REFERENCES
1. Zavalishina, S.Y. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN journal of ecology and life safety, No.2, pp. 55-62.
2. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 15.
3. Kapilevich, L.V. (2010), "Physiological control of technical preparedness of athletes", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 12-15.
4. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020), "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.
5. Komarova, N.A. and Pogodin, S.I. (2017), "Characteristics of the functional state of the respiratory system of athletes-playing with different somatotypes", Science Time, No. 4 (40), pp. 135-140.
6. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Physiological reaction of cardiovascular system to vestibular irritation in athletes in different sports", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 97.
7. Zavalishina, S.Yu., Zhalilov, A.V., Ivlieva, E.Yu., and Tagirova, N.J. (2022), "Functional peculiarities of young men who have started possible regular physical training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.,4, (206), pp.,146-154.
8. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified healthy lifestyle cultivating method among youth by means of physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 15.
9. Yakovlev, S.V. (2009), "Hand-to-hand combat as a means of professionally applied physical training of students at the Omsk Law Institute", Bulletin of the Omsk Law Institute, No.,1,(10), pp.,91-93.
10. Safronova, N.S., Fomenko, A.V., Sitkevich, D.G. and Safronova, P.S. (2015), "Features of the functional state of the respiratory system of athletes-shooters", Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Biology. Chemistry, Vol. 1 (67), No. 4, pp. 44-52.
11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.
12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
УДК 796.087
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА В СТУДЕНЧЕСКИЙ
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ
Жанна Ивановна Киселева, старший преподаватель, Максим Рамильевич Валетов,
кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет,
Оренбург
Аннотация
В настоящее время широко развиваются специально организованные виды физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности для граждан Российской Федерации. Разные виды двигательной активности всем членам общества необходимы для поддержания высокой работоспособности, ведения здорового образа жизни, самоактуализации. Ведут свою деятельность студенческие спортивные клубы, призвание которых развивать массовый студенческий спорт и спорт высших студенческих достижений в вузе. Привлечение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, продвижение студенческого спорта - цель студенческого спортивного клуба. Особое внимание при этом следует уделять студентам первого года обучения. В студенческом спортивном клубе каждый найдет занятие по душе. Разнообразная, продуктивная, интересная деятельность в
студенческом спортивном клубе - залог успешной самоактуализации. Выявление и развитие личностных возможностей человека наиболее ёмко происходит в процессе деятельности. Студенческий спортивный клуб позволяет выявить и развить разные возможности личности и способствовать успешной жизнедеятельности. Известно, что первокурсников следует заинтересовать предстоящей деятельностью и помочь им сделать первый шаг в студенческий спортивный клуб. Целесообразность разработки темы, исходя из изложенного выше, состоит в поиске средств, методов и форм организации для вовлечения обучающихся первых курсов в активные члены студенческого спортивного клуба. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлена специально организованная работа по вовлечению первокурсников в активные члены студенческого спортивного клуба. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что специально организованная работа позволяет расширить представление о деятельности студенческих спортивных клубов, а также способствует вовлечению в них обучающихся вуза. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный материал будет способствовать проявлению активности членов студенческих спортивных клубов.
Ключевые слова: студенты, спортивный клуб, физкультурно-спортивная деятельность, здоровый образ жизни, самоактуализация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p172-176
INVOLVEMENT OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THE STUDENT SPORTS
CLUB
Zhanna Ivanovna Kiseleva, the senior teacher, Maxim Ramilevich Valetov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University
Abstract
Currently, the specially organized types of physical culture, sports and recreational activities for citizens of the Russian Federation are being widely developed. Different types of motor activity are necessary for all members of society to maintain high performance, maintain a healthy lifestyle, and self-actualization. Student sports clubs realize the activity, and their vocation is to develop mass student sports and sports of high student achievements at the university. Attracting students to physical education and sports, promoting student sports is the goal of the student sports club. Special attention should be paid to the first-year students. In the student sports club, everyone will find something to their liking. Diverse, productive, interesting activities in the student sports club are the key to successful self-actualization. The identification and development of the person's personal capabilities occurs most succinctly in the process of activity. The student sports club allows you to identify and to develop different personality capabilities [2] and to contribute to successful life. It is known that the first-year students should be interested in upcoming activities and it helps them take the first step into the student sports club. The expediency of developing the topic, based on the above mentioned, consists in finding means, methods and forms of organization for involving the first-year students in active members of the student sports club. The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time the specially organized work on the involvement of the first-year students in active members of the student sports club is presented. The theoretical significance of the study lies in the fact that specially organized work allows you to expand your understanding of the activities of student sports clubs, and also contributes to the involvement of university students in them. The practical significance of the study lies in the fact that the presented material will contribute to the manifestation of the activity of members of student sports clubs.
