Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич

Ассоциация студенческих спортивных клубов России занимает лидирующую позицию по студенческим объединениям, которые ежегодно привлекают в свои ряды студенческую молодежь. В данном исследовании студенческий спортивный клуб рассматривается как социальный лифт, где личность может попробовать себя в различных ролях спортивной жизни. Цель настоящего исследования - определить потенциал студенческих спортивных клубов в формировании социальной активности вузовской молодежи. Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на расширение интереса к физкультурной и спортивной деятельности на основе научного подхода к формированию социальной активности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SPORTS CLUB AND ITS POTENTIAL IN THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS YOUTH

The Association of Student Sports Clubs of Russia occupies a leading position in student associations, which annually attract students to their ranks. In this study, the student sports club is considered as a social elevator, where a person can try in various roles of sports life. The purpose of this study is to determine the potential of student sports clubs in the formation of social activity of university youth. The practical significance of the research is determined by its focus on expanding interest in physical culture and sports activities based on a scientific approach to the formation of social activity of students.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 796.06

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В

ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Андрей Сергеевич Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

Аннотация

Ассоциация студенческих спортивных клубов России занимает лидирующую позицию по студенческим объединениям, которые ежегодно привлекают в свои ряды студенческую молодежь. В данном исследовании студенческий спортивный клуб рассматривается как социальный лифт, где личность может попробовать себя в различных ролях спортивной жизни. Цель настоящего исследования - определить потенциал студенческих спортивных клубов в формировании социальной активности вузовской молодежи. Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на расширение интереса к физкультурной и спортивной деятельности на основе научного подхода к формированию социальной активности студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, физическая культура, социальная активность, деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p196-202

STUDENT SPORTS CLUB AND ITS POTENTIAL IN THE FORMATION OF SOCIAL

ACTIVITY OF STUDENTS YOUTH

Andrey Sergeevich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State

Pedagogical University

Abstract

The Association of Student Sports Clubs of Russia occupies a leading position in student associations, which annually attract students to their ranks. In this study, the student sports club is considered as a social elevator, where a person can try in various roles of sports life. The purpose of this study is to determine the potential of student sports clubs in the formation of social activity of university youth. The practical significance of the research is determined by its focus on expanding interest in physical culture and sports activities based on a scientific approach to the formation of social activity of students.

Keywords: student sports club, physical culture, social activity, activity.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная активность современной личности априори является одним из обязательных условий интеграции индивида в общество. Складывающиеся условия его функционирования в социуме нового типа требуют от человека проявления осознанных действий по преобразованию окружающего его пространства, инициативы в решении насущных для него проблем, задействования всех сил организма и интеллекта для продвижения актуальных идей, мобильности в функциональном плане.

Сказанное делает чрезвычайно важным и востребованным развитие необходимых качеств личности, обеспечивающих ее социальную активность. В этой связи стоит вспомнить о спортивных клубах, занятия в которых направлены на формирование самостоятельности молодых людей, их целеустремленности, готовности брать на себя ответственность за принятые решения в спорте и т. д.

Проблемы совершенствования организации и содержания студенческого спортивного движения рассматривались отечественными специалистами И.И. Бариновым, Н.Н. Башаевым, М.Я. Виленским, А.А. Власовым, Б.М. Гзовским, Р.Г. Зубцовым, Г.Д. Ивановым, В.И. Ильиничем, В.Г. Крагиевым, И.П. Лопатиным, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубыше-вой, В.А. Масляковым, А.Д. Новиковым, Р.М. Носовой, А.И. Семейкиным, Г.Н. Скитович,

Р.Н. Шаровым и др. В большинстве работ современных исследователей интересующей нас проблемы речь идет о возможностях использования студенческих спортивных клубов для оздоровления молодого поколения, привития его представителям навыков ЗОЖ, ведения пропаганды сдачи норм ГТО, соотношения здорового тела и возможностей профессионального становления личности и т. д. Нас же интересует другой аспект деятельности студенческих спортивных объединений.

Цель настоящего исследования - определить потенциал студенческих спортивных клубов в формировании социальной активности вузовской молодежи. Для ее достижения были сформулированы частные задачи, позволившие детализировать исследовательский процесс и выработать алгоритм анализа. Среди них: рассмотрение феномена деятельности вообще и клубной в частности, вывод дефиниции понятия «социальная активность», соотнесение сути явлений клубной деятельности и социальной активности личности, вывод о возможностях использования ресурсов студенческих спортивных клубов для развития социальной активности обучающихся в вузе молодых людей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

Клубная деятельность вообще является разновидностью человеческой коллективной деятельности, объединяющей участников на основе каких-либо общих интересов, в том числе спортивных.

