Научная статья на тему 'Особенности формирования лингвометодической самостоятельности студентов педагогического вуза'

Особенности формирования лингвометодической самостоятельности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОДИДАКТИКА / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / LINGUODIDACTICS / LINGUOMETHODIC INDEPENDENCE / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна

В статье поднимается проблема дефицита лингвометодической самостоятельности как важного качества будущих учителей иностранного языка и рассматриваются особенности ее формирования в вузе. Раскрываются понятие лингвометодической самостоятельности и ее компонентный состав. Приводится описание методики формирования лингвометодической самостоятельности, а также результаты экспериментальной работы, подтвердившей целесообразность выбранных ресурсов для ее развития у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tackles the problem of the deficiency of linguomethodic competence which is an important quality of future language teachers. The notion of linguomethodic independence and the structure of its components are disclosed. The article deals with the peculiarities of its formation and describes the procedure of developing this quality in students, providing the results of experimental work in a higher educational pedagogical establishment that validates the reasonability of the chosen sources of its formation.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования лингвометодической самостоятельности студентов педагогического вуза»

УДК 811.1(07)

Павлюкевич Любовь Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 42, +7 (342) 238-64-42 e-mail: pavlovely@yandex. ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Lyubov V. Pavlyukevich

Ph.D., Associate Professor of the Chair of English Philology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 42, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: pavlovely@yandex. ru

PECULIARITIES OF FORMING STUDENTS' LINGUOMETHODIC INDEPENDENCE IN A SCHOOL OF HIGHER PEDAGOGICAL

EDUCATION

Аннотация. В статье поднимается проблема дефицита лингвометодической самостоятельности как важного качества будущих учителей иностранного языка и рассматриваются особенности ее формирования в вузе. Раскрываются понятие лингвометодической самостоятельности и ее компонентный состав. Приводится описание методики формирования лингвометодической самостоятельности, а также результаты экспериментальной работы, подтвердившей целесообразность выбранных ресурсов для ее развития у студентов.

Ключевые слова: лингводидактика, лингвометодическая самостоятельность, самостоятельная работа.

Abstract. The article tackles the problem of the deficiency of linguomethodic competence which is an important quality of future language teachers. The notion of linguomethodic independence and the structure of its components are disclosed. The article deals with the peculiarities of its formation and describes the procedure of developing this quality in students, providing the results of experimental work in a

© Павлюкевич Л.В., 2016

higher educational pedagogical establishment that validates the reasonability of the chosen sources of its formation.

Key words: linguodidactics, linguomethodic independence, independent work.

Современная модель учителя иностранного языка предполагает не только всестороннее формирование его личности и лингводидактических компетенций, но и создание условий для его саморазвития, самореализации и самосовершенствования в течение всей жизни. Это служит залогом успешности и результативности его поликультурного и полилингвального развития и впоследствии - его профессиональной лингвометодической деятельности. Одной из центральных проблем лингводидактики и методики преподавания иностранного языка можно считать разрыв между иноязычной образовательной средой школы, лингвометодической средой вуза и средой полилингвальной и поликультурной деятельности учителя иностранного языка [1].

В этом свете одним из центральных качеств личности учителя выступает самостоятельность, которая определяется нами как лингвометодическая. Целесообразность ее формирования и развития обусловлена необходимостью сознательного, творческого, активного отношения будущего учителя иностранного языка к процессу обучения иностранному языку [2].

Исследования в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (Н.И. Алмазова, К.Э. Безукладников, Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева, Л.А. Милованова, О.Г. Оберемко, В.В. Сафонова, Т.С. Серова, Г.С. Трофимова, И.И. Халеева, А.Н. Шамов, А.В. Щепилова и др.) легли в основу изучения лингвометодической самостоятельности будущих учителей иностранного языка. Анализ литературы, наблюдение за процессом языковой и методической подготовки студентов факультета иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, изучение отечественного и зарубежного опыта выявили проблему дефицита самостоятельности у будущих учителей иностранного языка. Этот дефицит проявляется, в частности, в их неспособности самостоятельно развивать свою иноязычную коммуникативную и лингводидактическую компетентность в условиях изменяющихся социальных потребностей в области обучения иностранным языкам. Поэтому на базе ПГГПУ была разработана и проверена на практике методика формирования лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка.

