УДК 378.1
Реализация коучингового подхода в условиях методической подготовки будущих учителей иностранного языка
Implementation of coaching approach in the frame of methodological training of future foreign languages teachers
Дубаков А.В., Шадринский государственный педагогический университет, rain.22@rambler. ги
Хильченко Т.В., Шадринский государственный педагогический университет, tkhШ@гamЫeг. ги
Андреев Д.Е., Шадринский государственный педагогический университет, апёгееу. ёат1@таИ ги
Dubakov A., Shadrinsk State Pedagogical University, [email protected] Khilchenko T., Shadrinsk State Pedagogical University, [email protected] Andreev D., Shadrinsk State Pedagogical University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.015
Статья подготовлена при поддержке гранта «Моделирование лингвометодического коучинга в педагогическом вузе» в рамках сетевого взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2022.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка, методическая подготовка, методическая компетентность, коучинговый подход, лингвометодический коучинг.
Keywords: professional training of future teachers of a foreign language, methodological training, methodological competence, coaching approach, linguomethodological coaching.
Аннотация. Структурная композиция профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка включает, в том числе, методическую подготовку, которая характеризуется рядом параметров и требует специальной организации. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью использования в условиях методической подготовки инновационных образовательных инструментов, позволяющих достичь более высоких предметных результатов. В последнее время в методической подготовке будущих учителей иностранного языка всё чаще реализуется коучинговый подход. Средства коучинга ориентированы на обеспечение личностно-ориентированной составляющей образовательного процесса и создание индивидуальной пошаговой стратегии продвижения в образовательном процессе. Цель данной работы - выявить и определить возможности коучингового подхода в методической подготовке будущих учителей иностранного языка. Авторы уточняют особенности лингвометодической подготовки учителей, детализируют функции коучингового подхода в обозначенном контексте и особенности его реализации. В практической части исследования представлен анализ реализации лингвометодического коучинга в вузе. Статья адресована преподавателям вузов, аспирантам, учителям.
Abstract. Professional training of future foreign language teachers includes, at the same time, methodological training that is characterized by the series of parameters and should be organized in a particular way. The significance of the topic of the research is determined by the necessity of the use of innovative educational tools in the frame of methodological training, which allow reaching higher subject results. Recently, a coaching approach has been increasingly implemented in the methodological training offuture foreign language teachers. The tools of coaching are focused on the provision ofpersonal part of educational process and the creation of individual step-by-step strategy of promotion in education. The aim of this research is to determine the possibilities of coach approach in the frame of methodological training of future foreign language teachers. The authors specify the peculiarities of
linguomethodological training of future teachers, detail the functions of coaching approach in the context under study and the peculiarities of its implementation. In the practical part of the study, the analysis of the implementation of linguomethodological coaching in higher education is presented. The article is addressed to university teachers, postgraduate students and teachers.
Введение. Методическая подготовка учителя иностранного языка является одним из компонентов общей профессиональной подготовки. Результатом методической подготовки должны стать знания, умения, навыки, а также личностные качества, определяющие осуществление организации процесса обучения в различных типах образовательных учреждений с опорой на современные лингводидактические тенденции и инновации. Организация методической подготовки в вузе требует проектирования специальных условий, направленных на получение более высоких образовательных результатов. С целью достижения данной цели используются различные подходы, среди которых всё больше используется коучинговый подход.
Реализация коучингового подхода направлена на совершенствование образовательного процесса в вузе и методической подготовки в частности, создание полифункциональной обучающей среды нового типа. Коучинговый подход может быть эффективным непосредственно в
лингвометодическом аспекте, по причине чего требует специального аналитического рассмотрения. В рамках статьи мы остановились на выявлении возможностей коучингового подхода в методической подготовке учителей иностранного языка.
Материалы и методы исследования. Реализация коучингового подхода
осуществлялась на базе гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета (Курганская область, г. Шадринск). В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)». В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анализ результатов учебной деятельности будущих учителей иностранного языка, метод экспертной оценки.
Результаты исследования.
