Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТУДЕНТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ENTREPRENEURSHIP / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / STUDENT-ENTREPRENEUR / UNIVERSITY ENVIRONMENT / INTRA-UNIVERSITY FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов Игорь Николаевич, Чистяков Евгений Дмитриевич

Обозначены роль и назначение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства. Рассмотрено влияние университетской среды на предпринимательскую активность студентов. Указаны элементы университетской среды и виды ресурсов для студенческого предпринимательства. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются студенты-предприниматели в процессе совмещения учебной деятельности и ведения бизнеса. Описано восприятие студентов-предпринимателей внутриуниверситетской обратной связи в рамках действующей системы поддержки студенческого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздов Игорь Николаевич, Чистяков Евгений Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF INTRA-UNIVERSITY FEEDBACK IN THE DEVELOPMENT OF STUDENT ENTREPRENEURSHIP

The role and purpose of intra-university feedback in the development of student entrepreneurship are outlined. The influence of the university environment on the entrepreneurial activity of students is considered. Elements of the university environment and types of resources for student entrepreneurship are indicated. The problems faced by students-entrepreneurs in the process of combining educational activities and doing business are highlighted. The perception of intra-university feedback in the framework of the current support system of students' entrepreneurship by students-entrepreneurs is considered in the article.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Дроздов И.Н.1, Чистяков Е.Д.1

1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Значение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Дроздов И.Н., Чистяков Е.Д. Значение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 5. — С. 925-942. Сок 10.18334/се.14.5.110095

АННОТАЦИЯ:

Е о с о

и

Обозначены роль и назначение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства. Рассмотрено влияние университетской среды на предпринимательскую активность студентов. Указаны элементы университетской среды и виды ресурсов для студенческого предпринимательства. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются студенты-предприниматели в процессе совмещения учебной деятельности и ведения бизнеса. Описано восприятие студентов-предпринимателей внутриуниверситетской обратной связи в рамках действующей системы поддержки студенческого предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, студенческое предпринимательство, студент-предприниматель, университетская среда, внутриунивер-ситетская обратная связь

ОБ АВТОРАХ_

Дроздов Игорь Николаевич, доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента, кандидат психологических наук, доцент (stat.abc@mail.ru)

Чистяков Евгений Дмитриевич, бакалавр 4-го курса, Школа экономики и менеджмента (evgenyshow@gmail.com)

&

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

Drozdov I.N.1, Chistyakov E.D.1

1 Far Eastern Federal University, Russia

от

fM

от

Ю

от от

The value of intra-university feedback in the development of student £ entrepreneurship

CITE AS:_

Drozdov I.N., Chistyakov E.D. (2020) Znachenie vnutriuniversitetskoy obratnoy svyazi v razvitii studencheskogo predprinimatelstva [The value of intra-university feedback in the development of student entrepreneurship]. Kreativnaya ekonomika. 14. (5). - 925-942. doi: 10.18334/ce.14.5.110095

ABSTRACT:_

The role and purpose of intra-university feedback in the development of student entrepreneurship are outlined. The influence of the university environment on the entrepreneurial activity of students is considered. Elements of the university environment and types of resources for student entrepreneurship are indicated. The problems faced by students-entrepreneurs in the process of combining educational activities and doing business are highlighted. The perception of intra-university feedback in the framework of the current support system of students' entrepreneurship by students-entrepreneurs is considered in the article.

KEYWORDS: entrepreneurship, student entrepreneurship, student-entrepreneur, university environment, intra-university feedback

JEL Classification: I23, I29, L26

Received: 04.05.2020 / Published: 31.05.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Drozdov I.N. (stat.abc@mail.ru)

Введение

В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в России является одним из приоритетных направлений в рамках обеспечения социально-экономического подъема, повышения качества жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [10]. Приоритетом является не только поддержка действующих предпринимателей, но и вовлечение новых участ-

с о

и

ш >

ш

ников в эту сферу деятельности. При этом, согласно данным отчета Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019, количество начинающих предпринимателей в России составило 5,55% от взрослого трудоспособного населения страны, что уменьшилось на 0,77% по сравнению с 2016 г. [20]. Таким образом, уровень предпринимательской активности в России ниже, чем во многих других странах, и имеет тенденцию снижаться.