Keywords: students, sports club, physical culture and sports activities, healthy lifestyle, self-actualization.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество невозможно представить без специально организованной физкультурно-спортивной деятельности. Разные виды двигательной активности людям характерны с древнейших времён. Наши предки бегали, прыгали, метали, плавали, стреляли, лазали и прочие для того, чтобы прокормить и защитить себя и своё семейство. С развитием общества необходимость проявления значительных физических способностей для добычи пищи и защиты отпала, но возросла роль двигательной активности для под-
держания высокой работоспособности, ведения здорового образа жизни, самоактуализации. В настоящее время существуют разные виды специально организованной двигательной активности, ведут свою деятельность студенческие спортивные клубы [1].
Цель исследования - вовлечение студентов первых курсов в студенческий спортивный клуб. Задачи исследования: изучить особенности и возможности студенческих спортивных клубов для самоактуализации личности; способствовать самоактуализации обучающихся вуза через разные виды деятельности в студенческом спортивном клубе.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, статистическая обработка данных [3]. Для поиска актуальных исследований по теме публикации использовали электронные базы Scholar Google, Scopus, Web of Science. В поиске вводились ключевые слова.
Студенческие спортивные клубы функционируют с целью массового вовлечения обучающихся вузов в занятия физической культурой и развития студенческого спорта. В процессе своей деятельности они решают задачи: вовлекать обучающихся в систематические физкультурно-спортивные и оздоровительные занятия; формировать у студентов мотивацию и стабильный (стойкий) интерес к сохранению и укреплению здоровья; организовывать и проводить физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия; участвовать в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня среди образовательных организаций и внутри своей образовательной организации; воспитывать личностные качества, повышать социальную активность; проводить работы по физической, психической и социальной реабилитации обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, привлекать их к деятельности клуба, в рамках инклюзии и отдельных групп; пропагандировать здоровый образ жизни, культуру поведения, необходимость соблюдения и ведения безопасного образа жизни; содействовать членам студенческого спортивного клуба в создании условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов; развивать волонтерское движение; поощрять обучающихся, добившихся высоких показателей в какой-либо деятельности клуба; осуществлять информирование о деятельности клуба.
Студенческие спортивные клубы действуют в течение всего календарного года в соответствии с утверждённым расписанием, отражённом в официальной документации и на веб-сайте учреждения. Менеджмент студенческого спортивного клуба [4], в общем, можно представить на рисунок.
Рисунок - Менеджмент студенческого спортивного клуба
Обучающимся первого курса ФГБОУВО «Оренбургский государственный университет» корреспонденты студенческого спортивного клуба предложили пройти анкетирование, которое подразумевало дать ответы на вопросы, выбрав предлагаемые варианты ответа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
В анкетировании приняло участие 136 студентов. Анализ ответов показал следующее:
1. 23% - слушают других в компании друзей, 29% - проявляют лидерские качества, 48% - придерживаются золотой середины.
2. 42% - в плане двигательной активности быстро устают, 27% - достаточно активны и спортивны, 31% - хотели бы заниматься, но всегда что-то мешает (ленятся).
3. 14% - ответили, что спорт ничего не может дать человеку, 73% - укрепить здоровье, 13% - уверенность в себе.
4. 26% - проводят свободное время за телевизором, гаджетами, 21% - подрабатывают, 53% - гуляют, занимаются спортом и прочие.
5. 34% - стесняются своего тела, 48% - следят за своим телом, 18% - считают, что выглядят без усилий хорошо.
6. 83% отметили для себя уже функционирующие спортивные секции в вузе, 17%
- указали, что в списке интересующих секций нет.
7. Студенты отметили единично спортивные секции скалолазания, фехтования, русская лапта, прыжки на батуте, большой теннис, туризм.
8. 8% - желаю быть активными членами студенческого спортивного клуба, 89% -нет, 2% - иное.
Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной активности и заинтересованности студентов первых курсов в деятельности студенческого спортивного клуба. В связи с чем, проделана специально организованная работа:
1. Беседы на темы «Требования работодателей к физическому состоянию выпускников вуза», «Коррекция телосложения средствами физической культуры», «Здоровый образ жизни - основа активной и счастливой жизни», «Кем я себя вижу в будущем».
