Научная статья на тему 'Комплексный инновационный подход в организации профориентационной работы на инженерном факультете'

Комплексный инновационный подход в организации профориентационной работы на инженерном факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБИТУРИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев А.Т., Орлянский А.В., Швецов И.И., Яковлева Л.И.

В статье предложен опыт профориентационной работы на инженерном факультете многопрофильного аграрного вуза. Обосновывается необходимость комплексного подхода к этой проблеме. Даны конкретные предложения по повышению интереса выпускников школ к инженерному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный инновационный подход в организации профориентационной работы на инженерном факультете»

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремлённость, трудолюбие, внимание, умение организовать свой певческий и жизненный режим помогают гораздо быстрее добиться успехов в овладении своим голосом.

Поющий одновременно является музыкантом, контролёром вокальной технологии, инструментом и исполнителем, создателем художественной концепции и её выразителем.

В этом соединении проявляется специфика искусства пения, его огромная трудность.

Будущему педагогу-музыканту необходимо усваивать проверенные наукой практические и теоретические вокальные знания, но также не следует пренебрегать опытом и мастерством талантливейших «педагогов-эмпи-риков», получивших знания и методические установки от своих учителей.

Список литературы:

1. Аспелунд Д.А. Развитие певца и его голоса. - М.: Музыка, 1982.

2. Вербова А. Техника постановки голоса. - М.: Радуга, 1983.

3. Вопросы вокальной педагогики. - М.: Музыка, 1984. - Вып. 7.

4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М.: Музгиз, 1962.

5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2008.

6. Иванов А.П. Об искусстве пения. - М.: Профиздат, 1968.

7. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.: Музыка, 1984

8. Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения. - М.: 2002.

9. Павлов И. Условный рефлекс. БСЭ.

10. Станиславский К.С. Собр. соч. - М.: Искусство, 1959.

11. Яковлева А.С. Вопросы вокального образования. - М.: 1984.

комплексный инновационный подход

В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ИНЖЕНЕРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© Лебедев А.Т., Орлянский А.В.,

Швецов И.И., Яковлева Л.И.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье предложен опыт профориентационной работы на инженерном факультете многопрофильного аграрного вуза. Обосновывается необходимость комплексного подхода к этой проблеме. Даны конкретные предложения по повышению интереса выпускников школ к инженерному образованию.

Ключевые слова: демография, профессионально-ориентационная работа, дополнительное образование, абитуриенты.

Компетентностный подход в образовании

167

В последние годы развитие высшего образования России протекает в условиях глубокого и продолжительного демографического спада. В такой ситуации значительно сокращается обучающаяся часть населения и резко обостряется конкуренция между вузами за привлечение на свои факультеты сократившегося числа абитуриентов. И здесь уже недостаточно просто славной истории, географии расположения, сложившегося высокого рейтинга высшего учебного заведения и престижности предлагаемых направлений обучения. В схожей ситуации пребывает в последние годы Ставропольский государственный аграрный университет, несомненный лидер в отраслевом образовании, добившийся высокого рейтинга качества образования в Европе. Организованная в 2013-14 годах кампания по привлечению в вуз абитуриентов включала широкий спектр мероприятий от открытия новых направлений обучения до участия вуза в тематических родительских собраниях в выпускных классах. К участию в более чем 110 акциях профориентационной направленности на факультете механизации сельского хозяйства привлекалось около четырёх тысяч выпускников средних школ Ставропольского края. То есть, каждый третий выпускник средних учебных заведений стал гостем факультета, участвовал в его мероприятиях, общался с его преподавателями, знаменитыми выпускниками, передовыми студентами. Опросы показали, что благоприятное отношение со стороны абитуриентов было сформировано, но, тем не менее, факультет c трудом справился с планом приёма студентов в 2014 году.

Одна из главных причин неуспеха в падении интереса к инженерному образованию, не смотря на большое число бюджетных мест на инженерных факультетах [15]. Критерий - снижение числа выпускников, сдающих ЕГЭ по физике. Опросный материал раскрыл причины снижения числа желающих сдавать физику: дискретное преподавание (паузы в несколько месяцев), не везде высокий уровень специалистов, дефицит кадров. Отсюда неуверенность выпускников в успешной сдаче, подкрепляемая подчас самими учителями. В такой ситуации радикальной мерой было бы включение физики в число обязательных экзаменов ЕГЭ. Это максимально расширит поле потенциальных инженеров; поднимет заинтересованность в более серьёзном изучении предмета у школьников и ответственность в организации процесса у школ. Т.е., подтянет к успеху все звенья цепи. Объективные факторы (высокая востребованность; достойная оплату труда; престижная занятость, модная перспектива, стимулирование интеллектуального развития и героика труда), влияющие на решение абитуриентов при выборе любого образования, в случае с инженерным образованием практически не работают. Поскольку экономика пока не готова обеспечить достойное материальное положение инженеров, материальные стимулы привлечения молодёжи на инженерные направления обучения государство должно начать само, в вузе, существенно повысив стипендий студентов инженерных факультетов. Ком-

