УДК 378:372.881.1:004.738.5
https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.20
Дубаков Артем Викторович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического университета
Оларь Юлия Вячеславовна
Dubakov Artyom Viktorovich
PhD in Education Science, Associate Professor, English Language Teaching Techniques Department, Shadrinsk State Pedagogical University
Olar Yulia Vyacheslavovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического университета
Хильченко Татьяна Викторовна
PhD in Education Science, Associate Professor, English Language Teaching Techniques Department, Shadrinsk State Pedagogical University
Khilchenko Tatyana Viktorovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического университета
САЙТ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
PhD in Education Science, Associate Professor, English Language Teaching Techniques Department, Shadrinsk State Pedagogical University
WEBSITE OF UNIVERSITY CENTER OF EXCELLENCE AS A TOOL OF NETWORKING IN THE PROFESSIONAL LEARNING COMMUNITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS
Аннотация:
В условиях современной реальности организация сетевого взаимодействия школы и вуза является одним из активно развивающихся комплексных инновационных направлений. Значимую роль в данном ключе играют научные лаборатории и центры вузов. В организации сетевого взаимодействия учителей иностранного языка координационным центром может стать лингвометодическая лаборатория. Сайт подобной лаборатории выступает средством обеспечения эффективной организации сетевого взаимодействия учителей иностранного языка посредством объединения заинтересованных профессионалов-единомышленников, создания условий для совместных проектов, обмена лингвомето-дическим опытом. Авторы уточняют смысловые характеристики понятия «сетевое взаимодействие», обозначают возможную структуру сайта лингвометодической научной лаборатории, особенности его работы и возможности в организации данного типа взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка.
Ключевые слова:
сетевое взаимодействие, профессиональное сообщество, учителя иностранного языка, сайт, научная лингвометодическая лаборатория.
Summary:
In modern reality, networking between school and higher education institution is one of the dynamic integrated innovative trends. In this context, the centers of excellence as well as other university centers play a significant role. A Foreign Language Teaching Center of Excellence can become the focal point of networking among foreign language teachers. The website of such center is considered to be the tool of the effective networking implemented through the integration of like-minded professionals and laying the groundwork for their collaboration and exchange of experience. The authors specify the concept of networking, show an example structure for a website of Foreign Language Teaching Center of Excellence and its functions, and describe opportunities for networking among world language teachers.
Keywords:
networking, professional learning community, foreign language teachers, website, Foreign Language Teaching Center of Excellence.
Специфические характеристики профессиональной деятельности современного учителя иностранного языка во многом обусловлены тенденциями глобализации. На всех этапах профессионального становления и развития, с момента обучения на языковом факультете вуза и в процессе последующего построения карьеры, учитель иностранного языка находится в пространстве профессионального взаимодействия. Аксиоматично, что успешность педагогической деятельности учителя иностранного языка во многом зависит от его умений осуществлять конструктивное взаимодействие как с обучающимися, так и с коллегами. Важность последнего вида взаимодействия не
подлежит сомнению, так как он позволяет приобрести полезный предметный, лингвометодический и общий педагогический опыт, значительно расширить границы профессионального кругозора, мотивирует к самосовершенствованию. Если несколько лет назад профессиональное взаимодействие с коллегами в основном ограничивалось рамками школы и городского методического объединения учителей иностранного языка, то сегодня возможности для его целенаправленной организации увеличились в значительной степени. Особую роль в обозначенном контексте приобретают научные лаборатории педагогических вузов, выступающие в качестве координационных центров по организации взаимодействия с образовательными учреждениями различных типов.
В организации взаимодействия непосредственно в профессиональном сообществе учителей иностранного языка действенными возможностями обладает лингвометодическая вузовская лаборатория. Массовая компьютеризация, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности ресурсов сети Интернет, позволяют разработать и развивать сайт лаборатории, значительно увеличивающий ее масштабы, совершенствующий осуществляемую деятельность, выводящий на иной уровень функционирования. Сайт лингвометодической лаборатории целесообразно обозначить в качестве средства организации сетевого взаимодействия учителей иностранного языка, которое все чаще становится предметом современных педагогических исследований. Вопросы, касающиеся использования сайта научной лингвометодической лаборатории вуза как средства организации сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка, требуют специального рассмотрения.
