Библиографический список
1. Петрунева РМ., Васильева В.Д., Дулина Н.В., Топоркова О.В. Опорный университет: развитие сообщества студентов городской и региональной среды Alma mater. Вестник высшей школы. 2018; 1: 30 - 35.
2. Московское образование. Стратегия-2015. Сайт Сергея Собянина. Available at: https://tinyurl.com/yb9r7vnb
3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. (от 29 мая 2015 г, № 996-р). Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г, № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ ФГОС_СОО_с_изменениями^
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (от 4 декабря 2015 г, № 1426). Available at: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf
6. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность Высшее образование в России. 2017; 12: 63 - 71.
7. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Студенчество большого города Высшее образование в России. 2017; 8/9: 64 - 72.
References
1. Petruneva R.M., Vasil'eva V.D., Dulina N.V., Toporkova O.V. Opornyj universitet: razvitie soobschestva studentov gorodskoj i regional'noj sredy Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 2018; 1: 30 - 35.
2. Moskovskoe obrazovanie. Strategiya-2015. Sajt Sergeya Sobyanina. Available at: https://tinyurl.com/yb9r7vnb
3. Ob utverzhdenii Strategiirazvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 g. (ot 29 maya 2015 g., № 996-r). Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f
4. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya (ot 17 maya 2012 g., № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/FGOS_ SOO_s_izmeneniyami.pdf
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (ot 4 dekabrya 2015 g., № 1426). Available at: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf
6. Tumasheva O.V. Metodicheskaya podgotovka buduschego uchitelya: pogruzhenie v professional'nuyu real'nost' Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 12: 63 - 71.
7. Ambarova P. A., Shabrova N.V. Studenchestvo bol'shogo goroda Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; 8/9: 64 - 72.
Статья поступила в редакцию 04.12.18
УДК 378.1
Dubakov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University
(Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETITIVENESS OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE FRAME OF SCIENTIFIC LABORATORY OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT. The article is dedicated to an analysis of possibilities of a scientific laboratory to form future foreign language teachers' methodological competitiveness. The author reckons that in connection with the changes ongoing in language education and the demands to the level of foreign language under study, the necessity of future foreign language teachers' methodological competitiveness does not give rise to doubt. In this case the scientific laboratory can be considered as a specially organized medium, directed to the extracurricular work of the students. The basic characteristics of future foreign language teachers' methodological competitiveness are revealed, possible effective directions of scientific laboratory in the formation of the competitiveness were defined. Research and contest types of activity and the opening of informal developing language unions belong to these directions.
Key words: methodological competitiveness, future foreign language teachers, scientific laboratory.
А.В. Дубакое, канд. пед. наук, доц. каф. теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический
университет», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ВУЗА
В статье рассматриваются возможности вузовской лаборатории в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка выявления и анализа наиболее эффективных направлений научной лаборатории в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. В связи с происходящими изменениями в языковом образовании и требованиями, предъявляемыми к уровню языковых знаний, необходимость формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка не вызывает сомнения. В данном случаем вузовская лаборатория может рассматриваться в качестве специально организованного пространства, ориентированного на внеаудиторную работу со студентами. В статье раскрыты сущностные характеристики методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка, обозначены возможные направления лаборатории, обладающие эффективностью в формировании конкурентоспособности. К данным направлениям относятся научно-исследовательская и конкурсная деятельность, а также создание неформальных языковых развивающих объединений.
Ключевые слова: методическая конкурентоспособность, будущие учителя иностранного языка, научная лаборатория.
В условиях современной реальности важность изучения иностранных языков не подлежит сомнению. Сегодня появляется всё больше желающих овладеть тем или иным иностранным языком с личностными и профессионально-направленными целевыми установками. Тем не менее, несмотря на обозначенную тенденцию, фактический уровень знаний по иностранному языку у большинства выпускников общеобразовательных школ остаётся на невысоком уровне, а требования к содержанию обучения постоянно возрастают Таким образом, наблюдается противоречие между высокими запросами и реальными образовательными результатами, что должно учитываться в организации профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. От степени сформированности профессиональных характеристик будущих учителей во многом зависит уровень иноязычных знаний у подрастающего поколения. Для обеспечения результативности процесса обучения иностранному языку современный учитель должен обладать высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, принимать во внимание принцип аутентичности. Вместе с тем, учителю необходимо быть в курсе всех появляющихся инновационных лингводидактических тенденций, обладать глубокими знаниями об организационных особенностях процесса обучения и умениями его эффективной организации, знаниями различных технологий
обучения иностранному языку и алгоритмами их реализации на различных возрастных этапах, что во многом обеспечивает его профессиональные преимущества. Другими словами, современный специалист в области преподавания иностранного языка должен быть методически конкурентоспособным. Отправной точкой целенаправленного формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка является высшее учебное заведение. В данном случае необходима реализация комплекса мер, направленных на совершенствование различных сторон методической подготовки будущих учителей иностранного языка. В статье мы остановимся на анализе возможностей и направлении вузовской лаборатории в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка.
