Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка'

Использование активных методов обучения в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / методическая подготовка / методическая компетенция / интерактивные методы / метод кейс-стади / метод проектов / иностранный язык / active learning methods / methodological training / methodological competence / interactive methods / casestudy method / project-based learning method / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Викторовна Хильченко

В статье предпринята попытка описать возможности использования активных методов обучения на примере интерактивных методов, метода проектов и кейс-стади в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Автор актуализирует рассматриваемую проблему и обобщает методический потенциал активных методов обучения, описывает преимущества этих методов для формирования методической компетенции будущих учителей. В статье представлены примеры интерактивных методов: метод учебной дискуссии, деловой игры, пресс-конференции, мини-дебатов. Автор обобщает особенности реализации метода кейс-стади для усиления практико-ориентированного характера подготовки будущих учителей иностранного языка, приводит пример использования иллюстративного обучающего кейса для студентов 1 курса и задания к нему. Метод проектов представлен в статье примерами практико-ориентированных, ролево-игровых и информационных проектов, имеющих профессионально-методическую тематику и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of active learning methods in the system of future foreign language teachers’ methodological training

The article attempts a description of the possible ways of active learning methods (interactive methods, project-based learning method and case-study method) implementation into the system of future foreign language teachers’ methodological training. The author highlights the importance of the problem and summarizes the methodological potential of active methods, describes the advantages of these methods in the process of the future foreign language teachers’ methodological competence development. The article presents such examples of interactive methods as the educational discussion method, role-play, press-conference and mini-debates. The author summarizes the characteristic features of case-study method in the system of practice-oriented future foreign language teachers’ training, gives the example of illustrative educational case and the accompanying tasks for the 1st year students. The implementation of project-based learning method is described through practice-oriented projects, role-play projects and information projects which have a professional and methodological theme and practical importance.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка»

УДК 378.147.34 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_183

Татьяна Викторовна Хильченко г. Шадринск

Использование активных методов обучения в системе методической подготовки

будущих учителей иностранного языка

В статье предпринята попытка описать возможности использования активных методов обучения на примере интерактивных методов, метода проектов и кейс-стади в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Автор актуализирует рассматриваемую проблему и обобщает методический потенциал активных методов обучения, описывает преимущества этих методов для формирования методической компетенции будущих учителей. В статье представлены примеры интерактивных методов: метод учебной дискуссии, деловой игры, пресс-конференции, мини-дебатов. Автор обобщает особенности реализации метода кейс-стади для усиления практико-ориентиро-ванного характера подготовки будущих учителей иностранного языка, приводит пример использования иллюстративного обучающего кейса для студентов 1 курса и задания к нему. Метод проектов представлен в статье примерами практико-ориентированных, ролево-игровых и информационных проектов, имеющих профессионально-методическую тематику и практическую значимость.

Ключевые слова: активные методы обучения, методическая подготовка, методическая компетенция, интерактивные методы, метод кейс-стади, метод проектов, иностранный язык.

Tatiana Victorovna Khilchenko

Shadrinsk

The use of active learning methods in the system of future foreign language teachers'

methodological training

The article attempts a description of the possible ways of active learning methods (interactive methods, project-based learning method and case-study method) implementation into the system of future foreign language teachers' methodological training. The author highlights the importance of the problem and summarizes the methodological potential of active methods, describes the advantages of these methods in the process of the future foreign language teachers' methodological competence development. The article presents such examples of interactive methods as the educational discussion method, role-play, press-conference and mini-debates. The author summarizes the characteristic features of case-study method in the system of practice-oriented future foreign language teachers' training, gives the example of illustrative educational case and the accompanying tasks for the 1st year students. The implementation of project-based learning method is described through practice-oriented projects, role-play projects and information projects which have a professional and methodological theme and practical importance.

Keywords: active learning methods, methodological training, methodological competence, interactive methods, case-study method, project-based learning method, foreign language.

Актуальной проблемой в системе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка является необходимость пересмотра теоретико-методологических подходов к методической подготовке будущих учителей, разработке и реализации новых технологий и методов обучения в системе их профессиональной подготовки. Необходимо отметить, что вопрос о подготовке учителя «нового поколения» поднимается во многих современных научных исследованиях в связи с тем, что современное российское языковое образование нуждается в учителе-профессионале, который готов работать в изменяющихся условиях, способен адаптироваться к новым тенденциям, быстро и адекватно реагирует на запросы и вызовы социально-экономического развития общества.

