, заложенных в профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»5.
Дисциплина «Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций» должна формировать следующие компетенции: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. В результате обучающийся должен владеть (в соответствии с требованиями профессионального стандарта) английским языком или другим иностранным языком с учетом характеристик постоянных клиентов гостиничного комплекса на уровне, обеспечивающем эффективные профессиональные коммуникации.
Дисциплина «Современные подходы к организационно-управленческой деятельности» должна
4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 43.04.03 Гостиничное дело (уровень магистратуры)» URL: http://base.garant. ru/71213844/ (дата обращения: 20.11.2015).
5 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 мая 2015 г. № 282н. «Об утверждении профессионального стандарта Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц». URL: http://ivo.garant. ru/#/document/71053822/paragraph/1:1 (дата обращения: 21.11.2015).
формировать следующие компетенции: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к организации и координации производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещения; способность принимать стратегические и тактические решения в гостиничной деятельности; готовность планировать, анализировать и оценивать результаты деятельности гостиниц и других средств размещения, обслуживания потребителей. В результате обучающийся должен знать (в соответствии с требованиями профессионального стандарта): основы стратегического менеджмента и маркетинга гостиничной отрасли; теорию мотивации персонала и обеспечения лояльности персонала; системы стимулирования персонала, повышения их мотивации и лояльности; владеть: методиками стратегического анализа и оценки динамики факторов внешней и внутренней среды; методиками разработки корпоративной и функциональных стратегий.
Дисциплина «Управление доходами» направлена на формирование следующих компетенций: готовность организовывать систему контроля деятельности гостиниц и других средств размещения, обслуживания потребителей; готовность планировать, анализировать и оценивать результаты деятельности гостиниц и других средств размещения, обслуживания потребителей. В результате изучения дисциплины (по требованиям профессионального стандарта) обучающийся должен овладеть следующими знаниями: формы статистической, финансовой и другой отчетности в индустрии гостеприимства; основы статистического моделирования и прогнозирования результатов деятельности гостиничного предприятия и гостиничной сети; умениями: сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды гостиничного комплекса, необходимой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений; владеть навыками: создания и ведения баз данных по различным показателям деятельности гостиничного комплекса; осуществления стратегического контроля и оценки эффективности разработки концепции и стратегии развития гостиничного комплекса/гостиничной сети.
Дисциплина «Стратегический и бенч-маркетинг» должна формировать следующие компетенции: способность проводить комплексные исследования гостиничного рынка с использованием современных научных методов; готовность
прогнозировать перспективы развития гостиничной индустрии на федеральном, региональном, муниципальном уровне; готовность к формированию и продвижению гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей. В результате изучения дисциплины (по требованиям профессионального стандарта) обучающийся должен знать: технологии маркетинговых исследований в индустрии гостеприимства, уметь: организовывать системы мониторинга внешней и внутренней среды гостиничного комплекса и/ или гостиничной сети; владеть навыками: применения техники количественной оценки, анализа и презентации информации о гостиничном продукте; навыками планирования и организации маркетинговых исследований в индустрии гостеприимства; формирования и реализации конкурентоспособной стратегии развития гостиничного комплекса и \ или гостиничной сети; руководства подготовкой предложений по формированию и совершенствованию гостиничного продукта в соответствии с изменением конъюнктуры рынка; определение миссии и целей развития гостиничного комплекса и\или гостиничной сети, отражающих интересы собственников, заинтересованных сторон.
Дисциплина «Стратегии развития гостиничных комплексов и гостиничной сети» должна формировать следующие компетенции: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способность принимать стратегические и тактические решения в гостиничной деятельности; готовность планировать, анализировать и оценивать результаты деятельности гостиниц и других средств размещения, обслуживания потребителей. В результате изучения дисциплины (по требованиям профессионального стандарта) обучающийся должен знать: основы реализации стратегии гостиничного комплекса, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой), обеспечивающих его устойчивое развитие; уметь осуществлять стратегический контроль и оценку эффективности разработки концепции и стратегии развития гостиничного комплекса и/или гостиничной сети; владеть навыками: организации стратегического контроля и оценки эффективности реализации стратегии развития гостиничного комплекса и/или гостиничной сети.
