Научная статья на тему 'Технологии формирования толерантного отношения к иностранным студентам'

Технологии формирования толерантного отношения к иностранным студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / TOLERANCE / FOREIGN STUDENTS / EDUCATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / TOLERANT ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасанбиевна, Шхахутова Зарема Зориевна

Данное исследование посвящено проблеме формирования толерантного отношения в студенческой среде. Особое внимание уделено технологии воспитания толерантности к иностранным студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасанбиевна, Шхахутова Зарема Зориевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF TOLERANT RELATIONSHIP TO FOREIGN STUDENTS

This study is devoted to the problem of forming a tolerant attitude in a student environment. Particular attention is paid to the technology of tolerance education for foreign students.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования толерантного отношения к иностранным студентам»

Наконец, рассматривая воспитательный потенциал физической подготовки будущих полицейских в области формирования такого личностного как осторожность, хотелось бы подчеркнуть, что решение вопросов безопасности всегда должно предшествовать проведению физических упражнений, поскольку большая часть из них при неумелом выполнении, общей неподготовленности, либо нарочито показной манере исполнения весьма травмоопасны. И в этом смысле угрозу представляют даже наиболее простые легкоатлетические упражнения, осуществляемые, например, без предварительной разминки, что чревато растяжениями и вывихами. Еще большее значение это личностное качество имеет при выполнении силовых упражнений, где каждое неосторожное движение грозит более серьезными травмами. Поэтому занятия физическая культура и спорт неизбежно связаны с воспитанием осторожности у будущих полицейских, без которой тренировки могут завершиться досрочно. Для дальнейшей профессиональной деятельности осторожность еще более значима, в особенности для сотрудников оперативных служб, регулярно преодолевающих угрозы для своей жизни и здоровья.

Выводы. Таким образом, мы убедились, что воспитательный потенциал физической подготовки может выступать действенным средством развития тех или иных качеств будущих полицейских. При этом многие из этих качеств являются также и профессионально важными, и их отсутствие может выступать серьезным препятствием для осуществления правоохранительной деятельности. Все это позволяет сделать вывод не только об уместности, но и необходимости профессионально-ориентированной реализации воспитательного потенциала физической подготовки будущих полицейских. На практике такой подход позволит осуществлять воспитание курсантов более концентрированно и целенаправленно, интегрируя его трудовое, нравственное и профессиональное направления.

Литература:

1. Абдрахманов Р.Ш. Педагогические условия формирования трудолюбия младших подростков средствами физического воспитания (на опыте сельских школ республики Татарстан) // автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. п. н.. - Казань, 2005. - С. 18.

2. Баркалов С.Н. Воспитательный аспект в физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // в сб.: Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт. - Орёл: изд-во «Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова», 2015. - С. 22-25.

3. Бянкина Л.В., Егорова И.А., Сухоловская Т.Л. Мотивы занятий физической культурой студентов колледжа в системе формирования общекультурных компетенций // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 2. № 1 (2). - С. 113-117.

4. Романюк В.С. Перспективы реформирования системы обучения в образовательных учреждениях системы МВД РФ в свете болонской конвенции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 1. - С. 121-129.

5. Соловьев Г.М., Шаталова И.Е. Познавательная активность как результат деятельностного отношения студентов к физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2008. № 9. - С. 77-80.

Педагогика

УДК 378:316.647-053.6

преподаватель Хамукова Бэлла Хасанбиевна

Адыгейский государственный университет (г. Майкоп); преподаватель Шхахутова Зарема Зориевна

Адыгейский государственный университет (г. Майкоп)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ

СТУДЕНТАМ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме формирования толерантного отношения в студенческой среде. Особое внимание уделено технологии воспитания толерантности к иностранным студентам.

Ключевые слова: толерантность, иностранные студенты, технологии воспитания, воспитательная деятельность, толерантное отношение.

Annotation. This study is devoted to the problem of forming a tolerant attitude in a student environment. Particular attention is paid to the technology of tolerance education for foreign students.

Keywords: tolerance, foreign students, education technologies, educational activities, tolerant attitude.

Введение. На протяжении всей истории развития человечество постоянно сталкивалось с разнообразием культур, религий, традиций, интересов, политических и нравственных представлений. Сегодня, как никогда ранее, становится важным понимание, что в этом многообразии необходимо научиться находить единство и гармонию, в отсутствии которых теряется смысл и безопасность существования человека и его будущего.

Современный этап развития системы воспитания актуализирует новую цель - формирование этнической толерантности. Особую актуальность данная проблема приобретает для современной поликультурной России. В настоящее время возникает необходимость формирования человека, толерантного к представителям других национальностей.

Формулировка цели статьи: теоретически обосновать необходимость внедрения технологии воспитания толерантного отношения к иностранным студентам, обучающимся в вузе.

Изложение основного материала статьи. Социальная ответственность, понимание необходимости консолидации усилий во имя общего блага проявляются в признании и уважении прав других людей и культур. Декларации принципов толерантности, утвержденных Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., говорит, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [3, с. 262].

