Научная статья на тему 'Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных организациях высшего образования'

Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спортивный клуб / студенческий спорт / воспитание / высшее образование / student sports club / student sports / education / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Владимировна Чуракова

Целью представленного исследования является теоретический анализ возможностей студенческого спортивного клуба как системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. При изучении данного вопроса использовались такие методы, как теоретический анализ и синтез нормативно-правовых документов федерального уровня, их абстрагирование и конкретизация. На основе проведенного анализа научно-методической литературы и имеющейся в Российской Федерации законодательной базы, регулирующих воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования сделан вывод о признании важности деятельности студенческого спортивного клуба как своеобразной системы воспитания. Проведенный анализ и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов регулирования воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Владимировна Чуракова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student sports club as a system of education in higher educational establishments

The purpose of the presented research is a theoretical analysis of the possibilities of a student sports club as a system of education in higher educational establishments. Such methods as theoretical analysis and synthesis of regulatory legal documents of the federal level, their abstraction and concretization were used. The analysis of scientific and methodological literature and the legislative structure of the Russian Federation regulating the educational process in higher educational establishments prove of the importance of the student sports club as a kind of education system. The analysis and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities in higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных организациях высшего образования»

3. Astafieva I.S. Metod proektov v formirovanii metodicheskoy kompetentsii buduschikh uchitelei inostrannykh yazykov [Project-based learning method in the process of future teachers' methodological competence development]. Pedagogichesky zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2017, no. 1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/metod-proektov-v-formirovanii-metodicheskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley-inostrannyh-yazykov (Accessed 08.05.2022).

4. Dubakov A.V., Khilchenko T.V. Vozmozhnosti vneauditornoy raboty v sisteme professionalno-metodicheskoy podgo-tovki buduschikh uchitelei inostrannogo yazyka [Extra-curricular work in the system of professional and methodological training of future foreign language teachers]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedgogical University], 2015, no. 4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-vneauditornoy-raboty-v-sisteme-professionalno-metodicheskoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka (Accessed 08.05.2022).

5. Nikitina E.Yu. Metodicheskaya kompetenrsiya buduschego uchitelya inostrannogo yazyka [Methodological competence of the future foreign language teacher]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2013, no. 12, pp. 54-65. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21079951 (Accessed 08.05.2022).

6. Pasynkova N.V. Razvitie metodicheskoy kompetentsii buduschikh uchiteley [Development of methodological competence of future teachers]. Psikhologia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical use], 2009, no. 7, pp. 77-81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21140344 (Accessed 08.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCHID: 0000-0003-4952-8247.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.V. Khilchenko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCHID: 0000-00034952-8247.

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_187

Анна Владимировна Чуракова г. Мурманск

Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных

организациях высшего образования

Целью представленного исследования является теоретический анализ возможностей студенческого спортивного клуба как системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. При изучении данного вопроса использовались такие методы, как теоретический анализ и синтез нормативно-правовых документов федерального уровня, их абстрагирование и конкретизация. На основе проведенного анализа научно-методической литературы и имеющейся в Российской Федерации законодательной базы, регулирующих воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования сделан вывод о признании важности деятельности студенческого спортивного клуба как своеобразной системы воспитания. Проведенный анализ и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов регулирования воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, студенческий спорт, воспитание, высшее образование.

Anna Vladimirovna Churakova

Murmansk

Student sports club as a system of education in higher educational establishments

The purpose of the presented research is a theoretical analysis of the possibilities of a student sports club as a system of education in higher educational establishments. Such methods as theoretical analysis and synthesis of regulatory legal documents of the federal level, their abstraction and concretization were used. The analysis of scientific and methodological literature and the legislative structure of the Russian Federation regulating the educational process in higher educational establishments prove of the importance of the student sports club as a kind of education system. The analysis and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities in higher educational establishments.