Не подвергается сомнению необходимость практико-ориентированного подхода к организации современной методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Инновационными методами, используемыми в образовательном процессе вуза в системе лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка, являются активные и интерактивные методы, проблемные методы, метод проектов и метод кейс-

стади (метод анализа учебных конкретных ситуаций). Интерес ученых к активным методам обучения обусловлен тем, что такие методы представляют собой «способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, побуждающие их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельного овладения учебным материалом» [6, С.77].

Результатом методической подготовки учителя иностранного языка является овладение им комплексом компетенций, ориентированных на организацию образовательного процесса по иностранному языку. Как отмечают авторы научной статьи «Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка» Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, целью и результатом такой работы выступает формирование компетентной личности, готовой к интеграции в динамически меняющуюся образовательную среду, которая требует решения профессиональных задач разного уровня сложности [5, С.56]. Таким образом, методическая компетенция учителя иностранного языка подразумевает «способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по

иностранному языку, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий» [5, С.59].

Система методической подготовки в вузе реализуется в следующих организационных формах: аудиторных - лекции, практические и семинарские занятия; внеаудиторных - производственная практика, мастер-классы, методические мастерские, проблемные группы по методике обучения иностранным языкам, конкурсы на лучшую научную или методическую работу; смешанные - видеоконференции, онлайн вебинары с последующим обсуждением информации на практическом занятии и т.д.

Использование интерактивных методов в системе методической подготовки будущего учителя иностранного языка могут быть продемонстрированы на примере проведения деловой игры «Выступление у микрофона» - студент (или группа студентов) как представители авторского коллектива современного учебно-методического комплекта по иностранному языку раскрывает методическую концепцию УМК; слушатели затем задают докладчику вопросы о содержании УМК, об особенностях работы по обсуждаемому УМК (особенно полезна такая деловая игра после прохождения производственной практики), докладчиком по очереди становятся все участники деловой игры; метода учебной дискуссии «Пресс конференция» - студент дает пресс-конференцию об эффективной (на его взгляд) образовательной технологии / методе обучения иностранному языку, каждый из слушателей имеет шанс задать докладчику все интересующие вопросы [4]. Большим обучающим потенциалом обладает интерактивный метод «Дебаты», которые на практических занятиях реализуется в формате мини-дебатов по актуальным методическим проблемам, например: «Урок иностранного языка должен обладать жесткой структурой», «Зарубежные УМК в образовательном процессе Российских школ -дань моде» и т.д. Посредством использования методов организации взаимодействия студентов на практическом занятии в процессе обсуждения методической проблемы происходит осознание студентами собственных взглядов, ожиданий и отношений к профессиональной деятельности, отрабатываются приемы уверенного поведения в процессе выступления перед аудиторией, происходит овладение деятель-ностным компонентом методической компетенции.

Отечественные ученые и практикующие преподаватели проявляют большой интерес к исследованию сущности метода кейс-стади и его реализации в высшем профессиональном образовании. В статье Б.Е. Андюсева термин «кейс» (с англ. — случай, ситуация) определяется как «разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра» [1, С.61]. Как отмечает автор, суть метода кейс-стади состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутство-

вать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В-третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом часто требуется дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты находят собственные выводы, решения проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

М.В. Антипова подчеркивает, что метод кейс-стади является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов) [2, С.2]. Одним из достоинств этого метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения [2, С.4]. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Практическое занятие по дисциплине «Теория и методика обучения первому иностранному языку» в гуманитарном институте ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», построенное с использованием метода кейс-стади, имеет следующую структуру:

- вводно-мотивационный этап (включающий целеполагание);

- методическая зарядка по определению ключевых терминов темы на основе предложенных источников литературы (работа с предлагаемыми источниками обязательной литературы и дополнительной информацией);

- кейс (ситуация) и сопутствующие проблемные вопросы / задачи;

- деятельностный компонент (интерактивные и проблемные задания, основанные на материале кейса, решение которых предполагает учебное сотрудничество студентов в мини-группах, творческие задания и проблемные методические задачи, задания для самостоятельной работы).