В то же время и в мировых масштабах, и в России предпринимательские намерения среди возрастной группы людей от 18 до 34 лет существенно выше, чем у более взрослого населения [20]. Развитию молодежного предпринимательства должна отводиться особая роль, так как молодые люди «благодаря своей активности, мобильности, готовности к изменениям, являются важными носителями инновационного потенциала общества» [22] (Isenberg, 2014). Многие исследователи солидарны в том, что личное отношение к предпринимательству и предпринимательские намерения начинают формироваться в студенческой среде [17] (Bergman, Hundt, Sternberg, 2016). Именно студенты высших учебных заведений являются одной из наиболее активных категорий молодежи, однако среди тех, кто реально включается в предпринимательскую деятельность, их доля существенно ниже [26] (Shirokova, Tsukanova, Morris, 2016).

По результатам исследований GUESSS в 2018 году, каждый второй российский студент собирается заняться предпринимательской деятельностью через 5 лет после окончания университета. И только 9% опрошенных студентов готовы организовать свой бизнес сразу после завершения обучения. Поскольку многие студенты ориентированы реализовать свой предпринимательский потенциал с определенной «временной задержкой», это может приводить к «разрыву» намерений и действий [2].

Университетская среда играет важную роль в принятии решения начать собственный бизнес [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015). В последние годы в университетах всего мира активно развиваются учебные и внеучеб-ные инициативы, направленные на стимулирование предпринимательской активности студентов [6, 18] (Konyukhova, 2014; Dickson, Solomon, Weaver, 2008). Тем не менее не наблюдается значительного роста числа обучающихся и выпускников, открывающих свой бизнес [27] (Sieger, Fueglistaller, Zellweger, 2014). Небольшое число студентов, которые занимаются предпринимательством, обычно объясняется недостатком у них соответствующих знаний, умений и навыков, финансовых ресурсов, отсутствием менторской поддержки и контактов в бизнес-среде, а также несовершенствами инфраструктуры [23] (Kew, Herrington, Litovsky, Gale, 2013).

<n

IN

o>

Ю

1Л 1Л

Необходимо отметить, что в становлении предпринимательских намерений студентов, особенно на переход от намерений к реальным действиям, в большой степени влияет внутренняя среда образовательного учреждения [13] (Shirokova, Bogatyreva, Galkina, 2014). Современные вузы значительно различаются по уровню развития инициатив в области студенческого предпринимательства, а также по объему вложений в создание инфраструктуры, поддерживающей начинания студентов в бизнесе [14, 24] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015; Morris, Webb, Fu, Singhal, 2013). Университетская среда может как поддерживать, так и ограничивать студенческое предпринимательство, однако степень ее влияния на вовлеченность студентов в предпринимательскую деятельность до сих пор не ясна [8] (Reznik, 2010).

Изучение роли и результатов влияния тех или иных характеристик университетской среды на процесс реализации предпринимательских намерений студентов является актуальной задачей [4, 19] (Drozdov, 2017; Fayolle, Linän, 2014). Совокупность всех элементов университетской среды, направленной на стимулирование предпринимательской активности обучающихся, должна представлять собой целостную систему, активными участниками которой становятся и сами студенты.

Отметим, что в настоящее время в свете проведения Болонской реформы роль студента неуклонно возрастает. Согласно резолюции встречи европейских министров высшего образования, роль студента сводится к роли обязательного участника, «влияющего на организацию и содержание образования в университетах» [27] (Sieger, Fueglistaller, Zellweger, 2014).

По мнению Г. Зиммеля, анализировавшего образовательный процесс с точки зрения концепции социальной коммуникации, «прогресс воспитания можно измерить не силой воздействия учителя на ученика, а силой обратного действия, оказываемого пассивной стороной (учеником) на активную сторону (учителя)» [5] (Zimmel, 1996). Для формирования эффективного управления университетом получение обратной связи от студентов (feedback) является одним из основных условий обеспечения качества образования и неотъемлемой составляющей эффективного менеджмента вуза [21] (Hendry, Dean, 2002).

Очевидно, что формирование и развитие предпринимательской университетской среды также должно предусматривать возможность влияния студентов на ее характеристики на основе механизма обратной связи. Можно предположить, что отсутствие обратной связи или отсутствие учета информации, полученной с ее помощью, существенно снижает качество предпринимательской университетской среды, что влияет на успешность деятельности студентов-предпринимателей.