Keywords: student sports club, student sports, education, higher education.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, которые не только обладают доскональными знаниями в выбранной специальности, но и способны обновлять их и самостоятельно приме-

нять в практической деятельности выступает в качестве одной из задач высшего образования. Охватывая небольшой период жизни человека, высшее образование способствует формированию и разви-

тию личностных качеств молодых людей. В образовательной среде процесс формирования личности ориентирован на качественные ее изменения, заключающиеся в саморазвитии и самосовершенствовании через самоорганизацию [12]. Высшее образование признано приоритетным в формировании личности студента в условиях всего многообразия ситуаций жизни, поэтому образовательный процесс высшего образования так или иначе освящается в работах многих ученых. Так сущность образовательного пространства в вузе рассматривается в работах Е.П. Белозерцева, Н.В. Борытко, А.Я. Данилюка, В.И. Гинецинского и т.д., вопросы воспитания в высшей школе исследовались С.И. Архангельским, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаевым, Э.В. Онищенко, В.А. Сластениным, В.А. Си-таровым, Н.Е. Щурковой и другими учеными, проблематика потенциала образовательной среды в воспитании личности отражена в работах таких ученых, как Т.И. Власова, О.С. Газман, О.В. Гука-ленко, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.

Важная роль при подготовке будущего специалиста отводится образовательному процессу в области физической культуры и спорта, в ходе которого происходит овладение конкретными знаниями и средствами их целесообразного использования для самосовершенствования. Цель нашего исследование является теоретический анализ возможностей студенческого спортивного клуба как системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. Перед нами стояла задача изучить историю становления клубного движения в отечественной педагогике, охарактеризовать современный зарубежный опыт спортивной клубной деятельности и сформулировать понятие «студенческий спортивный клуб». Базу исследования составила научно-методическая литература, раскрывающая сущность образовательного пространства в высших учебных заведениях, изучающая вопросы воспитания в высшей школе, проблемы потенциала образовательной среды в воспитании личности обучающихся организаций высшего образования, а также законодательные документы федерального уровня. При изучении данных источников использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация.

Со стороны ученых наблюдается интерес к образовательному процессу в образовательных организациях высшего образования на различные аспекты воспитания обучающихся. В нашем исследовании не осталась без внимания и сфера нормативно-правовых образовательных документов, регулирующая подготовку компетентных профильных кадров в области физической культуры и спорта [13]. Однако вопросы влияния студенческих спортивных клубов как воспитательной среды в образовательных организациях высшего образования фактически не находят должного раскрытия в научных исследования. При всем широком спектре изучаемых вопросов воспитания и роли воспитательной

188

среды в формировании личности и профессиональном обучении, за пределами внимания ученых остаются возможности студенческого спортивного клуба в воспитательной среде университета.

В настоящее время возрастает роль высшего образования как социального института, готовящего не только компетентного специалиста, но и самостоятельную личность с набором определенных характеристик [12]. Значительный вклад для достижения этой цели может внести студенческий спортивный клуб, который в воспитательной среде университета выступает формой включения обучающихся в образовательный процесс. Реализация этой цели достигается за счет устойчивых организационных и временных компонентов учебно-воспитательного процесса, осуществляющих основную образовательную деятельность университета. Студенческий спортивный клуб, отражая организационный аспект образовательного процесса в конкретных временных рамках и определяя взаимосвязь между индивидуальным, групповым и коллективным обучением, регламентирует совместную деятельность студентов и преподавателей, взаимоотношения обучающихся в процессе приобретения знаний и формирования компетенций, степень вовлеченности обучающихся и способы увеличения познавательной активности в образовательном процессе.

Как показывает обзор учебно-методической литературы и педагогической практики в области физической культуры и спорта, наиболее эффективным способов вовлечения обучающихся в процесс образования, достижения ценностей отрасли происходит в результате совместной деятельности, причем не только со сверстниками, но и с педагогами. В рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности формируются максимально благоприятные условия для подобного вовлечения. Возможный вариант подобной формы организации - студенческий спортивный клуб, как переход от воспитания жестко регулируемого и контролируемого к воспитанию в условиях свободы и гуманизма, где студент имеет возможность добровольного выбора форм деятельности и проявления инициативности и творческого потенциала [12].