Под лингвометодической самостоятельностью будущего учителя иностранного языка нами понимается комплексное специфическое социально-психологическое образование, интегральное качество его полилингвальной и поликультурной личности, представленное совокупностью всех его компонентов, которое выражается в его способности самостоятельно конструировать методическую систему обучения иностранному языку в соответствии с социально-культурными требованиями современного общества и содержательно сопряженную с особенностями иностранного языка как саморазвивающейся и эволюционирующей системы [3].

Таким образом, методика формирования лингвометодической самостоятельности включает четырехкомпонентное содержание обучения: мотивационный, контрольно-операционный, информационный и методический компоненты (таблица). Данные компоненты развиваются у студентов в соответствии с тремя уровнями: ориентирующим, базовым и продвинутым.

Структура лингвометодической самостоятельности будущего учителя

иностранного языка

Компоненты лингвометодической самостоятельности студента Расшифровка содержания компонентов лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка

1 Мотивационный компонент - стремление к формированию системы ценностей будущего учителя иностранного языка; - потребность и стремление к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию своей полилингвальной и поликультурной личности, приобретению новых знаний и умений; - стремление к постоянной умственной деятельности; - эмоциональные и когнитивные мотивы к самостоятельной лингвометодической деятельности; - сформированность волевых качеств в самостоятельном достижении поставленной цели; - эмоциональная стабильность в развитии своей лингвометодической самостоятельности; - способность испытывать удовлетворение от процесса и результатов своей самостоятельной лингвометодической деятельности; - желание развивать своих учеников с опорой на положительное с целью стимулирования их

2 Контрольно-операционный компонент - способность к саморегуляции (способность самостоятельно организовать любую свою деятельность во времени и пространстве) и самоконтролю (способность анализировать преимущества и недостатки своей деятельности и в соответствии с этим корректировать ее); - умение осуществлять методический отбор видов деятельности с точки зрения их соответствия конечному результату; - самоорганизация в выборе и проявлении собственной активности и креативности;

- самоорганизация и самоконтроль над процессом овладения средствами будущей лингвометодической деятельности;

Компоненты лингвометодической самостоятельности студента Расшифровка содержания компонентов лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка

- умение рефлексировать и анализировать свою самостоятельную лингвометодическую деятельность, определять уровень своей самостоятельности при методическом конструировании уроков иностранного языка;

- нелинейность, спонтанность поведения, способность выйти за рамки линейного мышления, проявить педагогическую гибкость; - способность проявлять независимость от внешних обстоятельств, - руководствуясь собственными целями, установками и принципами; - способность к ориентации во времени при подготовке и проведении урока на иностранном языке; - способность самостоятельно планировать свою деятельность и использовать свои профессиональные компетенции, а именно систему разнообразных методов обучения иностранному языку; - самоорганизация при возникновении отрицательных эмоций в ходе подготовки и проведения урока на иностранном языке

3, 4 Информационный и методический компоненты - информированность в области теории и практики изучения иностранного языка; - знания по методике обучения иностранному языку; - знания по психолого-педагогическим дисциплинам; - лингвометодические умения в области иноязычного образования, такие как: о способность не только переноса, сообщения знаний, но и их преобразования в соответствии с уровнем обучающихся, индивидуализация обучения; о умение находить и использовать в процессе подготовки и проведения урока на иностранном языке междисциплинарных связей;

о сравнивать грамматические, лексические и фонетические единицы иностранного и родного языков и выявлять признаки их сходства и расхождения в соответствующих подсистемах двух языков для прогнозирования возможных трудностей и путей их преодоления в процессе овладения этими единицами;

Компоненты лингвометодической самостоятельности студента Расшифровка содержания компонентов лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка

о слышать в устной речи и находить в письменной речи ошибки свои и других, классифицировать их по источникам возникновения и намечать пути их устранения; о преобразовывать свои теоретические знания и системе иностранного языка и свой иноязычно-речевой опыт в предметные формы речи и в различные средства языковой наглядности; о проектировать и создавать учебно-речевые ситуации для введения нового языкового материала с учетом его особенностей; о спонтанно реагировать на иностранном языке на изменяющиеся условия учебной ситуации и перестраивать поведение свое и учащихся; о воспитывать у обучающихся дисциплинированность, уважение к работе, потребность в саморазвитии и самообразовании в иностранном языке; о умение осуществлять субъект-субъектное взаимодействие и т. д.

