Научная статья на тему 'Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы Международного образования»'

Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы Международного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ANTHROPOCENTRIC RESEARCH / POSTNONCLASSICAL SCIENTIFIC PARADIGM / INTERNATIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / APPROACHES TO LEARNING / LINGUODIDACTICS / COMPETENCE AND EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович

Статья посвящена проблеме зарождения, становления и развития научной школы «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования». Основатель школы доктор педагогических наук, профессор К.Э. Безукладников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the origin, formation and development of "Anthropocentric Research of Modern Paradigm of International Education" scientific school. The founder of the school is Professor Konstantin Bezukladnikov, PhD

Текст научной работы на тему «Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы Международного образования»»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 378.147

Безукладников Константин Эдуардович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики

преподавания иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 219-07-19 e-mail: konstantin. bezukladnikov@gmail. com

НАУЧНАЯ ШКОЛА «АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Konstantin Ed. Bezukladnikov

PhD, Professor, Head of the Department for Foreign Language Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: konstantin. bezukladnikov@gmail. com

SCIENTIFIC SCHOOL "ANTHROPOCENTRIC RESEARCH OF MODERN PARADIGM OF INTERNATIONAL EDUCATION"

Аннотация. Статья посвящена проблеме зарождения, становления и развития научной школы «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования». Основатель школы - доктор педагогических наук, профессор К.Э. Безукладников.

Ключевые слова: антропоцентрические исследования,

постнеклассическая научная парадигма, международное образование, Международный бакалавриат, подходы к обучению, лингводидактика, компетенция и компетентность.

Abstract. The article is devoted to the origin, formation and development of "Anthropocentric Research of Modern Paradigm of International Education" scientific school. The founder of the school is Professor Konstantin Bezukladnikov, PhD.

© Безукладников К.Э., 2016

Key words: anthropocentric research, postnonclassical scientific paradigm, international education, International Baccalaureate, approaches to learning, Linguodidactics, competence and expertise.

Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования» возникла на кафедре методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Официально зарегистрирована в 2012 г. (свидетельство № 00692). Основатель научной школы - Константин Эдуардович Безукладников, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков ПГГПУ: руководитель провайдер-центра Международного бакалавриата, посол Международного бакалавриата в России, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; автор более 250 научных и научно-методических работ (монографий, учебников и учебных пособий с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», статей в зарубежных изданиях (SCOPUS, Web of Science) и журналах (РИНЦ, ВАК).

К.Э. Безукладников - известный специалист в области методики преподавания иностранных языков, лингводидактики, международного образования, теории и методики профессионального образования; автор и разработчик сетевых электронных профессиональных портфолио студента, будущего учителя и специалиста в области Международного бакалавриата, автор компетентностно-ориентированных концепций профессионального развития будущего учителя, создания и развития системы Международного бакалавриата в Пермском крае; участник международных проектов TEMPUS-TACIS. Активно сотрудничает с Организацией Международного бакалавриата (Женева, Швейцария), АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (Республика Казахстан), Ассоциацией школ Международного бакалавриата стран Содружества Независимых Государств, ведущими российскими и зарубежными вузами.

Коллектив школы: 3 доктора педагогических наук (Б.А. Крузе, М.А. Мосина, Н.Я. Карпушин), 9 кандидатов педагогических наук (А.А. Вертьянова, В.Р. Осколкова, Н.С. Рубина, Л.В. Павлюкевич, Е.В. Ожегова, М.Н. Новоселов, Г.Ш. Сыпачева, С.В. Мерзляков, С.А. Арапова), 1 докторант, 10 аспирантов. Исследования ведутся по следующим научным специальностям:

13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»;

13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)»;

13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования».

Основные проблемы исследования:

- синергетический, компетентностный, лингвоинформационный и диалогический подходы в образовании;

- постнеклассическая научная парадигма в образовании;

- сравнительные исследования в международном и российском образовании;

- профессионально ориентированное обучение иностранному языку;

- раннее обучение иностранному языку;

- информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку.