Вопросы формирования и развития физкуль-турно-спортивных клубов, теоретические и практические подходы внедрения в учебно-воспитательный процесс новых форм клубной спортивной работы рассматриваются в работах Н.А. Новосельцевой, Г.И. Фроловой, А.В. Даринского, В.В. Полу-карова, В.Е. Триодина, А.М. Митяевой, В.И. Столярова, П.М. Барского, И.И. Должикова и т.д. Согласно формулировке А.В. Даринского, клуб является организацией, в которой объединены люди для удовлетворения интересов, реализации своих потребностей, коммуникации, культурного обогащения и развития творческих способностей [3]. Клуб как организация, осуществляющая куль-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

турно-просветительскую и досуговую деятельность с обучающимися в коллективных формах, трактуется В.В. Полукаровым. Кроме того, важную роль в клубной деятельности играет общение как средство установления контактов и самоутверждения, а также как инструмент организации творческого процесса коллективной или групповой деятельности [7]. Клубная деятельность - это форма воспитания, являющаяся результатом организационно-методически обоснованной деятельности педагога по урегулированию взаимодействий и взаимоотношений в коллективе [10].

Студенческий спортивный клуб, являясь одной из разновидностей клуба - спортивной, ставит своей целью вовлечение личности в физкультурно-спор-тивную деятельность. А.М. Митяева рассматривает спортивный клуб в образовательной организации как научно-организованный социальный институт для формирования культуры здоровья обучающихся [8]. А.В. Никулин интерпретирует понятие «спортивный клуб» в качестве фактора воспитания и формирования здорового образа жизни, понимая под клубом образовательного учреждения объединение участников образовательного процесса, создающих определенную среду и способствующих их активному включению в эту среду, способствующему формированию опыта бережного отношения к здоровью как ценности.

Являясь основной организацией физкуль-турно-спортивной направленности, спортивные клубы осуществляют деятельность по развитию разнообразных физкультурно-спортивных направлений и культивируемых в образовательной организации видов спорта, а также физкультурно-спор-тивное обслуживание. В некоторых обстоятельствах деятельность студенческого спортивного клуба можно представить как своеобразную систему воспитания, как социализацию в ходе целостного педагогического процесса. Достигается это наличием наглядных примеров здорового образа жизни, стимулированием неформального многоцелевого общения, интеграцией усилий студентов и преподавателей, обеспечением в клубной деятельности активной позиции студентов, мотивацией их к сплочению дружеских групп, самосовершенствованию, внутригрупповой конкуренции, стремлению к высоким индивидуальным показателям и результатам, спортивному интересу и потребности в знаниях [11].

Современный образовательный процесс высшей школы, согласно федеральным нормативно-правовым актам, определяется наличием в вузе функционирующих объединений студенческой молодежи. В федеральном законе «Об образовании» одной из обязанностей образовательной организации является поддержка и развитие общественных объединений в образовательной организации [13], а именно студенческого спортивного клуба. Студенческий спорт составляет неотъемлемую часть физического воспитания молодежи и является элементом воспитательной работы в образовательных

организациях по развитию деятельности органов студенческого самоуправления.

На сегодняшний день тема клубного движения особенно актуальна в сфере культуры, спорта и образования. Интересно, что в некоторых штатах США нестандартной формой взаимодействия с проблемной молодежью явились клубы «Лиги полуночного баскетбола», а проводимые данными клубами баскетбольные матчи по ночам, позволили снизить уровень преступности в городах за счет привлечения активной молодежи не только в качестве участников матчей, но и зрителей [2]. Таким образом, можно отметить, важную задачу студенческого спортивного клуба - формирование личности с помощью занятий спортом. Сегодня США имеют хорошо развитую систему студенческого спорта и являются лидером в зимних и летних Олимпийских играх, 60% населения систематически занимаются спортом, а студенческий спорт служит эстафетой для профессиональных спортсменов [2].