Само понятие деятельности активно дефинируется научным сообществом, свидетельством чего является масса определений, представленных исследователями. Так, Т.Н. Мальковская отмечала, что деятельность - это форма активности человека в какой-либо сфере, она «всегда осуществляется в различных формах движения и сама является формой проявления взаимодействия как одного из основных законов существования жизни» (Мальковская, с. 7).

Э. Г. Юдин деятельностью называет особое восприятие мира и отношение к нему -активное, подразумевая возможности и желание индивида преобразовывать окружающее пространство (Юдин).

В. Н. Сагатовский считает, что деятельность представляет собой «саморазвивающуюся систему активных отношений субъектов к объекту и друг к другу...» (Сагатовский, с. 54).

Детально рассмотрев представленные определения, можно выделить ключевые составляющие понятия «деятельность». В частности, следует обозначить:

- активную позицию индивида в субъект-объектных отношениях;

- переосмысление и трансформацию окружающего мира;

- социальную ориентированность процесса;

- зависимость от форм и уровня развития культуры.

Необходимо дополнить сказанное информацией из педагогики, в среде которой деятельность принято рассматривать как условие социализации индивида, его пропуск в интегрированное сообщество, возможность для освоения культурно-цивилизационных основ социума. В этом отношении деятельность как проявление социальной активности субъекта представляет интерес для наших научных изысканий.

Общественная деятельность студентов, реализуемая в том числе в форме участия в работе спортивных клубов при вузах, в современном научном сообществе активно изучается с разных сторон. Так, вопросам влияния спортивных студенческих объединений на различные аспекты жизни обучающихся вузов посвящена работа Е.В. Чирковой (Чиркова, 2019). Связь между успешной/неуспешной адаптацией в университетском социуме и членством в спортивных клубах вуза установлена Д. О. Жданович (Жданович, 2018). Выводы ученого находят свое подтверждение в исследовании Д.Б. Селюкина, В.А. Дорофеева, которые отмечали, что спортивный клуб в вузе - важнейшее условие социализации обучающихся (Селюкин, Дорофеев, 2016). Значимость студенческого физкультурного

движения для формирования мировоззрения обучающихся, определения ими приоритетных ценностных ориентиров фиксируют М.А. Кулебяев (Кулебяев, 2015), Е.И. Горбачева (Горбачева, 2022). Коммуникативную сторону функционирования студенческого спортивного клуба анализирует Н.А. Чиркин (Чиркин, 2022).

В свете нашего исследования интересны умозаключения И.П. Круглика, Н.П. Ре-шецкого, которые уверены, что физическая культура вообще и занятия в спортивных сообществах и объединениях благотворно сказываются не только на физическом, но и на социальном самочувствии студентов, на их активности в общественно значимом отношении (Круглик, Решецкий, 2011).

Сравнение показателей социальной активности обучающихся вузов, состоящих и не состоящих в коллективных организованных отношениях со спортом, провела К.В. Кривочкина (Кривочкина, 2020), результатом чего стало утверждение исследователя прямой зависимости уровня социальной активности студентов от их вовлеченности в физкультурную жизнь вуза.

К схожим результатам пришел коллектив Санкт-Петербургских ученых в лице А.А. Кряклиной, Ю.М. Пахомова, О.Н. Устиновой, М.А. Дасько, Л.М. Волковой, Г.В. Со-каревой (Кряклина и др., 2021), проанализировавших соотношение степени двигательной активности обучающихся с их социальной самореализацией и интеграцией в студенческое сообщество.

Чуть раньше влияние занятий спортом на социальную активность студентов отмечал А.А.О. Рафиев (2017). Социальная активность, по мнению ученого, - это «важная социальная деятельность человека, особое качество индивида, способность к изменению социальных условий» (Рафиев, 2017), что закономерно влечет за собой изменение самого себя и человечества в целом.

Говоря о потенциале студенческих спортивных клубов в плане повышения социальной активности обучающихся нельзя обойти вниманием и сам термин социальной активности личности. При многообразии имеющихся в научной литературе формулировок (Реброва, 2017; Шаров, 2018; Литвинова, 2021; Сидоренко и др., 2019) мы придерживаемся следующего толкования данного феномена: социальная активность личности - это сознательная и целенаправленная деятельности субъекта, выражающаяся в общественно значимой творческой работе на основе социальных мотивов и нравственных качеств личности, формирующихся под влиянием окружающей среды, организованного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов и их личностного саморазвития.

