Научная статья на тему 'Роль иностранного языка и толерантности при его обучении на современном этапе межкультурной коммуникации'

Роль иностранного языка и толерантности при его обучении на современном этапе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / БАЗОВЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркарян К.А.

В статье рассматривается значение межкультурной коммуникации на современном этапе развития человечества, а также толерантность, как одна из базовых гражданских ценностей. В статье также отмечается, как способствует обучение иностранному языку формированию толерантности, и каковы новые требования к подготовке инженеров в системе высшего технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка и толерантности при его обучении на современном этапе межкультурной коммуникации»

Компетентностный подход в образовании

161

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. - М.: «Просвещение», 2010.

2. Биболетова М.З., Алексеева Л.Л. Планирование результатов начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.

3. Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов: в 2 частях. - М.: «Просвещение», 2010.

4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс, 2 класс. - М.: «Просвещение», 2010.

5. Цукерман Г.В. Пизанская башня отечественного образования // Газета «Школьный психолог». - 2008. - № 3.

6. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-

12.htm.

7. http://simora.ru; http://standart.edu.ru.

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ЕГО ОБУЧЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Маркарян К.А.*

Капанский филиал Г осударственного инженерного университета Армении, Республика Армения, г. Капан

В статье рассматривается значение межкультурной коммуникации на современном этапе развития человечества, а также толерантность, как одна из базовых гражданских ценностей. В статье также отмечается, как способствует обучение иностранному языку формированию толерантности, и каковы новые требования к подготовке инженеров в системе высшего технического образования.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, формирование толерантности, базовые гражданские ценности, требования к подготовке инженеров, высшее техническое образование.

Изменения в характере образования конца XX начала XXI века все больше ориентируются на свободное развитие человека, на творческие способности, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобиль-

* И.о заведующего кафедрой Гуманитарных предметов и физической культуры, преподаватель русского и английского языков, соискатель кафедры Педагогики и методики преподавания языков Ереванского государственного лингвистического университета им. В.Я. Брюсова.

162

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ность будущих специалистов. Развитие общества требует от системы образования, и в первую очередь от высшей школы подготовки не просто профессионалов своего дела и специалистов по той или иной профессии, но и морально и нравственно развитого, обладающего широкой эрудицией человека. Кроме того, система образования должна сформировать у студентов вне зависимости от профиля обучения навыки эффективного социального взаимодействия, коммуникативные способности. Коммуникация входит в повседневмую жизнь в новом широком смысле этого слова, и актуальным становится понятие «коммуникативная компетенция».

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Процессы глобализации, происходящие в мире, проецируются на систему языкового образования в плане межкультурных контактов. И процесс обучения иностранному языку как нельзя лучше способствует таким контактам. Знание иностранного языка получает особую ценность, если оно связывается со знаниями культуры, знаниями об отношениях, представлениях и стереотипах людей, говорящих на изучаемом иностранном языке. Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире [1, с. 25].

Коммуникация между культурами, став новой реальностью, соединяет и разрушает национальные традиции, создавая традицию «интеркультуры». Такая коммуникация предполагает такое будущее культуры, когда различия воспринимаются не как повод к борьбе за идеологию, а как обогащение общей культуры. Отношения в межкультурной коммуникации не только сложны, но и противоречивы, подчас агрессивны. И толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Каждый регион многолик, поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, так как она носит глобальный характер. Но межкультурная коммуникация может помочь понять инокультуру и сократить разрыв между «свой» и «чужой».

Стремление понять иную точку зрения, культуру помогает проявлять толерантность, которую иногда путают со снисхождением или уступками. Толерантность - это способность переносить взгляды и поведение, отличающиеся от собственных, внутренне не соглашаясь или не одобряя их. Для толерантности большое значение имеет стремление к миру, демократии. Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного образа мысли - распространенное явление в современном мире.

Компетентностный подход в образовании

163

И только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, при этом не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. В процессе межкультурной коммуникации уместно прислушаться к призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация»: «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие» не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула межкультурной коммуникации» [1, с. 259]. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

Современные процессы глобализации обусловили новые требования и к системе высшего технического образования. Сегодня оно призвано осуществить подготовку компетентного специалиста, способного решать производственно-технологические и организационно-управленческие задачи на международном уровне. И современные требования к подготовке инженеров влекут за собой ряд кардинальных изменений и дополнений в системе языкового образования в технических вузах. Языковое образование должно быть направлено на овладение специалистом иностранным языком как средством общения в реальных жизненных ситуациях, в том числе и профессиональной деятельности при непосредственном контакте с носителями иного языка. С точки зрения компетентного подхода целью обучения будущих инженеров иностранному языку является формирование у них языковой компетенции, включающей способность студента логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь, осуществлять коммуникативную деятельность на толерантной основе, уметь вести переговоры на иностранном языке, обладать надлежащей речевой культурой. Знание иностранного языка должно способствовать повышению уровня общей культуры специалиста.

