Научная статья на тему 'Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений'

Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕФЕРЕНТНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданович Дмитрий Олегович

В данной статье содержатся результаты, проведенного анкетирования студентов высших учебных заведений со всей России. Проведенный нами анализа роли студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений показал, что одним из путей решения проблемы адаптации студентов в условиях высшего учебного заведения может являться их активное включение в деятельность студенческих спортивных клубов, которые оказывают мощное социализирующее воздействие на личность путем приобщения молодежи к спортивным ценностям. Участие студентов в деятельности студенческих спортивных клубов может выражаться в форме участия в спортивно-массовых мероприятиях, волонтерской деятельности, судействе соревнований, информационном сопровождении спортивных мероприятий. Путем анкетного опроса изучены наиболее актуальные вопросы взаимодействия студенческой молодежи с работой студенческих спортивных клубов и определены основные каналы получения информации о деятельности студенческого спортивного клуба. Так же приведены примеры успешного опыта организации работы студенческого спортивного клуба в Балтийском Федеральном Университете им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданович Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений»

Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений

Жданович Дмитрий Олегович

аспирант, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», [email protected]

В данной статье содержатся результаты, проведенного анкетирования студентов высших учебных заведений со всей России. Проведенный нами анализа роли студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений показал, что одним из путей решения проблемы адаптации студентов в условиях высшего учебного заведения может являться их активное включение в деятельность студенческих спортивных клубов, которые оказывают мощное социализирующее воздействие на личность путем приобщения молодежи к спортивным ценностям. Участие студентов в деятельности студенческих спортивных клубов может выражаться в форме участия в спортивно-массовых мероприятиях, волонтерской деятельности, судействе соревнований, информационном сопровождении спортивных мероприятий. Путем анкетного опроса изучены наиболее актуальные вопросы взаимодействия студенческой молодежи с работой студенческих спортивных клубов и определены основные каналы получения информации о деятельности студенческого спортивного клуба. Так же приведены примеры успешного опыта организации работы студенческого спортивного клуба в Балтийском Федеральном Университете им. И. Канта.

Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, социальная адаптация, референтная среда, социальная группа, образовательная среда, неформальное общение, спортивное волонтёр-ство.

В современной динамично меняющейся образовательной среде студенты сталкиваются со значительными трудностями, связанными с социальной адаптации в условиях высшего учебного заведения.

Проведенные нами эмпирические исследования показали, что трудности детерминированы особенностями студенческой среды: межличностными взаимоотношениями, образом жизни, нравственными ориентирами и многими другими факторами.

Студенчество является особой социальной группой молодежи, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Отличия студенчества как социальной группы проявляются как в особых, присущих ей видах деятельности (учебная, научная, исследовательская, внеучебная, общественно - политическая), так и в особом образе жизни, который наполнен разного рода противоречиями: между различными сферами и видами жизнедеятельности, между социальными требованиями и желаниями, стремлениями студентов [1].

В связи с этим, создание условий, способствующих формированию у студентов желания вести здоровый образ жизни, реализация потребности в состязательной деятельности, выплеску негативной энергии через занятия спортом, является одной из основных функций образовательной организации.

Одним из путей решения проблемы адаптации студентов в условиях высшего учебного заведения может являться их активное включение в деятельность студенческих спортивных клубов, которые оказывают мощное социализирующее воздействие на личность путем приобщения молодежи к спортивным ценностям. Участие студентов в деятельности студенческих спортивных клубов может выражаться в форме участия в спортивно-массовых мероприятиях, волонтерской деятельности, судействе соревнований, информационном сопровождении спортивных мероприятий.

В доступной литературе есть прямые указания на то, что организация деятельности студенческого спортивного клуба при высшем учебном заведении, способствует росту уровня социальной адаптации учащихся посредством повышения уровня их самооценки, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, ценностного отношения к здоровью, микроклимата в студенческой группе, формирования здорового образа жизни [1, 2, 3].

