Научная статья на тему 'Методическое проектирование курса иностранного языка (Language b) в дипломной программе Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия)'

Методическое проектирование курса иностранного языка (Language b) в дипломной программе Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / ДИПЛОМНАЯ ПРОГРАММА / COMPETENCY / COMPETENCY-BASED APPROACH / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCY / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / DIPLOMA PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таллаева Аяна Александровна, Петухова Дария Семеновна, Нафанаилова Саргылана Семеновна, Новоселов Михаил Николаевич

Статья посвящена актуальной проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в логике требований Международного бакалавриата. Выявлены объективные противоречия, обусловившие проблему исследования. В работе обоснованы методологические подходы, выявлены сходства ФГОС ООО и стандартов Международного бакалавриата, выстроен аппарат, сформулированы цели и задачи для дальнейшей работы в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to an urgent problem of forming a foreign-language communicative competence of high school students within the requirements of the International Baccalaureate. The objective contradictions which caused a research problem are revealed. In work the methodological approaches are proved, similarities of the National Curriculum and the standards of the International Baccalaureate are highlighted, the purposes and research questions for further work in the area are formulated.

Текст научной работы на тему «Методическое проектирование курса иностранного языка (Language b) в дипломной программе Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия)»

УДК 811.1(07)

Таллаева Аяна Александровна

студентка II курса магистратуры, кафедра методики преподавания иностранных языков e-mail: ayana jj0@inbox. ru

Петухова Дария Семеновна

студентка II курса магистратуры, кафедра методики преподавания иностранных языков e-mail: danyapeluhova@mail. ru

Нафанаилова Саргылана Семеновна

студентка II курса магистратуры, кафедра методики преподавания иностранных языков e-mail: lchoklchok@mail. ru

Новоселов Михаил Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков e-mail: michael.novosyolov@gmail.com

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-29

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА (LANGUAGE B) В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Ayana A. Tallaeva

2nd year master's degree student, Department for Foreign Language Education

Dariya S. Petuhova

2nd year master's degree student, Department for Foreign Language Education

Sargylana S. Nafanailova

2nd year master's degree student, Department for Foreign Language Education

Mikhail N. Novosyolov

Ph.D., Associate professor, Faculty of Foreign Languages, Department for Foreign

Language Education

© Таллаева А.А., Петухова Д.С., Нафанаилова С.С., Новоселов М.Н., 2016

185

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

PROJECTING IB DP LANGUAGE B COURSE (ENGLISH, FRENCH) IN THE DUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REBUBLIC

OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов в логике требований Международного бакалавриата. Выявлены объективные противоречия, обусловившие проблему исследования. В работе обоснованы методологические подходы, выявлены сходства ФГОС ООО и стандартов Международного бакалавриата, выстроен аппарат, сформулированы цели и задачи для дальнейшей работы в области.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, Международный бакалавриат, дипломная программа.

Abstract. The present article is devoted to an urgent problem of forming a foreign-language communicative competence of high school students within the requirements of the International Baccalaureate. The objective contradictions which caused a research problem are revealed. In work the methodological approaches are proved, similarities of the National Curriculum and the standards of the International Baccalaureate are highlighted, the purposes and research questions for further work in the area are formulated.

Key words: competency, competency-based approach, foreign language communicative competency, International Baccalaureate, Diploma Programme.

Динамика развития объективной реальности, глобализация мирового сообщества предъявляют новые требования к современному образованию. Оно должно не только выполнять традиционную функцию передачи социального опыта, но в большей степени готовить будущих граждан страны к жизни в современном, быстро меняющемся мире.

В настоящее время наблюдается переход системы языкового образования к новой гуманистической образовательной парадигме. Очевидно усиление тенденции к междисциплинарности, экологизации, межкультурной коммуникации, интеграции в мировое информационное пространство, что в свою очередь обусловливает возрастание роли иностранного языка как учебной дисциплины.

По определению Е.Н. Солововой, под новой парадигмой иноязычного образования подразумевается образование «в духе мира, диалога культур для поиска комплексного решения проблем гуманистической личности, уважающей права человека и его основные свободы, осознающей глобальную взаимосвязь

186

между народами и нациями и содействующей взаимопониманию, терпимости и дружбы между народами, расовыми и религиозными группами, готовыми к участию в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом» [1-6; 22-28].

