Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАРТАПОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАРТАПОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ / РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ СТАРТАПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Булганина Светлана Викторовна

В настоящее время разработка и запуск стартапа - это один из наиболее важных этапов развития бизнеса. В современной социально-экономической ситуации исследования свидетельствуют о существенном отставании России по показателям развития малого предпринимательства. Преодолеть это отставание невозможно без ускоренного развития всех инфраструктурных элементов поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе без использования предпринимательского потенциала обучающихся вузов. Написание выпускной квалификационной работы в форме стартапа, безусловно, имеет ряд преимуществ таких как перенос бизнес-модели на практику, генерация новых идей, развитие предпринимательских компетенций, решение реальных проблем их индустрии. В статье представлены современные тенденции развития практик сопровождения обучающихся при подготовке к стартапу: тенденция изменения методологии исследования, тенденция подготовки и сопровождения стартапов, предоставление экосистем вуза, изменение ролевой структуры руководителей стартапа. В российском образовании наметились определенные векторы развития и совершенствования системы организации и поддержания стартапов на уровне вузов. Однако, как и в других странах, не все студенческие стартапы достигают успеха. В среднем, только каждый седьмой стартап, основанный обучающимися, оказывается успешным, но это не останавливает многих молодых и амбициозных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Булганина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN SUPPORTING STARTUPS IN EDUCATION

Currently, the development and launch of a startup is one of the most important stages of business development. In the current socio-economic situation, studies indicate a significant lag in Russia in terms of the development of small business. It is impossible to overcome this gap without the accelerated development of all infrastructural elements to support small innovative entrepreneurship, including without the use of the entrepreneurial potential of university students. Writing a graduation thesis in the form of a startup, of course, has a number of advantages, such as transferring a business model to practice, generating new ideas, developing entrepreneurial competencies, and solving real problems in their industry. The article presents current trends in the development of practices for supporting students in preparation for a startup: a trend in research methodology, a trend in preparing and supporting startups, providing university ecosystems, and changing the role structure of startup leaders. In Russian education, certain vectors of development and improvement of the system for organizing and supporting start-ups at the university level have been outlined. However, as in other countries, not all student startups succeed. On average, only one in seven startups founded by students is successful, but this does not stop many young and ambitious entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАРТАПОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 159.9.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАРТАПОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В настоящее время разработка и запуск стартапа - это один из наиболее важных этапов развития бизнеса. В современной социально-экономической ситуации исследования свидетельствуют о существенном отставании России по показателям развития малого предпринимательства. Преодолеть это отставание невозможно без ускоренного развития всех инфраструктурных элементов поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе без использования предпринимательского потенциала обучающихся вузов. Написание выпускной квалификационной работы в форме стартапа, безусловно, имеет ряд преимуществ таких как перенос бизнес-модели на практику, генерация новых идей, развитие предпринимательских компетенций, решение реальных проблем их индустрии. В статье представлены современные тенденции развития практик сопровождения обучающихся при подготовке к стартапу: тенденция изменения методологии исследования, тенденция подготовки и сопровождения стартапов, предоставление экосистем вуза, изменение ролевой структуры руководителей стартапа. В российском образовании наметились определенные векторы развития и совершенствования системы организации и поддержания стартапов на уровне вузов. Однако, как и в других странах, не все студенческие стартапы достигают успеха. В среднем, только каждый седьмой стартап, основанный обучающимися, оказывается успешным, но это не останавливает многих молодых и амбициозных предпринимателей.

Ключевые слова: стартап, методологии исследования, ролевая структура руководителя стартапа.