Студенческий спортивный клуб высшего учебного заведения (ССК) - это общественное, добро-

вольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, создающее референтную среду, способствующую их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности [3].

Деятельность ССК по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве высшего учебного заведения может быть достигнута путем организационного построения клуба как добровольного, открытого, самоуправляемого, вариативного по своему содержанию объединения, создающего оздоровительно-воспитательную и референтную среду, удовлетворяющую потребности студентов в физическом самосовершенствовании на основе неформального общения.

С целью изучения вопросов взаимодействия студенческой молодежи с работой ССК нами организован анкетный опрос учащихся высших учебных заведений. В опросе приняли участие 285 респондентов из числа студентов различных ВУЗов России.

В ходе опроса выяснилось, что большинство студентов (58,2%) знают, что в их ВУЗе функционирует студенческий спортивный клуб. При этом 37,5% опрошенных, не имеют представления о том, в чем же заключается деятельность студенческого спортивного клуба.

В связи с этим возникает вопрос об эффективности информирования целевой аудитории о наличии в ВУЗе ССК и основных направлениях его работы. Согласно результатам опроса, наиболее популярным в студенческой среде каналом получения информации о деятельности ССК являются социальные сети - 54,7% респондентов указали именно их как основной источник информации. Менее востребованными каналами получения информации являются: официальный сайт ВУЗа (6%) и объявления на информационных стендах в корпусах учебных заведений (10,9%).

Другой, не менее важной проблемой является степень вовлеченности молодежи в деятельность студенческих спортивных клубов при высших учебных заведениях.

Согласно полученной нами информации, 78,9% опрошенных никогда не обращаются в студенческие спортивные клубы за помощью в организации досуга, 15,1% студентов обращаются редко и, лишь 6% учащихся часто контактируют с клубами.

Также, довольно малый процент студентов регулярно принимает участие в спортивных мероприятиях, организуемых спортивными клубами. Более чем половине опрошенных (58,8%), спортивные мероприятия клуба вообще не интересны.

В связи с этим, важным представляется изучение интереса студентов к различным видам деятельности в рамках спортивных клубов при учеб-£ ных заведениях.

ч- Сегодня ССК в своей деятельности не ограни-

® чиваются только лишь организацией спортивно-оздоровительных мероприятий. Не так давно ста-2 ли активно развиваться и другие направления

деятельности, например, спортивное волонтерст-во.

Анализ результатов опроса позволил выявить наиболее популярные среди студентов направления деятельности ССК.

Так, больше всего внимания среди других направлений привлекает к себе информационное сопровождение спортивных мероприятий - 29,1% опрошенных отметили именно его как наиболее интересное. Молодежь любит писать и обмениваться информацией по различным каналам связи и, в первую очередь, через социальные сети. Данный вид деятельности не требует высоких затрат сил и времени и доступен для широкого круга лиц независимо от состояния здоровья.

Данный вид деятельности может осуществляться посредством создания текстовых сообщений, аудиозаписей и подготовки видео сюжетов на различные темы, связанные с деятельностью студенческого спортивного клуба.

Важно отметить, наши результаты анкетирования показали, что собственно физкультурно-спортивная деятельность, оказалась на втором месте по популярности среди учащихся высших учебных заведений (26%).

Спорт как социальный институт удовлетворяет различные социальные потребности личности, прежде всего в поддержании физического здоровья, социального самочувствия, оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой.

Необходимо отметить, что среди студенческой молодежи стремительно набирает популярность такое направление деятельности как спортивное волонтерство - 14,7% студентов отдали предпочтение именно ему. Волонтерские центры осуществляют набор и подготовку потенциальных волонтеров, для помощи в организации спортивно-массовых мероприятий, проводимых как в вузе, так и за его пределами.

Добровольчество как социальное явление - это общественно полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина, его активное участие в жизни человеческих сообществ, способствующая улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности. Добровольчество - мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста общества.