Конкурентоспособность изначально изучалась в рамках экономики. Здесь наблюдается её корреляция с запросами работодателя к специалисту, рынком труда. Сегодня феномен конкурентоспособности приобрёл статус междисциплинарного и рассматривается в контексте различных дисциплин, в том числе в психолого-педагогическом поле. Это связано с переносом многих экономических процессов в сферу образовательного процесса. В педагогике сегодня изучаются этапы подготовки конкурентоспособного учителя, закономерности и особенности
формирования педагогической конкурентоспособности. Несмотря на интерес исследователей к обозначенной теме, мы не засвидетельствовали достаточного количества работ, посвященных формированию конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка, не зафиксировали исследований, отражающих проблему формирования непосредственно методической конкурентоспособности. Понятийный анализ методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка был осуществлён нами ранее [1]. При раскрытии содержательных характеристик феномена во внимание принимались работы, посвященные анализу процесса формирования конкурентоспособности учителя в общем, и учителя иностранного языка в частности (Н.И. Амельченко, В.А. Комелина, Д.А. Крылов, С.Ю. Лаврентьев, В.Н. Мезинов, Е.М. Пахомова, О.Н. Садовникова и др.) [2; 3; 4; 5]. Вместе с тем, в качестве смыслового базиса выступали исследования, отражающие организацию методической подготовки будущих учителей иностранного языка (О.Н. Игна, И.В. Рахманов, Е.Н. Соловова, О.Л. Фельде и др.) [6; 7; 8; 9]. Для уточнения сущности методической конкурентоспособности будущего учителя иностранного языка остановимся на анализе конкурентоспособности в обобщённом аспекте.
Н.И. Амельченко считает, что конкурентоспособность напрямую взаимосвязана с рынком труда и трактуется в качестве совокупности характеристик, которые определяют позицию специалиста на рынке труда, позволяют претендовать на получение определенных вакансий в необходимой сфере деятельности. Конкурентоспособность определяется рядом личностных характеристик [10].
С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов, В.А. Комелина определяют конкурентоспособность учителя как динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, которое обладает определенными тенденциями развития, характеризуется комплексом сформированных личностных и профессиональных качеств, отражающих систему отношений человека к обществу, профессии, коллегам, самому себе. Педагогическая конкурентоспособность подразумевает наличие профессиональных знаний и адекватных способов поведения в условиях профессиональной деятельности. Конкурентоспособность целесообразно исследовать на уровне некоторых личностных качеств [11].
О.Н. Садовникова осуществляет детальный анализ конкурентоспособности специалиста. Автор полагает, что феномен целесообразно интерпретировать как комплекс интеллектуальных и физических качеств человека, его особенностей, которые необходимы для самостоятельного и результативного решения жизненных ситуаций, созданию лучших условий для осуществления взаимодействия с другими людьми и их опережения в аналогичной деятельности [12].
Раскрытые выше точки зрения указывают на существующий терминологический плюрализм. На наш взгляд, затруднительным сегодня является обозначение единого определения конкурентоспособности учителя иностранного языка. Это, прежде всего, связано с интенсивным развитием языкового образования и постоянно изменяющимися требованиями к учителю. Однако существует ряд универсальных характеристик, определяющих лингвометодическую успешность. Во-первых, методическая конкурентоспособность будущего учителя иностранного языка определяется высоким уровнем сформированности его методической компетентности, которая представляет собой совокупность знаний и умений. Наблюдаются случаи, когда учитель владеет профессиональным уровнем преподаваемого иностранного языка, но не может осуществить надлежащее проектирование и проведение урока. Методически конкурентоспособный учитель иностранного языка находится в курсе последних лингвометодических инновационных тенденций, знает несколько больше чем другие представители профессии, его подходы к обучению оригинальны и продуктивны, он может представить подтвердившие свою эффективность методические разработки.
