МЕТОДИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 372.881.1
А.В. Дубаков, г. Шадринск
Персональный сайт как инструмент профессионально-личностного саморазвития учителей иностранного языка
Статья посвящена комплексному анализу возможностей персонального сайта учителя иностранного языка. Автор рассматривает магистральные причины создания сайта, предлагает возможную структуру и осуществляет обзор нескольких конструкторов создания персональных веб -ресурсов.
Персональный сайт, функции сайта учителя иностранного языка, структура персонального сайта учителя иностранного языка, конструкторы создания сайтов.
A.V. Dubakov, Shadrinsk
Personal website as a tool of foreign language teachers' professional and personal self-development
The article is devoted to the complex analysis offoreign language teacher's personal website functions. The author considers the major reasons of website creation, proposes personal website possible structure and reviews several website builders.
Keywords: personal website, the functions offoreign language teacher's website, website builders
В связи с тенденцией глобальной компьютеризации образовательного процесса, последнее десятилетие характеризуется многочисленным созданием персональных педагогических веб-ресурсов. Во всемирной сети сегодня можно найти множество персонально-профессиональных блогов учителей предметников. Исключением в данном ключе не являются и учителя иностранного языка. Более того, интенсивное изучение иностранных языков, продиктованное ориентирами современности, изменение статуса иностранного языка как учебного предмета, являются причинами, по которым современный учитель иностранного языка создает собственный сайт. Именно при создании сайта возможно воплощение творческих замыслов, трансляция сути профессиональных идей до педагогического сообщества. Тем не менее, при разработке сайта возникают самые разнообразные вопросы. Здесь нужно четко осознавать функционально-целевое предназначение сайта, продумать его структуру и овладеть навыками сайтостроения, что является признаком высокого уровня ИКТ-компетентности учителя иностранного языка. Именно на раскрытие перечисленных вопросов ориентирована данная статья.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод, что различные теоретические и практические вопросы, посвященные созданию сайта учителя иностранного языка, практически не раскрыты. Некоторые аспекты создания персональных сайтов учителя в общем контексте, представлены в работах Т.А. Громченко, Т.В. Ульяновой и др. [1]. Лишь исследование О.Н. Сухановой посвящено непосредственно созданию сайта учителя иностранного языка. Автор анализирует
комплекс возможностей персонального сайта учителя иностранного языка, указывая, что реализация персонального Интернет-ресурса способствует развитию профессионального опыта учителя на трех уровнях - дидактическом, компетентностном, уровне рефлексии [5]. Принимая во внимание неполное раскрытие и актуальность обозначенной темы, мы остановились на проведении исследования, результаты которого, в дальнейшем, были представлены автором на научно-методических семинарах и мастер-классах для учителей английского языка школ г. Шадринска [3].
Прежде всего, акцентируем внимание на причинах, по которым современный учитель иностранного языка создает персональный сайт. В данном случае мы опирались на анализ мнений учителей английского языка, которые были изучены и обобщены в ходе специального анкетирования. Итак, можно сделать вывод, что в общем, основными мотивами создания сайта являются следующие:
1) Обмен профессиональным опытом.
2) Установление зарубежных контактов.
3) Создание портфолио достижений.
4) Создание библиотеки собственных разработок.
5) Организация взаимодействия с обучающимися.
6) Организация дистанционного обучения.
Выше представлены лишь некоторые из потенциальных возможностей персонального сайта учителя иностранного языка; данный список может быть расширен, детализирован и конкретизирован. Тем не менее, проведенное анкетирование позволило выяснить общее видение потенциальных возможностей персонального сайта учителями-практиками, причины, побуждающие к его созданию. Таким образом, опираясь на изложенное выше, следует отметить, что персональный сайт учителя иностранного языка целесообразно позиционировать в качестве полифункционального профессионального виртуального пространства, где существуют возможности продвижения методических идей, организации более интенсивного взаимодействия с обучающимися. Сайт всегда способен привлечь внимание и при надлежащей организации может быть достаточно результативным. Некоторые учителя иностранного языка заявляют о том, что сайт не нужен совсем, но это лишь самая малая часть респондентов. Все учителя сходятся во мнении, что сайт это отражение современной реальности, дань времени, показатель высокого уровня ИКТ-компетентности. Сайт может стать одним из действенных инструментов, который поможет добиться признания в профессиональных кругах, заявить о себе профессиональному сообществу.
