Научная статья на тему 'Современные технологии в преподавании начертательной геометрии'

Современные технологии в преподавании начертательной геометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова И.А., Яковлева Л.И.

В статье рассматриваются вопросы значения начертательной геометрии в познании общетехнических дисциплин и преподавание начертательной геометрии и инженерной графики с использованием компьютерных технологий и новейших методов интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в преподавании начертательной геометрии»

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/ Slovo, 2000.

2. Солдатова Г.У, Асмолов А.Г., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. -2001. - N 1-2. - С. 8-19.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

© Мельникова И.А.*, Яковлева Л.И.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы значения начертательной геометрии в познании общетехнических дисциплин и преподавание начертательной геометрии и инженерной графики с использованием компьютерных технологий и новейших методов интерактивного обучения.

Ключевые слова: интерактивное обучение, логическое мышление, научно-технический прогресс, пространственное воображение.

Начертательная геометрия составляет основу инженерного образования, входит в группу обязательных общетехнических дисциплин. Она обучает студентов техническому языку - языку умения преобразовывать мысли в чертежи, умению составлять и читать чертёж [1].

Начертательная геометрия является теоретической базой для решения задач технического черчения. Чертежи являются средством выражения человеческих идей, определяя форму, размеры предметов, при этом они должны быть точными и простыми в графическом исполнении. Для того, чтобы выразить свои мысли при помощи технического рисунка, эскиза, чертежа необходимо обладать теоретическими знаниями основ начертательной геометрии. Начертательная геометрия обеспечивает высокий уровень инженерного мышления, развивая пространственное воображение, даёт навыки решения прикладных задач, расширяет границы логического мышления, общенаучный кругозор, приучает к аккуратности, наблюдательности [2].

К сожалению, постижение начертательной геометрии оказывается достаточно сложным для студентов, так как нет достаточной подготовки к освоению данной дисциплины в школе. Чертёж в начертательной геометрии занимает главенствующее положение. При этом он выполняется в аксонометрических проекциях или в ортогональных проекциях, поэтому требует определённых умственных способностей и пространственного воображения.

* Ассистент кафедры « Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры « Механика и компьютерная графика».

Компетентностный подход в образовании

167

На изучение дисциплины начертательной геометрии отводится немного времени, но период обучения требует развитого абстрактного мышления и внимания.

Современное инженерное образование невозможно без практического использования в процессе изучения дисциплины новейших информационных технологий, достижений научно-технического прогресса. Компьютерные технологии наиболее доступны и позволяют быстро реагировать на растущие потребности современного студента [3].

В настоящее время методика преподавания начертательной геометрии, которая десятилетиями отрабатывалась ранее, обогащается возможностями использования информационных технологий и позволяет по-новому организовать учебный процесс и методику преподавания и изучения этой дисциплины. Использование современных графических средств позволяет сделать процесс обучения предмету сделать его более доступным и интересным.

Важнейшими составляющими учебно-методического комплекса являются интерактивные и мультимедийные системы, электронные издания.

Информационные технологии расширяют познавательную деятельность не только студентов, но и преподавателей, позволяют в основе процесса обучения применять программное обеспечение персонального компьютера, интернет-ресурсы, мультимедийное сопровождение, интерактивные доски [2].

Интерактивные технологии позволяют воспитать в процессе изучения дисциплины:

- повысить заинтересованность студентов в изучении предмета;

- использовать различные виды информации при обучении (текстовую, звуковую, видео, графическую);

- представить наглядно абстрактные геометрические объекты, (например плоскость, пересечение поверхностей, перпендикулярность плоскостей и другое);

- рассмотреть разделы дисциплины с наглядными иллюстрациями, графическими примерами, указать алгоритмы геометрических построений:

- повысить информационную культуру студентов.

Мультимедийность и интерактивность обучения позволяет студентам

полнее раскрывать свои способности в освоении предмета начертательной геометрии. Наглядность включает в себя различные виды демонстраций графического материала на доске [2]. Демонстрация студентам на интерактивной доске даёт возможность акцентировать внимание на важные детали чертежа, позволяя представлять информацию как на плоскости, так и в пространстве, использовать трёхмерные изображения (рис. 1). Решение задач в интерактивной информационной среде придаёт прикладную направленность обучению, предоставляя широкие возможности моделированию различных процессов [3]. Опыт преподавания показывает, что пространствен-

168

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ное мышление студентов лучше развивается при изучении трёхмерной компьютерной графики (рис. 2).

Рис. 1. Пересечение геометрических тел. Трёхмерная модель

Рис. 2. Трёхмерная модель вилки

Занятия с использованием интерактивной доски представляют собой активный метод обучения, который помогает реализации принципов дидактики: научность, систематичность, прочность усвоения знаний [4].

К сожалению, постижение начертательной геометрии оказывается достаточно сложным для студентов, так как нет подготовки к освоению этой дисциплины в школьной программе.

В последнее время идут разговоры о начертательной геометрии как о изжившей себя науке. Реалии времени таковы, что, видимо, не все студенты в своей профессиональной деятельности столкнутся с решением задач сложного функционального формообразования, возможно для них достаточно изучения лишь некоторых разделов дисциплины [5]. Но незнание методов дисциплины начертательной геометрии может стать серьёзной проблемой для тех, кто собирается изучать последующие инженерные дисциплины, в процессе эксплуатации техники, при её разработке, при осуществлении технологических процессов и специализированных информационных систем, для магистров и аспирантов.

Компетентностный подход в образовании

169

Список литературы:

1. Нечаева Т.П. Разработка стратегий использования информационных технологий при изучении инженерных дисциплин / Т.П. Нечаева, И. А. Мельникова, И.С. Богосов, А.А. Клименко // В сборнике: Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу 75-я научно-практическая конференция. - 2011. - С. 208-210.

2. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская,

B. А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

3. Мельникова И.А. О преподавании графических дисциплин на кафедре «Механика и Компьютерная графика» / И.А. Мельникова // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 100-102.

4. Нечаева Т.П. Дидактические основы дистанционного образования / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова // В сборнике: Физико-технические проблемы создания новых технологий в агропромышленном комплексе. - 2011. -

C. 101-103.

5. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Кожухов // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. -2013. - С. 92-94.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 190600.62 - ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТТМИК НА ПРИМЕРЕ ПК-19

© Швецов И.И.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению подготовки 190600.62 - «Эксплуатация ТТМиК» на примере ПК-19 при изучении дисциплины «Силовые агрегаты».

Ключевые слова профессиональные компетенции, ПК-19, формирование, стендовые испытания, коллектив исполнителей.

В соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 190600.62 -«Эксплуатация ТТМиК» изучение дисциплин профессионального цикла

* И.о. заведующего кафедрой «Мобильные энергетические средства», кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.