В качестве средств формирования лингвометодической самостоятельности были выбраны следующие ресурсы, разработанные на базе университета:

1) локальные: электронное учебное пособие и учебно-методическое пособие по домашнему чтению на иностранном языке, включающие технологию организации самостоятельной работы с ними для формирования исследуемого свойства личности будущего учителя иностранного языка;

2) сетевые ресурсы: электронный сетевой профессиональный портфолио как средство саморазвития будущих педагогов и электронные сетевые сообщества, позволяющее студентам развивать свою лингвометодическую самостоятельность за счет организации студенческой взаимопомощи и оперирования лингвометодической информацией, создания стимулов к саморазвитию и самосовершенствованию.

Анализ эффективности данных средств формирования лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка позволил сделать вывод о том, что использование их как по отдельности, так и совокупности является целесообразным в образовательном процессе при подготовке будущих учителей языковых специальностей. Их постепенное внедрение в учебный процесс в зависимости от курса обучения связано как

с уровнем сформированности компонентов лингвометодической самостоятельности, так и с последовательностью включения тех или иных дисциплин в образовательный процесс. Поэтапное комплексное использование данных средств можно считать достаточным для формирования всех четырех компонентов лингвометодической самостоятельности (мотивационного, контрольно-операционного, информационного и методического).

На первом курсе работа по формированию лингвометодической самостоятельности будущих учителей начинается со знакомства и использования электронного сетевого профессионального портфолио, поскольку дисциплина «Электронный профессиональный портфолио» (ЭПП) преподается с самого начала обучения студентов в вузе. Использование электронного сетевого профессионального портфолио стимулирует формирование всех компонентов лингвометодической самостоятельности будущих учителей иностранного языка за счет развития мотивов к осуществлению самостоятельной деятельности, способности самостоятельно прогнозировать соответствие выбранных видов деятельности конечному результату, проявлять активность, творческий подход, индивидуальный подход; автономной активизации необходимых лингвистических, методических, методологических и психолого-педагогических знаний.

Кроме того, с первого курса происходит вовлечение студентов в работу электронного сетевого сообщества Starc.su, которое рассматривается как средство обеспечения эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и организации взаимопомощи студентов факультета иностранных языков ПГГПУ. Данное сетевое академическое сообщество факультета представляет сайт в сети Интернет, управляемый преподавателями в сотрудничестве со студентами старших курсов, который содержит необходимый лингвистический и методический материал и располагает интерактивными функциями, дающими возможность получать консультации преподавателей и студентов по организации и выполнению тех или иных видов учебной деятельности, в том числе и самостоятельной.

На третьем курсе используется электронное учебное пособие «Методика обучения иностранному языку», которое применяется для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы на основании авторской технологии, включающей этапы:

1) мотивационный компонент и целеполагание;

2) выбор средств и способов работы;

3) ознакомление с учебным материалом и формирование основ лингвометодической самостоятельности;

4) обобщение и систематизация изученного материала;

5) конструирование личностного продукта (например, фрагменты урока иностранного языка);

6) самооценка результата/продукта деятельности;

7) необходимый контроль и коррекция деятельности [3].

Эффективность использования электронного учебного пособия

обусловлена его нелинейностью, комплексным характером, интерактивностью и индивидуализацией процесса формирования лингвометодической самостоятельности будущих учителей, позволяющей выбирать собственную индивидуальную траекторию обучения (возможность выбора форм и способов работы, обращения к пособию в любое время - в университете или дома, возможность самооценки и прогнозирования результатов собственной деятельности и т. д.).

С четвертого курса в учебном процессе начинает использоваться учебно-методическое пособие по домашнему чтению на иностранном языке «Home Reading Miscellaneous: Collection of British and American stories», направленное на формирование лингвометодической самостоятельности будущих учителей иностранного языка. Оно предполагает наличие базового уровня сформированности лингвометодической самостоятельности и способствует активации необходимых будущему учителю иностранного языка компетенций и развитие их лингвометодической самостоятельности за счет блока упражнений, представляющих собой методические установки, побуждающие студентов к самостоятельной разработке лингвистических упражнений к данным текстам при применении своих лингвометодических умений.