Как показывает аналитический обзор опыта зарубежных стран, членами различных спортивных клубов в Финляндии является около 450 000 человек или 34% населения, включая детей и молодежь. В Бельгии также применяется модель массового спорта в спортивных клубах, а студенческий спорт в Швеции в течение последних десятилетий характеризуется возрастанием числа членов спортивных клубов (около 30 000) [1]. Норвежский спорт развивается с приоритетом на детско-юношеский и клубный спорт. Государство финансирует развитие спорта во всех учебных заведениях и обеспечивает доступность качественной инфраструктуры для каждого студента. Кроме того, в Норвегии существуют институты и университеты, специализирующиеся в области спортивных занятий с особыми программами, в которых время обучения и время занятий спортом и тренировок поделено поровну [6].

Вовлечение в физкультурную деятельность молодого, социально и экономически активного поколения за рубежом происходит в основном через создание спортивных клубов, действующих как автономно, так и в рамках физкультурно-спортивных организаций (физкультурно-спортивных обществ). Отсюда вытекает возможность возникновения коммерческого сектора физической культуры и массового спорта, который представляет собой универсальный механизм предоставления качественных физкультурно-оздоровительных и досуговых услуг по месту жительства, учебы и работы [2]. Исследователи подчеркивают, что развитие детского и юношеского спорта в странах, где используется механизм клубной системы содействует укреплению здоровья населения и, в то же время, позволяет достичь в спорте высоких результатов. При этом устанавливается тесная связь с образованием и акцент на массовый спорт в студенческой спортивной системе, характеризующийся условиями заниматься

спортом независимо от социального положения или финансовых обстоятельств [6].

Деятельность клубов в рамках отечественной педагогической науки рассматривается как эффективная форма взаимодействия социума в условиях педагогически выстроенной и организованной деятельности. В исследованиях по истории спортивной педагогики представлена характеристика спортивных клубов как определенной ступени в развитии отечественного физкультурного движения, позволяющего решать актуальные времени общественные задачи [9]. В России в начале XX века идея клубных объединений как формы работы с подрастающим поколением нашла применение на практике вместе с идеей расширения сферы внеклассной работы в образовательном процессе. Опираясь на воспитательный потенциал теории и практики клубной деятельности, изложенной в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского и других, клубное движение получило значительное развитие в советский период. Возникло такое научное направление, как клубоведение, которое занималось изучением вопроса воспитательного влияния клуба на личность, изменения сознания и поведения людей в процессе их участия в клубной деятельности. По своей природе клубы являются воспитательными учреждениями, использующими специфические методы воспитания, поэтому деятельность клубов подчинена общим закономерностям воспитательного процесса. По мнению С.Н. Иконниковой, сущность клуба заключена в воспитательном воздействии на конкретного человека и других членов клуба, взаимодействующих с ним [7].

В настоящее время в России достаточно много спортивных клубов, объединяющих как взрослых, так и детей, и решают они, как правило, множество задач «от высоких спортивных достижений до массового любительского спорта и досуга» [4, 5]. Но вместе с тем, очень немного студенческих спортивных клубов, имеющих комплексный характер деятельности для формирования личности с позиций сохранения физического, психического здоровья, а также нравственного воспитания. Социальный заказ системы высшего образования конкретно и полно сформулирован в федеральных нормативно-правовых документах [13]. Возникает необходимость качественной воспитательной среды университета через студенческий спортивной клуб не только как института подготовки специалистов

высшей квалификации, но и как формы воспитания, формирования личности и гражданских качеств человека. Ведь одна из важнейших задач студенческого спортивного клуба - формирование личности с помощью физкультурно-спортивной деятельности [9]. Происходит это благодаря функциональным возможностям студенческого спортивного клуба, связанным с его деятельностью.

