4. Алексеев Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в ВУЗе / Л.Б. Алексеев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-klipovogo-myshleniya-na-obrazovatelnyy-protsess-v-vuze (дата обращения: 10.12.2020)
5. Лебедева К.С. Использование приёмов инфографики в преподавании педагогических дисциплин в ВУЗе / К.С. Лебедева // Инновационная научная современная академическая траектория (ИНСАИТ). - 2020. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-infografiki-v-prepodavanii-pedagogicheskih-distsiplin-v-vuze (дата обращения: 10.12.2020)
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12460
РОЛЬ СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ
Ермакова Елена Геннадьевна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО Пермского ГАТУ имени академика Д.Н.Прянишникова
Россия, г. Пермь
Аннотация: В статье рассмотрены основные функции и задачи общественной организации - студенческого спортивного клуба в рамках вуза. На уровне структурного подразделения вуза спортивный клуб является фактором формирования здорового образа жизни, организует самостоятельную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе, объединяет студентов, аспирантов и преподавателей как первичная организация. Опираясь на широкий общественный актив, совместно с кафедрой физического воспитания и профсоюзной организацией, спортивный клуб ведет агитационно-пропагандистскую работу в области физической культуры и спорта, создает спортивные секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. В работе представлено исследование с целью определения влияния работы спортивного клуба на популяризацию физической культуры и спорта у студентов в вузе. Задачи исследования. изучить функции и деятельность спортивного клуба, составить вопросы и провести анкетирование, выявить конкретные формы оказания помощи спортивного клуба студентам, проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы. Основным методом исследования является анкетирование, основанный на опросе значительного числа респондентов. Организация и результаты исследования: В ходе анализа деятельности спортивного клуба для проведения анкетирования были сформулированы актуальные вопросы, опрос проводился с участием 240 студентов Пермского ГАТУ им. Д.Н. Прянишникова. Из результатов анкетирования видно, что 40% посещают дополнительные занятия физической культуры и спорта из них 90% студентов довольны качеством занятий физической культурой в секциях, организованных спортивным клубом, 60% следят за спортивными новостями в своём вузе на сайте, 37,5 % студентов посещают спортивные мероприятия в качестве болельщиков и сами принимают активное участие в соревнованиях, представлены конкретные формы оказания помощи студентам от спортивного клуба в виде наград, призов, материального поощрения и т.д. В заключении сделаны выводы, о том, что студенты активно посещают дополнительные занятия физической культуры и спорта они довольны качеством работы
спортивной организации вуза, а также спортивный клуб разнообразит и популяризует физическую культуру и спорт среди молодёжи, чем развивает спортивное студенческое движение.
Ключевые слова: Спортивный клуб, студенты, физическая культура и спорт, спортивно-массовая работа, соревнования.
THE ROLE OF THE SPORTS CLUB IN PROMOTING PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS AT THE UNIVERSITY
Ermakova Elena Gennadevna
senior lecturer
Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Russia, Perm
Abstract: the article considers the main functions and tasks of a public organization - a student sports club within the University. At the level of the structural division of the University, the sports club is a factor in the formation of a healthy lifestyle, organizes independent sports and fitness work at the University, unites students, postgraduates and teachers as a primary organization. Relying on a public asset, in conjunction with the Department of physical education and the trade Union, sports club conducts advocacy work in the field of physical culture and sports, creating sports clubs General physical training, they ensure their work holds athletic events. The paper presents a study to determine the impact of the sports club on the promotion of physical culture and sports among students at the University. Research problem. study the functions and activities of the sports club, create questions and conduct a survey, identify specific forms of assistance to students of the sports club, analyze the data obtained and draw appropriate conclusions. The main method of research is a questionnaire based on a survey of a significant number of respondents. Organization and results of the study: in the course of analyzing the activities of the sports club, topical questions were formulated for conducting the survey. the survey was conducted with the participation of 240 students of the Perm state UNIVERSITY named after D. N. Pryanishnikov. The results of the survey show that 40% attend additional physical education and sports classes, of which 90% of students are satisfied with the quality of physical education classes in the sections organized by the sports club, 60% follow sports news at their University on the website, 37.5 % of students attend sports events as fans and take an active part in competitions themselves, specific forms of assistance to students from the sports club in the form of awards, prizes, material incentives, etc. are presented. In conclusion, the conclusions are made that students actively attend additional physical education and sports classes, they are satisfied with the quality of the University's sports organization, and the sports club diversifies and popularizes physical culture and sports among young people, which develops the student sports movement.