В настоящее время актуальность развития предпринимательской среды в российских высших учебных заведениях признана повсеместно [15] (Shchegolev, Nikolaev, 2014). Достаточно активно развиваются инициативы, направленные на стимулирование предпринимательской активности студентов и повышение ее результативности в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Одним из самых важных факторов влияния на развитие студенческого предпринимательства в ДВФУ, как и в любом другом университете, является обратная связь между определенными структурами и студентами-предпринимателями.

Обозначенная проблематика обусловила постановку цели данного исследования — выявить особенности реализации внутриуниверситетской обратной связи в рамках содействия деятельности студентов-предпринимателей ДВФУ.

Концептуальная основа исследования |

Понятие «студенческое предпринимательство» подразумевает интеграцию S студентов профессиональных образовательных учреждений в предпринимательскую среду, их ориентацию на самозанятость во время обучения [12] (Khayretdinova, 2016). Однако единого подхода к определению студенческого предпринимательства не существует. В ряде публикаций термины «молодежное предпринимательство» и «студенческое предпринимательство» трактуются как синонимы. Студенческая активность в предпринимательской деятельности действительно относится к молодежному предпринимательству, так как это активность молодых людей в возрасте предпринимателя от 18 до 35 лет.

В данном исследовании мы будем придерживаться определения студенческого предпринимательства, данного Хайретдиновой О.А: это сегмент молодежного предпринимательства, обязательным условием которого является консолидация предпринимательских инициатив, ресурсов и потребностей студенчества, вузов и бизнес-среды [12] (Khayretdinova, 2016). Такой подход основан на предположении, что предпринимательству можно научиться не на собственном опыте, а с привлечением помощи со стороны преподавателей, наставников и консультантов [29] (Volery, Miiller, Oser, Naepflin, Rey, 2013). С такой позиции университетская среда является потенциальным источником предпринимательских знаний и может способствовать развитию соответствующих бизнес-навыков.

Первое, что становится заметно при анализе публикаций о влиянии университетской среды на предпринимательскую активность студентов, — это

<n

IN

o>

Ю

отсутствие консенсуса относительно определения понятия «университетская среда» и его синонимов. Отдельные авторы рассматривают университетскую среду как университетскую инфраструктуру — совокупность ресурсов, предоставляемых университетом, программы по развитию тех или иных предпринимательских навыков [30] (Zhang, Duysters, Cloodt, 2014).

Другие авторы рассматривают университетскую среду как «университетскую экосистему», представляющую собой набор из следующих основных элементов: благоприятная субкультура, стимулирующая политика и лидерство, необходимая финансовая поддержка, развитый человеческий и социальный капитал, наличие рынков сбыта, институциональная и инфраструктурная поддержка [22, 28] (Isenberg, 2014; Solomon, Matthews, 2014).

Поскольку деятельность студентов-предпринимателей встроена в университетский контекст, университетская среда может рассматриваться как важный источник различных видов необходимых бизнес-ресурсов: человеческий капитал (совокупность знаний, навыков и компетенций), социальный капитал (ресурсы, которые появляются в результате участия в сетях взаимоотношений), финансовый капитал (предоставляемый университетом) [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).

Таким образом, можно констатировать, что каждый автор описывает элементы университета, их взаимосвязь, а также их влияние на предпринимательскую активность студентов, но трактуют по-разному.

Под университетской средой здесь мы будем понимать совокупность инициатив университета, направленных на поддержку студенческого предпринимательства, а также другие характеристики внутренней среды, которые прямо или косвенно влияют на создание благоприятных условий для развития студенческого предпринимательства, в стенах и за пределами университета.

В таблице 1 представлены выделяемые зарубежными и отечественными авторами учебные и внеучебные элементы университетской среды в контексте поддержки студенческого предпринимательства, разделенные на три группы в зависимости от видов предоставляемых ресурсов [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).

