5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2010. - 98 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы [Текст] : проект. - 3 изд., дораб. - М. : Просвещение, 2010. - 144 с.
7. Программы по иностранным языкам [Текст] // Иностранный язык в школе. - 2005. - № 6. - С. 2-30.
8. Протасова, Е.Ю. Методика обучения иностранному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.Ю. Протасова, Н.М Родина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 210 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://81аМаП.е^.ги/са1а^.а8рх?Са1а^Ы=2588. - 21.10. 2015.
УДК 371.13
А.В. Дубаков, Т.В. Хильченко, г. Шадринск
Возможности внеаудиторной работы в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка
В статье рассматриваются возможности внеаудиторной работы в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка. Авторы обозначают несколько видов внеаудиторной работы по методике обучения иностранному языку, анализируют их характерные особенности и возможности.
Профессионально-методическая подготовка будущих учителей иностранного языка, внеаудиторная работа.
A.V. Dubakov, T. V. Khilchenko, Shadrinsk
The functions of extracurricular activity in the system of future foreign language teachers' professional teaching methods training
The article considers the analysis of extracurricular activity in the system of future foreign language teachers' professional training in teaching methods. The authors define several types of extracurricular activity, examine their peculiarities and functions.
Keywords: future foreign language teachers' professional training in teaching methods, extracurricular
activity.
Современный учитель иностранного языка должен обладать не только достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, но и знать, как наиболее эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений, т.е. быть методически компетентным. Достижение данной цели осуществляется в условиях профессионально-методической подготовки, которая характеризуется отличительными признаками и, в самом общем структурном плане, состоит из аудиторной и внеаудиторной
работы. По обозначенным причинам рассмотрение внеаудиторного аспекта методической подготовки будущих учителей иностранного языка заслуживает отдельного внимания.
Очевидно, что возрастающая тенденция к более интенсивному использованию внеаудиторной работы объясняется тем, что постоянный дефицит учебного времени, испытываемый вузами при реализации новых образовательных программ, побуждает преподавателей уделять больше внимания внеаудиторной работе со студентами. Это, безусловно, актуально в условиях современной реальности, при наметившейся тенденции к повышению объема времени на самостоятельную работу студентов за счет соответствующего снижения общего количества аудиторных часов. В силу обозначенного, дальнейшая оптимизация этого вида учебной деятельности и повышение роли преподавателей в его осуществлении становится достаточно значимой педагогической задачей [2, с. 104].
На сегодняшний день в контексте профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка возможно выделение следующих форм внеаудиторной работы: 1) мероприятия информационно-сообщающего плана (мастер-классы и методические мастерские, вебинары, лектории, проблемные семинары, тренинговые практикумы и др.); 2) соревновательные мероприятия (олимпиада по методике обучения иностранному языку, учебные конкурсы методического мастерства для студентов старших курсов, конкурс на лучшую научную статью и др.); 3) научно-исследовательская работа; 4) проблемные группы по методике обучения иностранному языку, создание профессиональных ассоциаций и научных сообществ, кружков; 5) организация и проведение учебных экскурсий; 6) педагогическая практика. Все обозначенные формы внеаудиторной работы являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимообусловленными. Охарактеризуем их более подробно.
Принимая во внимание логику принципа дополнительности, следует отметить, что программа по дисциплине «Методика обучения иностранному языку», к сожалению, ограничивается лишь кратким раскрытием основных вопросов организации процесса обучения иностранному языку. «За кадром» часто остаются многие актуальные и обладающие новизной вопросы, требующие специального акцента. С данных позиций необходимы разработка и внедрение в процесс обучения дополнительных мероприятий информационно-сообщающего плана. Выше было отмечено, что к подобным мероприятиям относятся мастер-классы и методические мастерские, проблемные семинары, вебинары, лектории, тренинговые практикумы и др.
