УДК 371.12.011.3-051 Миронова Е. В.
Персональный сайт как новый инструмент в работе учителя
Аннотация: Данная статья содержит информацию о видах сайтов педагогических работников, преимуществах создания персонального сайта на базе Социальной сети работников образования nsportal.ru. Статья проиллюстрирована примером персонального сайта http:// nsportal.ru/mironova-e-v. Автор подробно описал, как можно использовать сайт для работы с обучающимися и их родителями.
Ключевые слова: персональный сайт, сайт педагогического работника, использование персонального сайта.
В современном мире сайт становится визитной карточкой как организации, так и частного лица.
А. А. Дуванов, разработчик курса информатики для младших школьников «Роботландия»
Основные преимущества персонального сайта
Сегодня 1Т-технологии - неотъемлемая часть работы профессиональных сфер деятельности: госучреждений и госорганов, бизнес-структур и СМИ, больших корпораций и мелких фирм, социальных служб и культурных учреждений. Интернетом пользуются все, от президента до обывателя. Учителю как представителю системы образования вполне возможно и необходимо иметь свой сайт.
Система образования в соответствии с новыми стандартами обязана действовать на опережение. Проектная и исследовательская деятельность получает широкое развитие в общеобразовательной школе, строится на воспитании интереса и любви к новому, неизвестному.
Персональный сайт позволяет организовать обучение в дистанционной форме.
Сайт - удобная форма общения без бумажного носителя с коллегами-учителями, информирования родителей и учеников.
Персональный сайт предусматривает создание систематизированного архива
собственных методических материалов, хранящихся на сервере.
Как создать свой сайт? Есть несколько способов, которые дает всезнающий Интернет:
а) заказать и вам сделают;
б) сделать с помощью шаблонов, предлагаемых в Интернете («Сайт за 60 секунд!»);
в) сделать самому с помощью источников, написанных доступным языком, сопровожденных примерами.
Ожидаемые результаты для учителя:
• презентация своей квалификации;
• формирование более привлекательной формы портфолио;
• повышение уровня ИКТ-компетенций;
• перевод архива собственных методических материалов в электронный вид;
• самомотивация профессионального роста и творческого самовыражения;
• участие в профессиональных конкурсах педагогов на Web-сайтах;
• получение баллов за сайт и участие в конкурсах для аттестации;
• создание интерактивного взаимодействия с коллегами, руководством и родителями, учениками;
• появление интереса учащихся («Что за сайт у нашего учителя в Интернете?»);
• применение дистанционных форм обучения;
• повышение внимания к работам и проектам учащихся; интерес родителей к учебе своих детей и школе;
• вклад в виртуальное пространство школы.
Работу по созданию персонального сайта начала со сбора информации: какие бывают сайты и как их создавать самостоятельно без специальных знаний, обладая лишь навыками на уровне пользователя. Выбрала в качестве основы Социальную сеть работников образования nsportal.ru. Почему?
Как говорят администраторы портала, «создать свой персональный мини-сайт на nsportal.ru очень просто. Достаточно зарегистрироваться, и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если у Вас уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа. И, разумеется, вы сможете получить Свидетельство о публикации и Сертификат о создании сайта!» (https://nsportal.ru/ page/bystryi-start)
На какую аудиторию ориентирован сайт? От ответа на этот вопрос зависят тип, структура и информативная начинка сайта.
Потенциальной аудиторией для сайта педагога выступают, прежде всего, ученики. Что им будет интересно? Возможно, информация о специальной литературе, словарях, справочниках, консультации по сложным теоретическим вопросам, дополнительные занятия, в том числе по Интернету (дистанционно).
Во-вторых, это родители учеников. Им интересна возможность общения с учителем посредством функций сайта, поскольку выбрать время для посещения школы работающим родителям проблематично.
Полагаю, что для педагогов важен просмотр методической, дидактической литературы, разработок с использованием ИКТ, портфолио, обмен мнениями.
Исходя из профессиональных интересов учителя, можно выделить 5 основных типов сайтов:
1. Сайт-визитка. Относится к имиджевому типу, создается для поверхностного ознакомления (на нем представлены общие сведения и контактная информация).
2. Сайт-портфолио. Также относится к имиджевому типу. Его информация позволит составить впечатление о профессиональном уровне учителя, например при решении вопроса о новом назначении или приеме на новую работу.
3. Предметный сайт. Создается не только для ознакомления, но и предоставления всего материала для скачивания и дальнейшего использования. Его структура ориентирована на различную аудиторию:
• для учеников - информация о процессе обучения (напр., расписание, задания, учебный материал, информация о мероприятиях и конкурсах);
• для учителей - материалы для подготовки и проведения урочных и внеурочных занятий;
• для родителей - материалы правовой, психологической и педагогической направленности.