Сущностные характеристики и особенности организации профессионально-педагогического сетевого взаимодействия раскрыты и детализированы в исследованиях Л.П. Владимировой [1], О. Гофман [2], А.М. Лобка [3], И.А. Письменской, Е.Ю. Поляковой, Г.В. Янгуловой [4], М. Конюховой, И. Шахтенковой [5], А. Зайдиха (A. Zaidieh) [6] и др. В ходе исследования мы пришли к выводу, что понятие «сетевое взаимодействие» не имеет единого толкования и обладает определенным терминологическим плюрализмом. Исследователи полагают, что мода на широкое использование словосочетания в педагогическом дискурсе связана прежде всего с активным освоением образовательными учреждениями интернет-пространства, хотя его трактовки связаны не только с компьютерными технологиями.
О. Гофман интерпретирует сетевое взаимодействие в образовательной сфере как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию различных образовательных ресурсов [7, c. 42-43].
А.М. Лобок отмечает, что сетевое взаимодействие наблюдается там и тогда, где происходит встреча различных импульсов, замыслов и траекторий. Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями - это любое происходящее между ними взаимодействие (различные совместные мероприятия). Подобное использование данного термина связано в значительной мере с установившейся модой на термин «сеть». Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями - это взаимодействие, в рамках которого используется сеть Интернет. С обозначенной точки зрения факт создания школой собственного сайта и выхода в интернет-пространство может быть интерпретирован как вхождение школы в глобальную сеть, ее превращение в сетевой субъект [8, с. 96-97].
И. Шахтенкова и М. Конюхова считают, что наряду с прочими толкованиями сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность, в рамках которой образовательные учреждения обмениваются друг с другом определенными ресурсами, представляющими педагогическую уникальность (находки, идеи и др.). Подобный обмен осуществляется при условии, что происходит не односторонний процесс научения одних другими, а организуется творческий диалог и участники оказываются в равной степени нужны друг другу [9, c. 11].
И.А. Письменская, Е.Ю. Полякова, Г.В. Янгулова рассматривают сетевое взаимодействие в образовательном процессе как систему разноплановых связей, определяющих доступность и качество образовательных услуг для всех участников педагогического процесса, обеспечивающую вариативность образования, открытость образовательной организации, повышение профессиональной компетентности педагогических работников и использование информационно-коммуникационных технологий [10, c. 67].
Опираясь на изложенное выше, можно сделать вывод, что сетевое профессиональное взаимодействие рассматривается в нескольких вариациях. С точки зрения наиболее широкого толкования сетевое взаимодействие представляет собой организацию совместных проектов различного уровня - от международных до локально ориентированных. Это могут быть круглые столы, семинары, вебинары, мастер-классы, конференции, симпозиумы и др. В данном ключе учебные заведения объединены в профессиональную сеть, стремящуюся к единому результату - обеспечению
высокого качества образовательного процесса. Сетевое взаимодействие рассматривается и как процесс обмена передовым опытом, наработками и разработками, построения совместных образовательных моделей. Подобный вариант сетевого взаимодействия оптимален в ходе создания инновационной образовательной среды, связан с использованием информационно-коммуникационных технологий и восходит к компьютерно-опосредованной интерпретации понятия «сеть» [11]. Здесь инструментом организации взаимодействия может являться сайт образовательного учреждения, представляющий собой профессиональную виртуальную платформу.
Принимая во внимание все обозначенные точки зрения, учитывая и синтезируя достоинства каждого из представленных вариантов, мы позиционируем сетевое взаимодействие как целенаправленный, планомерный процесс, в который вовлечены две или более стороны, осуществляющие совместную деятельность, ориентированную на достижение единых полезных образовательных и предметных результатов. Сетевое взаимодействие организуется на основе информационно-коммуникационных технологий или предполагает их использование, опосредованное интернетом. Всемирная сеть, однако, является лишь тем техническим инструментом, который помогает осуществить профессиональный обмен, имеющий диалогический полисубъектный характер, определяемый совместной заинтересованностью и желанием достичь значимых результатов. Рациональное использование интернета в создании сетевого взаимодействия значительно увеличивает его масштабность, дает возможности для привлечения большего количества участников.
Сетевое взаимодействие может осуществляться как на уровне образовательных учреждений в общем, так и в рамках конкретного профессионального сообщества. Последнее строится на основе принципов открытости, диалогичности, паритетности, кооперации, творческой активности.