В рамках научной школы созданы и функционируют три магистерских программы по направлению 44.04.01 - «Педагогическое образование»:

- «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве» (очная). Руководитель - профессор К.Э. Безукладников;

- «Английский язык» (заочная). Руководитель - профессор М.А. Мосина;

- «Международный бакалавриат» (заочная). Руководитель - профессор Б.А. Крузе.

Разработка уникальных по своему содержанию магистерских программ явилась результатом более чем десятилетних исследований, проводимых коллективом научной школы. Особого внимания заслуживает программа «Международный бакалавриат». В конце зимы 2016 г. ПГГПУ посетила авторизационная команда Международного бакалавриата (Международный бакалавриат был учрежден в 1968 г. как швейцарский фонд с головным офисом в Женеве. Выпускники школ Международного бакалавриата имеют возможность поступать в ведущие университеты мира. Диплом Международного бакалавриата признан 1 300 университетами в 104 странах мира (в том числе Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Йель, Сорбонна, Лондонская школа экономики и т.д.). Эксперты из США, Великобритании и Канады провели всесторонний анализ магистерской программы. Программа разработана и реализуется на кафедре методики преподавания иностранных языков ПГГПУ в сотрудничестве с организацией Международного бакалавриата, универсальной школьной образовательной системой, единой для всего мира. Магистерская программа гуманитарно-педагогического университета ориентирована на подготовку учителей различных предметов, способных вести профессиональную деятельность в международном пространстве. Особое внимание при обучении уделяется иностранному языку

[1-7; 26].

Результатом визита авторизационной комиссии стало подписание контракта о признании магистерской программы ПГГПУ организацией Международного бакалавриата.

На данный момент ПГГПУ является единственным университетом на территории СНГ, официально авторизованным предоставлять магистерские программы, с выдачей международного сертификата IB Educator Certificate

in Teaching and Learning (Сертификат выдается Организацией Международного бакалавриата в США). Всего таких университетов в мире около 30. Ряд университетов проходят процедуру признания. Программа получает все большую популярность среди университетов мира.

Выпускники программы становятся международными учителями, признанными международным сообществом, обладающими высокой академической мобильностью. Сертификат IB Educator Certificate in Teaching and Learning дает возможность:

- получить работу в ведущих школах Международного бакалавриата по всему миру. Для этого существуют ежегодные биржи по трудоустройству учителей и различные онлайн-сервисы;

- учителя Международного бакалавриата, имеющие сертификат IB Educator Certificate in Teaching and Learning, востребованы по всем мире. Обычно контракт со школой длится 3-5 лет. Школа обеспечивает учителя жильем (коттедж или квартира), а также компенсирует расходы на переезд;

- школы Международного бакалавриата обеспечивают участие своих учителей в международных мероприятиях профессионального развития в различных странах мира (воркшопы, конференции);

- учителя Международного бакалавриата, обладатели сертификата IB Educator Certificate in Teaching and Learning, имеют возможность профессионального роста (координатор программы, директор школы, международный тренер, международный экзаменатор, эксперт по авторизации школ, сотрудник организации Международного бакалавриата).

Получение международного сертификата IB Educator Certificate in Teaching and Learning возможно при выполнении одного из двух условий:

1. Обучение в ПГГПУ на заочной форме обучения по магистерской программе «Международный бакалавриат». Срок обучения - 2,5 года.

2. Обучение в ПГГПУ по очной форме обучения по магистерской программе «Иностранный язык в лингвополикультурном образовательном пространстве». Срок обучения - 2 года.

В настоящий момент по программе «Международный бакалавриат» в ПГГПУ обучаются 49 магистрантов из Пермского края и Республики Саха (Якутия).