В качестве примера можно привести иллюстративный обучающий мини-кейс по теме «Обучение лексическому аспекту английского языка на учебном занятии в ДОО» для студентов первого курса.

Иллюстративный обучающий кейс. Реальная ситуация.

Этап 1. Работа с кейсом («погружение» в ситуацию, определение основной проблемы, лежащей в основе кейса, формулирование индивидуальных ответов)

Внимательно прочитайте описание двух реальных ситуаций. Обратите внимание на мето-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

дику организации первого этапа обучения иноязычной лексике, используемую педагогом на учебном занятии, а также на способ семантизации лексических единиц и организацию их первичного закрепления. Выполните задания.

Кейс 1. Идет учебное занятие по английскому языку в ДОО. Целью занятия является введение новых лексических единиц по теме «Мы идем в зоопарк» и их первичное закрепление в игровых упражнениях. После организационного начала занятия, проведения речевой и фонетической зарядки, педагог говорит по-русски: «Ребята, сегодня мы узнаем несколько новых английских слов. Посмотрите! Кто это? Это - обезьяна. It's a monkey. А это кто? Это - лев. It's a lion. Ну а это кто? Это -тигр. It's a tiger. Ну а это кто такой, спрятался в водоеме с водой? Это же крокодил! It's a crocodile. Ну а как называется это животное? Правильно, слон. It's an elephant. Ребята, смотрите на картинки и повторяйте за мной! It's a lion / a monkey / a crocodile / a tiger / an elephant. А сейчас давайте споем песенку "Let's go to the zoo!". А сейчас настало время поиграть! Давайте поиграем в лото. Я раздаю каждому карточку с животными. Постарайтесь закрыть свою карточку быстрее всех. Я задаю вопрос "Who has got a monkey? / a lion? / a crocodile? / a tiger? / an elephant?" Вам нужно ответить I have got a monkey / a lion / a crocodile / a tiger / an elephant. Кто быстрее закрыл свою карточку картинками - кричит "Bingo!" и побеждает.

Кейс 2. Идет учебное занятие по английскому языку в ДОО. Целью занятия является введение новых лексических единиц по теме «Мы идем в зоопарк» и их первичное закрепление в игровых упражнениях. После организационного начала занятия, проведения речевой и фонетической зарядки, педагог украдкой стучит и говорит по-английски: "Wow, kids, who is it? Кто это к нам пришел? It's Teddy-bear. Say hello to Teddy! He says, "Let's go to the zoo! Let's go to the zoo by bus!" Поздоровайтесь с Тедди, он приглашает вас сходить в зоопарк. Точнее, съездить на автобусе. What a surprise! Are you happy? Are you glad? Какой сюрприз! Вы счастливы? Вы рады? - Все кричат: "Yes!" Не забудьте назвать свое имя, когда встаете друг за другом для поездки в английском автобусе, и не забудьте получить билетик. Что нужно сделать, чтобы поездка была веселой? Yes, let's sing! The Wheels of the Bus Go Round and Round. Here we are. На полке расставлены мягкие игрушки животных. Педагог говорит: «Тедди хочет познакомить вас со своими друзьями. Послушайте внимательно, как он их называет». Педагог от лица Тедди знакомит детей с животными, повторяя каждую лексическую единицу дважды и показывая на соответствующую игрушку.

It's a lion (показываем на игрушку льва, не называя игрушку по-русски)

It's a tiger. (показываем на игрушку тигра, не называя игрушку по-русски)

It's a crocodile. (показываем на игрушку крокодила, не называя игрушку по-русски)

It's a monkey. (показываем на игрушку обезьянки, не называя игрушку по-русски)

It's an elephant. (показываем на игрушку слона, не называя игрушку по-русски)

Now let's play! А сейчас давайте поиграем в путаницу! Отвечайте Yes / No. Is it a lion? Is it a crocodile? Is it an elephant? Is it a tiger? Is it a monkey? -Very good!