Во-первых, это возможность добровольного выбора форм деятельности и проявления инициативности и творческого потенциала, а также регламентация совместной деятельности студентов и преподавателей. Степень вовлеченности обучающихся и способы увеличения познавательной активности в образовательном процессе отражены в деятельности студенческого спортивного клуба в конкретных временных рамках и определяют взаимосвязь между индивидуальным, групповым и коллективным обучением. Во-вторых, важная роль в деятельности студенческого спортивного клуба принадлежит общению, как средству налаживания контактов и самоутверждения, инструменту организации созидательного процесса деятельности коллектива. В-третьих, через деятельность студенческого спортивного клуба у студентов актуализируется потребность в самореализации, что позволяет развивать коммуникационные, творческие, лидерские, управленческие задатки и способности [9].

Итак, деятельность студенческого спортивного клуба можно представить как своеобразную систему воспитания через стимулирование многоцелевого общения, интеграцию усилий студентов и преподавателей, обеспечение активной позиции студентов, мотивацию их к сплочению дружеских групп, самосовершенствование, внутригрупповую конкуренцию, стремление к высоким индивидуальным показателям и результатам, спортивный интерес и потребность в знаниях. Студенческий спортивный клуб выступает формой воспитания в результате организованной, методически грамотной деятельности педагогов по регулированию взаимоотношений и взаимодействий в коллективе через сотрудничество с органами власти, организациями в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, образовательными организациями дополнительного образования и установлением контактов с профессиональным сообществом и потенциальными работодателями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ваторопин, А.С. Массовый и «большой» спорт: модели взаимодействия и развития / А.С. Ваторопин, Л.С. Аристов. - Текст : непосредственный // Дискуссия. - 2015. - № 10 (62). - С. 95-102.

2. Волкова, Н.С. История студенческого спорта / Н.С. Волкова, В.И. Касьяненко. - Текст : непосредственный // Синергия Наук. - 2019. - № 37. - С. 109-116.

3. Даринский, А.В. Организация учебно-воспитательного процесса в народных университетах / А. В. Даринский, Ф. И. Казакова. - Москва : О-во "Знание" РСФСР, 1985. - 40 с. - Текст : непосредственный.

4. Исторический аспект развития Кафедры физического воспитания Самарского государственного экономического университета : монография / Т.И. Ещенко, Л.А. Иванова, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов ; Самар. гос. эконом. ун -т. - Самара : Изд-во Самарского гос. экономического ун-та, 2016. - 197 с. - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 190_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

5. Казакова, О.А. К вопросу о мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза / О. А. Казакова, Л.А. Иванова. - Текст : непосредственный // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона : сб. науч. тр. Междунар. науч.-метод. конф., Самара, 18 марта 2014 г. / отв. ред. Т.И. Руднева. -Самара : Самарский государственный университет, 2014. - С. 318-320.

6. Лыкова, М.В. Особенности организации занятий физической культурой в высших учебных заведениях Норвегии / М.В. Лыкова, О.А. Голубина. - Текст : непосредственный // Студенческий научный форум - 2017 : IX Междунар. студ. электрон. науч. конф., Саратов, 15- 30 февр. 2017 г. - Саратов : ООО "Научно-издательский центр "Академия Естествознания", 2017.

7. Меньшов, И.В. Спортивный клуб как средство социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Меньшов Игорь Викторович. - Чита, 2015. - 22 с. - Текст : непосредственный.

8. Митяева, А.М. Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в вузе : монография / А.М. Митяева ; Орлов. гос. ун-т. - Орел : Картуш, 2005. - 175 с. - Текст : непосредственный.

9. Мычко, Е.И. Возможности студенческого клуба в формировании спортивного профиля региона / Е.И. Мычко, А.В. Чуракова. - Текст : непосредственный // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4 (58). - С. 41-44.

10. Полукаров, В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. ... д-ра пед. наук / Полукаров Владимир Васильевич. -Москва, 1994. - 405 с. - Текст : непосредственный.