Keywords: Sports club, students, physical culture and sports, mass sports work, competitions.
В настоящее время одной из основных задач образовательных учреждений всех уровней является формирование и поддержание здоровья подрастающего поколения и студенческой молодежи, что достигается за счет реализации мероприятий, направленных на популяризацию основ здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа среди студентов во все времена имела особое значение как с точки зрения укрепления и сохранения здоровья будущих специалистов, так и с точки зрения высоких спортивных достижений [1]. В разные исторические эпохи эти задачи решались различными способами, приобретая разнообразные формы организации: от первичных секций и спортивных кружков до организации национальных и международных студенческих союзов и проведение универсиад [2].
Основным противоречием, определяющим развитие этого процесса, является, фактор времени, определяемый соотношением времени, которое студенты могут посвятить спорту и физическому воспитанию, ко времени, необходимому для успешной тренировки и обучения [3].
Для воплощения целей, задач физической культуры и продвижения спорта в высшем учебном заведении осуществляет деятельность - студенческий спортивный клуб. Он является эффективным методом вовлечения студентов, аспирантов и преподавателей, создания условия для соревновательной рекреационной деятельности с учетом интересов студентов.
Спортивный клуб — это общественное и добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, способствующее их активному вовлечению в осознание необходимости вести здоровый образ жизни, приобретение социального опыта в формировании ответственного отношения к здоровью как к ценности. На уровне структурного подразделения вуза спортивный клуб является фактором формирования здорового образа жизни в вузе, организует самостоятельную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе, объединяет студентов, аспирантов и преподавателей как первичная организация. Опираясь на широкий общественный актив, совместно с кафедрой физического воспитания, профсоюзной организацией, спортивный клуб ведет агитационно-пропагандистскую работу в области физической культуры и спорта, создает спортивные секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные движения подразделяются на агитационно-рекламные, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.
Агитационно-пропагандистские движения их целью является привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышения уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, блицтурниров и т.д.
Учебно-тренировочные движения проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача - сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К ним относятся подвижные игры, спортландия, состязания на здоровой дорожке и т.д.
Система внутри вузовских соревнований, включающая в себя комплекс соревнований по различным видам спорта, организуемых в течение учебного года с участием команд факультетов и курсов, имеет первостепенное значение для улучшения спортивной жизни. Многоступенчатая успеваемость и полная зачетность помогают поддерживать постоянный интерес академического персонала к спортивным соревнованиям. При хорошей организации это эффективный фактор приобщения студентов к систематическим занятиям спортом. Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности. Проводятся Спартакиады, Универсиады, Чемпионаты: городские, краевые, российские и соревнования между факультетами.
Курсы в спортивных секциях, общефизических секциях и «группах здоровья» в университете тесно связаны с обязательными и факультативными курсами. Работа секций и самодеятельных групп в период прохождения студентами обязательного курса физического воспитания завершает его, а затем служит естественным продолжением. Все больше студентов университета находят для себя различные формы физкультурно-оздоровительного отдыха - активный туризм, поездки за город и т. д. Это одно из важных направлений деятельности спортклуба и других общественных организаций. Не менее важна физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях, которая
294
проводится в единстве со всей культурно-воспитательной работой. В программу занятий входят утренняя зарядка, физкультура и спортивные развлечения в свободное время. К числу основных функций вузовского спортивного клуба относится внедрение физической культуры в быт студенчества, организация работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей, активное участие в подготовке сборных команд вуза по различным видам спорта, подготовка общественных физкультурных кадров.
У высших учебных заведений с хорошо развитыми спортивными клубами всегда будут высокие рейтинги среди других вузов, а это означает, что такой вуз будет вызывать большой интерес у абитуриентов [4].
Цель исследования. Определить влияние работы спортивного клуба на популяризацию физической культуры и спорта у студентов в вузе.
Задачами исследования является следующее: изучить функции и деятельность спортивного клуба, составить вопросы и провести анкетирование, выявить конкретные формы оказания помощи спортивного клуба студентам, проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: основным методом исследования является анкетирование и
опрос.
Организация и результаты исследования: исследование проходило в виде анкетирования, участвовали 240 студентов Пермского ГАТУ.