А сейчас Тедди просит вас закрыть глаза. Close your eyes! One, two, three! Now open your eyes! Откройте глаза! Все ли животные на месте? What is missing? Какое животное пропало? Yes! Super!

А сейчас у каждого будет свое задание показать то животное, которое называет Тедди. Anya, show a tiger! Sasha, show a lion! Thank you!

Пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в автобусе. Называем по очереди животных английского зоопарка.

Этап организации совместной деятельности. Интерактивные задания.

Организуйте работу в мини-группах (3-4 человека).

1. Изучите представленные ситуации и обсудите ответы на вопросы: В каком из фрагментов учебного занятия наиболее эффективно реализуется методика ознакомления с новыми лексическими единицами и почему? Как организована презентация новой лексики? Какой способ семантиза-ции лексики выбран в каждом из фрагментов? Насколько он эффективен и целесообразен? В каких упражнениях организовано первичное закрепление лексических единиц?

2. Подумайте и предложите другие игровые упражнения для организации первичного закрепления новых лексических единиц (например, игра с мячом и т.д.)

Метод кейс-стади имеет большой образовательный потенциал и является значимым шагом к реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала. Метод кейс-стади способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. Роль преподавателя, практикующего метод кейс-стади, заключается в создании на практическом занятии обстановки сотрудничества, планировании результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки модели поведения в ней.

Метод проектов как комплексный обучающий метод предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути (Полат Е.С.) широко используется как в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка, так и в образовательном процессе по иностранному языку в

школе. На практических занятиях по теории и методике обучения иностранному языку в гуманитарном институте ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» ведется целенаправленная работа над практико-ориентиро-ванными проектами (составление банка / словаря выражений классного обихода); ролево-игровыми проектами (подготовка и проигрывание фрагментов урока с демонстрацией необходимой наглядности), информационными проектами (предполагающими сбор, обработку и презентацию профессионально значимой информации). В перспективе предусмотрено заимствование опыта коллег Кемеровского государственного университета (ФИЯ НИФ КемГУ) по вопросам использования метода проектов на практических занятиях по изучению методов обучения иностранным языкам (подготовка проектов, посвященных истории методики обучения иностранному языку с обоснованием выбора методов обучения, которым в разное время отдавалось предпочтение, сравнению (сопоставлению) особенностей реализации и возможностей применения тех или иных групп методов обучения в современной школе, разработке проектов современного универсального («идеального») кабинета иностранного языка с учетом требований к профессиональной деятельности учителя иностранного языка по применению современных методов обучения и т. д., например, проект на тему «Кабинет английского языка моей мечты» или «Оптимальная организация рабочего места современного учителя иностранного языка» [3, С.78].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Интеграция метода проектов как активного метода обучения в систему методической подготовки будущих учителей иностранного языка, в частности в аудиторную работу студентов на практических и семинарских занятиях по теории и методике обучения первому иностранному языку способствует формированию методической компетенции студентов в ее деятельностном аспекте вследствие большой практической значимости проектов, имеющих профессионально-методическую тематику. Тематика методических проектов должна затрагивать теоретические и практические вопросы, представленные в рабочей программе дисциплины «Теория и методика обучения первому иностранному языку», быть актуальной и значимой для будущей профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

Вывод. Активные методы обучения имеют большой образовательный и развивающий потенциал. Их использование является значимым шагом к реализации компетентностного подхода в системе методической подготовки будущих учителей иностранного языка. На наш взгляд, эффективным было бы создание банка активных методов обучения по дисциплине «Теория и методика обучения первому иностранному языку» и обмен опытом среди преподавателей педагогических вузов, интегрирующих рассматриваемые методы в процесс формирования методической компетенции будущих учителей иностранного языка.

1. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б.Е. Андюсев. - Текст : непосредственный // Директор школы. - 2010. - № 4 (16). - С. 61-69.

2. Антипова, М.В. Метод кейсов (case study) : метод. пособие для преподавателей фил. / М.В. Антипова ; Мариин-ско-Посадский филиал ФГБУ ВО «МарГТУ». - 2011. - URL: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf (дата обращения: 28.01.2022). - Текст : электронный.

3. Астафьева, И.С. Метод проектов в формировании методической компетенции будущих учителей иностранных языков / И.С. Астафьева. - Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 1 (68). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-formirovanii-metodicheskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 08.05.2022).