Научная школа «Антропоцентрические исследования современной парадигмы международного образования» появилась в начале XXI в. как реакция на существовавшие в то время противоречий в обществе, системе образования, педагогических и методических науках, которые требовали своего разрешения:

- между потребностью современной школы в учителях, обладающих совокупностью лингводидактических компетенций как личностного базиса для реализации профессиональной деятельности, и недостаточной

разработанностью концептуальных основ подготовки учителя иностранного языка в логике компетентностного подхода;

- сложившейся научно-теоретической базой в области компетентностного подхода и недостаточно разработанной методикой формирования лингводидактических компетенций у будущих учителей иностранного языка;

- сложившейся практикой традиционной системы подготовки учителя иностранного языка в вузе и неразработанной эффективной научно обоснованной методической моделью формирования у него лингводидактических компетенций;

- требованиями, предъявляемыми к профессионально-личностному становлению будущего учителя иностранного языка (содействие в становлении интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека - в логике модели профессионального развития), и фактической подготовкой студентов педагогических вузов к самостоятельной профессиональной деятельности (в логике адаптационной модели профессиональной подготовки специалиста);

- потребностью общества использовать компетентностный подход в высшем языковом педагогическом образовании и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи обозначенного подхода с другими методологическими подходами в подготовке учителей иностранного языка;

- требованием общества формулировать результат высшего языкового педагогического образования в терминах «компетенция» и «компетентность» и разнообразием трактовок этих понятий и их компонентного состава;

- необходимостью сохранения и развития преемственности на всех этапах подготовки в рамках системы непрерывного образования учителя иностранного языка и отсутствием единой методической модели его саморазвития, а также недостаточной готовностью самого будущего учителя иностранного языка к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;

- профессиональной учительской средой, в которую попадает выпускник педагогического вуза, и учебно-информационной профессионально ориентированной средой вуза, в условиях которой осуществляется подготовка этого работника;

- осознанием будущими учителями иностранного языка необходимости формирования у них лингводидактических компетенций и низкой готовностью к профессиональному саморазвитию;

- осознанием выпускниками педагогического вуза потребности к профессиональному перепрофилированию и отсутствием сформированности соответствующих компетенций, которые так важны для начинающего работника в быстро изменяющемся и перестраивающемся современном обществе [8-14].

Вышеуказанные противоречия были разрешены в докторской диссертации основателя научной школы К.Э. Безукладникова «Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика»

Следует отметить, что в начале XXI в. заметно возрос исследовательский интерес к рассматриваемым в диссертации проблемам (модернизация отечественного образования, обоснование компетентностного подхода в системе высшего языкового педагогического образования, моделирование образовательного процесса, развитие и совершенствование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка) в связи с глобализацией мировой экономики, интеграцией России в Болонский процесс и сменой ключевой научной парадигмы.

Исходным пунктом теоретических рассуждений послужила антропоцентрическая ориентация современной научной парадигмы. Становится все более очевидным, что в современном меняющемся мире профессиональная деятельность человека предусматривает необходимость непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности. Именно поэтому в работе в качестве теоретической основы был избран компетентностный подход, являющийся диалектическим развитием наиболее продуктивных психолого-педагогических концепций двадцатого века, активно разрабатываемый рядом ведущих отечественных и зарубежных ученых [20-25].

Применяемый в исследовании компетентностный подход позволил увидеть новые грани в, казалось бы, уже достаточно четко обозначенных противоречиях между потребностью общества в профессионально компетентных учителях иностранного языка и системой языковой педагогической подготовки учителя с учетом потребности личности и общества, представить компетентность как желаемый результат образования.

Проведенное исследование подтвердило важность решения на современном этапе развития высшего языкового педагогического образования актуальных педагогических и методических проблем - дальнейшего углубленного изучения категорий компетентности и компетенции, выявления теоретических закономерностей построения процесса формирования лингводидактических компетенций на основе взаимосвязи системного, междисциплинарного и деятельностного характера при подготовке будущего учителя иностранного языка, анализа генетических предпосылок компетентностного подхода в высшем языковом педагогическом образовании в отечественной и зарубежной науке, распространения результатов исследования в образовательном пространстве Пермского края.