По результатам собранных данных можно отметить следующее: Из общего количества студентов 40% посещают дополнительные занятия физической культуры и спорта в нашем вузе, из них 90% студентов довольны качеством занятий физической культурой в секциях, организованных спортивным клубом, 10% недовольны и поясняют это тем, что мало спортивного инвентаря, 60% следят за спортивными новостями в своём вузе на сайте спортивного клуба, 37,5 % студентов посещают спортивные мероприятия, проходящие в нашем Университете, 37,5% не только посещают их, но и активно участвуют в мероприятиях, 15% студентов принимают участия в качестве группы поддержки и болеют за своих спортсменов. На вопрос: «Помогала ли вам когда-нибудь и как конкретно организация спортивный клуб в вашем вузе?» выяснилось, что 55% человек ставшими победителями и призёрами были награждены призами и медалями, получили помощь в финансовом поощрении 32,5%, помощь в учебном процессе (освобождения от занятий, ходатайство на продление сессии, материальная помощь) 67,5% человек, спортивный клуб пригласил судить в качестве главного судьи или помогать судить соревнование 17,5%, а также 2,5% респондентов считают посещение спортивных мероприятий хорошим время провождением.
Следовательно, можно сделать вывод, что студенты активно посещают дополнительные занятия физической культуры и спорта и они довольны качеством работы спортивной организации вуза, различными массовыми мероприятиями. Своевременная реклама привлекает большое количество студентов, не занимающихся спортом, а просто получающих энергетический заряд в атмосфере спортивного праздника. Спортивный клуб разнообразит и популяризует физическую культуру и спорт среди студенческой молодёжи, чем развивает спортивное студенческое движение, студенты следят активно за спортивными новостями Пермского ГАТУ, а также студенческий спортивный клуб в нашем Университете активно помогает спортсменам в решении различных проблем с учёбой на время сессии и стимулирует самых активных финансовыми поощрениями.
Список литературы:
1. Мягкова Е.Л./Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2017. №8. С. 32-34;
2. Суворов М.Г./ Факторы, определяющие физкультурно-спортивную активность студентов // Физкультура и спорт.2018. №39. С.6-7;
3. Мясников В.В./ Физическое воспитание школьников и студентов//Физкультура. Воспитание, образование, тренировка.2019. №5. С. 144-147;
4. Генадиева ЕС. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РФ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34).
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12461
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Ермакова Елена Геннадьевна
старший преподаватель ФГБОУ ВО Пермского ГАТУ имени академика Д.Н.Прянишникова
Россия, г. Пермь
Аннотация: Данная тема актуальна, потому что приоритетным направлением каждого ВУЗа является повышение качества образования через использование современных методов на занятиях. В статье подробно перечисляются современные методы применения разных педагогических технологий на занятиях физической культуры, раскрываются особенности использования различных технологий на практике, а также объясняется, с чем связано применение данных технологий. Определена цель работы - это поиск и выявление педагогических технологий, которые чаще всего используются на занятиях и почему данные технологии лучше всего использовать, а также оценивается уровень знаний студентов о здоровье сберегающих технологиях, дана полная характеристика таких педагогических технологий, как здоровье сберегающие, игровые технологии, технология личностно-ориентированного обучения и технология дифференцированного физкультурного образования. В ходе работы над темой проведено исследование. Цель исследования: выявление знаний и оценки студентов о применении здоровье сберегающих технологий на занятиях физической культуры. Задачи исследования: выявить и оценить уровень знаний студентов о применении преподавателями данных технологий на занятиях. Провести анкетирование студентов ВУЗа. Проанализировать результаты анкетирования. Методы исследования: основным методом исследования использовалось анкетирование, в процессе сбора информации так же проводилось обсуждение и разъяснение. Организация и результаты исследования: в ходе анкетирования участвовало 232 студента Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова в возрасте 16 - 19 лет. В результате данного исследования, сделаны следующие выводы, значительная часть студентов имеют полное представление о здоровье сберегающих технологиях, у студентов, не знающих или мало информированных о здоровье сберегающих технологиях, существует потребность в получении должной информации и овладением навыками с последующим применением их в своей жизни, студентами дана довольно высокая оценка эффективности использования преподавателями здоровье сберегающих технологий на занятиях физической культуры.
Ключевые слова: Педагогические технологии, студенты, занятия физической культурой, здоровье сберегающие технологии.