Н.Д. Гальскова полагает, что межкультурное языковое образование на принципах поликультурности обеспечивает социальную мобильность и является инструментом творческого развития активной самостоятельной личности, осознающей себя гражданином собственной страны, а также субъектом динамичной поликультурной и полилингвальной среды современной цивилизации [13-16; 23]. При этом, как отмечает И.И. Халеева, в процессе межкультурного взаимодействия участники его не только демонстрируют свои национальные привычки и культурные традиции, но также должны учитывать особенности культуры и социального поведения другой стороны [7-12; 26]. Следовательно, по своей направленности, целям и содержанию языковое образование XXI в. ориентировано на свободное поликультурное, полилингвальное развитие языковой личности.

Таким образом, возрастающая роль предмета «Иностранный язык» лежит в контексте коммуникативной подготовки к межкультурному общению как в условиях непосредственной межличностной коммуникации, так и коммуникации в широком смысле этого слова.

Одним из наиболее успешных мировых образовательных проектов является «Международный бакалавриат», который представляет универсальную образовательную систему, единую для всего мира, предоставляющую качественное образование, воспитывающее лидеров будущего. Главное отличие системы от Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования заключается в том, что требования современности в ней воспринимаются не как социальный заказ, а как вызов неопределенности, разнообразию и сложности, непредсказуемости процессов в окружающем мире. Это позволяет пробудить спонтанные, творческие способности детей, помогает расти, сживаться ребенку с постоянно меняющимся миром, в отличие от усвоения четко заданных предметных знаний, формирования навыков и умений, обусловленных социальным заказом.

Образовательная система Международного бакалавриата не сменяет национальные системы образования тех или иных стран, а поднимает их на качественно новый уровень.

Главной целью Международного бакалавриата являлось создание единых критериев оценки знаний школьников из разных стран, чтобы способствовать их дальнейшему поступлению в зарубежные высшие учебные заведения.

«Это единственная образовательная система, дипломы которой признаны во всем мире, а также отличающаяся стандартностью, преемственностью, высоким качеством образования и проработанностью процедур его оценки, их высокой адаптивностью (применимы к любой стране)» [17-21].

Обучение в Международном бакалавриате ведется по четырем программам:

- Primary Years Programm (далее по тексту PYP) - программа IB для детей раннего возраста. Направлена на целостное развитие в детях от 3 до 12 лет качеств исследователя. Процесс обучения происходит не только в классе, но и за его пределами;

- Middle Years Programm (далее по тексту MYP) - программа IB для детей основной школы. Рассчитана на учащихся в возрасте от 11 до 16 лет, академически побуждает учащихся осознать и понять связь между традиционными изучаемыми предметами и реальным миром, стать критически мыслящими и размышляющими людьми.

- Diploma Programm (далее по тексту DP) - дипломная программа IB. Для учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Является академически мотивирующей и сбалансированной программой образования, оканчивающейся выпускными экзаменами. Она готовит студентов быть успешными в университете и за его пределами;

- Career-related Programme. Программа IB для будущей профессии. Для учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Представляет собой уникальный образовательный продукт, специально разработанный на основе принципов и преимуществ Дипломной программы IB для учащихся, которые хотят углубить свои академические познания, необходимые в освоении будущей профессии [22].

В образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) понятие Международного бакалавриата вводится впервые и предоставляет более широкие образовательные возможности. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования России во многом схожи с политикой организации Международного бакалавриата - они обеспечивают качественное и доступное образование, формируют у учащихся готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Однако международное образование имеет заметные преимущества.

Основная отличительная сторона Международного бакалавриата заключается в том, что выпускник, владеющий дипломом МБ, получает качественное образование международного уровня и имеет возможность поступить без вступительных экзаменов в лучшие университеты по всему миру, может претендовать на учебные стипендии.

Международный бакалавриат стремится воспитать личность с интернациональным мышлением, которая уважает культуру и идентичность своего народа и других, чувствует ответственность за судьбу мира и способствует созданию мира во всем мире. Также ученик программы Международного бакалавриата имеет право индивидуального выбора изучаемых предметов и обучается по программам, разработанным для данного образовательного пространства, вбирая в себя опыт многих международных школ по всему миру.