У любого учителя иностранного языка, создающего сайт, возникает вопрос о его структуре, которая может быть самой разнообразной и зависит от того, что учитель желает разместить на сайте, каким он видит его миссию и некоторых других факторов. Исходя из специфики педагогической деятельности, в общем, и особенностей профессиональной деятельности учителя иностранного языка, мы предлагаем возможную структурную композицию сайта учителя иностранного языка. Заметим, что данная структура не является оптимальной и даже не носит рекомендательный характер. Она лишь отражает один из возможных образцов сайта учителя иностранного языка.
1) Главная страница. В рамках раздела, в кратком виде, может быть представлено приветствие к посетителям сайта, обозначена его миссия. Можно кратко
обосновать все те разделы, которые составляют структуру сайта учителя иностранного языка.
2) Мое профессиональное портфолио. В контексте профессионального портфолио целесообразно представить информацию об учителе: фамилию, имя, отчество; место работы; образование; курсы повышения квалификации. Можно представить и профессиональные достижения: участие в конференциях, проектах и конкурсах; публикации; достижения обучающихся; интересные работы обучающихся и т.д.
3) Методическая копилка или обмен опытом. В данном разделе сайта могут быть представлены различные методические разработки. Здесь может быть организован дистанционный обмен опытом.
4) Этот увлекательный английский (немецкий, французский, испанский и т.д.). В разделе можно разместить различные полезные советы по изучению конкретного иностранного языка, видео-уроки, игры (в том числе интерактивные), ссылки на on-line уроки, ребусы, викторины, тесты (в том числе ссылки на тесты и литературу для подготовки к международным языковым экзаменам). Материалы могут быть структурированы в зависимости от возрастной ступени обучения иностранному языку.
5) ЕГЭ по иностранному языку. Согласно статистике, ЭГЭ по иностранным языкам является наиболее комплексным и вызывает различные затруднения у многих обучающихся. По данной причине необходимость раздела оправдана. В рамках раздела можно разместить: общую информацию о ЕГЭ по конкретному иностранному языку; практические советы для тех, кто сдает экзамен; детальный анализ каждой составляющей ЕГЭ по иностранному языку; обзор литературы для подготовки к ЕГЭ; анализ ошибок наиболее часто допускаемых при сдаче ЕГЭ; ответы на вопросы, которые наиболее часто возникают у тех, кто сдает ЕГЭ по иностранному языку и т.д.
6) ИКТ в помощь учителю иностранных языков. В связи с тенденциями компьютеризации современного образования данный раздел также необходим. В нем представлены аналитические обзоры работ и учебно-методических пособий, посвященных применению ИКТ в процессе обучения иностранным языкам; приемы работы с интерактивной доской; советы по созданию веб-квестов; медиатека полезных для создания обучения материалов и т.д.
7) Сайты для изучающих иностранный язык. Здесь может быть представлен аналитический обзор полезных сайтов для учителей конкретного иностранного языка и изучающих данный язык. Сайты могут быть структурированы тематически.
8) Классный руководитель. Практически любой учитель иностранного языка еще и классный руководитель. В данном разделе могут быть помещены полезные советы для родителей: профилактика ПАВ; общение с ребенком; как избежать конфликтов и т.д. Здесь может быть размещена и полезная информация для обучающихся.
9) Фотоальбом. В разделе могут быть представлены фотографии памятных профессиональных мероприятий (конкурсов, олимпиад и т.д.).
10) Гостевая книга. В данном разделе посетители сайта могут задавать вопросы и оставлять комментарии.
Выше перечислено лишь несколько возможных разделов сайта учителя иностранных языков. Данный список может быть расширен, или, наоборот, уменьшен. Здесь все зависит от конкретных замыслов учителя иностранного языка, его целевых установок. До создания сайта его автор заранее мысленно рисует его структурный портрет, продумывает и анализирует каждый раздел, видит его в перспективе. Только
после такого предвосхищения можно приступать к технической стороне создания сайта.
Магистральным моментом в работе над сайтом является деятельностный компонент, т.е. его непосредственное техническое создание. Этот шаг, для многих является достаточно проблематичным, так как здесь учителю иностранного языка нужно владеть достаточным уровнем ИКТ-компетентности, наличие которой предполагает и владение основами сайтостроения. Однако, далеко не все учителя иностранного языка владеют подобными навыками. Для овладения основами сайтостроения можно пройти специальные курсы, а можно и овладеть такими умениями самостоятельно, т.к. современные конструкторы сайтов достаточно просты в обращении и сопровождаются доступными и понятными технологическими алгоритмами работы над сайтом. Большинство педагогических сайтов в России создается на платформе ucoz, которая позволяет разработать качественные сайты. Автором статьи были проанализированы и другие конструкторы сайтов. Остановимся на нескольких, которые, без больших затруднений, учитель иностранного языка может использовать для создания сайта. К ним относятся: конструктор сайтов jimdo.com; конструктор сайтов a5.ru; конструктор сайтов umi.ru. Вместе с тем следует отметить некоторые образовательные порталы, где учитель имеет возможность создать свой профессиональный блог (rusedu.net).