На основе полученных данных и выявленных закономерностей была разработана концепция подготовки будущего учителя иностранного языка как теоретическая основа организации и осуществления данного процесса в педагогическом вузе, доказавшая свою эффективность на методологическом уровне - как идеологическая база построения процесса подготовки будущего

учителя иностранного языка; на теоретическом уровне - как совокупность теоретических положений, отраженная в базовых принципах формирования лингводидактических компетенций; и на практическом уровне - в виде построения на ее основе методики формирования лингводидактических компетенций. Были разработаны содержательные и технологические основы процесса формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка.

В практике обучения будущего учителя иностранного языка реализована методическая модель формирования лингводидактических компетенций, разработаны и апробированы организационно-дидактические условия практического осуществления методики формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка как двухчастный комплекс мер, направленных на формирование лингводидактических компетенций.

Создан сетевой электронный профессиональный портфолио будущего учителя иностранного языка как научно обоснованная технология развития и мониторинга становления его профессиональной деятельности, формирования самооценки и профессиональной самостоятельности студентов - будущих учителей иностранного языка. Определены уровни владения лингводидактическими компетенциями и уровни их сформированности у учителей иностранного языка, критерии их оценивания и дескрипторы самооценки обучаемых, предложена технология организации и оценки эффективности образовательного процесса при подготовке выпускника педвуза в рамках компетентностного подхода.

Электронная оболочка профессионального портфолио стала использоваться в образовательном процессе различных учреждений образования. На основе идей концепции подготовки будущего учителя иностранного языка, разработанной в данном исследовании, и электронной оболочки профессионального портфолио создан и внедрен в практику сетевой электронный профессиональный портфолио педагогического работника г. Перми и Пермского края и сетевой электронный профессиональный портфолио специалистов школ Международного бакалавриата. Определены и описаны необходимые и достаточные условия дальнейшего саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности учителя в процессе непрерывного образования в образовательном пространстве Пермского края.

Основные положения разработанных и получивших научно-методическое описание в диссертационном исследовании концепции подготовки будущих учителей иностранного языка, методики формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и ее модельное описание используются в подготовке и переподготовке работников для системы образования различных специальностей и направлений, о чем свидетельствует опыт реализации сетевого регионального проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае». В логике предложенной концепции строятся концепции и модели профессиональной подготовки

будущих работников в системе среднего и высшего профессионального образования.

Выполненная работа открыла новое направление исследований. Представлялось актуальным более глубокое изучение проблем развития лингводидактических компетенций средствами дисциплин предметного блока, профессиональной иноязычной коммуникативной, социокультурной (межкультурной), лингвомультимедийной и лингвоинформационной компетенций будущих учителей иностранного языка, проблемы развития готовности к профессиональной деятельности учителя и развития автономности, учебно-поисковой и научно-исследовательской

самостоятельности студентов в парадигме компетентностного подхода, разработке технологии критериального оценивания ключевых компетенций школьника и студента в различных типах образовательных учреждений, разработке технологий дистанционного обучения, модульного обучения, интерактивного обучения, развивающего иноязычного образования в логике компетентностного подхода в различных типах учебных заведений (включая языковое педагогическое образование), развития рефлексии в образовательном процессе педагогического вуза, ориентированного на развитие полилингвальной и поликультурной языковой личности, формирования профессионально ориентированной развивающей поликультурной, полилингвальной профессиональной педагогической среды как организационного дидактического условия развития поликультурной языковой личности в парадигме компетентностного подхода.

Многие из названных проблем были решены в докторских и кандидатских диссертация коллектива научной школы и решаются в настоящее время аспирантами и докторантами, а также студентами магистерских программ, которые планируют продолжить свое обучение в аспирантуре. В заключение хотелось бы привести список наиболее значимых диссертационных исследований, монографий и статей, выполненных коллективом школы в 2009-2016 гг.