В 2011 г. Агентство статистики высшего образования Великобритании обнаружило, что выпускники Международного бакалавриата «с большей вероятностью могут быть зачислены в один из лучших 20 высших учебных заведений, чем абитуриенты с другими квалификациями. Студенты дипломной программы Международного бакалавриата изучают три предмета на повышенном уровне, по каждому предмету они получают 240 учебных часов. Количество университетов признающих дипломную программу возросло на 21 % в 2011 году. Студенты Международного бакалавриата в преимуществе у элитных вузов: в США 21,4 % выпускников МБ с большей вероятностью принимаются в 10 самых престижных университетов страны, включая Гарвард, Принстон, Йель и Стэнфорд» [22].

Дипломная программа нацелена на то, чтобы студенты научились видеть мир с различных культурных позиций во время изучения другого языка, который поможет им общаться со сверстниками из разных стран. Как и все программы Международного бакалавриата, дипломная программа направлена на поддержку студентов в их становлении любознательными, эрудированными и заботливыми людьми, которые внесут свой вклад в совершенствование и безопасность мира путем проявления межкультурного понимания и уважения.

В современном мире происходят глобальные интеграционные процессы, все чаще в настоящее время наше общество сталкивается лицом к лицу с необходимостью решения проблем взаимовлияния различных культур и сохранения культурного многообразия планеты. Очевидным примером таких процессов выступают международные отношения, которые вступили сегодня в новую фазу сотрудничества в экономике, научно-технической и культурной сферах. Развитие роста международных отношений вызвала потребность в образовании специалистов, владеющих иностранным языком для профессиональных целей.

Для создания интегрированной организации, которая будет реализовывать сетевые технологии и предоставлять качественное образование мирового стандарта для детей Сибири, Дальнего Востока и стран Арктического региона, в 2014 г. Глава Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в своем ежегодном послании Государственному собранию Республики Саха (Якутия) «Ил Тумэн» от 04.02.2014 г. объявил о создании Международной арктической школы. Выпускники Международной арктической школы будут иметь все шансы для продолжения обучения в лучших высших учебных заведениях мира, и в дальнейшем смогут способствовать устойчивому развитию Арктики и Севера.

Открытие Международной арктической школы привлечет поток иностранных специалистов в различных отраслях промышленности Республики Саха (Якутия). Учащиеся республики будут иметь возможность получать качественное образование наряду с иностранными учащимися.

В Международной арктической школе станет возможным преподавание по Дипломной программе Международного бакалавриата на английском языке,

активное обучение иностранным языкам и языкам малочисленных народов Севера.

Проектирование и разработка курса обучения иностранным языкам (английский, французский (Language B) в дипломной программе Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) производится впервые.

Изучение научной литературы по проблеме исследования, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом преподавания иностранных языков, наблюдение за процессом обучения в школе, анализ имеющегося практического опыта в области обучения иностранным языкам (английский, французский (Language B) позволили выявить ряд существенных противоречий между:

- потребностью в интеграции в мировое образовательное пространство и выбором международной образовательной системы, которая будет этому способствовать;

- необходимостью формирования у учащихся старшей школы иноязычной коммуникативной компетенции, уровень которой соответствует международным требованиям и стандартам, и отсутствием научного описания методики обучения иностранным языкам в логике этих требований в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Необходимость разрешения данных противоречий определяет проблему исследования: какова методика преподавания иностранных языков предметной группы Language B дипломной программы Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия)?

Исходя из вышесказанного, из актуальности и недостаточной научной разработанности проблемы в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия), выбрана тема исследования «Методическое проектирование курса иностранных языков (английский, французский (Language B) дипломной программы Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия)».

Цель исследования: Разработка и практическое внедрение методики преподавания предмета «Иностранный язык (Language B)» дипломной программы Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников старших классов в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения предмету «Иностранный язык (Language B)» дипломной программы Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования: формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения предмету «Иностранный язык (Language B)» будет эффективным, если:

- дано научное описание процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения предмету «Иностранный язык (Language B)» в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия);

- разработана, экспериментально верифицирована и внедрена в образовательный процесс старшей школы методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников, соответствующая требованиям Международного бакалавриата, не противоречащая ФГОС ООО, учитывающая потребности общества и личности обучающегося в образовательном пространстве республики Саха (Якутия);

- предложен контрольно-диагностический аппарат оценки уровней сформированности данной компетенции, определены необходимые организационно-педагогические условия.