Мастер-классы и методические мастерские обладают, как правило, практико-ориентированным характером и посвящены инновационным средствам и технологиям обучения иностранному языку, самостоятельной разработке лингводидактических продуктов и т.д.. Так, на кафедре английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» сложился определенный положительный опыт проведения мастер-классов для студентов старших курсов факультета русской и западноевропейской филологии и учителей города Шадринска и Курганской области по актуальным темам / вопросам методики обучения иностранному языку, среди них: «Проектирование современного урока иностранного языка с учетом требований новых ФГОС: конструирование технологической карты урока иностранного языка», «Интерактивные технологии организации речевого взаимодействия на современном уроке иностранного языка», «Технология веб-квест в обучении
иностранному языку», «Международные языковые экзамены: from A to Z», «Аутентичные Интернет-ресурсы в контексте языкового и методического самообразования учителя английского языка» и т.д.
Вебинар является той формой внеаудиторной работы, которая, благодаря информационно-коммуникационным технологиям, позволяет прослушать лекции ведущих ученых в предметной области, принять участие в интерактивном обсуждении актуальных вопросов, организовать обмен опытом и др. На сегодняшний день в контексте профессионально-методической подготовки выделяют как самостоятельную организацию вебинаров, так и участие в вебинарах, которые проводятся, например, различными издательствами учебной литературы по иностранным языкам ("McMillan", «Просвещение», «Титул» и др.). Если первая группа вебинаров может быть посвящена обмену оригинальным методическим опытом, дискуссиям, онлайн круглым столам, то последняя позволяет будущим учителям ознакомиться с тонкостями разнообразных учебных пособий по иностранному языку, осознать концепции, положенные в их основу, услышать выступления ведущих специалистов в области методики обучения иностранному языку.
Во внеаудиторной работе в рамках профессионально-методической подготовки действенными возможностями обладают тренинговые практикумы (проведение профессиональных тренингов или тренинговых упражнений и приемов). Известно, что тренинги имеет право проводить лишь специалист-тренер. Что касается тренинговых упражнений и приемов, технологией их проведения может овладеть любой преподаватель. Тренинговые упражнения и приемы эффективны с различных позиций, т.к. помогают студентам почувствовать и «прожить» профессиональные ситуации, увидеть некоторые профессионально-методические проблемы со стороны, осуществлять активное взаимодействие с представителями группы. Во внеаудиторной работе мы используем приемы группового тренинга, разработанные И.С. Трифоновой [3, с. 145]. К данным приемам относятся следующие: «Выступление у микрофона» - ролевая игра студент -группа (например, представитель авторского коллектива современного учебно-методического комплекта по иностранному языку раскрывает методическую концепцию учебника; слушатели затем задают докладчику вопросы, докладчиком по очереди становятся все участники); «Пресс конференция» - студент дает пресс-конференцию об эффективной образовательной технологии / методе (на его взгляд) обучения иностранному языку, каждый из слушателей имеет шанс задать докладчику все интересующие вопросы. Посредством использования приемов группового тренинга происходит осознание студентами собственных взглядов, ожиданий и отношений к профессиональной деятельности, отрабатываются приемы уверенного поведения в процессе выступления перед аудиторией.
Внеаудиторная работа может быть направлена и на организацию соревновательных мероприятий. Внутрифакультетские соревновательные мероприятия по методике обучения иностранному языку проводятся с целью определения уровня сформированности общекультурных, профессиональных компетенций, формирования профессионального сознания будущих учителей иностранного языка, повышение престижа профессии «учитель». Примером соревновательной формы внеаудиторной может быть внутрифакультетская олимпиада по методике, которая состоит из различных этапов (электронное олимпиадное тестирование, конкурс на лучший конспект урока, внеклассное
мероприятие, методическое аналитическое эссе и т.д.). Олимпиада проводится среди студентов 4-го и 5-го курсов после прохождения ими производственной (педагогической) практики, а также для студентов, обучающихся по магистерской программе.
Очевидно, что «проведение олимпиады по методике преподавания иностранного языка нацелено на: развитие профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка и создание условий для их профессиональной самореализации; развитие позитивной мотивации студентов к изучению предметов педагогического цикла и к педагогической практике; формирование профессионального самосознания будущих учителей; выявление и поощрение талантливых студентов факультета [3, с. 117].