Одной из граней толерантности является «готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия» [2, с. 145].

Развитие и формирование оптимальной толерантности у субъектов межэтнического взаимодействия отражает уровень культуры межнационального общения, являющейся средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству и выступает одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов подобного рода, выработанным на сегодняшний день[4, с. 305].

Л.М. Дробижева, исследуя феномен общероссийской идентичности, отмечает, что межнациональное согласие «... означает не только уважение к другим, но и стремление к решению межнациональных (межэтнических) проблем через диалог, достижение взаимоприемлемых решений, межличностное и межгрупповое доверие, согласованные ценностные ориентации, общее видение «образа мира» [1, с. 379].

Воспитание толерантности у учащейся молодежи следует рассматривать, исходя из особенностей воспитательного процесса и дефиниций данного явления, как целенаправленный, планомерный процесс формирования у студентов терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, терпимости и уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; как процесс развития толерантного сознания, мировоззрения, чувств, качеств и свойств личности, а также способности к толерантному взаимодействию.

Поскольку жизнь в обществе не возможна без общения и социализации, внедрение социальных норм толерантности за счет обучения студентов российских вузов основам толерантного поведения и общения становится необходимым условием гармонизации общественных отношений и должно стать результативно-целевой основой конструирования толерантного образа жизни.

Иностранные студенты составляют все более актуальный и важный источник этнокультурного многообразия. Они обогащают культурную многоплановость своей родной культурой и этническими знаниями. Кроме того, иностранные студенты помогают преподавателям и студентам развивать свою культурную восприимчивость и навыки в работе с людьми с разным социокультурным бэктраундом.

В основу реализации технологии педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности студентов факультета Педагогики и психологии АГУ заложены стратегии развития и формирования. Применительно к нашему исследованию, развивающая стратегия обеспечит воплощение условий, стимулирующих формирование этнической идентичности и этнического самосознания обучающейся молодежи, их успешную социализацию в условиях поликультурного образовательного пространства. С этой позиции можно выделить непосредственное и опосредованное сопровождение процесса толерантного отношения к иностранным студентам. Характерной особенностью непосредственного сопровождения является обращение к конкретной личности в процессе взаимодействия преподавателя и студентов. Опосредованное сопровождение осуществляется с помощью различных элементов культуры. Для данного вида сопровождения характерно обращение к студенческой группе в целом. В данном случае обеспечивается провоцирование обучающихся на самостоятельный поиск решения проблемы.

Формирующая стратегия обеспечивает возможность проведения отбора и структурирования содержания, разработку учебно-методического обеспечения (учебно-методических пособий, программы внеурочной деятельности, методические рекомендации, диагностический инструментарий) формирования этнокультурной компетентности студентов. На факультете в рамках обучения изучается дисциплина «Толерантное отношение в поликультурной среде».

Технология педагогического сопровождения позволяет осуществлять формирование этнокультурной компетентности студентов на основе поэтапной социализации в условиях поликультурного образовательного пространства на монокультурном (освоение родной этнокультуры и свойственных ей способов мышления), межкультурном (постижение этнокультур народов конкретного региона), интеркультурном (способность к межкультурному взаимодействию и диалогу) уровнях.

Условия воспитания терпимости у студентов целесообразно объединить в четыре группы: социальные, психологические, педагогические, персонифицированные (личностные).

Молодежная мастерская психологического консультирования АГУ в течение многих лет реализует тренинговую работу, которая направлена на оказание позитивного влияния на молодежь Республики Адыгея. Студенты-психологи проводят Дни тренингов. Тренеры овладевают необходимыми лидерскими компетенциями, получают методологическую помощь и поддержку в выборе игр, упражнений, кейсов, тренинговых блоков. Весьма важным в тренинговой работе является эффект ментальных проекций и инсайтов, которые в процессе обучения возникают у участников [5, с. 120].

Технологии формирования толерантного отношения в студенческой среде предусматривают вовлечение молодежи в региональные мероприятия. В сентябре иностранные студенты вместе с другими обучающимися АГУ приняли активное участие в праздновании 160-летнего юбилея со дня основания города Майкопа. Студенты-иностранцы в красочных национальных костюмах вместе с преподавателями факультета торжественно прошлись в уже ставшем традиционным Параде студенчества, шествие которого началось по улице Краснооктябрьской от Городского парка культуры и отдыха и завершилось на площади Ленина.

Проходя по улицам города, преподаватели провели для них ознакомительную экскурсию, связанную с историей города и культурой его жителей. В заключении мероприятия на площади Ленина была проведена большая концертная программа, кульминацией которой стал праздничный джегу с уже полюбившимися иностранными учащимися зажигательными адыгскими танцами. Положительные эмоции и яркие впечатления от участия в праздновании Дня города, по словам студентов, явились очередным шагом в процессе познания русского языка и многогранной российской культуры.

«Мы вместе - мы едины» - именно под таким лозунгом в актовом зале АГУ проходил фестиваль национальных культур, где собрались сотни студентов, представляющие разные города, республики, страны и континенты.