168

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

плексный подход в работе по привлечению способной молодёжи на инженерные факультеты необходимо дополнять стремлением самих факультетов к применению нетрадиционных решений и новых технологий [16-20]. Это тем более актуально при подготовке инженеров третьего поколения, в условиях двухуровневого высшего образования, поскольку как установлено, простая модернизация прежних обучающих технологий для новых условий не всегда эффективна [3, 5, 7, 12, 13, 14]. В качестве новых интересных особенностей обучения можно, например, предложить студенту больше навыков и дополнительных знаний за то же время обучения и при тех же затратах. В качестве дополнительных аргументов привлекательности вуза для абитуриентов инженерного факультета в Ставропольском государственном аграрном университете обоснована и успешно опробована возможность предоставления студентам более широких компетенций, построенных на приобретении студентами дополнительных специальностей, профессий, подтверждённых документами и делающих выпускников более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда [21-24]. Это реализуется на основании инновационной технологии привлечения в вуз способных молодых людей, инструментом которой является встроенное образование [2, 4, 8]. В процессе его апробации на факультет было принято (в том числе и на коммерческую форму обучения) на 20 % абитуриентов больше, чем обычно. Однако применение встроенного образования ограничено рядом обстоятельств и может быть затруднено или вовсе невозможно при отсутствии необходимого образовательного партнёра для получения востребованной дополнительной специальности.

Дополнить такой инновационный подход можно технологиями 3D-^-делирования, которые становятся в вузе образовательными технологиями. Данный подход обладает также несколькими аспектами профориентационной направленности, т.к. технологии объёмного моделирования привлекательны для школьников и на начальном этапе освоения доступны для них. Объём начальной информации по данной технологии мы разделили на две части и выстроили процесс введения в 3D-проектирование для школьников десятых классов (навыки 3D-моделирования) и для школьников выпускных классов (техника 3D-моделирования, физика процесса) [6]. Освоение учебного материала и его прикладного назначения реализуется, как правило, в собственных проектах ребят [1, 9, 10, 11]. В течение двух лет работы в стенах вуза школьники становятся частью системы вуз - творчество - студент, которую, мы надеемся, не захотят покинуть по окончании школы, став студентами факультета.

Разумеется, освоение даже простых навыков 3D-моделирования требует достаточно прочных знаний по физике. Часть из них лежит за пределами школьной программы, поэтому расширение и углубление знаний по физике мы взяли на себя. Чтобы усилить полезность проекта мы привязали его к

Компетентностный подход в образовании

169

предстоящей сдаче итоговой аттестации ЕГЭ. В этом заключается второй аспект профориентационной направленности рассматриваемой технологии. Программа занятий включает работу над наиболее сложными тестовыми заданиями ЕГЭ прошлых лет; оригинальные вопросы и ситуации; элементы занимательной физики. Всё это подаётся и обсуждается со школьниками в форме свободного общения студентами инженерных факультетов, имеющих высокий рейтинг по физике и отвечающих принципам доброжелательной коммуникабельности. Организуют и курируют работу студентов преподаватели кафедры физики. Это создаёт дополнительную привязку школьников к вузу, а в студентах укрепляет знания, воспитывает в них качества наставничества и ответственность организатора.

Изложенные факты позволяют заключить, что для того, чтобы кампания по привлечению в вуз способной молодёжи стала максимально продуктивной, она должна стать комплексной, используя различные подходы: традиции, имидж; рекламно-информационный; инновационный.

Список литературы:

1. Горбачёв С.П., Кулаев Е.В., Руденко Н.Е., Калугин Д.С. Комбинированный дисковый сошник зерновой сеялки. Патент на изобретение RUS 2483517 09 11. 2011.

2. Кожухов А.А. Демографические проблемы страны и их отражение в высшем профессиональном образовании / А.А. Кожухов // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 4 (8). - С. 8-11.

3. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская, В.А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

4. Кожухов А.А. Встроенное образование - рациональная форма подготовки специалистов для села / А.А. Кожухов, В.В.Очинский, Л.А. Михайлова, И.В. Кузнецова // Механизация и электрификация сельского хозяйства. -2007. - С. 24-25.

5. Кулаев В.Е. Использование ЭВМ в расчётно-конструкторских работах как способ повышения производительности и качества курсового проектирования / В.Е. Кулаев, А.В. Орлянский, Л.И. Яковлева, Е.В. Кулаев // В сборнике: Инновационные механизмы эффективного образования. - Ставрополь, 2014. - С. 167-171.