Конструктор сайтов www.jimdo.com достаточно легок в управлении. Бесплатная версия позволяет создавать качественные продукты. Ограничение будет проявляться лишь в графическом оформлении и нескольких других составляющих, которые будут не очень заметными.
Платформу jimdo.com отличает быстрота в том плане, что сразу же после регистрации на электронную почту приходит пароль, и вы уже можете начинать создавать сайт. В создании сайта здесь можно разобраться и самим - достаточно лишь несколько часов. Вы можете сделать меню вашего сайта, внести тот текст, который необходим, оформить страницу так, как вы хотите [2],[4].
www.a5.ru - новый конструктор сайтов. Позволяет создать простые персонально-профессиональные страницы. Достаточно элементарных навыков, чтобы сделать страницу самому. В последнее время конструктор набирает все большую популярность.
www.umi.ru - дает возможность создать очень простую, стандартную страницу. Однако очень часто возникают проблемы при сохранении сделанного. Страница получается достаточно функциональной.
Отечественный портал для педагогов www.rusedu.net дает учителю возможность создать собственную страницу. Создать ее несложно, она будет находиться в галерее других сайтов непосредственно на портале, и, вместе с тем, выступать как отдельный сайт.
После того, как сайт будет готов, нужно заявить о нем и в дальнейшем постоянно развивать, совершенствовать, работать с ним. Дальнейшая работа с сайтом является необходимым условием его эффективности.
Итак, в качестве общего вывода отметим, что целенаправленное создание сайта учителя иностранного языка, механизмы его функционирования позволяют заявить о нем, как о действенном инновационном средстве профессионально-личностного саморазвития. Благодаря многочисленным возможностям сайта, учитель может реализовать огромное количество творческих замыслов, «оставшихся за кадром» идей, постоянно делиться ими с учениками и коллегами, воплотить их в жизнь. Именно
посредством сайта может быть создана информационно-образовательная среда, которая помогает видоизменить процесс обучения иностранным языкам, делая его более разнообразным, эффективным и действенным во многих отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Громченко, И.А Сайт учителя в организации учебного процесса / И.А. Громченко, Т.В. Ульянова // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 210 - 212.
2. Дубаков, А.В. Технология веб-квест в процессе практической языковой подготовки будущих переводчиков / А.В. Дубаков // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. - Шадринск : ШГПИ, 2012. - C. 3 - 7.
3. Дубаков, А.В. Научно-методическое сопровождение развитие ИКТ-компетентности учителя английского языка / А.В. Дубаков, Д.К. Ефимов, А.В. Качалов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 1.
4. Дубаков, А.В. Персональный веб-сайт как средство профессиональной самореализации учителя иностранного языка / А.В. Дубаков // Zbior raportów naukowych. "Nauka dzis: teoría, metodología, praktyka". (28.09.2013 - 30.09.2013) - Wroclw : Wydawca : Diamond trading tour, 2013.
5. Суханова, О.Н. Личный сайт учителя иностранного языка как императив современного образования / О.Н. Суханова // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С. 47 - 51.
УДК 75.04
И.В. Русова, г. Шадринск
Влияние интерактивных технологий на учебный процесс преподавания дисциплины «Моделирование и художественное проектирование прически» в системе ВПО
Статья посвящена вопросам применения интерактивных технологий в учебном процессе как эффективного аппарата в становлении профессиональных качеств будущих специалистов «Профессиональное обучение» в системе высшего профессионального образования.
Интерактивные технологии.
I. V. Rusova, Shadrinsk
The impact of interactive technologies in educational process of teaching the discipline "Modeling and artistic design hairstyles" in the system of higher professional education
The article is devoted to the application of interactive technologies in educational process as effective staff in the development of the professional qualities of the future specialists ' Professional training in the system of higher professional education.
Keywords: interactive technologies.
Подготовка специалистов «Профессиональное обучение» (дизайн) специализации парикмахерское искусство и дизайн прически, нуждается в подробном