Методическая конкурентоспособность также подразумевает наличие личностных качеств, благодаря проявлению которых учитель способен осуществлять образовательную деятельность на высоком уровне. Методически конкурентоспособный учитель иностранного языка всегда мотивирован к усовершенствованию своей профессиональной деятельности, творчески подходит к её осуществлению, заинтересован в высоких результатах. Для таких учителей также характерен высокий уровень рефлексии, профессиональная гибкость, постоянное самообразование, стремление к профессиональному росту. Таким образом, методическая конкурентоспособность учителя иностранного языка является комплексным образованием и раскрывается на когнитивном, деятельностном и личностном уровнях. Наличие методической конкурентоспособности указывает на ряд преимуществ учителя в лингвометодическом аспекте и определяет его профессиональную востребованность.
Осуществление процесса формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка должно начинаться в вузе. Именно здесь должна быть заложена прочная лингвометодическая основа, которая в дальнейшем определяет уровень методического развития учителя. Магистральной платформой формирования методической конкурентоспособности является учебная дисциплина «Теория и методика преподавания иностранного языка». Сама по себе она обладает достаточно скромными возможностями и является наиболее действенной при совместном функционировании с другими элементами системы лингвометодической подготовки - внеаудиторной работой и педагогической практикой. Более того, несмотря на все имеющиеся достижения, в организации дисциплины наблюдается определённый дисбаланс. На сегодняшний день не обозначены единые критерии к организационным аспектам дисци-
плины. Исследователи отмечают, что в некоторых случаях наблюдается перевес теоретической части, а знания отличаются абстрактностью и отдаленностью от объективной реальности [13], в других случаях, особенно в последнее время, наблюдается преобладание практико-ориентированного подхода. Несмотря на его очевидную значимость, не нужно забывать, что любая лингвометодическая практика всегда строится на теории. Для подготовки действительно конкурентоспособных учителей иностранного языка необходим критический анализ существующих подходов к организации методической подготовки, принятие во внимание каждого её элемента, интеграция положительного опыта.
Следуя логике принципа дополнительности, мы считаем, что система методической подготовки будущих учителей иностранного языка должна быть как можно более вариативной. Здесь действенными возможностями обладают научные единицы вуза, а именно научные лаборатории. Как правило, лаборатория функционирует на уровне кафедры или факультета. В рамках лаборатории разрабатывается отдельное направление или серия актуальных проблем. В лингвометодических научных лабораториях изучаются актуальные тенденции преподавания иностранного языка, передовой методический опыт, создаются собственные методические разработки. Лингвометодическая лаборатория представляет собой развивающее пространство, организованное, в том числе, для деятельности студентов. В работе лаборатории могут участвовать студенты, проявляющие интерес к научно-исследовательской деятельности и имеющие серьезные планы заниматься ей в будущем.
Для обозначения механизмов вузовской лаборатории как средства формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка остановимся на конкретном описании её деятельности и эффективных в данном плане направлений. Научная лингвометодическая лаборатория «Технологии и методики обучения английскому языку» на кафедре теории и практики германских языков Шадринского государственного педагогического университета была создана в 2008 году. За время её функционирования сотрудники осуществляют деятельность в следующих направлениях:
1. Работа над серией научных проектов по актуальным темам в области методики преподавания иностранного языка и профессиональной подготовки будущего учителя.
2. Внедрение результатов исследований в практику преподавания иностранного языка в различных типах образовательных учреждений.
3. Участие в конкурсных целевых программах различного уровня.
4. Координация взаимодействия в контексте профессионального сообщества г. Шадринска и Курганской области (проведение научно-практических семинаров и мастер-классов, дней науки, осуществление обобщения лингвометоди-ческого опыта и др.).
5. Организация профориентационных языковых мероприятий творческого характера.
6. Участие в научных мероприятиях различного уровня.
7. Научно-методическое сопровождение студентов [14].
Практика показывает, что в рамках научной лаборатории возможна организация ряда мер, направленных на формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. В данном ключе в лаборатории «Технологии и методики обучения английскому языку» разработан комплекс мероприятий тьюторского и научно-методического сопровождения будущих учителей иностранного языка, функционирует специальная проблемная группа для студентов. Для отслеживания результативности процесса используются диагностические методы, сопоставляется прогресс студентов, участвующих в проблемной группе лаборатории, и тех, которые не вовлечены в данную деятельность. Происходящие изменения анализируются и обобщаются. На наш взгляд, в процессе формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в рамках научной лаборатории можно выделить два наиболее результативных направления - научно-исследовательскую и конкурсную деятельность, а также создание неформальных языковых развивающих объединений на уровне вуза.