Annotation. Currently, the development and launch of a startup is one of the most important stages of business development. In the current socio-economic situation, studies indicate a significant lag in Russia in terms of the development of small business. It is impossible to overcome this gap without the accelerated development of all infrastructural elements to support small innovative entrepreneurship, including without the use of the entrepreneurial potential of university students. Writing a graduation thesis in the form of a startup, of course, has a number of advantages, such as transferring a business model to practice, generating new ideas, developing entrepreneurial competencies, and solving real problems in their industry. The article presents current trends in the development of practices for supporting students in preparation for a startup: a trend in research methodology, a trend in preparing and supporting startups, providing university ecosystems, and changing the role structure of startup leaders. In Russian education, certain vectors of development and improvement of the system for organizing and supporting start-ups at the university level have been outlined. However, as in other countries, not all student startups succeed. On average, only one in seven startups founded by students is successful, but this does not stop many young and ambitious entrepreneurs.

Key words: startup, research methodology, role structure of the head of a start-up.

Введение. Выпускная квалификационная работа - это последний этап учебного процесса, который позволяет обучающимся продемонстрировать свои знания, опыт и навыки, полученные за время обучения. Традиционно, выпускная квалификационная работа - это вызов, требующий применения различных методов и подходов, добавления новых идей и уникальных решений, новых методов и нововведений в дисциплину. Руководство выпускными квалификационными работами, как часть учебного процесса в вузе имеет четкий алгоритм и обусловлен определенными организационно-педагогическими, субъектно-личностными и ресурсными условиями, которые должны быть системообразующими факторами, влияющими на успешность и результат работы [9, С. 2].

В современной социально-экономической ситуации исследования свидетельствуют о существенном отставании России по показателям развития малого предпринимательства. Количество малых и средних предприятий в России в несколько раз меньше, чем в США, Японии и Франции. Удельный вес малых инновационных предприятий в общей численности малых предприятий России составляет 0,8%, на долю малых инновационных предприятий приходится около 0,3% инвестиций в основной капитал, 0,6% занятых в сфере малого предпринимательства. Преодолеть это отставание невозможно без ускоренного развития всех инфраструктурных элементов поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе при использовании предпринимательского потенциала обучающихся вузов в форме написания стартапа как выпускной квалификационной работы [2, С. 4].

С целью формирования условий для реализации программы «Стартап как диплом» в образовательных организациях высшего образования, Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России направил методические рекомендации по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке и защите выпускных квалификационных работ в форме «Стартап как диплом» [4].

Выпускная квалификационная работа в форме стартапа - это проект, который основывается на условном создании стартапа, осуществляющего новый или революционный подход к определенной отрасли, основанной на новых методах и технологиях. Подход стартапа при написании выпускной квалификационной работы, далее ВКР, дает обучающимся возможность переносить свои идеи и исследования с фантастического, лабораторного варианта на практику. Он помогает развивать у обучающегося навыки предпринимательства, лидерства и коллаборации, обязательные для реального мира.

Актуальность работы на стартапом безусловно высока.

Во-первых, перенос бизнес-модели на практику. В традиционном плане написания выпускной квалификационной работы, бизнес-модели рассматриваются в теории, структурном плане, однако, написание ВКР в форме стартапа позволяет применить знания на практике, понять, как устроен реальный бизнес мир и показать прогноз действия бизнес модели на практике.

Во-вторых, генерация новых идеи в разрезе уже существующих инноваций. Когда обучающийся действует как основатель стартапа, он находится в поиске и экспериментах с новыми идеями, которые могут решить определенную проблему или изменить нормальный порядок вещей. Это ведет к поиску новых методов для использования существующих ресурсов и поиск новых технологий, которые могут быть важными для будущего развития. В традиционном процессе

подготовки выпускной квалификационной работы обучающийся в безусловном плане, стремится к поиску инноваций, но не всегда может предложить системное решение, затрагивающее изменение всех ее элементов.

В-третьих, развитие предпринимательских компетенций, написание ВКР в форме стартапа помогает участникам развивать навыки принятия рисков и принятия стратегических решений. Предпринимательские компетенции могут быть важными не только для выпускников, которые хотят создать свой собственный стартап, но и для тех, кто хочет работать в корпоративном мире. Традиционный процесс написания ВКР не исключает этого аспекта, скорее всего принципиальных отличий, по мнению авторов, нет, но тем не менее при написании ВКР как стартапа возможность показать полностью свою идею существенно возрастает.