Таким образом, из таблицы 1 видно, что университетские программы могут охватывать все три категории ресурсов в области развития предпринимательства: человеческий капитал, социальный капитал и финансовый капитал. Согласно концепции встроенности, студенты, которые пользуются данными ресурсами, оказываются под влиянием предпринимательских ценностей и среды, в которой они могут безопасно экспериментировать, взаимодействуя с другими учащимися, обретающими подобный опыт, что приводит

Таблица 1

Элементы университетской среды и виды ресурсов для студенческого предпринимательства

Элементы университетской среды Виды ресурсов

Университетские инициативы по развитию человеческого капитала Обучение предпринимательству с помощью преподавателей (учебные курсы по предпринимательству)

Обучение предпринимательству с помощью наставников

Программы по предпринимательству

Семинары для начинающих предпринимателей

Университетские инициативы по развитию социального капитала Организации встреч с предпринимателями и профессионалами в тех направлениях деятельности, по которым ведется обучение в университете

Проведение конкурсов бизнес-планов с участием экспертов

Реализация программ наставничества

Возможность коучинга

Проектная деятельность

Бизнес-инкубатор

Тренинги и мастер-классы успешных предпринимателей и бизнесменов

Финансовый капитал Гранты

Программы, по которым осуществляется финансирование предпринимательских начинаний студентов

Источник: составлено авторами по материалам [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).

к формированию чувства принадлежности к предпринимательскому контексту университета [16] (Anderson, Drakopoulou-Dodd, Jack, 2012).

Университетская предпринимательская среда включает в себя в том числе комплекс организационных условий, определяющих взаимоотношения между всеми участниками [11] (Khayretdinova, 2014). Очевидно, что при формировании, обеспечении должного функционирования и совершенствовании предпринимательской среды университеты должны взаимодействовать со студентами на принципах партнерских взаимоотношений, используя механизм обратной связи. Это очень важно, так как конструктив-

<n

IN

o>

Ю

ная обратная связь обеспечивает своевременное взаимное информирование партнеров о восприятии процесса, результатов и последствий той или иной деятельности; а также передачу оценочной или поправочной информации, позволяющей адекватно скорректировать определенные решения и действия [3] (Drozdov, 2019).

В более узком смысле термин «обратная связь» может рассматриваться как «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [25] (Oberhoff, 1978). Неналаженность обратной связи или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности [1] (Bodalyov, 1995).

Таким образом, можно заключить, что построение обратной связи со студентами-предпринимателями, анализ результатов опроса, предоставление различным структурам университета оперативной аналитической информации позволят скорректировать и повысить эффективность управленческих решений, направленных на поддержку студенческого предпринимательства.

Результаты исследования

На протяжении нескольких последних лет в рамках программы развития в ДВФУ разрабатываются и реализуются различные инициативы в сфере поддержки студенческого предпринимательства, создаются структуры, занимающиеся разными аспектами этой деятельности. Проект Программы развития ДВФУ на 2020-2029 годы предусматривает развитие инфраструктуры и инструментов поддержки технологических предпринимателей, создание системы финансирования стартапов, а также формирование благоприятных условий для вовлечения в данную деятельность студентов университета [7].

В октябре — ноябре 2019 года нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия студентами-предпринимателями существующей системы поддержки предпринимательства в ДВФУ и особенностей реализации внутриуниверситетской обратной связи в рамках содействия деятельности студентов-предпринимателей. Эмпирическое исследование проводилось с учетом предварительного анализа информации о существующей системе поддержки студенческого предпринимательства на официальном сайте ДВФУ.

На первом этапе эмпирического исследования (который носил разведывательный характер) был проведен опрос с использованием Google Формы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в которой респонденты могли в свободной форме написать, какие структуры ДВФУ, оказывающие поддержку студентам-предпринимателям, они знают, существующие возможности и проблемы, с которыми они сталкивались на момент обучения и параллельного ведения бизнеса, что можно предпринять для повышения эффективности развития студенческого предпринимательства в ДВФУ. В опросе приняли участие 14 студентов-предпринимателей, обучающихся в ДВФУ на очной форме обучения.

На основании проанализированных выше теоретических аспектов, а также с учетом полученных результатов на первом этапе эмпирического исследования, для проведения второго этапа был разработан гайд-интервью, включающее 11 вопросов. Респондентами второго этапа исследования стали 20 студентов очной формы обучения в ДВФУ, из которых 14 в настоящее ведут предпринимательскую деятельность, остальные 6 студентов закрыли бизнес в недавнем прошлом. Соотношение представителей женского и мужского пола было равным. Интервью проводились лично, а также с использованием технических средств связи (телефон, WhatsApp). Интервьюер задавал дополнительные и уточняющие вопросы. Полученная информация фиксировалась письменно или на диктофон с согласия респондента.

