2. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. -Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. - СПб.: КАРО, 2006. - 328 с.
4. Мельникова, Е.Г. Проектирование вариативного образовательного маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалидностью в условиях крупного образовательного комплекса (из опыта работы // Профессиональное образование и общество. - 2017. - №3 (23). - С. 181-185
5. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста: методика и практический опыт реализации: Сборник методических материалов / сост. О.А. Блохина. - Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. - 103 с.
6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
7. Семенова, Л.Э., Божкова, Е.Д., Конева, И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. URL https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870 (дата обращения 9 03 2022)
8. Соловьева, С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С.В. Соловьева. - Екатеринбург: ИРО, 2011. - 134 с.
9. Солдатов, Д.В. Солдатова, С.В. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2016. - № 1 (67). - С. 26-39.
10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф сервис. - 2000. - 326 с.
11. Сухонина, Н.С. Основы обучения младших школьников с нарушениями зрения учебное пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 121 c.
12. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. - М.: МГППУ, 2020. - 192 с.
13. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО, 2007. - 245 с.
Педагогика
УДК 378.037.1
кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (г. Санкт-Петербург)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе. Установлено, что в настоящее время значительно снизилось общественное воздействие на студенческую среду, развитие системы студенческого самоуправления при занятии спортом, позволит решить задачи воспитательного характера молодежи. По мнению специалистов в области физической культуры и образования действующая на данный момент система физического воспитания не справляется c обозначенными проблемами. Для выявления оптимальной модели организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления был определен профессионально-образовательный потенциал средств физической культуры и спорта. В работе показано, что в условиях современного образования в процессе внедрения инноваций приоритетной задачей в вузе стоит освоение проектной деятельности. На основании анализа научной литературы было определено, что на фоне сниженной двигательной активности и ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи, пропаганда здорового образа жизни является одной из социально-педагогических задач, стоящих перед образовательной организацией. Однако, использование устаревших подходов физкультурно-оздоровительной деятельности в вузовской среде не позволяет достичь желаемых результатов. Необходимо модернизировать самостоятельную деятельность обучающихся, максимально учитывая интересы и потребности современной молодежи в физическом самосовершенствовании. Физкультурно-оздоровительная деятельность в учреждениях высшего образования является базовой ступенью формирования культуры личности современного студента. Актуализация студенческого самоуправления создает потенциальные возможности для реализации студенческого спорта. Таким образом, в целях оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов следует укреплять здоровье студентов, продвигать здоровый образ жизни в молодежной среде, организовывать и проводить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, развивать студенческое самоуправление, создавать активный досуг студентов средствами физической культуры. Инструментом решения данной проблемы может стать спортивный студенческий клуб, деятельность которого будет способствовать развитию студенческого спорта. Помимо секционных занятий можно заниматься волонтерской работой и деятельностью фан-клубов. Результатом эффективной организации процесса физического воспитания в СПбУТУиЭ стала деятельность ССК «Орион». Спортивный клуб был создан как орган студенческого самоуправления для осуществления работы спортивных секций, формирования сборных команд университета, а также с целью оказания практической помощи в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: образовательный процесс вуза, педагогическое проектирование, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, здоровьесбережение, модель, студенческое самоуправление, студенческий спортивный клуб.
Annotation. The article deals with the actual problems of the organization of physical culture and recreation activities of student self-government at the university. It is established that at present the social impact on the student environment has significantly decreased, the development of the student self-government system in sports will allow solving the tasks of the educational nature of youth. According to experts in the field of physical culture and education, the current system of physical education does not cope with the identified problems. In order to identify the optimal model of the organization of physical culture and recreation activities of student self-government, the professional and educational potential of physical culture and sports facilities was determined. The paper shows that in the conditions of modern education, in the process of introducing innovations, the development of project
activities is a priority task at the university. Based on the analysis of scientific literature, it was determined that against the background of reduced motor activity and deterioration of the health of students, the promotion of a healthy lifestyle is one of the socio-pedagogical tasks facing an educational organization. However, the use of outdated approaches of physical culture and recreation activities in the university environment does not allow achieving the desired results. It is necessary to modernize the independent activity of students, taking into account the interests and needs of modern youth in physical self-improvement as much as possible. Physical culture and recreation activities in institutions of higher education are the basic stage of the formation of the culture of the personality of a modern student. The actualization of student self-government creates potential opportunities for the implementation of student sports. Thus, in order to optimize the professional training of future specialists, it is necessary to strengthen the health of students, promote a healthy lifestyle among young people, organize and conduct physical fitness and mass sports work, develop student self-government, create active leisure of students by means of physical culture. A student sports club, whose activities will contribute to the development of student sports, can become a tool for solving this problem. In addition to sectional classes, you can engage in volunteer work and fan club activities. The result of the effective organization of the process of physical education in SPbUTUiE was the activity of SSC "Orion". The sports club was established as a student self-government body to carry out the work of sports sections, the formation of national teams of the university, as well as to provide practical assistance in organizing and conducting physical culture and recreation events.