В-четвертых, решение реальных проблем их индустрии; при написании ВКР в форме стартапа обучающиеся фокусируются на настоящих проблемах и переменных, которые присутствуют в промышленности. Это помогает им создавать реальные решения, которые могут быть успешно реализованы на практике.

Цель публикации - рассмотреть современные тенденции развития практик сопровождения обучающихся при подготовке к стартапу.

В работе были поставлены следующие задачи: проанализировать современные тенденции в области образования при подготовке и написанию стартапа как диплома.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время разработка и запуск стартапа - это один из наиболее важных этапов развития бизнеса, при этом большинство проектов, которые успешно прошли этот этап, были им придуманы и созданы молодыми предпринимателями. Все больше и больше обучающихся начинают интересоваться стартапами и пытаются создавать свой собственный бизнес, однако процесс создания компании является сложным и требует множества знаний.

Методологической основой публикации выступают: С. Бланк, Э. Рис, А. Остервальдер, Н. Фокс, Д. Мюллер, С. Хоффман [7], исследования в области понимания термина «стартап», взгляд с позиции инвестирования. Формирование эко систем на основе корпоративной модели открытых инноваций посвящены работы ученых экономистов: Казарцева А.И., Деньщик М.Н., продвижение стартапов Бейгул Е.Н., формирование конкурентноспособной инновационной экосистемы университета Сергеева К.С., Ерошенко Е.П. [5, 8] и др.

Тенденция изменения методологии исследования. Эта тенденция отражает прежде всего определение областей стартапов. Для начала необходимо определить, какие области стартапов будут включены в исследование. Рекомендуется использовать широкие категории, такие как "технологии", "медицина", "образование", "социальные решения" и т.д., или более узкие категории, в зависимости от целей исследования. Данные могут быть собраны из различных источников, включая открытые базы данных, отчеты, статьи и интервью с представителями индустрии. Ключевые показатели, которые следует рассмотреть, включают количество стартапов в каждой области, объем инвестиций, количество рабочих мест, созданных стартапами, и т.д. Для проведения анализа данных необходимо убедиться, что данные являются точными, полными и актуальными. Один из способов сделать это- проверить данные на наличие выбросов и ошибок, и если таковые обнаружены, проанализировать их. Графическое представление данных может помочь визуализировать и анализировать тенденции и показатели гораздо более эффективно, чем простое изучение цифр. Типы диаграмм и графиков, которые могут быть полезными, включают гистограммы, круговые диаграммы, линейные графики и др. По мере получения результатов и анализа данных, можно обнаруживать различные тенденции и показатели, которые помогут понять, какие области стартапов наиболее востребованы среди студентов, и какие проблемы могут быть связаны с их запуском. Важно применять состоятельную методологию при анализе данных и сравнивать результаты со средними показателями в индустрии.

Тенденция подготовки и сопровождения стартапов. В настоящее время многие университеты и колледжи предлагают обучающимся возможность подготовки к стартапу и созданию своих компаний. Однако преподавание деловых и предпринимательских курсов не всегда является достаточным, чтобы обучающиеся получили необходимые знания и навыки для создания и управления успешным стартапом. Это может быть связано с тем, что подходы к предоставлению информации не всегда адаптированы к ежедневным реалиям создания и управления бизнеса. Сопровождение студентов в процессе подготовки к стартапу является необходимым, для того чтобы помочь им получить дополнительные знания и навыки, которые помогут им стать успешными предпринимателями. Одним из способов развития практики сопровождения обучающихся является создание специализированных курсов и программ, которые рассчитаны на студентов, которые хотят заняться стартапом. Курсы и программы должны обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями и навыками, связанными с созданием, управлением и развитием успешного стартапа. Кроме того, существует необходимость осуществления сопровождения, которое изучает причины, по которым стартапы не проходят проверку и не успешны. Это позволит увидеть, какие ошибки делают другие предприниматели и избежать этих ошибок. Наконец, критическим аспектом сопровождения является постоянная обратная связь. Обучающиеся должны получать регулярную обратную связь от своих преподавателей и наставников, которая поможет им узнать, где они должны проявлять больше усилий, и дать им возможность наладить связи с другими предпринимателями, чтобы получить больше знаний и наставлений.