Анализ информации на официальном сайте ДВФУ позволил установить, что в университете действует Центр проектной деятельности, Центр Компетенций Национальной технологической инициативы, Лаборатория исследований предпринимательства, Преактум, Технопарк «Русский», а также реализуются образовательные программы и курсы, проводятся различные мероприятия. При этом более ранние проекты в сфере поддержки студенческого предпринимательства, такие как «Центр поддержки предпринимательства», «Фонд поддержки технологического предпринимательства», программа «50К» (она позволяла студенту ДВФУ получить 50 000 рублей на создание собственного бизнеса в кампусе), были закрыты. С учетом данной информации дальнейшее исследование было направлено на оценку уровня эффективности существующей системы поддержки студенческого предпринимательства в ДВФУ.

По результатам опроса студентов-предпринимателей на первом этапе исследования были выделены основные факторы стимулирования и сдерживания развития студенческого предпринимательства в университете (табл. 2).

Анализ первичных данных позволил предположить о существовании важной проблемы — наличии слабой обратной связи между студентами-предпринимателями и структурами, деятельность которых связана с вопросами поддержки и развития студенческого предпринимательства в ДВФУ.

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

Таблица 2

Факторы стимулирования и сдерживания развития студенческого предпринимательства в университете

Положительные аспекты

Проблемные аспекты

Осуществляется деятельность по развитию студенческого предпринимательства

Возможность личного участия в различных мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской активности

Возможность совмещения обучения с предпринимательской деятельностью

Студенты-предприниматели не имеют представления о том, каким образом устроена система поддержки студенческого предпринимательства, какие подразделения этим занимаются

Информация о предстоящих мероприятиях и условиях участия в них предоставляется не в полном объеме Тематика и формат проводимых мероприятий, по мнению студентов-предпринимателей, зачастую не соответствуют их реальным задачам и проблемам Проводимые мероприятия направлены на вовлечение в студенческое предпринимательство, но не помогают справляться с проблемами в уже существующем бизнесе Университетская среда и организация учебного процесса (в т.ч. проектная деятельность) не позволяют эффективно сочетать учебную и предпринимательскую деятельность

Источник: составлено авторами.

Поэтому второй этап эмпирического исследования был направлен на выявление восприятия студентами-предпринимателями университетской среды и качества обратной связи в контексте особенностей поддержки студенческого предпринимательства в университете. Анализ результатов опроса позволил выявить и обобщить суждения студентов-предпринимателей относительно внутриуниверситетской обратной связи:

■ осведомленность о наличии в ДВФУ структур, помогающих студентам-предпринимателям (студент-предприниматель смог назвать хотя бы одну структуру, связанную с поддержкой студенческого предпринимательства, существующую в университете) — 40%;

■ в университете не интересуются проблемами студентов-предпринимателей — 100%;

■ никто в университете не запрашивает и не учитывает мнения и пожелания студентов-предпринимателей — 65%;

никто в университете не хочет слушать о возникающих проблемах — 55%;

■ не информируют о существующих мероприятиях в рамках поддержки студенческого предпринимательства — 70%;

■ не в полной мере предоставляется информация о мероприятиях, представляющих интерес для студентов-предпринимателей, — 25%;

■ не проводятся мероприятия по существующей проблематике в бизнесе — 70%;

■ проводится малое количество мероприятий, направленных на оказание практической помощи и практической поддержки в ведении собственного дела — 60%;

■ учеба мешает полному погружению в предпринимательскую деятельность — 40%;

■ проблемы в предпринимательской деятельности негативно отражаются на результатах успеваемости — 40%.

Полученные результаты позволили подтвердить предположение о несовершенстве существующей внутриуниверситетской обратной связи в рамках существующей системы содействия и развития студенческого предпринима- § тельства в ДВФУ.