Key words: the educational process of the university, pedagogical design, physical culture and recreational activities, health, health care, model, student self-government, student sports club.
Введение. Актуальной проблемой современной России является поиск новых путей внедрения инновационных технологий в образовательный процесс вуза, включающих реализацию задач оздоровительной направленности и развитие идеи здорового образа жизни как нормы в студенческой среде.
Здоровьесбережение студенческой молодежи сегодня становится важнейшей социально-педагогической задачей. Однако физическое воспитание в вузе обладает недостаточной оздоровительной эффективностью, так как удовлетворяет двигательный режим студентов только на 20-25% [9].
Физкультурно-оздоровительная деятельность в учреждениях высшего образования является не только средством улучшения психофизического развития и физической подготовленности студента, но и культурной составляющей образа жизни студенческой молодежи, вносит свой неоценимый вклад в формирование личности будущего специалиста, способного продуктивно выполнять функции в многообразном социокультурном мире [5].
В Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что в современных реалиях традиционно сложившиеся схемы по управлению студенческим спортом катастрофически неэффективны, а для налаживания процессов, способных адекватно реагировать на внешние воздействия и быстро адаптироваться к происходящим изменениям в стране, необходимо совершить решительный переход к инновационному управлению [10].
Актуальность выявления проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления напрямую связанна со спецификой самоидентификации студенческой молодёжной среды, для которой характерны активность и целеустремлённость в любых начинаниях и увлеченный подход к делу.
Таким образом, формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправления является важной задачей, так как способствует совершенствованию процесса физического воспитания и формированию основ здорового образа жизни у молодого поколения [11].
Изложение основного материала статьи. В связи с тем, что в настоящее время значительно снизилось общественное воздействие на студенческую среду, развитие системы студенческого самоуправления при занятии спортом, позволит решить задачи воспитательного характера молодежи. Целесообразность такого подхода заключается в способности раскрыть содержание и структуру групповых потребностей, а также способов социализации и мотивов деятельности студентов в ходе совместной физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты его применения позволят наглядно увидеть и методологически зафиксировать процесс взаимодействия организационных механизмов с одной стороны и педагогических - с другой, что в цельном восприятии будет способствовать развитию студенческого спорта в учебном заведении [4].
По мнению специалистов в области физической культуры и образования действующая на данный момент система физического воспитания не справляется c обозначенными проблемами. При ухудшении уровня физического здоровья контингента обучающихся, а также снижении эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе, часть организационных и воспитательных функций падает на долю студенческих организаций. Для оптимизации деятельности по повышению физической активности и оздоровления студенческой молодежи, необходима поддержка руководства вуза, кафедры физической культуры и четкое планирование физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления [7].
Целью студенческого самоуправления является создание оптимальных условий, способствующих самореализации студентов в различных сферах студенческой жизни [1]. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• способствовать созданию оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и участия обучающихся в спортивных мероприятиях, в том числе регулярных спортивных тренировок или занятий профессиональным спортом;
• осуществлять активное взаимодействие органов студенческого самоуправления с администрацией вуза, кафедрой физической культуры, спортивным клубом, а также с комитетами по физической культуре и спорту администрации района, города, молодежными движениями и организациями;
• оказывать помощь администрации вуза и кафедре физической культуры в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• сформировать у студентов ответственное отношение к здоровью, здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• подготовить студенческий актив к деятельности, связанной с популяризацией спорта;
• организовать учет общественного мнения студентов по вопросам, связанным с физкультурно-оздоровительной деятельностью вуза, а также создать условия, при которых обеспечивается участие каждого студента в спортивных мероприятиях (организаторы, участники, волонтеры, болельщики).