Профессиональная подготовка учителей иностранного языка включает в себя следующие взаимосвязанные этапы: общепрофессиональный, психолого-педагогический, лингвистический и
методический. Последний аспект подготовки [1;2] реализуется в рамках курса «Теория и методика обучения иностранному языку», а также посредством спецкурсов и внеаудиторной работы.
О.Н. Игна выделяет следующие структурные компоненты методической подготовки будущих учителей иностранного языка: 1) лекции по дисциплинам методической направленности, 2) семинарские (практические) занятия по дисциплинам методической направленности, 3) курсовую работу по методике обучения иностранному языку, 4) учебные практики, 5) выпускную квалификационную работу, 6) научно-исследовательскую деятельность [3, с.93]. Реализация обозначенных компонентов методической подготовки направлена на достижение её цели, которая состоит в формировании методической компетентности учителей иностранного языка. Под методической компетентностью мы понимаем «совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранному языку и практических умений, заключающихся в его эффективной организации» [4].
Методическая компетентность будущих учителей иностранного языка является комплексным образованием и включает ряд компонентов, к которым относятся: «гностический, аналитический,
проектировочный, коммуникативный,
информационно-коммуникационный, инновационный, научно-исследовательский и рефлексивный компоненты» [5]. В ходе реализации методической подготовки учителей иностранного языка должно оказываться целенаправленное максимальное влияние на каждый из обозначенных структурных компонентов. Сегодня происходит аналитическое переосмысление организационных основ методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Изменяются подходы к организации лекционных и практических занятий, которые всё больше строятся на принципах практической ориентированности, интерактивности, модульности, проблемности. В ходе методической подготовки студенты -будущие учителя иностранного языка, на основе полученных знаний, должны научиться решать сложные учебно-методические ситуации, возникающие в учебном процессе, компетентно
управлять им. В рамках методической подготовки будущих учителей иностранного языка используются инновационные подходы, методы и средства, среди которых действенными возможностями обладает коучинговый подход. Смысловой основой коучингового подхода является понятие «коучинг».
Дж. Уитмор, Е.С. Лобанова отмечают, что коучинг является одним из концептуальных подходов современного образования. В переводе с английского языка, в самом общем смысле, слово «коучинг» означает «тренировка». Несмотря на терминологический плюрализм коучинга, многие исследователи приходят к единогласному мнению, что своим происхождением оно обязано понятию ученичества, когда старший по возрасту и более опытный человек транслирует свои знания о том, как справиться с поставленной задачей [6-8]. Сегодня коучинг всё больше используется в педагогическом поле, приобретая всё новые функции.
И.Н. Потапова и И.А. Фатеева интерпретируют коучинг в качестве консультации, которая помогает обучающимся в поиске решений. Совместно с коучем-наставником обучающиеся находят способы оптимизации собственного обучения. Коучинговая технология делает ставку на ресурсном обеспечении, доступном для удовлетворения конкретных требований. Под ресурсами понимается положительный потенциал, стратегии решения, компетенции, сильные стороны и возможности обучающихся. Преподаватель-коуч работает в определенной структуре с фазами, строящимися друг на друге, с так называемыми системными или коммуникативными методами - опрос и обсуждение. Преподаватель-коуч должен помочь обучающимся «выявить связи, расширить восприятие и посмотреть на проблему под другим углом, способствуя тем самым размышлениям ученика об альтернативных решениях». Авторы полагают, что этот процесс рассматривается исключительно с точки зрения обучающегося, а не с точки зрения преподавателя-коуча. В противном случае это будет противоречить идее самоконтроля. По данной причине обучающиеся самостоятельно решают, о чем говорить и на каких аспектах они хотят акцентировать внимание [9].
Н.М. Зырянова позиционирует коучинг в широкой и узкой вариациях. В первом случае коучинг понимается как одна из существующих форм консультативной поддержки, помогающая прийти к значимым целевым установкам в
оптимальный временной период посредством активной мобилизации внутреннего потенциала личности. В узком смысле под коучингом понимается процесс выявления целей индивида и определение способов их достижения. Согласно точке зрения исследователя, магистральная задача коучинга в образовательном пространстве заключается в оказании помощи учиться более активно, сознательно и результативно, поддерживать интенции автономно добывать знания, способствовать развитию потенциала [10].
