Научная статья на тему 'Студенческие олимпиады по графическим дисциплинам'

Студенческие олимпиады по графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Л.И., Гальков В.Ю., Мельникова И.А.

О значении студенческих олимпиад по графическим дисциплинам в деле развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, углублённом понимании предмета с целью формирования мышления и становления специалиста высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческие олимпиады по графическим дисциплинам»

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

10. Кобозев А.К. Регулировочная характеристика карбюраторного двигателя по составу смеси / А.К. Кобозев, И.И. Газизов, С.Г Москаленко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т 2, № 2. - С. 21-24.

11. Атанов И.В. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения / И.В. Атанов, И.В. Капустин, ГВ. Никитенко, В.С. Скрип-кин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 355.

12. Скрипкин В.С. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / В.С. Скрипкин, Е.И. Капустина, И.А. Орлянская, И.В. Капустин, Ю.А. Безгина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -С. 346.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

© Яковлева Л.И.*, Гальков В.Ю.*, Мельникова И.А.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

О значении студенческих олимпиад по графическим дисциплинам в деле развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, углублённом понимании предмета с целью формирования мышления и становления специалиста высокой квалификации.

Ключевые слова: алгоритм, визуализация, научная информация, повышение квалификации, логическое мышление, коммуникабельность.

Настоящее время диктует серьёзные требования к уровню квалификации выпускников технических специальностей. Специалисты, кроме высокой профессиональной подготовки, должны иметь хорошее инженерное мышление, воображение, быть технически творческими людьми [1].

Именно графические дисциплины, такие как начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика способствуют развитию воображения и фантазии в техническом творчестве, так как в этих разделах дисциплин изучаются алгоритмы и средства визуализации информации о геометрических оригиналах. Графические дисциплины тесно связаны со всеми предметами, изучаемыми вузовской программой. В настоящее время компьютерное моделирование заметно потеснило инженерную графику [2]. Но, тем не менее, рабочие программы по начертательной геометрии и инженерной графике содержат по-прежнему все те разделы, на которые опираются при изучении общетехнических и профессиональных дисциплин [3, 4].

В настоящее время олимпиады по графическим дисциплинам проводятся по двум разделам: начертательной геометрии, инженерной графике.

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

Компетентностный подход в образовании

175

Для интенсивного развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, повышения их активности в нашем университете проводятся межфакультетские олимпиады по начертательной геометрии и инженерной графике. Участие в олимпиаде способствует выявлению потенциальных возможностей студентов и их активности. В процессе подготовки к олимпиаде они осваивают новую научную информацию, расширяют свой кругозор в познавании изучаемого предмета, развивают исследовательские навыки, логическое мышление, т.е. совершенствуется качество будущего специалиста, мотивируется выбор будущей профессиональной деятельности. В конце первого семестра определяются способные, успевающие по графическим дисциплинам студенты, которые в дальнейшем участвуют в олимпиаде. Участники олимпиады готовятся к ней в часы, отведённые для самостоятельной работы. Для подготовки к олимпиаде студенты получают задачи по соответствующим дисциплинам, решают их и предоставляют на проверку преподавателю, который контролирует их и при необходимости - консультирует.

В процессе подготовки студентов к олимпиаде затрагиваются такие вопросы в образовании, как:

- развитие у студентов творческих способностей;

- выявление интереса к научной деятельности;

- развитие сотрудничества между факультетами;

- повышение квалификации преподавателей, организующих олимпиаду.

В процессе подготовки к олимпиаде преподавателями разрабатываются задания, выделяются дополнительные часы для работы со студентами. Эта работа направлена на развитие умственных способностей студентов, развития воображения, логике мышления. Задачи подбираются преподавателями соответствующие тематике, но требующих хороших знаний, гибкости ума, оригинальности решений [5]. В каждом решении присутствует частичка открытия и наряду с самосовершенствованием каждого участника олимпиады приходит ещё и умение работать одним коллективом, работать в команде, отстаивая честь своего факультета. Преподаватель учит студента пользоваться учебной литературой, определённым алгоритмам решения задачи, для этого студент овладевает системой символов и обозначений, что значительно облегчает решение задач, сокращает время на их решение.

В ходе подготовки к олимпиаде неоднократно возникала необходимость в дополнительной литературе. На кафедре накоплены в ходе подготовки к олимпиадам, проведенным в предыдущие годы, материалы, на основе которых будут выпущены методические указания, где собраны и классифицированы задачи по начертательной геометрии и инженерной графике по возрастающей сложности. Время диктует свои требования и к олимпиадам по начертательной геометрии и инженерной графике, видимо, очень скоро присоединится и олимпиада по компьютерной графике.

176

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Участие студентов в олимпиаде, проводимой на первом курсе их обучения, даёт направление на более углублённое изучение предметов, выявляет наклонности к научной деятельности, учит коммуникабельности и активности на последующих курсах.

Список литературы:

1. Нечаева Т.П. Дидактические основы дистанционного образования / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова // Физико-технические проблемы создания новых технологий в агропромышленном комплексе. - 2011. - С. 101-103.

2. Нечаева Т.П. Разработка стратегий использования информационных технологий при изучении инженерных дисциплин / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова, И.С. Богосов, А.А. Клименко // В сборнике: Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу 75-я научно-практическая конференция. - 2011. - С. 208-210.

3. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская, В.А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

4. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Кожухов // Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 92-94.

5. Мельникова И.А. О преподавании графических дисциплин на кафедре «Механика и Компьютерная графика» / И.А. Мельникова // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 100-102.

СИСТЕМНЫЙ контроль текущих знании СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© Яковлева Л.И.* *, Кулаев В.Е.*,

Орлянский А.В.*, Гальков В.Ю.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы системного подхода к текущему контролю знаний студентов по тестовым заданиям на ЭВМ с использо-

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Профессор кафедры «Механика и компьютерная графика», кандидат технических наук, профессор.

* Профессор кафедры «Механика и компьютерная графика», кандидат технических наук, доцент.

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.