11. Тарасов, И.В. Клубная форма организации занятий как фактор развития студенческого спорта / И.В. Тарасов,

H.С. Тарасова. - Текст : непосредственный // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы III Междунар. науч. конф., Донецк, 25 окт. 2018 г. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. - Донецк : Донецкий национальный университет, 2018. - С. 391-393.

12. Цакоев, А.А. Реализация развития студенческого спорта на основе спортивного клуба / А.А. Цакоев. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 22. - С. 117-121.

13. Чуракова, А.В. Регулирование воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования через федеральные нормативно-правовые документы / А.В. Чуракова. - Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36). - С. 201-205.

REFERENCES

I. Vatoropin A.S., Aristov L.S. Massovyj i "bol'shoj" sport: modeli vzaimodejstvija i razvitija [Mass and "big" sports: models of interaction and development]. Diskussija [Discussion], 2015, no. 10 (62), p. 95-102.

2. Volkova N.S., Kas'janenko V.I. Istorija studencheskogo sporta [History of student sports]. Sinergija Nauk [Synergy of Sciences], 2019, no. 37, pp. 109-116.

3. Darinskij A.V., Kazakova F.I. Organizacija uchebno-vospitatel'nogo processa v narodnyh universitetah [Organization of the educational process in people's universities]. Moscow: O-vo "Znanie" RSFSR, 1985. 40 p.

4. Eshhenko T.I., Ivanova L.A., Nikolaeva I.V., Shihovcov Ju.V. Istoricheskij aspekt razvitija Kafedry fizicheskogo vospi-tanija Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta: monografija [Historical aspect of the development of the Department of Physical Education of Samara State University of Economics]. Samara: Izd-vo Samarskogo gos. jekonomicheskogo un-ta, 2016. 197 p.

5. Kazakova O.A., Ivanova L.A. K voprosu o motivacii fizkul'turno-sportivnoj dejatel'nosti studentov vuza [On the issue of motivation of physical culture and sports activities of university students]. Rudneva T.I. (ed.) Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v social'no-jekonomicheskom razvitii regiona: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-metod. konf., Samara, 18 marta 2014 g. [Education in the modern world: the role of universities in the socio-economic development of the region]. Samara: Samarskij gosudarstvennyj universitet, 2014, pp. 318-320.

6. Lykova M.V., Golubina O.A. Osobennosti organizacii zanjatij fizicheskoj kul'turoj v vysshih uchebnyh zavedenijah Norvegii [Features of the organization of physical education classes in higher educational institutions in Norway]. Studench-eskij nauchnyj forum - 2017: IX Mezhdunar. stud. jelektron. nauch. konf., Saratov, 15- 30 fevr. 2017 g. [Student Scientific Forum - 2017]. Saratov: OOO "Nauchno-izdatel'skij centr "Akademija Estestvoznanija", 2017.

7. Men'shov I.V. Sportivnyj klub kak sredstvo social'noj adaptacii pervokursnikov v obrazovatel'noj organizacii SPO: spe-cial'nost' 13.00.01 «Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija». Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Sports club as a means of social adaptation of first-year students in the vocational educational organization. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Chita, 2015. 22 p.

8. Mitjaeva A.M. Razvitie individual'nyh stilej uchebnoj dejatel'nosti studentov v vuze: monografija [Development of individual styles of educational activity of students at the university]. Orel: Kartush, 2005. 175 p.

9. Mychko E.I., Churakova A.V. Vozmozhnosti studencheskogo kluba v formirovanii sportivnogo profilja regiona [Opportunities of the student club in the formation of the sports profile of the region]. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: psychological and Pedagogical Sciences], 2021, no. 4 (58), pp. 41-44.

10. Polukarov V.V. Teorija i praktika organizacii klubnoj dejatel'nosti uchashhihsja : special'nost' 13.00.01 «Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija». Dis. d-ra ped. nauk [Theory and practice of organizing students' club activities. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Moscow, 1994. 405 p.