Таким образом, коучинг предполагает индивидуальное консультирование, помогающее будущему учителю построить маршрут достижения образовательных целей. Вместе с тем, коучинг нельзя обозначить лишь в качестве обычных консультаций. Он представляет собой систему консультационного сопровождения личности, которая даёт возможность достичь поставленной цели более успешно. Очевидно, что коучинг нацелен на активацию «скрытых резервов» студентов, «точечную» проработку конкретных профессиональных вопросов. В лингвометодической подготовке мы оперируем понятием «лингвометодический коучинг», под которым понимаем проектирование
индивидуального консультационного маршрута, ориентированного на совершенствование методических знаний и умений, развитие личностных качеств. Реализация
лингвометодического коучинга предполагает целенаправленную работу с конкретными студентами, сконцентрированную в области методической подготовки. Подобный формат приводит студента к более успешным образовательным результатам, в качестве которых может рассматриваться повышение уровня лингвометодической рефлексии, профессиональных знаний, участие в важном конкурсе профессиональной направленности, обучение в педагогической интернатуре. Индивидуальная работа со студентом актуализирует его внутренний потенциал, концентрирует внимание на конкретных аспектах, позволяет научиться решать более комплексные методические проблемы. В условиях методической подготовки будущих учителей иностранного языка организация лингвометодического коучинга позволяет оказать влияние на различные структурные компоненты методической компетентности.
Принимая во внимание особенности лингвометодического коучинга, мы уточнили его функции, к которым относятся:
1) мотивационно-побуждающая,
2) личностно-ориентированная,
3) общеобразовательная,
4) дидактическая,
5) рефлексивная.
Мотивационно-побуждающая функция
ориентирована на профессиональную и лингвометодическую мотивацию будущего учителя. Общеобразовательная функция позволяет уйти за рамки курса «Теория и методика обучения иностранному языку», детально рассмотреть частные методические вопросы. Дидактическая функция предполагает, что лингвометодический коучинг представляет собой обучение, организуемое в более индивидуальном и личностно-ориентированном формате. Личностно-ориентированная функция подразумевает направленность на
индивидуальный характер коучинга;
преподаватель знает сильные и слабые стороны сопровождаемого, осуществляет корректную постановку целей, подбирает оптимальные образовательные средства. Рефлексивная функция ориентирована на самоанализ деятельности в ходе реализации лингвометодического коучинга. Преподавателю, осуществляющую коучинговую деятельность, важно понять степень её эффективности, достоинства и недостатки, скорректировать способы совершенствования деятельности в дальнейшем.
Итак, реализация коучингового подхода в условиях методической подготовки позволяет разработать личностно-индивидуальную
траекторию достижения цели будущего учителя. Осуществляя реализацию коучингового подхода, преподаватель (коуч) воздействует на компоненты методической компетентности, используя коучинговые инструменты и потенциал личности студента.
Для подтверждения положений об эффективности коучингового подхода в условиях методической подготовки будущих учителей иностранного языка, мы остановились на реализации лингвометодического коучинга, которая осуществлялась на организационно-подготовительном, деятельностном и
рефлексивно-оценочном этапах. Каждый из этапов обладает своими особенностями.
На организационно-подготовительном этапе были определены цели предстоящей работы, коучинговые инструменты, спрогнозированы образовательные результаты
лингвометодического коучинга, определены проблемные «точки, места». Здесь была сформирована экспертная группа, реализующая этапы коучинга и оценивающая его
эффективность, в которую вошли преподаватели кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». На
организационно-подготовительном этапе было определено число студентов, принимавших участие в лингвометодическом коучинге. Отбор студентов осуществлялся по их собственному желанию. Всего в рамках исследования приняли участие 10 студентов. Данное число будущих учителей соотносится с индивидуальным характером лингвометодического коучинга.