Однако анализ практики в техническом вузе свидетельствует о том, что существующие педагогические технологии не позволяют сформировать высококвалифицированного специалиста-инженера, готового осуществлять профессиональную деятельность в условиях интеграционного взаимодействия. Это обусловлено, прежде всего, небольшой долей гуманитарных дисциплин, присутствующих в содержании образования в техническом вузе (напр. в Ка-панском филиале ГИУА доля гуманитарного компонента на 2014/2015 учебный год составляет 8.3 %. Количество часов, отведенных учебным планом на аудиторные занятия, сократилось на 50 % по сравнению с прошлым учебным годом), индивидуально-психологическими особенностями студентов, отличающихся техническим стилем мышления - далеко не все студенты с интересом относятся к изучению иностранного языка как дисциплине общекультурного блока, не занимающей центрального места в учебном плане. Следует отметить и невысокий уровень языковой подготовки абитуриентов,

164

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

поступающих на непрофильные факультеты. Можно также отметить, что в технических вузах уделяется недостаточно внимания и проблеме формирования толерантного поведения у студентов.

Так, средний показатель уровня толерантности у студентов Капанского филиала ГИУА составляет 28.86 % (согласно опросному листу методики диагностики уровня толерантности: авт. В.С. Магун, адапт. О.А. Беньковой -Приложение 1. В опросе участвовали 30 студентов).

Таким образом, обучение иностранному языку на современном этапе развития общества - это сложное, комплексное явление. Для того, чтобы уровень знаний иностранного языка студентов соответствовал требованиям профессиональной практики, важно охватить следующие разделы: лексический состав, который необходим для успешной коммуникации на иностранном языке; знание соответствующих грамматических правил; умения, навыки общения на иностранном языке; особенности изучаемой культуры другого народа, включая страноведение и культуру повседневного общения; сравнение с соответствующими особенностями родной культуры.

Приложение 1

Методика диагностики уровня толерантности (авт. B.C. Магун, адапт. О.А. Беньковой)

Опросный лист

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2. Хорошо, что человек может не соглашаться с мнением других людей.

3. Дети из богатых семей не должны учиться в особенных школах.

4. Приезжих из других стран нужно поселить в специально отведенных местах, а их детей нужно обучать в отдельных школах, чтобы они не общались с другими детьми.

5. Если молодой человек носит бороду и длинные волосы, то это некрасиво.

6. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право устанавливать у себя особые законы, связанные с их обычаями и традициями.

7. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

8. Люди не созданы одинаковыми: некоторые из них лучше, другие хуже.

9. Несправедливо если негры будут руководителями над белыми людьми.

10. Внешний вид людей с другим цветом кожи является чем-то ненормальным.

11. Все террористы - это мусульмане, которые верят не в бога, а в аллаха.

12. Улучшать условия жизни бедных - это бесполезная трата государственных денег.

Компетентностный подход в образовании

165

13. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

14. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

15. Между темнокожими и белыми людьми не существует никаких различий в умственных способностях.

16. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

17. Мы не должны запрещать приезжать в наш город людям других национальностей.

18. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

19. Между представителями различных национальностей существуют различия в способностях и талантах.

20. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, мне все равно - это их личное дело.

21. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

22. Мне трудно представить, что моим другом станет человек, который не верит в Бога.

23. Меня раздражают книги, в которых встречаются незнакомые слова.

24. Человека надо оценивать только по его поступкам, а не по его национальности.

25. Верить можно только в Бога.

26. Человек, совершивший преступление, не может стать хорошим.

27. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

28. Я четко знаю: что хорошо, а что плохо для всех и считаю, что и другие также должны это понять.

29. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

30. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

31. Все те, кто просит милостыню, лгуны и лентяи.

32. Человек с другими обычаями, привычками меня пугает.

33. Если права человека другой национальности не соблюдаются, то тех кто в этом виноват, надо сурово наказывать.

34. Очень важно защищать права тех, кто имеет непохожие на других взгляды и поведение.

35. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов уступить в чем-то другим людям.

36. Любой спор, ссору между людьми разной национальности можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

«+ +» - сильное согласие; «+» - слабое согласие; «0» - ни да, ни нет; «—» - сильное несогласие; «-» - слабое согласие.

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/ Slovo, 2000.

2. Солдатова Г.У, Асмолов А.Г., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. -2001. - N 1-2. - С. 8-19.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

© Мельникова И.А.* *, Яковлева Л.И.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы значения начертательной геометрии в познании общетехнических дисциплин и преподавание начертательной геометрии и инженерной графики с использованием компьютерных технологий и новейших методов интерактивного обучения.

Ключевые слова: интерактивное обучение, логическое мышление, научно-технический прогресс, пространственное воображение.

Начертательная геометрия составляет основу инженерного образования, входит в группу обязательных общетехнических дисциплин. Она обучает студентов техническому языку - языку умения преобразовывать мысли в чертежи, умению составлять и читать чертёж [1].

Начертательная геометрия является теоретической базой для решения задач технического черчения. Чертежи являются средством выражения человеческих идей, определяя форму, размеры предметов, при этом они должны быть точными и простыми в графическом исполнении. Для того, чтобы выразить свои мысли при помощи технического рисунка, эскиза, чертежа необходимо обладать теоретическими знаниями основ начертательной геометрии. Начертательная геометрия обеспечивает высокий уровень инженерного мышления, развивая пространственное воображение, даёт навыки решения прикладных задач, расширяет границы логического мышления, общенаучный кругозор, приучает к аккуратности, наблюдательности [2].

К сожалению, постижение начертательной геометрии оказывается достаточно сложным для студентов, так как нет достаточной подготовки к освоению данной дисциплины в школе. Чертёж в начертательной геометрии занимает главенствующее положение. При этом он выполняется в аксонометрических проекциях или в ортогональных проекциях, поэтому требует определённых умственных способностей и пространственного воображения.

* Ассистент кафедры « Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры « Механика и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.