Докторские диссертации:

Карпушин Николай Яковлевич, «Педагогическое проектирование развития региональной системы общего среднего образования в условиях его модернизации», специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования», 2012.

Мосина Маргарита Александровна, «Целостность лингвометодической подготовки учителя иностранного языка на основе диалогического подхода», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранные языки, уровень высшего профессионального образования), 2014.

Крузе Борис Александрович, «Методическое проектирование системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения

и воспитания» (иностранные языки, уровень высшего профессионального образования), 2014.

Кандидатские диссертации:

1. Крузе Борис Александрович, «Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранные языки, уровень высшего профессионального образования), 2009.

2. Красноборова (Вертьянова) Анастасия Андреевна, «Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся», специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования», 2010.

3. Осколкова Виктория Равильевна, «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя на основе технологии развития готовности к педагогической самореализации», специальность 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования», 2011.

4. Рубина Наталья Сергеевна, «Методика формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка на интерактивной основе», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), 2012.

5. Павлюкевич Любовь Владиславовна «Формирование лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), 2012.

6. Ожегова (Конина) Евгения Владимировна «Методика формирования лингвоинформационной самостоятельности студентов вуза - будущих переводчиков», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), 2012.

7. Новоселов Михаил Николаевич, «Методика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов вуза (бакалавриат и магистратура), специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), 2014.

8. Сыпачева Гюзялия Шарибзяновна, «Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе», специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования», 2015.

9. Арапова Светлана Андреевна, «Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень общего образования), 2015. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Б.А. Крузе.

10. Мерзляков Сергей Викторович, «Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения», специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень общего образования), 2016.

Наиболее значимые монографии и статьи коллектива научной школы приведены в списке литературы.

Научная школа развивается, появились новые научные руководители диссертаций - доктора педагогических наук, профессора Маргарита Александровна Мосина и Борис Александрович Крузе, готовят к защите свои диссертации Е.В. Еремеева, О.В. Москотина, Н.Н. Тетерина, А.В. Назарова, Д.Е. Онорин, Д.Л. Готлиб, И.С. Микова, М.А. Дворецкая, И.В. Смирнова, А.А. Захарова.

Список литературы

1. Канцур А.Г., Мосина М.А. Формирование лингвометодической компетентности студентов в условиях междисциплинарной интеграции // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 13.

2. Карпушин Н.Я. Развитие региональной системы общего среднего образования на основе педагогического проектирования: монография / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2012. 153 с. (Сер. «Новые федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения»).

3. Красноборова А.А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. архитектур.-строител. ун-т. Н. Новгород, 2010.

4. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

5. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

6. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования // Язык и культура. 2010. № 3. С. 119-133.

8. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

9. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.

10. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

11. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.

12. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

13. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

14. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

15. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

16. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.

17. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.

18. Мосина М.А. Проектные технологии обучения иностранным языкам: монография / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

19. Мосина М.А. Целостность как системообразующий компонент лингвометодической подготовки будущего учителя иностранного языка // Лингвистика, лингводидактика и межкультурная коммуникация: теория и практика: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013.

20. Мосина М.А., Смирнова И.В. Феномен понятия «интеллектуальная компетентность» // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1, № 8. С. 57-59.

21. Павлюкевич Л.В. Формирование лингвометодической самостоятельности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, специальность 13.00.02 - «Теория и методика

17

обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), НГЛУ. Н. Новгород. 2012.

22. Рубина Н.С. Методика формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка на интерактивной основе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, специальность 13.00.02 -«Теория и методика обучения и воспитания» (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования), НГЛУ. Н. Новгород. 2012.

23. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 51-55.

24. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя Международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 75-78.

25. Тетерина Н.Н., Мосина М.А. Формирование компетентности интерактивного иноязычного письма в процессе лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. С. 133-137.

26. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20, № SPL.ISS. P. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.