Сказанное предопределяет влияние общественных организаций студенчества на развитие активной социальной позиции его представителей. В этом отношении студенческий спортивный клуб представляет собой форму внеурочной деятельности, позволяющую максимально полно раскрыться индивидуальным особенностям личности студента на фоне занятий спортом. При этом клубный формат деятельности предполагает некую камерность взаимоотношений членов объединения и характеризуется рядом внутренних и внешних черт. Среди них:

- коммуникативная общность;

- достижение коллективных целей - спортивных побед, совершенствования физической формы, организации досуга, полезного времяпрепровождения;

- обособленность существования как выделенной социальной группы;

- реализация общих интересов;

- добровольность членства;

- иерархическая саморегуляция социальной группы на основе личностных качеств участников объединения;

- локальность и постоянство коммуникативной среды, ее закрепленность за определенным местом в физическом пространстве;

- наличие объединяющей атрибутики, символизирующей принадлежность индивида к данной социальной общности;

- регуляция внутренних межличностных отношений на основе уставных документов и традиций;

- формирование мировоззренческих и ценностных установок индивида, состоящего в клубе, в рамках принятой в нем идеологии и социальных принципов.

Таким образом, в ходе клубной деятельности происходит социализация личности, ее адаптация к обществу и т.д. Это обоюдно направленный процесс: индивид усваивает коллективный опыт коммуникации, а коллектив обогащается новыми навыками взаимодействия.

Социализация как процесс предполагает проявление социальной активности в общении с другими, в творчестве, ежедневно. Содержание же ее триедино: стихийные и организованные социальные воздействия, осуществляемые социальными институтами, целенаправленная педагогическая деятельность и социальная активность самой личности. Она интенсифицирует внутреннюю активность индивида, интегрируя его в коммуникативное и спортивное пространство клуба. При этом социальная активность личности является важнейшим результатом социализации.

Скрытые возможности клубной деятельности обучающихся в формировании социальной активности становятся очевидными при решении коллективных проблем объединения. Они составляют потенциал клубной деятельности как совокупность ее средств, применение которых способствует формированию мотивационного, ориентировочного, регулировочного и продуктивного компонентов социальной активности. Приобретая опыт взаимодействия не только с преподавателями по профилю и однокурсниками, но и с тренерами, с обучающимися, имеющими сходные спортивные, а не профессиональные интересы, студент усваивает новые алгоритмы выстраивания коммуникации с субъектами, социальная роль которых неоднородна, что обогащает его как члена коммуникативной парадигмы. Кроме того, в результате столкновения разных темпераментов и точек зрения на проблему, касающуюся спортивного результата, у членов клуба формируются новые социальные установки, ценностные ориентации и т.д. Значимую роль может сыграть авторитет харизматичной личности из числа участников клуба, которая своим поведением и приверженностью определенным идеалам в рамках небольшого спортивного коллектива способна обеспечить рост проявлений социальной активности рядовых членов объединения.

ВЫВОДЫ

Подводя итог сказанному, отметим, что спортивные клубы в вузе несут в себе мощнейший потенциал социального развития студентов, так как обеспечивают все стороны их развития, отвечающие за коммуникацию в студенческом сообществе, за самореализацию каждого студента как активного и функционально полноценного члена социума. Членство в спортивном клубе благотворно сказывается на формировании общественно значимой структуры личности обучающегося вуза. Это выражается в развитии таких ее качеств, как самостоятельность, инициативность, коммуникативная зрелость, в стремлении к саморазвитию, к участию в социально значимых проектах, к проявлению своих убеждений и ценностных ориентаций, скорректированных под влиянием коллектива, спортивного «братства».

Следует заключить, что клубная спортивная деятельность в условиях вуза - возможность расширить сферу формирующего воздействия на личность студента в плане ее совершенствования в техниках социального взаимодействия и активизации ее общественно значимой позиции. Сказанное достигается за счет неформальности клубного общения, но при этом его ориентации на достижение коллективных спортивных целей, для чего необходимы сплоченные усилия всех членов объединения. Социальная активность

индивида становится следствием его участия в деятельности спортивного клуба за счет привлечения к спортивным мероприятиям и осознания их общественной значимости.

Арсенал формирующего воздействия спортивного студенческого объединения на обучающихся не ограничивается обязательным характером деятельности, как в учебном процессе, напротив, здесь все построено на индивидуальном желании заниматься спортом и разделить свой интерес с другими, на добровольном стремлении к самореализации средствами физической культуры, что создает мощнейшую мотивацию для личностного развития, в том числе в плане увеличения социальной активности.

