Проблемы организации деятельности студенческих спортивных клубов
в высших учебных заведениях (на примере БФУ им. И. Канта)
Жданович Дмитрий Олегович
аспирант, Педагогический институт, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», [email protected]
Пельменев Виктор Константинович
д-р пед. наук, проф., кафедра теории и методики физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» [email protected]
В своей повседневной деятельности студенческие спортивные клубы постоянно сталкиваются с рядом объективных трудностей, без преодоления которых невозможно наладить эффективную работу со студентами, обучающимися в ВУЗе. В статье освещаются основные проблемы, возникающие в процессе деятельности студенческого спортивного клуба высшего учебного заведения и пути их решения. Кроме того раскрываются основные функции деятельности клуба, такие как вовлечение студентов в спортивную жизнь высшего учебного заведения, подготовка судей по основным видам спорта представленным в клубе, а так же подготовка спортивных волонтеров для помощи в организации и проведения мероприятия. Так же приведены результаты опроса трехсот студентов, обучающихся более чем в двадцати высших учебных заведениях по всей России, отражающие их информированность об организации физкультурно-спортивной работы, а так же о деятельности студенческих спортивных клубов в их учебных заведениях. Автор делится позитивным опытом эффективного управления клубом на примере БФУ им. И. Канта.
Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, проблемы деятельности, источники финансирования, эффективное управление, информирование студентов
Студенческий спортивный клуб - это общественное, добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, способствующее их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности [3]. Данная организация, призванная развивать студенческий спорт в университете, как массовый, так и спорт высших достижений [4].
Анализ публикаций ряда авторов ([3],[1]) указывает, что организация деятельности спортивного клуба при высшем учебном заведении, способствует не только приобщению студенческой молодежи к ЗОЖ, но и росту уровня социальной адаптации учащихся.
Однако в своей деятельности студенческие спортивные клубы постоянно сталкиваются с рядом объективных трудностей, без преодоления которых невозможно наладить эффективную работу с молодежью.
Одной из главных проблем студенческого спортивного клуба является финансирование его деятельности. Объем выделяемых средств на работу клуба может полностью покрывать его запланированные расходы, а может быть недостаточным. Даже в случае достаточного финансирования студенческий спортивный клуб должен развиваться, что влечет за собой новые расходы на его деятельность.
В любом случае руководству клуба помимо бюджетных средств следует широко использовать возможности повышения доли внебюджетного финансирования, в том числе, привлечения спонсоров и партнеров, получение грантов и другие средства.
Снижение доли бюджетного финансирования науки и образования является объективной реальностью в современных экономических условиях. Государство поощряет развитие в вузах предпринимательской деятельности поступления дополнительных средств от которой можно вкладывать в развитие материально-спортивной базы вуза. Высшие учебные заведения в ближайшем будущем должны трансформироваться в организации, работающие на рыночных принципах [5].
Студенческий спортивный клуб БФУ им. И. Канта ведет активную работу по привлечению внебюджетных средств для решения своих уставных задач. Еще в 2015-2016 учебном году соотношение бюджетных и внебюджетных источников финансирования клуба находилось в соотношении 90% к 10%. Уже в 2016-2017 учебном году актив-
ная работа клуба по поиску внебюджетных источников финансирования дала свои плоды: доля внебюджетных средств выросла до 20%, а уже в текущем году студенческий спортивный клуб БФУ им. И. Канта должен приблизиться к отметке 25% средств, получаемых из внебюджетных источников финансирования.
На сегодняшний день БФУ им. И. Канта, как и большинство крупных высших учебных заведений имеют материально-техническую базу, позволяющую студентам заниматься различными видами спорта. Проблемы возникают при обеспечении спортсменов профессиональным инвентарем и снаряжением, а также при финансировании участия спортсменов в соревнованиях. Доля расходов, связанная с участием в различного рода турнирах нередко достигает 75% от общих затрат на развитие того или иного вида спорта.
В связи с этим, недостаточное финансирование можно считать основным фактором сдерживающим развитие студенческого спорта в целом.
Важное место в системе развития и функционирования студенческого спортивного клуба является привлечение и сохранения студенческого актива. Опрос учащихся различных высших учебных заведений России показал, что большинство студентов (58,2%) знают, что в их образовательной организации функционирует студенческий спортивный клуб. При этом 37,5% опрошенных, не имеют представления о том, в чем же заключается деятельность студенческого спортивного клуба, что связано с неэффективным информированием студентов.
Наиболее действенным каналом распространения информации в студенческой среде о деятельности студенческого спортивного клуба являются интернет - ресурсы. Так, 60,7% опрошенных студентов получают информацию о деятельности клуба через социальные сети (54,7%) и официальные сайты учебных заведений (6%). Данный факт указывает на необходимость активного освоения интернет - пространства путем создания тематических сообществ в наиболее популярных среди студенческой молодежи социальных сетях, данная проблема эффективно решается в БФУ им. И. Канта.
В своей деятельности, студенческий спортивный клуб БФУ им. И. Канта «Пламя Кантианы» проводит множество мероприятий спортивно-массовой и оздоровительной направленности, организует работу 10 досуговых секций по видам спорта, в которых занимаются более 300 студентов. В вузе организована работа клубов по наиболее популярным видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол, туризм, спортивные единоборства, велоспорт.