Дисциплина «Стандарты гостеприимства» должна формировать следующие компетенции: способность к разработке и внедрению норма-
тивно технологической документации, регламентирующей деятельность гостиниц и других средств размещения; способность разрабатывать и внедрять стандарты гостиничной деятельности; готовность к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения; готовность к совершенствованию гостиничной деятельности и формированию клиентурных отношений. В результате изучения дисциплины (по требованиям профессионального стандарта) обучающийся должен знать: основы организации деятельности гостиниц; международные нормативные правовые акты и законодательство Российской Федерации о предоставлении гостиничных услуг; уметь: руководить подготовкой предложений по формированию и совершенствованию гостиничного продукта в соответствии с изменением конъюнктуры рынка; владеть: методиками внедрения изменений корпоративных норм и стандартов деятельности гостиничной сети.
Дисциплина «Управление проектами» должна формировать следующие компетенции: готовность ставить цели и задачи проектирования гостиничной деятельности; готовность к организации проектной деятельности в гостинице и других средств размещения; готовность к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения. В результате изучения дисциплины (по требованиям профессионального стандарта) обучающийся должен знать: основы риск-менеджмента и антикризисного управления; основы управления проектами и изменениями; уметь: контролировать процесс внедрения изменений, оценивать эффективность реализации проектов; владеть навыками: управления разработкой и внедрением инновационных технологий в деятельность предприятий, входящих в гостиничную сеть; выявления потребности в изменениях деятельности гостиничного комплекса и /или гостиничной сети; планирования и управления внедрением изменений в деятельности гостиничного комплекса и развитие гостиничной сети; оценки эффективности внедрения инновационных технологий организации и управления деятельностью гостиничной сети.
При разработке модуля «Профессиональное развитие» (profe development) необходимо учитывать, в том числе, и европейскую практику программ подготовки. Анализ показывает, что тематическое содержание дисциплины-модуля
должно разбиваться на несколько независимых дисциплин: «Переговоры», «Международные коммуникации», «Кросс-культурные коммуникации», «Конфликтология», «Психология общения» и др. [4].
Предложенная структура модуля должна формировать следующие компетенции: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности; готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. При этом модуль должен учитывать требования профессионального стандарта к знаниям, умениям и навыкам, таким как умение провести встречи и переговоры с крупными потребителями, партнерами, заинтересованными сторонами; соблюдение протокола деловых встреч и этикета с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседников; навыки преодоления сопротивления коллектива внедрению изменений; знания: теории конфликтологии и психологии делового общения; основ межличностного и делового общения, переговоров, социально-культурных норм бизнес-коммуникаций; специализированных программ, используемых в письменных коммуникациях, в том числе возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет; методов взаимодействия с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами — представителями разных культур; навыками: работы с большим объемом информации; выбора партнеров по бизнесу и заключение с ними договоров с учетом интересов собственников бизнеса, потребителей, заинтересованных сторон.
Дисциплина «Оптимизация бизнес-процессов» должна формировать следующие компетенции: готовность к организации и координации производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещения; готовность организовывать систему контроля деятельности гостиниц и других средств размещения, обслуживания потребителей. Также в результате освоения дисциплины
должны быть приобретены следующие знания, умения и навыки (требования профессионального стандарта): выявление, раскрытие и устранение конфликтов интересов гостиничной сети и собственников бизнеса, заинтересованных сторон; выявление проблемы развития гостиничного комплекса; выявления стратегических проблем развития гостиничного комплекса и/или гостиничной сети и разработка мер по их устранению, владения методиками анализа основных факторов, определяющих необходимость изменений в стратегии и тактике гостиничного комплекса /гостиничной сети; проведения организационной диагностики и проектирование организационной структуры гостиничного комплекса; умения: находить и оценивать новые рыночные возможности, формулировать бизнес-идеи, способствующие развитию гостиничного комплекса и/или гостиничной сети; принятие стратегических решений по развитию гостиничной сети в условиях неопределенности; разрабатывать и принимать управленческие решения по повышению конкурентоспособности и развитию гостиничного комплекса и/или гостиничной сети.