Можно сказать, что спортивный клуб, действующий в структуре вуза, обладает значительным потенциалом для развития социальной активности студентов, что обеспечивается имеющимися в его распоряжении средствами педагогического воздействия в ходе спортивной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, организаторской, общественно полезной деятельности его членов.

В качестве перспектив исследования следует обозначить изучение педагогических условий, действующих в условиях спортивного вузовского клуба либо создаваемых в соответствии с исследовательскими целями дополнительно, которые служат катализатором в процессе формирования социальной активности молодых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачева Е.И. Ценностные и поведенческие нормативы социальной активности студентов вуза / Е.И. Горбачева // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2022. - Т. 5, № 1 (14). - С. 39-44.

2. Жданович Д.О. Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений / Д.О. Жданович // Современное педагогическое образование. -2018. - № 1. - С. 3-5.

3. Кривочкина К.В. Сравнение социальной активности студентов, которые занимаются и не занимаются спортом / К.В. Кривочкина // Матрица научного познания. - 2020. - № 1. - С. 138141.

4. Круглик И.П. Формирование социальной активности студентов средствами физической культуры и спорта / И.П. Круглик, Н.П. Решецкий // Здоровье для всех / под редакцией К.К. Шебе-ко. - Пинск : Полесский государственный университет, 2011. - С. 47-49.

5. Социальная активность студентов разной двигательной активности / А.А. Кряклина, Пахомов Ю.М., Устинова О.Н., Дасько М.А., Волкова Л.М., Сокарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11 (201). - С. 221-225.

6. Кулебяев, М.А. К вопросу о роли спортивного клуба в формировании ценностных ори-ентаций студенческой молодежи / М.А. Кулебяев // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития / под редакцией И.П. Ивановой, Т.В. Горбуновой, Н.Н. Корочковой. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. - С. 55-59.

7. Литвинова Т.И. Развитие социальной активности студентов средствами внеучебной работы ТВГТУ / Т.И. Литвинова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2021. - № 4 (27). - С. 20-22.

8. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. -Москва : Педагогика, 1988. - 144 с.

9. Рафиев А.А. Влияние занятий спортом на социальную активность студентов / А.А. Рафиев // Образовательная среда сегодня: теория и практика / под редакцией О.Н. Широкова. - Чебоксары : Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 133-135.

10. Реброва Н.В. Направления деятельности студентов, способствующие развитию социальной активности / Н.В. Реброва // Интеллектуальный и научный потенциал современной науки. -Иркутск : Научное партнерство "Апекс", 2017. - С. 41-43.

11. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий / В.Н. Сагатовский. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 1973. - 431 с.

12. Селюкин, Д.Б. Социализирующий потенциал студенческого спортивного клуба / Д.Б. Селюкин, В.А. Дорофеев // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2016. -Т. 2. - С. 292-293.

13. Сидоренко Н.С. Современные вызовы и историческая практика формирования социальной активности студентов вузов / Н.С. Сидоренко, Н.А. Соколова, Н.В. Шувалов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 4. -С. 202-214.

14. Чиркин Н.А. Студенческий спортивный клуб как фактор развития социально-коммуникативной активности студентов / Н.А. Чиркин // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса. - Шуя : Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2022. - С. 170-172.

15. Чиркова Е.В. Студенческие спортивные клубы как возможность развития различных аспектов жизни молодежи / Е.В. Чиркова // Молодежь России в XXI веке. - Грозный : Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, 2019. - С. 298-303.

16. Шаров А.А. Представление о социальной активности студентов вуза / А.А. Шаров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 364-367.

17. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - Москва : Наука, 1978. - 391 с.

REFERENCES

1. Gorbacheva, E.I. (2022), "Values and behavioural norms of social activity of university students", Bulletin of Kaluga University. Series 1. Psychological Sciences. Pedagogical sciences, Vol. 5 No. 1(14), pp. 39-44.

2. Zhdanovich, D.O. (2018), "The role of student sports clubs in social adaptation of higher education students", Modern Pedagogical Education, No. 1, pp. 3-5.

3. Krivochkina, K.V. (2020), "Comparison of social activity of students who do and do not do sports", Matrix ofScientific Cognition, No. 1, pp. 138-141.

4. Kruglik, I.P. and Reshetsky, N.P. (2011), "Formation of social activity of students by means of physical culture and sport", in Shebeko, K.K. (Ed.), Health for all, Polessky State University, Pinsk, pp. 47-49.