Важной функцией деятельности студенческого спортивного клуба БФУ им. И. Канта является не — только вовлечение студентов в спортивную жизнь ч- вуза, но и их привлечение к волонтерской дея-® тельности, которая включает в себя помощь в ор-^ ганизации спортивно-массовых, досуговых и спор-2 тивных мероприятиях как внутри вуза, так и за его
пределами. Для этого при клубе организован волонтерский центр, силами которого осуществляется набор и подготовка потенциальных волонтеров, которые могут обучиться в школе спортивных арбитров, после окончания которой они получают судейскую книжку и могут обслуживать спортивные соревнования в качестве судьи. В медиа-группе студенты обучаются навыкам составления фото- и видеоотчетов, написания информационных статей по спортивной тематике.
Подобный подход к организации работы студенческого спортивного клуба позволяет вовлекать в его работу не только здоровую и физически подготовленную молодежь, но и учащихся, не имеющих спортивного опыта, а также испытывающих проблемы со здоровьем.
Увеличение количества направлений деятельности клуба влечет за собой проблему выбора студентами того или иного вида деятельности.
Доля студентов, прекративших свою деятельность в клубе после первого года обучения может достигать 70% по направлениям, не связанным с занятиями в спортивных секциях и 15% среди лиц, непосредственно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью.
В 2017 году на базе БФУ им. И. Канта начат эксперимент по внедрению практики тестирования предрасположенности к тому или иному виду деятельности в рамках студенческого спортивного клуба. Данный эксперимент призван уменьшить количество студентов, решивших прекратить свою активную деятельность в клубе по тем или иным причинам. На данный момент уже можно констатировать значительное снижение «отсева» студентов после первого года своей деятельности в клубе.
Среди причин отказа студентов от активной физкультурно-спортивной деятельности, а также от иных видов деятельности непосредственно связанных с работой спортивного клуба следует выделить потребность современной молодежи в дополнительном заработке. Следует отметить, что необходимость трудоустройства, все более проявляющаяся в последние годы, имеет негативное отражение не только на внеучебной деятельности студентов, но и на их академической успеваемости.
К сожалению, на данном этапе развития студенческого спорта, невозможно гармоничное совмещение спортивной деятельности и дополнительного заработка от ее плодов.
Опыт работы студенческого спортивного клуба БФУ им. И. Канта показал, что для преодоления проблем, возникающих в ходе его функционирования необходим постоянный поиск внебюджетных источников финансирования, а также развитие организации с учетом потребностей молодежи в самореализации.
Приведенные выше факты указывают на всевозрастающую роль студенческих спортивных клубов в организации досуга студенческой молодежи, выступающих при этом в роли мощного социализирующего фактора.
Литература
1. Меньшов И.В. Гуманитаризация образовательной среды как важное условие социальной адаптации студентов /И.В.Меньшов // Гуманитарный вектор. - 2015. - 1 (41). - С. 62- 66.
2. Никулин А.В. Реализация возможностей спортивного клуба по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза /А.В. Никулин// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, Ч. 13, № 1. - 2007. -С. 28-31.
3. Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А.А. Никулин.- Москва, 2008.- 165 с.
4. Раскин Е.О. Студенческий спортивный клуб. Начало. Методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба /Е.О. Раскин, Д.Ю. Русанов, Ю.М. Мокрецова, А.Л. Итин. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 84 с.
5. Чулков А.С. Проблемы финансирования учреждений образования и науки в период бюджетной реформы и пути их решения /А.С. Чулков //Финансы и кредит № 7 (583). - 2014, С. 52-60.
6. Шуайбова М.О. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образова-ния/М.О. Шуайбова//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 4 (21) - 2012. - С. 103-107.
Problems of organizing the activity of student sports clubs in higher educational institutions (on the example of the Kant State University) Zhdanovich D.O., Pelmenov V.K.
Immanuel Kant Baltic Federal University
Students sport clubs usually face to range of objective difficulties in their everyday life activity. It is impossible to work with the youth who studies in the university without overcoming them. The main problems which are arising in the process of the activity of higher education institutions' students sport clubs and ways of their solutions are exposed in the article. Besides, the main functions of club activity are covered in this article such as involving students in sport live of higher educational institute, preparing of referees for major kinds of sport, which are presented in the club, and training sports volunteers for help in organization and holding the events. There are polls' of 300 students, who study more than in 20 institutes of higher education throughout Russia, showing their information awareness about physical culture and sports activities in educational institutions. The author shares his positive experience of effective management using IKBFU as an example.
Key worlds: student sport club, problems of activity, the sources of financing, effective management, students' information awareness. References
1. Menshov I.V. Humanitarization of the educational environment as
important condition of social adaptation of students / I.V. Menshov//Humanitarian vector. - 2015. - 1 (41). - Page 62 - 66.
2. Nikulin A.V. Realization of opportunities of sports club for formation of a healthy lifestyle in educational space of higher education institution / A.V. Nikulin//the Messenger of the Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Sotsiokinetika, P. 13, No. 1. - 2007. - Page 28-31.
3. Nikulin A.V. Sports club as a factor of formation of a healthy
lifestyle in educational space of higher education institution: thesis... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / A.A. Nikulin. - Moscow, 2008. - 165 pages.
4. Raskin E.O. Student's sports club. Beginning. A methodical grant
on creation and development of student's sports club / E.O. Raskin, D.Yu. Rusanov, Yu.M. Mokretsova, A.L. Itin. - SPb: ITMO university, 2016. - 84 pages.
5. Chulkov A. S. Problems of financing of institutions of science and
education during the budgetary reform and a way of their decision/Ampere-second. Chulkov//Finance and credit No. 7 (583). - 2014, S. 52-60.
6. Shuaybova M.O. Formation of a healthy lifestyle of student's youth in the conditions of reform of higher education / M.O. Shuaybova//News of the Dagestan state pedagogical university. Psychology and pedagogical sciences, No. 4 (21) - 2012. -Page 103-107.