Отмечено, что добровольная работа плодотворно влияет на профессиональное становление студентов и на развитие их познавательных интересов, позволяет раскрыть внутренний потенциал студентов, помогает определиться в выборе профессиональной специализации [4].

Из числа студентов, активно вовлеченных в работу ССК, 36,1% отмечают, что данный вид деятельности положительно влияет на их социальную

адаптацию в ВУЗе. Еще 44,2% однозначно не могут отметить положительный адаптационный эффект от включения в деятельность ССК.

Как видно из результатов опроса ССК играют значительную позитивную роль в деле социальной адаптации студентов к условиям, сопутствующим получению высшего профессионального образования.

Комплексная работа по привлечению молодежи дает свой положительный эффект. Например, практика работы ССК БФУ им. И. Канта показывает, что из года в год число студентов, вовлекаемых в мероприятия, организованные клубом, увеличивается в среднем на 8-10%. На сегодняшний день общее количество студентов, принимающих активное участие в мероприятиях, проводимых клубом, превышает одну тысячу человек.

Такая массовость достигается не только за счет привлекательности и доступности физкультурно-спортивной деятельности в БФУ им. И. Канта, но и за счет открытия новых направлений деятельности ССК напрямую не связанных с участием студентов в спортивно-массовых мероприятиях.

Подобный подход к организации работы студенческого спортивного клуба позволяет вовлекать в его работу не только здоровых и физически подготовленных студентов, но и учащихся, не имеющих спортивного опыта, а также испытывающих проблемы со здоровьем.

Литература

1. Меньшов И.В. Гуманитаризация образовательной среды как важное условие социальной адаптации студентов /И.В.Меньшов // Гуманитарный вектор. - 2015. - 1 (41). - С. 62- 66.

2. Никифоров Н.В. Развитие физической культуры молодежи как приоритет педагогики досуга / Н.В.Никифоров // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С.33 - 39.

3. Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.А. Никулин. - Москва, 2008. - 165 с.

4. Подхомутникова М. В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) / М.В. Подхомутникова //Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №3. -С.165 - 168.

5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

The role of student sports clubs in the social adaptation of students in higher education

Zhdanovich D.O.

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad

This article contains the results of the conducted questionnaire of University students from all over Russia. Our analysis of the role of student sports clubs in the social adaptation of University students revealed that one of the ways to solve the problems of adaptation of students in higher educational establishments may be their active inclusion the activities of student sports clubs which have a powerful impact on individuals by motivating young people to sporting values. Student participation in the activities of student sports clubs may take the form of participation in sporting activities, volunteer work, judging competitions, information accompanied by sports events. Through the survey explored the most topical issues of interaction of students with the work of student sports clubs and identified the main channels for obtaining information on the activities of the student sports club. The same examples of successful experiences in the Organization of the work of the student sports club in Baltic Federal University. I. Kant.

Key words: student's sport club, social adaptation, reference habit, social group, educational environment, informal communication, sports volunteering

References

1. Men'shov I.V. Gumanitarizatsiya obrazovatel'noj sredy kak vazhnoe uslovie sotsial'noj adaptatsii studentov /I.V.Men'shov // Gumanitarnyj vektor. - 2015. - 1 (41). - S. 62- 66.

2. Nikiforov N.V. Razvitie fizicheskoj kul'tury molodezhi kak prioritet pedagogiki dosuga / N.V.Nikiforov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -2011. - № 4. - S.33 - 39.

3. Nikulin А.V. Sportivnyj klub kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni v obrazovatel'nom prostranstve vuza: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01 / А.А. Nikulin. - Moskva, 2008. - 165 s.

4. Podkhomutnikova M. V. Volonterskoe dvizhenie kak vazhnyj komponent protsessa sotsializatsii studencheskoj molodezhi (na primere Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta) / M.V. Podkhomutnikova //Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2012. - №3. -S.165 - 168.

5. Federal'naya tselevaya programma «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federatsii na 2006-2015 gody»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.