В процессе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка наибольший интерес представляют конкурсы методического мастерства «Мой педагогический дебют», «Лучший студент практикант», в которых принимают участие студенты 4-ых, 5-ых курсов. Такие конкурсы обычно проводятся в два этапа. Первый этап может включать в себя проведение открытого зачетного урока иностранного языка, представление плана-конспекта урока для анализа факультетским руководителем практики и методистами выпускающих кафедр, проведение воспитательного и профориентацинного мероприятий в прикрепленном классе. Подведение итогов первого этапа осуществляется во время конференции по итогам производственной (педагогической) практики, выдвигаются кандидатуры для участия во втором этапе конкурса - общефакультетском. Конкурсанты (как правило, по одному студенту с 4 и 5 курсов от английского и немецкого отделений) готовят выступление на тему «Мое педагогическое кредо», решают методические задачи, подготовленные членами конкурсного жюри, выполняют творческие задания и т.д.
Следующее направление внеаудиторной работы студентов - научно-исследовательская работа, которая является неотъемлемой частью профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Она позволяет изучать и анализировать отдельные вопросы, критически осмысливать их, творчески подходить к решению профессиональных проблем. Результаты исследований отражаются в курсовых работах, дипломных проектах, представляются на научных конференциях. Научно-исследовательская работа в вузе может способствовать формированию интереса к научной работе в дальнейшем.
Научно-исследовательская работа непосредственно взаимосвязана с проблемными группами по методике обучения иностранному языку, научными кружками, сообществами, ассоциациями, которые можно обозначить в качестве целенаправленно созданной среды для осуществления данного вида деятельности.
В рамках внеаудиторной работы также целесообразна организация учебных экскурсий, осуществление связи с представителями школ и других образовательных учреждений. Студенты могут посещать уроки учителей, студентов, проходящих производственную (педагогическую) практику. Перед организацией учебных экскурсий целенаправленно разрабатываются специальные методические задания, которые в дальнейшем выполняются студентами. По возможности целесообразно приглашать на профессиональные беседы и семинары учителей, которые поделятся со студентами секретами успешной педагогической карьеры.
Педагогическая практика является основной обязательной практической платформой для будущего учителя иностранных языков. Именно во время практики
студент видит различные стороны реальной педагогической деятельности, применяет полученные знания. Здесь важно курировать студента, помогать ему в решении возникающих проблем. Практика учит принимать самостоятельные решения, делать первые шаги в педагогической деятельности.
Более масштабным практико-ориентированным проектом во внеаудиторной работе в системе профессионально-методической подготовки может стать педагогическая интернатура (пример ФБГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»), которая, в том числе, оказывает влияние на формирование методической компетенции будущих учителей иностранного языка. Педагогическая интернатура длится на протяжении одного года и не является обязательной. Студент ведет иностранный язык в одном классе, а тьюторская поддержка осуществляется учителем данного класса [1, с. 340].
В качестве заключения отметим, что внеаудиторная работа в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка является важным дополнением к аудиторной работе. В рамках внеаудиторной работы осуществляется развитие методической компетенции будущих учителей иностранного языка, профессиональных коммуникативных умений, лидерских качеств, формирование рефлексивной позиции и аналитических способностей, педагогического самосознания. Внеаудиторная работа позволяет усовершенствовать полученные на занятиях знания, формировать практические методические умения, методическую профессиональную самостоятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубаков, А.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования / А.В. Дубаков, Т.В. Хильченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №10. - С. 336-341.
2. Посник, В.С. Роль преподавателя вуза в организации и проведении внеаудиторной работы со студентами / В.С. Посник // Научный Вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. - 2015. - № 1. - С. 104107.
3. Трифонова, И.С. Развитие ценностного потенциала личности будущего учителя иностранного языка: монография / И.С. Трифонова. - Ижевск : Удмуртский университет, 2013. - 206 с.
УДК 81'373.45
Е.И. Елизова, г. Шадринск
Особенности употребления иноязычных слов в русскоязычном научном дискурсе (на примере научных журналов)
В статье рассматриваются аспекты употребления иноязычной лексики в научном дискурсе на примере журналов, посвященных вопросам функционирования высшего профессионального образования, представлен анализ заимствованных слов по способу их адаптации к принимающему языку.