Для формирования профессиональных компетенций в программу подготовки прикладного магистра необходимо включить дисциплину «Гостиничный девелопмент». В дисциплину должны быть включены следующие вопросы: основные характеристики инвестиционно-строительной деятельности (разработка технического задания; технико-экономическое обоснование); разрешительная документация гостиничного проекта и административные риски; формирование концепции гостиничного проекта: формирование финансовой модели гостиницы; проектирование различных технологических и организационно-управленческих процессов; «startup» проекта; ландшафтное проектирование и др., которые помогут подготовить специалистов, способных взаимодействовать с участниками инвестиционного проектирования гостиничных объектов [2].
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: способность и готовность профессионально составлять и оформлять
научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории; готовность ставить цели и задачи проектирования гостиничной деятельности; готовность к организации проектной деятельности в гостинице и других средствах размещения; готовность прогнозировать перспективы развития гостиничной индустрии на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Также в перечень формируемых компетенций необходимо включить дополнительные компетенции: готовность взаимодействовать с участниками инвестиционного проекта гостиничных (туристско-рекрационных) комплексов; способность оценивать инвестиционные проекты и концепции гостиничных (и ту-ристско-рекрационных) комплексов. При этом «Гостиничный девелопмент» должен учитывать требования профессионального стандарта к знаниям: знать основы управления процессом организационного проектирования гостиничного комплекса и/или гостиничной сети; уметь: разрабатывать и реализовывать проекты по повышению конкурентоспособности гостиничного комплекса/гостиничной сети; управлять разработкой и реализацией проектов, направленных на развитие и повышение конкурентоспособности гостиничного комплекса; владеть: навыками выявления стратегических проблем развития гостиничной сети и своевременно реализовывать меры по их устранению; методами организационного проектирования гостиничной сети.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная подготовка кадров в сфере гостеприимства должна учитывать не только требования профессионального сообщества и новых профессиональных стандартов, но политико-экономические факторы, формирующие устойчивый спрос на российский туристский и гостиничный продукт. Образовательные программы должны формировать многогранные компетенции для мобильности будущих выпускников, их конкурентоспособности, основанных на необходимости интеграции различных смежных научных направлений.
Литература:
1. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. «Инновационные технологии в гостиничном бизнесе». // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. 2014. № 7 (54) [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (дата обращения: 20.01.2015).
2. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. М.: ИНФРА — М, 2009. 446 с. (Национальные проекты).
3. Лизунова Е.А. Организационный механизм управления гостиницами на стадии запуска. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2009.
4. Лихолетов В.В. Основы проектирования гостиничных комплексов и предприятий общественного питания: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 184 с.
5. Пономаренко Д. О. Оценка финансового состояния группы компаний с учетом особенностей гостиничного бизнеса. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. М.: РГБ, 2014.
6. Рекомендации при начале запуска гостиницы: кадровые и организационные процессы. Серия специальных информационных и нормативно-методических приложений к отраслевому городскому информационному и методическому ежемесячному журналу гостиничного дела «Пять звезд». 2010.
7. Сахарчук Е.С., Харитонова Т.В., Илькевич С.В., Штремберг П. Современные подходы к оптимизации основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Научный журнал. Т. 8. 2014. № 4. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/6478/ (дата обращения: 23.09.2015).
8. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. 496 с.
9. Скобкин С.С. Экономическая стратегия развития предприятия ИГиТ: Монография. М.: Изд-во АБЦ, 2011. C. 354.