2. Мастер-классы спортивных секций вуза, показательные выступления, демонстрация достижений.
3. Тренинги «Развитие коммуникативных и лидерских качеств», «Повышение самооценки», «Уверенность в себе» и другие.
4. Мастер-классы по составлению инфографики на темы здорового образа жизни и перспективы личностного развития [5].
5. Раскрыты возможности студенческого спортивного клуба для самоактуализации личности, формирования 4К-компетенций.
ВЫВОДЫ
Поиск и критическая обработка рецензируемых научных статей позволила определить перспективные способы вовлечения обучающихся в энергичные члены студенческих спортивных клубов. Активная разнообразная деятельность позволила студенту показать будущность развития его личностных возможностей. Для этого необходимо специально организовывать деятельность, которая: включает теоретический и практический материал, демонстрирует яркие примеры, даёт возможность попробовать, помогает сформировать собственное мнение, идёт в ногу со временем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. -Москва : КноРус, 2018. - 366 с.
2. Мервинская О.В. Формирование личности студента средствами физической культуры / О.В. Мервинская, О.А. Беляева // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях : сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Изд-во Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - С. 90—92.
3. Линдер В.И. На крыльях «Буревестника». История студенческого спорта / В. И. Линдер.
- Москва : Спорт, 2019. - 320 с.
4. Студенческий спортивный клуб. Начало : методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба / Е.О. Раскин, Д.Ю. Русанов, Ю.М. Мокрецова, А.Л. Итин. -Санкт-Петербург : Изд-во Университета ИТМО, 2016. - 84 с.
5. Киселева, Ж.И. Инфографика в формировании основ здорового образа жизни у обучающихся / Ж.И. Киселева, М.Р. Валетов, В.В. Шляпникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 10, № 3 (36). - С. 142-144.
REFERENCES
1. Barchukov, I.S. (2018), Theory and methods of physical education and sports, KnoRus, Moscow.
2. Mervinskaya, O.V. and Belyaeva, O.A. (2015), "Formation of a student's personality by means of physical culture", Actual issues ofpsychology and pedagogy in modern conditions, collection of scientific works, Publishing House of the Innovation Center for the Development of Education and Science, St. Petersburg, pp. 90-92.
3. Linder, V.I. (2019), On the wings of the "Petrel", History of student sports, Sport Moscow.
4. Raskin, E.O., Rusanov, D.Yu., Mokretsova, Yu.M. and Itin. A.L., St. Petersburg (2016), Student sports club. The beginning: a methodological guide for the creation and development of a student sports club, ITMO University Publishing House, St. Petersburg.
5. Kiseleva, Zh.I., Valetov, M.R. and Shlyapnikova, V.V. (2021), "Infographics in the formation of the foundations of a healthy lifestyle among students", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, V.10, No. 3 (36), pp. 142-144.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2022
УДК 796.012.62
МОТИВИРОВКА ПРИЧИН ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ
НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург; Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Анатольевич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург
Аннотация
Важнейшим фактором эффективности любой деятельности, а спортивной - в особенности, является наличие достаточно сильного и устойчивого к ней интереса. В исследовании установлены основные причины, влекущие за собой прекращение занятий спортом и частота их встречаемости. Адекватность оценки аспектов учебно-тренировочного процесса обеспечивалась участием детей, родителей, тренеров и активной установкой на педагогическое сотрудничество. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены проблемы отсева новичков из спортивной секции в той интерпретации, как ее мотивируют сами субъекты педагогического сотрудничества, что позволяет найти главные направления решения данной проблемы: повышение увлекательности педагогического процесса, преодоление у детей неуверенности, страха сделать «что-то не то» или «не так», подъем самооценки их способностей, справедливое отношение и достаточное внимание тренера к занимающимся подросткам.
Ключевые слова: спортивная деятельность, тренировочный процесс, потребности, цели, самоконтроль, причины.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p176-180
MOTIVATION OF THE REASONS FOR STOPPING SPORTS AT THE INITIAL
PREPARATION STAGE
Vladimir Nikolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Space Academy A.F. Mozhaisky, St. Petersburg; Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, docent, Naval Academy N.G. Kuznetsov, St. Petersburg; Alexander An-tonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Mikhailovna Volkova, the