Заключение ь

Результаты проведенного исследования позволили понять, насколько студенты-предприниматели осведомлены о наличии структур ДВФУ, связанных с вопросами содействия и развития студенческого предпринимательства, а также насколько тесно студенты взаимодействуют с этими структурами. Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы относительно состояния механизма внутриуниверситетской обратной связи:

1. Студенты-предприниматели испытывают сложности при взаимодействии со структурами университета, которые связаны с вопросами содействия и развития студенческого предпринимательства в ДВФУ.

2. Внутриуниверситетская обратная связь не обеспечивает осведомленность большей части студентов-предпринимателей о существующей системе поддержки и содействия студенческому предпринимательству в ДВФУ.

3. Внутриуниверситетская обратная связь не обеспечивает сбор актуальных запросов и проблем от студентов-предпринимателей.

Необходимо отметить, что указанные выше проблемы влияют на университетскую предпринимательскую среду в целом, которая является источником различных типов ресурсов для студентов-предпринимателей: человеческого, социального и финансового капитала [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015). Кроме того, с точки зрения концепции встроенности, бла-

гоприятная университетская среда формирует у студентов предпринимательские ценности и намерения, чувство безопасности и принадлежности к предпринимательскому контексту [16] (Anderson, Drakopoulou-Dodd, Jack, 2012).

Соответственно, благоприятная университетская среда является одним из главных элементов для развития студенческого предпринимательства внутри и за пределами университета. Однако необходимо заметить, что даже при наличии такой среды важнейшим ее элементом служит эффективно выстроенная внутриуниверситетская обратная связь. Понимание особенностей студенческого предпринимательства является ключом к созданию высокоразвитой предпринимательской инфраструктуры на уровне университета [2]. Анализ деятельности вузов в рамках Проекта 5-100 показал, что во многих университетах механизмы обратной связи со студентами недостаточно сформированы [9] (Sushchenko, Sandler, 2017). Проведенное нами исследование подтверждает, что это утверждение справедливо и в контексте предпринимательской среды ДВФУ.

Таким образом, без налаженной внутриуниверситетской обратной связи представителям университета не получится эффективно взаимодействовать со студентами-предпринимателями, отслеживать изменения их мнений и ожиданий, а также оказывать своевременную помощь этим студентам. Поэтому направлением дальнейшего нашего исследования будет выявление подходов, форм и методов построения внутриуниверситетской обратной связи, позволяющих своевременно выявлять и устранять проблемные места в процессе построения системы развития студенческого предпринимательства в высших учебных заведениях. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Бодалёв А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

2. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Беляева Т.В., Ласковая А.К., Карпинская Э.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет Россия 2018. — Санкт-Петербург, 2019.

3. Дроздов И.Н. Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности // Лидерство и менеджмент. — 2019. — № 3. — с. 323-334.

4. Дроздов И.Н. Представления студентов об успешном предпринимателе // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2017. — № 2. — с. 112-122.

5. Зиммель Г. Избранное. — М.: Юрист, 1996. — 607 с.

6. Конюхова Е. Предпринимательские компетенции как гарантии качества программ по обучению предпринимательству // Качество образования. — 2014. — № 12. — с. 48-52.

7. Проект Программы развития ДВФУ на 2020-2029 годы. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/pr2029.

8. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — с. 411-413.

9. Сущенко А.Д., Сандлер Д.Г. Как студенты вовлечены в механизмы «обратной связи»: системная практика исследований в УрФУ // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — № 2. — с. 176-191.

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

11. Хайретдинова О.А. Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России // Science Time. — 2014. — № 5. — с. 225-233.

12. Хайретдинова О.А. О развитии студенческого предпринимательства в России // Общество и экономика. — 2016. — № 5. — с. 105-112.

13. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Галкина Т.А. Эффектуация и каузация: взаимосвязь университетской инфраструктуры и выбора типа поведения в процессе создания бизнеса студентами-предпринимателями // Российский журнал менеджмента. — 2014. — № 3. — с. 59-86.

14. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности // Вопросы образования. — 2015. — № 3. — с. 170-207.

15. Щеголев В.В., Николаев Н.А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — с. 605.

16. Anderson A., Drakopoulou-Dodd S., |аск S. Entrepreneurship as ranneding: some implkations for theorising and pradiœ // Management dedsion. — 2012. — № 5. — p. 958-971.

17. Bergman H., Hundt K., Sternberg R. What makes student entrepreneurs? On the relevant (and irrelevant) of the university and the regional œntext for student start-ups // Small business eœnomks. — 2016. — № 1. — p. 53-76.