MODERN PRACTiCE-ORiENTED APPROACHES FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATiONAL PROGRAMS OF MASTERS iN «HOSPITALITY»
Bushueva Irina Viktorovna, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,
Skabeeva Larisa Ivanovna, PhD (Cand. Sc) in Pedagogic, associate Professor of the department of hospitality, [email protected], Moscow State Institute for Tourism Industry n.a. Yury Senkevich, Moscow, Russian Federation
In modern conditions of development of the tourism and hospitality industry and trends of import substitution there is a need for training of top managers, able to lead the charge in creating new tourist-recreational territories, tourist and resort hotel complexes, their strategic management, the construction or reconstruction. The most important task of this stage is the improvement of higher education and adapting modern trends to the development of educational programs of magistracy. The research allows to identify not only the main functions of managers of hotels and hotel operators network, which are not only in the management of personnel and technological processes, financial operations, development strategies, but also long-term investment activities associated with the design of both the hotel complex and all the business processes for its launch and subsequent operation. The authors propose to introduce a new discipline — "Hotel development", which should form competences, based on legislative, engineering and economic knowledge. This will help future masters to interact with the participants of the investment project, hotel and tourist and recreational complexes (design organizations, government agencies, etc.), to evaluate investment projects and the concept of the hotel/ tourist and recreational complexes. The article is based on the analysis of new professional standards, the main result of which was the development of recommendations to the educational program of graduate training in the direction of "Hospitality", taking into account the required knowledge, skills and abilities of future managers of the hospitality enterprises. Recommendations for educational program take into account also the requirements to the common cultural and professional competences of the Federal state educational standard of higher education (FSES3+), approved on July 3, 2015.
Keywords: master, educational program, hospitality, hotel operator, Manager, hotel complex, hotel network, hotel development, professional development
References
1. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I. Innovatsionnye tekhnologii v gostinichnom biznese [Innovative technologies in the hotel business]. // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. V. 8. 2014. № 7 (54) [Electronic resource]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (Acceded on January 20, 2015).
2. Ivanov V.V., Khan O.K. Upravlenie nedvizhimost'yu [Real estate management]. M.: INFRA - M, 2009. 446 p.
3. Lizunova E.A. Organizatsionnyi mekhanizm upravleniya gostinitsami na stadii zapuska. Dis. ... kand. ekon. nauk:
08.00.05 [Organizational mechanism of management of hotels in the launching stage. Candidate of Economics' thesis]. M.: RGB, 2009.
4. Likholetov V.V. Osnovy proektirovaniya gostinichnykh kompleksov i predpriyatii obshchestvennogo pitaniya: Uchebnoe posobie [Basics of designing of hotel complexes and enterprises of public catering: Manual.]. Chelyabinsk: Izd-vo YuUr-GU, 2009. 184 p.
5. Ponomarenko D.O. Otsenka finansovogo sostoyaniya gruppy kompanii s uchetom osobennostei gostinichnogo biznesa. Dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.10 [Evaluation of the financial condition of the group of companies taking into account peculiarities of the hotel business. Doctor of Economics' thesis]. M.: RGB, 2014.
6. Rekomendatsii pri nachale zapuska gostinitsy: kadrovye i organizatsionnye protsessy. Seriya spetsial'nykh informatsion-nykh i normativno-metodicheskikh prilozhenii k otraslevomu gorodskomu informatsionnomu i metodicheskomu ezheme-syachnomu zhurnalu gostinichnogo dela «Pyat' zvezd» [Recommendations for the early launch of: HR and organizational processes. A series of special information and guidance annexes to sectoral urban informational and educational monthly magazine for the hotel industry "Five star"]. M., 2010.
7. Sakharchuk E.S., Kharitonova T.V. Il'kevich S.V., Shtremberg P. Sovremennye podkhody k optimizatsii osnovnykh obrazovatel'nykh programm akademicheskogo bakalavriata v oblasti turizma [Modern approaches to optimization of basic educational programmes of academic bachelor in the field of tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. V. 8. 2014. № 4. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/ view/6478/ (Acceded on September 23, 2015).
8. Skobkin S.S. Praktika servisa v industrii gostepriimstva i turizma: Uchebnoe posobie [Practice of service in the hospitality industry and tourism: Manual]. M.: Magistr: INFRA-M, 2014. 496 p.
9. Skobkin S.S. Ekonomicheskaya strategiya razvitiya predpriyatiya IGiT: Monografiya [Economic development strategy of Hit: Monograph]. M.: Izd-vo ABTs, 2011. p. 354.