Изменение ролевой структуры руководителя стартапа. Руководитель стартапа должен обладать лидерскими компетенциями, способностями привлекать и мотивировать талантливых людей в команду. Он должен обладать компетенциями в таких областях, как менеджмент, маркетинг и технологии, чтобы эффективно управлять компанией. Эко система вуза должна формировать так называемое лидерское пространство, которое утверждает социальную, деятельную и творческую сущность личности обучающихся [1]. С учетом современных требований к написанию стартапа можно выделить следующие современные требования к руководителю [1]:

- Визионер. Руководитель стартапа должен иметь ясное видение успеха компании и уметь рассказать об этом своей команде и партнерам. Он должен иметь четкие цели и стратегию, и быть в состоянии заставить своих сотрудников работать на достижение общих целей;

- Коммуникатор. Он должен быть способен донести свою идею до команды, обеспечить прозрачной и понятной связь внутри компании, наладить контакт с партнерами и клиентами;

- Эксперт. Руководитель стартапа должен обладать экспертизой в области, где работает компания. Он должен иметь глубокие знания в своей области, а также понимать рынок, конкуренцию и потребности клиентов;

- Менеджер. Руководитель должен уметь управлять своей командой и ресурсами компании. Он должен иметь опыт работы с людьми, уметь мотивировать, развивать, а также принимать решения в соответствии с долгосрочной стратегией компании;

- Риск-менеджер. Риск-менеджмент - это важная часть управления стартапом. Руководитель должен уметь оценивать риски и принимать решения, которые могут помочь снизить риски. Он должен быть готов к частичной неопределенности в работе стартапа и иметь систему контроля и оценки риска;

- Инноватор. Руководитель стартапа должен быть способен мыслить инновационно и вносить креативные идеи, чтобы выделяться на рынке. Он должен следить за технологическими тенденциями в своей области и использовать их для создания инновационных решений;

- Настоящий лидер. Руководитель стартапа должен быть настоящим лидером как для своей команды, так и для своих клиентов и партнеров. Он должен быть способен вдохновлять, мотивировать и направлять своих людей на достижение общих целей [1, С. 2];

- Адаптивный. Хороший руководитель стартапа должен быть способным адаптироваться к переменам и быстро реагировать на изменения в рынке и потребности клиентов. Он должен иметь чувствительность к экономической и социальной динамике и принимать решения, основываясь на актуальных критериях.

Создание экосистем, направленных на поддержание практик. Многие российские ВУЗы развивают экосистему, поддерживающую создание студенческих стартапов и предоставляющую студентам доступ к необходимым ресурсам и инструментам. В России существует несколько инициатив, программ и конкурсов, которые помогают студентам реализовывать свои идеи. К числу таких инициатив относятся, например, конкурс "Студенческая весна" и многие другие. Также многие ВУЗы имеют собственные инкубаторы стартапов, которые предоставляют студентам полезные услуги, такие как наставничество, финансовая, правовая и маркетинговая поддержка.

Один из наиболее успешных российских стартапов, созданных студентами, - онлайн образовательная платформа Skillbox, которая была основана в 2013 году студентами из Новосибирска. В настоящее время платформа имеет более 1 миллиона пользователей и является одной из наиболее успешных российских стартапов.

Также многие студенты в России создают стартапы в области технологий, таких как разработка игр, VR/AR-технологий, робототехники и других областей. При этом студенты часто объединяются в команды, чтобы реализовать свои идеи и разработки.