В рамках деятельностного этапа осуществлялось непосредственное использование коучинговых инструментов на пути к достижению образовательной цели. Для этого, прежде всего, осуществлялась постановка цели и задач. Как правило, цель состояла в участии в престижном конкурсе лингвометодической направленности. Организованные меры были направлены на повышение уровня методической компетентности будущих учителей в единстве её структурных компонентов. На деятельностном этапе для каждого студента, принимавшего участие в лингвометодическом коучинге, были организованы индивидуальные консультации. Консультации проводились системно, последовательно и планомерно. Здесь использовались такие инструменты, как: коучинговые вопросы, «Ромашка Блума»; метод SMART; прием GROW (РОСТ); прием составления таблиц поведения / слов / отношений / эмоциональных реакций; прием «открытые вопросы»; прием «жизненный сценарий»; прием «сценарий урока», прием «Лист ожиданий», прием трансформационных игр и т.д. Помимо индивидуальных консультаций использовалась работа в микро-группах, а также применялась технология «мастер-класс». В последнем случае организовывались практикумы и мастер-классы по частным лингвометодическим вопросам, которые не входят в программу курса «Теория и методика обучения иностранному языку».
На рефлексивно-оценочном этапе анализировалась эффективность
лингвометодического коучинга, сильные и слабые стороны использованных коучинговых инструментов, корректировались предпринятые меры. За время реализации лингвометодического коучинга, студенты приняли участие в ряде мероприятий лингвометодической
направленности различного уровня (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Чебоксары, Глазов и др.), что доказало его эффективность как комплексного направления.
Реализация коучингового подхода показывает степень его влияния на структурные компоненты методической компетентности будущих учителей иностранного языка. Что касается гностического компонента, то здесь проявляется дидактическая функция коучинга, направленная на трансляцию знаний, выходящих за пределы общего курса по методике обучения иностранному языку. Коучинговый подход позволяет рассматривать более сложные вопросы и методические ситуации, анализировать и критически осмысливать их, тем самым действуя на аналитический компонент методической компетентности будущих учителей иностранного языка. В плане воздействия на проектировочный компонент коучинговый подход оказывает на него эффективное влияние. Так, при подготовке к конкурсам методической нужно подготовить какой-либо методический продукт (урок (фрагмент урока), внеклассное мероприятие). Соответственно, в ходе коучинговых консультаций самое пристальное внимание акцентируется на особенностях проектирования урока иностранного языка, совершенствуются ранее полученные знания. Особой ценностью здесь обладает технология «мастер-класс», практически рассмотреть соответствующие вопросы. Аналогично осуществляется влияние на информационно-коммуникационный и
инновационный компоненты методической компетентности. Влияние на коммуникативный компонент осуществляется в процессе участия в коучинговых мероприятиях, выступлениях. Коучинговый подход эффективен и в отношении
научно-исследовательского компонента
методической компетентности, чему
способствует подготовка научно-
исследовательских работ по методике обучения. К воздействию на рефлексивный компонент приводит перманентный анализ методических продуктов и деятельности студентов. Без анализа, лингвометодический коучинг теряет свою результативность.
Заключение. Коучинговый подход обладает комплексными возможностями в условиях методической подготовки учителей иностранного языка. Его реализация позволяет осуществлять организацию работы с наиболее талантливыми студентами, оказать влияние на их внутренний потенциал, построить индивидуальный маршрут достижения образовательной цели. Коучинговый подход направлен на совершенствование методической компетентности студентов, её переход на более высокий уровень, что способствует формированию
конкурентоспособности. Таким образом, теоретическая значимость исследование состоит в уточнении сущностных характеристик понятия «лингвометодический коучинг». Авторский вклад заключается в определении этапов реализации лингвометодического коучинга и отборе коучинговых инструментов в контексте лингвометодической подготовке. Результаты исследования могут использоваться в организации методической подготовки будущих учителей иностранного языка в педагогических вузах.
1. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография / Е.Н. Соловова. - М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.