Студенческое самоуправление обеспечивает непрерывность образовательного процесса вуза, способствует формированию всесторонне развитой личности студента с активной жизненной позицией, востребованной на рынке труда.
Однако, на сегодняшний день выявлены три основные проблемы в организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе. К ним относят:
1. Отсутствие заинтересованности студентов в направлении физкультурно-оздоровительной деятельности в целом.
2. Отсутствие инновационных технологий при разработке плана работы органов студенческого самоуправления по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе.
3. Отсутствие выраженной структуры и организации работы органов студенческого самоуправления.
По результатам проведенного опроса студентов Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) 1-3 курсов обучения было выявлено, что более 60% опрошенных студентов могли бы участвовать в организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления, но не хотят этим заниматься, так как это будет отнимать много личного времени. Более 50% студентов считают, что развитие студенческого самоуправления ограничивается собственной неподготовленностью, низкими организаторскими способностями, при этом большинство опрошенных не желает менять сложившуюся ситуацию. Также было выявлено, что многие студенты, особенно старших курсов вынуждены работать, чтобы обеспечить свои нужды и как следствие, это отражается на качестве получаемого образования и вовлечение их в общественную и физкультурно-оздоровительную жизнь вуза, так как работа забирает много сил и времени. Немаловажной проблемой является низкая студенческая активность, все держится только на инициативе администрации, преподавателей и отдельных активистах из числа студентов. Полученные в результате опроса данные позволили сделать вывод, что значительное количество студентов СПбУТУиЭ слабо мотивированы к занятиям физической культурой и спортом, и в долгосрочной перспективе эффективное студенческое самоуправление маловероятно.
Продуманная система поощрения для лиц из числа студентов-активистов, могла бы способствовать решению задач организации студенческого самоуправления в вузе. Для этого необходимо подготовить набор средств, таких как: материальная поддержка студентов - именные стипендии или грантовые поддержки, диплом о переподготовке в программе «Управление проектами».
Спортивные клубы и студенческие организации должны быть заинтересованы в своем дальнейшем развитии, для чего необходимо вовлекать в свою работу как можно больше студентов. Активное участие в работе молодежных объединений будет способствовать накоплению опыта. Студенческие общественные организации должны для своего развития и реализации студенческих инициатив иметь достаточное финансовое и материально-техническое обеспечение. Необходимо поощрение тех студентов, которые стремятся внести свой вклад в модернизацию и улучшение физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-массовой работы вуза. Администрация должна прислушиваться к мнению органов студенческого самоуправления по вопросам общественной жизни и развития физической культуры и спорта [8].
Для развития и повышения эффективности управленческой деятельности физкультурно-оздоровительного направления, необходимы механизмы популяризации спорта. Регулярное размещение информации на официальном сайте и в социальных сетях о спортивной жизни вуза. Проведение различных конкурсов и фестивалей на звание «Лучший спортсмен», (спортивная команда, клуб) с последующим поощрением и награждением в торжественной обстановке.
В условиях современного образования в процессе внедрения инноваций приоритетной задачей в вузе стоит освоение проектной деятельности. Педагогическое проектирование позволило научно обоснованно организовать процесс физического воспитания и способствовало принятию управленческих решений по осуществлению студенческого самоуправления [6]. Современная действительность подтверждает, что образовательный процесс вуза ориентируется на создание технологий обучения и воспитания, которые запускают механизм саморазвития и самосовершенствования студента, обеспечивая готовность личности к участию в инновационных процессах.
Однако в вузах существует некоторая рассогласованность в понимании роли студенческого самоуправления в развитии студенческого спорта, так и выполняемых ими функций [3]. В связи с этим актуальным становится вопрос моделирования организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе.
Основываясь на вышесказанном, нами была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе (таб. 1). Разработанная модель сделана с учетом основных положений педагогического проектирования и выше рассмотренных проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе.
Одним из механизмов реализации модели построения органов студенческого управления, направленного на формирование профессиональной компетентности студентов, является студенческое самоуправление. Спортивный студенческий клуб (ССК) является самоуправляемым студенческим объединением, созданным на основе общности интересов его участников [2].