4. Дубаков, А.В. Возможности внеаудиторной работы в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка / А.В. Дубаков, Т.В. Хильченко. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-vneauditornoy-raboty-v-sisteme-professionalno-metodicheskoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 08.05.2022).

5. Никитина, Е.Ю. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова. - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 54-65. - URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=21079951 (дата обращения: 08.05.2022).

6. Пасынкова, Н.В. Развитие методической компетенции будущих учителей / Н.В. Пасынкова. - Текст : электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 7. - С. 77-81. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21140344 (дата обращения: 08.05.2022).

REFERENCES

1. Andyusev B.E. Keis-metod kak instrument formirovaniya kompetentnostei [Case method as a tool of competence development]. Director shkoly [Headmaster of School], 2010, no. 4, pp. 61-69.

2. Antipova M.V. Metod keisov: metod. posobie dlya prepodavatelei filiala [Case study : the training manual for teachers]. Mariinsko-Posadskii filial FGBOU VO "MarGTU" (ed.). 2011. URL: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf (Accessed 28.01.2022).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 186_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

3. Astafieva I.S. Metod proektov v formirovanii metodicheskoy kompetentsii buduschikh uchitelei inostrannykh yazykov [Project-based learning method in the process of future teachers' methodological competence development]. Pedagogichesky zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2017, no. 1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/metod-proektov-v-formirovanii-metodicheskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley-inostrannyh-yazykov (Accessed 08.05.2022).

4. Dubakov A.V., Khilchenko T.V. Vozmozhnosti vneauditornoy raboty v sisteme professionalno-metodicheskoy podgo-tovki buduschikh uchitelei inostrannogo yazyka [Extra-curricular work in the system of professional and methodological training of future foreign language teachers]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedgogical University], 2015, no. 4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-vneauditornoy-raboty-v-sisteme-professionalno-metodicheskoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka (Accessed 08.05.2022).

5. Nikitina E.Yu. Metodicheskaya kompetenrsiya buduschego uchitelya inostrannogo yazyka [Methodological competence of the future foreign language teacher]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2013, no. 12, pp. 54-65. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21079951 (Accessed 08.05.2022).

6. Pasynkova N.V. Razvitie metodicheskoy kompetentsii buduschikh uchiteley [Development of methodological competence of future teachers]. Psikhologia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical use], 2009, no. 7, pp. 77-81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21140344 (Accessed 08.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCHID: 0000-0003-4952-8247.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.V. Khilchenko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tkhill@rambler.ru, ORCHID: 0000-00034952-8247.

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_187

Анна Владимировна Чуракова г. Мурманск

Студенческий спортивный клуб как система воспитания в образовательных

организациях высшего образования

Целью представленного исследования является теоретический анализ возможностей студенческого спортивного клуба как системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. При изучении данного вопроса использовались такие методы, как теоретический анализ и синтез нормативно-правовых документов федерального уровня, их абстрагирование и конкретизация. На основе проведенного анализа научно-методической литературы и имеющейся в Российской Федерации законодательной базы, регулирующих воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования сделан вывод о признании важности деятельности студенческого спортивного клуба как своеобразной системы воспитания. Проведенный анализ и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов регулирования воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, студенческий спорт, воспитание, высшее образование.

Anna Vladimirovna Churakova

Murmansk

Student sports club as a system of education in higher educational establishments

The purpose of the presented research is a theoretical analysis of the possibilities of a student sports club as a system of education in higher educational establishments. Such methods as theoretical analysis and synthesis of regulatory legal documents of the federal level, their abstraction and concretization were used. The analysis of scientific and methodological literature and the legislative structure of the Russian Federation regulating the educational process in higher educational establishments prove of the importance of the student sports club as a kind of education system. The analysis and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities in higher educational establishments.

Keywords: student sports club, student sports, education, higher education.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, которые не только обладают доскональными знаниями в выбранной специальности, но и способны обновлять их и самостоятельно приме-

нять в практической деятельности выступает в качестве одной из задач высшего образования. Охватывая небольшой период жизни человека, высшее образование способствует формированию и разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.