18. Dkkson P.H., Solomon G.T., Weaver K.M. Entrepreneurial seledion and suœess: Does ed^ation matter? // Journal of small business and enterprise development. — 2008. — № 2. — p. 239-258.

19. Fayolle A., Linan F. The future of research on entrepreneurial intentions // Journal of business research. — 2014. — № 5. — p. 663-666.

20. Global entrepreneurship monitor. 2018/2019 Global Report. Gem. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50213.

21. Hendry D., Dean S.J. Accountability, evaluation of teaching and expertise in higher

1Л 1Л

education // International journal for academic development. — 2002. — № 1. — p. 75-82.

22. Isenberg D. What an entrepreneurship ecosystem actually is. Harvard business review, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2014/05/what-an-entrepreneurial-ecosystem-actually-is.

23. Kew J., Herrington M., Litovsky Y., Gale H. Generation entrepreneur? The state of global youth entrepreneurship. Global entrepreneurship monitor (GEM), Youth business international, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.scirp.org/(S(vtj3fa45qm1ean45vvffcz55))/reference/ReferencesPapers. aspx?ReferenceID=1303918.

24. Morris M.H. Webb J.W., Fu J., Singhal S. A Competency-based perspective on entrepreneurship education: Conceptual and empirical insights // Journal of small business management. — 2013. — № 3. — p. 352-369.

25. Oberhoff B. Akzeptanz von interpersonellem Feedback: Eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback-Formen. — Inaug, Munster, 1978.

26. Shirokova G., Tsukanova T., Morris M. The moderating role of national culture in the relationship between university offerings and students' start-up activities: An embeddedness perspective // The conference of United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). 2017.

27. Sieger P., Fueglistaller U., Zellweger T. Student entrepreneurship across the globe: A look at intentions and activities. — St. Gallen: Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship at the University of St.Gallen (KMU-HSG), 2014.

28. Solomon G., Matthews Ch. The Curricular Confusion between Entrepreneurship Education and Small Business Management: A Qualitative Analysis. / M. H. Morris (ed.) Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. — Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2014. — 91-115 p.

29. Volery T., Miiller S., Oser F., Naepflin C., Rey N. The impact of entrepreneurship education on human capital at upper-secondary level // Journal of small business management. — 2013. — № 3. — p. 429-446.

30. Zhang Y., Duysters G., Cloodt M. The role of entrepreneurship education as a predictor of university students entrepreneurial intention // International entrepreneurship and management journal. — 2014. — № 3. — p. 623-641.

REFERENCES:

Anderson A., Drakopoulou-Dodd S., Jack S. (2012). Entrepreneurship as connecting: some implications for theorising and practice Management decision. (5). 958-971.

Bergman H., Hundt K., Sternberg R. (2016). What makes student entrepreneurs? On the relevance (and irrelevance) of the university and the regional context for student start-ups Small business economics. (1). 53-76.

Bodalyov A.A. (1995). Lichnost i obshchenie [Personality and communication] (in Russian).

Dickson P.H., Solomon G.T., Weaver K.M. (2008). Entrepreneurial selection and success: Does education matter? Journal of small business and enterprise development. (2). 239-258.

Drozdov I.N. (2017). Predstavleniya studentov ob uspeshnom predprinimatele [Representations of students about successful entrepreneur]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (2). 112-122. (in Russian).

Drozdov I.N. (2019). Biznes-trening dlya personala predprinimatelskikh organi-zatsiy: formy, vozmozhnosti, ogranicheniya, otsenka effektivnosti [Business training for personnel of entrepreneurial organizations: forms, opportunities, limitations, performance evaluation]. Leadership and management. (3). 323-334. (in Russian).

Fayolle A., Liñán F. (2014). The future of research on entrepreneurial intentions Journal of business research. (5). 663-666.

Global entrepreneurship monitor. 2018/2019 Global ReportGem. Retrieved from https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50213

Hendry D., Dean S.J. (2002). Accountability, evaluation of teaching and expertise in higher education International journal for academic development. (1). 75-82.