Рассмотрение научно-исследовательской и конкурсной деятельности совместно определяется их тесной взаимообусловленностью. Результаты научно-исследовательской деятельности представляются на конкурсах. Профессиональные конкурсы для будущих учителей иностранного языка обладают лингвометодической направленностью. Научно-исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие методического мышления будущих учителей иностранного языка. Работа над проблемными исследовательскими проектами позволяет подходить к осуществлению будущей профессиональной деятельности более конструктивно и творчески. Студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в большей степени методически эрудированны, умеют логически рассуждать и аргументировано доказывать собственную профессиональную точку зрения, в большей степени ориентируются в затруднительных учебно-воспитательных ситуациях, возникающих в ходе педагогической практики.
Конкурсная деятельность обеспечивает мотивационную составляющую процесса формирования методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. За время функционирования лаборатории осуществлялась подготовка студентов к участию в научно-исследовательских и конкурсных мероприятиях внутривузовского, всероссийского и международного уровня (вну-
трифакультетские методические конкурсы, межрегиональные и всероссийские олимпиады по методике преподавания иностранного языка (г. Томск, г Глазов, г. Ижевск), Международный научный студенческий форум «Ломоносов» (Москва, МГУ), выступление на конференциях различного уровня. Студенты, принимающие участие в данных мероприятиях становятся более уверенными, у них в большей степени развивается познавательный интерес, познавательная самостоятельность, совершенствуются профессиональные коммуникативные способности.
В последнее в рамках научной лаборатории создано и функционирует неформальное языковое развивающее объединение-студия для младших школьников «Счастливый английский». Идея неформального языкового образования сегодня активно обсуждается в контексте теории и практики преподавания иностранных языков. Студия обозначена как социальный проект и была изначально представлена в рамках молодежного форума Уральского федерального округа «Утро» в 2018 году студенткой В.А. Ренц. Развивающая программа разработана сотрудниками лаборатории, занятия проектируются студентами-волонтерами и включаются в себя не только традиционные методы, но и оригинальные инновационные лингвометодические разработки. За время работы студии наблюдается совершенствование методических знаний и умений студентов-волонтеров, повышение их профессиональной самостоятельности. Они в большей мере знакомы с различными лингвометодическими концепциями, улучшается их успеваемость по методике преподавания иностранного языка. Студенты участвуют в организации мастер-классов, где представляют
Библиографический список
обобщение опыта студии и полученные результаты. Работа в рамках развивающей студии даёт будущим учителям возможность ознакомиться с концепциями и технологиями, не применяемыми в условиях общеобразовательной школы, но доказавшими свою эффективность. Работа студии будет продолжаться и в дальнейшем, что позволить усовершенствовать сложившуюся на кафедре систему лингвометодической подготовки. Студенты, получившие подобный опыт, будут в большей степени готовы к реалиям современного языкового образования не только в институциональном аспекте.
В качестве общего вывода, отметим, что методическая конкурентоспособность учителя иностранного языка является комплексным феноменом. Методически конкурентоспособный учитель иностранного языка обладает рядом знаний, умений и личностных качеств, высокий уровень сформированности которых обеспечивает его преимущества в контексте профессионального сообщества. В настоящее время действенными возможностями в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка может обладать научная вузовская лаборатория. В рамках лаборатории возможна организация направлений, обеспечивающих эффективность процесса. К данным направлениям относятся научно-исследовательская и конкурсная виды деятельности, а также создание неформальных лингвометодических развивающих объединений для школьников на уровне вуза, которые положительно зарекомендовали себя в обозначенном процессе. В дальнейшем работа может быть направлена системы неформального обучения иностранного языка обучающихся общеобразовательной школы в условиях развивающих объединений.
1. Дубаков А.В., Хильченко Т.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; 10: 336 - 341.
2. Амельченко Н.И. О проблеме конкурентоспособности личности учителя физики. Ступень в педагогическую науку Материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. Новосибирск, 2014: 81 - 84.
3. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А., Комелина В.А. Содержание и структура конкурентоспособности учителя. Вестник Марийского государственного университета. 2014; 3 (15): 34 - 37.
4. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008; 3 (77): 31 - 35.
5. Садовникова О.Н. К вопросу о сущности понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность личности». Современные тенденции в научной деятельности. Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». Астрахань, 2017: 340 - 344.
6. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка. Ярославский педагогический вестник. 2010; 1: 90 - 94.
7. Рахманов И.В. О преподавании методики в педагогических институтах и на факультетах иностранных языков. Иностранные языки в школе. 2010; 4: 123.
8. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Москва: Глосса-Пресс, 2004.