Задачи исследования:

1. Изучить и сравнить стандарты предмета «Иностранный язык» в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и дипломной программе Международного бакалавриата;

2. Выявить требования к уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия);

3. Разработать и внедрить в образовательный процесс средней школы методику формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников по стандартам Международного бакалавриата на основе анализа потребностей школьников в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Для достижения поставленной цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались методы научного исследования:

- теоретические: анализ и интерпретация отечественной и зарубежной философской, нормативной, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы; анализ и обобщение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, интервью.

Методологическая основа исследования: принципы и методы компетентностного подхода (И.Л. Бим, А.А. Вербицкий, Н.Д. Гальскова, Н.Л. Гончарова, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской и др.); положения системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.); коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам (А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, И.В. Халеева и др.); социокультурного подхода в обучении иностранным

языкам (О.В. Афанасьева, Г.В.Елизарова, В.И. Загвязинский и др.); личностно-ориентированного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Теоретико-методологическую основу исследования составили понятия о полилингвальной и поликультурной языковой личности в языковом поликультурном образовании (Ю.Н. Караулов, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.); термины, относящиеся к теории и методике преподавания иностранных языков - «коммуникативный подход», «интегрированный подход», «метод», «принципы обучения», «средства обучения» (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев, О.Г. Поляков, Г.В. Рогова и др.), базовые категории теории воспитания и развития личности - «развитие», «саморазвитие», «образование», «личностно-ориентированное обучение», «воспитание» (В.Е. Абрамова, А.Ю. Агафонов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.С. Полонский, Ф. Райс, З.К. Селиванова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Организация и этапы исследования. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и установленными для выполнения задачами исследование проводилось в два этапа (с 2015 по 2017 г.).

Первый этап (2015-2016 гг.) связан с изучением философской, исторической, психолого-педагогической и методологической литературы, а также документов Международного бакалавриата по проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе, анализом степени разработанности данной проблемы в педагогической теории и практике. Определен объект, предмет исследования, сформулирована цель и задачи, гипотеза, основные компоненты научного исследования. Изучены нормативные документы Российской Федерации об образовании, проанализирован имеющийся отечественный и зарубежный опыт по формированию иноязычной коммуникативной компетенции в мультимедийном образовательном пространстве.

Второй этап (2016-2017 гг.) - теоретическое обоснование, разработка и научное описание методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия), уточнение исследования, разработка методических и контрольных материалов.

Личный вклад диссертанта заключается: во включенном участии на всех этапах исследования; непосредственной организации, проведении и получении эмпирических данных; анализе эмпирического материала, обработке и интерпретации данных, полученных в ходе исследовательской работы; публикации основных результатов исследования; разработке методических рекомендаций для учителей дипломной программы Международного бакалавриата по формированию иноязычной компетенции старших школьников на основе учебно-исследовательской деятельности, подготовке текста диссертации и оформлении автореферата.

Научная новизна исследования:

- на основании выполненного исследования определено понятие и структура иноязычной коммуникативной компетенции школьников в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия);

- выявлены закономерности процесса ее формирования в условиях прямой и опосредованной межкультурной коммуникации;

- разработана методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников с учетом требований Международного бакалавриата, ФГОС ООО, национальной и культурной специфики; Теоретическая значимость работы:

- выявлены и систематизированы компоненты иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников;

- применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс базовых методов исследования, в том числе методы теоретического анализа, эмпирического исследования;

- теоретически обоснованы механизмы эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся дипломной программы Международного бакалавриата;

- раскрыты существующие на сегодняшний день противоречия. Полученные в диссертационном исследовании результаты расширяют

представления о процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников дипломной программы Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия).

Практическая ценность исследования: заключается в разработке дидактических рекомендаций по формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Материалы и результаты исследования могут стать основой для разработки учебных и методических пособий для учителей иностранных языков в старших классах. Разработанные рекомендации могут быть эффективно использованы в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия), системе повышения квалификации и переподготовки учителей иностранных языков, работников органов управления системой образования Республики Саха (Якутия).

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

2. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.

3. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.

6. Гальскова Н.Д., Гез. Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

8. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

9. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

10. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

11. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.

12. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

13. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

14. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

15. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

16. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

17. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного

бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

18. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.

19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. 239 с.

20. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336 с.

21. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: Подготовка переводчиков. М.: Высшая школа, 1989. 236 с.

22. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.

23. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning. World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201206.

24. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

25. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

26. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.

27. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.

28. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.