«Данный фестиваль очень важен для нашего университета, так как в этот день огромное количество представителей различных национальностей сближаются, находят общий язык и общие интересы. Я горжусь тем, что АГУ является многонациональным, что позволяет студентам обмениваться знаниями и интересами», - такими словами поприветствовал собравшихся ректор АГУ Рашид Хунагов.

Одним из волнующих и эмоциональных моментов стал выход на сцену участников XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Сочи. Ребята, которые представляли наш вуз на таком масштабном

мероприятии, поделились со всеми своими эмоциями и впечатлениями. Также отличившиеся представители студенчества были награждены администрацией города за значительный вклад в реализацию муниципальной программы «Молодежь столицы Адыгеи». Завершился праздничная программа ярким концертом и дегустацией национальных блюд различных стран и народов.

На международном факультете Адыгейского государственного университета в рамках мероприятия «Наукоград» в феврале был проведен тренинг по формированию толерантных отношений в поликультурной молодежной среде. Помимо иностранных студентов из Сирии, Турции, Афганистана, Ирака, Конго, Монголии, Нигерии, в нем также принимали участие и школьники 8-10 классов города Майкопа, Республики Адыгея и городов Краснодарского края.

Этот год объявлен годом Волонтера. Считаем, что технология воспитание у студентов эмпатии, сопереживания к окружающему социуму является обязательной в рамках поликультурного образования.

Выводы. Таким образом, процесс формирования межнационального этнического согласия не может рассматриваться вне условий, в которых личность молодого человека развивается. Включенность человека в различные социальные группы является общим условием для всех молодых людей. Развитие и формирование оптимальной толерантности к иностранным студентам, как субъектам межэтнического взаимодействия, отражает уровень культуры межнационального общения, являющейся средством достижения межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству и выступает одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов подобного рода, выработанным на сегодняшний день.

Литература:

1. Дробижева, Л.М. Межнациональное согласие: концептуальные подходы и социальная практика в российском обществе / Л.М. Дробижева // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А-Н.З. Дибирова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - С. 379.

2. Касимов, Р.Р. Формирование межэтнической толерантности как социально-педагогическая проблема / Р.Р. Касимов // Вестник ТГУ. - 2011. - Вып. 1 (93). - С. 145-149.

3. Риэрдон, Б.Э.Толерантность - дорога к миру / Б.Э. Риэрдон.- М.: ЮНЕСКО и др., 2001. - 301 с.

4. Хамукова, Б.Х. Формирование патриотизма обучающейся молодежи через реализацию межэтнического согласия [Электронный ресурс] / Б.Х. Хамукова // Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях высшего образования: материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (Майкоп, 21-24 ноября 2017 года). - Майкоп: ЭлИТ, 2017. С. 305-307. - Режим доступа: http://201824.selcdn.ru/elit-060s/index.html.

5. Шавернева, Ю.Ю. Прикладные аспекты подготовки практических психологов методом тренингов / Ю.Ю. Шавернева; Адыг. гос. ун-т. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2016. - 126 с.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант 2-го курса Холдеева Наталья Андреевна

Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИЗМЕНЕНИЮ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Цель: Определение актуальности изменения принципа отбора и организации языкового и речевого материала с учетом изменением сферы общения обучаемых в результате развития информационно-коммуникационных технологий.

Результаты: обоснованы выводы о том, что актуализация отбора лексического материала для учебного процесса на основе анализа словаря реально-информативного общения обучаемых в интернете способствует решению задачи компетентностного подхода к обучению иностранного языка и успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых.

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, речевая компетенция, ситуативный подход, учебно-речевая ситуация, коммуникативные задачи, речевое действие.

Annotation. Objective: to Determine the relevance of changing the principle of selection and organization of language and speech material, taking into account changes in the sphere of communication of students as a result of the development of information and communication technologies.

Results: conclusions are substantiated that the actualization of the lexical material selection for the educational process based on the analysis of the dictionary of real-informative communication of students on the Internet contributes to solving the problem of competence-based approach to learning a foreign language and the successful formation of foreign-language communicative competence of students.

Keywords: Competency based approach, foreign language communicative competence, linguistic competence, speech competence, situational approach, teaching speech situation, communication tasks, verbal action.

Введение. Под лингвистическими основами методики преподавания иностранных языков понимается языковой и речевой материал, определенным образом отобранный и методически организованный в соответствии с целью обучения, внутриязыковыми закономерностями изучаемого языка, а также с учетом возможных трудностей его усвоения данной языковой аудиторией учащихся (С. Ф. Шатилов) [2].

Успех обучения практическому владению иностранным языком во многом определяется организацией языкового материала, которая должна быть адекватна коммуникативным целям обучения иностранным языкам. Эта организация должна быть комплексной, так как только комплексное объединение аспектов языка в речевых единицах на синтаксической основе — на уровне предложения — может быть основой речевой коммуникации (А.Н. Шамов) [1].

Проблема отбора речевых образцов не является до конца решенной в современной методике, так как принципы вычленения готовых предложений недостаточно теоретически обоснованы (А.Н. Шамов) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.