Выше было указано, что нами рассматривается организация сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка посредством сайта научной лингвометодической лаборатории. Научная лаборатория может стать своеобразным координационным ядром в системе взаимодействия «школа - вуз», что будет являться отдельным направлением ее функционирования. Результаты проведенных в контексте лингвометодической лаборатории исследований могут быть реализованы в образовательном процессе школы. Сотрудники лаборатории занимаются организацией мероприятий информационно-сообщающего характера. К ним относятся мастер-классы, методические мастерские, проблемные семинары, вебинары, лектории, тренинговые практикумы, (онлайн-) конференции. Данные мероприятия могут быть организованы совместно с другим образовательным учреждением. Кроме того, в рамках лингвоме-тодической лаборатории могут проводиться объединенные исследования, осуществляются поддержка инициативных научно-исследовательских проектов, научно-методическое сопровождение начинающих учителей иностранного языка, расширение и укрепление научных связей, проводятся профессиональные консультации. Деятельность в рамках научной лингвометодической лаборатории строится на идеях сотрудничества, совместной заинтересованности.
Научная лингвометодическая лаборатория вуза может стать платформой для организации сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе. Одним из организационных условий этого является создание специального сайта, позволяющего представить результаты деятельности лаборатории во Всемирной сети, объединить заинтересованных профессионалов-единомышленников, создать условия для совместных проектов, обмена лингвометодическим опытом.
Изучение педагогической литературы позволяет сделать вывод, что различные вопросы, посвященные созданию сайта лингвометодической лаборатории, недостаточно исследованы. Принимая во внимание отсутствие данных об анализе данного вопроса, мы остановились на проведении анкетирования и опроса, которые позволили конкретизировать мнения профессионального сообщества учителей иностранного языка Курганской области и городов Шадринска, Сургута (ХМАО -Югра), Каменска-Уральского (Свердловская область) о возможностях сайта вузовской лингвометодической лаборатории. Согласно мнениям респондентов, работа подобного сайта может быть организована по следующим направлениям: 1) установление профессиональных контактов; 2) обмен профессиональным опытом; 3) создание совместной библиотеки методических разработок; 4) организация онлайн-консультаций; 5) организация вебинаров; 6) организация онлайн-лекториев; 7) организация онлайн-конференций с их последующим обсуждением в рамках сайта.
Выше представлены лишь некоторые возможности сайта лингвометодической лаборатории, которые могут быть эффективно реализованы при условии успешного функционирования и наличия определенных технических возможностей портала. Список этих возможностей может быть значительно расширен. Таким образом, принимая во внимание результаты проведенного исследования и обобщая собственный опыт, можно сделать вывод, что сайт научной лингвометодической лаборатории является полифункциональным сетевым пространством, в рамках которого существуют возможности для организации профессионального взаимодействия, осмысления, реализации и продвижения методических идей, обмена опытом и его комплексного анализа. Сайт может стать одним из инструментов, помогающих учителю заявить о себе профессиональному сообществу.
Важным этапом в создании сайта лингвометодической лаборатории является осмысление его структурной композиции, которая должна быть продуманной и ориентированной на его эффективное функционирование. Исходя из специфики деятельности лингвометодической лаборатории, мы предлагаем возможную структуру ее сайта, которая включает следующие разделы:
1. Главная страница - содержит общую информацию о деятельности лингвометодической лаборатории, ее миссии и ориентирах деятельности, целевых установках. В рамках этого раздела также возможно размещение исторической справки, в которой отражены магистральные этапы деятельности лаборатории, современное состояние. Подобный раздел позволяет сформировать представления, наметить возможные пути профессионального сотрудничества.
2. Сотрудники лаборатории - представлена информация о сотрудниках лингвометодической научной лаборатории, их квалификациях, ученых степенях и званиях, научных достижениях, наиболее значимых публикациях, научных интересах.
3. План работы лаборатории - позволяет представить профессиональному сообществу развернутый план деятельности, перечень будущих мероприятий, возможные результаты. Подобный раздел позволяет обеспечить открытость сайта для профессионального сообщества.
4. Новости, обсуждения, конкурсы, конференции - раздел носит характер профессионального интерактива, информационного лингвометодического депозитария. Здесь могут быть представлены информационные письма предстоящих конференций, обсуждение прошедших мероприятий, поздравления с профессиональными достижениями и т. д.