5. Kryaklina, A.A., Pakhomov Y.M., Ustinova O.N., Dasko M.A., Volkova L.M. and Sokareva G.V. (2021), "Social activity of students of different motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(201), pp. 221-225.

6. Kulebyaev, M.A. (2015), "On the role of sports club in the formation of value orientations of student youth", in Ivanova, I.P., Gorbunova, T.V. and Korochkova, N.N. (Eds.), Psychology and social pedagogy: Current state and prospects of development, I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, pp. 55-59.

7. Litvinova, T.I. (2021), "Development of social activity of students by means of extracurricular work of TVGTU", Bulletin of Tver State Technical University. Series: Social Sciences and Humanities, No. 4(27), pp. 20-22.

8. Malkovskaya, T.N. (1988), The social activity of high school students, Pedagogika, Moscow

9. Rafiev, A.A. (2017), "The impact of sports activities on students' social activity", in Shirokov, O.N. (Ed.), Educational environment today: Theory and practice, Centre for Scientific Cooperation "Interactive Plus", Cheboksary, pp. 133-5.

10. Rebrova, N.V. (2017), "Directions of students' activities contributing to the development of social activity", in Intellectual and scientific potential of modern science, "Scientific Partnership "Apex", Irkutsk, pp. 41-43.

11. Sagatovsky, V.N. (1973), Fundamentals of systematisation of universal categories, Tomsk University Press, Tomsk.

12. Selukin, D.B. and Dorofeev, V.A. (2016), "The socialising potential of the student sports club", Modern Education: Content, Technology, Quality, Vol. 2, pp. 292-293.

13. Sidorenko, N.S., Sokolova, N.A. and Shuvalov, N.V. (2019), "Modern challenges and historical practice of forming social activity of university students", Bulletin of South Ural State University of Humanities and Education, No. 4, pp. 202-214.

14. Chirkin, N.A. (2022), "Student sports club as a factor of development of social and communicative activity of students", in Physical training in conditions of modern educational process, Shuisky branch of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ivanovo State Universi-

ty", Shuya, pp. 170-172.

15. Chirkova, E.V. (2019), "Student sports clubs as an opportunity to develop various aspects of youth life", in Youth of Russia in the XXI century, Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov, Grozny, pp. 298-303.

16. Sharov, A.A. (2018), "Perception of social activity of university students", Proceedings of Saratov University. A new series. Series: Accmeology of Education. Developmental Psychology, Vol. 7 No. 4, pp. 364-367.

17. Yudin, E.G. (1978), The systemic approach and the activity principle. Methodological problems of modern science, Nauka, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2022

УДК 796.015.58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Анатольевич Косарев, аспирант, Альберт Ринатович Галеев, кандидат педагогических наук, доцент, Елизавета Александровна Косарева, студент, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Аннотация

Теоретический анализ трудов, посвященных теории и практике танцевальной подготовки показал, что научно-обоснованные методики имеют в основном художественно эстетическую направленность. Совсем незначительное количество работ посвящены развитию двигательных ко-ординаций. Такая подготовка не учитывает темпы роста развития физических качеств занимающихся и их сенситивные периоды, проводится без учета Федерального стандарта спортивной подготовки. Танцевальный спорт своей деятельностью организует спортивно-оздоровительную направленность воспитания личности и имеет большой потенциал для физического развития занимающихся. Задачами исследования стали разработка модульной технологии развития двигательных координаций с применением метода круговой тренировки и обоснование ее эффективности в работе с юными танцорами. В исследовании приняли участие 40 спортсменов. Для решения поставленных задач проводился педагогический контроль и педагогический эксперимент: тестирование двигательных координаций, работоспособности и спортивной подготовленности занимающихся; проектирование применялось для разработки содержания модульной технологии; методы статистики - для обработки результатов.

Ключевые слова: двигательные координации, танцевальный спорт, круговая тренировка, спортивная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p202-206

APPLICATION OF THE CIRCUIT TRAINING METHOD IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR COORDINATION OF YOUNG DANCERS AT THE INITIAL STAGE OF

SPORTS TRAINING

Alexander Anatolyevich Kosarev, the post-graduate student, Albert Rinatovich Galeev, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Elizaveta Alexandrovna Kosareva, the student,

Nizhnevartovsk State University

Abstract

The theoretical analysis of the works devoted to the theory and practice of dance training has shown that scientifically-based methods have mainly the artistic and aesthetic orientation. A very small number of works are devoted to the development of motor coordination. Such training does not take into account the growth rates of the development of physical qualities of those involved and their sensitive pe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.