Такие сайты, как правило, предлагают не только текстовые и графические, но и аудио-и видеоресурсы.
4. Сайт «учитель-ученику». Задачей этого типа сайтов является оказание ученикам помощи для подготовки к контрольным работам, зачетам и экзаменам. Важное место занимает информация о различных учебных заведениях, где выпускники могут продолжить свое обучение.
5. Сайт класса (учитель как классный руководитель). Является иллюстрацией жизни класса и классного руководителя.
В соответствии с доминирующими задачами моей деятельности я выбрала предметный сайт, т. к. он адресован и педагогам, и ученикам, и их родителям. Сайт включает
следующие разделы: информация обо мне, список моих публикаций на портале по литературе и русскому языку, список публикаций моих учеников в проекте для одаренных детей «Алые паруса», отдельные страницы «Готовимся к ЕГЭ», «Дистанционное обучение», «Для родителей». Размещая материалы на сайте, я убедилась, что это хороший помощник в коммуникациях с коллегами, учениками и их родителями.
Как же использовать сайт в работе с родителями?
Несколько лет назад была ситуация в 5-м классе. На уроках повторяем материал начальной школы, и родители на первом собрании просят объяснить, как определять спряжение и писать личные окончания глагола. Рисую на доске схему, родители записывают, задают вопросы и просят на следующем собрании опять провести «ликбез» по какой-либо теме. Такая заинтересованность родителей продолжалась весь учебный год.
Действительно, родителям зачастую нужна какая-либо информация по теории предмета. В прошедшем учебном году много вопросов вызвали темы «Члены предложения» и «Синтаксический разбор предложения». Я разместила на сайте таблицу о членах предложения и консультацию по особенностям выполнения синтаксического разбора в начальной школе и 5-м классе: порядок и образец разбора, материал для самостоятельной работы с ключом.
Также для родителей интересны материалы по адаптации пятиклассников к обучению в основной школе, подготовке к выпускным экзаменам, особенностям проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Родители могут задать мне вопрос через сайт без регистрации на портале. Сообщение и ответ на него могут быть опубликованы в Сети или, по желанию родителя, отправлены на адрес электронной почты. Для зарегистрированных пользователей в навигации
есть ссылки: «Написать мне письмо», «Предложить дружбу», «Подписаться».
Как можно использовать сайт в работе с учащимися?
Для них размещены материалы для подготовки к некоторым урокам, список литературы на лето. Для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе или русскому языку, представлен список полезных интернет-ресурсов. В разделе «Литературное творчество» - несколько работ моих учеников, это образцы целостного анализа прозаического и поэтического текста. Для подготовки к ЕГЭ создана отдельная страница сайта, на которой можно найти теоретический материал и тренажеры по некоторым темам.
Также для подготовки к ЕГЭ планирую в этом учебном году апробировать дистанционное обучение с помощью отдельного форума, ссылка на него на соответствующей странице. Интересна идея вебинаров, использовать которые можно во время каникул и карантина. Это форма прямой и обратной связи с учащимися в режиме реального времени и в записи. Информация о том, как создать свой форум, есть на портале. О методике вебинаров можно узнать в программе Мираполис.
На портале существует проект для одаренных детей «Алые паруса». Его можно использовать в работе как одну из форм защиты исследовательских, творческих проектов учеников.
За полтора года существования сайта на нем размещено 33 публикации. В 2016 году я получила Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования. Во время аттестации интенсивная работа на персональном сайте особо отмечена в экспертном заключении рецензента, кандидата филологических наук, доцента ПГГПУ Веры Евгеньевны Кайгородовой.
Подводя итог, повторю: персональный сайт - действительно хороший помощник в коммуникации с коллегами, учениками
и их родителями. Чтобы сайт работал, его необходимо регулярно обновлять.
ОТЗЫВ на создание и оформление профессионального сайта учителя
русского языка и литературы Мироновой Елены Владимировны Интернет-технологии прочно вошли в образовательный процесс системы образования. Персональный сайт позволяет учителю общеобразовательной школы повысить свое педагогическое мастерство и качество преподавания предмета.
Сайт Елены Владимировны демонстрирует высокую квалификацию и творческий подход к своему делу. Он удобен в работе, с простой и понятной навигацией для поль-
зователя. Отвечает запросам учащихся и родителей. Интересен для стороннего наблюдателя. Сайт приглашает к диалогу любителей родного языка, литературы. Представлена различная информация: задания, тесты, нормативные источники и рекомендации для родителей и др.
Сайт эстетически привлекателен, повышает имидж учителя и школы, соответствует требованиям общества.
Преподаватель ООО «Консалтинговый научно-образовательный центр» г. Пермь, Михеева Т. В.
Подробней познакомиться с результатом моей работы можно по адресу http:// nsportal.ru/mironova-e-v