11. Tarasov I.V., Tarasova N.S. Klubnaja forma organizacii zanjatij kak faktor razvitija studencheskogo sporta [Club form of organizing classes as a factor in the development of student sports]. In Bespalovoj S.V. (ed.) Doneckie chtenija 2018: obra-zovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: materialy III Mezhdunar. nauch. konf., Doneck, 25 okt. 2018 g. [Donetsk Readings 2018: education, science, innovation, culture and Modern Challenges]. Doneck: Doneckij nacional'nyj universitet, 2018, pp. 391-393.

12. Cakoev A.A. Realizacija razvitija studencheskogo sporta na osnove sportivnogo kluba [Implementation of the development of student sports on the basis of a sports club]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects of education development in Russia], 2013, no. 22, pp. 117-121.

13. Churakova A.V. Regulirovanie vospitatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizacijah vysshego obrazovanija cherez federal'nye normativno-pravovye dokumenty [Regulation of the educational process in educational institutions of higher education through federal regulatory documents]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2021, vol. 10, no. 3 (36), pp. 201-205.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.В. Чуракова, старший преподаватель кафедры «Физическая культура, спорт и безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, Россия, e-mail: 20022005@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3488-5794. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.V. Churakova, Senior Lecturer, Department of Physical Culture, Sports and Life Safety, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, e-mail: 20022005@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3488-5794.

УДК 373.3.016 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_192

Анна Сергеевна Шангина, Камиля Гапбасовна Габдулинова

г. Киров

Развитие у четвероклассников представлений о взаимосвязях в природе в рамках проекта «Невидимые нити»

В настоящее время в естественнонаучном образовании достаточно большое внимание заслуживают цифровые средства обучения, включая и курс «Окружающий мир» начальной школы. В статье описаны результаты теоретического и эмпирического исследования по развитию у четвероклассников представлений о взаимосвязях в природе в рамках проектной деятельности с использованием цифровой лаборатории Releon Kids. По итогам теоретического исследования были определены педагогические условия, способствующие развитию представлений о взаимосвязях в природе у четвероклассников в рамках учебного проектирования с применением цифровой лаборатории Releon Kids. Педагогический эксперимент продемонстрировал положительную динамику уровня развития представлений о взаимосвязях в природе в экспериментальном классе после проведения серии занятий по созданию проекта с применением цифровой лаборатории «Невидимые нити».

Ключевые слова: взаимосвязи в природе, младшие школьники, проектная деятельность, проект, цифровая лаборатория Releon Kids, внеурочная деятельность.

Anna Sergeevna Shangina, Kamilya Gapbasovna Gabdulinova

Kirov

The development of the ideas about relationships in nature at fourth-graders in the project "The invisible links"

Nowadays the digital equipment is becoming of quite a lot of attention in natural science education including the primary school course "Nature study". The article represents the results of theoretical and empiric research about the development of the ideas about relationships in nature at fourth-grade children in the project management applying the digital laboratory Releon Kids. As a result of the theorical research special pedagogical conditions were defined that develops the ideas about relationships in nature during the project management course including the digital laboratory Releon Kids applying. The pedagogical experiment allowed to definite the positive trend in the development of the ideas about relationships in nature at the experimental class by the final stage of the project "The invisible links".

Keywords: relationships in nature, junior schoolchildren, project activity, project, digital laboratory, extracurricular activities.

Как известно, одним из значимых экологических знаний является осознание учащимися взаимосвязей в окружающем мире, которое выстроено американским экологом В. Коммонером в закон

экологии. З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева рассматривают взаимосвязи в природе с позиций их многообразия, объединяя их в четыре системы: «неживая природа - неживая природа», «неживая природа -живая природа», «живая природа - живая природа,

ВЕСтаИК ШAДРИHCКOГO ГOCУДAРCТВЕHHOГO ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УHИВЕРCИТЕТA. № 2 (54) 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.