6. Кулаев Е.В. Методические аспекты обучения студентов инженерных специальностей с применением современных технологий трехмерного проектирования и прототипирования / Е.В. Кулаев, Д.С. Калугин, И.А. Носов // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 9. - № 3. - С. 49-51.

7. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Ко-

170

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

жухов // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 92-94.

8. Очинский В.В. Встроенное образование. Опыт организации / В.В. Очинский, Д.В. Иванов // Научный электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 73 (9).

9. Очинский В.В., Кожухов А.А., Братчиков М.Ю., Овсянников Д.С. Прицепной каток ударного действия. Патент на изобретение RUS2365707 24.03.2008.

10. Очинский В.В., Кожухов А.А., Антигололёдная подошва. Патент на полезную модель RUS67826 10.04.2006.

11. Руденко Н.Е. Моноблочная пропашная сеялка / Н.Е Руденко, Е.В. Ку-лаев, Д.С. Калугин, С.П. Горбачёв // Сельский механизатор. - 2013. - № 7 (53). - С. 12-13.

12. Яковлева Л.И., Кулаев В.Е., Орлянский А.В., Гальков В.Ю. Системный контроль текущих знаний студентов как способ повышения качества учебного процесса // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. -№ 16. - С. 176-179.

13. Яковлева Л.И. Электронные учебно-методические комплексы в познавательной деятельности студентов / Л.И. Яковлева, В.Е. Кулаев // В сборнике: Инновационные механизмы эффективного образования. - Ставрополь, 2014. - С. 269-272.

14. Яковлева Л.И., Гальков В.Ю., Мельникова И.А.Студенческие олимпиады по графическим дисциплинам // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 16. - С. 174-176.

15. Мельникова И.А. О повышении престижа инженерного образования / И.А. Мельникова, А.А. Кожухов // В сборнике: Инновационные механизмы эффективного образования. - Ставрополь, 2014. - С. 205-208.

16. Швецов И.И. Математическая постановка задачи выбора эффективного мобильного энергетического средства / И. И. Швецов, В.А. Алексеенко // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - № 2 (2). - С. 49-51.

17. Кобозев А.К., Швецов И.И. Балласт трактора Т-150К на вспашке // Сельский механизатор. - 2013. - № 7 (53). - С. 10-11.

18. Швецов И.И. Приведение результатов стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания к стандартным условиям / И.И. Швецов, С.Г. Москаленко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 12-14.

19. Койчев В.С. Эксплуатационные показатели работы колесных тракторов на транспортных работах / В.С. Койчев, А.В. Орлянский, И.И. Швецов // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 9. - № 3. - С. 20-23.

20. Кобозев А.К. Регулировочная характеристика карбюраторного двигателя по углу опережения зажигания / А.К. Кобозев, И.И. Швецов, С.Г. Москаленко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 24-26.

21. Швецов И.И. Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Тракторы и автомобили» / И.И. Швецов // Развитие науки и

Компетентностный подход в образовании

171

образования в современном мире. Сб. науч. трудов по матер. Междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. - ООО «АР-Консалт», 2014. - С. 142-143.

22. Швецов И.И. Компетентностный подход при изучении дисциплины «Силовые агрегаты» / И.И. Швецов // Наука и образование в XXI веке. Сб. науч. трудов по матер. Междунар. науч.-практ. конф.: в 17 ч. - 2014. -С. 159-161.

23. Швецов И.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению 190600.62 - Эксплуатация ТТМиК на примере ПК-19 // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. -№ 16. - С. 169-174.

24. Швецов И.И. Рабочая профессия через прикладной бакалавриат / И.И. Швецов, И.Б. Юров // В сборнике: Инновационные механизмы эффективного образования. - Ставрополь, 2014. - С. 261-264.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ и знаниевыи подход В ШКОЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Романова М.Ю.* *, Французова О.А.*

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, г. Москва

В статье рассматривается компетентностный и знаниевый подход в преподавании предмета «Экономика». Исследуются теоретические основы экономического образования школьников с позиций компетент-ностного подхода.

Ключевые слова компетентностный подход, экономические компетенции, знаниевый поход, курикулярные требования, методика, предмет «Экономика», источники экономического содержания.

Современные преобразования и изменения в России требуют от граждан знаний об экономической сфере жизни общества, ее тенденциях и развитии. Преподавание экономики в средней школе представляет важное значение в образовательной политике и направленно на предоставление учащимся возможности осмысления основ экономической жизни общества. Внедрение новой модели школьного образования в России с учетом компе-тентностного подхода отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других официальных документах. Ведущим компонентом этой модели школьного является ориентация на практические навыки, способность применять знания и реализовывать собственные проекты.

* Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук.

* Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.