Китайские университеты готовы сотрудничать с технологическими компаниями, инвестиционными фирмами и правительственными организациями, чтобы обеспечить максимально эффективную поддержку для студенческих стартапов. Например, Shanghai Jiao Tong University создала экосистему Incubator, которая оказывает студентам приют, посредничество, консультирование, подготовку и менторство. В этой экосистеме студенты имеют доступ к услугам, таким как хакатоны, совместное обучение с предпринимателями, венчурным капиталистам и другими игроками на рынке.

Правительство Китая также содействует студенческим стартапам, выделяя миллионы долларов на инновации и технологический развитие в университетах. В конце 2019 года Китайский Научно-технический Университет утвердил инновационный фонд в размере 3,3 миллиарда юаней на поддержку студенческих стартапов.

Многие университеты Китая также разрабатывают программы обучения, направленные на подготовку молодых предпринимателей и усиление их навыков в области бизнеса. Некоторые университеты проводят определенные семинары и лекции с участием ведущих бизнес-лидеров и предпринимателей Китая.

Партнерство между университетами и предприятиями является одним из основных элементов экосистемы поддержки студенческих стартапов в Индии. Многие университеты сотрудничают с компаниями, чтобы предоставить студентам возможности трудоустройства, контакты с потенциальными инвесторами, а также поддержку в налоговых вопросах.

Кроме того, индийские университеты создают инкубаторы и акселераторы стартапов, которые предоставляют студентам помощь в бизнес-планировании, юридических вопросах, маркетинге и продвижении, а также финансовую и инвестиционную поддержку. Также существует множество конкурсов и программ, которые позволяют студентам продемонстрировать свои идеи, сетевые и получить финансовую помощь.

Правительственные организации в Индии также активно вовлечены в поддержку стартапов. Недавно правительство Индии запустило программу "Стартап Индия", которая ориентирована на поддержку стартап-экосистемы в стране [6]. Через эту программу правительство Индии обеспечивает финансовую и тактическую поддержку для стартапов и разработчиков в различных отраслях экономики.

Выводы. В заключении следует отметить, что студенческие стартапы пользуются большой поддержкой и имеют большой потенциал для успешного развития. В российском образовании наметились определенные векторы развития и совершенствования системы организации и поддержания стартапов на уровне вузов. Однако, как и в других странах, не все студенческие стартапы достигают успеха. В среднем, только каждый седьмой стартап, основанный обучающимися, оказывается успешным, но это не останавливает многих молодых и амбициозных предпринимателей.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза / И.Б. Бичева, О.В. Филатова // Вестник Мининского университета. - 2017. - №3. - URL https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/625/607 (дата обращения: 04.12.2022).

2. Гузеева, О.Г. Стратегия и тактика создания и развития объектов инновационной инфраструктуры поддержки стартапов: автореферат дис. ... к-та. эконом. наук: 08.00.05 / Гузеева Ольга Генадьевна. - Воронеж, 2019. - 23 с.

3. Корчагина, М.И. Личность педагога: модель компетентности / М.И. Корчагина // Научные исследования в образовании. - 2008. - №4. - С. 34-36

4. Министерство науки и высшего образования Российской федерации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке и защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». - [от 29.09.2022 № MH -11/3030]. - Москва. - 24 с.

5. Петренко, В.А. Методологии управления стартап-проектами / В.А. Петренко, Н.Г. Демьяненко, А.А. Крюкова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - №1 (65). - С. 26-32

6. Программа стартап Индия. - 2022. - https://www.startupindia.gov.in/ (дата обращения: 05.04.2023).

7. Рис, Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис. -Москва: ПГПУ, 2013. - 214 с.

8. Сергеева, К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета: автореферат дис. ... к-та. эконом. наук: 08.00.05 / Сергеева Ксения Николаевна. - Москва, 2015. - 29 с.

9. Слесарева, Г.Д Выпускная квалификационная работа как результат организации самостоятельной работы студентов в условиях реформирования высшей школы: автореферат дис. ... к-та. пед. наук: 13.00.08 / Слесарева Галина Дмитриевна. - Киров, 2008. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.