Isenberg D. What an entrepreneurship ecosystem actually is Harvard business review, 2014. Retrieved from https://hbr.org/2014/05/what-an-entrepreneur-ial-ecosystem-actually-is

Kew J., Herrington M., Litovsky Y., Gale H. Generation entrepreneur? The state of global youth entrepreneurshipGlobal entrepreneurship monitor (GEM), Youth business international, 2013. Retrieved from https://www.scirp.org/ (S(vtj3fa45qm1ean45vvffcz55))/reference/ReferencesPapers.aspx?Referen-ceID=1303918

>4

E о с о

и

ш >

'+->

го ш

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m m

Khayretdinova O.A. (2014). Znachenie studencheskogo predprinimatelstva na sovremennom etape razvitiya Rossii [The importance of student entrepre-neurship at the present stage of Russian development]. Science Time. (5). 225-233. (in Russian).

Khayretdinova O.A. (2016). O razvitii studencheskogo predprinimatelstva v Rossii [About the student's business development in Russia]. Society and economics. (5). 105-112. (in Russian).

Konyukhova E. (2014). Predprinimatelskie kompetentsii kak garantii kachestva programm po obucheniyu predprinimatelstvu [Entrepreneurial competencies as quality assurance of entrepreneurship training programs]. Kachestvo obra-zovaniya. (12). 48-52. (in Russian).

Morris M.H. Webb J.W., Fu J., Singhal S.A (2013). Competency-based perspective on entrepreneurship education: Conceptual and empirical insights Journal of small business management. (3). 352-369.

Oberhoff B. (1978). Akzeptanz von interpersonellem Feedback: Fine empirische Untersuchungzu verschiedenen Feedback-Formen

Reznik G.A. (2010). Studencheskoe predprinimatelstvo v vuze: problemy i perspek-tivy razvitiya [Student entrepreneurship at a university: problems and perspectives of development]. Problems of modern economics. (3). 411-413. (in Russian).

Schegolev V.V., Nikolaev N.A. (2014). Izuchenie ipodderzhkapredprinimatelskikh namereniy studentov [Investigation and support of students entrepreneurial intentions]. Modern problems of science and education. (6). 605. (in Russian).

Shirokova G., Tsukanova T., Morris M. (2017). The moderating role of national culture in the relationship between university offerings and students' start-up activities: An embeddedness perspective The conference of United States association for small business and entrepreneurship (USASBE).

Shirokova G.V., Bogatyreva K.A., Belyaeva T.V., Laskovaya A.K., Karpinskaya E.O. (2019). Globalnoe issledovanie predprinimatelskogo dukha studentov [Global study of students' entrepreneurial spirit] (in Russian).

Shirokova G.V., Bogatyreva K.A., Galkina T.A. (2014). Fffektuatsiya i kauzatsiya: vzaimosvyaz universitetskoy infrastruktury i vybora tipa povedeniya v prot-sesse sozdaniya biznesa studentami-predprinimatelyami [Effectuation and causation: the relationship between the University infrastructure and the choice of the type of behavior in the process of creating a business by students-entrepreneurs]. Russian Management Journal. (3). 59-86. (in Russian).

Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. (2015). Universitetskaya sreda i predprinimatelskaya aktivnoststudentov: rol biznes-opyta ipredprinimatelskoy samoeffektivnosti [University Environment and Student Entrepreneurship: The Role of Business Experience and Entrepreneurial Self-Efficacy]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (3). 170-207. (in Russian).

Sieger P., Fueglistaller U., Zellweger T. (2014). Student entrepreneurship across the globe: A look at intentions and activities

Solomon G., Matthews Ch. (2014). The Curricular Confusion between Entrepreneurship Education and Small Business Management: A Qualitative Analysis

Suschenko A.D., Sandler D.G. (2017). Kak studenty vovlecheny v mekhanizmy «obratnoy svyazi»: sistemnaya praktika issledovaniy v UrFU [How university students are engaged in «feedback»: system research practice in URFU]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (2). 176-191. (in Russian).

Volery T., Miiller S., Oser F., Naepflin C., Rey N. (2013). The impact of entrepreneurship education on human capital at upper-secondary level Journal of small business management. 51 (3). 429-446.

Zhang Y., Duysters G., Cloodt M. (2014). The role of entrepreneurship education as a predictor of university students entrepreneurial intention International entrepreneurship and management journal. (3). 623-641.

Zimmel G. (1996). Izbrannoe [Selected writings] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.