Результатом эффективной организации процесса физического воспитания в СПбУТУиЭ стала деятельность ССК «Орион». Спортивный клуб был создан как орган студенческого самоуправления для осуществления работы спортивных секций, формирования сборных команд университета, а также с целью оказания практической помощи в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Чуть позже к работе спортивного клуба подключилось студенческое волонтерское движение, осуществляющее взаимодействие с баскетбольным клубом «Зенит».
Структура ССК «Орион» обусловлена основными направлениями развития российского студенческого спорта. Актуализация студенческого самоуправления физкультурно-оздоровительной деятельности вуза проходит посредством интегративного взаимодействия с кафедрой физической культуры.
Проводимые спортивным клубом мероприятия позволили популяризировать ценности физической культуры и спорта, продвигать здоровый образ жизни в молодежной среде и развивать студенческий спорт.
Таблица 1
Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе
Структура
Студенческий спортивный клуб (ССК) Кафедра Физической культуры Спортивный клуб вуза Администрация вуза
Цель: создание условий, способствующих самореализации студентов; путем развития физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе.
Направления деятельности
Образовательная Тренировочная Соревновательная Волонтерская Пропагандистская
Формы проведения
Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. Секционная деятельность. Волонтерская практика. Пропаганда и продвижение здорового образа жизни в молодежной среде.
Организационно-педагогические условия
Педагогическое проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе. Мотивация и стимулирование студентов к самостоятельной деятельности. Интегративное взаимодействие субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе.
Ожидаемые результаты
Увеличение количества физкультурно- оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий с привлечением большого числа участников. Удовлетворенность обучающихся деятельностью студенческого спортивного клуба, развитием студенческого самоуправления в вузе. Достижение спортивного мастерства, улучшение спортивных результатов. Увеличение количества студентов, принимающих участие в волонтерской практике. Увеличение количества реализованных проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде.
Выводы. Выявленные проблемы организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления в вузе позволили разработать и внедрить в образовательный процесс физического воспитания модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческого самоуправления как способ оптимизации профессиональной подготовки студентов.
Организация работы спортивного студенческого клуба «Орион» позволила популяризировать ценности физической культуры и спорта, приобщить обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, продвигать здоровый образ жизни в молодежной среде, развивать студенческий спорт. Вовлечение инициативных студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность, не зависимо от направления профессиональной подготовки, способствовало проявлению личностных качеств, коммуникативных, организаторских, творческих способностей и тех компетенций, которые позволят им в дальнейшем быть конкурентоспособными на рынке труда.
Литература:
1. Ананьев, Н.Н. Опорный элемент системы (О студенческом самоуправлении на факультете) / Н.Н. Ананьев // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2005. - № 5 (23). - С. 10-11.
2. Ващук, А.О. Студенческий спорт: состояние, пути развития и подготовка спортивного резерва / А.О. Ващук, Д.Е. Медведева // Scientia Potentia Est. - 2018. - № 2.
3. Голубева, О.А. Студенческий спорт в России: структура управления, результаты деятельности (на примере Магнитогорского государственного технического университета) / О.А. Голубева // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 5.
4. Карлсон, Т.Б. Социальная система студентов в рамках спортивного образования / Т.Б. Карлсон, П.А. Хасти // Журнал преподавания физического воспитания. - 1997. - Т. 16. - № 2. - С. 176-195.
5. Медведева, С.А. Проектирование индивидуальной траектории формирования физической культуры личности студента профессионального обучения / С.А. Медведева // NovaInfo.Ru. Эл. Журнал. - 2016. - № 50.
6. Оптимизация профессиональной подготовки студентов на основе педагогического проектирования физкультурно-спортивной деятельности в вузе / С.А. Медведева // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2020. - С. 111-114.
7. Основные аспекты формирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательной деятельности вузов / А.Ю. Осипов // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования: Вузовская педагогика: материалы конф. - Красноярск: Версо, 2012. - С. 405-407.
8. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений / [И.А. Колесникова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Москва: Академия, 2007. - 288 с.
9. Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности: Учеб. пособие / [С.П. Миронова и др.] -Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2018. - 147 с.
10. Пешкова, Н.В. Управление развитием студенческого спорта / Н.В. Пешкова, А.О. Карпова // Теория и практика физической Культуры. - 2019. - № 10. - С. 46.
11. Современная модель физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе / С.А. Медведева // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: материалы II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Санкт-Петербург: СПбУТУиЭ, 2021. - С. 428-439.