2. Фельде О.Л. Современные основы совершенствования методической подготовки учителя иностранного языка / О.Л. Фельде // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 11. - С. 165-167.
3. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка / О.Н. Игна // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 90-94.
4. Дубаков А.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификации / А.В. Дубаков // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 4. - С. 94-98.
5. Дубаков А.В. Организация формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях вуза / А.В. Дубаков // Профессиональные компетенции как интегральные
качества личности специалиста / Материалы международной научно-практической конференции. -Шадринск, ШГПУ, 2019. - С. 20-25.
6. Уитмор Джон. Коучинг высокой эффективности; пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 c.
7. Лобанова Е.С. Технология коучинг как метод повышения эффективности процесса обучения иностранному языку студентов вузов: сборник / Е.С. Лобанова // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, литературоведения, лексикографии, теории и практики обучения иностранным языкам (к юбилею Дж.Р.Р. Толкина) / Материалы Международной научной конференции. - 2017. - С. 173-175.
8. Lobanova E.S. Coaching as a means of learning a foreign language: сборник / E.S. Lobanova // Высшее образование для XXI века / Материалы ХШ Международной научной конференции. - 2016. - С. 40-44.
9. Потапова И.Н., Фатеева И.А. Коучинг как инновационная технология в процессе обучения иностранному языку: сборник / И.Н. Потапова, И.А. Фатеева // Материалы международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного
комплекса». Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2018. - С. 271-275.
10. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков / Н.М. Зырянова // Вестник практической психологии образования. - 2004. - № 1. - С. 46-49.
References:
1. Solovova E.N. Methodical training and retraining of a foreign language teacher: integrative-reflexive approach: monograph / E.N. Solovova. - M.: Glossa-Press, 2004. -336 p.
2. Felde O.L. Modern foundations for improving the methodological training of a foreign language teacher / O.L. Felde // Theory and practice of social development. - 2021. - № 11. - P. 165-167.
3. Igna O.N. Structure and content of methodological competence of a foreign language teacher / O.N. Igna // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2010. - № 1. - P. 90-94.
4. Dubakov A.V. Development of methodological competence of a foreign language teacher in the context of a remote advanced training course / A.V. Dubakov // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2018. - № 4. -P. 94-98.
5. Dubakov A.V. Organization of the formation of methodological competence of future teachers of a foreign language in the conditions of the university / A.V. Dubakov // Professional competencies as integral qualities of a specialist's personality / Proceedings of the international scientific and practical conference. - Shadrinsk, ShSPU, 2019. - S. 20-25.
6. Whitmore John. High performance coaching; per. from English. - M.: International Academy of Corporate
Governance and Business, 2005. - 168 p.
7. Lobanova E.S. Coaching technology as a method of increasing the effectiveness of the process of teaching a foreign language to university students: collection / E.S. Lobanova // Actual problems of linguistics, translation studies, literary criticism, lexicography, theory and practice of teaching foreign languages (on the anniversary of J.R.R. Tolkien) / Proceedings of the International Scientific Conference. - 2017. - S. 173-175.
8. Lobanova E.S. Coaching as a means of learning a foreign language: collection / E.S. Lobanova // Higher education for the XXI century / Proceedings of the XIII International Scientific Conference. - 2016. - P. 40-44.
9. Potapova I.N., Fateeva I.A. Coaching as an innovative technology in the process of teaching a foreign language: collection / I.N. Potapova, I.A. Fateeva // Materials of the international scientific-practical conference "Integration of science and practice for the development of the Agro-industrial complex". State Agrarian University of the Northern Trans-Urals. - 2018. - S. 271-275.
10. Zyryanova N.M. Coaching in teaching teenagers / N.M. Zyryanova // Bulletin of practical psychology of education. - 2004. - № 1. - P. 46-49.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторах:
Дубаков Артём Викторович (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Хильченко Татьяна Викторовна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Андреев Данил Евгеньевич (г. Шадринск, Россия), студент 5 курса гуманитарного института ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]