Как результат - увеличение количества используемых средств в два раза, интеграция лингвистической и методической подготовки будущих учителей иностранного языка, стимулирование активности и сознательности их полилингвальной и поликультурной личности, лингвометодическая направленность разработанных пособий, их соответствие принципам нелинейности, коммуникативности и другие способствуют более быстрому развитию лингвометодической самостоятельности.

Кроме того, для реализации методики поддерживается правильная организация компонентов лингвометодической среды, в которой полилингвальная, поликультурная и методическая подготовка будущего учителя иностранного языка является наиболее эффективной в интеллектуальном, лингвоэстетическом и информационно-коммуникативном смысле.

Схематично разработанная методика представлена ниже (рис. 1).

Лингвометодическая среда

Цель:

формирование лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка Задачи:

• сформировать мотивы к выполнению самостоятельной работы за счет использования стимулирующих технологий, средств, создания лингвометодической среды; мотивов к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию своей полилингвальной и поликультурной личности; к учебно-профессиональной деятельности;

• развить способности саморегуляции и самоконтроля в ходе самостоятельного осуществления учебной, учебно-педагогической и лингвометодической деятельности;

• развить способность самостоятельно планировать и конструировать свою лингвометодическую деятельность с учетом изменений, происходящих в языке;

• развить творческие способности, способность осуществлять индивидуальный подход, проявлять педагогическую гибкость, выходить за рамки традиционного, самостоятельно модифицировать учебный процесс, привнося в него новое видение.

Принципы:

- целостности лингвистической и методической подготовки обучающегося;

- единства процессов обучения и самообучения, саморазвития и самосовершенствования;

- диагностической основы формирования лингвометодической самостоятельности;

- сознательности и активности личности будущего учителя иностранного языка.

Средства:

• электронный сетевой профессиональный портфолио;

• электронное сетевое сообщество;

• электронное учебное пособие «Методика обучения иностранным языкам»;

• учебно-методическое пособие по домашнему чтению «Home Reading Miscellaneous: Collection of British and American Stories».

Методы и приемы:

• исследовательские: проблемный, эвристический и др.;

• креативные: круглых столов, проектный, игровой и др.;

• рефлексивные: интервью, диалоговый, групповой рефлексии и т. д.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная

лингвометодическая среда

Рис. 1. Методика формирования лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка

Изучение и оценка лингвометодической самостоятельности осуществлялись с помощью контрольно-диагностического аппарата, включающего авторский опросник лингвометодической самостоятельности, который был проверен на валидность и надежность, тест самоактуализации личности, а также методические и экспертные анкеты. Полученные в ходе диагностики опытные данные (рис. 2, 3) демонстрируют постепенное формирование и развитие лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранных языков [3].

и £ л а о 8

«

в <и

* §

о о С «

£

¥

/

&

£

показатели средних значений

лингвометодической самостоятельности в экспериментальной группе

о"

Рис. 2. Динамика средних значений показателей лингвометодической самостоятельности в экспериментальной группе

Анализ изменения минимальных и максимальных значений подтвердил рост индивидуальных показателей сформированности компонентов лингвометодической самостоятельности (мотивационного, контрольно-операционного, информационного и методического) у студентов в ходе проведения эксперимента.

а «

й О 8 и

К о

•I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л а

§ « к ч

I

й и о С

Максимальное значение

гМинимальное значение

Рис. 3. Изменение минимального и максимального значений показателей компонентов лингвометодической самостоятельности

Увеличение показателей компонентов лингвометодической самостоятельности на основе тестирования авторским опросником, тестом самоактуализации личности, методическими и экспертными анкетами подтвердилось фактическими качественными изменениями процесса лингвометодической подготовки будущих учителей в вузе при работе с пособиями и интернет-ресурсами. При проведении бесед с обучающимися, круглых столов, организации коллективных проектов максимальное развитие в 2011 г. продемонстрировали студенты, вошедшие в экспериментальную группу [3].

Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили предположение о том, что применяемая методика с использованием эффективных средств обучения способствует высокому результату формирования лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. 207 с.

2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.

3. Павлюкевич Л.В. Формирование лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2012. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.