5. Методическая библиотека - данный раздел включает в себя размещение научных трудов участниками лаборатории, представителями профессионального сообщества учителей иностранного языка. Здесь также возможно размещение совместно созданных оригинальных методических разработок, результатов исследований. Подобный раздел позволяет осуществлять обмен методическим опытом, обогащать его, развивать профессиональную компетенцию, что очень важно для сетевого взаимодействия.
6. Отчеты о деятельности лаборатории - позволяет разместить и представить профессиональному сообществу развернутый отчет об осуществляемой деятельности, осознать причины успешности или слабые стороны, увидеть новые пути в организации сетевого взаимодействия.
7. Полезные ссылки - перечень полезных для представителей профессионального сообщества интернет-ссылок. Сайты могут быть ранжированы по направлениям (лингвистические, методические, практико-ориентированные и т. д.).
8. Гостевая книга - одна из форм обратной связи, посредством которой возможна как оценка сайта лингвометодической лаборатории, так и взаимодействие с сотрудниками лаборатории.
9. Форум - представляет возможности для организации профессионального общения, обсуждения насущных профессиональных вопросов, организации профессиональных дискуссий, консультаций,конкурсов, интерактивов и т. д.
Таким образом, сайт лингвометодической лаборатории может стать одним из инструментов создания сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка. Результативность работы сайта в обозначенном направлении определяется его техническими возможностями, функциональностью, устремлениями сотрудников лаборатории. Тем не менее даже несложные в техническом отношении сайты обладают многочисленными возможностями в организации сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка.
Для подтверждения обозначенных положений приведем пример деятельности лингвометодической научной лаборатории «Технологии и методики обучения английскому языку». Данная лаборатория была изначально создана в 2008 г. на базе кафедры второго иностранного языка ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Сегодня лаборатория действует на кафедре английского языка и методики его преподавания (сотрудники: кандидат педагогических наук, доцент А.В. Дубаков, кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент Ж.В. Демьянова).
Целью лаборатории является создание единой научно-методической и экспериментально-поисковой среды для решения учебно-методических и научно-исследовательских проблем по теории и практике обучения английскому языку.
К магистральным направлениям работы лаборатории относятся:
1) исследование актуальных проблем обучения английскому языку в школе, учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования;
2) использование результатов исследований для совершенствования преподавания английского языка в школе, учреждениях СПО, вузе;
3) участие в разработке научных целевых программ различного уровня;
4) организация и проведение совместных тематических научных конференций, педагогических форумов, круглых столов, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсов для учителей английского языка;
5) организация и проведение развивающих языковых мероприятий и конкурсов для обучающихся школ и средних специальных учебных заведений Курганской области, города Шадринска и Шадринского района;
6) установление творческих контактов с российскими и зарубежными преподавателями и студентами различных учебных заведений;
7) организация методического сопровождения молодых учителей английского языка.
В качестве заключения отметим, что за время функционирования лингвометодической лаборатории ее сотрудники участвовали в организации и проведении всероссийских и международных научно-практических конференций, студенческих интерактивов, форумов, региональных семинаров и мастер-классов, межвузовских научно-исследовательских проектов. Созданный сайт лаборатории оказывает значительное влияние на результативность организации сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка.
Ссылки:
1. Владимирова Л.П. Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 27 с.
2. Гофман О. Сетевое взаимодействие как фактор развития профессиональных компетентностей педагогов // Учитель. 2013. № 4. С. 42-45.
3. Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия // Народное образование. 2014. № 3. С. 93-101.
4. Письменская И.А., Полякова Е.Ю., Янгулова Г.В. Организация сетевого взаимодействия в рамках оптимизации образовательного процесса дошкольной образовательной организации // Методист. 2014. № 7. С. 66-68.
5. Шахтенкова И., Конюхова М. «Сетевое взаимодействие»: новая форма работы или мода на термин? // Обруч. 2016. № 3. С. 11-12.
6. Zaidieh A. The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities // World of Computer Science and Information Technology Journal. 2012. Vol. 2, no. 1. P. 18-21.
7. Гофман О. Указ. соч. С. 42-43.
8. Лобок А.М. Указ. соч. С. 96-97.
9. Шахтенкова И., Конюхова М. Указ. соч. С. 11.
10. Письменская И.А., Полякова Е.Ю., Янгулова Г.В. Указ. соч. С. 67.
11. Zaidieh A. Op. cit.