9. Фельде О.Л. Современные основы совершенствования методической подготовки учителя иностранного языка. Теория и практика общественного развития. 2012; 11: 165 - 167.
10. Амельченко Н.И. О проблеме конкурентоспособности личности учителя физики. Ступень в педагогическую науку. Материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. Новосибирск, 2014: 81 - 84.
11. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А., Комелина В.А. Содержание и структура конкурентоспособности учителя. Вестник Марийского государственного университета. 2014; 3(15): 34 - 37.
12. Садовникова О.Н. К вопросу о сущности понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность личности». Современные тенденции в научной деятельности. Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». Астрахань, 2017: 340 - 344.
13. Рахманов И.В. О преподавании методики в педагогических институтах и на факультетах иностранных языков. Иностранные языки в школе. 2010; 4: 123.
14. Дубаков А.В., Оларь Ю.В., Хильченко Т.В. Сайт научной лаборатории вуза как средство организации сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе учителей иностранного языка. Общество: социология, психология, педагогика. 2017; 10: 99 - 103.
References
1. Dubakov A.V., Hil'chenko T.V. Formirovanie metodicheskoj konkurentosposobnosti buduschih uchitelej inostrannogo yazyka. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014; 10: 336 - 341.
2. Amel'chenko N.I. O probleme konkurentosposobnosti lichnosti uchitelya fiziki. Stupen' v pedagogicheskuyu nauku. Materialy VMezhdunarodnogo forumarabotnikovobrazovaniya. Centr nauchnoj mysli. Novosibirsk, 2014: 81 - 84.
3. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A., Komelina V.A. Soderzhanie i struktura konkurentosposobnosti uchitelya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (15): 34 - 37.
4. Mezinov V.N. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego uchitelya v processe pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 3 (77): 31 - 35.
5. Sadovnikova O.N. K voprosu o suschnosti ponyatij «konkurentosposobnost'» i «konkurentosposobnost lichnosti». Sovremennye tendencii v nauchnoj deyatel'nosti. Sbornik materialov XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Olimp». Astrahan', 2017: 340 - 344.
6. Igna O.N. Struktura i soderzhanie metodicheskoj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2010; 1: 90 - 94.
7. Rahmanov I.V. O prepodavanii metodiki v pedagogicheskih institutah i na fakul'tetah inostrannyh yazykov. Inostrannyeyazyki vshkole. 2010; 4: 123.
8. Solovova E.N. Metodicheskaya podgotovka iperepodgotovka uchitelya inostrannogo yazyka: integrativno-refleksivnyjpodhod. Moskva: Glossa-Press, 2004.
9. Fel'de O.L. Sovremennye osnovy sovershenstvovaniya metodicheskoj podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2012; 11: 165 - 167.
10. Amel'chenko N.I. O probleme konkurentosposobnosti lichnosti uchitelya fiziki. Stupen' v pedagogicheskuyu nauku. Materialy V Mezhdunarodnogo foruma rabotnikov obrazovaniya. Centr nauchnoj mysli. Novosibirsk, 2014: 81 - 84.
11. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A., Komelina V.A. Soderzhanie i struktura konkurentosposobnosti uchitelya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 3(15): 34 - 37.
12. Sadovnikova O.N. K voprosu o suschnosti ponyatij «konkurentosposobnost'» i «konkurentosposobnosf lichnosti». Sovremennye tendencii v nauchnoj deyatel'nosti. Sbornik materialov XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Olimp». Astrahan', 2017: 340 - 344.
13. Rahmanov I.V. O prepodavanii metodiki v pedagogicheskih institutah i na fakul'tetah inostrannyh yazykov. Inostrannye yazyki v shkole. 2010; 4: 123.
14. Dubakov A.V., Olar' Yu.V., Hil'chenko T.V. Sajt nauchnoj laboratorii vuza kak sredstvo organizacii setevogo vzaimodejstviya v professional'nom soobschestve uchitelej inostrannogo yazyka. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017; 10: 99 - 103.
Статья поступила в редакцию 18.12.18
УДК 413.141.164:61
Baboshkina L.V., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Dykusova E.V., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SYNONYMS IN THE MEDICAL TERMINOLOGY. The article reveals a problem of synonymy of medical terms on the material of three sections of medical terminology: anatomical, clinical and pharmaceutical. "Encyclopedic Dictionary of Medicinal Plants" edited by G.P. Yakovlev and K.F. Blinova and the data of G.D. Arnaudov's dictionary of "Medical Terminology" served as material for the study of the semantics of synonymous terms. The relevance of the work lies in the